Идеология КНДР как инструмент предотвращения конфликтов DPRK Ideology as a Conflict Preventing Tool
Дедова Вероника Олеговна
Студент 4 курса
Факультет Мировой Экономики и Мировой Политики Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики "
РФ, г. Москва e-mail: veronica. [email protected]
Dedova Veronika
Student 4 term
Faculty of World Economy and International Affairs National Research University Higher School of Economics
Russia, Moscow e-mail: veronica. [email protected]
Аннотация.
Идеология - это общепринятая система, затрагивающая большие группы людей, она универсальна, но только в пределах определенных групп, классов, политических партий. Идеология определяет взгляды человека и его общие представления о мире. При том, что она присуща всем, она не является уникальной для каждой отдельной личности. Идеология является важной частью государственной политики, одним из главных инструментов манипуляции и влияния на общественное сознание, которые нередко используют правящие элиты. В данной работе проводится анализ идеологии КНДР. Целью работы является выявление основ идеологии, использованных в качестве инструмента предотвращения внутренних и внешних конфликтов страны. В результате исследования было выявлено несколько основ северокорейской идеологии, которые обеспечили стабильность режима.
Annotation.
Ideology is a conventional system that affects large groups of people. It is universal, but only within certain groups, classes, political parties. Ideology determines people's perspectives and their general perceptions of world. Even though it is common to everyone, it is not unique to each individual person. Ideology is an important part of public policy, one of the main tools of manipulation and influence people's awareness, which are often used by the ruling elites. This paper analyzes the ideology of the DPRK. The aim of the work is to identify ideological basis that is used as a tool to prevent internal and external conflicts. The study showed basis of DPRK ideology that ensured the stability of the North Korean regime.
Ключевые слова: КНДР, идеология, предотвращение конфликтов, внутренняя политика.
Key words: DPRK, ideology, conflict prevention, domestic policy.
9 сентября 1948 г. в северной части Корейского полуострова было провозглашено установление Корейской Народно-Демократической Республики. Первоначально государство придерживалось советской линии, поддерживая марксизм-ленинизм, но начавшееся после смерти Сталина развенчание культа личности и общая политика десталинизации вызвали явное недовольство в правящих кругах, и как результат появилась необходимость создать собственный политический и идеологический курс. В 1955 г. Ким Ир Сен (1912-1994) в своем докладе «Об исключении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении Чучхе» заявил о введении новой идеологии, которая определила всю дальнейшую судьбу полуострова. История чучхе таит тайну своего создания, зарубежные исследователи приписывают авторство Хван Чжан Епу (1923-2010) [7], северяне уверены, что главным идеологом является Ким Ир Сен.
Чучхе подвергалась множеству изменений, вследствие чего данная идеология не имеет четкой формулировки, являясь симбиозом марксизма-ленинизма и традиционных конфуцианских устоев корейского общества [4]. Если рассмотреть значение самого термина чучхе, то можно сказать, что он подразумевает самобытность корейского народа, опору на собственные силы. Однако, основного положения или четко
сформулированной идеологической доктрины не существует. Таким образом, в зависимости от нужд власти и, в частности, семьи Кимов чучхе меняло свой окрас, вбирая в себя всё новые положения и идеи.
Базовым для чучхе понятием является «нация», которую можно определить как кровное родство,
единство территории, культуры и языка. Термин «нация» или «Щ^» (минчжок) стал всё более активно
использоваться ближе к 1970-м гг. [3], тогда он приобрел более явный идеологический окрас, став высшей ценностью, получив государствообразующее значение. Всё ярче начал выражаться националистических характер как идеологии, так и государственной политики. В 1982 г. была опубликована классическая работа Ким Чен Ира «Об идеях чучхе», содержащая общие идеологические идеи и не претендующая на звание доктрины, в ней заявлялось: «Чтобы установить принципы чучхе в идеологии, нужно обладать высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства.» [2]. Также отмечались сила и непобедимость национально гордой нации. Национализм стал стержнем северокорейской идеологии и сильным инструментом в руках правящих элит, позволяющим манипулировать сознанием граждан и, соответственно, контролировать их действия.
