УДК 947.073 ББК 63.3.(2)472
ИДЕОЛОГИЯ АНГЛОСАКСОВ И МИРОВАЯ ГЕГЕМОНИЯ
Афанасьев Игорь Борисович,
аспирант
Воронежский государственный технический
университет
(г. Москва)
Аннотация. Статья раскрывает отношение англосаксов к окружающему миру, конфессиональные особенности развития североамериканских территорий Великобритании, раскручивание Британией русофобии. Крымская война - первая общезападная война против России. Генерал (Едрихин) Вандам, генерал Ивашов, необходимость создания коалиции сухопутных держав - России, Германии и Франции - для противостояния англосаксам.
Ключевые слова: Семилетняя война, Крымская война, англосаксы, Англия, Россия, континентальные (сухопутные) державы, экономика, Америка, генерал (Едрихин) Вандам, генерал Ивашов.
THE IDEOLOGY OF THE ANGLO-SAXONS AND WORLD HEGEMONY
Afanasyev I.B.,
graduate student
Voronezh state technical University
Abstract. The article reveals the attitude of the Anglo-Saxons to the world, confessional peculiarities of the development of the North American territories of great Britain, promotion of Russophobia by Britain. The Crimean war is the first all-Western war against Russia. General (Edrikhin) Vandam, general Ivashov the need to create a coalition of land powers - Russia, Germany and France - to confront the Anglo-Saxons.
Key words: Seven years war, Crimean war, Anglo-Saxons, England, Russia, continental (land) powers, economy, America General (Edrikhin) Vandam, general Ivashov.
Хуже вражды с англосаксом может быть
только дружба с ним.
Генерал-майор А.Е. (Едрихин) Вандам (1917)
Точное, на мой взгляд, выражение русского генерала на историческое отображение отношения англосаксов к окружающему миру. Англосаксы всегда отличались хищническим, потребительским отношением к окружающим.
Основой идеологии англосаксов является протестантизм. При проникновении на новые территории англосаксы устанавливали там свои идеологию и экономические отношения.
Это видим по занятию англосаксами Квебека в Северной Америке (Новой Франции). Семилетняя война (1756-1763)* явилась решающим событием в судьбе североамериканских колоний. Британские колонии объединились,
- 143 ■
чтобы покончить с Новой Францией. В 1760 г. англичане захватили Монреаль. Новая Франция была завоевана. Самая большая французская колония насчитывала тогда около 55 000 жителей. Что же касается американских индейцев, то их насчитывалось около 600 000 человек. Великобритания получила во владение Новую Францию согласно Парижскому договору 1763 года, которым завершилась Семилетняя война. Это было прообразом, псевдостолкновением этих земель англосаксов при «отжиливании» у России ее заокеанских владений, Русской Америки (Аляски).
В Квебеке французские католики стали настолько же бесправны, как и ирландские: все государственные должности занимались исключительно выходцами из протестантского меньшинства. Британские военные обзавелись большим количеством поместий, в то время как функционирование квебекских школ было подорвано, в частности, гонениями на католическую церковь.
Подобное наблюдалось и в Русской Америке. В 1867 году Аляска стала американской территорией, и сразу от невежества новой власти начались гонения на православную веру. Американцы не были знакомы с Православием, считали, что это «темная», устаревшая форма христианства, а вот протестантизм - это уже просветленная форма, и потому стали насильно его насаждать. Детей забирали у родителей, отправляли учиться в интернаты и держали безвыездно в общежитиях, заставляя их получать «настоящее» американское образование, чтобы отрезать их от православных корней. Американское правительство приняло решение, что они должны, наконец, дать настоящее образование народам Севера. Аляска была поделена между разными протестантскими группами, где они могли беспрепятственно совершать свою миссию, «просвещая» темных местных жителей. Алеутские острова достались методистам, Кадьяк достался баптистам, Ситха
* Семилетняя война (1756-1763) - крупный военный конфликт XVIII века, один из самых масштабных конфликтов Нового времени. Семилетняя война шла как в Европе, так и за океаном: в Северной Америке, в странах Карибского бассейна, в Индии, на Филиппинах. В войне приняли участие все европейские великие державы того времени, а также большинство средних и мелких государств Европы и даже некоторые индейские племена. Уинстоном Черчиллем война даже была названа «первой мировой войной».
