Научная статья на тему 'Идеология и образование, или «Спасибо за идеологию»'

Идеология и образование, или «Спасибо за идеологию» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1163
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / СИМВОЛИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭЛИТА / IDEOLOGY / SYMBOLIC IDENTIFICATION / ELITE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соколова А. Н.

В статье исследуется роль государственной идеологии в образовательном процессе. В статье утверждается, что идеология помогает личности компенсировать персональный недостаток силы и влияния через механизмы символической идентификации с элитой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideology and education, or thanks to the ideology

The article examines the role of state ideologies in the education process. The author puts the questions whether ideologies are necessary for the society and if the society could exist without them, and argues that ideology helps the person to compensate his or her lack of power and influence through the mechanism of symbolic identification with the elite.

Текст научной работы на тему «Идеология и образование, или «Спасибо за идеологию»»

Научный дебют

149

номикой, ставит образование гуманитарного типа на повестку дня как насущное веление времени.

Литература

1. Долженко О.В. Очерки по философии об-

разования: Учебное пособие. М.: ПромоМедиа, 1995.

2. Словарь иностранных слов. М.: Русский

язык, 1988.

3. Лотман Ю.М. Культура и текст как гене-

раторы смысла // Кибернетическая лингвистика. М.: Наука, 1983. С. 23-30.

4. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швы-

рев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. М.: Наука, 1972. С. 28-94.

5. Тульчинский Г.Л. Смысл и гуманитарное

знание // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): Материалы междунар. конф. / Ред. Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2005.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного твор-

чества. М.: Худож. литература, 1979.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание.

Личность. М.: Академия, 2005.

8. Микешина Л.А. Философия науки. М.: Про-

гресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.

9. Какабадзе З.М. Проблема человеческого

бытия. Тбилиси: Мецниереба, 1985.

10. Тульчинский Г.Л. Свобода и смысл. Новый сдвиг гуманитарной парадигмы. Lewiston-Queenston-Lampeter: The Edwin Mellen Press, 2001.

11. БиблерВ.С. От наукоучения к логике культуры. М.: Изд-во полит. литературы, 1991.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Политиздат, 1955-1981. Т. 3.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Политиздат, 1955-1981. Т. 20.

14. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры (На путях к гуманитарному разуму). Очерк третий. Диалог и культура // Русский гуманитарный Интернет-университет. URL: http:// www.i-u.ru/biblio/ archive/bibler_mihail/

02.aspx

RUDAKOVP. DOES INNOVATOR NEED SCHOLARSHIP?

The problem ofliberal education necessity for forming innovative personality is under review, the formation of spiritual culture and integrity of personality during humanitarian study comes out, the influence of humanitarian on developing of civil and innovative qualities is shown.

Keywords: liberal education, spiritual culture, integrity of personality, innovative personality.

Идеология

А.Н. СОКОЛОВА, аспирант

Казанский государственный и °Ораз°вание, или

технологический университет «Спасибо за идеологию»

В статье исследуется роль государственной идеологии в образовательном процессе. В статье утверждается, что идеология помогает личности компенсировать персональный недостаток силы и влияния через механизмы символической идентификации с элитой.

Ключевые слова: идеология, символическая идентификация, элита.

Какова роль образования в деле распро- вание определенных мировоззренческих странения ценностей той идеологии, кото- установок у школьников и студентов? рая поддерживается властвующей в госу- В существующей литературе мы обна-

дарстве элитой? Каково вообще влияние ружили два варианта ответа на данный воп-образовательных институтов на формиро- рос. Согласно первому идеологическая

150

Высшее образование в России • № 5, 2011

функция образования состоит в закреплении наличного социального неравенства, и в принципе возможно существование общества, независимого от влияния каких-либо идеологий. Для этого нужно лишить правящую элиту полномочий и средств контроля над «идеологическим аппаратом государства» (масс-медиа,образование,религия и т.д.), с помощью которого осуществляется пропаганда. Вместе с тем многие социальные ученые не верят в утопическое общество, полностью свободное от идеологий. В таком контексте идеология трактуется как система убеждений и верований, только благодаря которым человек может сформировать свое мировоззрение, а потому «конец идеологий» вряд ли наступит.

