Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИИ НАЦИЗМА И НЕОНАЦИЗМА (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЙ ТАТУИРОВОК В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ) И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ИДЕОЛОГИИ НАЦИЗМА И НЕОНАЦИЗМА (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЙ ТАТУИРОВОК В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ) И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / АТРИБУТИКА / СИМВОЛИКА / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СУБКУЛЬТУРА / НАКОЛКИ / ОСУЖДЕННЫЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРОПАГАНДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егорова Татьяна Игоревна, Тарасов Олег Александрович

В статье изучаются теоретические и прикладные вопросы распространения и противодействия нацистской идеологии в субкультуре пенитенциарных учреждений. Отмечена криминологически значимая роль татуирования тела для пенитенциарного контингента и современные тенденции нацификации наколок. Дан анализ результатов обобщения заключений специалиста Академии ФСИН России (одного из авторов статьи) по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.3 КоАП РФ. Подчеркивается многообразие татуировок, содержащих нацистскую атрибутику и символику, различно расположенных на теле подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Авторами обращено внимание на дискурсивный характер субкультурных маркеров, органично принявших нацистские элементы. Проанализировано содержание судебной практики в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, привлеченных к административной ответственности за правонарушения в рассматриваемой сфере. Отмечено существенное смешение различных субкультурных проявлений, вводящих татуировки нацистского содержания в общекриминальный ряд. В заключение сделан вывод о необходимости расширения уголовной ответственности за распространение идей нацизма путем установления уголовно-правового запрета на организацию деятельности, направленной на пропаганду нацизма и экстремизма путем нанесения на тело человека нацистской атрибутики или символики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Егорова Татьяна Игоревна, Тарасов Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SSUES OF COUNTERING THE SPREAD OF THE IDEOLOGY OF NAZISM AND NEO-NAZISM (BASED ON RESEARCH ON TATTOOS IN PENITENTIARY INSTITUTIONS) AND IMPROVEMENT OF CRIMINAL LEGISLATION

The article studies theoretical and applied issues of the spread and counteraction of Nazi ideology in the subculture of penitentiary institutions. The criminologically significant role of body tattooing for the penitentiary contingent and the current trends of tattooing nazification are noted. The analysis of the results of summarizing the conclusions of a specialist of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia (one of the authors of the article) on cases of administrative offenses provided for in Article 20.3 of the Administrative Code of the Russian Federation is given. The diversity of tattoos containing Nazi paraphernalia and symbols, variously located on the body of suspects, accused and convicted persons, is emphasized. The authors draw attention to the discursive nature of subcultural markers that organically adopted Nazi elements. The content of judicial practice in relation to suspects, accused and convicted persons brought to administrative responsibility for offenses in the area under consideration is analyzed. There is a significant mixing of various subcultural manifestations that introduce Nazi tattoos into the general criminal series. In conclusion, it is concluded that it is necessary to expand criminal liability for spreading the ideas of Nazism by establishing a criminal law ban on organizing activities aimed at promoting Nazism and extremism by applying Nazi paraphernalia or symbols to a person's body.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИИ НАЦИЗМА И НЕОНАЦИЗМА (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЙ ТАТУИРОВОК В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ) И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

DOI 10.37523/SUI.2023.52.1.006 УДК 343.8

Егорова Татьяна Игоревна

кандидат юридических наук, докторант, Академия ФСИН России, 390048, России, г. Рязань, ул. Сенная, 1, e-mail: madamti62@yandex.ru

Tatiana I. Egorova

Candidate of Law, doctoral student,

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,

1, Sennaya str., Ryazan, Russia, 390048,

e-mail: madamti62@yandex.ru

Тарасов Олег Александрович

кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры философии и истории, Академия ФСИН России, 390048, России, г. Рязань, ул. Сенная, 1, e-mail: socratia@yandex.ru

Oleg A. Tarasov

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy and History, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 1, Sennaya str., Ryazan, Russia, 390048, e-mail: socratia@yandex.ru

