Научная статья на тему 'Идеология в КНДР: возникновение, история и современный этап'

Идеология в КНДР: возникновение, история и современный этап Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3115
465
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНДР / КИМ ЧЕН ЫН / ИДЕОЛОГИЯ / ЧУЧХЕ / КИМИРСЕНИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мосолова Дарья Олеговна

Автор прослеживает историю возникновения северокорейской идеологии чучхе, её эволюцию, роль и место в политике КНДР, анализирует понятия «кимирсенизм» и «сонгун», а также современное изменение идеологии КНДР, выраженной в концепции кимирсенизма-кимчениризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideology of the DPRK: history, evolution and present-day state

The article is devoted to the appearance of juche ideology, its evolution and role in the present-day policy of the DPRK, as well as of the term kimilsungism and its’ perception - in the second half of XX century and nowadays. The article also deals with by Kim John Il’s songun policy and modern process of the songun, juche and kimilsungism joining into the concept of kimilsungism-kimjohnilism - a term, which was put into circulation by the present leader of the DPRK Kim Jong Un.

Текст научной работы на тему «Идеология в КНДР: возникновение, история и современный этап»

УДК 3=00(01)"0/2"(5)(=1.4)/(=1.9)-03

Идеология в КНДР: возникновение,история и современный этап

Дарья МОСОЛОВА

Верное понимание современных мировых политических процессов невозможно без учёта идеологий его участников. Понятие «идеология», с одной стороны, постепенно начинает ассоциироваться с ХХ в., так как в современной политической лексике всё чаще начинает преобладать более широкий термин «национальная идея». С другой стороны, появление на политической арене группировки «Исламское государство» (запрещена на территории России) говорит о том, что идеология в традиционном понимании «выражаемых публично убеждений, целью которых является влияние на сознание и действия населения» [1], по-прежнему имеет большую силу сплачивания масс. В частности, на Корейском полуострове, где огромную роль на внешнюю и внутреннюю политику КНДР оказывает провозглашённая в стране 40 с лишним лет назад идеология и теория чучхе.

Идеология и теория чучхе является основой всех действий КНДР, обусловливая её внешнюю и внутреннюю политику, при этом чаще всего она ассоциируется с «северокорейским социализмом». Но для того чтобы верно понять её суть и особенности, нужно проследить эволюцию её формирования и развития. Несмотря на кажущуюся неподвижность и консервативность, идеологическая база КНДР после прихода к власти Ким Чен Ына претерпела заметные изменения.

МОСОЛОВА Дарья Олеговна - аспирант Дипломатической академии МИД России. Е-тай: darla.mosolova@gmail.com

Ключевые слова: КНДР, Ким Чен Ын, идеология, чучхе, кимирсенизм. 1 Mayer R. R. Social Science and Institutional Change. Transaction Books, New Brunswick and London (U.K.), 1982. P. 14.

Ким Ир Сен и идеологемы чучхе

В 1910 г. Корея подписала договор с Японией [2], по которому она превратилась в японскую колонию. Японским правительством была поставлена цель «японизировать» Корею, т. е. уничтожить корейское национальное самосознание, заменив его японским. Для этой цели была перестроена корейская система образования, корейский язык был запрещён и заменён японским, уничтожались корейские книги, представляющие историческую ценность, и т. д. [3].

В такой ситуации началась и практически не прекращалась борьба корейского народа за независимость, в том числе и вне границ Кореи. На территории Китая и Советского Союза появлялись политические силы, впоследствии сыгравшие ключевую роль в становлении государств Южной и Северной Кореи. Тогда же зародилось и корейское социалистическое движение, которое спустя 30 лет после своего появления стало превращаться уже в КНДР в государственную идеологию, именуемую чучхе (в переводе с корейского означает «опора на собственные силы»). Несмотря на то что многие историки датируют зарождение корейского социалистического движения 1910 г., годом создания организации «Союз освобождения» [4], данную организацию упоминать

в контексте корейского социалистического движения стоит лишь формально, поскольку она является лишь первой зарегистрированной корейской социалистической организацией, при этом чёткого устава и программы деятельности она не имела. Начиная с 1918 г. стало появляться большое количество корейских социалистических организаций на территории Китая и Советской России, однако отсутствие единого координационного центра привело к тому, что в 1921 г. под городом Свободный произошло столкновение двух фракций корейского социалистического движения, повлекшее за собой сотни жертв.

