Научная статья на тему 'Идеологические основы воспитания молодежи в СССР и Германии (1930-е 1945 гг. )'

Идеологические основы воспитания молодежи в СССР и Германии (1930-е 1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1582
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / IDEOLOGY / IDEOLOGICAL YOUTH TRAINING / EDUCATION / TRAINING / CULTURAL REVOLUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хлямин Леонид Васильевич

Определены причины сравнения и отождествления идеологических основ воспитания и образования в СССР и Германии, дано определение идеологической подготовки молодежи, рассмотрены ее общие и различные черты у молодежи в СССР и Германии периода 1930-х 1945 гг. В историко-педагогическом анализе автор опирается на труды идеологов СССР и Германии (Бубнов А.С., Калинин М.И., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сталин И.В, Боймлер А., Гитлер А., Лойтлофф Ф., Крик Э., Шемм Г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеологические основы воспитания молодежи в СССР и Германии (1930-е 1945 гг. )»

Л.В. хляМИН

ностей в системе профессионального общественного призрения;

8) демократическая атмосфера в начале XX в. в стране с элементами парламентаризма, многопартийности, относительной свободы печати и слова, способствующая возникновению новых вузов социальнопедагогической направленности.

литература

1. Адеркас O.K. Международные конгрессы по общественному и частному призрению в Копенгагене и по семейному воспитанию в Брюсселе. Спб. : Тип. В.Ф. Киршбаума, 1911.

2. Винокуров А. Социальное обеспечение трудящихся: Исторический очерк. М., 1919.

3. Гогель С.К. Современное положение общественного призрения в России // Труды съезда по общественному призрению МВД. 11 - 16 мая 1914 г. СПб., 1914. Т.1.

4. Горелов Ю.П. Сибирские дети-сироты (любое изд.).

5. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX веков. М., 1991.

6. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры : в 3 т. М., 1994. Т.2.

7. Михайлова М.В. Общественные, педагогические и просветительские организации дореволюционной России (сер. XIX - нач. XX в.) / РАО. М., 1993.

8. Никифоров А.С. Бехтерев. М., 1986.

9. Отчет о деятельности Лиги образования за 1907 - 1908 гг. Спб., 1908.

10. Тевлина В.В. Исторический опыт подготовки специалистов в области социальной работы в России. Вторая половина XIX - XX вв. : дис. ... д-ра ист. наук. Архангельск, 2004.

Formation and development historical preconditions for professional education of social care educationalists in Russia second half XIX - beginning of XX centuries.

There is researched the period of development of social care educationalists training. There are given the main historical preconditions for their appearance and formation (political, religious, social etc). The given points are confirmed by historical research reference (O.K.Aderkas, S.K.Gogel, V.V.Tevlina etc) where there is regarded the subject of development of social care educationalists training.

Key words: the abolition of serfdom, reforms, private charity, specialty literature, Orthodox Church, military conflict, appearance of private higher schools.

(Волгоград)

идеологические основы воспитания молодежи в ссср и германии

(1930-е - 1945 гг.)

Определены причины сравнения и отождествления идеологических основ воспитания и образования в СССР и Германии, дано определение идеологической подготовки молодежи, рассмотрены ее общие и различные черты у молодежи в СССР и Германии периода 1930-х- 1945 гг. В историко-педагогическом анализе автор опирается на труды идеологов СССР и Германии (Бубнов А.С., Калинин М.И., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сталин И.В, Боймлер А., Гитлер А., Лойтлофф Ф., Крик Э., Шемм Г.).

Ключевые слова: идеология, идеологическая подготовка молодежи, образование, воспитание, культурная революция.

В настоящее время в различных социальных сферах российского общества и за его пределами, в политике, истории, педагогике наблюдаются неправомерные попытки сравнения и отождествления идеологических основ воспитания и образования в СССР и Германии в 1930-х - 1945 гг. Это обусловлено, на наш взгляд, тремя факторами:

• переосмыслением мировой истории в контексте всей мировой цивилизации исторических процессов, повлекших за собой ломку культурно-исторической парадигмы;

• пропагандой так называемого «ревизионизма» - героизации коллаборационистов и оправдания тем самым режима, сложившегося в Германии в 1930-х - 1945 гг., и, как следствие этого, - искаженные трактовки исторических событий, «неудобных» для истории тех государств, которые испо-кон веков посягают на независимость и ресурсы России;

• попыткой осуществления полной глобализации всех сфер человеческой жизнедеятельности.

