УДК 94(55) 11963/19791 +929Реза-шах Пехлеви
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «БЕЛОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В РАБОТАХ МОХАММЕДА РЕЗА-ШАХА ПЕХЛЕВИ
Э.Б. Боев
МРОО «Общество молодых иранистов» e-mail: sogdak@yandex.ru
В настоящей статье рассматриваются идеологические взгляды последнего иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви на цели и задачи «революции шаха и народа» в Иране, осуществлявшейся шахиншахским правительством в 1963-1979 годах. Особое внимание уделено анализу используемого шахом при реализации «белой революции» понятийного аппарата и определению роли и места проводившихся правительством реформ в общем контексте политического курса династии Пехлеви.
Ключевые слова: «белая революция»; монархический Иран; Мохаммед Реза-шах Пехлеви.
IDEOLOGICAL BASIS OF «THE WHITE REVOLUTION» IN THE WORKS OF MOHAMMED REZA SHAH PAHLAVI
E.B. Boev
(Nizhny Novgorod, Russia) e-mail: sogdak@yandex.ru
This article examines the ideological views of the latest Iranian Shah Mohammed Reza Pahlavi on the goals and objectives of the " Revolution of the Shah and the People" in Iran, carried out by the Shahanshah government in 1963-1979. Particular attention is paid to the analysis of the conceptual apparatus used by the Shah in implementing the "White revolution" and determining the role and place of the reforms carried out by the government in the general context of the political course of the Pahlavi dynasty.
Key words: "White revolution"; monarchical Iran; Mohammed Reza Shah Pahlavi.
Одной из составных частей идеологии государственного национализма в Иране в 1960-1970-х годах являлась идеологическая концепция «Белой революции шаха и народа», осуществлявшейся в стране вплоть до падения монархии в ходе Исламской революции. Следует отметить, что возникновению идеи «белой революции» предшествовала глубокая идеологическая и культурная полемика в интеллектуальном сообществе
Ирана по вопросу различных путей развития страны. Так же, как в 1920-1930-х годах, в 1960-1970-х годах в Иране происходила острая идейная борьба между сторонниками западного пути развития («западниками») и сторонниками антизападной концепции, выступавшими за опору на национальные традиции в качестве единственного допустимого варианта реформирования иранского общества1. Главным дискуссионным пунктом этой полемики стало отношение к «вестернизации». При этом светская интеллигенция, отличавшаяся своей прозападной позицией, вступила в резкую полемику со сторонниками сохранения религиозных традиций.
В 1960-е годы возникло немало различного рода теорий антизападной направленности, отстаивавших идеи «культурного наследия» и «особого исторического развития» страны. Среди них значительной популярностью пользовались антизападнические идеи Джелала Ал-е Ахмада, который утверждал, что только возрождение политической роли раннего шиизма может привести к обеспечению подлинного развития Ирана. Ал-е Ахмад обосновывал необходимость совершения военного переворота, целью которого являлось наделение шиитского духовенства функциями контроля над народом. Книга Ал-е Ахмада «Западничество» (перс. «Гарбзадеги»), выпущенная им в 1962 году, была отнесена шахскими спецслужбами к категории особо опасных для существующего режима.
Однако Ал-е Ахмад был далеко не единственным, кто связывал будущее Ирана с исламскими нормами. Среди светских исламистов следует отметить работы Мехди Базаргана. В начале 1960-х годов он публикует книгу «Граница между религией и политикой», посвященную интерпретации ислама как религиозной идеологии, которая не должна была иметь откровенно политического характера. Базарган не отрицал развитие капиталистической экономики, но при этом настаивал на необходимости ее избавления от различных пороков, присущих западному обществу. В качестве инструмента оздоровления экономики и государственной жизни Базарган называл возврат к равенству и справедливости истинного ислама - к так называемому «тоухид-
1 Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905-1911 и 1978-1979 гг. М.: Институт востоковедения РАН, 1998. С. 167.
