Научная статья на тему 'Идеологические ценности Социалистической партии Австрии (1980-1990-е гг. )'

Идеологические ценности Социалистической партии Австрии (1980-1990-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
295
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБОГАЩЕНИЕ / СВОБОДА / РАВЕНСТВО / СОЛИДАРНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ДЕМОКРАТИЯ / IDEOLOGY / INTERACTION / ENRICHMENT / FREEDOM / EQUALITY / SOLIDARITY / SOCIAL JUSTICE / DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ильина С. А.

В статье анализируются идеологические ценности и направления теоретической и пропагандистской работы Социалистической партии Австрии в конце XX в. СПА предложила в 1978 г. «квартет ценностей», которые актуальны и сегодня, что подтверждает партийная программа 1998 г. Дискуссии по идеологическим документам «Перспективы 90», манифесту «Социал-демократия 2000», «Конгресс будущего», проект «Темы времени» свидетельствуют об открытости австрийских социал-демократов вызовам времени в духе «демократического социализма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideological values of socialist party of Austria (years 1980-1990)

In the article ideological values and directions theoretical and propaganda activities of Socialist party of Austria in the end of XX century are analyzed. In 1978 SPA has offered «a quartet of values» which are actual today and the party program of 1998 confirms it. Discussions under ideological documents «Prospects 90», to the manifesto «Social democracy 2000», «the future Congress», the project of "time Theme» testify to an openness of the Austrian social democrats to the calls of time in the spirit of «democratic socialism».

Текст научной работы на тему «Идеологические ценности Социалистической партии Австрии (1980-1990-е гг. )»

УДК 94/99

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ АВСТРИИ

(1980-1990-е гг.)

© С.А. Ильина

В статье анализируются идеологические ценности и направления теоретической и пропагандистской работы Социалистической партии Австрии в конце XX в. СПА предложила в 1978 г. «квартет ценностей», которые актуальны и сегодня, что подтверждает партийная программа 1998 г. Дискуссии по идеологическим документам «Перспективы '90», манифесту «Социал-демократия 2000», «Конгресс будущего», проект «Темы времени» свидетельствуют об открытости австрийских социал-демократов вызовам времени в духе «демократического социализма».

Ключевые слова: идеология, взаимодействие, обогащение, свобода, равенство, солидарность, социальная справедливость, демократия.

Сегодня для специалиста, изучающего австрийскую политическую действительность, не секрет, что пришедший вновь к власти «спевшийся дуэт» Социалистической партии Австрии (СПА) и Австрийской народной партии (АНП), как в целом и относительно недавняя историческая канва - 19801990-е гг., в корне опровергают аргументы скептиков и говорят в пользу изучения опыта «консенсусной» демократии как существенного приобретения австрийской истории.

Значительное внимание исследователей приковано и к политическим фигурам, являющимися как бы «иконами» времени, партий и движений. На примере СПА, выступающей в качестве объекта нашей статьи, об этом свидетельствует интерес к личностям К. Реннера, Б. Крайского и Ф. Враницкого, внесших лепту как в развитие «консенсусной» культуры, так и оказавших влияние на плюрализм взглядов в обществе.

Однако пристальное внимание к «кабинетам» и «личностям» уводит в сторону от существенной стороны жизни институтов, их составляющих или определяющих, от партийно-политических интенций (мыслей), идейных представлений массовых социальных групп и общества в целом. Этим мы объясняем наше обращение к заявленной теме. СПА показала себя в идеологической деятельности, дискуссиях и пропагандистской практике, особенно активно в 19801990-е гг.

Пожалуй, главные особенности развития идеологии СПА этого периода можно обозначить двумя словами - «взаимодействие» и «обогащение». Если первое в большей сте-

пени наблюдается в отношении идеологий политических контрагентов, партнеров и конкурентов - АНП, Австрийской партии свободы (АПС), то второе в полной мере - за счет «зеленого» и «альтернативного» идейного арсенала. Таким образом, идеология СПА предстает как обновленная социал-демократия. Она красная и зеленая, консенсусная и альтернативная, экономическая и экологическая, социалистическая и либеральная.

