Научная статья на тему 'Идеологические аспекты «Третьей мировой теории» М. Каддафи и революционные преобразования в Ливии на рубеже 70-80-х годов хх века'

Идеологические аспекты «Третьей мировой теории» М. Каддафи и революционные преобразования в Ливии на рубеже 70-80-х годов хх века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
395
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ТЕОРИЯ" / РЕВОЛЮЦИЯ "АЛЬ-ФАТЕХ" / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / РОССИЙСКИЕ РАДИКАЛ-РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ / "ЗЕЛЁНАЯ КНИГА" / "ПРЯМОЕ НАРОДОВЛАСТИЕ" / "THIRD WORLD THEORY" / THE REVOLUTION OF "AL-FATEH" / THE IDEOLOGICAL PLATFORM OF THE RUSSIAN RADICAL REVOLUTIONARIES / "GREEN BOOK" / DIRECT DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попенков Олег Николаевич

Раскрываются основные положения «третьей мировой теории» М. Каддафи, примененные революционным командованием в качестве новой идеологии для политического и экономического строительства в Ливии на рубеже 70-80-х гг. ХХ в. Исследуются начатые в этот период ливийские реформы и результаты, к которым они привели; какое влияние оказал этот опыт государственного строительства на дальнейшее развитие внутренней ситуации в стране; какие уроки извлекла из реформ начального периода революции «аль-Фатех» революционная власть во главе с её лидером М. Каддафи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL ASPECTS OF THE “THIRD WORLD THEORY” GADDAFI AND REVOLUTIONARY TRANSFORMATION IN LIBYA AT THE TURN OF 70-80-IES OF THE XX-TH CENTURY

The article describes the main provisions of the «third world theory” Gaddafi, revolutionary command applied as a new ideology for political and economic development in Libya at the turn of 70-80-ies of the twentieth century. The author explores the Libyan reforms started in this period, and the results to which they led; what was the impact of this experience of state building on the further development of the internal situation in the country; what are the lessons learned from the reform of the initial period of the revolution of “al-Fateh” revolutionary government headed by its leader Gaddafi.

Текст научной работы на тему «Идеологические аспекты «Третьей мировой теории» М. Каддафи и революционные преобразования в Ливии на рубеже 70-80-х годов хх века»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2016. № 4

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4

УДК 94(612) Б01 10.18522/0321-3056-2016-4-47-50

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ ТЕОРИИ» М. КАДДАФИ И РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЛИВИИ НА РУБЕЖЕ 70-80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

© 2016 г. О.Н. Попенков

IDEOLOGICAL ASPECTS OF THE "THIRD WORLD THEORY" GADDAFI AND REVOLUTIONARY TRANSFORMATION IN LIBYA AT THE TURN OF 70-80-IES OF THE XX-TH CENTURY

O.N. Popenkov

Попенков Олег Николаевич - Oleg N. Popenkov -

почетный академик Европейской академии Honorary Academician of the European Academy

естественных наук, помощник ректора, of Natural Sciences, Assistant Rector,

Воронежский государственный университет, Voronezh State University,

Университетская площадь, 1, г. Воронеж, 394018. Universitetskaya Sq., 1, Voronezh, 394018, Russia.

E-mail: fnagrada@list. ru E-mail: fnagrada@list. ru

Раскрываются основные положения «третьей мировой теории» М. Каддафи, примененные революционным командованием в качестве новой идеологии для политического и экономического строительства в Ливии на рубеже 7080-х гг. ХХ в. Исследуются начатые в этот период ливийские реформы и результаты, к которым они привели; какое влияние оказал этот опыт государственного строительства на дальнейшее развитие внутренней ситуации в стране; какие уроки извлекла из реформ начального периода революции «аль-Фатех» революционная власть во главе с её лидером М. Каддафи.

Ключевые слова: «третья мировая теория», революция «аль-Фатех», идеологическая платформа, российские радикал-революционеры, «Зелёная книга», «прямое народовластие».

The article describes the main provisions of the «third world theory" Gaddafi, revolutionary command applied as a new ideology for political and economic development in Libya at the turn of70-80-ies of the twentieth century. The author explores the Libyan reforms started in this period, and the results to which they led; what was the impact of this experience of state building on the further development of the internal situation in the country; what are the lessons learned from the reform of the initial period of the revolution of "al-Fateh " revolutionary government headed by its leader Gaddafi.

Keywords: "third world theory", the revolution of "al-Fateh", the ideological platform of the Russian radical revolutionaries, "Green book", the direct democracy.

