Научная статья на тему 'Идеологическое государство в концепциях Э. Нольте и Н. Н. Алексеева как предмет социально-политического исследования'

Идеологическое государство в концепциях Э. Нольте и Н. Н. Алексеева как предмет социально-политического исследования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
530
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ИДЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОКРА-ТИЯ / КОНЦЕПТ / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ / ЕВРАЗИЙСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ТОТАЛИТАРИЗМ / IDEOLOGICAL STATE / IDEOCRATIC STATE / POLITICAL IDEOLOGY / IDEOCRACY / CONCEPT / NATIONAL SOCIALISM / EURASIANISM / SOCIAL CONSCIOUSNESS / TOTALITARIANISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тупаев Андрей Васильевич

В статье анализируются концепции идеологического и идеократического государства, разработанные в трудах немецкого политического историка Э. Нольте, и одного из идеологов евразийства, философа и юриста Н. Алексеева. Определяются теоретическое понятие и процесс возникновения идеологического государства, основные принципы функционирования. Особое внимание в исследуемых моделях идеологического государства уделяется роли политической идеологии, способам ее формирования и воспроизводства в общественном сознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL STATE IN CONCEPTIONS OF E. NOLTE AND N.N. ALEKSEEV AS A SUBJECT OF SOCIOPOLITICAL RESEARCH

The article analyzes the concepts of ideological and ideocratic state which were developed by the German political historian E. Nolte and philosopher and lawyer N. Alekseev, who was one of the ideologists of Eura-sianism. The author observes theoretical idea, the process of ideological state development, and the basic principles of its functioning. In the investigated models of ideological state there emphasized the role of political ideology, the ways of its formation and reproduction in social consciousness.

Текст научной работы на тему «Идеологическое государство в концепциях Э. Нольте и Н. Н. Алексеева как предмет социально-политического исследования»

УДК 323.1 : 101 Тупаев Андрей Васильевич

аспирант кафедры теоретической и прикладной политологии Южного федерального университета тел.: (904) 441-77-84

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО В КОНЦЕПЦИЯХ Э. НОЛЬТЕ И Н.Н. АЛЕКСЕЕВА КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Tupaev Andrey Vasilyevich

PhD student of the Theoretical and Applied Political Science Department, Southern Federal University tel.: (904) 441-77-84

IDEOLOGICAL STATE IN CONCEPTIONS OF E. NOLTE AND N.N. ALEKSEEV AS A SUBJECT OF SOCIOPOLITICAL RESEARCH

Аннотация:

В статье анализируются концепции идеологического и идеократического государства, разработанные в трудах немецкого политического историка Э. Нольте, и одного из идеологов евразийства, философа и юриста Н. Алексеева. Определяются теоретическое понятие и процесс возникновения идеологического государства, основные принципы функционирования. Особое внимание в исследуемых моделях идеологического государства уделяется роли политической идеологии, способам ее формирования и воспроизводства в общественном сознании.

Ключевые слова:

идеологическое государство, идеократическое государство, политическая идеология, идеокра-тия, концепт, национал-социализм, евразийство, общественное сознание, тоталитаризм.

Summary:

The article analyzes the concepts of ideological and ideocratic state which were developed by the German political historian E. Nolte and philosopher and lawyer N. Alekseev, who was one of the ideologists of Eura-sianism. The author observes theoretical idea, the process of ideological state development, and the basic principles of its functioning. In the investigated models of ideological state there emphasized the role of political ideology, the ways of its formation and reproduction in social consciousness.

Keywords:

ideological state, ideocratic state, political ideology, ideocracy, concept, National Socialism, Eurasianism, social consciousness, totalitarianism.

Современная теория и методология политической науки достаточно подробно описала и исследовала множество различных политических реальностей и процессов, идеологических течений, режимов, политических систем, партий и политических институтов. Однако, по мнению А.В. Лубского, современная политическая теория характеризуется переходом от монистической интерпретации политической реальности к плюралистической [1, с. 1]. Такая тенденция формирует новую структуру методологического познания, которая основывается на многосторонности восприятия политической реальности, а процесс научного познания определяться стилем ученого, находящегося в определенных культурно-когнитивных условиях. Политическая концепто-логия позволяет исследовать политическую реальность, а также конкретные явления и политические процессы на основании комплексной, субъективно-позиционной методологии. Задача данной статьи заключается в том, чтобы на основании предложенной методологии определить концепт идеологического государства в теориях Э. Нольте и Н.Н. Алексеева.