Идеология КНДР становилась все крепче и более всеобъемлющей, превращаясь в один из главных инструментов контроля и предотвращения как внутренних, так и внешних конфликтов. Сложившаяся политическая ситуация требовала всё новых мер для предупреждения народных волнений и борьбы с политическими оппонентами.
Уже в 1950-х гг. в северокорейской идеологии начали происходить изменения, направленные на ограничение политических свобод и избавление от «враждебных элементов». В первую очередь это было связано с первой и единственной оппозиционной волной в Северной Корее (август 1956 г.). Члены оппозиции были недовольны политикой Ким Ир Сена и видели в его действиях попытки подражать Сталину, активисты были против насаждения культа личности, который на тот момент не был неотъемлемой частью северокорейской политики. На первоначальных этапах становления Северной Кореи Ким Ир Сен был лишь «первым среди равных», пользуясь значительной поддержкой населения [6].
Поэтому большей угрозой были не оппозиционеры, представлявшие меньшинство (интеллигенция, студенты и партийные деятели), опаснее было распространение свободомыслия и недовольства среди широких масс населения. Поэтому были предприняты срочные меры, все оппозиционеры были переведены под домашний арест. В последствии они сбежали в КНР. Это был не первый случай, когда правительство Северной Кореи изгоняло с территории страны тех, кто мог представлять потенциальную угрозу. Тремя годами ранее вследствие антирелигиозной пропаганды бывшие землевладельцы, мелкие предприниматели и торговцы, второстепенные чиновники колониальных учреждений, христианские миссионеры и активисты, которые суммарно составляли 10% населения страны были вынуждены покинуть КНДР [5].
Избавление от потенциальной угрозы и сохранение народной поддержи позволило беспрепятственно проводить выгодную для Ким Ир Сена политику. Как результат, под предлогом того, что такие меры необходимы для построения социализма и установления диктатуры пролетариата, был введен культ личности, который распространился и на его потомков. На данный момент Ким Ир Сен является действующим президентом страны, в его честь проводятся праздники, историю его жизни учат дети с самых малых лет, его портрет висит в каждом северокорейском доме, каждый носит значок с его лицом.
Некогда неприметный молодой политик создал культ себя и своей семьи, граничащий с обожествлением. В журналах, газетах, на телевидении можно встретить героические рассказы о подвигах вождя и о большой любви граждан Северной Кореи к лидеру, которая проявляется в традиционном конфуцианском стиле. Некоторые газетные статьи, посвященные верности, любви и мужеству граждан, напоминают поучительные рассказы корейского средневековья. Так, в 2012 г. одна северокорейская девочка в возрасте четырнадцати лет
погибла при наводнении в попытке спасти портреты вождей. Её родителям и учителям выдали награды в благодарность за воспитание [8].
Таким образом, Ким Ир Сен стал почти обожествленной неприкасаемой фигурой, тем, чья власть является незыблемой. Для жителей страны он священен. Это подчеркивает также и тот факт, что летоисчисление в Корее ведется от дня рождения Ким Ир Сена. После смерти солнца нации, его сын Ким Чен Ир стал новым главой страны, наследуя также и особый статус отца.
Культ личности, сакральность вождя стали неким механизмом предупреждения политической борьбы, которая была свойственна Северной Корее 1940-х начала 1950-х гг. В последствии никто не решался спорить с Ким Ир Сеном, а тем более становиться его соперником. Борьба политических партий, митинги или импичмент существуют в КНДР только в новостных сводках. Передача властных полномочий вместе с сакральностью является еще одним механизмом поддержания существующей системы и предотвращения потенциальных конфликтов в стране, которые могут привести к опасным для правящей элиты последствиям. Свержение семьи Кимов - рискованный и, можно сказать, смертельный шаг для тех, кто на это решится. Современная северокорейская идеология построена на культе личности, смена руководства страны может означать потерю власти, нарастание возмущения и появление оппозиционно настроенных групп граждан, которые отсутствуют в Северной Корее, несмотря на бедность, сильное расслоение населения, острую нехватку ресурсов и продовольствия.
