Научная статья на тему 'Идеология ульев, или изобразительное искусство через 10 лет'

Идеология ульев, или изобразительное искусство через 10 лет Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
249
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / ФУТУРОЛОГИЯ / ПОСТМОДЕРН / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / MODERN ART / FUTUROLOGY / POSTMODERN / CULTURAL STUDIES / FORECASTING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шелест Дмитрий Александрович

Современное изобразительное искусство, в определённой степени, является зримым маркером будущего, которое нас ожидает в среднесрочной перспективе. Трансформация общества через десять лет приведет к изменению в потреблении объектов современного искусства. Художественные артефакты, которые создаются на сегодняшний день в постмодернистском дискурсе, будут приспосабливаться авторами к иным требованиям социума. В качестве гипотезы выдвигается тезис о том, что объекты изобразительного искусства будут создаваться в качестве нишевого продукта для определённых социальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideology of hives or visual art 10 years later

The modern fine art, in certain degree, is a visible marker of the future which expects us in intermediate term prospect. Transformation of society ten years later will lead to change in modern art consumption of objects. Art artifacts which are created for nowadays in a postmodernist discourse will adapt authors to other requirements of society. As a hypothesis, the thesis that fine art objects will be created in quality niche product for certain social groups is put forward.

Текст научной работы на тему «Идеология ульев, или изобразительное искусство через 10 лет»

УДК 304

Шелест Дмитрий Александрович

Дальневосточный федеральный университет Владивосток, Россия

Идеология ульев, или изобразительное искусство через 10 лет

Современное изобразительное искусство, в определённой степени, является зримым маркером будущего, которое нас ожидает в среднесрочной перспективе. Трансформация общества через десять лет приведет к изменению в потреблении объектов современного искусства. Художественные артефакты, которые создаются на сегодняшний день в постмодернистском дискурсе, будут приспосабливаться авторами к иным требованиям социума. В качестве гипотезы выдвигается тезис о том, что объекты изобразительного искусства будут создаваться в качестве нишевого продукта для определённых социальных групп.

Ключевые слова и словосочетания: современное искусство, футурология, постмодерн, культурология, прогнозирование.

Жизнь любого человека постоянно в том или ином объеме наполняется ожиданием будущего. В свою очередь, видение будущего неразрывно связано с проецированием личности в культурную среду завтрашнего дня. Культурный посыл близкой или далёкой футуры наиболее очевиден именно в развитии искусства, которое из-за меньшей функциональности более податливо как объект трансформации и экспериментов. «Искусство идёт вперёд, обгоняя самого художника» [1]. Расширяя смысл этого утверждения, можно постулировать о том, что искусство обгоняет и настоящее время. В свою очередь, изобразительное искусство, как это ни тавтологично, наиболее зримо определяет облик искомого предмета. Рассматривая структуру упомянутого явления культуры, мы выделяем традиционные живопись, графику и скульптуру, различные медиатехнологии, а также комбинации различных направлений. В качестве точки фокусировки, способной зримо отразить те или иные изменения, определяется прогноз на следующие 10 лет.

Далее автор исходит из того, что будущее начинается сегодня. Соответственно речь в большей степени идёт об экстраполяции существующих и развивающихся тенденций. Этот посыл связан с тем, что прорывные и критические технологии не столь значимы для современного ис-

кусства по сравнению с наукой. В большей степени, речь будет идти о видении трансформации западного искусства, то есть США и стран Западной Европы, которое менее подвержено давлению социальных процессов, происходящих в странах третьего мира и поэтому более предсказуемо. Идеология и прагматизм - «два полюса, к которым тяготеет европейский и американский художественный эксперимент» [2] - позволяют более рационально осмыслить в среднесрочной перспективе пути современного искусства.

В свою очередь, ближайшее будущее visual art можно анализировать в двух аспектах. Во-первых, определить, каким будет являться искусство с формальной точки зрения или, буквально, какова будет технология создания объектов искусства. Во-вторых, насколько изменятся потребители и заказчики в различных культурных средах и как они будут влиять на создание художественных артефактов. В рамках статьи большое внимание будет уделено переменам в идеологии изобразительного искусства, то есть второму аспекту.