Теоретическое исследование идеологического государства с помощью методологического аппарата политической концептологии позволит переосмыслить роль политической идеологии в обществе, а также определить взаимосвязь и провести сравнительный анализ концепций идеологического и идеократического государства. Такая постановка проблемы обусловлена и тем, что понятие идеологического государства не заключается в утрированном объяснении роли и функций идеологии в нем; исследование теоретических форм идеологического государства в концепциях Э. Нольте и Н. Алексеева явно свидетельствуют об этом.

Принципиальным вопросом становится исследование идеократического и идеологического государства в рамках осмысления современных политических процессов, определение роли государства и идеологии в жизни общества и в процессе формирования идеологического государства. Очевидно, что политическая наука призвана охарактеризовать теоретикометодологическую основу понятий политической идеологии и идеологического государства как важные научные категории и детально изучить их политическую природу и содержание, понять процессы формирования идеологического государства.

Возникает закономерный вопрос, что представляет собой концепт идеологического государства и в чем его теоретико-методологическая новизна? Ответ заключается в методологии политической концептологии, разработанной В.П. Макаренко [2, с. 9], ее предметом выступает осмысленная политическая реальность, которая является продуктом теоретических исследований в философии, политической экономии, социологии, политологии, юриспруденции и историографии. Политическая концептология В.П. Макаренко - это стремление к целостному теоретическому и аксиологическому восприятию и воспроизводству политической реальности, основанное на логике восхождения от понятия к проблеме, а от проблемы к факту [3, с. 10]. Занимаясь концептуализацией политической реальности, исследователь вначале выясняет, как интерпретируются основные понятия представителями различных направлений в теории политики. Следует отметить, что политические понятия не имеют строго определенного и постоянного пространственно-временного и социального смысла, реконструкция культурно-когнитивных исторических форм необходима для понимания теорий и убеждений, преобладавших в социальном прошлом. История идей связана с социальной и политической историей, а также историей языка, поэтому анализ классических текстов политической мысли имеет большое значение для исследования становления и развития социальных и политических институтов, таких как идеологическое государство.

Определить понятие «идеологическое государство» в данной статье предлагается путем исследования концепций идеологического государства национал-социализма немецкого политического историка Э. Нольте и евразийского идеократического государства Н. Алексеева.

Историко-политическая концепция, представленная в работах Э. Нольте, объясняет возникновение и становление противоборствующих идеологических режимов национал-социалистов и большевиков. Одной из фундаментальных исследовательских работ Э. Нольте стала книга «Европейская гражданская война (1917-1945): Национал-социализм и большевизм» [4], в которой возникновение национал-социализма и большевизма представлено как процесс единого исторического развития Европы. Определяя свою позицию, Э. Нольте акцентирует внимание на общественно-политических процессах в Европе начала ХХ в. и предлагает новое определение эпохи фашизма как эпохи «европейской гражданской войны» [5, с 15]. Анализ исторического процесса возникновения фашизма и его взаимосвязи с большевизмом в историко-политической концепции Э. Нольте определенно дает новый взгляд на политические и исторические события в Европе начала XX в.

Естественно, ко времени появления работ Э. Нольте уже существовали теории, объясняющие приход к власти фашистов и их политическую деятельность в 1933-1945 гг. Однако в своих работах Э. Нольте предлагает исследовать идеологическое противоборство, основываясь на феноменологическом методе. Суть этого метода заключается в изучении того, что «показывают» сами исторические процессы и политические события, которые основываются на социально-культурных предпосылках общественного развития. В общественных науках феноменология применима к социальным исследованиям, которые обладают собственными символами и самоопределением, к таким социальным явлениям относятся те, у которых есть идеологические предпосылки и определенное понимание действительности обществом в целом и отдельными политическими субъектами.

