Научная статья на тему 'Идеологические особенности функционирования групп подростков правонарушителей'

Идеологические особенности функционирования групп подростков правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТ / АСОЦИАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анфиногенов Василий Анатольевич

В статье рассматриваются идейно-нравственные особенности деятельности и общения групп делинквентов молодежного возраста в современных условиях. Делается вывод о том, что это обусловлено воздействием асоциальной субкультуры, присущей объединениям несовершеннолетних правонарушителей, как социально-психологического феномена. Такая субкультура, развиваясь в сознании подростков с отклоняющимся поведением, находится в противоречии с общечеловеческой культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Анфиногенов Василий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL FEATURES OF THE FUNCTIONING OF THE GROUP OF ADOLESCENTS OF OFFENSES

The article examines the ideological and moral characteristics of the activities and communication groups of delinquents of youth age in modern conditions. It is concluded that this is due to the influence of the antisocial subculture inherent in associations of juvenile offenders as a socio-psychological phenomenon. Such subculture, developing in the minds of adolescents with deviant behavior, is in contradiction with the universal culture.

Текст научной работы на тему «Идеологические особенности функционирования групп подростков правонарушителей»

Социально-политические науки

4'2018

16.9. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУПП ПОДРОСТКОВ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Анфиногенов Василий Анатольевич, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России

01vaang@mail.ru

Аннотация: в статье рассматриваются идейно-нравственные особенности деятельности и общения групп делинквентов молодежного возраста в современных условиях. Делается вывод о том, что это обусловлено воздействием асоциальной субкультуры, присущей объединениям несовершеннолетних правонарушителей, как социально-психологического феномена. Такая субкультура, развиваясь в сознании подростков с отклоняющимся поведением, находится в противоречии с общечеловеческой культурой.

Ключевые слова: несовершеннолетний, преступление, делинквент, асоциальная субкультура.

IDEOLOGICAL FEATURES OF THE FUNCTIONING OF THE GROUP OF ADOLESCENTS OF OFFENSES

Anfinogenov Vasily A., PhD in law, Senior research associate of SIC-2

Place of employment: Federal public establishment «National Research Institute of the Penal system of the Russian Federation»

01vaang@mail.ru

Abstract: the article examines the ideological and moral characteristics of the activities and communication groups of delinquents of youth age in modern conditions. It is concluded that this is due to the influence of the antisocial subculture inherent in associations of juvenile offenders as a socio-psychological phenomenon. Such subculture, developing in the minds of adolescents with deviant behavior, is in contradiction with the universal culture.

Keywords: minor, crime, delinquent, asocial subculture.

Анализ практической работы с неформальными группами подростков делинквентов показывает, что их внутренний мир наполнен различным идеологическим содержанием. Исходя из этого, в отдельных социумах несовершеннолетних просматривается своя «идея». В иных группах - такая «философия» отсутствует. Вместе с тем, все молодежные группы неизбежно приравнивают себя к представителям какого-либо направления и, соответственно, в своей деятельности, отношениях и общении руководствуются определенным набором ценностей, норм, традиций и иных атрибутов, бытующих именно в их среде, причем, как правило, деформированных в негативную сторону.

Как известно, социально-психологическая теория существования различных социальных групп и общностей включает в себя три основных условия:

1. Внутренняя организация.

2. Свои нормы и ценности.

3. Обособленность.

Перечисленные условия характерны и для неформальных групп подростков правонарушителей, однако, значительно отличаются от условий групп социально полезной ориентации. Это отличие выражается, прежде всего, в идеологическом содержании норм и ценностей, присущих такой группе.

Бесспорно, состояние условий, характеризующих общности, находится примерно на одном уровне развития. Отклонения в развитии этих условий в группе вполне могут быть, правда, они весьма несущественны. Однако, в группах правонарушителей молодежного возраста, эти отклонения наиболее значительны. Это обусловлено тем, что в таких группах в силу их обособленности от иных объединений чрезмерно искажаются нормы и ценности. И в этом нет ничего сенсационного, ибо именно за счет искаженных и дефор-

мированных норм и ценностей, восполняющих недостатки структуры и обособления, осуществляется самореализация и саморазвитие групп подростков делинквентов. Более того, именно такие видоизмененные нормы и ценности играют решающую роль в формировании и культивировании различных особенностей в сообществах правонарушителей из числа молодежи, а также выступают основным элементом социально-психологического климата в их среде.