Фактически серьёзной политической силой оно стало только в середине 40-х годов, когда на политической арене появился Ким Ир Сен. Именно поэтому северокорейская историография политической истории страны, как правило, начинает отсчёт корейского социалистического движения с середины 30-х годов.

Сразу же после аннексии Кореи Японией в Маньчжурии и на севере Корейского полуострова возникают корейские партизанские отряды, которые поддерживали коммунистические организации в Китае. Однако после 1931 г., когда Маньчжурия была аннексирована Японией, а Коммунистическая партия Китая

2 Договор о присоединении Кореи к Японии от 22 августа 1910 г. // URL: https://ko. wikisource.org/wiki/%ED%95%9C%EC%9D%BC%EB%B3%91%ED%95%A9%EC%A1%B0%EC %95%BD

3 Бажанов Е. П., БажановаН. Е. Корейские зарисовки. М.: Восток - Запад, 2010. С. 14.

4 Пак Чин Сун. Социалистическое движение в Корее // Коммунистический интернационал. 1919. № 7-8. С. 1171-1172.

активно вела борьбу с партией Гоминьдан, корейские партизанские отряды вынуждены были действовать уже без помощи Китая.

Именно тогда имя Ким Ир Сена становится известным населению Кореи как героя борьбы с японскими захватчиками, хотя, согласно северокорейской историографии, уже с конца 20-х годов он был известен также как идеолог антиимпериализма, а в 1930 г. в г. Калунь провёл совещание организаций Коммунистического Союза Кореи и Антиимпериалистического союза молодёжи Кореи (обе организации были созданы в 1927 г. для борьбы с империализмом и фактически состояли из одних и тех же людей). На этом совещании термин «чучхе» прозвучал впервые - официальная северокорейская историография считает это годом основания одноименной идеологии [5, с. 17]. Необходимо уточнить: вероятно, заслуги Ким Ир Сена как активного борца-антиимпериалиста в конце 20-х - начале 30-х годов сильно преувеличены - имя будущего лидера стало широко известным гораздо позже. Точно так же невозможно проверить, действительно ли термин «чучхе» прозвучал из уст Ким Ир Сена в 1930 г., поскольку об этом упоминают лишь северокорейские источники. В реальности это могло произойти гораздо позднее (1955 г.). Но это расходится со стремлением КНДР добавить идеологии «возраст».

Фактически Ким Ир Сен становится известен ближе к концу 30-х

годов, сначала как командир партизанских отрядов, а позднее, уже в 40-х годах, как генератор социалистических идей. Вплоть до 40-х годов отряды, возглавляемые Ким Ир Сеном, доставляли японцам заметные неприятности, а сам он приобрёл репутацию политического лидера, способного привести страну к освобождению, возрождению и процветанию.

Однако после освобождения в 1945 г. Корея оказалась разделённой на две части. Идея поделить Корею по 38-й параллели в буквальном смысле была придумана за одну ночь американскими генералами Ч. Боунстилом и Д. Раском. С севера Корею должны были освобождать советские войска, а с юга - американские. Внешне выглядело так, что Корея была поделена поровну, но при этом большая часть промыш-ленно развитых регионов и индустриального населения оказывалась на юге [6]. Тогда никто не предполагал, что искусственное разделение превратится в раскол государства и нации.

Фактически сразу же в обеих частях страны возникают временные администрации, которую на Юге возглавляет американский ставленник Ли Сын Ман, а на Севере - поддержанный Советским Союзом Ким Ир Сен. В 1948 г. было провозглашено создание КНДР и Республики Корея, и с этого момента на Севере начинается строительство государства, основанного на идеях социализма, которые позже были тран-

5 Ким Чен Ир. Об идеях чучхе. Издательство литературы на иностранных языках. Корея, Пхеньян, 1989.

6 Торкунов А. В. Корейский вопрос // Международная жизнь. 2003. № 5. С. 62.

сформированы в идеи чучхе. При этом, несмотря на неконверген-тность целей и содержания национальных идей Северной и Южной Кореи, националистические чувства в обеих странах лишь возрастали, а не угасали, как обычно бывает при государственных расколах [7, р. 80]. С другой стороны, в обоих государствах проводилась политика этноцентризма с возрождением корейской культуры, поэтому национализм являлся логичным следствием такой политики [8].

