Научная статья на тему 'Идеологическая специфика кампаний по снижению цен в СССР в 1948 1953 гг. (по материалам Кемеровской области)'

Идеологическая специфика кампаний по снижению цен в СССР в 1948 1953 гг. (по материалам Кемеровской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
388
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ / СНИЖЕНИЕ ЦЕН / ОТКЛИКИ НАСЕЛЕНИЯ / КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / IDEOLOGY / IDEOLOGICAL CAMPAIGNS / PRICE REDUCTION / POPULATION REACTIONS / KEMEROVO REGION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колязимова Марина Михайловна

В послевоенное время в СССР с 1948 по 1954 гг. ежегодно выходили постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о снижении цен на товары массового потребления. Данная мера пользовалась популярностью у населения страны и использовалась властью для укрепления собственного авторитета. Каждое снижение цен сопровождалось идеологической кампанией. Средства массовой информации СССР формировали общественное мнение, вызывали соответствующую реакцию населения. Организованная «сверху» общественная реакция способствовала достижению задач идеологических кампаний. В данной статье определена идеологическая специфика кампаний по снижению цен в СССР в 1948 1953 гг. на примере Кемеровской области. Автором выявлены основные составляющие кампаний, получивших массовый отклик в регионе. Основу для проведения исследования составили материалы периодической печати. Региональная газета «Кузбасс» публиковала соответствующие материалы, отвечавшие установкам из центра. В идеологическом контексте снижение цен на материалах Кемеровской области изучается впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Колязимова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL SPECIFICITY OF CAMPAIGNS FOR PRICE REDUCTION IN THE USSR IN 1948 1953 (as revealed by the example of Kemerovo Region)

N the postwar period in the USSR from 1948 to 1954, the USSR Council of Ministers and the Central Committee of the all-Union Communist Party (of Bosheviks) annually issued resolutions to decrease prices of consumer goods. This measure was popular among the population and was used by the authorities for boosting their own credibility. Each decrease in prices was accompanied by an ideological campaign. Soviet media shaped public opinion and aroused public reaction. Public reaction organized “from the top” contributed to achieving the purposes of ideological campaigns. This paper defines the ideological specificity of the campaigns for reduction in prices in the USSR is 1948 1953 revealed by the example of Kemerovo region. The author reveals the main components of campaigns that received a massive response in the region. Materials of periodicals formed the basis for the study. The regional newspaper "Kuzbass" published relevant materials corresponding to the tasks of the center. The decline in prices based on materials of Kemerovo region is studied for the first time in the ideological context.

Текст научной работы на тему «Идеологическая специфика кампаний по снижению цен в СССР в 1948 1953 гг. (по материалам Кемеровской области)»

ИСТОРИЯ

УДК 930.2(571.17):323.232”1948/1953”

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА КАМПАНИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ЦЕН В СССР В 1948 - 1953 ГГ.

(по материалам Кемеровской области)

М. М. Колязимова

IDEOLOGICAL SPECIFICITY OF CAMPAIGNS FOR PRICE REDUCTION IN THE USSR IN 1948 - 1953

(as revealed by the example of Kemerovo Region)

M. M. Kolyazimova

В послевоенное время в СССР с 1948 по 1954 гг. ежегодно выходили постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о снижении цен на товары массового потребления. Данная мера пользовалась популярностью у населения страны и использовалась властью для укрепления собственного авторитета. Каждое снижение цен сопровождалось идеологической кампанией. Средства массовой информации СССР формировали общественное мнение, вызывали соответствующую реакцию населения. Организованная «сверху» общественная реакция способствовала достижению задач идеологических кампаний. В данной статье определена идеологическая специфика кампаний по снижению цен в СССР в 1948 - 1953 гг. на примере Кемеровской области. Автором выявлены основные составляющие кампаний, получивших массовый отклик в регионе. Основу для проведения исследования составили материалы периодической печати. Региональная газета «Кузбасс» публиковала соответствующие материалы, отвечавшие установкам из центра. В идеологическом контексте снижение цен на материалах Кемеровской области изучается впервые.

