разования и будут учить наших детей. Представляется логичным предположить, что государство через такую политику в отношении работников бюджетной сферы, привлечет к взаимодействию правительства субъектов федерации, использующих сильные региональные банки. Такое взаимодействие будет способствовать более целостному развитию наших детей как личностей, даст им более широкие горизонты для будущей самореализации и полноценного воспитания.
Таким образом, можно резюмировать, что сильный региональный банк способен влиять на региональную финансовую безопасность. Степень этого влияния зависит от размеров финансирования ипотечных кредитных программ на льготных условиях Правительством субъекта федерации, и от охвата территории субъекта федерации региональным банком. Правительство Оренбургской области может стремиться расширять возможности ипотечного кредитования слабо защищенных слоев населения. Увеличенное финансирование программ поддержки малообеспеченных слоев граждан, представителей важ-
нейших, с точки зрения воспитания и образования будущих поколений, профессий будет способствовать удержанию учителей в школах, росту уровня образования, появлению очень квалифицированных женщин и мужчин — педагогов в школах, повышению удовлетворенности населения субъекта федерации качеством жизни в регионе.
Кажется естественным, что в продолжение такой важной и нужной инициативы, как ипотечное кредитование учителей на льготных условиях через региональный банк, Правительство Оренбургской области также будет стремиться изыскивать финансовые возможности для расширения категорий граждан, подпадающих под программу льготного ипотечного кредитования. Представляется логичным еще один вывод: взять такой пример взаимовыгодного взаимодействия государства и коммерческой структуры на вооружение, возможно, следует и главам других субъектов РФ. Ведь сила региона — в здоровых, счастливых и уверенных людях — жителях этого региона. А безопасность России — в силе и единстве ее регионов.
ИДЕОЛОГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
О.В. ЧАБАНЮК,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления Воскресенского института туризма — филиал НОУ ВПО Российской международной академии туризма Научная специальность: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством
E-mail: ilja.Elisejew@profine-group.com Рецензент: доктор экономических наук Козырев В.М.
Аннотация. Рассмотрена сущность методологии модернизации российской экономики. Рассмотрены возможные модели и экономические факторы инновационного развития России.
Ключевые слова: модернизация, экономический рост, инновация, инновационный процесс, инновационное развитие.
THE IDEOLOGY OF MODERNIZATION
O.V. CHABANYUK,
candidate of economic Sciences, the senior teacher chair of economy and management of Voskresensky institute of tourism — NOU VPO branch of the Russian international academy of tourism
Annotation. The essence of methodology of modernization of the Russian economy is considered. Possible models and economic factors of innovative development of Russia are considered.
Keywords: modernization. economic growth, innovation, innovation process, innovative development.
Модернизация представляет собой комплексный процесс, объединяющий и политическую волю, и технологические возможности. Каждый из этих факторов, взятых по отдельности, способен выступить только лишь как предпосылка для развертывания модернизации.
Процессы современной модернизации как нельзя точно отражают ускоренные и инициируемые государством действия по превращению страны в промышленную державу, конечная продукция которой становится конкурентоспособной на мировом рынке.
Модернизация требует, с одной стороны, реформирования ранее сложившихся институтов, норм и практик; с другой — быстрого накопления капитала и использования всех имеющихся ресурсов для потребностей ускоренного развития. Кроме того, цель любой модернизации — в перспективе сделать возможным переход страны к нормальному, немобилизационному типу развития. На данном этапе Правительство России решает по большей части пожарные проблемы макроэкономической ситуации. А ведь успешная модернизация — это та, которая исключает в будущем все новые и новые модернизации.
Важно помнить, что процесс модернизации в России — это не снятие кальки с современного состояния западных обществ, во многих отношениях также подверженных риску модернизации и регресса, а процесс формирования, реформирования в конкретных обстоятельствах места и времени базовых социальных институтов, образующих каркас общества модерна.
Методология модернизации предполагает формирование моделей нового общества без превентивно-революционного разрушения старого общества, т.е. выверенное движение в три этапа: разработка детализированной концепции преобразований в соответствующей сфере, реализация концепции преобразований на социальных моделях, массированное внедрение (тиражирование успешных моделей) с постепенной заменой прежних систем.