Что касается Северной Кореи, то приход к власти Ким Ир Сена был подобен усыновлению им осиротевших детей-корейцев, из-за бедствий частично утративших не только свою родину, но и этническое самосознание. Многие бойцы-партизаны сражались вместе с Ким Ир Сеном, они оставались после 1945 г. на территории КНДР и уже тогда воспринимали его как своего вождя и защитника [7, р. 86].

Такой принцип отношений был экстраполирован на идеологию нового государства. Можно предположить, что этот же факт сыграл определённую роль в милитаризации северокорейской внутренней и внешней политики.

Постепенно формировалось отношение к Ким Ир Сену как к отцу нации, и так же постепенно оформлялась идеология чучхе. Термин стал официально использоваться в рито-

рике первых лиц с 1955 г., хотя лишь в 1972 г. чучхе была провозглашена в Конституции КНДР «основополагающим принципом» всех сфер её жизни [9, р. 16], но об окончательном оформлении можно говорить лишь ближе к 90-м годам.

Сам термин «чучхе» и ключевая идея были придуманы Ким Ир Сеном.

В его трактовке чучхе представляет собой политико-философское учение о мире и месте в нём человека. Основополагающая философема чучхе - человек хозяин всего и он решает всё. Он имеет власть над природой и миром, он может преобразовывать мир так, как хочет. Отрицая идею Бога, чучхе одновременно сакрализует человека, делает его богоподобным существом.

Ключевые идеологемы чучхе следующие: человек - общественное существо, обладающее самостоятельностью и сознательностью; человек -наиболее развитое материальное существо; он играет особую роль и занимает особое место в мире; природа - объект труда человека и источник его материальных благ; все остальные живые существа сохраняют своё существование, приспосабливаясь к человеку; народные массы - субъект общественно-исторического развития [5, с. 18-19].

Чучхе подчёркивает необходимость иметь самостоятельную и не-

7 Shin Gi-Wook. Ethnic Nationalism in Korea: Genealogy, Politics, and Legacy. Stanford University Press, 2006.

8 Кукарцева М.А., Грановская М. В. Фантазия и реальность в политическом мышлении современной Европы // Власть. 2016. № 7. С. 147.

9 Suh Jae-Juhn.. Origins of North Korea's Juche: Colonialism, War, and Development. Lexington books, 2013.

зависимую политику и экономику, опираясь на серьёзные политические силы.

Профессор СПбГУ Курбанов С. О. приводит много примеров соприкосновения основных идей чучхе как с некоторыми конфуцианскими постулатами, так и с «новыми религиями»* Кореи.

Действительно, в чучхе прослеживаются такие характерные для корейской королевской традиции черты, как отождествление короля с небом и «небесный мандат» на его правление (в чучхе личность Ким Ир Сена всё время сравнивается с солнцем), а сам термин «чучхе» в значении «вещь с точки зрения субъекта» использовался ещё средневековыми корейскими философами [10].

Ким Чен Ир и идеологемы кимирсенизма

Однако как политическая идеология чучхе была в большей степени оформлена Ким Чен Иром. После «культурной революции» в Китае руководство КНДР приходит к выводу о необходимости создания своей уникальной идеологии. Неудивительно поэтому, что в 70-е годы, сразу после провозглашения чучхе, основополагающим принципом жизни в северокорейской идеологии стал новый термин - «кимирсе-низм». В литературе он трактуется по-разному.

Ким Сон Чхоль, профессор Сеульского национального университета, считает, что это «система теорий и методов о революции, воплощённых в идее чучхе» [11].

Д. Н. Кларк, профессор Университета Тринити в США, анализируя культурные традиции КДНР, приравнивает кимирсенизм к системе верований, связывая его с культом личности Ким Ир

Сена и легитимизацией прав династии Ким на управление страной [12].

Сначала кимирсенизм отождествлялся с чучхе, однако в 1976 г. Ким Чен Ир заявил, что кимирсенизм -более широкая философия, чем чу-чхе, это аналог марксизма-ленинизма, из которого и происходит чучхе. Вероятнее всего, подобный шаг был вызван желанием поставить идеи Ким Ир Сена в один ряд с такими теориями, как маоизм и сталинизм, подчеркнуть самостоятельность северокорейского пути [7, р. 89-90] и его независимость от других, даже дружественных стран.

