Научная статья на тему 'Идеологический блок как смыслообразующий элемент журналистского политического текста'

Идеологический блок как смыслообразующий элемент журналистского политического текста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
242
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК / ДЕЗИНТЕГРИРОВАННЫЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК / ЦИТИРУЕМОСТЬ / ЭЛЕМЕНТЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАГРУЖЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коноплев Дмитрий Эдуардович

Проблема выявления сегментов текста, несущих идеологическую нагрузку, ставит вопрос об определении минимальной единицы маркированности. В статье раскрывается понятие идеологического блока как такого рода единицы и предлагается алгоритм поиска подобных блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Коноплев Дмитрий Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеологический блок как смыслообразующий элемент журналистского политического текста»

рожности комментариев. Пресса в этом случае замыкается на первых лицах, и информационный ресурс максимально страхуется от возможных импровизаций. Преобладает в основном социальная, а не политическая информация локального характера. Внимание населения в основном фиксируется на отдельных фактах социального неблагополучия, но так, чтобы они в своей совокупности не создавали общего негативного фона. Факты берутся не сами по себе, а преимущественно как объект и повод для реагирования главы местного правительства. Администрирование выступает связующим звеном основных информационных процессов. Можно заметить, что все, что хоть минимально меняется в лучшую сторону, подается в СМИ как результат окрика городского начальства и его властного вмешательства.

Примечания

1 Королько, В. Г. Основы паблик рилейшнз [Текст] / В. Г. Королько. - М. : Рефл-бук, 2000. - С. 324.

2 Березин, В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации [Текст] / В. М. Березин. - М. : Изд-во РУДН, 2002. - С. 56.

3 Вершинин, М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе [Текст] / М. С. Вершинин. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2001. - С. 203.

4 Дубицкая, В. П. Какого политика можно «продать» [Текст] / В. П. Дубицкая // Социологические исследования. - 1998. - № 10. - С. 118-127.

Д. Э. Коноплев

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Проблема выявления сегментов текста, несущих идеологическую нагрузку, ставит вопрос об определении минимальной единицы маркированности. В статье раскрывается понятие идеологического блока как такого рода единицы и предлагается алгоритм поиска подобных блоков.

Ключевые слова: интегрированный идеологический блок, дезинтегрированный идеологический блок, цитируемость, элементы идеологической нагруженности.

Идеологическая составляющая политического журналистского текста, прежде всего, может быть представлена как комплекс элементов: слов, словосочетаний и тематических абзацев. Однако на уровне слов идеологический компонент невозможно анализировать объективно - иначе сами слова a priori становятся элементами идеологической нагрузки. В этом случае возрастает значимость субъективных факторов в анализе, что препятствует ясному восприятию. Идеологическое наполнение словосочетаний стоит связывать главным образом с устоявшимися понятиями в языке и разнообразными клише, которые существуют и за рамками конкретных текстов - в повседневной культуре и профессиональной практике, что журналист привносит в свой материал. Так выражение «басманное правосудие» не следует считать самостоятельным элементом идеологической нагруженности, поскольку термин уже приобрел характер фразеологизма и стал использоваться как общекритическое высказывание о национальной судебной системе. При этом возникает справедливый

вопрос о том, что же следует считать минимальной единицей в определении идеологической заданности политического текста.

В качестве такой единицы мы предлагаем рассматривать идеологический блок. Под идеологическим блоком следует понимать комплекс слов и словосочетаний, объединенных общим эмоциональным настроем и политическим содержанием, особыми языковыми оборотами (по словам экспертов, по данным опросов, как заявил источник, близкий к..., ...пожелавший остаться неизвестным, и так далее) и четкой композиционной структурой. Согласно особенностям последней мы предлагаем разделять интегрированный идеологический блок (ИИБ) и дезинтегрированный идеологический блок (ДИБ). ИИБ чаще всего обладает формальными рамками, которые совпадают с границами абзаца. ДИБ может быть растворен в нескольких абзацах или во всем тексте в целом. Алгоритм выявления ИИБ может быть описан перечнем универсальных процедур, поиск ДИБ требует специальных методов для каждого конкретного текста. Алгоритм поиска ИИБ можно свести к следующим операциям:

1. Найти в тексте ссылки на неназванные источники информации. Если ссылки находятся в середине или конце абзаца - смотреть следующий абзац. При обнаружении похожих ссылок далее в абзаце или по всему тексту - перейти к рассмотрению алгоритма поиска ДИБ. Если ссылок нет - смотреть пункт 2;

2. Найти в тексте эмоциональные сегменты (жесткая критика, похвалы, обращения к читателю) и сегменты «подчеркнутой нейтральности» (предложения, в которых политическая составляющая подается с особой осторожностью и в предельно обобщенной форме, чтобы не вызвать нареканий). Если эмоциональных сегментов нет - смотреть пункт 3;

3. Найти в тексте длинные цитаты представителей политической и бизнес-элиты (интервью не учитываются) и прояснить какой из вариантов взаимодействия с авторским текстом используется в данном случае: подтверждение текста или разоблачение цитируемого через противопоставление его слов словам журналиста. Если используется первый вариант или цитат в тексте нет - смотреть пункт 4;

4. Если цитаты подтверждают слова журналиста, а в тексте присутствует хотя бы один элемент из пунктов 1, 2 и 3, то текст содержит ИИБ. Если нет ни одного такого элемента, то необходимо найти словосочетания, выражающие скрытую оценку в виде иронии или открывающие определенный подтекст (эзопов язык). Если ничего из данного перечня в тексте нет - он не содержит ИИБ.

Примером ИИБ может служить первый абзац статьи «Как помочь малому бизнесу», опубликованной в «Российской газете»: «В понедельник в Москве стартовал Всероссийский форум "Малый и средний бизнес - основа социальноэкономического развития России в XXI веке". Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сообщила на нем, что ее ведомство готовит поправки в законодательство, которые бы значительно упростили российскому предпринимательству жизнь. Они предусматривают переход на уведомительный принцип открытия бизнеса, отмену лицензий и их замену страхованием ответственности, финансовыми гарантиями. Контроль и надзор частично избавят от карательных функций. "Главное не наказать, а помочь", - пояснила Набиуллина. Предприниматели были готовы по достоинству оценить все эти новации.»

В данном фрагменте текста легко выделяются основные составляющие, обозначенные в вышеприведенном перечне. Следует заметить, что все представленные характеристики в случае с ИИБ должны укладываться в рамки одного или нескольких абзацев, иначе речь уже может идти о ДИБ. Дезинтегрированный идеологический блок легче всего выявить в тексте со строго политической тематикой, где от-

сутствуют включения экономических и культурных компонентов (как в виде обосновывающих утверждений, так и в форме цитат-аллюзий). Основной критерий в определении ДИБ - особое композиционное построение журналистского текста. Общую структуру ДИБ можно представить следующим образом.

1. Вступление в виде эмоционального обращения к читателю или яркого примера со ссылкой на неназванные источники (современные научные исследования, как заявляют специалисты и так далее).

2. Основная часть, состоящая из словосочетаний, разделенных формальными границами текста (предложение, пункт, абзац), но объединяющих блоки идеологической нагрузки в единое целое. При этом на каждом отдельном участке текста идеологическая нагруженность открыто не проявляется, а возникает как общий посыл после прочтения текста.

3. Итоговая часть с представлением основных выводов, где элементы ДИБ достигают наибольшей концентрации.

4. Заключение, повторяющее структуру вступления или заключение как комплекс стандартных для завершения текста элементов речи.

Рассмотрим пример идеологического блока в политическом журналистском тексте. Для этого обратимся к двум первым абзацам статьи Владимира Кузьмина в Российской газете за 26 мая 2008 года о визите президента Медведева в Китай:

«Университетская жизнь для президента России далеко не пустой звук. Все 90е годы Дмитрий Медведев занимался преподавательской работой в Санкт-Петербургском государственном университете. Так что выступать перед студенческой аудиторией - дело для него привычное.

Снова встав за "кафедру", Дмитрий Медведев решил поделиться с китайскими студентами размышлениями о ведущей роли науки, образования и гуманитарного сотрудничества в современном глобальном мире и, конечно, о перспективах стратегического партнерства между Россией и Китаем.

