Т.Ф. Ермоленко доктор философских наук, профессор ИППК Южного федерального университета* В.Н. Шевелев
доктор философских наук, профессор ИППК Южного федерального университета*
Идеология и практики реставрации советского прошлого в современном российском обществе
В России происходит кардинальная трансформация экономического уклада, политического устройства, меняются культурно-ценностные предпочтения людей. Ушли в прошлое идеологические постулаты, определявшие развитие страны на протяжении многих десятилетий. В этой ситуации перед государством, элитой и обществом стоят задачи поиска новых ориентиров и векторов социальной модернизации, новых моделей и институтов, адекватных вызовам поздней современности.
Однако обществу не удалось создать оптимальные условия для утверждения политической демократии, развития высоких технологий и инноваций, свободной самореализации человеческого капитала. Россия страдает от институциональной неразвитости (нет государства как системы публичных институтов), плохого государственного управления и концентрации экономической власти в руках политической элиты - об этом говорится в целом ряде аналитических докладов.
В переходную «смутную» эпоху, когда рушатся старые ценности и рациональное начало отступает под натиском иррациональных сил, происходит усиленное производство мифов, которые искажают взгляд как на реальную действительность, так и на общественное, в том числе историческое, сознание значительной части населения. А общество, обращенное в прошлое, не способно к подлинной социальной модернизации.
* Ермоленко Татьяна Федоровна, e-mail: PROF_ermolenko@mail.ru
* Шевелев Владимир Николаевич, e-mail: PROF ermolenko@mail.ru
Размышляя об этом, Г.А. Явлинский считает, что новый политический строй, основанный на Конституции 1993 г. и возникший на основе реформ 1990-х гг., стал формой закрепления власти номенклатуры советского типа в новых экономических условиях. Этот строй по-прежнему основан на лжи, страхе, коррупции, которые со временем только нарастают, поскольку не выполнено ни одно из условий создания современного государства. Политическое мышление застыло на уровне начала прошлого века. Охранительный курс - путь не к стабильности, а к загниванию или дестабилизации. Его слабость - отсутствие внятной концепции государства, понимания перспективы развития страны, а следовательно - возможности предложить обществу заслуживающий доверия и интереса план модернизации'.
В обществе и во властных структурах все больше нарастает тенденция к реставрации. Лозунги и символы прошлого приобретают мобилизующую силу. Б.В. Дубин исходит из того, что уже при позднем Ельцине, но особенно в первый период путинского президентства, произошло символическое «примирение» массы российского населения с «советским» как «своим», как «нашим прошлым» - более того, население примирилось с инерцией советского опыта как своеобразной «национальной традицией». Символы советского, из которых вычеркнута память о тоталитарном государстве и его карательных институтах, о ГУЛАГе и Холокосте, репрессиях против целых слоев населения, депортациях целых народов и других разрушительных сторонах советской власти, всего образа жизни в СССР, прошли через своего рода «декоммунизацию». Символы советского теперь связаны в общественном сознании не с коммунистической партией, ее руководством, тоталитарной пропагандой и т. п., а с идеализированным образом коллективного существования «всего народа»2.
1
Явлинский Г. Ложь и легитимность // Новая газета. 2012. 15 февраля.
2 Дубин Б. Символы возврата вместо символов перемен // Pro et Contra. 2011. Сентябрь - октябрь. Т. 15. № 5. С. 18-19.
Д. Лоуэнталь пишет, что последние несколько веков полностью преобразовали наши представления об историческом сознании, причинности и случайности. Стремительные и хаотичные перемены отдалили от нас прошлое и, можно сказать, вытеснили его из нашей жизни. Сознание того, что прошлое не похоже на настоящее, что люди в иные времена и в других местах жили иначе, чем мы, стало главным направлением развития западной мысли. Однако прошлое - повсюду. Нас окружают события и вещи, которые, как и мы сами, имеют более или менее отчетливую предысторию. Человеческий опыт наполняют реликвии, истории и воспоминания. Гордимся мы им или отвергаем, помним его или игнорируем, прошлое вездесуще. И подобно тому, как мы изменяем его, прошлое меняет нас. Мы отбрасываем традицию для того, чтобы утвердить собственное право на исправление ошибок, но не можем избавиться от прошлого совсем, поскольку оно глубинным
о
образом присутствует во всем, что мы делаем и о чем думаем3.
В социально-гуманитарной мысли давно уже зафиксирована идея, что всякая идеология напрямую связана с повседневной политической и экономической деятельностью и влияет на возможность реализации тех или иных социальных проектов.