В 90-х годах чучхе стали официально называть «корейским социализмом, ориентированным исключительно на корейцев», а в Конституции 1998 г. сказано, что вся культурная продукция должна соз-

10 Курбанов С. О. Идеи чучхе: конфуцианская традиция. Восточная коллекция. 2011. № 4 // URL: http://all-on-korea.narod.ru/modernjuche.html

11 Kim Sung Chull. North Korea under Kim Jong Il: From Consolidation to Systemic Dissonance. State University of New York Press, 2006. P. 231.

12 Clark D. N. Culture and Customs of Korea. Greenwood Press, 2000. P. 188.

* Новые религии Кореи -религиозные течения, возникшие в Корее в XIX -начале ХХ в. и до сих пор имеющие последователей, такие как чхондогё, тонхак; помимо них в чучхе также присутствуют отголоски идей идеологического течения сирхак, возникшего в Корее в XVII в.

даваться в соответствии с основами чучхе [9, р. 16-17].

В 1976 г. Ким Чен Ир формулирует «Десять принципов установления единой идеологической системы», которые, по сути, стали для партии собственными «десятью заповедями». Все они сводились к личности Ким Ир Сена, императивному уважению его заслуг и идей. При этом имени самого Ким Чен Ира в них на тот момент не упоминалось. Скорее всего, целью было упрочение культа личности Ким Ир Сена, что было особенно важно после прошедшей в Советском Союзе десталинизации.

Отсюда ключевые идеологемы кимирсенизма, заключающиеся в том, что это: основа для претворения в жизнь идей чучхе; мировоззренческая система, определяющая как политику страны, так и духовную жизнь народа; власть Великого Лидера Ким Ир Сена абсолютна; уважение его идей - безоговорочно.

Несмотря на разницу в толковании терминов с философской точки зрения, сам Ким Чен Ир часто подменял понятия «кимирсенизм» и «чу-чхе» [13]. Более чёткая грань в терминологии была проведена его последователем Ким Чен Ыном.

В 60-е годы, в официальной риторике Корейской Народно-Демократической Республики появ-

ляется новый термин «сонгун»* (дословно - «армия на первом месте»), а в 1994 г. принципы этой политики, официально провозглашённые Ким Чен Иром, также стали частью идеологии КНДР. Фактически же культ армии в стране существовал всегда.

Придя к власти, Ким Чен Ир произвёл важное изменение в идеологии: он уравнял по значимости термины «чучхе» и «сонгун».

Основополагающими принципами сонгун было превращение страны в «мощную военную державу», «неприступную крепость», закрепление за армией роли движущей силы, ориентация народного хозяйства на военные нужды [14]. Важно, что в 1994 г. и последующие годы подобная милитаризация культуры не сказалась отрицательно на внешней политике КНДР: диалог с Южной Кореей, США и Японией вплоть до начала 2000-х годов и прихода к власти в США администрации Дж. Буша был конструктивен, а КНДР даже пошла на уступки и отказалась от продолжения ракетно-ядерной программы (возобновлена в 2002 г.).

Если бы администрация США в начале 2000-х годов не предъявила бы КНДР неимеющие реального основания обвинения в нарушении Рамочного соглашения (1994 г.) [15]

13 Lim Jae-Cheon. Kim Jong-il's Leadership of North Korea. Roulledge Contemporary Asia series, 2011. P. 63.

14 Аптеева О. В. Сравнительный анализ идей чучхе и сонгун в конструировании идеологии военного социализма в КНДР // Сравнительная политика. 2010. № 1. С. 226.

15 Покровская П. Шестисторонние переговоры по ядерной проблеме КНДР -выход из тупика // Обозреватель-Observer. 2015. № 3. С. 79.

* Официальной датой зарождения политики сонгун считается 25 августа 1960 г., но фактическое её оформление как идеологического принципа началось значительно позже.

(The Agreed Framework between the United States of America and the Democratic People's Republic of Korea)*и не сменила подход к КНДР на критично жёсткий, невозможно дать ответ на вопрос, что было бы между Соединёнными Штатами Америки и Северной Кореей.

Однако возможность договориться с КНДР и предотвратить возобновление реализации ракетно-ядерной программы была, но из-за непримиримости Дж. Буша-мл. КНДР пошла на радикальные шаги, и политика сонгун получила второе дыхание. Культ армии, ядерного оружия, успешных испытаний нового оружия - лейтмотив современной

жизни Корейской Народно-Демократической Республики.