«Третья мировая теория» пути развития ливийского общества стала идеологической платформой революции «аль-Фатех» в Ливии. Однако сформулированная наспех, в условиях надвигающихся социальных потрясений, требовала уточнения и более тщательной проработки, так как содержала в себе многочисленные неясные, расплывчатые положения.

Каддафи, задумав собственную политическую модель страны, отличную от капиталистической и коммунистической идеи, изучил и проанализировал то, что было наработано в этой области до него. Читая западных авторов, он отверг их демократические модели государственного устройства, как неадекватные восточным реалиям. Но и восточные азиатские модели не вызывали у него особого интереса.

Разочаровавшись в отношении насеровского наследия в области строительства арабского социализма, уже в 70-е гг. ХХ в. Каддафи принялся изучать опыт русских радикал-революционеров. И если истоки социализма Каддафи следует искать в бедуинском племенном обществе, то прочтение теоретического наследия радикал-революционеров Российской империи подвигло ливийского лидера к дальнейшей разработке и детализации «третьей мировой теории». Исследование эволюции взглядов Каддафи и влияния на него российской радикал-революционной мысли достаточно подробно представил в своих трудах российский востоковед А.З. Егорин [1, 2].

В 1985 г. М. Каддафи впервые высказался в том смысле, что ливийская джамахирийская политическая система выстроена подобно системе советов в

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4

СССР, а его «третья мировая теория» продолжает развитие идей марксизма и других социалистических учений [3, р. 8].

Представив свои идеи в «Зелёной книге», Каддафи на рубеже 70-80-х гг. ХХ в. приступил к их практической реализации, преодолевая феодальные отношения в ливийском обществе.

Суть изменений в политической системе Джамахирии состояла в том, что в новую политическую структуру, имеющую идеологические и юридические элементы - народные конгрессы, их секретариаты, народные бюро и пр., входили и такие, которые не имели правового оформления, но были элементами «прямого народовластия». Эта новая политическая структура революционных комитетов, управляемых революционным руководством, исполняла роль политической организации с некоторыми функциями политической партии.

Революционные комитеты играли идеологическую и организационную роль во всех сферах политической, социальной и экономической жизни страны, были проводниками в жизнь основных политических решений. Старыми структурами оставались административно-управленческий аппарат и армия, а также те, что пришли из традиционного ливийского общества, и хоть и в несколько изменённом виде были вписаны в институты «прямого народовластия».

Эта новая структура ливийского общества функционировала и в 80-е гг., отражая те процессы и тенденции, которые происходили в социально -экономической жизни страны.

Что касается армии, то она и после революции продолжала играть важную роль в политической жизни ливийского общества, несмотря на то, что напрямую не стала элементом создаваемой «джама-хирийской системы».

Однако Каддафи предложил провести реорганизацию вооружённых сил страны, одновременно наделяя их новой функцией. Он возложил на ВС задачу по осуществлению всеобщей военной подготовки всего населения страны с целью «защиты завоеваний революции».

«В армии, - констатировал Каддафи, - нет коррупции, ливийские офицеры - это обычные и простые люди... Армия - это наследие прошлого, и она исчезнет, так как её существование противоречит принципам нового ливийского общества. Она будет заменена "вооружённым народом"» [4, р. 151].

Со стороны лидера ливийского руководства это было прямым посягательством на независимое положение армии, сил безопасности и полиции, на права командования этих структур, которые были

не только опорой режима, но и основной силой, способной его свергнуть.

Но проведение реформирования в армии было крайне необходимо для Каддафи. Ненадёжность части офицерского состава ливийскому лидеру заставила его заняться реорганизацией этого важнейшего института государства. В 1988 г. Каддафи объявил о «роспуске классической армии и традиционной полиции» и образовании формирований «вооружённого народа» [5].

На самом деле виды вооружённых сил (сухопутные войска, ПВО, ВМС, ВВС) оставались нетронутыми отрядами «вооружённого народа», которые продолжали выполнять свои функции, только под непосредственным контролем ревкомов и «народного командования». Старую же гвардию заменили молодые кадры, для которых Каддафи создал особые условия.

«Третий мировой путь» развития Ливии в экономической сфере подразумевал развитие средств производства, накопление общественного фонда, общественное распределение средств, полное самообеспечение.

«Все законы, - заявил Каддафи, - будут пересмотрены в интересах рабочего человека, так как он основа производства, и он должен быть хозяином распределения общественных продуктов [6].