In the postwar period in the USSR from 1948 to 1954, the USSR Council of Ministers and the Central Committee of the all-Union Communist Party (of Bosheviks) annually issued resolutions to decrease prices of consumer goods. This measure was popular among the population and was used by the authorities for boosting their own credibility. Each decrease in prices was accompanied by an ideological campaign. Soviet media shaped public opinion and aroused public reaction. Public reaction organized “from the top” contributed to achieving the purposes of ideological campaigns. This paper defines the ideological specificity of the campaigns for reduction in prices in the USSR is 1948 - 1953 revealed by the example of Kemerovo region. The author reveals the main components of campaigns that received a massive response in the region. Materials of periodicals formed the basis for the study. The regional newspaper "Kuzbass" published relevant materials corresponding to the tasks of the center. The decline in prices based on materials of Kemerovo region is studied for the first time in the ideological context.

Ключевые слова: идеология, идеологические кампании, снижение цен, отклики населения, Кемеровская область.

Keywords: ideology, ideological campaigns, price reduction, population reactions, Kemerovo region.

Одним из средств укрепления авторитета власти в глазах населения в первые послевоенные годы в СССР была политика снижения цен. Ценовая политика в условиях нерыночной экономики стала мощным рычагом в руках государства, позволяющим не только решать экономические проблемы, но и манипулировать общественным мнением. Снижение цен неизменно вызывало положительную реакцию в обществе и поднимало волну энтузиазма. Эмоциональное воздействие на население оказалось настолько глубоким, что до сих пор значительная часть людей старшего поколения ссылается на снижения цен как на главный аргумент, являющийся с их точки зрения свидетельством заботы И. В. Сталина о благе народа [6, с. 86].

До настоящего времени идеологические кампании в Кемеровской области, сопровождавшие снижение цен, не являлись предметом специального изучения. В основе данного исследования лежат материалы периодической печати. Средства массовой информации отражали ход идеологических кампаний. Газета «Кузбасс» (орган Кемеровского обкома и горкома ВКП(б) и областного Совета депутатов трудящихся) перепечатывала информационные сообщения центральной прессы и публиковала материалы местного уровня.

После преодоления промышленного кризиса 1946 - 1947 гг. правительство приступило к экономиче-

ским мерам по улучшению жизни населения и снижению государственных розничных цен. Данная акция несколько раз осуществлялась при жизни И. В. Сталина и еще дважды после его смерти. В декабре 1947 г. были проведены отмена карточной системы и денежная реформа. С 1948 по 1954 гг. ежегодно выходили постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о снижении цен на продовольственные и промышленные товары. При этом размеру снижения цен не уделялось большого внимания, поскольку значение имел сам факт заботы государства о народе. Все этапы снижения цен сопровождались широкомасштабными пропагандистскими кампаниями [11, с. 33].

В речи на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа Москвы 9 февраля 1946 г. И. В. Сталин объявил цель первой послевоенной пятилетки: «... восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах». Кроме того, И. В. Сталин подчеркнул, что «Советское государство всегда считало своим долгом постоянно заботиться о советском народе, об улучшении материального благосостояния советских людей». В связи с этим он заявил: «Не говоря уже о том, что в ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на

34

М. М. Колязимова

ИСТОРИЯ

расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путем последовательного снижения цен на все товары...» [20].

Как правило, о снижении цен население оповещалось заранее. Для создания соответствующего настроения магазины украшались красочными объявлениями и плакатами, приглашающими покупателей на распродажу. Очередное снижение цен встречалось населением как долгожданный праздник. На страницах газет разворачивалась огромная пропаганда. Каждый год после выхода в свет постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) страницы газеты «Кузбасс» были наполнены информационными сообщениями.

Каждое снижение цен сопровождалось откликами населения. Ежегодно после выхода в свет постановлений Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) на предприятиях и в учреждениях Кемеровской области проходили многочисленные собрания и митинги, на которых обсуждалось данное событие. Люди горячо благодарили «великого вождя» за заботу о населении. В марте 1950 г. на шахте «Центральная» Кемеровского рудника забойщик Симонов в своем выступлении сказал: «Новое снижение розничных цен является еще одним проявлением заботы партии и правительства о советских людях. Хочется, прежде всего, поблагодарить нашего родного отца и учителя - товарища Сталина. Ему мы обязаны своей счастливой жизнью» [4]. На собрании укрупненного колхоза имени Сталина Кемеровского района в апреле 1951 г. выступил рядовой колхозник-кузнец В. Аверьянов. От имени членов артели он «поблагодарил большевистскую партию, советское правительство и великого вождя трудящихся товарища Сталина за повседневную заботу о зажиточной и культурной жизни колхозного крестьянства». Он произнес: «Как радостно жить, зная, что о нас постоянно заботится товарищ Сталин. Новое снижение цен вселяет желание работать еще лучше, чтобы своим трудом во славу любимой Отчизны отблагодарить наше родное правительство». В. Аверьянов взял на себя обязательство отремонтировать весь инвентарь досрочно [1]. Забойщик шахты имени Сталина (Прокопьевск) И. Латышев в связи с пятым снижением цен в 1952 г. писал: «Счастлива и радостна наша жизнь. Счастлива она тем, что о нас, рядовых советских людях, заботится величайший человек эпохи -наш вождь, отец, друг и учитель И. В. Сталин» [12].