достались пресвитерианам, Юпики достались моравским братьям. Миссии получали финансовую поддержку американского правительства. На Аляске период упадка начался между 1910 и 1913 годами. С 1910 года американские миссионеры убедили американское правительство насильно закрыть все русские школы, что сейчас мы наблюдаем в Прибалтике и на Украине. Для тогдашних протестантов православие почти что приравнивалось к язычеству, и они старались перекрыть все источники его распространения. Они также хотели, чтобы люди перестали говорить на местных языках, а говорили на «нормальном цивилизованном», то есть английском языке. Моравские братья хотели также изменить местную экономику, чтобы она не зависела полностью от охоты и рыбной ловли, что им, конечно, не очень удалось. Результатом подобных усилий парадоксальным образом стало то, что остававшиеся еще языческими деревни сделались православными.
Что-то похожее сейчас видим и на Украине. Стараются внести раскол в православие, создавая Украинскую православную церковь Киевского патриархата. Какой-то новый вид протестантизма, идея униатской церкви провалилась.
Непраздный интерес англосаксов к России - давняя история, базируется на экономике. Географически наша страна находилась на торговых путях, которые вели на Восток - в Китай и Индию. На протяжении XVI-XVII веков английские и голландские купцы по сути дела контролировали всю торговлю в России. Наши российские купцы настойчиво обращались с челобитными к царям: Михаилу, а потом и его сыну Алексею, чтобы те положили конец своеволию англичан в торговой сфере. Однако избавиться от них удалось только в 1649 году, когда в Англии казнили Карла I. Алексей Михайлович тогда вызвал старшин английских купцов и заявил им следующее: поскольку те учинили такое злое дело и убили короля Карлу-са, «вам на Руси больше не бывать».
В начале XIX века после наполеоновских войн Россия оказалась главным геополитическим противником Великобритании на континенте. Впервые концепция установления контроля над Россией, поднявшейся после опричнины Ивана Грозного, была сформулирована в Англии. Ее авторство принадлежит
Джону Ди - астроному, математику и разведчику времен правления Елизаветы I. Именно он подписывал свои донесения ей как «Агент 007». Джон Ди сформулировал концепцию «зеленой Империи». Это Англия, которая кон -тролирует Северную Америку и северную Евразию, то есть Россию. Его сын под фамилией Диев принимал участие в событиях русской Смуты начала XVII века. Он подвизался в качестве медика и фармаколога (готовил лекарства и яды).
При этом многие историки отмечают парадокс. В мировых войнах (включая наполеоновские) мы неизменно выступали в качестве союзников против континентальных держав. Следует отдать должное английской дипломатии, которой раз за разом удавалось стравливать Россию с другим своим конкурентом (будь то Франция или Германия), как только тот начинал поднимать голову (например, в 1812 и 1914 и 1941 годах).
Наметившееся в начале XIX века сближение между Россией и Францией для похода в Индию не состоялось из-за убийства Павла I. Напомню, вначале было произведено неудачное покушение на Наполеона на улице Сен-Ни-кез в Париже. А вскоре после этого в России был убит его союзник в лице Павла I [1, с. 2742]. Так был сорван их совместный сухопутный поход в Индию через Центральную (Среднюю) Азию; Индию, колонию Британской империи, жемчужину в ее короне. Тогда Наполеон произнес известные слова: «Они достали меня в Петербурге». Он прекрасно знал, какие силы стояли за этим. Совместные военные походы с Россией невозможны.
После этого Франция (Наполеон) продает свою американскую колонию Луизиану. Луизиана, французская колония, больше Луизианы, штата США. По старому правилу «разделяй и властвуй» Луизиана дробится*. На пути англосаксов к Тихому океану стоит только Россия, ее Русская Америка (Калифорния «форт Росс»).
После окончания наполеоновских войн британские власти приступили к решению проблемы России. С 1820-х годов в Британии начинает раскручиваться русофобская идеологическая кампания, продолжающаяся по сей день. Лондон начал готовить европейское общественное мнение к конфликту с Россией. И они преуспели в этом.
Перед англосаксами стала необходимость формирования антироссийской коалиции. Крымская война была первой общезападной войной против России (мировой войной). А в качестве ее закоперщика выступила Великобритания. Желание экономического и геополитического удушения России (попытки перевести ее в разряд континентальных держав) всегда было руководящим желанием англосаксов. А реализовать это желание они могли только экономически. Политика - есть самое концентрированное выражение экономики [5, с. 278]. Это и было проделано ими по итогам Крымской войны.
