Любарец А.В. ©
Магистр, кафедра философии, Дальневосточный федеральный университет ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МАНИПУЛЯТИВНЫЙ АСПЕКТ КОНТРКУЛЬТУРЫ
Аннотация
Данная статья посвящена анализу манипулятивного идеологического аспекта контркультуры как инструмента влияния на мировоззрение субъекта, так и на общественные массы. Автор рассматривает оказываемое влияние контркультуры на человеческое общество и манипулятивный характер воздействия контркультуры на социум.
Ключевые слова: Контркультура, политика, пропаганда, утопия, субкультура, идеология, самоидентиф икация.
IDEOLOGICAL MANIPULATIVE ASPECT OF THE COUNTERCULTURE
Summary
This article is devoted to the analysis of manipulative ideological aspects of the counterculture as a tool of influence on the worldview of the subject, and public mass. The author examines the impact of the counterculture on human society and the manipulative nature of the impact of the counterculture on society.
Keywords: Counterculture, politics, propaganda, utopia, subculture, ideology, identity.
Контркультура как явление в массовом сознании занимает место на данный момент сродни религиозному, так как многие люди верят и убеждены в том, что быть приверженцем контркультуры это быть, как правило, обладателем передовых взглядов, быть революционным и не таким как все. Джозеф Хиз и Эндрю Поттер резюмируют по этому поводу, что контркультура стала мифом, "который ввел в заблуждение" людские массы. [11,30] Исследователи отмечают, что в конце 1960-х годов общественные массы в США и Европе открыто, выступали с критикой против капиталистической системы, протестуя "против принципов буржуазного общества". [3, 9] Далее, начавшаяся в 1965 году война во Вьетнаме подлила масла, в огонь, обострив накал страстей среди бунтующих молодежных оппозиционных движений против системы. Также, по всей видимости, произошедшие революционные события в Китае и революция, на Кубе окончившаяся победой в 1959 году оказывали влияние на политические мотивы протестов 1960-х годов. [3,8] Именно вследствие этих событий ЦРУ вкупе с военными заинтересовались применением наркотических веществ "как оружия для промывки мозгов и контроля над сознанием". [8,216]
Теодор Рошак приводит такие факты, что в конце 1960-х годов студенты США и Европы протестуя против текущей государственной политики, "лезли на баррикады с портретами старых и новых марксистов".[9,54] Соответственно определенными заинтересованными силами была разработана концепция контркультуры, где среди масс было инспирировано развитие основной идеи, что "использование марихуаны и ЛСД решит все проблемы общества". [11,79] Лозунг «любви и мира» стал основным тезисом движения возникшей субкультуры хиппи, а расширение сознания с помощью марихуаны и различных наркотиков стало методом или точнее способом отвлечения внутри бунтующих групп. Одним из идеологов и пропагандистов зарождающейся наркокультуры стал Тимоти Лири. В свое время Лири изучал психологию, а так же воздействие и последствия на сознание наркотического препарата ЛСД. Тимоти Лири написал тест по диагностике межличностных
© Любарец А.В., 2016 г.
отношений, данные тесты использовались и в ФБР и в ЦРУ совершенно очевидно, что данное сотрудничество между Лири и спецслужбами не ограничивалось одним лишь использованием его психологических диагностик в качестве тестов.
После рок-фестиваля в Вудстоке и ему подобным рок-фестивалям наркокультура хиппи получила широкое распространение, так же закрепившись в сознании масс и как историческое контркультурное событие. Последствия стали проявляться резюмирует Т. Рошак, как показное "презрение к традиционным устоям, непременно связанное с наркотиками и сексом". [9,15] Девизом и стилем жизни стал бунт, но это уже был бунт не против государственной системы, а бунт против исторических культурных традиций и сложившихся из этих традиций культурных условностей, предписаний и догм. Идеологическая рокировка в сознании с помощью, которой контркультура создала любопытный прецедент, где массы замес-то того, что бы отстаивать свои права на различных профсоюзных митингах и демонстрациях устраивали этот бунт в своем сознании. Они были преисполнены полной уверенности, что этот протест будет замечен и их показное демонстративное употребление наркотиков поможет изменить "статус общества" в лучшую сторону. [9,29] Совершенно очевидно, что замысел, который преследовали определенные силы, создавая концепцию контркультуры, и заключался именно в этой самой идеологической рокировке сознания, задачей которого был перенос вопроса из одной проблемной плоскости в другую. Вследствие этого переноса общественное не довольство и брожение с улицы перемещалось в субъективный мир протестующих, где все «бунтарство» успешно нейтрализовалось наркопрепаратами.