Итак, на сегодняшний день «искусство предъявляет себя в своей самоценности» [2], и это состояние является определённым маркёром постмодерна, утопающего в цикличном самоцитировании, самоиронии и самопереживании. Свойство к отражению саморефлексии, рефлексированию чужих переживаний, приводит к вымыванию идеологической базы (в широком смысле), свойственной реалистической и модернистской тенденциям, с установкой на чёткий абрис как умозрительных, так и внешних границ видимого мира. Погружение визуального арта в самое себя требует от художника не столько ремесленного мастерства, сколько техники самопрезентации своего инобытия. В итоге кураторы выставок и художники держат в руках связки оборванных нитей, которые им видятся нитями Ариадны. Однако из Лабиринта нет выхода, а с Минотавром встретиться как-то не получается. Мы - проект, и я - художник, победив искусство, остались в собственноручно выстроенном Лабиринте.

Таким образом, становится трюизмом утверждение о том, что постмодерн в сегодняшнем виде исчерпал себя. Тем не менее, утверждение Андрея Белого о том, что «существующие формы искусства стремятся к распаду» [3], несколько грешит против истины. Так как сегодня существуют формы и методы, свойственные эпохе модерна и реализма. Идол постмодерна до сих пор кормится обильными жертвами, а его преодоление -это определённый путь, на который понадобится не одно десятилетие. Более того, различные формы культуры постоянно претерпевают трансформацию, и вопрос заключается в том, к чему приведут эти изменения.

Для определения вех, знаменующих изменения в визуальном арте к следующему десятилетию, стоит рассмотреть предполагаемые мета-

морфозы в обществе, политике, экономике и науке, которые могут оказать влияние на становление нового в искусстве.

Рассматривая взаимосвязь различных аспектов культурной среды как основные тенденции в обществе, мы отмечаем волатильность мировой экономики и нестабильность существующих политических режимов как развитых, так и развивающихся государств. Реальность нахождения экономики в депрессивном состоянии в течение следующего десятилетия, проходящего в режиме возможной смены общественно-политической формации, порождает алармистские и апокалиптические настроения, которые не могут не оказать влияние на мировую культуру. Это будет касаться соответствующих ожиданий от эмоциональной стороны искусства, а также формировать новые требования арт-рынку.

Бюрократизация надгосударственных объединений, вслед за ними государственных институтов и транснациональных корпораций ведёт к дальнейшему отчуждению человека от социума. Последующая атоми-зация общества будет порождать понятное желание получить искренность, приватность как в личных отношениях, так и в культурных продуктах. То же дробление общества по профессиональным, гендерным, материальным, географическим и другим различиям будет формировать келейное искусство, понимаемое лишь одной социальной группой и нередко не воспринимаемой другими социальными группами. Такое искусство будет трактоваться как часть кодификации системы «свой-чужой», напоминая существование арго криминальной среды или одежду представителей молодёжных субкультур.

Как утверждалось выше, сфера научно-технического прогресса в меньшей степени повлияет на визуальные искусства по сравнению с жизнью общества. Прогрессистский взгляд на всю историю искусств как на подготовку к новым культурным явлениям, замешанным на биотехнологиях, компьютерных моделях и наноинженерии, является, по сути, сном узкой прослойки снобов среди так называемого «золотого миллиарда». Те достижения, которые уже повлияли на изобразительную сферу в области создания медийных артефактов, продолжат своё техническое совершенствование в течение следующих десяти лет. Перспектива развития иных направлений исходит в большей степени от биотехнологий и микротехнологий различных направлений с приставкой «нано». Однако с увеличением скорости смены технологий художники сознательно будут уходить от прямой конкуренции с техническим прогрессом. Очевидно, что претендующий на самостоятельность sience art расширит свои владения и охват преданных адептов, хотя в целом научно-технический прогресс не будет определять выбор потребителей искусства.