Генерал (Едрихин) Вандам, чьи слова взяты эпиграфом к этой статье, в своих геополитических работах выступал сторонником активной экспансии России на юг и восток. Отмечал, что удаленность России от мировых морских торговых путей и ее суровый климат обрекают страну на бедность и невозможность развить свою деловую энергию, вследствие чего, «повинуясь законам природы и расовому инстинкту», она «неудержимо стремится к югу, ведя наступление обеими оконечностями своей длинной фронтальной линии». Считал, что: подобно тому, как каждая нормально растущая семья не может все время существовать на одном и том же участке земли, так и каждый нормально растущий народ не может довольствоваться все тою же когда-то занятою его предками территорией и, по мере размножения, вынужден стремиться за пределы своих первоначальных владений.
Генерал (Едрихин) Вандам полагал, что главным геополитическим противником России являются англосаксонские страны, которые намерены:
I. Уничтожить торговый и военный флоты России и, ослабив ее до пределов возможного, оттеснить от Тихого океана вглубь Сибири.
* Луизианская покупка (англ. Louisiana Purchase) - сделка по приобретению Соединёнными Штатами французских владений в Северной Америке в 1803 году. На отошедших в пользу США по договору 1803 года территориях в настоящее время располагаются современные штаты: 1. Арканзас, 2. Миссури, 3. Айова, 4. Оклахома, 5. Канзас, 6. Небраска, 7. южная часть штата Миннесота, 8. большая часть штата Северная Дакота, 9. практически весь штат Южная Дакота, 10. северо-восточная часть штата Нью-Мексико, 11. большая часть штата Монтана, 12. часть штата Вайоминг, 13. северная часть Техаса, 14. восточная половина Колорадо, 15. часть штата Луизиана (по обе стороны реки Миссисипи), включая город Новый Орлеан.
- 145 -
II. Приступить к овладению всею полосою Южной Азии между 30 и 40 градусами северной широты и с этой базы постепенно оттеснить русский народ к северу. Так как по обязательным для всего живущего законам природы с прекращением роста начинается упадок и медленное умирание, то и наглухо запертый в своих северных широтах русский народ не избегнет своей участи.
Генерал (Едрихин) Вандам считал необходимым создание коалиции сухопутных держав - России, Германии и Франции - направленной против «утонченного деспотизма Англии». Полагал, что таким образом Россия может облегчить решение своих геополитических задач. По мнению генерала (Едрихина) Вандама, закончив наше наступление через Сибирь выходом к Желтому морю, Россия могла бы сделаться такой же морской державой на Тихом океане, как Англия на Атлантическом, и таким же покровителем Азии, как англосаксы Соединенных Штатов - Американского материка (доктрина Монро)*.
Труды генерала (Едрихина) Вандама были практически забыты вскоре после их издания (есть лишь информация, что во время Первой мировой войны «Величайшее из искусств» было переиздано в Германии). В начале XXI века произошло «второе открытие» работ Ван-дама, которые были трижды переизданы.
Наш современник, доктор исторических наук, профессор, генерал-полковник Л.Г. Ивашов высоко ценит геополитический талант генерала А.Е. Вандама (Едрихина). В талантливом исследовании «Геополитика Русской цивилизации» Л.Г. Ивашов обоснованно считает, что включение в Первую мировую войну, да еще на стороне вечных противников, было главной геополитической ошибкой российского государства. Стремясь упредить это, А.Е. Вандам в 1912 году в записке военного министра России представлял мощный геополитический анализ мировой ситуации и международного положения России, доказывал, что от приближающейся войны России следует уклониться, так как в ней российских интересов
* Доктрина Монро (англ. Monroe Doctrine) - декларация принципов внешней политики США («Америка для американцев»), провозглашённая 2 декабря 1823 года в ежегодном послании президента США Джеймса Монро к Конгрессу США.
не просматривается, а обещания, в том числе по вопросу проливов Босфор и Дарданеллы, никогда англичанами выполнены не будут. В крайнем случае, если от войны уклониться будет невозможно, то воевать нужно на стороне Германии. Но к мнению А.Е. Вандама царь не прислушался, вопреки его рекомендациям сделал все наоборот. Л. Г. Ивашов считает, что если бы русские солдаты воевали совместно с немцами, то вполне возможно было бы избежать революции и гражданской войны. Потому что в этом случае, во первых, поражение Антанты было бы неизбежным; а во-вторых, война закончилась бы в течение года.