ному исламу». Причем движущей силой перехода общества к исламским ценностям, по мнению Базаргана, должна была стать прогрессивная интеллигенция, способная правильно интерпретировать коранические требования. Возврат к исламской идеологии Базарган понимал как возврат к истинной национальной культуре и истинной национальной самобытности иранцев2.
Другой светский исламист, Али Шариати, был религиозным идеологом леворадикального типа, разделявшего ценности бесклассового общества и социальной справедливости3.
В условиях роста идеологической активности в обществе, в том числе популярности традиционных исламистских концепций развития Ирана, Мохаммед Реза-шах Пехлеви сознавал важность разработки философских основ проводимого им и его государственным аппаратом экономического и политического курса. При этом оптимальным вариантом представлялось применение против идеологических противников режима их же оружия, прежде всего, в форме использования сходного понятийного аппарата и эффективной пропагандистской кампании. Противники шаха и его курса должны были предстать в глазах общества, с одной страны, врагами прогресса Ирана, с другой страны -противниками национальных иранских традиций. Планы шаха были реализованы в форме концепции «белой революции шаха и народа», сформулированной в начале 1960-х годов. «Белая революция» шаха Мохаммеда Реза Пехлеви укрепляла «западников», но в тоже время шла вразрез с позициями антишахской либеральной оппозиции. Вместе с тем, она выступала против идей исламистов, но в целом не расходилась с позициями собственного пути развития Ирана в его националистической интерпретации.
Позиция шаха при формировании концепции «белой революции» заключалась в том, что он считал возможным приспособление достижений Запада в технологической сфере, в экономике и политической системе общества к традиционной культуре иранской цивилизации и выступал, таким образом, за синтез традиций Запада и Востока в форме построения «Великой циви-
2 Дорошенко Е.А. Указ соч.С. 168.
3 Там же. С. 169.
лизации»4. Шах следующим образом объясняет смысл понятия «Великой цивилизации», ставшего основополагающим в ходе всей последующей реализации идей «белой революции»:
«Что такое Великая цивилизация? Это использование лучших достижений человеческого знания с целью обеспечения самой лучшей степени материальной и духовной жизни всего общества. Цивилизация, в которой совмещены новые достижения науки, промышленности и технологии с высокими духовными ценностями и с развитыми принципами общественной справедливости. Цивилизация, основанная на честности и человечности, в рамках которых каждый человек, пользуясь полным материальным благосостоянием, имеет максимальное социальное обеспечение и обширное духовное и нравственное богатство. Очевидно, что каждый народ мира имеет право добиваться достижения такой цели, и мы искренне желаем, чтобы такие усилия во всем мире были успешными, так как данные усилия осуществляются в интересах самой честной миссии человеческого сообщества. Что же касается нас, то мы более всего имеем в виду обеспечение благосостояния иранского общества. Если наша Великая цивилизация будет интересной и привлекательной, то, безусловно, она выйдет за пределы наших границ, и в этом случае другие народы должны будут обсуждать ее»5.
Таким образом, Мохаммед Реза-шах Пехлеви претендует на глобальную, универсальную роль разработанной им теории. Далее следует более развернутое объяснение концепции реализации идеи «Великой цивилизации»:
«Для достижения Великой цивилизации мы должны в соответствии с традиционным иранским мировоззрением совместить лучшие достижения своей национальной культуры и цивилизации с лучшими достижениями мировой культуры и цивилизации, и в этой связи нам следует воздерживаться от всяких пристрастий и недальновидностей. Ни одна из наций, на любом
4 Сотниченко А.А. Великие реформаторы: Мохаммед Реза Пехлеви // Казак на персидском троне. / / [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.idelo.ru/508/23.html (дата обращения: 5.05.2014).
5 ^jji .^Jfci Мохаммед Реза Пехлеви. К великой цивилизации («Тамадон-е бозорг»). Тегеран: Издательство Центра по исследованию политической культуры периода Пехлеви, 1977(1356). С. 248.