В соответствии с этой задачей в Ливии была развёрнута работа по регистрации всей недвижимости, находившейся в частных руках. Незарегистрированная же недвижимая собственность подлежала конфискации. Выяснялись размеры и источники частных вкладов ливийцев; был ограничен частный сектор - каждая семья могла иметь не более двух лицензий на торговлю. Развернулась кампания против «паразитов, живущих за счёт ливийского народа», затронувшая землевладельцев, домохозяев, владельцев средств транспорта, торговцев, перекупщиков, посредников и спекулянтов. Ливийский лидер явно стремился выйти на путь, альтернативный капитализму, только через всемерное развитие госсектора.

Однако нужно помнить, что в мире экономики существуют два рода частной собственности. Одна основывается на собственном труде производителя, другая - на эксплуатации чужого труда. Собственность же частника в буржуазном обществе по своей сути существует именно благодаря тому, что он вправе поступать с нею по своему усмотрению. При этом без всякого согласования с властями (государственными и муниципальными органами). Оттого иногда частная собственность владельца рассматривается в качестве альтернативы государственной и муниципальной собственности, как это и имело место в случае с Ливией времён Каддафи.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4

Вышеперечисленные крутые меры ливийского руководства по претворению в жизнь «экономической программы» вызвали негативную реакцию зажиточной части ливийского общества, представленной мелкой и средней буржуазией, которая увидела в радикализме Каддафи грядущий крах национального капитализма как такового. Каддафи прослыл «коммунистом, поддавшимся влиянию Москвы». Но революционное руководство Ливии не отступило от намеченных ею целей, стремясь уничтожить социальное неравенство в ливийском обществе.

Изменение степени социального неравенства в процессе истории исследовал в своих трудах известный социолог П. Сорокин. Опираясь на факты, он подверг критике гипотезу Парето, который считал, что степень экономического неравенства, доля богатых людей в составе любого населения - вещь постоянная [7, с. 315-316]. Он также опроверг высказывание Маркса о том, что в современном мире происходит процесс экономической дифференциации - богатые всё больше богатеют, а бедные всё больше беднеют, средний класс исчезает [7, с. 316317].

Сравнив этапы развития общества с точки зрения царящего в нём неравенства, П. Сорокин сделал следующие выводы: в обществах охотников и собирателей растений неравенство проявляется в наименьшей степени; в садоводческих обществах наибольшим влиянием пользуются политический лидер, купец и священник, здесь степень социального неравенства невысокая. Неравенство наиболее ярко проявляется в аграрных обществах, где возникла наследственная монархия и рабовладение. А в промышленных обществах неравенство и концентрация власти много меньше, чем в аграрных [7, с. 322].

П. Сорокин дал определение «среднему классу» как совокупности социальных слоёв населения, занимающих в стратификационной системе общества промежуточное положение между низшим классом (бедными) и высшим классом (богатыми). Он утверждал, что «в развитых странах средний класс составляет наиболее многочисленную группу населения» и сделал вывод, что именно он удерживает общество в стабильном состоянии [7, с. 323].

М. Каддафи подверг обструкции именно эту, стабилизирующую часть ливийского общества, пытаясь реформировать свой социум.

Он сформулировал идеи самоуправления в экономике, в соответствии с которыми предприятия должны были перейти в коллективное управление тех, кто на них трудится. Этот принцип, известный

в высказывании «партнёры, а не наёмные работники», стал основной идеей второй части «Зелёной книги», которую ливийский полковник посвятил экономическим проблемам. Под этим высказыванием-принципом подразумевалось ликвидировать основы эксплуатации в сфере производства путём уничтожения системы наёмного труда, заработной платы, перехода средств производства в руки непосредственных руководителей и превращение их в равноправных участников производственного процесса. Эта реформа предполагалась как необходимое условие для осуществления «всеобъемлющей экономической революции».

Несмотря на то что рабочие и служащие «захватывали» средства производства и управления, их действия контролировались революционными комитетами и государственными органами. На всех «захваченных» предприятиях началась перестройка организационно-управленческой структуры и системы оплаты труда. Вместо прежней производственной администрации создавались выборные органы самоуправления.

Однако многие практические вопросы, связанные с деятельностью народных предприятий, не были до конца продуманными на местах. В 19771978 гг. молодые лидеры революции выработали политическую стратегию и только наметили тактику действий, но не имели представлений, каковы будут практические результаты предпринимаемых мер. Не были до конца понятны функции новых административных органов на предприятиях, порядок их взаимоотношений, с одной стороны, с техническими, коммерческими и хозяйственными службами. И, с другой стороны, с владельцами конфискованных частных предприятий и компаний. Не была выработана организационная структура народных предприятий на отраслевом уровне. Но вместе с тем в каждой из отраслей хозяйства (промышленность, подрядное строительство, торговля, услуги и туризм) были созданы отраслевые собрания (конференции), в которые входили председатели народных рабочих комитетов предприятий, представители технических служб и профсоюзов отрасли, союза производителей, консультанты.