Тогда и Второй мировой войны могло не быть или же она приняла совершенно другой формат: у Гитлера, по крайней мере, не было бы никаких шансов войти во власть. Далее могли быть реализованы концепции К. Хаусхофе-ра о геополитическом треугольнике «Берлин - Москва - Токио», оформившись в геополитическую континентальную доктрину большой Евразии [2, с. 617].
Царская Россия пренебрегла, прошла мимо всех возможностей для реализации национальных интересов. Не было учтено и то, что Россия и Великобритания являются «вечными» соперниками, будучи включенными в геополитические системы: Моря и Суши; хартленда и римлянда. Два моря олицетворяются США и Британией. Они смотрят на весь мир как пираты на сушу, где можно захватить добычу. Ведущими ценностями для США и Великобритании являются индивидуализм, предприимчивость, собственничество.
По мнению Л.Г. Ивашова, «сухопутные народы» живут в условиях «консервативного пространства», что определяет и их консервативность. Консерватизм выражается в приверженности к вечному, а изменение само по себе не является ценностью и рассматривается им как вынужденная мера. Отсюда понятие о традиции, долге, патриотизме, чести, верности корням [2, с. 184].
Противостояние англосаксов (США и Великобритании) и России заложено в коренных различиях их архетипов.
Л.Г. Ивашов подчеркивает, что так называемая западная цивилизация, по сути дела, с момента ее зарождения развязала и непрерывно ведет против человечества мировую войну,
доводя ее в периоды полного затмения разума своих «элит» до высшей фазы безумия (уничтожение американских цивилизаций, Первая и Вторая мировые войны, рабство, Хиросима и Нагасаки, однополые браки, извращения смысла жизни и так далее) [2, с. 22]. Западную цивилизацию, западную геополитику создавали и разрабатывали бездушные, корыстные, агрессивные люди, люди войны.
Геополитика закладывалась как будущая наука (преднаука) в религиозно-философских системах древних восточных культур: вавилонско-шумерских, древнеиндийской, древнекитайской, египетской. Русская геополитика скорее наследница именно восточных традиций, чем западных. Ведущее значение в ней имеют духовно-нравственные, гуманистические начала Востока, но не западное (индивидуально-потребительское) восприятие смысла взаимодействия человека и природы, отношений человеческих сообществ между собой. В русской геополитике присутствует душа, инструментами развития России выступают вера, духовность, нравственность, знание. Коллективистские, общинные сообщества людей - цивилизации, все мировые и локальные цивилизации, кроме западной, имеют предопределенную заданность, смысл существования, цикличный характер своего исторического развития. Русская цивилизация в их числе. Имеется множество причин, доказательств, что человеческая цивилизация будет развиваться так, как развиваются народы на просторах российского пространства [2, с. 22].
На протяжении длительного времени между англосаксами (США и Великобритании) и русскими (Россия) сложились устойчивые негативные геополитические разломы, которые отражают существенные между ними цивили-зационные разногласия. Сегодня это фиксируется в так называемом «деле Скрипалей», различных санкциях. США и Великобритания и их страны-союзники провоцируют Россию на ответные шаги. Рост напряженности в отношениях между нашими странами грозит тяжелыми последствиями для миропорядка. Всем надо остановиться, задуматься, ощутить ответственность за развитие человечества сегодня, завтра и в более дальней перспективе. Помним, что потеря разума уже ввергала
человечество в Первую и Вторую мировые войны, другие мировые и локальные катаклизмы. Здесь уместно напомнить концептуальное положение известного физика-ядерщика, доктора технических наук И.Н. Острецова: «Любая форма жизни вне разума смертна ... разум способен преодолевать условности материалистического бытия и поэтому пределов его развитию и совершенствованию не существует . Разум достигает состояния, в котором он будет определять все свойства материального мира, который он создает для своего существования и дальнейшего развития . Вне разума стрела времени ведет только к смерти. Развитие мира, наполненного разумом беспредельно» [3, с. 80-81].
Однако, как нам представляется, наличие разума еще не может автоматически разрешить многие проблемы существования человечества. Все более серьезными становятся проблемы утраты духовности, нравственности, совести. Для Запада это характерно давно. Сожалеем, но эти черты все больше проявляются и в современном российском обществе, в его части, которая кичливо считает себя элитой.
Проблема изменений отношений в лучшую сторону англосаксов (США и Великобритании) и русских (Россия) начинается с их цивилизационных кодов и матриц. Код русской цивилизации - совесть, матрица - совесть-святость-справедливость. Матрица Запада - выго-да-экспансия-насильственность.