Кроме того, не удивительно, что именно в это время происходит всплеск развития различных психотехник и психотехнологий, а также развитие не традиционных религий и различного сектантства. Следует напомнить, что сам Тимоти Лири был ученым психологом и именно в то время можно сказать его коллегой Роном Хаббардом была создана квазирелигия саентология, в русле которой применялись различные манипулятивные психотехники. В наше время уже стали известны факты сотрудничества между саентологической сектой и "разведслужбами США". [4, 229] Так же как и Лири, Хаббард употреблял наркопрепараты и до самой смерти "оставался рабом наркотиков". [4,198] Хаббард принимал активное участие в религиозных и сексуальных сатанинских обрядах, в сатанинской церкви Алистера Кроули. [4,197] Вся идеология контркультуры держалась на сексе, наркотиках, рок-н-ролле и на сляпанных, на скорую руку синкретических религиозных учениях. Все эти вышеприведенные контркультурные элементы в то время замечает Ю.Н. Давыдов, создавались целенаправленно с "помощью идеологов «контркультуры», с одной стороны и функционеров, капиталистической «индустрии сознания» - с другой". [3,149]
В свете выше сказанного становится понятно, что все спекуляции и разглагольствования о пресловутом "культурном потенциале контркультуры" выглядят по истине пафосными. [7,93] Так, совершенно очевидно, что контркультура является, попросту, банальным "средством подавления, определенных политических идей". [7,93] В случае с контркультурой резюмирует Т. Рошак, происходило то, что неуспевающий возникать политический заговор пролетариата, с его профсоюзными проблемами в результате обречен, был сам в итоге так и не начавшись быть погашенным через "буйное веселье в молодежных рок-клубах". [9,96] Ноам Хомски высказывается по этому поводу, что политической задачей в таких случаях является не давать людям, "не принадлежащим к секторам скоординированной власти" шанса на объединение для решения политических задач, если же такие объединения происходят их надо по возможности "распылить". [12,244] Таким образом, анализирует Ноам Хомски в 1968 году "преобладающая сила" и распылила иносказательно все студенческие протестные выступления. [12,438] В контркультуре отмечают исследователи, происходило целенаправленное "нигилистическое отвержение традиции", выраженное в показном бунтарстве. [2,185] Как было выше сказано, происходил перенос вопроса из одной проблемной плоскости в другую, где протест против государственной системы манипулятивно переносился в протест против культуры, который
выражался отвержением культурной традиции. Для основной массы была создана иллюзия и вброшена идея о том, что контркультура как социальное явление имеет революционный характер. Иллюзия создавала уверенность, что контркультурный протест сможет решить социальные проблемные вопросы. В результате манипуляций самими массами было упущено, что вектор революционного развития направлен на трансформацию самой традиционной культуры после трансформации, которой происходила деградация, в результате которой массы утрачивали объективное понимание сути происходящих процессов реальных событий.