Следует отметить, что дискуссии и собрания, партийные съезды и конференции, книги и статьи в любой австрийской партии -каждодневная работа. В СПА привыкли к корректировке программ, в этом смысле в партии нет застойных процессов. Поэтому обсуждение принципов и действий завершается появлением итоговых документов: манифестов, программ, брошюр и т. п. И, пожалуй, таким образом выстраивается некоторая схема того, как и когда проходили значимые события в идейной жизни партии, что нового они привнесли в идейный багаж социал-демократов.

1980-е гг. отмечены целым рядом идеологических проектов. Так, свой вклад внесли участники организованной в 1984-1986 гг. дискуссии «Перспективы '90», по итогам которой был опубликован документ с одноименным названием [1]. На его основе прошло обсуждение в низовых организациях СПА. В июне 1987 г. был проведен «Конгресс будущего». Затем специальная комиссия составила манифест «Социал-демократия 2000» (1987-1989 гг.), который по форме можно принять за очередную «Программу

принципов». Однако он только зафиксировал текущие изменения в государственной и партийной практике и идеологии социал-демократов, а также вновь подтвердил верность СПА ценностям основной программы 1978 г. [2].

В новом десятилетии, в 1990-е гг., дискуссионная волна предшествовала появлению «Программы принципов» 1998 г. Хотя официально дебаты по ней были объявлены только в феврале 1995 г., обсуждение положений будущего документа отмечено уже в начале 1990-х гг. Таким образом стартовал проект «Темы времени» (1993-1994 гг.), в котором приняли участие эксперты из разных областей, что также не ново для социал-демократов. Ведь нечлены партии, специалисты, принадлежавшие другим политическим лагерям, ученые, публицисты из других западноевропейских стран уже принимали участие во всех названных дискуссиях. Однако новшество в организации этого проекта все-таки присутствовало - это так называемая «система докладчиков или репортеров», которые самостоятельно отрабатывают отдельную тему. Пленум в этом варианте выполнял только корректирующие функции. Как писал председатель СПА и канцлер Ф. Враницкий, такая практика должна была воспрепятствовать тому, чтобы «документы просто писались в ящик» [3].

Забота о новом облике «социальной демократии» привела СПА к уточнению параметров официальной доктрины - «демократического социализма», понятия весьма гибкого, восприимчивого к веяниям времени. Заметим, что австрийские социалисты в целом не отошли от определения программы 1978 г., где «социальная демократия» виделась как общество свободы и равенства, справедливости и солидарности [4]. Однако «социализм», ввиду своей альтернативности политическим соперникам, предстал в модели четырех тесно взаимосвязанных, равных и дополняющих «ценностей».

Одной из обсуждаемых категорий была «свобода». «Перспективы' 90» показали, что она не исчерпывается уменьшением или устранением принуждения, а включает в себя возможность развития самой личности, ведь в центре внимания социалистов стоит человек. Свобода - отказ от любой формы диктатуры, избавление от нужды, страха, незнания, соци-

альной зависимости, опеки и эксплуатации. Свобода - это предупреждение войн и разрушения окружающей среды, что отчасти связывало установки социалистов с тезисами «зеленых». Свободу социал-демократы не представляли себе без материальной и социальной защиты от рисков, так же как без далеко идущей демократизации общества, о чем специально было продекларировано на «Конгрессе будущего» в 1987 г. [5, 6].

«Духовным компасом» квартета ценностей являлась социальная справедливость. Большая ясность была достигнута в вопросе о возможных предпосылках ее практического применения. Отмечались три вида предпосылок: персональные, что включает образование, равные шансы на самореализацию и др.; материальные, которые уже реализованы в силу развития индустриального общества, и формальные - такие, как право и мораль, которым должно быть уделено значительное внимание [7].