В свое время идеология как универсальный социально-символический код общества сыграла определяющую роль в конструировании советского социального мира как варианта модерна и советского человека как соответствующего ему антропологического типа. Воспроизводство идеологии, советского социокультурного порядка и советского человека было обусловлено соединением идеологии с жизнью, превращением идеологии в социальную технологию, модификатор социальных практик различного характера (производственных, культурных, бытовых и т. д. и т. п.). Форма и содержание советской идеологии, способы ее воспроизводства не определялись всецело только производителями
3 Лоуэнталь Д. Прошлое - чужая страна. СПб.: Русский остров, 2004. С. 5, 11, 25.
идеологической «нормы», существование идеологии стало результатом консенсуса (в том числе и ненасильственного) различных социальных групп, образующих советский социум4.
Идеологические практики - составная часть социальных практик, в ходе которых конкретно-исторический субъект, опираясь на социальные институты и иные инструменты, воздействуя на систему социальных отношений, изменяет общество и самого себя.
В свое время, захватив власть и встав на путь построения «общества светлого будущего», большевики опирались на такие деструктивные (с точки зрения нормального общественного сознания) факторы, как социальный раскол, ненависть, криминальный всплеск. Они целенаправленно истребляли профессиональную политику и политическую культуру, заменяя ее демагогией и манипулированием. Были катастрофически изменены представления об общественной норме, в которую на определенном этапе были возведены бескультурье и антиинтеллектуальность. Люди были полностью отрезаны от всякой связи с внешним миром. Все это составило нравственную, социальную, политическую и экономическую катастрофу, последствия которой до сих
с.
пор совершенно не преодолены5.
В периоды радикальных общественных изменений перед властными элитами всегда встает потребность в создании новых официальных моделей исторического прошлого, поскольку апелляция к историческому прошлому служит важным легитимационным фактором новых политических институтов. Недаром одной из самых актуальных в сегодняшней России стала имперская тема.
Реставрация имперской темы сопровождается возрождением антизападничества и великодержавия. Тем самым идеология и практики властвующей элиты, то есть тех, кто причастен к принятию решений,
4 См.: Резинко Д.Б. Идеологические практики в контексте советской модернизации (социально-философский анализ): автореф. дис. .канд. философ. наук. М., 2002.
5 Явлинский Г.А. Памяти Учредительного собрания // Ведомости. 2013. № 6. 21 января.
свидетельствуют, что в ходе социальной модернизации советское прошлое в различных его ипостасях находит свое проявление практически во всех сферах жизни общества.
Парадоксальность присутствия советского прошлого в современном общественном сознании и массовой культуре не исчерпывается травматическими эффектами, связанными с непрекращающимся переживанием (и проживанием) этого прошлого и актуальным противостоянием между различными способами его восприятия и описания. Не исчерпывается оно и более фундаментальным разрывом между ностальгическим отождествлением с былым советским величием и болезненным ощущением не только самой утраты, но и невозможности вернуться к утраченному6.
Идеология реставрации базируется на нарастающей социальной амнезии. Для социального философа А.М. Кумыкова социальная амнезия есть экспансия социального беспамятства как социокультурное явление и как процесс, что проявляется в искажении и частичной утрате памяти о значимом прошлом в обществе, в размывании чувства самоценности истории и наличии искаженного опыта прошлого, в стремлении элиты созидать новое без опоры на знание о прошлом.
Социальная амнезия ведет к дезорганизации социальной памяти как символической реконструкции прошлого в настоящем и совокупности социокультурных практик, осуществляющих отбор и преобразование социальной информации в значимое знание о прошлом в целях сохранения и трансляции культурного опыта7.
Идеологические установки власти воплощаются в социокультурных практиках, под которыми понимаются формы социально значимой деятельности, регулярно воспроизводимые действия, связанные с историческим социальным опытом поведения, который хранится в об-
6 Калинин И. Ностальгическая модернизация: советское прошлое как исторический горизонт // Неприкосновенный запас. 2010. № 6 (74). С. 6.
7 Кумыков А.М. Социальная амнезия в российском обществе: природа и траектории рецепции прошлого в социокультурных практиках. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2013. С. 42.
о
щественном сознании и передается от поколения к поколению8.
Именно верхушка нынешней номенклатурной элиты принимает все основные решения. При этом, по оценкам Г.А. Явлинского, официальная власть в России есть продукт полутора десятилетий, включавших в себя неоднократные колоссальные политические потрясения, нарушения политической преемственности, кулуарную разработку и фактическое навязывание обществу системы организации государственной власти и ее почти перманентную перекройку.
Более того, на этом фоне власть неоднократно лгала обществу, подменяла понятия, отказывалась от своих обязательств перед ним. Все это не может не сказываться на восприятии обществом государственной власти в плане ее легитимности - пусть не в форме прямого и публичного оспаривания последней (такие вещи сравнительно легко поддаются пресечению и контролю), но в форме скептического и цинично-равнодушного отношения населения к деятельности государственных институтов и готовности саботировать любые их решения. Одновременно власть унаследовала в полной мере традиции предыдущей эпохи, которые были заложены еще Сталиным9.
