Идеи и смыслы
Наталья ЮРЧЕНКО
ИДЕОЛОГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье идет речь об административной реформе в современной России как идеологии и технологии модернизации государственного управления. Подчеркивается важность реформирования социокультурного контекста и попитико-информаци-онного пространства, в которых осуществляется внедрение новых технологий государственного управления.
The article discusses problems and contradictions of the reform of administrative system. The author analyses pluses and minuses of different concepts of public management. The problem of effectiveness of work of administrative mechanism and necessity of construction supplementing theoretical models of public management is underlined.
Ключевые слова:
государственное управление, административная реформа, идеология модернизации государственного управления, национально-государственные интересы современной России; public management, administrative reform, ideology of modernization of state management, national and state interests of modern Russia.
Социально-экономический и политический кризис 1990-х позволил идентифицировать гораздо более глубокие проблемные зоны, препятствующие модернизации в России — кризис доверия, кризис идентичности, глубокий мировоззренческий кризис, кризис государства. «...Поражены не просто экономическая, политическая и идеологическая системы общества, а нечто гораздо более глубокое и фундаментальное — воля, сердце, мозг нации — базовые ценности национальной идентичности»1, кроме того, разрушен сам механизм воспроизводства и реализации национально-государственных целей и интересов. Одной из основных особенностей российской ментальности является соотнесение личной идентификации с государством как высшей силой, способной решить все проблемы, указать цель и раскрыть смысл бытия индивида. В этих условиях идеологическое обеспечение реализации государственных интересов становится основой модернизационных процессов во всех сферах жизнедеятельности социума.
Актуальность изучения административной реформы как идеологии и технологии модернизации государственного управления в современной России объясняется необходимостью системного анализа институционального аспекта российской политической сферы с целью обеспечения инновационного развития общества. Переоценка роли государства как политического института в контексте обеспечения реализации национально-государственных интересов актуализирует научную проблематику административной реформы как инновационного инструмента политического управления. Дискуссии о проблемах и перспективах трансформации современного политико-административного режима приобретают особое значение в связи с проводимой в России административной реформой. Повышение качества государственного управления
1 Козин Н.Г. Искушение либерализмом // Вопросы философии, 2006, № 9, с. 55.
ЮРЧЕНКО
Наталья
Николаевна —
к.полит.н.,
преподаватель
кафедры связей с
общественностью
и социальных
коммуникаций
Кубанского
государственного
университета
в нашей стране является политическим процессом, инициированным федеральными органами власти и в значительной степени определяемым именно политическими факторами.
Кроме того, формирование в последней четверти XX в. инфраструктуры информационного общества вызвало постепенный переход от иерархической системы управления к сетевому принципу. Актуальным стал вопрос о новых функциях государства в условиях глобализации. В связи с этим особенно важно изучить идеологическую составляющую модернизации государственного управления в аспекте обусловливающих ее политических факторов и определить, с одной стороны, имеющийся потенциал, а с другой — пределы возможностей ее применения в современной России.
Значимость идеологии как в отдельно взятом социально-политическом проекте, так и в обществе в целом обусловлена тем, какие функции она выполняет1. Как существенный компонент механизма власти, идеология придает политическому действию последовательность и целенаправленность на основе выдвижения целей и идеалов, соответствующих интересам субъектов политики и конкретным социальным условиям. Важнейшая предпосылка результативности реформы
— гражданское согласие, сотрудничество различных политических сил и консолидация общества в целях реализации мо-дернизационного проекта. Это невозможно без идеологической составляющей. Административная реформа необходима для легитимации существующего властного порядка, который нуждается в серьезном обновлении. В современной России обеспечение целостности государства возможно только на основе выработки новой идеологии как модели развития, обеспечивающей такие темпы прогресса, о которых на экономическом форуме в Красноярске говорил Д. Медведев как о четырех «и»: институты, инновации, инфраструктура, инвестиции.
Государственная политика всегда имеет идеологическое содержание, так как включает в себя определенную совокупность идей о стратегии развития общества, мировоззренческих принципах и ценност-
1 Юрченко М.В. Феномен политической идеологии. — Краснодар, 2005, с. 15.