В середине 1990-х годов идеология КНДР претерпела новое радикальное изменение. В результате смерти Ким Ир Сена, плохих урожаев, природных катаклизм, введенных США санкций и эмбарго, впервые за долгое время начали возникать обеспокоенность и недовольство у жителей страны, в итоге была принята новая ветвь идеологии, диктатура сонгун, означающая первенство армии. Она стала ответом государства не только на те вызовы и трудности, что испытывала страна 1990-х гг., но и современности. В 1970-х гг. в Южной Корее произошло «Корейское экономическое чудо», которое позволило обогнать главного соперника - Северную Корею. Несмотря на то, что это вызывало некие опасения, повода для волнения у КНДР не было, поскольку та имела сильного союзника в лице СССР, но после распада Советского Союза в 1991 г. Северная Корея находилась в особо опасном положении. Одним из решений стала диктатура Сонгун, политика мира и независимости, как утверждают северокорейские представители. Они подкрепляют свою точку зрения примерами из Афганистана и Ирака, где власти, не имея опоры в виде политики приоритета армии, шли на уступки и потерпели неудачу [1]. Диктатура сонгун подразумевала большие капиталовложения в разработку нового оружия и армию, которая вставала на первое место в экономической и политической повестке. С того момента армия стала неразрывной частью народа, партии и идеологии. Научно - теоретической базой сонгун стала идея о том, что именно военная мощь сможет защитить Родину, социализм и революцию. Кроме того, наличие ядерного оружия на корейском полуострове и хорошо подготовленной армии может быть гарантией безопасности Северной Кореи и мира в регионе. Поскольку единственным антагонистом в Северо-Восточной Азии является Северная Корея, обеспечив себе защиту в виде ядерного оружия и армии, она предупреждает потенциальные нападения.
Новые вызовы, появляющиеся перед Северной Кореей, порождают изменения в идеологии, которая благодаря своей гибкости с легкостью поддается реформациям. Идеология КНДР, обозначенная Ким Ир Сеном еще в 1950-х гг., является смесью постоянно обновляющихся и добавляющихся идей, главной целью которых является обеспечение стабильности шаткого политического режима страны, путем предотвращения разного рода потенциальных конфликтов, будь то внутренних или внешних. Националистическая идея самобытности корейской нации приравнивалась к понятию патриотизма, защите национальных интересов страны и правящих элит. Сакральность семьи Кимов гарантировала устойчивость сложившегося режима, обеспечивая тем самым
стабильность общественных настроений и поддержку власти. Доктрина сонгун предоставила обоснование необходимости вложений в вооруженные силы, которые позволили стабилизировать неустойчивое положение Северной Кореи в Северо-Восточной Азии, обеспечила защиту от более сильных врагов в лице США.
Из всего вышеперечисленного следует, что идеология стала эффективным инструментом контроля в руках неэффективного северокорейского правительства.
Список используемой литературы:
1. Аптеева О.В. Сравнительный анализ идей чучхе и сонгун в конструировании идеологии военного социализма в КНДР// Сравнительная политика. 2010, 1(1), С. 225-230.
2. Ким Чен Ир. Об идеях чучхе., М., Палея, 2002.
3. Курбанов С.О. Идеи Чучхе: Конфуцианская традиция // Восточная коллекция, 2001. № 4 (7), С. 58 -
65.
4. Курбанов С.О. История Кореи: с древности до начала XXI в. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.
5. Ланьков А. Оппозиция, Ким Ир Сен и северокорейская правящая элита в середине 1950-х гг.// Полит.ру [Электронный ресурс] URL: https://polit.ru/article/2009/11/02/lankov/ (дата обращения: 24.05.2020)
6. Ланьков А. СССР и КНДР в 1953 — 1961 гг. // Полит.ру [Электронный ресурс] URL: https://m.polit.ru/article/2016/04/24/korea/ (дата обращения: 24.05.2020)
7. Мишин В.Ю. Особенности северокорейского национализма // Россия и АТР. 2014. №3 С. 176-183
8. Commendations Awarded to Schoolgirl's Parents, Teachers // Rodong sinmun. 24 June 2012. [Электронный ресурс] URL:
http://web.archive.org/web/20120706102039/http:/www.rodong.rep.kp/InterEn/index.php?strPageID=SF01 02 01&ne wsID=2012-06-27-0008 (дата обращения: 24.05.2020)