Научная статья на тему 'Идеологический компонент в контексте обеспечения высших ценностей и интересов российской Федерации'

Идеологический компонент в контексте обеспечения высших ценностей и интересов российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идеология / ценности / национальные интересы / государство / общество / безопасность / культура / патриотизм / проблемы / Родина / ideology / values / national interests / state / society / safety and security / culture / patriotism / problems / Native Land.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеологический компонент в контексте обеспечения высших ценностей и интересов российской Федерации»

Величко А.Ю.1

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСШИХ ЦЕННОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: идеология, ценности, национальные интересы, государство, общество, безопасность, культура, патриотизм, проблемы, Родина.

Keywords: ideology, values, national interests, state, society, safety and security, culture, patriotism, problems, Native

Land.

Безусловно, ни одно государство не может нормально существовать без государственной идеологии, и осознание существования данной проблемы для России само по себе можно оценить как положительное явление.

Одним из определений идеологии современной России как «идеологии модернизации» может стать следующее: Идеология - это устойчивая совокупность понятых и принятых людьми личных, общественных и государственных целей, идеалов, ценностей, приоритетов, которые содействуют каждому человеку в формировании и конструктивном функционировании исторической памяти, российской мечты и смысла жизни на основе уважительного диалога, культуры мира и культуры патриотизма, в достижении им достойного качества и уровня благополучия, надёжной безопасности; в интерпретации прошлого, осмыслении настоящего и в понимании будущего.

На фоне обеспокоенности «доброжелателей» в связи с ростом самостоятельности и независимости, которые проявляет наша страна на международной арене, идеология современной России должна стать очередным смелым и решительным шагом на пути укрепления российского государства, его суверенности и величия.

Анализируя опыт исследования идеологического аспекта, можно сделать вывод, что идеология страны должна совпадать с общественным сознанием и формироваться на основе общественной психологии.

Не секрет, что одним из наиболее мощных способов объединения общности является необходимость защиты. Сплочение «мы» происходит наиболее легко и естественно, когда есть «они» - враги, от которых надо защищаться. В истории России таких примеров было достаточно. К примеру, во время войны 1812 года, русско-турецкой войны 1876-1878 годов все разрозненное население России объединялось для достижения единых целей, и внутренняя вражда на время прекращалась. Активнее всего данный механизм использовался во времена Советского Союза. Пример -единство народов Советского Союза в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов.

Политическая идеология имеет в качестве главных элементов своей основы ценности. Ценности представляют собой убеждения и цели, отражающие в сознании человека или общества устойчивую положительную значимость тех или иных смыслов, принципов и явлений, и служащие ориентирами в мире. Говоря о формировании идеологии, следует иметь в виду не только политические ценности, но и личностные, общественные, значимые для большинства людей в их повседневной жизни. Такие ценности складываются веками и их необходимо понять, осмыслить и идеологически оформить.

Согласно классификациям ценностей в психологии, можно выделить несколько групп. На основе пирамиды потребностей А. Маслоу, это следующие группы: материалистические, ценности безопасности, ценности любви и принадлежности, уважения, познавательные, эстетические и духовные.

Представляется, что материальные ценности являются наиболее общими, актуальными и понятными каждому, поскольку любому человеку важно поддерживать свою жизнедеятельность или обеспечивать семью. Однако выносить их на уровень рассматриваемого понятия было бы неуместно, поскольку принятие материальных ценностей в качестве государственной идеологии привело бы скорее к расколу чем к объединению.

Духовные же ценности необходимы любому обществу, без духовной основы оно становится компанией эгоистов, которых ничто не объединяет. Обзор идеологических конструкций в истории России показывает, что никогда материалистические ценности не признавались главными для жителей страны. Напротив, иррационалистические духовные начала, например религия, были эффективной опорой, и этот момент нельзя упускать в сегодняшних условиях. Однако надо иметь в виду, что уровень, который задает идеология, должен соответствовать состоянию общества. И если оно находится на одном из низших уровней в пирамиде потребностей, то провозглашение самых высоких идеалов, в отсутствие экстремальных условий, не найдет отклика в сознании людей.

Таким образом, в идеологии ведущая роль должна быть отдана духовным ценностям.

Основания идеологий могут быть рациональными либо иррациональными. Так, идеология Просвещения была рационалистической и основывалась на таких понятиях как свобода, право, в противоположность религиозным нача-

1 Величко Александр Юрьевич - полковник запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, член организационно-рабочей группы проекта «Национальная идея и идеология современной России» «РосИД».

лам. Рационалистическая тенденция в итоге сформировала в западном обществе ценности технологического развития и превознесение позитивизма, прагматизма, с принижением всего, что кажется иррациональным.