Социальная среда групп подростков делинквентов имеет негативный характер, ибо обусловлена, прежде всего, неформальными отношениями. Эти отношения определяются совместным пребыванием несовершеннолетних лиц в коллективе с антиобщественным убеждением, взглядами и поведением. В этой связи, важной особенностью групп правонарушителей молодежного возраста является отрицательная общественная направленность их деятельности и общения. Идеологическое содержание такой отрицательной направленности наиболее ярко выражается в асоциальной субкультуре этих лиц.

Понятие асоциальной субкультуры как социально-психологического феномена весьма емкое. Она проявляется как в жизни несовершеннолетних делинквентов, так и в других социальных группах. Причем, негативным влиянием такой субкультуры охватываются не только подростки, но и взрослые люди.

Наиболее значимыми признаками асоциальной субкультуры являются:

- формирование и навязывание всем членам группы своей идеологии, системы ценностей, аккумулирующей и трансформирующей традиции и обычаи преступного мира;

- обязательность выполнения всеми членами сообщества норм и требований, присущих такой субкультуре;

- скрытый, тайный характер;

- распространители, большую часть которых составляют

Анфиногенов В. А.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУПП ПОДРОСТКОВ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

подростки делинквенты;

- недоверие, негативное отношение к органам власти и к обществу в целом, и, как следствие, отрицание установленных законов;

- наличие определенной атрибутики.

Проявление асоциальной субкультуры в большинстве случаев наблюдается в неформальном групповом общении лиц молодежного возраста, ведь, как известно, несовершеннолетним свойственно объединение в группы, ибо только в общности себе подобных они могут самоутверждаться, самореализовываться, бороться за лидерство в группе, доминировать и т.д., причем, зачастую, совершая при этом правонарушения и преступления.

Связанные круговой порукой, чувством ложной дружбы, увлеченные преступной романтикой и различными атрибутами такой субкультуры, группы подростков делинквентов стараются сохранить в тайне нормы и ценности от лиц, не входящих в их сообщество. Эти молодежные группы отрицательно влияют на процесс нравственного становления подростка, деформируют его личность.

В общностях несовершеннолетних асоциальная субкультура обнаруживается по различным внешним проявлениям: прозвищам, татуировкам, использованию уголовного жаргона, одежде и др. Бесспорно, все эти проявления крайне важно уметь анализировать с позиций психологии, ибо такая субкультура затрагивает весьма значимые интересы подростков, а, следовательно. Решающим образом влияет на развитие их личности и поведение.

В современных условиях изучение асоциальной субкультуры, ее негативных проявлений и влияния на поведение лиц молодежного возраста представляется весьма актуальным. Бесспорно, это обусловлено как наличием самой субкультуры в сообществе подростков, так и существованием негативных процессов во взаимоотношениях между ними под влиянием такой субкультуры, углублением в их среде противоречий. Более того, актуальность изучения данного феномена объясняется отсутствием концепции предупреждения наиболее негативных форм проявления такой субкультуры в сообществе подростков в виде: лексикона, татуировок, половых извращений, различных издевательств над личностью несовершеннолетнего.

Идеология этой субкультуры выступает основным криминализирующим фактором в деятельности неформальных групп молодежи с отклоняющимся поведением, ибо в связи с отсутствием влияния официальной системы воздействия на личность подростка он вынужденно усваивает нормы и ценности «иной жизни». Причем, такое усвоение происходит достаточно быстро, поскольку несовершеннолетние стремительно увлекаются различными атрибутами, имеющими ярко выраженную эмоциональную окраску. Более того, в дальнейшем это приводит к формированию у них устойчивой установки на продолжение преступной романтики, оправдание такого образа жизни.