Джозеф Хиз и Эндрю Поттер резюмируют, что контркультура была очень эффективной подменой социалистических идеологий, в результате своего распространения успешно вытесняя социалистические идеологии из социума на практике. [11,30] Контркультура успешно стабилизировала народные волнения, создавая в обществе некую утопию как в случае с субкультурой хиппи и их утопией «страны цветов и мира». Путем манипуляций формировалось общественное мнение, что в страну цветов и мира в принципе может попасть каждый, надо лишь сделать небольшое усилие над самим собой проявить собственное самосознание и примкнуть к движению хиппи. Контркультура формировала в обществе социальные мифы, что "длинные волосы и бороды" и употребление наркотиков будут неким бунтом, который будет способен влиять на общественную систему. [11,49-50] Но система в свою очередь заключают Джозеф Хиз и Эндрю Поттер, в результате не терпит, каких либо серьезных изменений, так как все эти революционеры созданы ею самой и система только лишь создавала иллюзию для бунтарей, что их действия, что-то меняют. Поэтому, не смотря на кажущуюся эпичность и растиражированный во всех СМИ пафос по отношению к контркультурной революции изменения совершенные ей не посредственно в самой системе, "практически не видны". [11,50] Все эти манипуляции над общественным сознанием как определяет Ю. Н. Давыдов, проходили при активном участии и патронаже «Франкфуртской школы» в лице Теодора Адорно, Макса Хоркхаймера, Маркузе и других ее представителей. [3,20] Смысл манипуляций был в следующем, контркультура присваивала, вбирая в себя революционный архетип символов, в результате "выхолащивая их «революционное» содержание". [11,50] Возвращенное назад революционное содержание было выхолощенным до такой степени, что там не было чего то стоящего хотя бы "одной (пусть даже «сумасшедшей»!) идеи", которая была бы способна подвигнуть субъекта на поступок, на который бы он пошел бы не задумываясь. [3,21] Происходящая диффузия революционного символизма возвращалась назад в массы в виде заменителей - различных «фенечек», эмблем присущих движению хиппи, различных психопрактик, синкретических религий и квазирелигий. Революционные лозунги конца 60-х и 70-х годов выродились в предложения "рекламо - «революционных» призывов" и бунтующим массам взамен идеологий с Китая и Кубы были поданы секс наркотики и рок-н-ролл. [3,141]
В наше время исследователи приводят факты того, что "ЦРУ тайно финансировало" исследования в различных научных центрах, где изучалось целенаправленное применение наркотических веществ, "что бы сделать людей безумными" для их последующего контроля. [8,17] Патрик Бьюкенен резонно отмечает, что убийство Кеннеди, инспирированное по одной из версий ЦРУ, стало той самой вехой, после которой в США заинтересованные силы стали проводить культурную революцию, где контркультуре отводилась функциональная роль "подрывать американское наследие". [1,209] Следует подчеркнуть, что Патрик Бьюкенен контркультуру рассматривает, прежде всего, как инструмент, созданный для применения в теневых политических играх, операциях так, что не о каком культурном потенциале контркультуры как таковой однозначно не может быть и речи.
В связи с экспансией контркультуры в массы повсеместно стали распространяться коммуны хиппи с характерным для них идеологическим утопизмом. Как уже было выше сказано, что в массах целенаправленно формировали общественное мнение, что в страну цветов и мира в принципе может попасть каждый, надо лишь сделать небольшое усилие над самим собой проявить собственное самосознание и примкнуть к движению хиппи. Таким
образом, повсеместно обывателю в виде коммун хиппи предлагались как бы «утопические» оазисы, где любой субъект мог бы скрыться от надоедливой реальности уйти от рутины в иллюзорный мир. В нашем случае контркультура и ее порождение субкультура хиппи являются полностью управляемыми определенными политическими силами явлениями.