С помощью данной меры государство стремилось закрепить в умах населения представления о верно избранном социально-экономическом курсе развития, а также продемонстрировать преимущества жизни в СССР перед условиями жизни в капиталистических странах. Трудящиеся сравнивали условия жизни. На собрании в новококсовом цехе Кемеровского коксохимического завода, состоявшемся в марте 1949 г., люковой А. А. Сапов подчеркнул существующую огромную разницу: «Посмотрите, что происходит у нас и в капиталистическом мире. Наше правительство, партия неустанно заботятся о благосостоянии народа. А в Америке и странах, закабаленных планом Маршалла? Там жизненный уровень человека падает изо дня в день» [3].

Стахановец Макогонов, выступивший на собрании в цехе подготовки производства завода имени Молотова (Сталинск, ныне Новокузнецк), состоявшемся в

1951 г., заявил: «В капиталистических странах цены на предметы широкого потребления повышаются, у нас осуществлено четвертое по счету снижение. Там катастрофически падает заработная плата трудящихся, у нас неуклонно растет реальный заработок. Новое снижение цен - это реальный шаг к торжеству коммунизма. Богаче и краше становится наша жизнь» [10]. Проходчик отдела капитальных работ шахты «Центральная» (Кемерово) Стариков на прошедшем в апреле

1952 г. митинге рассказал, сколько средств экономит его семья за счет снижения цен, сравнил жизнь советских горняков с жизнью в капиталистических странах: «Ежегодное снижение цен дает нам возможность жить все лучше и лучше. Тяжело живется горнякам в странах капитала. Там шахтер боится завтрашнего дня, потому что он может стать безработным. Мы же смело смотрим вперед, потому что знаем, что завтра будет еще лучше» [19]. Токарь механического цеха Кемеровского азотно-тукового завода В. Мартынов на митинге (1953 г.) выступил со словами: «Как не похожа наша жизнь на жизнь трудящихся капиталистических стран. Там растут голод, нищета и безработица. Правительства этих стран расходуют огромные средства на подготовку к новой войне. Мы же строим гигантские электростанции и каналы, снижаем цены на товары массового потребления. Это возможно только в стране социализма» [18].

Как и многие идеологические кампании рассматриваемого времени, кампании, связанные со снижением цен, были направлены на мобилизацию трудовой активности населения. Ежегодно выход постановлений о снижении цен сопровождался откликами трудящихся Кемеровской области, в которых звучали призывы к активной трудовой деятельности и обещания увеличить производительность труда. Трудящиеся брали на себя обязательства по досрочному выполнению производственных планов и вызывали друг друга на социалистическое соревнование.

Проходчик шахты «А» треста «Ленинуголь» (Ле-нинск-Кузнецкий) Терехин в 1949 г. сообщил корреспонденту газеты «Кузбасс», что на митинге коллектив принял следующее решение: «В ответ на сталинскую заботу о материальных благах трудящихся еще выше поднимем производительность труда, завершим годовой план добычи угля ко Дню Сталинской Конституции и дадим 200 тысяч рублей сверхплановых накоплений» [16]. Горняки шахты «Северная» (Кемерово) ответили на очередное снижение цен 1950 г. увеличением темпов угледобычи и взяли на себя конкретные трудовые обязательства. Начальник участка № 7 шахты «Северная» Казанин обязался до 12 марта 1950 г. выдать на-гора около двух сверхплановых эшелонов топлива. Бригадир скоростной проходческой бригады Астанин освоил скоростной метод проходки Петра Беляева и выполнил февральский план на 170 % [4].