ИДЕОЛОГИИ НАЦИЗМА И НЕОНАЦИЗМА (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИИ ТАТУИРОВОК В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ) И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье изучаются теоретические и прикладные вопросы распространения и противодействия нацистской идеологии в субкультуре пенитенциарных учреждений. Отмечена криминологически значимая роль татуирования тела для пенитенциарного контингента и современные тенденции нацификации наколок. Дан анализ результатов обобщения заключений специалиста Академии ФСИН России (одного из авторов статьи) по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.3 КоАП РФ. Подчеркивается многообразие татуировок, содержащих нацистскую атрибутику и символику, различно расположенных на теле подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Авторами обращено внимание на дискурсивный характер субкультурных маркеров, органично принявших нацистские элементы. Проанализировано содержание судебной практики в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, привлеченных к административной ответственности за правонарушения в рассматриваемой сфере. Отмечено существенное смешение различных субкультурных проявлений, вводящих татуировки нацистского содержания в общекриминальный ряд. В заключение сделан вывод о необходимости расширения уголовной ответственности за распространение идей нацизма путем установления уголовно-правового запрета на организацию деятельности, направленной на пропаганду нацизма и экстремизма путем нанесения на тело человека нацистской атрибутики или символики.

Ключевые слова: нацистская идеология, экстремизм, атрибутика, символика, пенитенциарная субкультура, наколки, осужденные, административное правонарушение, пропаганда.

SSUES OF COUNTERING THE SPREAD OF THE IDEOLOGY OF NAZISM AND NEO-NAZISM (BASED ON RESEARCH ON TATTOOS IN PENITENTIARY INSTITUTIONS) AND IMPROVEMENT

OF CRIMINAL LEGISLATION

Summary. The article studies theoretical and applied issues of the spread and counteraction of Nazi ideology in the subculture ofpenitentiary institutions. The criminologically significant role of body tattooing for the penitentiary contingent and the current trends of tattooing nazification are noted. The analysis of the results of summarizing the conclusions of a specialist of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia (one of the authors of the article) on cases of administrative offenses provided for in Article 20.3 of the Administrative Code of the Russian Federation is given. The diversity of tattoos containing Nazi paraphernalia and symbols, variously located on the body of suspects, accused and convicted persons, is emphasized. The authors draw attention to the discursive nature of subcultural markers that organically adopted Nazi elements. The content of judicial practice in relation to suspects, accused and convicted persons brought to administrative responsibility for offenses in the area under consideration is analyzed. There is a significant mixing of various subcultural manifestations that introduce Nazi tattoos into the general criminal series. In conclusion, it is concluded that it is necessary to expand criminal liability for spreading the ideas of Nazism by establishing a criminal law ban on organizing activities aimed at promoting Nazism and extremism by applying Nazi paraphernalia or symbols to a person's body.

Keywords: Nazi ideology, extremism, attributes, symbols, penitentiary subculture, tattoos, convicts, administrative offense, propaganda.

© 2023 Егорова Т. И., Тарасов О. А.

Современная криминальная ситуация, складывающаяся в России, свидетельствует о расширении и укреплении влияния различных субкультур на население. Отмечается активное проникновение в повседневное поведение и культуру широких социальных слоев многих субкультурных феноменов, таких как татуировка, сленг и специализированная мода, ранее являвшихся характерным признаком лишь узких неформальных объединений и групп. Следование подобным тенденциям может быть обусловлено желанием показать свою принадлежность к сообществу или эмоциональным стремлением проявить свою современность [1]. В этой связи определенную тревогу вызывает усиление субкультурного влияния современных деструктивных трендов на модификацию человеческого тела и смежных с ним явлений самоотчуждения [2].

Сосредоточение в условиях принудительной изоляции лиц, имеющих преступный опыт в различных криминальных сферах, создает предпосылки для развития и диверсификации негласных субкультурных проявлений криминального и антиобщественного толка. Увеличение количества осужденных, отбывающих наказание за преступления экстремистского характера, тесно связанных с нацистской идеологией, определяет проникновение соответствующего контента в пенитенциарную среду.

