Научная статья на тему 'Идеология этнонационального движения в республиках Алтай и Хакасия (конец XX - начало XXI века)'

Идеология этнонационального движения в республиках Алтай и Хакасия (конец XX - начало XXI века) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
196
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Самушкина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеология этнонационального движения в республиках Алтай и Хакасия (конец XX - начало XXI века)»

УДК 314.122.62

Е. В. Самушкина

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: [email protected]

ИДЕОЛОГИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКАХ АЛТАЙ И ХАКАСИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА)*

Демократизация политической системы в российском обществе 1990-х гг. привела к актуализации этнонационального фактора в государственных автономиях Сибири. В процессе перераспределения властных полномочий в РФ национальная элита получила большую свободу и самостоятельность. В новом социально-политическом контексте взаимоотношений Республики Хакасия и Республики Алтай с Центром начался поиск такой идентичности, которая смогла бы закрепить и отразить интересы региональных сообществ.

В Республике Хакасия и Республике Алтай с момента провозглашения независимости началась работа по кодификации концепций эт-нонационального развития. Для Республики Алтай такими документами, ориентированными на этнонациональную парадигму, стали «Концепция национальных школ Республики Алтай» (1993 г.) и «Закон об историко-культурном наследии народов Республики Алтай» (1994 г.) В духе идей возрождения в ноябре 2001 г. в Республике Хакасия была выработана и принята «Концепция национального развития хакасского народа».

«Концепция национальных школ Республики Алтай», рассчитанная на период 1992-2010 гг., явилась первым опытом конструирования национальной идеологии. Поддержанная правительством, она имела главной задачей «развитие национального общественного сознания за счет приобщения подрастающего поколения к духовным и культурным ценностям своего народа, понимания места и роли этих ценностей в мировой культуре; воспитание национального сознания, направленного на обогащающее взаимодействие наций и народностей при одновременном развитии

своей национальной культуры, языка, самобытности, восстановление исторической памяти, воспитание чувства национальной гордости и самоуважения, чувства этнической самоидентификации» [Концепция..., 1993. С. 3].

Образовательная программа, призванная найти «оптимальную модель культурного человека через обязательное усвоение национальной культуры и современное воспитание гражданина Республики» [Там же], была ориентирована на идеологему «этнической личности». Ее авторы, утверждая доминирующую роль этнической идентификации в системе социальных отношений, настаивали на приоритете традиций. Основной идеей концепции являлось возрождение на основе обращения к «истинной» традиционной культуре.

Для претворения положений концепции в русле неотрадиционализма алтайской символьной элитой предлагаются следующие положения:

- пробуждение национального самосознания народов Республики Алтай и придание этому процессу цивилизованного характера;

- развитие культуры национальной не только по форме, но и по содержанию;

- превращение школы в реальный механизм культурного возрождения и развития народов республики на основе полноценного владения родным языком;

- развитие национальной школы как школы диалога с другими культурами;

- воспитание детей в духе единства человеческого рода [Там же].

Особое внимание при воспитании молодого поколения, по идее авторов документа, следует уделить историко-культурному наследию региона. Приобщение к письменному и фольклор-

*

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта СО РАН для молодых ученых (проект № 145) и РГНФ (проект № 06-01-00323а).

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2007. Том 6, выпуск 3: Археология и этнография © Е. В. Самушкина, 2007

ному творчеству предков, занятие народными ремеслами и промыслами, участие в восстановлении исторических и культурных памятников, изучение истории национального предпринимательства должны способствовать превращению института образования «в движущий фактор национальной культуры» [Концепция., 1993. С. 8].

Наряду с проблемой возрождения традиционной культуры, в концепции делается акцент на неблагоприятные тенденции в развитии коренного тюркоязычного населения в советский период. Отмечается, что «в результате нарушения конкретной микросреды, со свойственными мировоззренческими, нравственно-эстетическими представлениями, с гармоничным укладом социальных и семейных отношений, появилось поколение алтайцев, не владеющих языком, не знающих историю, культуру своего народа, с обедненным и деформированным национальным сознанием» [Там же. С. 28].