этапе ее развития, не может считать себя независимой от материальных и духовных достижений других наций, поскольку человеческая цивилизация в целом основана на постоянном обмене идеями и достижениями. Если в прошлом некоторые цивилизации хотели оградить себя стенами, и это всегда терпело поражение, в Иране подобное никогда не осуществлялось. Наоборот, особая способность к сочетанию различных культур и цивилизаций и к объединению их самых лучших достижений с целью создания более полного и более глобального сочетания, всегда являлась динамичным и сильным фактором иранской цивилизации, и это то, что служит основой для представлений о Великой цивилизации завтрашнего Ирана»6.
Утверждения шаха позволяют говорить не только о намерении экспортировать в Иран технологические достижения других цивилизаций, в первую очередь, западной, но и заимствовать иностранные достижения в культурной сфере:
«В ходе эволюции данной цивилизации, опираясь на национальные материальные и духовные ценности, мы должны воспользоваться самыми высокими достижениями науки и техники других народов, и, тем не менее, использовать их цивили-зационные и культурные достижения в том виде, который считаем для себя подходящим. Мы, как умный и развитый народ, должны поделиться с другими народами успехами своей цивилизации, не отказываясь от использования их цивилизационных достижений. Нам необходимо использовать развитые технологии и науку промышленно развитых стран мира (и заодно нам нужно стремиться догнать их в своем развитии). Но в тоже время нам необходимо воздерживаться от проникновения неподходящих элементов других цивилизаций в наше общество и распространения в нем нравственных, общественных и политических проблем. Мы должны быть чрезмерными националистами, но в положительном значении, а не в негативном, враждебном и пристрастном понимании»7.
6 .^Л^ а*»-*. Мохаммед Реза Пехлеви. К великой цивилиза-
ции...С. 248-249.
7Там же. С. 249.
Приведенные рассуждения шаха говорят об избирательном подходе к восприятию иностранного опыта, в первую очередь, в политической сфере. Становится понятно, что определенные ценности западной цивилизации, такие, например, как политические права и свободы, не подходили для шахиншахской власти. При этом шах настаивает на исключительно иранской сущности концепции построения «Великой цивилизации»:
«Великая цивилизация Ирана происходит из глубины иранской истории и цивилизации, из всех ценностей, усилий, мыслей, талантов, торжественных материальных и духовных побед иранского народа за тысячелетнюю историю. Безусловно, корни данной цивилизации следует искать в торжественной основе истории Ирана и её вечных критериях... Наша Великая цивилизация не является внезапным и молодым явлением, а основывается на устойчивой преемственности этих принципов и критериев, на которых была основана духовная идентичность иранского общества, от самого начала иранской истории до сегодняшнего дня»8.
Что же касалось будущей политической системы Ирана периода «Великой цивилизации», то здесь позиция шаха была однозначной: «Политический строй Ирана времени Великой цивилизации при поддержке и общем обеспечении шахиншахского строя будет основан на трех принципах: национальная независимая политика, защита безопасности и суверенитета страны и мирная политика на международном уровне»9.
Таким образом, следует полагать, что концепция «Великой цивилизации», ставшая основой для реализации курса «белой революции», по своей сути, служила укреплению института шахиншахской власти в новых социально-политических, экономических и международных условиях, в которых оказался Иран к началу 1960-х годов, и представляла собой синтез «западнических» идей и идей шовинистического характера об исключительности и превосходстве иранской цивилизации. При этом условно «запад-
8 .^Л^ а*»-* Мохаммед Реза Пехлеви. К великой цивилизации.. С. 250.
9 Там же. С. 251.
нические» идеи были призваны завуалировать стремление династии упрочить собственное положение в стране.
Само название инициированной шахом программы реформ говорило о стремлении шахиншахского правительства нанести идеологический удар по радикальной оппозиции, стоявшей на революционных позициях - от марксистов до исламистов. Использование термина «революция» позволяло лишить лагерь оппозиции возможности монопольного права на использовании данного термина в своей политической программе. Кроме того, критика проводившихся шахом реформ в ходе «белой революции шаха и народа» со стороны оппозиции давала возможность шахским пропагандистам применять к своим противникам ярлык «контрреволюционеров», представлявшихся обществу в качестве врагов не только шахской власти, но и всего иранского народа.