В России же сугубо рационалистические построения на уровне идеологии встретить достаточно сложно. За все время своего существования, идеология в нашей стране опиралась, так или иначе, на религию, за исключением советской идеологии, которая по форме была рационалистической, в результате чего в менталитете сложилось тяготение к духовным, иррациональным началам.

Когда мы пытаемся идти по пути технологического развития, с постоянным совершенствованием техники, со стремлением к инновациям, важно не забывать мощную традицию нашей философской мысли, и главным образом -русскую религиозную философию, гуманитарные науки, шедевры нашей литературы. Наша страна очень сильна в гуманитарных науках и в искусстве, и нельзя забывать свои сильные стороны, стремясь превзойти Запад на технологическом поприще.

Сейчас главная задача - продолжение взятого курса на возрождение уважения и привязанности к своей культуре, традициям, к своей Родине, возрождение всего важного, что было упущено или утеряно с развалом Советского Союза. И сделать это можно путем использования иррациональных категорий - духовности, любви, красоты.

Итак, определенный иррационализм российского общественного сознания - это характерная особенность, которую нужно учитывать в идеологии, делая упор на иррациональные начала (религию, культуру, традиции, обычаи и т.д.). Между тем, сказанное ни в коем случае не умаляет важности рациональных построений, значение которых в идеологии очевидно.

Таким образом, российская идеология не должна быть строго рационалистической, ее основания не должны исключать иррациональных начал.

В терминах существующих идеологий направление развития России обозначено как «консервативное». Идеологический ярлык часто влечет за собой множество смыслов, которых хотелось бы избежать, и «консерватизм» - не исключение, поэтому следует сделать ряд оговорок.

В целом данное понятие можно раскрыть как стремление возродить ценности культуры, истории, патриотизма. К сожалению, на сегодняшний момент приходится признать, что нам необходимо достичь максимального уважения к собственной стране, преодолеть имеющейся еще скептицизм по отношению к ней, необходимо заново или по-новому научиться любить свою культуру и страну, познать свою историю и традиции, сконструировать адекватный образ государства, в котором мы живем.

Идеологию, включающую эти важные ценности, можно назвать «консерватизмом», но этот консерватизм нельзя путать с поворотом в прошлое. Напротив, он должен способствовать развитию на богатой и сильной основе, которую мы когда-то потеряли и которую сегодня возрождаем. Приставка «прогрессивный» может отражать это стремление к развитию.

Также консерватизм часто ассоциируется со стремлением к сильной власти. Это очень непростой вопрос. Сегодня понятие «сильная власть» нередко воспринимается обществом «в штыки», но при этом, согласно исследованиям, россияне не готовы или не предрасположены к отсутствию власти, и так или иначе, при всех требованиях свободы и ослабления роли государства, высказываются за наличие сильной и адекватной власти, способной защитить интересы граждан. Налицо амбивалентность отношения к власти, и какой бы она ни была, наряду со сторонниками всегда найдутся и ее противники. Между тем власть в России всегда должна быть сильной, централизованной, умной и служащей своему народу.

Таким образом, России необходима идеология, которую можно было бы назвать «прогрессивным консерватизмом». Главная цель этой идеологии - возрождение культурных и патриотических ценностей.

В ряде исследований российского менталитета отмечается его стремление к общинности, выраженной в разных терминах. Действительно, можно утверждать, что у нас нет развитой традиции индивидуализма, россияне к нему не склонны. Веками русский народ жил совместно, и лишь недавно начался процесс индивидуализации. При этом можно говорить о противоречивом сочетании в сознании россиян ценностей индивидуализма и коллективизма. В 90-е годы по показателю индивидуализма страна, по всей видимости, находилась между западной культурой, где он наиболее выражен, и восточной, где он выражен минимально. Сегодняшний опыт говорит о том, что индивидуализм в обществе прогрессирует, уходят в прошлое такие качества как отзывчивость, взаимовыручка, коллективное сознание. На этой основе напрашивается вывод о необходимости возрождения традиций коллективизма в общественном сознании россиян, о необходимости государственной идеологии, направленной на сплочение людей, осознание каждым своей роли в обществе.

Таким образом, стране необходима идеология, сплачивающая людей (в любви к Родине, в труде, в гражданской активности, в повседневной жизни). Причем желательно сплачивающая не на словах, не посредством создания иллюзии общности (через Интернет, СМИ), а в реальной повседневной жизни.

В ситуации, когда граждане России с детства усваивают идеалы и ценности из продукции западного масскульта и всю жизнь существуют в противоречивом информационном поле, не стоит удивляться, что не существует безусловной любви или уважения к своей стране. Но из этого не следует вывод о том, что необходимо закрыть «окно в Европу».