Несмотря на то что число осужденных, отбывающих наказание за преступления экстремистской направленности, в целом невелико и острота проблемы проявлений экстремизма в местах лишения свободы не очевидна, значительная часть тюремного контингента вовлечена в криминальную субкультуру. Ее отражением являются в том числе и татуировки нацистского характера. Следует отметить, однако, что не все такие подозреваемые, обвиняемые и осужденные ассоциируют их с соответствующей идеологией. Подобным образом фактически подчеркивается их антагонистическая позиция по отношению к официальной власти и требованиям закона, следование неформальным требованиям тюремной субкультуры. Поэтому атрибутика, так или иначе использующая нацистскую символику, не всегда свидетельствует об экстремистской ориентации личности носителя, и должна квалифицироваться как маркер кастового отличия тюремного контингента. В соответствии с криминальными «идеологемами», подобная атрибутика и символика акцентирует внимание, с одной стороны, на принудительном, карательном, жестоком характере государственной власти, причиняющей страдания осужденным, носителям этой идеологии, а с другой стороны, манифестирует неформальную власть криминальных лидеров, их готовность применить насилие и агрессию в случае ущемления общих интересов преступного сообщества.

Вместе с тем обобщение специальной исследовательской деятельности по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.3 КоАП РФ, проведенной в Академии ФСИН России, показывает, что проблема пропаганды и распространения нацистской идеологии, а также разнообразных экстремистских идей остается одной из злободневных для УИС. Следует согласиться с М. А. Яворским, С. А. Курушиным, что ситуация усугубляется повсеместным незаконным распространением литературы и других материалов экстремистской направленности в учреждениях уголовно-исполнительной системы [3]. Очевидно, что данное обстоятельство усугубляется с вышеуказанным обычаем нанесения и ношения татуировок с элементами нацистской символики.

Следует отметить, что п. 12.7 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений [4] прямо установлен запрет на нанесение осужденными татуировок себе и другим лицам, п. 27 данного документа относит татуировочные машинки и принадлежности к ним в перечень вещей и предметов, запрещенных для изготовления и хранения при себе, получения или прио б-ретения любым образом [5]. Вместе с тем следует признать, что татуирование является одним из негласных обычаев в среде подозреваемых, обвиняемых и осужденных, придерживающихся пенитенциарной субкультуры и исповедующих приверженность пенитенциарному экстремизму. В этих условиях пенитенциарная среда может оказывать «десоциализирующее воздействие» [6] не только на подозреваемых, обвиняемых и осужденных, но и на сотрудников уголовно -исполнительной системы.

Так, майор внутренней службы главный инженер исправительного учреждения по Тверской области Г. А. В. за вознаграждение от одного из осужденных пронес на территорию режимной зоны расходные материалы для татуировочной машинки (пайки и иглы).

Таким образом, запрет татуирования тела для подозреваемых, обвиняемых и осужденных является методом не только обеспечения порядка и безопасности пенитенциарного процесса, но и охраны жизни и здоровья личности, находящейся под негласным воздействием требований

пенитенциарной субкультуры. В этой связи одним из факторов предупреждения правонарушений, безусловно, является надлежащее обеспечение режима и надзора в пенитенциарных учреждениях [7]. Однако очевидно, что решение рассматриваемой проблемы требует комплексного и согласованного уголовно-правового, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и административно-правового воздействия.