ных идеалах. Но действительно есть опасность превращения ее основного замысла в пропагандистские клише и формализованные технологии, работающие на защиту корпоративных интересов чиновников, демонстрирующих преданность устаревшим методам управления, отрыв от реальности и непонимание новых параметров мироустройства.
Одним из ключевых факторов конкурентоспособности страны становится уже не столько экономическая или даже управленческая составляющая, сколько углубление общественной идентичности, поддержание устойчивой системы ценностей, эффективно мотивирующих граждан данного государства к достижению успеха в глобальной конкуренции. Чтобы многосоставное, полиэтничное, поликон-фессиональное общество сознавало себя как политическую целостность, участвующую в жесткой мировой конкуренции, необходима национальная идея или государственная идеология, способная соединить социальные и национальные группы в единое сообщество. Бюрократия же имеет склонность к технологической рациональности как основному средству государственного управления, что проявляется и в мобилизационных методах защиты режима. А в обществе тотальной мобилизации приоритетное значение имеют формы контроля, которые превращаются в администрирование, а человек сводится к состоянию вещи, придатка технической или организационной структуры. Перманентный конфликт между бюрократическим стилем мышления и требованиями инновационного развития имеет идеологическую природу. Поэтому новая политическая формула ответственной политической элиты включает в себя такие важнейшие идеи, которые упреждают возможные негативные технократические тенденции, выхолащивающие гуманистическую сущность социальных преобразований, направленных на усиление человеческого капитала.
Современную форму понимания идеологии Юрген Хабермас определяет как структуру коммуникации, которая в сферах мирской деятельности характеризуется неоднозначно. С одной стороны, коммуникативные действия сильнее отрываются от нормативного контекста и в основном концентрируются в сфере непредсказуемых ситуаций. С другой — формы аргу-
ментации различаются в зависимости от институтов, а именно: теоретический дискурс присутствует в научном учреждении, морально-практический находит свое место в общественно-политической сфере и морально-правовой системе, т.е. отражается в политико-административном режиме, и, наконец, эстетический критицизм существует в литературе, музыке и искусстве.
В современном политико-административном режиме наука, технология и информация становятся господствующими производительными силами. Современный политико-административный режим делает безосновательным подсчет количества капиталовложений в исследования и инновации на основе их стоимости, когда научно-технический прогресс становится независимым источником развития социальной системы. Но когда эта видимость укореняется, тогда пропаганда может обратиться к роли технологии и науки с целью объяснения и легитимации того, почему в современных обществах процесс демократического принятия решений по поводу практических проблем перестает функционировать и «должен» быть замещен плебисцитарными решениями по поводу альтернативных лидеров или управляющего персонала. Такое положение о технократии может стать отправной точкой и основой для идеологии, которая проникает внутрь сознания деполитизированных масс населения и тем самым выполняет функцию легитимации. Именно это является единственным достижением такой идеологии: отсоединение общественного самообос-нования от структуры коммуникативного действия и символической интеракции и замещение означенных моментов научным моделированием.
Эта технократическая интенция служит в качестве идеологии для «новой» политики, приспособленной к техническим обстоятельствам и снимающей с повестки дня фундаментальные проблемы. Идеологическая сила технократического сознания заключается в том, что стираются различия между целерациональным действием и интеракцией не только в общественных науках, но и в сознании самого индивидуума.
Однако то, что отображается в воображаемом представлении о мире, является условием существования человека, т.е. ре-
альным миром. Иными словами, можно сделать вывод, что идеология содержит в себе язык реальной жизни и, кроме того, имеет материальную основу. Идеи и представления, составляющие идеологию, имеют материальную, а не спиритуальную основу. Следовательно, выявление материальной основы идей и представлений оказывается чрезвычайно важным при определении природы идеологии. Обсуждая идеологический аппарат политико-административного режима и его деятельность, можно сделать вывод, что и сам аппарат (его наличие, существование в определенной форме), и его функционирование всегда являются реализацией определенной идеологии. И основа всякой идеологии является материальной с точки зрения Луиса Альтюссера.