Европейская гражданская война определяется Э. Нольте как соперничество гитлеровской Германии и коммунизма, о таком противоборстве стало возможным судить после произнесенной речи Гитлера 27 января 1932 г., в которой характеризовалась революция 1917 г. и приход к власти большевиков как вызов для всего мира, а также призыв к уничтожению коммунизма как идеологии [6, с. 188]. Таким образом, бессознательный страх в общественном сознании перед коммунизмом позволил Гитлеру и его соратникам захватить власть и установить национал-социалистический режим.

Теория столкновения идеологий Э. Нольте базируется на взаимосвязи и взаимопорожде-нии противоборствующих идеологий. Как исходная, так и порождаемая идеология не остаются просто комплексами идей, они укоренены в историческом развитии общества и реальных формах поведения индивида, а также в общественном сознании. Со временем идеологии принимают облик движений, а в итоге и режимов. Следует отметить, что Э. Нольте не различает исторического мышления и идеологии, поскольку исследователь и идеолог вынуждены абстрагировать и обобщать исторические факты, не будучи способными охватить все богатство общественной действительности. Однако, в отличие от идеологии, историческое мышление сравнивает содержание различных общественных идей, прослеживает их последствия, что требует от исследователя определенного анализа материала, в пределах этого анализа у него не должно быть более высокой цели, чем создать максимально полный и верный образ трактуемого предмета.

Раскрыв принципы идеологического взаимодействия двух противоборствующих идеологий, Э. Нольте выводит понятие идеологического государства: «Германия превратилась в идеологическое государство, где один человек и одна партия - при энтузиазме и одобрении значительной части населения - держали в своих руках монолитную политическую власть» [7, с. 181]. Тем не менее, по утверждению Э. Нольте, в Германии не произошло серьезных изменений, ибо подлинными властителями, как и прежде, оставались крупные промышленники и землевладельцы, а также генералы рейхсвера, в то время как Гитлер якобы являлся лишь выразителем их воли. Таким образом, хотя Германия при Гитлере и стала идеологическим государством, однако это не приобрело тотального значения, как в 1917 г. в Советской России, где полностью изменилась идеологическая платформа общества и государства.

Рассматривая идеологическое государство и главенствующую идеологию с позиции демократических институтов, Э. Нольте отмечает тоталитарные составляющие государства, так как они стремятся к диктатуре одной партии или класса и претендуют на идеологическое властное превосходство одной личности над массами. Так, характеризуя власть фюрера, юристы национал-социализма определяли источник этой власти в подлинной воле народа и потребности в защитнике идеи германской нации, что привело к тому, что полномочия Гитлера были практически не ограничены со стороны всех ветвей власти. Однако такое положение вещей мотивировалось гарантией индивидуальных свобод и прав, а также определялось судьбой и задачами народа. Голос народа на референдумах носил аффирмативную функцию интимного посвящения в решения фюрера. С позиции взаимоотношений фюрера и народа идеологическое государство представляет собой единственную государственную форму, при которой отдельный человек мог обречь целую нацию на тотальное поражение и даже на физическую гибель. В философском аспекте идеологическое государство может приобрести форму извращенной теологии, когда вождь на основании «одобренной» народом идеологии считается божеством или спасителем-полубогом.

Таким образом, Третий Рейх, с приходом нацистов к власти, установление подлинной диктатуры и тоталитаризма, создав четкие государственные и общественные институты воспроизводства национальной идеи и политической идеологии, являлся историческим примером идеологического государства.

Другая модель идеологическое государства представлена в концепции Н.Н. Алексеева [8, 9] - это евразийское или «гарантийное» государство. Такое идеологическое государство должно обеспечить существование постоянных целей и задач, руководствоваться православием, защищать «правду», гарантировать физическое существование народа. В основе такого государства лежит единая государственная идея, стабилизирующая общественное мнение и формирующая господствующую общественную идеологию. «Идеократическое государство» является одновременно и «демотическим государством», основывающимся на народной воле, не по западному демократическому избирательному образцу, а в виде организованного и органического народного доверия государственно-идеологической доктрине. Очерченную формулу органического государства Н.Н. Алексеев определяет как гарантийное государство, за которым закреплены не релятивно-индифферентные ценностно-целевые задачи, а идеалополагающий императив импульса. Примером релятивистского государства, по мнению Н. Алексеева, является демократическая республика, в котором принятие политических решений определяется волей большинства различного вида, парламентского, партийного и т.д.