Обращение к истокам традиционной культуры, изучение алтайского языка позволят стать духовно развитой личностью. Согласно документу, представитель коренной титульной этнической группы не только должен владеть теоретическими знаниями в области материальной и духовной культуры своих предков, но и обладать практическими навыками. Выпускник средней школы должен быть знаком со всеми жанрами словесного искусства (традиционные песни, благопожелания), уметь импровизировать их, хорошо разбираться в родословной, самостоятельно совершать необходимые для жизни национальные ритуалы, обрядовые действия [Там же. С. 36]. Такая компетентность в области традиционной этнической культуры, по замыслу творческих и научных кругов Республики Алтай, должна привести к возникновению чувства национальной гордости, уважения и любви к культуре своего народа и других народов, способствовать самоутверждению индивида в обществе. Таким образом, алтайскими интеллектуалами предлагается традиционная модель развития этнического сообщества региона в будущем. Ставка при этом делается на обращение к традиционной культуре и способам хозяйственно-экономической деятельности.

Концепция национальной государственности Республики Хакасия была сформулирована активистами общественной организации Чон

4o6i (народный совет хакасского народа) и лидерами национального съезда (Чыылыг). Она была представлена на IX внеочередном съезде хакасского народа в ноябре 2001 г. Главной темой документа стала трагическая судьба титульного этноса, утрата хакасами национального языка и культуры.

Символьная элита Республики Хакассия формулирует тезис о том, что условия и образ жизни хакасского народа в последнее десятилетие вызывают чувство возмущения, так как представители тюркоязычного этноса «в неспособности к самопознанию, саморазвитию и самореализации перед ускоряющимся временем» теряют богатейшее культурное наследие, которое формировалось предками 1.

Эти неблагоприятные тенденции могут, по мнению идеологов национального движения, привести хакасский народ к утрате своих земель и ресурсов, к вытеснению на периферию общественной жизни и самоуничтожению. Тем не менее в декларации говорится: «Мы верим в свой народ, в его понимание ответственности перед будущими поколениями, в осознание того, что хакасский народ является носителем и хранителем Духа и Знаний всех тюркоязычных народов» 2

В русле программ возрождения делегатами IX съезда хакасского народа в ноябре 2001 г. в была выработана и принята «Концепция национального развития хакасского народа». В этом документе получили развитие идеи, выработанные в ходе десятилетнего развития этнонационального движения в Республике Хакасия.

Приверженность демократическим ценностям в Концепции сочетается с жесткой этнической парадигмой, ориентированной на примат традиционных идеалов над цивилизационными, а также на приоритет национальных интересов над личными. С одной стороны, ссылаясь на Устав Организации Объединенных Наций, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, национальная интеллигенция:

— отмечает необходимость построения диалога между государством и хакасским народом;

1 Филиал ЦГАРХ. Фонд текущей документации. Концепция национального развития хакасского народа. С. 3.

2 Там же.

- подчеркивает необходимость соблюдения прав и свобод населения, проживающего на территории республики;

- признает решение всех спорных вопросов, возникающих между хакасским народом и государством или другими народами, на основе конструктивного диалога;

- утверждает равноправие всех народов на жизнь, вероисповедание, образ жизни;

- настаивает на соблюдении других прав в соответствии с нормами международного права 3.