Лучшие черты русского характера: приоритет общинного перед личным, служение Отечеству как внутренняя потребность, а не только обязанность, нестяжательность, обостренное чувство справедливости во всем и везде, любовь и вечная тяга к родной земле проявляются особо тогда, когда русский человек видит смысл жизни своего народа, когда он находит ответ на вопрос: что есть Россия в судьбе человечества, зачем для наших высоких целей она объединила многочисленные народы, несла и несет огромные потери? Правильно найденные ответы на указанные вопросы - это обретение для России, ее граждан дополнительной энергии цивилизационного развития. Дух пассионарности, мессианства продолжает жить в России.
Нам глубоко симпатична следующая принципиальная позиция Л. Г. Ивашова: «Россий-
- 147 -
ская шкала ценностей, русский разум, русский смысл жизни и развития приемлемы для всех народов и конфессий. Православно-славянская чистота христианства в сочетании с чистотой и умеренностью ислама, сформировавшегося на российском (советском) пространстве, традиция спокойного восприятия буддизма и других религий народами России, коллективистский принцип жития и приоритет духовно-интеллектуального над материально-потребительским смыслом жизни и развития позволяют надеяться, что именно наши ценности станут стандартами будущего мира. (...) Сегодня, чтобы сохраниться нам как народу и цивилизации вернуть великий образ русского человека, необходимо сформировать собственный геополитический проект переустройства мира и евразийского пространства, возродить культу-ро-цивилизационные (сущностные) элементы нашей истории в лице православно-славянской и российско-исламской матрицы и наглухо закрыть от чужого проникновения самое главное пространство - духовное.
. Нам для возрождения и развития во всех сферах жизнедеятельности нужна волевая творческая личность с тонкой чувственной душой. Во властных структурах - плюс необходима мудрость и высочайшая честность, внутренняя потребность служить обществу и государству» [2, с. 146-147]. Полностью разделяя утверждения Л.Г. Ивашова, не можем не сожалеть, что в этом направлении движение идет без нужной энергии. Но уже хорошо то, что растет осознание необходимости настойчиво формировать, готовить человека лучшего будущего России, в какое, конечно же, мы искренно верим и надеемся, что таковым оно будет.
Вспомним российскую историю. Она знает времена, когда казалось - для России наступал конец. Но Россия поднималась, осваивала новые вершины. Сегодня для России наступило время камни собирать, по-новому постигать смысл жизни, обретать мощную динамику движения вперед. Российская история многому учит. Трудности русских и народов, которые с ними находятся на российском жизненном пространстве, всегда объединяли, отмобилизовали, позволяли обрести большие цели, серьезные идеи.
Как нам кажется, здесь целесообразно обратиться к Н.В. Гоголю. Классик русской лите-
ратуры в произведении «Тарас Бульба» пишет: «Хочется мне сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести была земля наша: и грекам давала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же, как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей (...) Знаю, подло теперь завелось на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке . Но у последнего подлюки, какой он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и поклонничестве (позволяет добавить себе трудовой стаж, отражает опыт работы по специальности), есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется он когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками позорное дело. Пусть же знают они все, что такое в русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, -так никому ж из них не доведется так умирать! . Никому, никому! . Не хватит на то у них мышиной натуры их!»
Читайте Гоголя, других классиков русской литературы, господа англосаксы, когда что-то замышляете против России. Они помогут вам лучше понять Россию, русский народ. Это нужно прежде всего для вас. Поймите тех, кто идет 9 мая под красными знаменами Бессмертного полка.
На наш взгляд, внимательный анализ геополитического развития Запада (англосаксов), их идеологии стремления к мировой гегемонии позволяет согласиться с утверждением Хайзег-
гера о том, что Запад - это мышеловка, в которой произошла полная утрата смысла бытия. И мышеловка такого типа, что из нее невозможно вырваться, она при этом выворачивается наружу, и ты снова оказываешься внутри [4, с. 200].