Первая точка зрения была достаточно полно изложена еще К. Марксом. Как последователь идеалов эпохи Просвещения, родоначальник “научного социализма” искренне верил в прогресс и в возможность общества, которое было бы основано лишь на чистом разуме, не замутненном «ложным сознанием», каковым, по его мнению, и является идеология. Считая идеологию одной из надстроек над экономическим базисом, Маркс отводил ей функцию закрепления status quo, при котором господствующий класс сосредоточивает в своих руках все имеющие ценность вещественные и символические ресурсы, а потому получает возможность «эксплуатировать» класс «пролетариата». Идеология в этом плане представляет собой набор мнений и идей, конституирующих существующую реальность как закрепляющую властные права доминирующего слоя и не позволяющую мыслить возможные альтернативы. Поскольку «господствующие в обществе идеи во все эпохи были идеями господствующего класса» [1] , при устранении классового господства исчезает и феномен идеологии.

Идеи Маркса была развиты как приверженцами экономического материализма, так и учеными, далекими от экономики. К примеру, основатель психоанализа Зигмунд

Фрейд применил ход мысли Маркса к анализу внутреннего мира человека. По существу, он поставил знак равенства между функцией идеологии, преследующей цель объяснить и тем самым оправдать эмпирически существующий мир, и функцией человеческого сознания, названной им рационализацией - объяснением внешнего и внутреннего мира путем «затушевывания» их противоречий. Как ребенок идентифицирует себя со взрослым для защиты своего внутреннего мира от агрессии со стороны этого взрослого, так и «угнетенные члены общества перенимают культурные идеалы своих угнетателей, и вместо отвращения они обретают идеал в лице норм поведения и ценностей своих господ» [2, с. 31].

Данный когнитивный механизм, названный «идентификацией с агрессором», был рассмотрен и по-своему истолкован психологом Жаком Лаканом, а вслед за ним философом Славоем Жижеком. При этом в «идентификации» усматриваются две составляющие - «воображаемая» и «символическая». Первая - это идентификация с привлекательным для нас образом, с образом, представляющим то, «какими мы хотели бы быть ». Вторая - это идентификация с самим местом, откуда мы смотрим, откуда при взгляде на самих себя мы кажемся себе привлекательными, достойными любви [3, с. 54]. В качестве примера Жижек приводит анализ Эйзенштейном фильмов Чарльза Чаплина, в которых дети воспринимаются не как нечто «умильное » или «трогательное», но как объект агрессии (в фильмах их часто дразнят и высмеивают). Такой взгляд на детей невозможен, если смотреть на них глазами обычного (“адекватного”) взрослого. По Эйзенштейну, в фильмах Чаплина мы видим детей так, как они видят себя сами. «Только сами дети так относятся друг к другу. Садистское отношение к детям, следовательно, предполагает символическую идентификацию со взглядом детей на самих себя» [3, с. 55].

Научный дебют

151

Подобным же образом, считает С. Жи-жек, образовательные механизмы в своей идеологической функции стремятся осуществить символическую идентификацию индивида с элитой. Данное утверждение может показаться сомнительным, однако стоит лишь внимательнее рассмотреть цели, которые стремится реализовать элита с помощью таких «идеологических аппаратов», как образовательные учреждения, то всякие сомнения исчезнут. Чего желает добиться правящая элита при помощи идеологии? Конечно же, того, чтобы сложившийся порядок вещей не менялся так долго, насколько это возможно; чтобы «верхи» оставались «верхами», а «низы» - «низами ».

Необходимым условием сохранения данного порядка является отсутствие у среднего и нижнего классов желания перемен. С помощью образовательных учреждений, которые внушают индивиду определенные жизненные ценности, задают и обводят контуром заранее сконструированную политиками картинумира, «элита» погружает сознание «массы» в иллюзорный, призрачный мир. В этом мире существуют строго заданные рамки и нормы поведения, преобладают те или иные нарративы и дискурсы, и, что особенно важно, каждый индивид играет отведенную ему роль, а потому его жизнь имеет большое общественное значение. Таким образом, образовательные институты осуществляют компенсаторную функцию: с их помощью индивид ощущает свою значимость. Он преодолевает экзистенциальные сомнения в смысле собственной жизни и, что самое интересное, с помощью идеологических иллюзий может даже «примерить» на себя любую роль - правителя или же влиятельного бизнесмена-экономиста, заключающего многомиллионные сделки.