Основная задача идеологического государства заключается в создании и внедрении идеалополагающих конструкций верховной власти в общественно-духовную сферу общества. Иначе говоря, задача идеократического государства как раз и состоит в детерминации и развитии идеалополагающих конструкций верховной власти из области лично-духовной в область позитивно-общественную и наоборот. Такое государство не включает в себя демократических элементов народного представительства и парламентаризма. Органы государственной власти руководствуются в своей деятельности требованиями «высшей правды», отраженной в идее общества. Однако гарантийное государство не сводится к тоталитарной или доктринальной форме, по мнению Н.Н. Алексеева, идеократическое государство обеспечивает проведение «положительных принципов», наличие стабилизационных социально-политических программ, одобряемых обществом [10, с. 43].

Идеократическое государство основывается на следующих принципах: принцип материальной интенсификации жизни; принцип положительной свободе и культуре, а также принцип подчиненной экономики. Все эти принципы работают на создание демотизма, максимального привлечения граждан к участию в государственном управлении и строительстве. Однако вместе с демотизмом, особое место в концепции идеологического государства занимает «идеокра-тия». Под идеократией понимается такой общественный строй, при котором правящая элита

отбирается по признаку преданности общей идеи. Общегосударственная идея представляет собой систему убеждений, которую воспроизводит объединенный в единственную государственно-идеологическую организацию правящий слой. Рекрутирование правящей элиты происходит по принципу преданности и общности миросозерцания, объединяющей государственной идеологии и организации.

Таким образом, идеократическое государство в концепциях Н. Алексеева и Э. Нольте представляет собой сложную структуру, связывающую общество, идеологию, правящий класс и государство в единую теоретическую конструкцию. Идеология функционирует как совершенно детерминирующая система мыслей, переживаний, форм мышления и интерпретаций, присущих индивиду как социальному актору, производятся и потребляются коллективно. Определяющая роль в общественном сознании отводятся главенствующей идее, будь то «национальное превосходство» или «служение великой цели», именно идеология является неотъемлемым элементом, позволяющим сравнить идеологическое и идекратическое государства.

В заключение следует отметить, что концепция идеологического государства в современной политической науке имеет важное как теоретическое, так и практическое значение. Существующие формы взаимосвязи идеологии и государства требуют более детального теоретического осмысления.

Ссылки:

1. Лубский А. В. Политическая концептология -

новая наука о политике. URL: www.polittheory.narod.ru/Lubskiy/Lubskiy_review.doc (дата обращения: 03.03.2012).

2. Макаренко В.П. Политическая концептология.

Ростов-на-Дону, 2011.

3. Там же.

4. Нольте Э. Европейская гражданская война

(1917-1945). Национал-социализм и большевизм. М., 2003.

5. Там же.

6. Там же.

7. Там же.

8. Алексеев Н.Н. Идея государства. СПб., 2001.

9. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 2000.

10. Там же.

References (transliterated):

1. Lubskiy A. V. Politicheskaya kontseptologiya -

novaya nauka o politike. URL: www.polittheory.narod.ru/Lubskiy/Lubskiy_review.doc (data obrashcheniya: 03.03.2012).

2. Makarenko V.P. Politicheskaya kontseptologiya. Ros-

tov-na-Donu, 2011.

3. Ibid.

4. Nol'te E. Evropeyskaya grazhdanskaya voyna (1917-1945). Natsional-sotsializm i bol'shevizm. M., 2003.

5. Ibid.

6. Ibid.

7. Ibid.

8. Alekseev N.N. Ideya gosudarstva. SPb., 2001.

9. Alekseev N.N. Russkiy narod i gosudarstvo. M.,

2000.

10. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.