Важной особенностью новой структурной реформы по превращению «наёмных работников в партнёров» было то, что она не касалась иностранных рабочих. Иностранцы составляли свыше трети всей рабочей силы в стране, а в сфере физического труда их число превышало 50 %, так что реформа коснулась только около половины рабочего населения Ливии.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4

Революционная перестройка и ревкомовские «облавы» хотя и были направлены против зажиточных слоёв населения, но не изменили общественных отношений в Ливии таким образом, чтобы богатые и бедные стали «партнёрами». Политические и социально-экономические противоречия в стране не были преодолены в результате проведения новых реформ.

Ливии пришлось увеличивать добычу нефти для строительства производственных мощностей. 50 % всех капиталовложений шло на услуги и производственные объекты [8]. Поэтому был взят курс на создание мощной промышленно-сельскохозяйствен-ной базы и крупных производственных объектов, доходы от которых могли бы заменить доходы от нефти [8].

Основным тормозом проводимых реформ явился разбухший административный аппарат, составлявший до 40 % самодеятельного населения страны. К началу 1979 г. на администрацию приходилось 140 тыс. служащих всех категорий. Такой рост был связан с желанием некоторых руководителей расширить своё влияние в управленческом аппарате за счёт «своих» людей.

Преобразования рубежа 70-80-х гг. носили в основном верхушечный характер, проводились «сверху» и «уходили нередко дальше того, что могла осилить ливийская революция», - полагает А.З. Егорин [1].

Неподготовленность к радикальным реформам, которые опережали развитие страны, привели к волнениям народа и активности оппозиции. В числе основных причин возникновения трудностей в осуществлении реформ были несовершенство и низкая эффективность управленческого аппарата, нехватка кадров и технического опыта, коррупция, противодействие со стороны частного капитала, нежелании значительной части рабочих и крестьян участвовать в производительном труде, распространении среди ливийцев потребительских и иждивенческих настроений. Стало ясно, что проводить социально-экономические преобразования за счёт развития только государственного сектора при одновременном свёртывании частного предпринимательства было невозможно. В ливийских условиях нельзя было давать привилегий какому-то одному сектору, например государственному. В тех сферах, где это было выгодно и народу и государству, должны были сосуществовать государственный, смешанный и частный сектора.

Поступила в редакцию / Received

Ещё в 1980 г. западная исследовательница Р. Ферст высказывала сомнение в том, что Ливия вообще сможет пойти по пути, альтернативному капиталистическому, поскольку «народовластие» опутало себя бюрократизмом, и это завуалировало классовую борьбу и способствовало развитию капиталистических ростков [9, с. 18].

В самом деле в 1987 г. в Ливии наступил резкий «откат» в другую сторону: частный сектор был восстановлен в правах, армия, полиция и даже некоторые государственные предприятия были распущены. Вчерашние «паразиты» стали полноправными гражданами страны. Ливийское руководство признало многоукладность экономики и занялось перестройкой всей структуры «народовластия». Однако идеи «исламского социализма» оставались основой «третьего мирового пути» развития Ливии.

Литература

1. ЕгоринА.З. История Ливии ХХ век. М., 1999.

2. Егорин А.З. Муаммар Каддафи. М., 2009.

3. Libya Antiqua: Papiers of the Symposiume organized by UNESCO in Paris 16 to 18 January 1985. Paris, 1985.

4. Middle Cost J. 1983. № 2.

5. Известия. 1988. 2 сент.

6. Аль-Фаджр аль-Джадид. 1974. 14 апр.

7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество : пер. с англ. М., 1992.

8. Аль-Фаджр аль-Джадид. 1978. 17 дек.

9. First R. Lybia: The Elusive Revolution. L., 1974.

References

1. Egorin A.Z. Istoriya Livii XX vek [History of Lybia XX Century]. Moscow, 1999.

2. Egorin A.Z. Muammar Kaddafi [Muammar Gaddafi]. Moscow, 2009.

3. Libya Antiqua: Papiers of the Symposiume organized by UNESCO in Paris 16 to 18 January 1985. Paris, 1985.

4. Middle Cost J. 1983, no 2.

5. Izvestiya. 1988, Sept. 2.

6. Al'-Fadzhr al'-Dzhadid. 1974, Apr. 14.

7. Sorokin P. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Human. Civilization. Society]. Tr. from Engl. Moscow, 1992.

8. Al'-Fadzhr al'-Dzhadid. 1978, Dec. 17.

9. First R. Lybia: The Elusive Revolution. London, 1974.

6 июля 2016 г. / July 6, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.