Росту любви к Родине способствует, в первую очередь, образ Родины, существующий в информационном пространстве. Следовательно, такой образ нужно поддерживать и развивать.

Конечно, важную роль в деле улучшения такого образа играет деятельность государства по улучшению материального, экономического положения в стране. Но психологический, чисто субъективный компонент - отношение к стране, - играет подчас такую же важную роль, как и объективные материальные составляющие. И именно эту сферу позволяет «оздоровить» идеология.

На основе всего вышесказанного, можно сделать общий вывод: сегодня стране необходима коренящаяся в сознании большинства населения идеология, основанная на духовных, в том числе иррациональных, ценностях, объединяющая людей и имеющая определенную консервативную направленность.

Ядром такой идеологии должен быть патриотизм, который представляется потенциально общей ценностью, способной объединить большинство людей, проживающих на территории России, независимо от уровня благосостояния, принадлежности к тому или иному социальному классу, прочих различий.

Патриотизм - в большей степени иррациональное, чем рационалистическое начало, поскольку его основное содержание - это эмоции и чувства (любовь к Родине, долг, ответственность). Кроме того, он объединяет людей на основе объективных условий существования, ведь каждый человек так или иначе заинтересован в благополучии среды своего обитания.

Как психологический феномен, патриотизм имеет в ряду своих объектов культуру, историю, традиции и обычаи страны, он способствует передаче знаний об этом, способен пробудить и поддерживать любовь или уважение к этому наследию.

Патриотизм всегда был одной из главных составляющих «национальной русской идеи», и политической идеологии. Из исторического обзора формул государственной идеологии в нашей стране, четко видно, что идеология всегда была патриотической, каждая формула имела в своей основе патриотизм (православный, национальный, имперский, социалистический) и была направлена на его поддержание в общественном сознании.

Еще одним важным свойством патриотизма является отсутствие в нем способности перерастания в агрессивный национализм. Патриотизм - это то общее, что может объединять представителей всех народов, живущих в многонациональной России, на основе любви к своей Родине, а не расовой принадлежности.

Однако российский патриотизм складывался исторически в военном контексте, что неудивительно, если учесть, что две трети своего существования наша Родина вела упорную борьбу за сохранение своей независимости.

В дореволюционной России, а тем более в Советском Союзе, патриотизм часто назывался «военным патриотизмом», то есть, он не был мирным феноменом, зарождаясь и развиваясь в контексте противостояния врагам. Сегодня объективные условия не позволяют найти ему другие основания, строить его исключительно на созидании, а не на обороне.

В рамках созидательных аспектов патриотизма необходимо утверждать любовь к родной земле, к народу (в том числе к ближайшему социальному и территориальному окружению), к культуре, традициям, особо подчеркивая свободу совести и равенства вероисповедания.

Таким образом, моральные ценности, уважение к собственной истории, любовь к своей культуре и Родине - на сегодняшний день фундамент, самое необходимое для возрождения высокой духовности страны.

Исходя из вышесказанного можно предложить следующие основные постулаты для идеологии современной России:

Человек вне зависимости от его национальной, этнической принадлежности, классового происхождения, пола и возраста, взглядов и убеждений является высшей ценностью и обладает рядом неотчуждаемых прав на свободное развитие своих творческих способностей, духовности, а также труд.

Деятельность всех российских институтов власти, общества и каждого человека в отдельности должна быть направлена на развитие умного, мудрого, ответственного и сильного государства, обеспечивающего каждому его гражданину возможность жизни по совести, по справедливости, по правде. При этом обеспечивается главенствующий принцип - каждому человеку, каждой национальности России - достоинство, безопасность, благополучие, свободу, права и ответственность, совесть и честность.

Основополагающей общей ценностью, объединяющей российских людей, независимо от уровня благосостояния, принадлежности к тому или иному социальному классу, прочих различий является патриотизм, основанный на российских исторических и культурных приоритетах, объединяющих общество и людей на всех уровнях экономической, социально-политической и духовной жизни страны.

Социальная справедливость и равенство людей должны реализовываться через реальное и охраняемое государством равенство экономических и социальных возможностей всех членов общества.

Одной из основных приоритетных ценностей государства должно стать воспитание высокообразованного и культурного человека. Это должно стать естественным результатом максимального развития каждой личности. Государство и общество должны беречь, развивать и передавать в будущее каждую искорку таланта, появившуюся в России. На практике это должно вылиться в развитие медицины, спорта, педагогики, науки и искусства. Мы должны сделать своей идеологической опорой, своими союзниками как Юрия Гагарина и Георгия Жукова, так и Сергия Радонежского и Серафима Саровского, поддерживая и развивая способности, талант, желания и стремления каждого человека на благо развития государства, общества, семьи и личности.