В этой связи чрезвычайно актуальным является определение сущностных характеристик тех идеологических основ, кото-

© Хлямин Л.В., 2010

рые служили базой воспитания в СССР и национал-социалистической Г ермании. Именно в сфере воспитания и образования наиболее ярко прослеживаются как общие черты, так и различия (некоторые из которых носят принципиальный характер) идеологии двух стран.

Анализ исследований (А. Дестют де Трасси, Ф. Энгельс, К. Мангейм, Р. Барт, В.В. Глущенко) дает основание для понимания идеологии как системы экономических, политических и социальных четко сформулированных взглядов, положений и идей. Ведущие, системообразующие идеи при этом выступали в качестве идеологических основ воспитания и образования в СССР и Германии в рассматриваемый период.

Выбор для изучения указанного периода обусловлен общепринятой в исторической науке периодизацией (как и любая другая, она носит условный характер) и периодизацией, предложенной А. Хиль-грубером [5, с. 149 - 159]. В нашем исследовании за начало периода мы принимаем 1930-е гг., т.к. в Германии в это время к власти пришли «правые» политические силы, которые в ходе множества реформ взяли курс на разработку идеологии образования и воспитания. То же самое касается и СССР, где с 1930-х гг. реформируется система образования, которая приращивается новыми идеологическими основами воспитания молодежи.

В основу идеологического воспитания молодежи Германии были положены идеи национал-социализма. к теоретическим предпосылкам, выявленным в результате применения метода сравнительного анализа, общим для национал-социалистической педагогики в Германии и коммунистической педагогики в СССР, относятся следующие:

1. Германия и СССР находились в состоянии экономического кризиса. В СССР кризис начался в 1920-х гг., в Германии -в эпоху Великой депрессии 1929 - 1933 гг. Был предпринят ряд антикризисных мер, которые коснулись, в частности, и образовательной политики. С приходом новых политических сил (в Германии - национал-социалистов, в СССР - большевиков) был взят курс на реформирование системы образования и воспитания.

2. духовный кризис общества коснулся всех слоев населения. В Германии он был

вызван поражением в Первой мировой войне, разочарованием и безысходностью, в СССР - большими потерями в Первой мировой войне, двумя революциями и Гражданской войной.

3. Немаловажную роль сыграла социальная незащищенность населения. Безработица, пьянство, увеличение числа деклассированных элементов, большое количество бездомных и беспризорных, оставшихся сиротами детей после войн и революций стали причиной реформ.

4. Поисками нового пути развития были озабочены как в Германии, так и в СССР. Смена политических режимов привела к установлению государственных идеологий: националистической - в Германии и коммунистической - в СССР.

5. как следствие, в Германии и СССР была проведена унификация в области образования. Была создана единая система образования, находившаяся в подчинении единственной партии.

6. В Германии и СССР были устранены социальные, конфессиональные и иные различия между гражданами в целом и учащимися в частности. Единственным критерием для дифференциации в СССР была классовая принадлежность (рабочие и крестьяне), а в Германии - принадлежность к нации.

7. Большую роль сыграли политические амбиции лидеров государств: А. - Гитлера и И.В. Сталина. Следствием политических амбиций стал популизм вождей государств. В основе популизма лежало стремление завоевать доверие и поддержку масс, понравиться народу. При этом реальные цели, такие как борьба за власть, обогащение, борьба с противниками существующего порядка зачастую прикрывались привлекательными социальными идеями.

Таким образом, можно сделать вывод, что централизация всех социальнополитических сил привела к господству одной главенствующей системы воспитания - идеологической. Также необходимо выделить особенные черты предпосылок и идеологических основ воспитания для Германии и СССР.

В Германии военная политика государства стала приоритетной, что выразилось в наращивании военной мощи и курсе на вооружение. Исследователь Л. Черная в своей работе «коричневые диктаторы» отмечает, что на протяжении шести лет, начиная с

1933 г., национал-социалистическая Германия последовательно готовилась к войне. Ее историю нельзя разделить на «мирный» и «военный» периоды [6, с. 81]. Внешняя политика Германии носила захватнический характер. Был провозглашен лозунг о борьбе за расу и нацию, которая основывалась на националистической идеологии. В «Хрестоматии для немецкой молодежи» отмечалось, что такие моральные ценности, как народ, кровь, Отечество, мужество, самоконтроль, воля, стойкость должны стать основой представлений немецкой молодежи о своей исключительной избранности [2, с. 73 - 74]. Борьба за расу и нацию предполагала воспитание солдата-завоевателя новых земель для расширения «жизненного пространства». Немецкие педагоги и воспитатели сравнивались с солдатами, обязанными воспитать новых солдат. Поэтому немецкий идеолог А. Розенберг подчеркивал, что учителя имеют революционную миссию в качестве «политических солдат». он отмечал, что от учителей во многом зависит формирование молодого поколения национал-социалистов - через занятия по истории, немецкому языку, изучение природы и ее законов. они должны испытывать гордость за свою профессию [3, с. 7]. Был введен образ врага, который включал евреев, коммунистов, мировое сообщество, которое противостоит националистической идеологии.