Представим, что наступила такая ситуация, когда государству больше не нужно использовать идеологию для воздействия на своих граждан, другими словами, нуж-

да в идеологии полностью отпала. Как это возможно и может ли это случиться вообще? Думается, Маркс предполагал, что такая ситуация будет организована лишь в полностью бесклассовом обществе, основанном на добровольном распределении обязанностей между его членами и равенстве «всех перед всеми », при отсутствии доминирующей структуры, которая стремилась бы сохранить существующее неравенство. Однако даже в таких условиях необходимо как-то объяснять существующее положение вещей. Как донести до человека мысль, что равенство лучше неравенства, что желание властвовать над другими является чем-то плохим и асоциальным? Это возможно только если нарисовать взамен старой картины мира новую, т.е. обозначить новые поля дискурсов и задать определенные нарративы, структурировав их в обновленном информационном пространстве. И конечно же, в данных обстоятельствах появится необходимость в институтах, которые занимались бы решением этих задач. В таком случае возникает вопрос: чем эта новая картина мира отличается от идеологии? Ведь она по-прежнему конструирует социальную реальность на свой лад, то есть опять-таки влияет на само восприятие реальности посредством текстов и смыслов.

Получается, что сама постановка вопроса о возможности существования современного общества без идеологической опоры является ошибочной. До наступления эры капитализма, к примеру, при феодальном строе, общество и элита вполне могли обходиться без идеологии, так как необразованные массы не так уж часто стремились к изменению существующего положения вещей в обществе, считая это невозможным. К тому же большую роль в обществе играла религия, во многом являвшаяся предшественницей идеологии. При наступлении эры массовой печати и массовых коммуникаций общественные массы, получившие больше свободного от труда времени и до-

152

Высшее образование в России • № 5, 2011

ступ в открытое информационное пространство, осознали свои возможности и свою силу. Роль религии в деле поддержания существующего в обществе порядка вещей постепенно шла на убыль, и должна была появиться новая сила, способная помочь правящей элите сохранить механизм доминирования. Ею и стала идеология.

Итак, идеология не есть некое абстрактное «зло», позволяющее правителям оставаться у власти при помощи лжи, ведь «простые граждане » сами заинтересованы в понятной им картине политической реальности, и неважно, истинная она или ложная» [2, с. 210]. К. Гиртц вообще называет идеологию «символическим действием» и настаивает на отказе от понимания идеологии как искаженной реальности или искаженного знания. Он полагает, что человек всегда «находится в паутине смыслов и значений, которую сам же и сплетает» [4, с. 5], а потому не может создать пространство, свободное от идеологий.

Что же касается сферы образования, то этот институт является и всегда будет являться идеологическим аппаратом государ-

ства, так или иначе зависимым от правительства, элиты либо иных доминирующих структур. Помимо своей основной функции, образовательные институты выполняют и ряд производных функций, таких как воспитательная, регулятивная, а также компенсаторная. Последняя помогает гражданину осуществить символическую идентификацию с правящей элитой и тем самым с помощью механизма идеологии стать немного счастливей, расширить рамки своей картины мира, своего кругозора. За что можно быть ей благодарным.

Литература

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология

// Соч. 2-е изд. Т. 3. М., 1955-1981.

2. Тузиков А.Р. Идеология в теоретическом

измерении: между прошлым и будущим. М.: Социально-гуманитарные знания, 2005. 360 с.

3. Жижек С. Возвышенный объект идеоло-

гии / Пер. с англ. В. Софронова. М.: Художественный журнал, 1999.

4. Geertz C. The Interpretation of Cultures. N. Y.:

Basic Books, 1973.

SOKOLOVA A. IDEOLOGY AND EDUCATION, OR THANKS TO THE IDEOLOGY The article examines the role of state ideologies in the education process. The author puts the questions whether ideologies are necessary for the society and if the society could exist without them, and argues that ideology helps the person to compensate his or her lack of power and influence through the mechanism of symbolic identification with the elite. Keywords: ideology, symbolic identification, elite.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.