Интересны рассуждения Альтюссера о том, что же происходит с индивидуумами, существующими в идеологии: идеология является представлением о воображаемом отношении индивидуумов к их реальным условиям существования.
Такая государственно-политическая, национально-интегративная идеология представляется нам в качестве синтеза научных знаний и веры, т.е. как примирение науки, культуры и духовности. Без этого примирения, с одной стороны, достаточно сложно будет осуществить процесс нахождения нравственных основ не только для разработки идеологии, но и для реализации конкретных преобразований, нацеленных на развитие и повышение эффективности функционирования политико-административного режима, с другой
— примирение это, видимо, будет означать отказ от ценностей общества потребления и возрождение духовно-нравственных оснований социально-политических взаимодействий, обладающих несравнимо большим преобразующим потенциалом.
Сегодня настало время для постановки вопроса о значении идеологии для целенаправленного изучения процессов, которые происходят в пространстве функционирования современного политикоадминистративного режима, посредством переосмысления некоторых прежних представлений о природе идеологии, и особенно положения о том, что в современном обществе место идеологии заняла система масс-медиа. Без этого переосмысления России сложно будет преодолеть кризис доверия, пронизывающий все
сферы жизни общества, и достичь состояния единства в формулировании целей развития и осуществлении эффективного достижения этих целей.
В рамках административных реформ традиционно делается упор на техноло-гизацию управленческого процесса, которая, как предполагалось, должна была повысить эффективность деятельности административных структур. Однако мировой финансово-экономический кризис, проявляющийся как системный, требует отказываться от стереотипов используемых бизнес-технологий, в основе которых
— переплетение рыночно-бюрократических приоритетов и виртуальная финансовая система. По мнению И. Василенко, существует несколько кризисных эпицентров административного реформирования. Прежде всего, это падение авторитета и престижа госслужбы в связи с внедрением бизнес-технологий. Она считает, что «использование коммерческих методов работы, приватизация и идеология рыночной эффективности в системе государственной службы неизбежно ведут к утрате государственной идентичности многими институтами власти, а это, в свою очередь, приводит к ослаблению легитимности госслужбы в представлении гражданского общества»1.
Проблемой также является тотальная приватизация и уход государства из многих традиционных областей, что ослабляет идею социального государства и противоречит идеологии административной реформы, концептуально заключающейся в необходимости укрепления доверия населения к государственным институтам и поиске механизмов осуществления стратегии развития общества.
Особенно важным в идеологии реформирования является социокультурный контекст и политико-информационное пространство, в которых осуществляется внедрение новых технологий государ-
1 Василенко И. Возможности и границы использования инновационных бизнес-технологий в административной реформе // Государственная служба, 2010, № 2, с. 29.
ственного управления. Политический менеджмент может быть эффективным при условии учета социокультурного фактора административных отношений и возможности грамотного воздействия на функционирующую политико-информационную среду. При этом важно подчеркнуть, что нельзя бездумно переносить принципы рыночной экономики на госсектор, ведь «административный менеджмент — это не предпринимательский менеджмент, он не исчерпывается заимствованными из рыночной экономики концепциями»2. Идеология модернизации государственного управления не может сводиться к приоритетам получения прибыли от осуществления своих функций. Этатистский характер модернизации в России является не только специфической особенностью административных взаимодействий, связанной с территориальными и климатическими условиями страны, но и эффективным механизмом противодействия современному экономическому кризису, что, в свою очередь, показывает необходимость концептуальной корректировки парадигмы административного реформирования. Таким образом, идеология модернизации государственного управления — это совокупность проверенных временем (по критерию эффективности) идей и инновационных проектов, всесторонне учитывающих социокультурный контекст и полиэтничный характер конфликтного общества с ориентацией на реализацию национально-государственных интересов и укрепление социального доверия.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Идеологическое обеспечение реализации государственных интересов на Юге России», проект №10-03-38318а/Ю (2010-2011).
2 Пичас Р. Законодательство о госслужбе в свете нового государственного менеджмента // Реформы государственного управления накануне третьего тысячелетия. — М. : РАГС, 1999, с. 23.