В последнее время в Академии ФСИН России по запросам территориальных органов ФСИН России ежегодно проводится более 150 специальных исследований, направленных на выявление признаков нацистской и экстремистской атрибутики или символики в татуировках подозреваемых, обвиняемых и осужденных с точки зрения исторической науки. Так, в 2021-2023 гг. наибольшее число подобных запросов поступило из УФСИН России по Рязанской области (22 %), УФСИН России по Оренбургской области (15 %), ГУФСИН России по Республике Коми (11 %), УФСИН России по Кировской области (11 %) и УФСИН России по Курской области (10 %). Все они были направлены на исследование в связи с необходимостью установления обстоятельств совершения в среде тюремного контингента административных правонарушений подобного рода. Очевидно, что с введением Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 260-ФЗ в УК РФ новой статьи 282.4 проблема противодействия распространению идей нацизма и экстремизма приобретает еще большее значение. Она достаточно объективно отражает происходящие в обществе социально-политические процессы, повышение общественной опасности распространения элементов нацистской и экстремистской идеологии. Вместе тем на выявление и регистрацию рассматриваемого вида правонарушений существенное влияние оказывают субъективные факторы пограничной латентности, а также степень активности самих учреждений и органов, исполняющих наказание.

Анализ запросов территориальных органов ФСИН России и заключений специалиста Академии ФСИН России показывает, что нанесение татуировок подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными представляет собой систематическую деятельность, связанную с использованием поверхностей различных частей тела. В абсолютном большинстве случаев (68 %) татуировки нацистского содержания нанесены на различных частях тела, в 41 % - в трех и более местах.

Наиболее демонстративно татуированными нацистской атрибутикой или символикой частями тела являются руки (преимущественно - левые): в 23 % случаев татуировки нанесены в области плеча, в 9 % - предплечья, 5 % - кисти, 3 % - запястья, 1 % - фаланге пальца.

Примечательно, что 7 % татуировок рассматриваемого содержания располагаются в области плечевого сустава и ключицы. Их внешний вид типичен и в абсолютном большинстве связан с изображением имитации военизированного наплечного знака различия чинов и званий типа ©плетеный погон» или ©эполет». Это имеет определенные исторические предпосылки и интерпретацию, отражающие преемственность тюремных традиций, так как проистекают от знаков различия, утвержденных еще в Табелях о рангах Петра I [8]. В современных условиях данная негласная традиция приобрела вполне определенную нацистскую окраску, в связи тем что подобные татуировки обычно содержат такие элементы, как знак свастики (©вращающегося креста») или сдвоенной руны «зиг».

Расположенные на руках татуировки имеют повышенный пропагандистский потенциал, так как их легко демонстрировать. Поэтому вполне закономерно, что наибольшее количество административных дел рассматриваемой категории связано с выявлением нацистской символики именно на данной области тела (около 40 %).

Как свидетельствуют проанализированные материалы запросов и исследований, более разнообразные по тематике и стилистическому исполнению татуировки локализуются в области груди (21 %), торса (13 %) и спины (7 %). Однако чаще всего именно в этих местах наносятся изображения партийного символа и государственного герба нацистской Германии - стилизованные изображения фигуры орла с распростертыми в стороны крыльями, опирающегося на венок или щит, в центре которых изображены знаки свастики (изображено на татуировках в 21 % случаев).

Кроме этого на татуированных рисунках обычно присутствуют следующие знаки, использовавшиеся в качестве элементов партийной, военной и государственной атрибутики и символики нацистской Германии:

- знак креста равных лучей, загнутых под прямым углом в направлении по ходу часовой стрелки, являющийся изображением свастики, или ©вращающегося креста» (Хакенкроиц), а также знак скругленной (солнечной) свастики ©Зонненрад» (92 %);

- сдвоенный знак древнегерманского рунического ряда «зиг» (13 %);

- знак древнегерманского рунического ряда «одал» (11 %);

- оккультный эзотерический символ «черное солнце» (Шварц зонэ) (6 %);

- знаки древнегерманского рунического ряда «лебен» и знака-оберега «волчий крюк» (Вольфсангел) (4 %).