В процессе изучения асоциальной субкультуры и ее негативных проявлений в группах подростков делинквентов необходимо выделить общение в их среде. Бесспорно, общение асоциальных личностей процесс сложный, ведь в таком процессе они как физически, так и духовно создают друг друга. В таком аспекте общение выступает как «обмен» способами деятельности и поведения правонарушителей [1, с. 203]. Подтверждение данной мысли мы находим у Л.П. Буевой, которая пи-

шет: «В общении осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимовлияние и взаимодействие индивидов, выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение манер, привычек, стиля, поведения, создается сплоченность и солидарность, характеризующая групповую и коллективную деятельность. Общение играет немалую роль в передаче образа жизни» [2, с. 111].

Необходимо отметить, что неформальное групповое общение молодых преступников зачастую проходит в негативной микросреде. Ведь именно в неформальной сфере, имеющей свои специфические закономерности, и проявляются особенности асоциальной субкультуры. Нередко, в процессе такого общения принимают участие взрослые ранее судимые, отбывавшие наказание в местах лишения свободы, употребляющие алкоголь и наркотики, которые, как правило, формулируют и навязывают подросткам правонарушителям способы самоутверждения в жизни, включая нередко нормы, традиции и обычаи пенитенциарной субкультуры. Не случайно, все то, что усвоено подростком в процессе такого общения, например, жаргонные выражения, знание некоторых норм поведения и взаимоотношения в преступной среде, оценивается не только им, но и ближайшим социальным окружением. Поэтому для него усвоенные привычки, знания, преступный опыт приобретают определенный личностный смысл: они дают ему возможность ориентироваться и быть «своим» в сообществе себе подобных.

Таким образом, среда общения несовершеннолетних делинквентов не только способствует формированию антиобщественных свойств личности, но и является своеобразным барьером на пути приобщения личности к ценностям культуры. Именно в таких условиях формируется прочная основа невосприимчивости российской молодежи к социализирующему воздействию духовных ценностей, которыми располагает общество.

Вместе с тем, по нашему мнению, асоциальная субкультура развиваясь в сознании подростков правонарушителей, находится всегда в противоречии с общечеловеческой культурой и, в конечном итоге, подпиты-вается различными криминогенными мотивациями многих несовершеннолетних.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,62%.

Список литературы:

1. Башкатов И.П.. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., Изд-во «Информпечать», 2000. - 336 с.

2. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., Мысль, 1978. - 216 с.

3. Сундиев И.Ю. Неформальные молодежные объединения. Опыт экспозиции // Социологические исследова-ния.1987. № 5.

4. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. - Минск, 1969.

5. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М.: МПСИ - Воронеж, 2002. - С. 92.

6. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984. - С. 93.

7. Кузьменков В.А. Ритуалы как факторы возникновения ценностей. // Социально-политические науки. Вып. 1 -2018. - С. 152-157.

8. Логвинова И.В. Проблемы реализации международных обязательств Российской Федерации в контексте гос-

Социально-политические науки

4 '2018

ударственной управленческой деятельности. // Социально-политические науки. Вып. 2 - 2018. - С. 204-209.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Идеологические особенности функционирования групп подростков правонарушителей» В.А. Анфиногено-ва, кандидата юридических наук, старшего научного сотрудника НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России Тема рецензируемой статьи «Идеологические особенности функционирования групп подростков правонарушителей» является актуальной в решении важной государственной задачи - выработки мер, направленных на борьбу с преступностью несовершеннолетних.

В рецензируемой статье представлено авторское видение проблем, возникающих в молодежных объединениях под воздействием асоциальной субкультуры, бытующей в среде

подростков.

Статья в данном виде имеет практическую значимость и юридическую обоснованность. Текст рукописи изложен доступным для восприятия стилем. Оформление материала соответствует требованиям, предъявляемым к таким работам.

Оригинальность текста, по результатам проверки в системе «Антиплагиат» составляет 84,62 %.

Вывод: статья В.А. Анфиногенова «Идеологические особенности функционирования групп подростков правонарушителей» может быть опубликована в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки России.

Ведущий научный сотрудник НИЦ-1

ФКУ НИИ ФСИН России

доктор экономических наук, профессор

М.Н. Козин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.