К современным направлениям visual art на сегодняшний день предъявляется много претензий. Это и непонятность для ценителей, не интег-

рированных в смысловое поле modern art, и неясное ценообразование, и снижение технического уровня в угоду производительности. В свою очередь, переживание и желание изменений в искусстве будут коррелировать с общим экономическим состоянием, точнее спадом экономики, с агонией зрелого арт-рынка в странах Запада. Как следствие, это будет выражаться в росте алармистских тенденций, раздробленности общества, боязни и одновременной надежде на научное развитие. Очерчивая возможный генезис объекта исследования, можно кратко охарактеризовать это явление как искусство кризиса. А искусство кризиса - это, прежде всего, искусство ожидания лучших времён. Очевидно, что временной лаг размером в десятилетие не сформирует ясного концепта в искусстве будущего, но обозначит тот интеллектуальный посыл, который в перспективе будет отражать следующую за постмодерном главу. Соответственно, что же мы оставляем позади?

Постмодернизм кратко можно определить как конструкт, рассматривающий прекрасное и реальность в качестве неуловимого и непостоянного явления, как предмет создания и истолкования художником и критиками в рамках общего дискурса. Сам же смысл существования искусства становится актом самоопределения каждого художника, который, в свою очередь, заключает своеобразную «конвенцию» со «своим» зрителем [4]. Затем этот смысл вторично воссоздаётся в соответствии с рыночными запросами кураторов и галерей, причём количество такого рода «смыслов» может дублироваться и далее, что не позволяет артефактам постмодерна существовать без юмора и иронии, дабы избежать обвинения в оторванности от менее искушённых ценителей. И далее «..вместо классических наименований художественных творений: «концерт», «театр», «картина» употребляются другие: «шоу», «инсталляция», «перфоманс», тем самым уже происходит признание художественной неподлинности такого рода произведений» [5].

Осознание и переживание неадекватности современного концепта в западном изобразительном искусстве приведут к новой интеграции гуманистического искусства в разные изобразительные формы и приспособлению культурной ткани к распадающемуся обществу и, соответственно, тонкой настройке к малочисленным общественным группам, стремящимся максимально дифференцироваться от других. Этот уклон будет сочетать в себе не общечеловеческое понимание мира, взлелеянное как общий для западного искусства дискурс в эпоху Возрождения, а формирование новой гуманистической среды, направленной на рефлексию множественных социальных групп. Иными словами, эволюция гуманистического вектора постепенно будет меняться на трайбалистский курс.

Подобное определённо скажется на формировании нового идеологического посыла в создаваемых объектах. Уход от «имперсонализма, связан-

ного с пуританской моралью», «примат интенсивности произведения над интенсивностью техники» [2]. Это и будут новые шаги в преодолении одиночества, перенесённые в недалёкое будущее визуальной среды. Искусство как «акт сопротивления», в ходе которого художник обретает себя, как «средство воссоздания духовной ценности человеческой личности, возвращённой ей энергии и воли к изменению её отношению с миром» [2] или то, что Акилле Бонито Олива декларирует как неоавангард и трансавангард. Если же не пытаться препарировать смысловое и структурное значение этого термина, а обратиться к сути явления, то можно сказать, что будет визуализироваться «новая искренность», независимо от технической формы воплощения объектов искусства. Возможно, развиваясь, «новая искренность» отвергнет и маньеризм, свойственный трансавангарду, и конвенцию художник - галерея - капитал в рамках сложившегося рынка. Очевидно, попытки транслировать эмоции, не характерные для социальных институтов, будут приобретать в различных общественных группах свои модели формализации. По сути, это будет ответ на претензии массового искусства охватить максимальную аудиторию, ведь «общество крайней степени потребления не производит добротные вещи» [6].