Заметно изменилась традиционная социал-демократическая концепция равенства. Если в 1970-е гг. равенство выступало как основная ценность, объединяющая собой все остальные, то на новом этапе она стала равной всем. Но даже это не позволило участникам дискуссии «Перспективы '90» «уменьшить» разрыв между равенством в теории и равенством на практике. В 1990-е гг. трактовка понятия равенства была несколько ограничена, охватив только первоначальные возможности. Как отмечает исследователь

А.А. Маслов, итогом 1990-х гг. может служить Давосский форум 2000 г., где Т. Блэр подчеркнул, что «старая левая идея равенства... заменена сейчас на идею одинаковой ценности каждой личности» [8].

Солидарность в целом не претерпела существенных изменений. Как отмечает Е.Р. Ельянова, она характеризовалась как «взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости. При этом солидарность рассматривалась не только как товарищеские взаимоотношения идейно и социально родственных сил, но и как общечеловеческий принцип» [9]. Участие в судьбе ближнего, сотрудничество, сознание ответственности, внимательное отношение к другому и помощь более слабым - ее основа [6,

8. 7].

Все вместе взятое создает понимание «социального». Таким образом, сформированная морально-этическая система ценностных установок как бы указывала «направление развития общества», выступая в качестве «руководящего принципа» всей политики социал-демократов Австрии. Однако огромное значение имеет собственно «демократия», представленная в триединстве политического, экономического и социального.

Политическая демократия - это, прежде всего, права человека, свобода печати и СМИ, свобода и самостоятельность движений, существование правового государства, где осуществимы принцип многопартийности, свобода деятельности оппозиции, возможность пребывания у власти нескольких партий. Внешняя политическая демократия сочеталась с внутрипартийной, что стало залогом усиления легитимизации демократии в Австрии. И в этой связи социал-демократы проявили в 1980-1990-е гг. самокритичность и попытались найти новые возможности для укрепления демократии внутри СПА, что должным образом проявилось в подготовительной стадии «партийной реформы» (1980-е гг.) и последующих преобразованиях внутри партии, сопровождавшихся поправками и изменениями Устава партии (1990-е гг.). В дискуссиях в эти годы активно обсуждались такие вопросы, как сочетание форм демократии (прямой и представительной, участие народа в волеизъявлении, роль федерального президента и др.). Однако кроме дискуссий процесс демократизации находил свое реальное применение.

В 1980-1990-е гг. австрийские социалисты продвигали в жизнь концепции «экономической и социальной демократии», считаясь с требованиями экономической эффективности и социальной справедливости. Мероприятия в экономике и социальной сфере предпринимались с точки зрения выгодности для государственного сектора и способности развития частных отраслей экономики. Особо активную позицию СПА занимала по вопросу экономии живого труда и, как его следствие, увеличивающейся безработицы. Экономия труда, в силу воздействия и внедрения новых технологий, способствовала обновлению программных ориентиров в социальную сторону. Таким образом стартовали проекты рационального распределения

объема труда путем сокращения рабочей недели и трудового дня, обучения и переобучения трудоспособного населения в рамках образовательных программ и др. Однако проблему безработицы обострили «открытые» границы ЕС, когда в страну начали прибывать иммигранты в поисках работы. В этой ситуации государство не могло обеспечить рабочими местами всех, и СПА, как активный проводник социальных реформ, предложила сделать упор не на гарантирование работы, а на гарантирование образования.

На протяжении 1980-1990-х гг. СПА проводила корректировку своих ценностей в экономической и социальной сферах с учетом неолиберальных стратегий. Сохраняя приверженность идее и практике социального государства, СПА восприняла вместе с тем подходы неоконсервативного регулирования экономики. Все это проявилось в центральных слоганах СПА, таких как сильное государство, приватизация, дерегулирование, бюджетная консолидация, сокращение социальных выплат, эффективность и гибкость [10].