На митинге трудящихся кемеровского завода «Строммашина» в 1951 г. стахановец-обрубщик литейного цеха Варламов заявил: «Товарищи, хочется еще лучше работать на благо Родины. В ответ на заботу партии и правительства я обязуюсь выполнить в марте

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2 35

ИСТОРИЯ

план на 200 процентов» [17]. На заводе имени Молотова (Сталинск) «с огромным воодушевлением и радостью» встретили решение о четвертом снижении цен. Выступая на собрании в цехе подготовки производства в 1951 г., начальник цеха Капитоненков сказал: «Великая сталинская забота о дальнейшем повышении жизненного уровня трудящихся обязывает каждого из нас работать еще лучше, еще самоотверженнее. Мы не останемся в долгу! С удвоенной энергией будем множить богатства своей социалистической Отчизны» [10]. Столяр И. С. Лейниш на митинге рабочих четвертого участка строительного треста № 96 (Кемерово), состоявшемся 1 апреля 1953 г., произнес: «Наша обязанность -трудом ответить на заботу о благе народа. Вдвое, втрое лучше должны мы сейчас работать!» [2].

Средства массовой информации публиковали материалы, из которых явствовало, что население подсчитывало выгоду от очередного снижения цен.

В. И. Жванина, домохозяйка, жена квалифицированного рабочего механического завода (Кемерово), сказала сотруднику редакции газеты «Кузбасс»: «Вчера поздним вечером мы слушали постановление по радио. Записали, а потом подсчитали. Получаем мы на руки 900 рублей с лишним. Теперь выходит, что освобождается рублей 150. На эту сумму возросла реальная зарплата моего мужа. На пять рублей в день» [3]. Студентка третьего курса Кемеровского коксохимического техникума Г. Казеннова в 1950 г. писала в редакцию газеты «Кузбасс» о том, с каким воодушевлением восприняли студенты постановление о снижении цен: «Я учусь на третьем курсе коксохимического техникума, получаю 235 рублей стипендии. Если до 1 марта я еженедельно на питание тратила 50 рублей из стипендии, и у меня совсем немного оставалось на прочие расходы, то сейчас на 40 рублей я куплю продуктов гораздо больше. Смогу чаще бывать в кино, в театре. Многие наши девушки собираются на экономию от стипендии купить к 1 мая платье и туфли... Мы безгранично благодарны коммунистической партии, советскому правительству и родному Сталину за заботу о студенчестве. На эту заботу мы отвечаем отличной учебой» [9]. Жизненные примеры отдельных людей являлись яркой пропагандистской мерой, с помощью которой в массовом сознании укреплялась идея о постепенном приближении материального изобилия.

Поэт М. Небогатов посвятил снижению цен свои произведения. В 1951 г. он написал стихотворение «Спасибо вождю», где содержатся строки:

Как о любимых детях,

неустанно

Великий вождь заботится о нас!

Счастливой жизни, доброго здоровья Желает он народу своему.

От всей души с горячею любовью Мы нашу благодарность шлем ему [14].

По случаю очередного снижения цен в 1953 г. поэт опубликовал стихотворение «Праздник», где детскими глазами описано положительное влияние очередного постановления на благосостояние граждан: в день снижения цен отец пришел домой с гостинцами для всей семьи. Снижение цен встречали как праздник: Пусть уж в обществе нашем семейном Будет радость сегодня у всех.

Достает он бутылку портвейна.

- Ради праздника выпить не грех [13].

Подчеркивая масштабность происходивших событий, газета «Кузбасс» публиковала восторженные отклики газет социалистических стран Восточной Европы и Китая на снижение цен (польские газеты «Жице Варшавы», «Польска эбройна», «Речь Поспо-лита», чехословацкая газета «Праце», китайская газета «Женьминжибао» и другие). Принятые меры рассматривались как показатель мощи советской экономики, «достижение социализма». Так, польская газета «Жице Варшавы» (статья «Триумф социалистической экономики») писала в 1949 г., что население СССР выигрывает от нового снижения цен около 71 млрд рублей. Таким образом, снова поднимется жизненный уровень населения страны. Газета указывала, что в то время, как в США ведется гонка вооружений, растет военная промышленность, Советский Союз развивает мирные отрасли промышленности и снижает цены на товары широкого потребления [7]. Центральный орган профсоюзов Чехословакии «Праце» в 1950 г. сообщала, что «новые цены в СССР показывают миллионным массам простых людей всего мира, что советский строй является единственным строем в мире, который полностью исключает эксплуатацию человека человеком, анархию производства, кризис и безработицу и обеспечивает трудовому народу счастливый труд, хлеб и мир» [8]. Подобные публикации имели место и в дальнейшем [5].