Если продолжить рассматривать этот путь в изобразительном искусстве, то среднесрочная перспектива рисует зрителей, наполненных ожиданием худшего и одновременно, стремлением избежать тотальной потерянности личности. В изобразительном искусстве «. на почве общности эстетических вкусов неизбежно складываются оперативные и экономические союзы - основа и трамплин запуска механизма распространения художественного продукта» [2]. И вот в обществе-человейнике (по Зиновьеву), или группах-ульях, будет формироваться сотовое искусство, где основной задачей становится кодификация членов ульев в противовес иным роям, в том числе с помощью эстетических предпочтений. От ренессансного вектора рефлексии в общечеловеческом масштабе мы, утилизируя постмодерн, опять возвращаемся к келейному восприятию бытия. Подобное видится как своего рода трайбализм в искусстве, который воспринимает те или иные предпочтения ульев в visual art как систему считывания кодов, свойственных отдельно взятому сообществу-улью, заменив собой «культуру неограниченного индивидуализма» в декларируемом Фукоя-мой современном обществе, где иерархии социальных институтов подвергнуты тотальной деконструкции.

Однако посыл Фукоямы о том, что новое общество разрушает иерархии, звучит несколько выспренно. На смену одним структурам подчинённости приходят другие. Автономия художника будет реализовываться в рамках подчинённости «своему» улью. По сути, в схему реализации произведений искусства включится новый обмен-договор, призванный узаконить, с одной стороны, микробытиё улья как самостоятельной социальной

единицы в рамках вида, с другой - по новому индивидуализировать творческое Я, противопоставив ареал группового обитания глобальному рассеянию. Если ранее мы говорили об определённой договорённости «кол-лекционер-галерея-художник», которая укладывалась в модель трёх «К»: конвенция - компетентность - капитал [7], то следующим шагом станет конвенция внутри человекоульев. На место компетентности придёт рекомендация от соратников по улью. Место капитала займёт обмен необходимостями как материального, так и нематериального характера. В итоге получаем дробление форм и техник в visual art, знаменующий смысловой распад понятий о Красоте, о Человеке, о Мире в искусстве.

В заключение можно постулировать тезис о том, что изобразительное искусство последующих десяти лет будет функционировать в эпоху кризиса. Кризисное искусство - искусство ожидания. Бытие человека вновь натыкается на «хаокосмос» [8], в котором существовали герои древнегреческих трагедий. Попытки спастись от хаоса в культуре будут выражаться отказом от общности искусства, и вместо функционирования внутри различных социальных систем visual art будет определять себя как камерную практику в самоценных группах-ульях. Именно в таком состоянии ремёсла Афины будут ждать лучших времён. Осмысление будущего в этом направлении станет происходить медленно, вслепую. И эксперты, занятые теорией искусства, и художники, и зрители - «все мы погружены в определенной степени в свою культуру, но в разной степени «слепы», что касается того, как мы создаем смыслы» [8]. Это касается осмысления и погружённости в мир будущего, где выбор осуществляется сегодня.

1. Поль Рикёр. Конфликт интерпретаций [Электронный ресурс] / Рикёр Поль. Режим доступа: http://files-serv56.ru/knigiphp?url=search? =4168&q (дата обращения 08.10.2012).

2. Олива Акилле Бонита. Искусство на исходе второго тысячелетия / Акилле Бонита Олива // ХЖ. - M., 2003. - 26 с.

3. Белый А. Лекция «Будущее искусства» 1907 г. [Электронный ресурс] / А. Белый // Символизм: сб. стат., 1910. Режим доступа:

www.philol.msu.ru/~rlitsm/materials/belyj (дата обращения 23.10.2012).

4. Martin-Smith Keit. On the Future Art and Art Criticism, 2008. URL: http://integralworld.net/martin-smith2.html (дата обращения 10.11.2012).

5. Ячин С.Е. Состояние метакультуры / С.Е. Ячин. - Владивосток: Дальнаука, 2010. - 185 с.

6. Эко Умберто. Средние века уже начались / Умберто Эко // Иностранная литература. - 1994. - №4. - С. 258 - 267.

7. Барабанов Е. Единство трёх «К» / Е. Барабанов // Интерьер-дизайн. - 2004. - №5. - С. 132 - 137.

8. Лосев А.Ф. Форма, стиль, выражение / А.Ф. Лосев. - М.:

«Мысль», 1995. - 315 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.