Англосакс, западный человек тяжело дышит, все больше утрачивает энергетику ини-циаты, по существу его путь развития - это по последствиям напоминает судьбу Атлантиды, «Титаника». Это к нему, к англосаксу, западному человеку взывал Заратустра Ницше: «Горе! Приближается время, когда человек не пустит более стрелы желания своего выше человека, а тетива лука его разучится дрожать. Горе! Приближается время, когда человек не родит больше звезды. Горе! Приближается время самого презренного человека, который уже не может презирать самого себя. Что такое любовь? Что такое творчество? Устремление? Что такое звезда?» - так вопрошает последний человек и моргает при этом. Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий все маленьким. Его порода неистребима, как земляная блоха; последний человек живет дольше всех. «Счастье найдено нами», - говорят последние люди и при этом моргают. От времени до времени немного яду: это вызывает приятные сны. Они еще трудятся, ибо труд - развлечение. Но они заботятся, чтобы развлечение не утомило их. Не будет более ни бедных, ни богатых: то и другое слишком хлопотно. И кто захотел бы еще управлять? И кто повиноваться? То и другое слишком хлопотно. Нет пастыря, одно лишь стадо! Каждый желает равенства, все равны: кто чувствует иначе, тот добровольно идет в сумасшедший дом. У них есть свое маленькое удовольствие для дня и свое маленькое удовольствие для ночи: но здоровье - выше всего» [цит. по: 4, с. 197-198].
Запад не услышал, не захотел понять (осознать) предупреждения Заратустра Ницше. Это имело и будет еще иметь самые серьезные последствия и не только для Запада. Англосаксы творят, а их деяния откликаются набатом в самых далеких уголках Земли.
По мнению авторов исследования «Проект Россия», фактически Запад умер. Породив принципиально новый тип человека, понимающего свою жизнь как высшую ценность, тем самым он провел линию фронта. По одну сто-
рону - люди, понимающие свою жизнь как временное состояние и осознающие, что провести ее нужно в соответствии с заповедями. На другой стороне люди, понимающие свою жизнь как уходящую ценность, благами которой нужно пользоваться по максимуму. Представители потребительской цивилизации, высшие интересы которых сводятся к гамбургерам и сексу, называют своих метафизических оппонентов, приоритеты которых выведены из религии фанатиками. По мнению рядового западного обывателя, норма - когда человек ориентируется не на заповеди Бога, а на карьеру и деньги. Кто ставит религию выше карьеры и гамбургеров, тот фанатик. Кто ставит выше карьеру и гамбургеры - тот нормальный. Разное понимание целей жизни неизбежно провоцирует конфликт на цивилизационном уровне. Планета стала слишком маленькой, чтобы развести эти противоречия теоретическими расстояниями [3, с. 253].
Не будем фаталистами. Мы далеки от мысли, что вселенческая катастрофа предрешена, что впереди нас ждет гибель человеческой цивилизации. Быть или не быть катастрофе - зависит в той или иной степени от всех народов: Запада и Востока, России, США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании и т.д и т.п. Современное противостояние может привести к гибели человечества и может изменить мир до неузнаваемости. Не будем уповать на чудо. Современные вершители мирового развития явно не готовы повторить подвиги Прометея, Дан-ко, они не буревестники, а бакланы. Будущее человечества мы связываем с надеждой появления личностей типа Сергия Радонежского, Франциска Ассизского, Александра Невского, Жанны д Арк, которые поведут человечество к возвышению, помогут ему обрести новый смысл жизни, который будет коренным образом отличаться от постулатов, исходящих от англосаксов.
Исполняются слова М.В. Ломоносова -«. могущество России прирастать будет Сибирью и Северным океаном.» Все большее значение приобретает Северный морской путь. Начинается битва за Арктику. Все описанное выше хорошо расписано как противостояние морских и континентальных держав в учебнике «Геополитика» [6].
- 149 -
Литература:
1. Афанасьев, И.Б. Российское государство - исторические параллели. Помнить / И.Б. Афанасьев // Созвездие. Научный альманах - вестник гуманитарных общественных наук. - Воронеж, 2013. - № 1. - С. 27-42.
2. Ивашов, Л.Г. Геополитика Русской цивилизации / Л.Г. Ивашов; отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2015. - 800 с.
3. Острецов, Н.И. Введение в философию ненасильственного развития / Н.И. Острецов. Вып. 2. - М., 2009.
4. Проект Россия. - М.: Эксмо, 2009. - 2009. - 384 с.
5. Ленин, В.И. (Полное собрание соч., 5 изд., т. 42, с. 278) «Политика есть самое концентрированное выражение экономики».
6. Геополитика: учебник / Под общ. ред. В.А. Михайлова; отв. ред. Л.О. Терновая, С.В. Фокин. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 368 с.
150