Корифеи «Франкфуртской школы» М. Хоркхаймер, Т. Адорно отмечают, что Западная культура это полностью контролируемый в наше время теперь уже можно выразиться продукт. [14,159] В основе контркультуры лежит концепция утопии Маркузе, где "свободное проявление влечений индивида" является основополагающим в контркультурном сообществе и, как правило, подразумеваются все влечения на уровне инстинктов (сексуальные и т.д). [10,101] В свете выше сказанного видно, что за основу манипулирования над субъектом были взяты так называемые основные сексуальные инстинктивные влечения и сублимации, которые прославляющими контркультуру идеологами с различных точек зрения позиционировались как "свободный спонтанный творческий акт, выступающий как способ освобождения от культурных норм". [5,82] Соответственно становится понятным как возрождение старых религиозных экстатических культов, так и появление различных религиозных сект с сексуальными тантрическими практиками и коммунальным общественным проживанием, где практиковалась так называемая свободная любовь, все это напоминало реанимированное и воскрешенное древнее язычество. Сама идея воскрешения или возрождения древнего язычества как дионисийского начала является основополагающей парадигмой «Франкфуртской школы», где задачей является подрыв господствующей культурной парадигмы любыми способами пусть даже с помощью живописи разрушение сложившихся культурных ценностей, которые фундирует христианская религия. [3,199]
Самуэль Хантингтон приводит такой факт, что политическое руководство США в период с 1960-х и 1970-х годов по каким-то определенным причинам стало целенаправленно инспирировать разрушение национального самосознания, трансформируя "культурную и идеологическую идентичность Америки". [13,224] Хантингтон отмечает именно беспрецедентный и волюнтаристский характер этих политических манипуляций над социумом, где политики деконструкционисты экспериментировали над культурой, создавая контркультуру без всяких угрызений совести трансформируя "расовые, этнические, культурные и прочие субнациональные идентичности". [13,224]
Начиная с 1960-х годов в США происходят социальные брожения, где реальной угрозой был процесс синкретизации национального фундаментализма с идеологией социализма соответственно, скорее всего, именно для этого требовалась срочная "деконструкция американской идентичности". [13, 223] В нашем случае культура фундирует национальное "осознание своей идентичности гражданами США" соответственно, что бы нанести по ней ощутимый удар для деконструкции идентичности и была создана контркультура. [6,105] Думается, что контркультура выступила как эффективная замена социалистическим идеологиям, проникающим в Европу и США из Китая, Кубы, СССР, стран социалистического лагеря. Кроме того, как уже было выше сказано контркультура это, прежде всего инструмент, созданный для применения в теневых политических играх (операциях) в свете чего, не о каком культурном потенциале контркультуры как таковой однозначно не может быть и речи. В этих контркультурных процессах субкультура хиппи выступает как сублимированный аналог или карикатурный суррогат советского коммунизма. Идеология хиппи если ее можно таковой называть это призрачное нечто, проглядывающее через гашишные клубы дурмана, где пролетарское самосознание, засыпая, погружалось по психоделической спирали и уносилось в утопию «страны цветов», где алмазами искрилось царство небесное некой Люси (Lucy in the Sky with Diamonds).
Литература
1. Бьюкенен, П. Дж. Смерть Запада. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 444 с.
2. Боков, Г.Е. Феномен контркультуры и его религиозные аспекты в свете философской и теологической рефлексии//Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2010. - №4 -С.183-188
3. Давыдов, Ю.Н. Эстетика нигилизма. (Искусство и «новые левые»). - М.: «Искусство», 1975. -271 с.
4. Дворкин, А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. -Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2003. - 813с.
5. Коробейникова, Л. А. Современная культура: альтернативы развития. - Томск: Изд-во Том. унта, 1993. - 115 с.
6. Любарец, А.В. Амбивалентный характер проектов утопического будущего футурологического лобби Запада// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №12 (83). Ч.1. - С.102 - 106
7. Любарец, А.В. Деструктивная функция хип-хоп субкультуры в процессах трансформации социума как фактора изменения расовой идентификации// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №1(84) . Ч.1. - С.90 - 93
8. Лири, Т. Искушение будущим. - М.: Ультра Культура, 2004. - 448 с.
9. Рошак, Т. Истоки контркультуры. - М.: АСТ, 2014. - 380 с.
10. Тарасов, К.Е., Кельнер, М.С. «Фрейдо - марксизм» о человеке. - М.: Мысль, 1989. - 211 с.
11. Хиз, Дж., Поттер,Э. Бунт на продажу. - М.: Издательство «Добрая книга», 2007. — 456 с.
12. Хомский, Ноам. Как устроен мир. - Москва: ACT, 2014. - 447 с.
13. Хантингтон, С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности. - М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Транзиткнига», 2004. - 635с.
14. Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. - М.: Спб: «Медиум», «Ювента», 1997. - 310 с.