С другой стороны, согласно Концепции, общественному признанию подлежат действия, совершенные лицом в целях защиты интересов хакасского народа, рода, семьи, отвечающие традиционным нравственным нормам, даже если они не соответствуют правовым государственным нормам. И, напротив, обязательному общественному осуждению и искоренению из жизни хакасского народа подлежат действия и поступки, связанные с насаждением нетрадиционных мировоззрений и религий, с поощрением социальных пороков, с заискиванием перед органами власти, а также с чрезмерным манипулированием интересами народа. В соответствии с Концепцией, хакасский народ, в лице уполномоченных органов, имеет право давать нравственную оценку действиям любого представителя хакасского народа, независимо от его социального и служебного положения, а также применять к нему меры общественного воздействия 4

Таким образом, «Концепция национального развития хакасского народа» утверждает приоритет этнических ценностей над гражданскими. Несмотря на то, что новые стратегии Республики Хакасия вписываются в систему ценностей модернизированного сообщества, включающую такие понятия, как «демократия» и «гражданские права», население ориентируют на развитие в традиционном русле. Лидерами хакасского возрождения провозглашается приоритет идеалов традиционного мировоззрения перед иными стандартами и идеалами, примат традиционных форм и норм взаимоотношений перед современными правовыми, социальными и прочими ин-

3 Филиал ЦГАРХ. Фонд текущей документации. Концепция национального развития хакасского народа. С. 29.

4 Там же. С. 13-14.

ститутами «в силу их большего воздействия во времени и на сознательном морально-психологическом уровне» 5.

Лидеры этнонационального движения Республики Хакасия разрабатывают и пытаются активно внедрить в сознание хакасов ценности традиционного сообщества. При жесткой этнической парадигме декларируется перечень обязанностей этноса.

В Концепции развития политической элитой республики обозначаются цели и задачи хакасского народа. Основной целью является «сохранение и развитие хакасского народа в рамках общего развития народов Сибири, Урала, Дальнего Востока, их самобытной культуры, целостности и способности к саморазвитию...». Основными же задачами титульного этноса являются:

— возрождение, формирование и развитие традиционного мировоззрения хакасского народа;

— возрождение и развитие традиционных общественных институтов, в том числе духовных, культурных, социальных, экономических;

— развитие традиционных форм хозяйствования и жизнеобеспечения хакасского народа;

— возрождение и развитие традиционных форм воспитания и образования хакасского народа;

— отстаивание своих жизненных интересов перед органами государственной власти и управления;

— возрождение традиционного производства знаний 6

В соответствии с целями и задачами данной Концепции разрабатываются меры по ее реализации. В политической сфере предполагается:

— возрождение и развитие традиционных форм, методов и институтов общественного управления;

— установление гражданско-правовых механизмов взаимодействия традиционных общественных институтов с законодательными и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления;

5 Там же. С. 32.

6 Там же. С. 31.

- становление и реализация механизмов взаимодействия с социальными и политическими институтами других народов Евразии.

В духовной сфере хакасским интеллектуалам и представителям тюркоязычного населения вменяется:

- формирование своего менталитета, который является ядром этнического сознания, главным фактором саморазвития народа и определяющей характеристикой его специфического исторического поведения;

- целенаправленное формирование этнического мировоззрения народа;

- осстановление и развитие традиционных духовных институтов и знаний.

В социальной сфере планируется:

- восстановление и развитие традиционных форм общественно-социального управления хакасского народа;

- разработка механизмов адаптации к современным условиям традиционных форм и методов общественного управления;

- развитие народной педагогики.

«Счастливые, здоровые, образованные

дети - главное достоинство вечного народа», -провозглашается в Концепции национального развития хакасского народа.

В экономической сфере предполагается:

- формирование и развитие экономических институтов хакасского народа с учетом традиционных форм и методов жизнеобеспечения;

- разработка и утверждение программ экономического развития хакасского народа на федеральном и республиканском уровне;

- создание правовых механизмом, обеспечивающих компенсацию органами государственной власти, коммерческими структурами и частыми лицами за использование природного и культурного наследия хакасского народа.

Хакас будущего, в соответствии с предлагаемой стратегией, это активный, творческий, свободный, ответственный, с выраженным чувством личного и национального достоинства человек. Формированию данной личности со всеми присущими ей чертами должно способствовать национальное образование. Оно призвано ориентировать человека на достижение личного успеха как условие процветания народа.