С подачи шаха в пропагандистский багаж шахиншахского строя проникает такой термин, как «реакция», которым ранее пользовались исключительно представители оппозиционных кругов. Данный термин применяется для обозначения любой критики в адрес проводимых правительством «революционных реформ». Понятие «красная реакция» использовалась для определения левой оппозиции, «черная реакция» - для обозначения оппозиционного духовенства. Иногда для усиления пропагандистского эффекта применялся термин «красно-черная реакция» с целью формирования в обществе представления о существовании «заговора» против шахской революции со стороны единого фронта «врагов Ирана» как внутри страны, так и за ее пределами10. При этом сам список внутренних и внешних врагов революции не расшифровывался, что позволяло достаточно гибко использовать пропагандистские шаблоны в зависимости от контекста ситуации.
Практическое воплощение идей «белой революции шаха и народа» началось в период подготовки к общенародному «референдуму 6 бахмана», инициированному шахиншахским правительством 26 января 1963 года. В январе 1963 года на обще-
10 Школьников Б.А. Иран в конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ в.: Социально-экономические и политические предпосылки «белой революции». М.: Наука, 1985. С. 61.
народный референдум были вынесены первые «шесть пунктов белой революции», к которым в дальнейшем добавлялись остальные. Ниже приводится полный список пунктов «белой революции» (в порядке реализации):
1) о проведении земельной реформы на основе закона, ограничивающего имения помещиков в стране землями одной деревни;
2) о национализации земель;
3) о продаже государственных фабрик и заводов для финансирования земельной реформы;
4) об изменении закона выборов в палаты Национального совета - меджлис и сенат, в том числе о введении избирательного права для женщин;
5) об участии рабочих в прибылях предприятий;
6) о создании «Корпуса просвещения» для борьбы с неграмотностью в сельской местности;
7) о создании «Корпуса здравоохранения» для оказания медицинской помощи сельскому населению;
8) о создании «Корпуса внедрения» новых современных методов ведения сельского хозяйства;
9) о создании «домов справедливости» - общественных судов для рассмотрения и решения мелких тяжб и споров;
10) о национализации водных источников;
11) о принятии программы реконструкции города и деревни с целью повышения уровня жизни населения;
12) о расширении собственности рабочих в промышленности;
13) о борьбе со спекуляцией и коррупцией;
14) о бесплатном обучении в средних и высших школах;
15) о бесплатном питании детей до двухлетнего возраста;
16) о всеобщем социальном страховании, включая сельское население страны11.
Первые шесть пунктов получили одобрение в ходе референдума 1963 года, после чего в ходе второго этапа «белой революции» к ним были добавлены следующие шесть. На третьем этапе
11 Halliday F. Iran: Dictatorship and Development. Harmondsworth: Penguin, 1979. Р. 36.
«белой революции» в программу реформ до конца 1975 года были добавлены пять последних пунктов12.
Как отмечал шах, «если все наши усилия будут предприниматься на таком же уровне, как сегодня, и не случится никакого непредусмотренного происшествия, выходящего за пределы наших возможностей, то в этом случае мы в течение ближайших 12 лет создадим надёжную инфраструктуру в промышленной, сельскохозяйственной, технологической и строительной сферах и достигнем современного уровня развития Западной Европы. Численность населения нашей страны достигнет 45-50 миллионов человек, т.е. будет равной численности населения современной крупной европейской страны, и мы окажемся в начале периода Великой цивилизации. Затем, в следующие 12-13 лет, мы, используя все свои ресурсы, будем контролировать основные направления благоустройства и развития страны, создадим новые возможности для формирования нашей экономической, промышленной и человеческой мощи, и, двигаясь по этому пути, будем находиться в ряду самых развитых стран мира. Тогда наше население, в соответствии со статистическими расчетами, составит примерно 65 миллионов человек, т.е. больше, чем в современных Франции, Англии, Германии и Италии.»13.