В СССР основой идеологии стало укрепление государства в промышленной и сельскохозяйственной сферах - восстановление после революции и Гражданской войны. д. Верхотуров в своей работе «Сталин. Экономическая революция» отмечал, что политическая борьба в руководстве была теснейшим образом связана с политикой в области экономики. Успех всей внутренней политики в целом, во всех ее направлениях зависел от того, насколько удачной окажется хозяйственная политика и насколько ощутимыми и очевидными будут хозяйственные успехи, поскольку это напрямую влияло на экономическое, политическое и социальное положение государства [1, с. 185]. Был провозглашен лозунг о классовой борьбе, в основе которой лежали интернационализм и помощь другим народам в борьбе против эксплуататорского класса. Как следствие, воспитание рабочего человека, хозяйственника, защитника Родины (борца) от классового врага,

который может быть как внешним, так и внутренним. Образ врага включал капиталистический Запад, мировой империализм и фашизм.

Несмотря на то, что в современной историографии наличествует мнение о схожем характере идеологических основ воспитания в Германии и СССР изучаемого периода, нельзя обобщать результаты воспитательного воздействия идеологий сравниваемых политических режимов. Что касается нашей Родины, то «продукт», полученный в ходе большевистского «воспитательного эксперимента», как отмечает профессор С.Г. Новиков, занял достойное место в российской истории. Молодежь тех лет вписана в историю как поколение победителей. Эти люди, проявив недюжинную волю, стойкость и мужество, в конечном итоге сокрушили нацизм и создали страну, вышедшую по многим показателям на первые позиции в мире [4, с. 4]. Более того, советский народ-победитель, воспитанный под влиянием коммунистической пропаганды, занял достойное место в мировой истории.

В заключение мы хотим отметить, что идеологические основы воспитания молодежи в 30 - 40-е гг. ХХ в. в СССР и Германии имели разный характер в силу своих внешне- и внутриполитических факторов. Германия, стремясь реабилитироваться на мировой арене после Первой мировой войны и ряда политических, социальных и экономических кризисов, выбрала путь радикальных преобразований страны. Эти преобразования проводились прежде всего в идеологической сфере - с целью изменения и подчинения нового поколения агрессорским задачам государства и национал-социалистической партии. Вследствие этих процессов в образовании и воспитании немецкой молодежи наметились жесткая идеологизация, ориентированная на культивирование узконациональных, антигуманных интересов и тотальный контроль во всех сферах общества.

В СССР сложившийся новый социально-политический пласт (рабочие и крестьяне) был включен в восстановление и реформирование государственной системы и всех сфер, включая важнейшую для государств ХХ в. - идеологическую. Идеологические основы воспитания и образования граждан начали играть главную роль

во внешнеполитических и внутриполитических отношениях государств, сформировавшихся в ХХ в., а также выступали ведущей целью воспитания и образования молодежи. В результате целью реформирования образовательной сферы в СССР стало воспитание нового поколения тружеников, патриотов и защитников Родины, что кардинально отличалось от целей идеологического воспитания и образования молодежи в Германии.

Литература

1. Верхотуров Д. Сталин. Экономическая революция. М., 2006. С. 185.

2. Германский национал-социализм. М., 1994. С. 73 - 74.

3. Новая миссия воспитателя. Мюнхен, 1938. С. 7.

4. Новиков С.Г. Воспитание рабочей молодежи в условиях форсированной модернизации России (1917-й - 1930-е). Волгоград, 2005. С. 4.

5. Хильгрубер А. Итоги Второй мировой войны //Вторая мировая война. Дискуссии.

Основные тенденции. Результаты исследований. М., 1997. С. 149 - 159.

6. Черная Л. Коричневые диктаторы. Ростов н/Д., 1999. С. 81.

Ideological youth training in the USSR and Germany: theory and realization practice

There are defined the reasons of ideological base comparison and identification in training and education in the USSR and Germany, given the definition of ideological youth training, regarded its common and different traits at the USSR and German youth in the period of 1930- 1945. In the historical and pedagogical analysis the author relies on the papers of the USSR and German ideologists (A.S.Bubnov, M.I.Kalinin, N..Krupskaya, A.C.Makarenko, I.V.Stalin, A.Baumler, A.Hitler, F.Loytloff, E.Krik, G.Schemm).

Key words: ideology, ideological youth training, education, training, cultural revolution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.