Критиковалось недостаточное освещение либо игнорирование факта снижения цен отдельными периодическими изданиями капиталистического мира. Голландские газеты, близкие к правительству «Де фолькстрант» и «Де Недерландер», в 1949 г. «замалчивали» снижение цен в СССР [7]. Газеты западных секторов Берлина в 1950 г. поместили краткие сообщения (в 15 - 20 строк) о переводе курса рубля на золотую базу и «ни одним словом не обмолвились о новом снижении цен на продукты питания и промышленные товары» [8].

Одновременно жители Кемеровской области узнавали из газеты «Кузбасс» информацию о бедственном положении трудящихся и повышении цен в капиталистических странах. Пенсионерка М. Ф. Барсукова из Кемерова сообщила корреспонденту газеты «Кузбасс» в 1953 г.: «Из газет я знаю, как тяжела жизнь трудящихся за рубежом. В Италии, Франции, Англии, Греции, Норвегии, Голландии цены на продукты первой необходимости непрерывно растут. А, значит, соответственно, сокращается и реальная заработная плата рабочих. Не то у нас. Покупательная способность советского рубля растет год от года, богаче, краше становится Родина, зажиточней ее люди» [15].

Таким образом, снижение цен, являясь экономической мерой, имело ярко выраженный политический подтекст. С помощью подобных акций сталинское руководство формировало в сознании людей уверенность в завтрашнем дне, в постепенном приближении материального изобилия. При этом в действительности цены снижались незначительно - на несколько процентов, но пропагандистский эффект от мероприятия был всегда гораздо большим. Данная политика преследовала цель укрепления в массовом сознании представле-

36 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2

ИСТОРИЯ

ний о величии советского государства, еще одного доказательства преимуществ жизни в СССР по сравнению с капиталистическими странами. Снижение цен рассматривалось как забота И. В. Сталина о благе народа, что способствовало росту авторитета «вождя». После смерти И. В. Сталина советское руководство еще дважды (в 1953 и 1954 гг.) снижало цены. Политика снижения цен являлась популистской мерой, использовалась властью для поддержания собственного авторитета и вызывала положительную реакцию в обществе. Каждое снижение цен сопровождалось идеологической кампанией, о чем, в частности, свидетельствуют события в Кемеровской области. Важными со-

ставляющими идеологических кампаний были огромная пропаганда в средствах массовой информации, организованная «сверху» общественная реакция в виде откликов населения, а также подъем трудовой активности, который обеспечивал увеличение производительности труда и досрочное выполнение производственных планов. В Кемеровской области, промышленном регионе, кампании по снижению цен, как и другие идеологические кампании, имели особое значение. Они являлись дополнительным средством поддержания рабочего энтузиазма, стимулировали трудовой подъем и созидательный труд для послевоенного восстановления экономики.

Литература

1. Андреев М. Благодарность колхозников // Кузбасс (Кемерово). 1951. 2 марта. Режим доступа: http://91.190.232.206:8080/period/kem_onb/kuzbass/1951/N51_mart.pdf (дата обращения: 12 мая 2014).

2. Борисов Б. Работать вдвое, втрое лучше! // Кузбасс. 1953. 4 апр. Режим доступа: http://91.190.232.206:-8080/period/kem_onb/kuzbass/1953/N80_apr.pdf (дата обращения: 12 мая 2014).

3. Все стало дешевле // Кузбасс. 1949. 2 марта. Режим доступа: http://91.190.232.206:8080/period/kem_onb/-kuzbass/1949/N42_mart.pdf (дата обращения: 12 мая 2014).

4. Дадим больше угля любимой Родине // Кузбасс. 1950. 3 марта. Режим доступа: http://91.190.232.206:-8080/period/kem_onb/kuzbass/1950/N52_mart.pdf (дата обращения: 12 мая 2014).

5. Зарубежные отклики на новое снижение цен в Советском Союзе // Кузбасс. 1951. 4 марта. Режим доступа: http://91.190.232.206:8080/period/kem_onb/kuzbass/1951/N53_mart.pdf (дата обращения: 12 мая 2014).

6. Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945 - 1953. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. 229 с.