Нравственные ценности российского общества должны быть господствующими в системе нравственных отношений его членов. Роль нравственных начал в общественной жизни является главенствующей за счет нравственного воспитания человека. Нравственное воспитание направлено на то, чтобы каждый российский человек неукоснительно следовал морально-эстетическим требованиям и нормам нашего общества. Важнейшим направлением в этом является нравственное воспитание молодого поколения.

Морально-эстетические требования и нормы должны быть признаны и приняты в повседневную жизнь самим обществом как нормы повседневного поведения человека. Это предполагает формирование и укрепление нравственности во всех сферах общественной жизни, в обществе в целом, во всех организациях и коллективах, а также стиму-

лирование и поддержку самовоспитания самого человека (при этом целесообразно проработать вопрос о принятии обществом «Морального кодекса российского человека»).

Улучшение объективных условий нравственного воспитания означает дальнейшее совершенствование системы государственного управления, развитие экономики, непрестанную заботу о повышении уровня материального благосостояния людей, улучшение их жилищно-бытовых условий.

Нормой российского общества должен стать приоритет коллективизма по отношению к индивидуализму. Высшая ценность - коллективное благо, во имя которого могут быть принесены в жертву любые индивидуальные интересы.

Народной объединяющей российской идеей должен стать принцип «Будь готов достойно жить для Родины». Поддержка на всех уровнях, пропаганда и популяризация всестороннего развития, культурного и здорового образа жизни должны стать повседневной нормой жизни общества и каждого человека. Человеку в стране должно быть интересно жить во имя Родины, общества и семьи!

Необходимо объективное восприятие общественным сознанием содержания и специфики исторического развития России. Формирование историзма мышления - составная часть процесса развития научного мировоззрения. Историзм мышления позволяет не бояться временных поражений и трудностей, воспитывает умение преодолевать их. Именно взвешенный, аналитический подход к историческому пути российского государства позволяет видеть общественные процессы реалистически, без схематизации и упрощенчества, постигать прошлое и настоящее во всем многообразии и сложности, а также учитывая исторический опыт эволюционно идти в будущее.

Средствам массовой информации, а также формам современного искусства (театр, кино, живопись и т.д.), должна быть отведена важная роль по повышению эстетического и духовно-нравственного облика российского человека.

Особое место должно быть отведено печатным изданиям, кино и телепродукции, театральным постановкам, художественным и иным выставкам, сочетающими отечественные культурные традиции с перспективными инновационными идеями, способствующими духовному развитию российского человека, а также пропаганде и популяризации здорового образа жизни.

Планирование целей деятельности культурно-просветительных учреждений, СМИ должно держать направление на формирование политической и нравственной культуры, патриотизма и духовных ценностей. Исходя из этого, важно, чтобы многообразная деятельность государственных и негосударственных СМИ, культурно-просветительных учреждений органично вплеталась в духовную жизнь российского общества и была направлена на решение вопросов, стоящих перед страной. Государство должно нацеливать СМИ и институты культуры на пропаганду и распространение высокохудожественных произведений, значимых нравственных принципов, патриотических чувств, на правовое, нравственное и эстетическое воспитание всех слоев общества, особенно российской молодежи.

Важное в этом идеологическом аспекте - определение магистральных направлений духовного развития российского общества. Здесь закладывается важнейшее - на основе продвижения патриотических идей, вытеснения из общественного сознания всего чуждого российской ментальности, на основе богатого российского и мирового культурного наследия происходит развитие истинных российских духовных ценностей, культурных приоритетов, нравственных ориентаций.

Особым аспектом должно стать глубокое осмысление роли религии, которая должна быть вне государства, и которая, между тем, должна благодатным образом влиять на духовную жизнь российского общества. В сложные периоды жизни, в условиях острых социальных противоречий, население России нередко искало выход в приобщении к религии, таким ее ценностям, как сострадание, милосердие, терпение и др. На протяжении отечественной истории религия оказывала нравственно-воспитательное воздействие на людей.

Процессы в духовной жизни общества не должны протекать стихийно. Необходима целенаправленная и эффективная управленческая деятельность государственных институтов в этой сфере.

На особый идеологический уровень должны быть выведены понимание и наличие реальной законности. Законность, законопослушность должна пониматься в таком контексте, как «общие правила игры», как равенство людей перед законом, невзирая на положение, состояние, национальность и т.д. Коррупция в идеологическом плане должна стать недопустимым и позорным явлением для российского общества и каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.