Необходимо отметить, что управление процессом модернизации (в целом и отдельными модерниза-ционными проектами) может быть обеспечено формированием параллельной вертикали власти, замыкающейся непосредственно на Президенте России и состоящей из двух типов «модернизационных структур»: «чрезвычайных органов управления» для решения неотложных проблем и стратегических штабов по разработке перспективных программ развития страны. К последним относятся и новая образовательная модель, и концепция военного строительства, и альтернативная урбанизация и, все более набирающая обороты посредническая деятельность, являющаяся неотъемлемой частью развития общественных отношений и необходимым условием поступательного развития самого правового государства и гражданского общества.
В условиях развития рынка средств производства, усиления роли международных и межправительствен-
ных организаций посредническая деятельность приобретает новое значение. Сохраняя свою направленность на обеспечение потребностей в продукции производственно-технического назначения, она становится все более содержательной ввиду расширения перечня услуг, что особенно явно выражено в такой сфере народного хозяйства, как туризм. Посредники являются неотъемлемой частью развитого рынка и необходимым условием поступательного развития самого общества.
События первого десятилетия XXI в. продемонстрировали необходимость дальнейшего обсуждения вопросов о перспективах экономического развития, необходимости перехода экономики России к инновационному пути развития. Как показывает мировая практика, переход экономики на инновационный путь является одним из определяющих факторов экономического роста. Уже сейчас в развитых странах мира 75—90% прироста ВВП обеспечиваются за счет роста инновационного сектора, а в России пока данный показатель находится на уровне 10%, что негативно сказывается на общей эффективности экономики. К сожалению, на сегодняшний день основным источником экономического роста отечественной экономики остается использование природных ресурсов. Около 50% в годовом приросте доходов государственного и частного секторов экономики остается использование природных ресурсов. По прогнозам экспертов, запасов газа в России хватит на 75 лет, нефти на 50 лет. Учитывая темпы добычи природных ресурсов, запасы нефти могут быть исчерпаны за 10—20 лет, запасов газа хватит на 20—30 лет. Если развитие российской экономики продолжится по ресурсно-зависимой траектории и добывающий сектор сохранит свои лидирующие позиции, то в недалеком будущем наша страна столкнется с проблемой экономического роста в условиях ограниченности природных ресурсов. Прогнозируемое снижение цены на нефть на мировом рынке, истощение природных ресурсов со всей остротой ставят проблему перехода к инновационной экономике.
Следует отметить, что инновационный процесс имеет реальные перспективы только в том случае, когда инновационная составляющая станет доминантой функционирования всех сфер хозяйствования. Лишь при этом условии возможен переход от инноваций как точечного явления, что является характерной чертой современной российской экономики, к
экономике инноваций в полном смысле слова. Наша страна накопила достаточно ресурсов (и финансовых, в том числе), управленческого опыта, что позволяет осуществлять реальные действия по перестройке экономики, формированию инновационной экономики.
Однако существуют определенные препятствия, которые тормозят формирование экономики инноваций в России. К таким препятствиям можно отнести:
1) экстенсивные формы воспроизводства, обусловленные сложившейся структурой экономики и соответствующей ей спецификой пространственного размещения и развития производительных сил. Межрегиональные и межотраслевые различия осложняют одновременное вхождение всех регионов России в этап инновационного развития;
2) существование естественных и искусственных монополий, минимизирующих межотраслевой перелив капиталов;
3) занижение стоимости рабочей силы, особенно высшей квалификации, приводящее к деградации и дезориентации отечественного научного потенциала;
4) недостаточная поддержка малого предпринимательства;
5) высокий уровень теневой экономики, неконкурентная среда, унаследованная от плановой системы;
6) недостаточный спрос на инновационную продукцию со стороны потребителей;
7) низкий уровень развития инновационной инфраструктуры (юридические, банковские, посреднические, информационные услуги и т.п.).
Таким образом, наличие факторов, препятствующих развитию инноваций, осложняет инновационную деятельность. В результате она может не начаться или не привести к ожидаемым результатам.
На современном этапе развития экономики очень важным является показатель инновационной активности России. К сожалению, в России отмечается относительно низкая инновационная активность. Так, например, доля инновационно активных предприятий не превышает 10—12%, средства тратятся в основном на постепенное усовершенствование существующего продукта. 43% предприятий занимаются заимствующей инновационной деятельностью. Только 16% компаний внедряют нововведения, серьезно изменяющие и улучшающие качество товаров. Разработкой новых технологий занимается всего 9% предприятий. Для сравнения: примерно 70% ежегодного экономического роста США было обеспечено за счет разрабо-
ток новых товаров. Американские компании тратят в год от 10 до 20% чистой выручки на создание или улучшение своих товаров или производственных возможностей. Согласно данным ежегодного доклада Всемирного экономического форума «Мировые информационные технологии» Россия опустилась с 62 на 72 место в списке стран, наиболее активно использующих информационные технологии в развитии экономики [1, с. 80].