В условиях приближавшейся Исламской революции Мохаммед Реза-шах Пехлеви был уверен в верности избранного им курса развития страны. Он утверждал: «Революция, которая началась 15 лет назад в нашей стране, была решающей и успешной потому, что она имеет устойчивую основу, состоящую из вечных ценностей. Моя роль в качестве конструктора и командующего революцией в её развитии стала успешной только потому, что она согласуется с неизменными принципами, лежащими в основе данных ценностей. Исполнение этой роли шахом Ирана является результатом разумного желания народа. Пока так
12 Демин Л. И. Общественные преобразования и основные тенденции социально-экономического и внутриполитического развития Ирана //Иран. Очерки новейшей истории. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1976. С. 339.
13 Pahlavi, Mohammed Reza Shah. The White Revolution of Iran. Tehran: Imperial Pahlavi Library; First Edition, 1967. Р. 153.
происходит (и так оно и будет), согласие шаха с народом будет гарантией развития революции»14.
Особое место в реализации программы «белой революции шаха и народа» отводилось шахиншахскому строю, который в работах Мохаммеда Реза-шаха Пехлеви выступал в качестве основы иранской цивилизации как таковой. В качестве исходной предпосылки незыблемости шахской власти фигурировал тот факт, что монархия была единственной формой правления в Иране на протяжении всей его истории. По мнению Мохаммеда Реза Пехлеви, шахиншахский строй Ирана с первого дня своего существования был связан с иранской национальной идеен-тичностью, и «его непрерывность и укрепление .являются чудом истории»15. Необходимо ответить, что в качестве идеологического обоснования природы шахской власти шах использует обращение к доисламскому наследию Ирана. Мохаммед Реза Пехлеви использует такие понятия, как «особый дух», «исключительность иранского народа» и «вечные ценности Ирана»16.
В первую очередь под «вечными ценностями» понимаются монархические традиции шахской власти, составляющие неотъемлемую часть иранского национального духа. Шах отмечает, что «.понятие «шахиншахский» имеет духовный, философский, идеальный и моральный аспекты. и относится к душе народа. В иранской культуре понятие «шахиншахский» означает географическую и политическую единицу Ирана плюс национальную идентичность и все те неизменные ценности, создавшие данную национальную идентичность. Поэтому важные преобразования и изменения будут успешны в стране только в том случае, если они будут осуществляться в рамках шахиншахского строя и, соответственно, основных принципов и законов»17. Данные взгляды шаха нашли свое выражение в таких действиях шахиншахского правительства, как организация грандиозных
14 ^jJi ¿1*2 Мохаммед Реза Пехлеви. К великой цивилизации. С. 268.
15 Там же. С. 269.
16 Pahlavi, Mohammed Reza Shah. Mission for My Country. London: Hutchinson & Co. Ltd, 1960. Р. 76.
17 ^jJi .^J&i ^j Мохаммед Реза Пехлеви. К великой цивилизации. С. 273-274.
торжеств, посвященных 2500-летию иранской монархии в 1971 году, а также кратковременное введение нового летоисчисления -«шахиншахской эры» с 1976 года.
С точки зрения Мохаммеда Реза Пехлеви, в качестве проводников, обеспечивающих реализацию идеалов шахиншахского строя, должны выступать образовательные и культурные центры, средства массовой информации страны и партия «Растахиз». Эти институты несут колоссальную ответственность, несоизмеримую с ответственностью любых других политических и государственных организаций18.
Таким образом, с точки зрения Мохаммеда Реза-шаха Пехлеви основная идеологическая цель «белой революции шаха и народа» заключалась, с одной стороны, в обосновании всесторонней модернизации иранского общества, с другой стороны - в укреплении шахиншахского строя в качестве базовой основы иранской цивилизации. Идеологическая основа «белой революции» представляла собой синтез модернизма и иранского национализма, основанного на концепциях исключительности иранской цивилизации и уникальности иранской монархии. Тем самым «белая революция шаха и народа» органично вписывалась в концепцию иранской государственно-националистической идеологии периода Пехлеви.
18 Persian Kingship in Transition. Conversations with a Monarch Whose Office Is Traditional and Whose Goal Is Modernization. N.Y: American universities field staff, Inc., 1968. P. 183.