Примечательно, что в 19 % исследованных случаев на татуировках тюремного контингента присутствуют надписи, имеющие связь с нацистской идеологией:

- латинское крылатое выражение на немецком языке «Jedem das Saine» (на русском языке -«Каждому свое»), которое активно использовалось в нацистской Германии в качестве пропагандистского лозунга. Известно, что именно данное изречение было начертано на воротах нацистского концентрационного лагеря Бухенвальд;

- фраза на немецком языке «Meine Ehre heißt Treue» (на русском языке - «Моя честь в верности», «Верность - моя честь»), использовавшаяся в нацистской Германии в качестве официального девиза частей СС, наносившаяся на различные аксессуары униформы СС;

- фраза на немецком языке «Gott mit Uns» (на русском языке - «С нами Бог»), традиционно использовавшееся в Германии в качестве боевого девиза, наносившееся на пряжки ремней солдат нацистской Германии.

Помимо этого к числу изображений, наполненных нацистским содержанием, следует отнести цифровые коды и комбинации, активно используемые в послевоенный период членами неонацистских организаций. К таковым надо отнести татуировки в виде кода «88» - по порядковому номеру латинской буквы «Н» и соответствующего официальному нацистскому приветствию («Хайль Гитлер!»), а также в виде кода «14» - по числу 14 английских слов в расистской фразе, якобы сказанной правым экстремистом Дэвидом Лэйном в последнем слове на суде.

Прямой связью с нацистской атрибутикой или символикой обладают татуировки в виде человеческих фигур или головы, изображенных в военизированной форме, общий дизайн и атрибуты которой совпадают с нацистской униформой (изображено на татуировках в 9 % случаев).

В татуированных изображениях встречаются различные комбинации крестов: стилизации прямого креста («балочный крест», «Балкенкройц»), косого креста, тевтонского (прусского) креста (в 7 % случаев).

Рассматриваемые татуировки, отражающие нацистскую ориентацию, в большинстве случаев соседствуют на теле подозреваемых, обвиняемых и осужденных с иными изображениями. Одновременное размещение на теле татуировок нацистского, экстремистского, неоязыческого, христианского и общеуголовного характера отражает в целом особый дискурсивный смысл «тюремных наколок». Однако подчеркнуто негативную окраску им придает использование именно нацистских атрибутов и символов.

Изучение судебной практики дает основание полагать, что осужденные, придерживающиеся радикальных социально-политических взглядов, не всегда отбывают лишение свободы за совершение преступлений экстремистского или террористического характера. Показательным является анализ привлечения тюремного контингента к административной ответственности по ст. 20.3 КоАП РФ. Рассматриваемые посягательства осуществлялись путем демонстрации татуировок, в основном нацистского содержания.

По нашим данным лишь 3,9 % осужденных рассматриваемой категории состояли на профилактическом учете в исправительном учреждении как лица, изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию или склонные к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности. Абсолютное большинство из них отбывают наказание в виде лишения свободы за различные категории краж (29 %), умышленное причинение смерти, применение насилия различной категории тяжести и неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (по 9-11 %), угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, умышленноое уничтожение или повреждение имущества, незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ (по 6-7 %), а также за иные преступления.

Указанные обстоятельства подтверждают необходимость расширения законодательных возможностей уголовно-правового противодействия распространению идеологии нацизма и экстремизма в пенитенциарных учреждениях и в обществе в целом. Обоснованным представляется

установление уголовной ответственности за нанесение и ношение татуировок нацистского содержания. Так, следует закрепить уголовно-правовой запрет на организацию деятельности, направленной на пропаганду нацизма и экстремизма путем нанесения на тело человека нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда или публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами. В качестве квалифицирующих признаков следует предусмотреть совершение тех же действий в исправительных учреждениях и в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, учитывая большой пропагандистский потенциал нацистской и экстремистской атрибутики и символики в условиях пенитенциарных учреждений и наличие специфических субкультурных особенностей ношения татуировок, значение ©тюремных наколок» для подозреваемых, обвиняемых и осужденных принимает все более общекриминальное значение. В рассматриваемых условиях расширение возможностей уголовного законодательства в противодействии идеологии нацизма и экстремизма является одним из элементов комплексного государственного обеспечения национальной безопасности.

Библиографический список

1. Шебанова Н. А. «Модное» право. М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2018. 174 с.