Творческими и научными кругами Республики Хакасия намечается ряд мер, содействующих формированию устойчивой потребности

населения в знании родного языка и культуры. По мысли Л. В. Анжигановой - активной участницы инициативной группы съезда хакасского народа, необходимым является воссоздание «живых форм бытования традиционной хакасской культуры (хозяйственных промыслов и ремесел, национальной кухни и т. д.), создание и развитие системы мероприятий по развитию и рекламированию народного искусства и мастерства» [Анжиганова Л. В., Анжиганова Е. В., 2001. С. 92].

Обращение к историческим корням, к духовному прошлому этноса связано с попытками возрождения утерянной нравственности хакасского народа. Достоинство коренного народа, по мысли авторов Концепции, содержится в его «Великом культурном и духовном наследии»; нравственность предков нужно сохранить и передать будущим поколениям. Эти постулаты и должны стать основой возрождения этноса.

В рамках «Концепции национального развития хакасского народа» принят документ «Основы нравственности хакасского народа». В нем утверждаются такие традиционные ценности, как институт рода и семьи. Представители этноса обязаны содействовать сохранению и процветанию своей земли через обращение к традиционным обычаям, к хакасской мифологии, к родословным преданиям и легендам; они также должны обратиться к историческому прошлому, символам родового тюркского сообщества: родовой горе, источнику, реке, дереву и всемерно их почитать, воспитывать детей в традициях своего народа 7.

В Концепции формулируются основные нравственные заповеди хакасского народа, в которых утверждаются такие качества характера, как мудрость, благородство, выдержка, настойчивость. Высшее проявление нравственности хакасского народа, как считают представители хакасской символьной элиты, это его достоинство. Такое моральное качество представителей коренного тюркоязычного населения имеет три составляющие: великое духовное и культурное наследие народа, отношение индивида к самому себе и другим народам, временная и историческая целостность этноса 8.

7 Филиал ЦГАРХ. Фонд текущей документации. Концепция национального развития хакасского народа. С. 11-12.

8 Там же. С. 12.

Как считает Л. В. Анжиганова, эпоха становления национальной государственности предполагает целенаправленное формирование этнического мировоззрения народа, воссоздание и развитие традиционных духовных структур, институтов и знаний. Подчеркивается также необходимость восстановления исторической памяти народа, его национального достоинства.

Менталитет, ориентированный на архаику, с точки зрения элиты, становится главным фактором саморазвития народа, определяя специфику его исторического поведения. Характеризуя менталитет хакасов в конце XX в., лидеры хакасской интеллигенции подчеркивают, что для него характерен синтез традиционного (восточного) и научно-рационалистического (европейского) мировоззрения, «выражено тяготение к восстановлению этноидентифици-рующих признаков (родного языка, культуры, национальной религии)» [Анжиганова Л. В., 1998. С. 175].

Толчком в развитии этноса и его молодого поколения, наряду с «Концепцией национального развития хакасского народа», по мнению элиты республики, может послужить адекватно сформулированная «национальная идея». Она должна носить позитивный, нацеленный на будущее характер и отражать не ценности выживания, а ценности опережающего развития.

Национальной идей хакасов определяется личная ответственность каждого за национальное достоинство народа. В концентрированном виде она может быть представлена триадой: «Достоинство, ответственность, солидарность» [Анжиганова Л. В., Анжиганова Е. В., 2001. С. 95]. Настоящая идеология, проникнутая духом национального возрождения, легко утверждается и становится популярной в современной Хакасии.