Австрия считалась в экологическом плане одной из благополучных стран европейского региона. Однако и здесь многие проблемы вызывали большой общественный резонанс. Так было в 1980-е гг. с проблемами вымирания и уничтожения лесов, загрязнения водоемов, выбросов промышленных предприятий и транспорта, утилизации отходов и мусора. Особняком в это время и в начале 1990-х гг. стояла проблема получения и использования энергии ввиду своей опасности как для природы, так и для человека. В конце 1980-х - 1990-е гг. проблема охраны окружающей среды была вынесена на международный уровень - это входило в перечень практических задач СПА [11], т. к. сотрудничество в ЕЭС считалось залогом эффективности экологической политики внутри страны.

Традиционная социал-демократия считалась экономической партией. Именно с этих позиций она и рассматривала новый вызов в экологической сфере, популярностью пользовались тезис о «примирении экономики и экологии», концепция «качественного (экономического) роста», формула «экологичная экономика замкнутого цикла». Все теоретические конструкции практически сразу вживались в практику (в этом собственно и со-

стоит прагматизм периода канцлерства Ф. Враницкого), преследуя двоякие цели экономики и экологии, что доказывают примеры, приводимые социал-демократами в дискуссии «Перспективы '90», манифесте «Социал-демократия 2000» и других документах. Приведем несколько наиболее актуальных на тот момент мероприятий: в рамках программ обеспечения рабочими местами 1982-1985 гг. были инициированы «Программа расширения центрального отопления» (с осени 1982 г.) и создан «Экологический фонд» (с весны 1983 г.). Первая из указанных программ была ориентирована на решение, прежде всего, энергетических задач, т. е. достижение наибольшей степени эффективности используемой энергии, а уже затем - экологических: установка фильтров на производстве, переоборудование отопительных систем и предотвращение эмиссии топлива. Учреждение Экологического фонда под руководством Федерального министерства здоровья и охраны окружающей среды, как указывалось в документе, ставило целью повышение расходов на экологию в Австрии на 2 % ВНП, а также создание приблизительно 24000 дополнительных рабочих мест. Этот проект должен был помочь предприятиям обновить или даже «оздоровить» свое оборудование под экологические предписания, «выработать для отдельных регионов и отраслей решения и ускорить экологическую модернизацию австрийской экономики» [1, с. 464-466; 12].

Особое место в экологических дискуссиях занимала энергетическая проблема. Попытка ее решить строительством ГЭС близ Хайнбурга (конец 1984-1985 гг.) была воспринята в обществе как нанесение значительного ущерба ландшафту, флоре и фауне Дуная. Оправдывая проект станции, правительство (куда входили социалисты вместе со «свободными») поясняло, что этим оно пыталось решить проблему создания дополнительных рабочих мест ввиду все увеличивающейся безработицы, обеспечения электроэнергией источниками внутри страны, чтобы уменьшить энергозависимость страны извне. Однако проект был заморожен. Другой проект ГЭС на Дунае в венгерском г. На-гимарос, относящийся уже ко времени коалиции СПА и АНП и периода канцлерства Ф. Враницкого, был разработан с венгерской

стороной. И он не получил окончательного оформления из-за произошедшей в Венгрии смены власти. Кабинет демократов не поддержал начинания коммунистического правительства в стране, выплатив австрийским фирмам ущерб. Еще один проект все-таки был реализован: речь идет о станции Фройе-дунау в Вене, он был одобрен населением столицы в мае 1991 г.

В конце 1980-1990-е гг. Австрия активно включилась в международную политику охраны окружающей среды: был подписан ряд международных конвенций, эксперты от Австрии входили в международные комиссии, в частности в МАГАТЭ, правительство во главе с канцлером Ф. Враницким выступало активно в поддержку международно-правовых мер против атомных электростанций в соседних странах (например, в Чехословакии).