Эти традиции находят свое выражение в самых разнообразных формах и практиках: возвращение в авторитаризм, воссоздание бюрократического государства с тенденцией перерастания в полицейское, возрождение тотального контроля над общественной жизнью, скатывание в однопартийность, чинопочитание, апологетическое переписывание драматических страниц советской истории, вторичное засекречивание архивов и т. п.
При этом, как пишет М. Соколов, Россия проделывает свой путь постсоветской реставрации зигзагами. Режим В. Путина из недолгого наполеоновского реформаторства 2001-2002 гг., когда всем обещали
8 Там же. С. 23.
9 Явлинский Г.А. Ложь и легитимность / Двадцать лет реформ. М: Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», 2011. С. 95.
преобразования, стабильность, порядок и юридические гарантии сомнительно приобретенной собственности, в «нулевые» годы быстро нырнул в мутную эпоху, похожую на времена Директории. Состояния и карьеры, как и в период правления Барраса и Тальена, делались мгновенно (Ковальчуки и Ротенберги), но и уничтожаются они теперь за пару суток после падения с вершин власти. А право на бурные продолжительные аплодисменты в ничего не решающих Думе и Совете Федерации предоставят воссозданной по старому образцу «рабоче-крестьянской» номенклатурной клаке. Но в кремлевском сундуке есть неприкосновенный пока запас: побитое молью красное знамя. Если дела пойдут плохо, можем дождаться исторического часа: кровавый флаг большевиков поднимут над Кремлем в день очередного юбилея Победы, и государственное красное знамя понесут перед трибуной Мавзолея10.
Реставрация советского прошлого встречает ответное движение общества. В этом смысле все более значимую роль играет ностальгия, выступающая как своеобразная культурная реабилитация прошлого, как обращение к искаженному и идеализированному историческому прошлому, когда переживание реальной действительности и настоящее оценивается лишь в сравнении с ним. Разуверившись в настоящем, не ожидая ничего хорошего в грядущем и не будучи способными адаптироваться к новым ценностям и ориентирам, ущемленные социальные группы стараются найти себе точки опоры в прошлом. Острая потребность части общества удержаться в привычных для себя социокультурных рамках приводит к актуализации «образа прошлого»11.
Причины реставрации элементов советской социальной реальности вплоть до «ползучей» реабилитации Сталина связаны с политико-идеологическими устремлениями и практиками доминирующего политического класса, социальным заказом со стороны «общества застоя» и
10
Соколов М. Гримасы путинской реставрации // http://www.svobodanew.com/2013/03/03/.
11 Кумыков А.М. Указ. соч. С. 173-174.
его «агрессивно-послушного» антимодернистского большинства, тре-бущего не свободы, а порядка.
Политика властных структур и современной политической элиты, направленная на возвращение тех или иных форм и символов советского и на апологетическое переписывание драматических страниц советской истории, ведет к тому, что в итоге в российском обществе как на уровне властных структур, так и на уровне массового сознания оказались отвергнутыми символы перемен, а, напротив, востребованными стали символы прошлого.
Ермоленко Т.Ф., Шевелев В.Н. Идеология и практики реставрации советского прошлого в современном российском обществе.
В статье показано, что в российском обществе и во властных структурах все больше нарастает тенденция к реставрации. Причины реставрации элементов советской социальной реальности вплоть до «ползучей» реабилитации Сталина связаны с политико-идеологическими устремлениями и практиками доминирующего политического класса, социальным заказом со стороны «общества застоя» и его «агрессивно-послушного» антимодернистского большинства. Лозунги и символы прошлого приобретают мобилизующую силу. Реставрация имперской темы сопровождается возрождением антизападничества и великодержавности, а идеология реставрации базируется на нарастающей социальной амнезии.
Ключевые слова: реставрация советского прошлого, лозунги и символы прошлого, социальная амнезия, ностальгия.
Ermolenko T.F., Shevelev V.N. The ideology and practice of the restoration of the Soviet past in contemporary Russian society. The paper shows that in Russian society and in the government agencies the trend of restoration is increasingly growing. The reasons for the restoration of the elements of the Soviet social reality down to the rehabilitation of Stalin are the political and ideological aspirations and practices of the dominant political class, the social order of the "society of stagnation" and its "aggressive and submissive" anti-modernist majority. Slogans and symbols of the past are becoming a mobilizing force. The restoration of the imperial theme is accompanied by the revival of anti-Westernism and the ideology of restoration is based on the rise of social amnesia.
Key words: restoration of the Soviet past, slogans and symbols of the past, social amnesia, nostalgia.