Актуализируя ценности традиционного общества, лидеры хакасского этнонационального движения делают ставку на возрождение ценностей тюркского общества. Особые надежды на будущее символьная элита Республики Хакасия связывает с тюркоязычными странами. На уровне общественных организаций в последнее время все чаще поднимаются вопросы взаимосвязи и преемственности с близкородственными тюркскими народами, пред-савляющими престижные этнокультурные традиции, прежде всего с турками. На съездах хакасского народа обсуждаются вопросы

по созданию программы возрождения тюркских народов. Во время работы этой организации постоянно звучит мысль о том, что все тюркские народы должны выступить как единая нация для результативного решения своих насущных вопросов 9. Национальной интеллигенцией выдвигается идея о формировании концепции объединения родственных народов — тувинцев и хакасов, создания единого государства и присоединения к нему других родственных тюркских народов Российской Федерации. Этот тезис был представлен к публичному обсуждению на заседании V съезда хакасского народа, проведенном в г. Абакан в 1992 г. активистами инициативной группы съезда Чон чобг

Предложение о необходимости создания ассоциации народов Южной Сибири было высказано А. А. Костяковым 10. Летом (17 июня) 1993 г. народный совет съезда хакасского народа подписал протокол предварительных намерений с Народным фронтом «Хостуг Тыва». В преамбуле документа отмечались тенденции, направленные на лишение коренных народов права на самоопределение, на свободное определение ими своего политического статуса, например, на свободное объединение, союзы в форме федераций и конфедераций. Учитывая эти неблагоприятные обстоятельства, представители Народного фронта «Хостуг Тыва» и Чон чобi брали на себя обязательства разработать концепцию объединения родственных тюркских народов. Председатели Народного фронта «Хостуг Тыва» и Чон чобi С. Тумат и В. Ивандаев констатировали также «факт обращения союза политических сил Тувы и Чон чобi по созданию единого тюркского государства и в защиту политических прав членов этих органов» 11.

Связь с народами этих государств является, по мысли идеологов этнонационального движения республики, основой возрождения и процветания Хакасии в дальнейшем. Именно осознание принадлежности к великому, многочисленному тюркскому сообществу должно вселить уверенность в ряды хакасского народа. Руководство Чон чобi неоднократно обращалось за помощью и поддержкой к тюркским странам и выражало желание взаимодейство-

9 Филиал ЦГАРХ. Ф. 884. Оп. 1. Д. 16. Л. 3.

10 Там же. Д. 3. Л. 10.

11 Там же. Д. 7. Л. 3.

вать с тюркоязычным миром по принципу «Один за всех и все за одного» 12. В документах съезда хакасского народа поднимаются вопросы взаимосвязи и преемственности с близкородственными традициями тюркского мира и идет процесс дистанцирования от русского - славянского сообщества.

В заключение следует заметить, что работа по формированию национальной идеи не завершена ни в Республике Алтай, ни в Республике Хакасия. В Республике Алтай, несмотря на бурные дискуссии 90-х гг., процесс формирования консолидационной этнонаци-ональной идеологии прекращен. Во многом это связано с отсутствием единогласия среди алтайских этнонациональных общественных организаций. Ситуацию также усложняет существование множества общественных движений, представляющих интересы субэтносов Алтая. На данный момент, в общественно-политическом пространстве Республики Алтай существуют два конкурирующих между собой дискурса. Поэтому для данной территории характерно обращение к региональной идентичности и общегосударственным символам.

В развитии государственности Республики Хакасия существуют две линии - привер-

женность нормам гражданского общества и толерантности, с одной стороны, и утверждение приоритетов этнонационального развития — с другой. Проблема соотношения этнических и гражданских ценностей очень остро стоит перед населением, и перспективы Республики Хакасии связаны с формированием такой идеологии, в которой были бы обозначены конкретные пути соединения этнокультурных особенностей с задачами построения гражданского сообщества.

Список литературы

Анжиганова Л. В. Мировоззрение хакасов в конце ХХ в.: традиционное и современное // Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития. Абакан, 1998. С.173—178.

Анжиганова Л. В., Анжиганова Е. В. Концептуальные основания этнического развития хакасов // Евразийство: историко-культурное наследие и перспективы развития. Абакан, 2001. С. 88—95.

Концепция национальных школ Республики Алтай. Горно-Алтайск, 1993. 84 с.

Материал поступил в редколлегию 20.03.2007

12 Филиал ЦГАРХ. Ф. 884. Оп. 1. Д. 16. Л. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.