7. Иностранные отклики на новое снижение цен в Советском Союзе // Кузбасс. 1949. 4 марта. Режим доступа: http://91.190.232.206:8080/period/kem_onb/kuzbass/1949/N43_mart.pdf (дата обращения: 12 мая 2014).

8. Иностранные отклики на новое снижение цен в СССР и перевод курса рубля на золотую базу // Кузбасс. 1950. 4 марта. Режим доступа: http://91.190.232.206:8080/period/kem_onb/kuzbass/1950/N53_mart.pdf (дата обращения: 12 мая 2014).

9. Казеннова Г. Студенты горячо благодарят великого Сталина // Кузбасс. 1950. 3 марта. Режим доступа: http://91.190.232.206:8080/period/kem_onb/kuzbass/1950/N52_mart.pdf (дата обращения: 12 мая 2014).

10. Корниенко А. У нас и у них // Кузбасс. 1951. 3 марта. Режим доступа: http://91.190.232.206:8080/-period/kem_onb/kuzbass/1951/N52_mart.pdf (дата обращения: 12 мая 2014).

11. Кузнецова Н. В. Снижение розничных цен и материальный уровень жизни населения СССР в 1947 -1952 годах // Вестник Волгоградского государственного университета. (Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения). 2008. № 1(13). С. 32 - 42. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/snizhenie-roznichnyh-tsen-i-materialnyy-uroven-zhizni-naseleniya-sssr-v-1947-1952-godah (дата обращения: 11 мая 2014).

12. Латышев И. Счастлива наша жизнь // Кузбасс. 1952. 4 апр. Режим доступа: http://91.190.232.206:8080/-period/kem_onb/kuzbass/1952/N81_apr.pdf (дата обращения: 12 мая 2014).

13. Небогатов М. Праздник // Кузбасс. 1953. 2 апр. Режим доступа: http://91.190.232.206:8080/period/-kem_onb/kuzbass/1953/N78_apr.pdf (дата обращения: 12 мая 2014).

14. Небогатов М. Спасибо вождю // Кузбасс. 1951. 3 марта. Режим доступа: http://91.190.232.206:8080/-period/kem_onb/kuzbass/1951/N52_mart.pdf (дата обращения: 12 мая 2014).

15. Оленева В. По новым ценам... // Кузбасс. 1953. 3 апр. Режим доступа: http://91.190.232.206:8080/-period/kem_onb/kuzbass/1953/N79_apr.pdf (дата обращения: 12 мая 2014).

16. Первый день торговли по новым ценам // Кузбасс. 1949. 2 марта. Режим доступа: http://91.190.232.206:-8080/period/kem_onb/kuzbass/1949/N42_mart.pdf (дата обращения: 12 мая 2014).

17. Пономарев К. Трудовые обязательства машиностроителей // Кузбасс. 1951. 3 марта. Режим доступа: http://91.190.232.206:8080/period/kem_onb/kuzbass/1951/N52_mart.pdf (дата обращения: 12 мая 2014).

18. Растет советская экономика // Кузбасс. 1953. 3 апр. Режим доступа: http://91.190.232.206:8080/-period/kem_onb/kuzbass/1953/N79_apr.pdf (дата обращения: 12 мая 2014).

19. Спасибо великому Сталину // Кузбасс. 1952. 6 апр. Режим доступа: http://91.190.232.206:8080/period/-kem_onb/kuzbass/1952/N83_apr.pdf (дата обращения: 12 мая 2014).

20. Сталин И. В. Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 г. // Сталин И. В. Сочинения. Т. 16. 1946. Режим доступа: http://sovetia.at.ua/Stalin/-Tom16.html (дата обращения: 30 марта 2014).

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2 37

ИСТОРИЯ

Информация об авторе:

Колязимова Марина Михайловна - соискатель кафедры новейшей отечественной истории КемГУ, marina.kolyazimova.90@mail.ru.

Marina M. Kolyazimova - post-graduate student at the Department of Contemporary Russian History, Kemerovo State University.

(Научный руководитель: Генина Елена Сергеевна - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры новейшей отечественной истории КемГУ, whitesiberia@narod.ru.

Scientific advisor: Elena S. Genina - Doctor of History, Associate Professor, Professor at the Department of Contemporary Russian History, Kemerovo State University).

Статья поступила в редколлегию 12.09.2014 г.

38 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.