Успешно проведённым запускам ракет посвящаются концерты и различные праздничные мероприятия. На армию тратится большая часть государственного бюджета.

Так, только в 2009 г., по оценкам южнокорейского Korea Institute of Defense Analysis, на военно-промышленный комплекс КНДР было потрачено 9 млрд долл. [16].

Ракетно-ядерная программа Северной Кореи стала уже одним из символов её политики, и практически невозможно представить ситуацию, в которой КНДР сегодня согласилась бы на её замораживание.

Идеологемы кимирсенизма-кимчениризма Ким Чен Ына

Сегодняшний лидер страны Ким Чен Ын сразу после своего прихода к власти активно продолжил ракетно-ядерную программу КНДР и ясно дал понять, что не собирается идти Западу на уступки. Он решительно провёл кадровые изменения правящей элиты, репрессировав даже родного дядю, и решительно стал вносить изменения и в государственную идеологическую программу.

В апреле 2012 г. на Четвёртой конференции представителей Трудовой партии Кореи (ТПК) * * Ким Чен Ын представил гражданам новый термин «кимирсенизм-кимчени-ризм», провозгласив, что «идеология кимирсенизма-кимчениризма является единственной государственной идеологией» [17, р. 47]. В постановлениях Третьей конференции было записано, что «идеология чучхе является единственной государст-

16 Cordesman A. H. The Evolving Military Balance in the Korean Peninsula and Northeast Asia. Rowman and Littelefield. 2013. P. 74.

17 Institute for Unification Education Understanding North Korea: Totalitarian dictatorship. Research and Development Division of Institute for Unification Education, 2014. P. 47.

* Рамочное соглашение подразумевало замораживание КНДР её ядерной программы в обмен на поставку ей энергоресурсов со стороны США // URL: https://web.archive.org/ web/20031217175315/http://www.iaea.org/Publications/Documents/Infcircs/0thers/infcirc457. pdf

** Трудовая партия Кореи - правящая партия КНДР, основанная в 1949 г. На данный момент председателем партии является Ким Чен Ын.

венной идеологией» [17, р. 46], т. е. Ким Чен Ын дал идеологии другое именование.

В 2014 г., государственная партийная «Трудовая газета» напечатала, что «кимирсенизм и кимирче-низм вместе - революционная теория, суть которой заключается в идеях чучхе» [18]. Весной 2016 г. она же призвала к построению общества по модели кимирсенизма-кимчерниризма.

Изменение акцентов в идеологии (отход от более узкого понятия «чуч-хе» к более широкому новому термину «кимирсенизм-кимчерниризм») можно объяснить следующим образом. Для уверенного утверждения у власти новому лидеру было необходимо представить обновлённые идеи в государственном управлении, при этом выказав уважение к памяти отца. Вероятно, Ким Чен Ын решил объединить две основные национальные идеи КНДР - чучхе и сонгун, использовав для этого уже широко известное в КНДР понятие кимирсенизма и расширив его. В своей речи перед представителями ЦК ТПК (2012 г.) он говорил о великом чувстве патриотизма своего отца и о том, что идеология кимир-сенизма-кимирченизма должна основываться в том числе на сужде-

ниях его отца о стране, людях и будущих поколениях [17, р. 47-48]. Поэтому в 2013 г., впервые за 39 лет, были исправлены «Десять принципов установления единой идеологической системы» Корейской Народно-Демократической Республики [19]. Во все пункты, где стояло имя Ким Ир Сена, добавили имя Ким Чен Ира, «революционные идеи товарища Ким Ир Сена» были заменены на «кимирсенизм-кимчени-ризм»; была прописана единоличная роль партии в управлении страной [20].

Причин на изменение десяти принципов у Ким Чен Ына, вероятно, было несколько.

Во-первъх, подобный шаг напомнил как окружению Ким Чен Ына, так и народу о том, что дело Ким Ир Сена движется вперёд, а восславляя таким образом идеи своего отца, Ким Чен Ын называет себя их наследником.

Во-вторъх, Ким Чен Ын подчеркнул легитимность нахождения своего рода у власти.

Кроме того, по мнению востоковеда Ф. Тертицкого, Ким Чен Ын показывает, что страна остаётся верна принципам его предшественников и либерализация жизни в ней пока не предвидится [21].