“Россия и Китай - это действительно два великих соседа, а история их взаимоотношений длится много веков”, - заявил российский лидер...»

Текст можно рассматривать как ДИБ, поскольку общий идеологический посыл просматривается только после прочтения двух абзацев, а в каждом отдельном сегменте не обнаруживается. Компоненты эмоциональной оценки разбросаны по тексту, отношение к событию и его герою выражено в неявной форме. Словосочетания, несущие идеологическую нагрузку, мы обозначили курсивом. Стоит отметить, что в целом ДИБ чаще встречается в СМИ, чем ИИБ. Подобную ситуацию можно связывать с тем, что у российского читателя за годы советского официоза выработалось резко негативное отношение к прямолинейным идеологическим текстам. Поскольку в ДИБ идеологическая составляющая в значительной степени растворена, такой текст воспринимается значительно лучше, чем материалы с просматриваемыми в рамках абзаца элементами маркированности. Другой важный вопрос в рамках рассматриваемой проблемы - смыслообразующая составляющая идеологических блоков. Согласно позиции Джона Нейсбита, идеологические компоненты являются не самым важным элементом в общей конструкции текста и достраиваются на уже готовый материал. Нам кажется оправданным не соглашаться с этой позицией, потому что журналистский текст изначально имеет установку на определенный ракурс подачи, а практика наложения элементов заданности на готовый материал имеет характер исключения и прослеживается главным образом в рекламных материалах. Таким образом, когда мы имеем дело с идеологическими блоками в политическом журналистском тексте, нам необходимо отталкиваться не от процедуры оформления мар-

кированности, а от конкретных целей, преследуемых автором, на основе которых, пусть даже не всегда осознанно, делается выбор в пользу ИИБ или ДИБ. Когда в политическом тексте встречается ДИБ, материал с большой долей вероятности подчиняется принципу kultur uber alles1, где идеологическая составляющая скрыта в тексте. ИИБ свидетельствует об официальности публикуемых сведений: большинство примеров ИИБ встречаются в проправительственных СМИ и заявлениях государственных пресс-служб. В отдельных случаях возможно объединение ИИБ и ДИБ в одном журналистском тексте. Это прежде всего означает, что автор либо напрямую цитирует пресс-релизы (что не всегда является признаком идеологической маркированности, поскольку ряд государственных структур, например, Администрация Президента, общаются со СМИ только в таком формате), либо просто не осознает ограниченность формулы credo, qua absurdum2, об отношении к которой со стороны российского читателя мы уже говорили выше. В конечном итоге мы имеем две разновидности идеологических блоков в журналистских политических текстах и базовый алгоритм поиска элементов маркированности. На сегодняшний день этот стандартный набор вполне соответствует задачам анализа текста, но, как пишет в своей последней книге Элвин Тоффлер, вскоре нас ждут новые внутритекстовые идеологические формы.

Примечания

1 культура превыше всего (нем.)

2 верю, ибо абсурдно (лат.)

Список литературы

1. Нейсбит, Д. Высокая технология, глубокая гуманность. Технологии и наши поиски смысла / Джон Нейсбит ; пер. с англ. М. Левина.- М. : Транзиткнига, 2005. -384 с.; 20см. - пер. изд.: High Tech, High Touch.Technology and Our Search for Meaning / John Naisbitt. New York, 2005. - ISBN 5-17-027471-8.

2. Тоффлер, Э. Война и антивойна / Элвин Тоффлер; перевод с англ.

В. Белокоского. - М. : АСТ, 2005. - 416с.; 20см. - пер. изд.: War and Antiwar / Alvin

Toffler. - New York, 2005. - ISBN 5-17-028463-2.

3. Тоффлер, Э. Революционное богатство / Элвин Тоффлер; пер. с англ.

В. Белокоскова. - М.:АСТ, 2007. - 576с.; 20см. - пер. изд.: Revolutionary Wealth / Alvin Toffler. - New York, 2006.- ISBN 978-5-17-044872-2.

4. Фукуяма, Ф. Сильное государство / Фрэнсис Фукуяма; пер. с англ.

А. Александровой. - М. : АСТ, 2006. - 244с. 20см. - Перевод изд.: Building State / Francis Fukuyama. New York, 2005. - ISBN 5-17-035130-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.