2. Латышева Т. В. Молодежные субкультуры: основания типологизации: дис. ... канд. соц. наук. М., 2010. 207 с.

3. Яворский М. А., Курушин С. А. Противодействие административно наказуемому экстремизму: теоретические и практические аспекты (на примере пенитенциарных учреждений России) // Правовая мысль. 2021. № 1 (2). С. 50-54.

4. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 4 июня 2022 № 110 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 15.10.2022).

5. Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Приложение № 3 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 15.10.2022).

6. Темирханов М. А. Выявление некоторых видов татуировок у осужденных как принадлежность к экстремистской организации // Профессиональное юридическое образование и наука. 2022. № 3 (7). С. 108-111.

7. Яворский М. А. Противодействие административно наказуемому экстремизму в пенитенциарной системе России: теоретические аспекты // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 1 (23) / 2017. С. 84-90.

8. Борохов А. Д. Многоосевая классификация татуировок для интегральной оценки проявлений психопатологии личности носителя. Часть 1 // Медицинская психология в России. 2018. Т. 10. № 1 (48). С. 10.

References

1. Shebanova N. A. «Modnoe» pravo [«Fashionable» law]. Moscow, 2018, 174 p. [in Russian].

2. Latysheva Т. V. Molodezhnye subkul'tury: osnovaniya tipologizatsii Diss. kand. sots. nauk. [Youth subcultures: bases of typologization. Candidate's of Social Sciences thesis]. Moscow, 2010, 207 p. [in Russian].

3. Yavorskii M. A., Kurushin S. A. Protivodeistvie administrativno-nakazuemomu ekstremizmu: teoreticheskie i prakticheskie aspekty (na primere penitentsiarnykh uchrezhdenii Rossii) [Countering administratively punishable extremism: theoretical and practical aspects (on the example of penitentiary institutions in Russia)]. Pravovaya mysl' [Pravovaya mysl], 2021, no. 1 (2), pp. 50-54. [in Russian].

4. Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporyadka sledstvennykh izolyatorov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy, Pravil vnutrennego rasporyadka ispravitel'nykh uchrezhdenii i Pravil vnutrennego rasporyadka ispravitel'nykh tsentrov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy: prikaz Minyusta Rossii ot 4 iyunya 2022 no. 110 [On approval of the Internal Regulations of Pre-trial Detention Facilities of the Penal Enforcement System, the Internal Regulations of Correctional Institutions and the Internal Regula-

tions of Correctional Centers of the Penal Enforcement System: Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation no. 110 dated June 4, 2022]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 20.10.2022) [in Russian].

5. Pravila vnutrennego rasporyadka sledstvennykh izolyatorov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy. Prilozhenie [Rules of Internal the regulations of pre-trial detention facilities of the penal system. Appendix no. 3]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 20.10.2022) [in Russian].

6. Temirkhanov M. A. Vyyavlenie nekotorykh vidov tatuirovok u osuzhdennykh, kak prinadlezhnost' k ekstremistskoi organizatsii [Identification of certain types of tattoos in convicts as belonging to an extremist organization]. Professional'noe yuridicheskoe obrazovanie i nauka [Professional legal education and science], 2022, no. 3 (7), pp. 108-111 [in Russian].

7. Yavorskii M. A. Protivodeistvie administrativno nakazuemomu ekstremizmu v penitentsiarnoi sisteme Rossii: teoreticheskie aspekty [Countering administratively punishable extremism in the penitentiary system of Russia: theoretical aspects]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskii zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute: scientific and practical journal], 2017, no. 1 (23), pp. 84-90 [in Russian].

8. Borokhov A. D. Mnogoosevaya klassifikatsiya tatuirovok dlya integral'noi otsenki proyavlenii psikhopatologii lichnosti nositelya. Chast' 1 [Multi-axis classification of tattoos for integral assessment of manifestations of psychopathology of the personality of the wearer. Part 1]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii [Medicalpsychology in Russia], 2018, vol. 10, no. 1 (48), p. 10 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.