18 Kim Jong Un. Addresses Ideology Officials Conference and Attends Photo-Op (updated with full text of speech) // 2014. 26 February // URL: https://nkleadershipwatch.wordpress. com/2014/02/26/kim-jong-un-addresses-ideology-officials-conference-and-attends-photo-op

19 Kang Mi Jin.. NK Adds Kim Jong Il to 'Ten Principles' // 2013. 8 September // URL: http:// www.dailynk.com/english/read.php?cataId=nk01500&num=10828

20 Чан Чхоль Ун. «Десять принципов» в КНДР были изменены // 2013. 12 August // URL: http://www.yonhapnews.co.kr/northkorea/2013/08/12/1801000000AKR20130812087351014. HTML

21 Tertitskiy F. The party's 10 principles, then and now // 2014. 11 December // URL: https:// www.nknews.org/2014/12/the-partys-10-principles-then-and-now

Итак, Ким Ир Сен, активный участник корейского социалистического движения в подполье и партизанского антияпонского движения, ввёл термин «чучхе» с его идеологемами об опоре на собственные силы и необходимости самостоятельной политики. Придерживаясь социалистических и коммунистических взглядов, он хотел создать теорию, подчёркивающую корейскую идентичность: сначала это было необходимо для возрождения уничтожавшегося японцами в течение многих лет корейского национального самосознания, затем - чтобы отделить Северную Корею от Южной и её союзников. Стоит отметить, что, образовавшись с помощью Советского Союза и во многом завися от него, КНДР изначально не была его простым сателлитом.

В 70-е годы в КНДР появляется новый термин - «кимирсенизм», несущий идеологемы сакрализации учения Ким Ир Сена и подчёркивающий его обособление от иных схожих социалистических учений. Это стало вершиной эволюции северокорейской идеологии: КНДР всё более национализировала свою идеологию, адаптировала её именно для корейского общества, добивалась всё больших успехов как внутри страны, так и в мировой политике.

При Ким Чен Ире начинается активное изучение чучхе за рубежом, и идеология приобретает своих последователей вне границ КДНР. Именно поэтому КНДР смогла пережить раскол Советского Союза без больших потерь для себя в области идеологии. Однако по этой же причине с 90-х годов в идеологии начинает преобладать милитаристская направленность, а пришедший к власти в 2011 г. Ким Чен Ын создаёт квинтэссенцию теоретических учений о политике опоры на собственные силы и политике военного приоритета - идеологию кимирсенизма-кимчерниризма, с идеологемами: Ким Ир Сен и Ким Чен Ир - верные сыны чучхе, вокруг которых строится идеологическое единство, основанное на теории чучхе и политике сонгун.

Оценка всех плюсов и минусов этих идеологем показывает, что кимирсе-низм-кимчерниризм имеет огромное значение для политики страны при принятии как внешнеполитических, так и внутриполитических решений.

Библиография • References

Аптеева О. В. Сравнительный анализ идей чучхе и сонгун в конструировании идеологии военного социализма в КНДР // Сравнительная политика. 2010. № 1. С. 225-230.

[Apteeva O. V. Sravnitel'nyj analiz idej chuchhe i songun v konstruirovanii ideologii voennogo socializma v KNDR // Sravnitel'naja politika. 2010. № 1. S. 225-230]

БажановЕ. П., БажановаН. Е. Корейские зарисовки. М.: Восток - Запад, 2010. -448 с.

[BazhanovE. P., BazhanovaN. E. Korejskie zarisovki. M.: Vostok - Zapad, 2010. -448 s.]

Договор о присоединении между Кореей и Японией от 22 августа 1910 г. // URL: https://ko.wikisource.org/wiki/%ED%95%9C%EC%9D%BC%EB%B3%91%ED %95%A9%EC%A1%B0%EC%95%BD

[Dogovor o prisoedinenii mezhdu Koreej i JAponiej ot 22 avgusta 1910 g. // URL: https://ko.wikisource.org/wiki/%ED%95%9C%EC%9D%BC%EB%B3%91%ED %95%A9%EC%A1%B0%EC%95%BD] Ким Чен Ир. Об идеях чучхе. Издательство литературы на иностранных языках.

Корея, Пхеньян, 1989. - 206 с. [Kím CHen Ir. Ob idejah chuchhe. Izdatel'stvo literatury na inostrannyh jazykah.