Идеологические ценности СПА претерпели изменения в течение последних 20 лет XX столетия, более того, были созданы предпосылки для последующих перемен, что нашло фиксацию в партийной «Программе принципов» 1998 г. [13]. Перемены нашли место в самой австрийской социал-демократии как политическом движении нового вида. Процесс глобализации экономики, политической сферы, экологии потребовал от современных социал-демократов, в том числе австрийских, дальновидности и компетентности. Проект «Европа», расписанный ими в программе, со стабильной экономикой, институтами социального партнерства, безопасностью - совсем не идеальная картина, а реальная перспектива, ведь его ориентирами являются дух живой демократии, права и свободы человека. Последний ориентир стоит в центре идеологии СПА.

1. Perspektiven '90: Sozialdemokratische Wirtschaftspolitik - eine Diskussion / Hrsg. E. Novotny, H. Tieber. Wien, 1985.

2. Sozialdemokratie 2000. Vorschläge zur Diskussion über die Zukunft Österreichs Beschlossen am 31. ordentlichen Bundesparteitag der SPÖ am 20. Oktober 1989 in Graz. Wien, 1989.

3. Vranitzky F. Warum “Themen der Zeit”? // Themen der Zeit / Hg.F. Vranitzky, Dt. Erstausg. Wien, 1994. S. 15.

4. Новая программа СПА. 1978 г. (Пер. и излож.

В.Я. Швейцера) // Социалистическая партия Австрии: сб. реф. / ИНИОН АН СССР; под ред. Б.С. Орлов и др. М., 1979. С. 185-228.

5. Die neue Freiheit // Zukunft. Wien, 1987. № 7, 8. S. 25- 27.

6. Schieder P. Zur Parteireform // Zukunft. Wien, 1987. № 3. S. 7.

7. Кандаурова Л.А. Критический анализ современных социал-реформистских представлений о социальной справедливости (На примере СДПГ и СПА): автореф. дис. ... канд. филос. наук. Казань, 1988.

8. Маслов А.А. Современная социал-демократия // Социально-гуманитарное и политическое образование. 2003. URL: http://humanities. edu.ru/db/msg/26083. Разработано ИДО РУДН. Загл. с экрана.

9. Ельянова Е.Р. Общественно-политические взгляды Бруно Крайского: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1999. C. 65.

10. Unger B. Österreichs Wirtschaftspolitik: Vom Austro-Keynsianismus zum Austro-Neolibera-lismus? // Zukunft der Sozialpartnerschaft. Veränderungsdynamik und Reformbedarf / Hg. F. Karlhofer, E. Talos. Wien, 1999. S. 167.

11. Cap J. Wofür steht die Sozialdemokratie? // Zukunft. Wien, 1991. № 6. S. 5.

12. Glatz H., Hein W. Umweltfreundlicher Autoverkehr - gibt's den? // Zukunft. Wien. 1985. № 3.

S. 21.

13. Das Grundsatzprogramm 1998 // Официальный

сайт Социалистической партии Австрии. Wien, 2006 URL: http://www.spoe.at/bilder/ d251/spoe_partei_programm.pdf. Загл. с

экрана.

Поступила в редакцию 21.01.2009 г.

Ilyina S.A. Ideological values of socialist party of Austria (years 1980-1990). In the article ideological values and directions theoretical and propaganda activities of Socialist party of Austria in the end of XX century are analyzed. In 1978 SPA has offered «a quartet of values» which are actual today and the party program of 1998 confirms it. Discussions under ideological documents «Prospects '90», to the manifesto «Social democracy 2000», «the future Congress», the project of "time Theme» testify to an openness of the Austrian social democrats to the calls of time in the spirit of «democratic socialism».

Key words: ideology, interaction, enrichment, freedom, equality, solidarity, social justice, democracy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.