Теоретически возможны разные модели инновационного развития:
1) создание «отверточных» производств. Это будет способствовать расширению занятости при слабой или отсутствующей инновационной активности;
2) приобретение лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний;
3) инновационная деятельность, стимулируемая со стороны общества, основанная на собственной базе знаний с ориентацией на внутренний или внешний рынок.
На выбор модели влияет много факторов, в том числе уровень рисков, издержек, уровень квалификации, финансирования, инвестиций, инновационной инфраструктуры, институциональная среда и др.
Еще раз следует подчеркнуть, что Россия имеет необходимые человеческие ресурсы для обеспечения инновационного развития, но эффективность их использования отмечается некоторой степенью затруднения. Необходимо, чтобы увеличение вложений в развитие человека стало государственной стратегией социально-экономического развития, что обеспечило бы консолидацию общества на пути его модернизации.
Для России важнейшим экономическим фактором является недостаток собственных денежных средств, а вторым по важности — недостаток финансовой поддержки со стороны государства. Среди внутренних факторов — недостаток квалифицированного персонала. Также одними из важнейших факторов признаны: низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию и недостаточность правовых актов, стимулирующих инновационную деятельность. Наличие факторов, препятствующих инновационной деятельности, требует разработки и реализации методов и подходов для ее активизации в России.
Конечно, модернизация предполагает широкие и масштабные заимствования технологий и страте-
гий деятельности у зарубежных стран, однако разумная правовая политика государства предполагает беспристрастное сравнение имеющихся возможностей и их зарубежных аналогов.
И последнее. Основная проблема инноваций в целом заключается в определении связи функционирования объекта и его развития. Поскольку всякое изменение неизбежно противостоит уже сложившемуся объекту с увязанными целями, связями, нормами, системой ценностей, нововведение на какое-то время сбивает привычный ритм функционирования, требуя
его перестройки, а затем восполнение потерь времени, труда, устоявшегося ритма, и, кроме того, изменение функционирования влечет за собой соответствующее изменение внутренней оргструктуре, что может вызвать значительные социальные издержки. Все это носит характер инновационных конфликтов.
Литература
Козлов К., Соколов Д., Юдаева К. Инновации на российских предприятиях: какие факторы стимулируют активность? URL://http://www.cefir.ra/mdex/php.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ
Н.Д. ЭРИАШВИЛИ,
доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор (Россия)
E-mail: nodari@unity-dana.ru;
Л.Н. ТЕПМАН,
доктор экономических наук, профессор (Израиль)
E-mail: tepmn32@list.ru
Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы необходимости прогнозирования в экономике, некоторые методы прогнозирования, принципы, на которых должно основываться экономическое прогнозирование. Более полно рассмотрен процесс моделирования в прогнозировании экономики.
Ключевые слова: прогнозирование в экономике, методы прогнозирования, принципы прогнозирования, процесс моделирования в прогнозировании экономики.
FORECASTING IN ECONOMY
N.D. ERIASHVILI,
doctor of economics, candidate of jurisprudence, candidate of historical sciences, professor (Russia);
L.N. TEPMAN, doctor of economics, professor (Israel)
Annotation. The article discusses the need to predict the economy, some forecasting methods, the principles on which to base economic forecast. More fully through the process of modeling in predicting the economy.
Keywords: prediction of the economy, some forecasting methods, the principles prediction of the economy, the process of modeling in predicting of the economy.
Экономический прогноз должен определять основные направления развития экономики, отражать всю совокупность сложных внешних и внутренних связей и зависимостей между звеньями и частями единого народнохозяйственного комплекса.
Методы прогнозирования — это набор приемов разработки прогнозов на основе данных из прошлого, внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их изменений.
По степени формализации методы прогнозирования делятся на:
♦ интуитивные;
♦ формализованные.
Интуитивные методы прогнозирования применяются в тех случаях, когда невозможно учесть все факторы, влияющие на объект прогнозирования. Это может произойти из-за сложности объекта или большого количества влияющих факторов.