Koreja, Phen'jan, 1989. - 206 s.] КукарцеваМ. А., ГрановскаяМ. В. Фантазия и реальность в политическом мышлении современной Европы // Власть. 2016. № 7. С. 144-148. [KukarcevaM. A., GranovskajaM. V. Fantazija i real'nost' v politicheskom myshlenii

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

sovremennoj Evropy // Vlast'. 2016. № 7. S. 144-148] Курбанов С. О. Идеи чучхе: конфуцианская традиция // Восточная коллекция.

2011. № 4. C. 58-65 // URL: http://all-on-korea.narod.ru/modernjuche.html [Kurbanov S. O. Idei chuchhe: konfucianskaja tradicija // Vostochnaja kollekcija.

2011. № 4. C. 58-65 // URL: http://all-on-korea.narod.ru/modernjuche.html] Пак Чин Сун. Социалистическое движение в Корее // Коммунистический интернационал. 1919. № 7-8. C. 1171-1182. [Pak CHín Sun. Socialisticheskoe dvizhenie v Koree // Kommunisticheskij

internacional. 1919. № 7-8. C. 1171-1182] Покровская П. Шестисторонние переговоры по ядерной проблеме КНДР - выход

из тупика // Обозреватель-Observer. 2015. № 3. С. 78-88. [Pokrovskaja P. SHestistoronnie peregovory po jadernoj probleme KNDR - vyhod iz

tupika // Obozrevatel'-Observer. 2015. № 3. S. 78-88] Торкунов А. В. Корейский вопрос // Международная жизнь. 2003. № 5. С. 61-73. [Torkunov A. V. Korejskij vopros // Mezhdunarodnaja zhizn'. 2003. № 5. S. 61-73] Чан Чхоль Ун. «Десять принципов» в КНДР были изменены // 2013. 12 August // URL: http://www.yonhapnews.co.kr/northkorea/2013/08/12/1801 000000AKR20130812087351014.HTML [CHan CHhoV Un. «Desjat' principov» v KNDR byli izmeneny // 2013. 12 August // URL: http://www.yonhapnews.co.kr/northkorea/2013/08/12/1801000000A KR20130812087351014.HTML] Clark D. N. Culture and Customs of Korea. Greenwood Press, 2000. - 232 p. Cordesman A. H. The Evolving Military Balance in the Korean Peninsula and

Northeast Asia. Rowman and Littelefield. 2013. - 192 p. Institute for Unification Education Understanding North Korea: Totalitarian dictatorship. Research and Development Division of Institute for Unification Education, 2014. - 421 p. Kang Mí Jin.. NK Adds Kim Jong Il to 'Ten Principles' // 2013. 8 September // URL:

http://www.dailynk.com/english/read.php?cataId=nk01500&num=10828 Kim Jong Un. Addresses Ideology Officials Conference and Attends Photo-Op (updated with full text of speech) // 2014. 26 February // URL: https://nkleadershipwatch. wordpress.com/2014/02/26/kim-jong-un-addresses-ideology-officials-conference-and-attends-photo-op Kim Song Ryong. Modeling Whole Society on Kimilsungism-Kimjongilism Is Supreme Programme of WPK // 2016. 18 May // URL: http://www.rodong.rep.kp/en/ index.php?strPageID=SF01_02_01&newsID=2016-05-18-0007 Kim Sung Chull. North Korea under Kim Jong Il: From Consolidation to Systemic

Dissonance. State University of New York Press, 2006. - 277 p. Lim Jae-Cheon. Kim Jong-il's Leadership of North Korea. Roulledge Contemporary Asia series, 2011. - 240 p.

Mayer R. R. Social Science and Institutional Change. Transaction Books, New

Brunswick and London (U.K.), 1982. - 208 p. Shin Gi-Wook. Ethnic Nationalism in Korea: Genealogy, Politics, and Legacy. Stanford

University Press, 2006. - 328 p. Suh Jae-Juhn.. Origins of North Korea's Juche: Colonialism, War, and Development.

Lexington books, 2013. - 192 p. Tertitskiy F. The party's 10 principles, then and now // 2014. 11 December // URL: https://www.nknews.org/2014/12/the-partys-10-principles-then-and-now https://web.archive.org/web/20031217175315/http://www.iaea.org/ Publications/Documents/Infcircs/Others/infcirc457.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.