Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СПОРТИВНОЙ, ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОТРАЖЕНИИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ЛИНИЙ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НАСТАВНИКОВ'

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СПОРТИВНОЙ, ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОТРАЖЕНИИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ЛИНИЙ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НАСТАВНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
российские школьники / спортивная и военно-спортивная подготовка / патриотическое воспитание / мировоззрение и идеология наставника / Russian schoolchildren / sports and military-sports training / patriotic education / mentor’s worldview and ideology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерина Юлия Игоревна, Ким Татьяна Константиновна, Кузьменко Галина Анатольевна, Кравченко Александр Викторович

В статье раскрыты личностные идеологические основания к ведению образовательной деятельности в области спортивной, военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания наставниками среди российских школьников. Раскрыты мировоззренческие позиции педагогов-наставников, дана педагогическая характеристика категорий «военно-спортивная подготовка» и «патриотическое воспитание», определены их содержательные направления и проблематика набора подростков и юношества для занятий в Центрах; выделены цели и целевые ориентиры личности на военно-спортивную подготовку, конкретизированы задачи; представлен спектр мероприятий Центров и видение перспектив сотрудничества с образовательными, общественными организациями (ДОСААФ, спортивные общества), органами исполнительной власти, силовыми ведомствами, воинскими частями в субъектах РФ с учетом вероятностных трудностей в общении с подростками, юношами, девушками; определены векторы образования, обучения, воспитания, развития занимающихся с учетом характеристики ожидаемых результатов профессионального труда наставника и психологического и деятельностного портрета сформированного военно-спортивного педагогического и ученического коллектива; охарактеризованы особенности передачи опыта занимающимися в Центре ВСП и ПВ своим сверстникам; систематизированы запросы на материально-техническое обеспечение с учетом региональных особенностей организации Центров, национальных и культурных вопросов, климатических и территориальных условий осуществления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEOLOGICAL BASIS OF SPORTS, MILITARY-SPORTS TRAINING AND PATRIOTIC EDUCATION OF RUSSIAN SCHOOLCHILDREN IN THE REFLECTION OF THE CONCEPTUAL LINES OF MENTORS’ WORLDVIEW

The article reveals personal ideological grounds for conducting educational activities in sports, military-sports training and patriotic education of Russian schoolchildren. The worldview positions of teachers-mentors are revealed, the pedagogical characteristics of the categories “military-sports training” and “patriotic education” are given, their content directions and the problems of recruiting teenagers and youth for classes in the Centers are determined; the goals and targets of the individual for military-sports training are highlighted, the tasks are specified; the Centers range of activities and the vision of the prospects for cooperation with educational, public organizations (Russian Army, Air Force and Navy Volunteer Society; sports societies), executive authorities, uniformed agencies, military units in the Russian Federation subjects are presented, taking into account probable difficulties in communicating with teenagers, boys, girls; the vectors of education, teaching, upbringing, development of those involved are determined with the characteristic of expected results of the mentor’s professional work, psychological and activity portrait of the shaped military-sports pedagogical and student team; features of transferring the experience by those involved in the Center for military sports training and patriotic education to their peers are characterized; requests for material and technical support are systematized taking into account the regional characteristics of the Centers’ organization, national and cultural issues, climatic and territorial conditions for the activities implementation.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СПОРТИВНОЙ, ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОТРАЖЕНИИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ЛИНИЙ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НАСТАВНИКОВ»

УДК 796/799/37.035.6/7 ББК 75.140.5/68.44

DOI: 10.31862/2073-9613-2023-3-240-255

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СПОРТИВНОЙ, ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОТРАЖЕНИИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ЛИНИЙ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НАСТАВНИКОВ

Д Ю.И. Ерина, Т.К. Ким, Г.А. Кузьменко, А.В. Кравченко

240

Аннотация. В статье раскрыты личностные идеологические основания к ведению образовательной деятельности в области спортивной, военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания наставниками среди российских школьников. Раскрыты мировоззренческие позиции педагогов-наставников, дана педагогическая характеристика категорий «военно-спортивная подготовка» и «патриотическое воспитание», определены их содержательные направления и проблематика набора подростков и юношества для занятий в Центрах; выделены цели и целевые ориентиры личности на военно-спортивную подготовку, конкретизированы задачи; представлен спектр мероприятий Центров и видение перспектив сотрудничества с образовательными, общественными организациями (ДОСААФ, спортивные общества), органами исполнительной власти, силовыми ведомствами, воинскими частями в субъектах РФ с учетом вероятностных трудностей в общении с подростками, юношами, девушками; определены векторы образования, обучения, воспитания, развития занимающихся с учетом характеристики ожидаемых результатов профессионального труда наставника и психологического и деятельностного портрета сформированного военно-спортивного педагогического и ученического коллектива; охарактеризованы особенности передачи опыта занимающимися в Центре ВСП и ПВ своим сверстникам; систематизированы запросы на материально-техническое обеспечение с учетом региональных особенностей организации Центров, национальных и культурных вопросов, климатических и территориальных условий осуществления деятельности.

Ключевые слова: российские школьники, спортивная и военно-спортивная подготовка; патриотическое воспитание, мировоззрение и идеология наставника.

Для цитирования: Ерина Ю.И., Ким Т.К., Кузьменко Г.А., Кравченко А.В. Идеологическая основа спортивной, военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания российских школьников в отражении концептуальных линий мировоззрения наставников // Преподаватель XXI век. 2023. № 3. Часть 1. С. 240-255. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-3-240-255

Благодарности. Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения РФ, тема № 123070200007-8 «Разработка методического обеспечения военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания детей и молодежи».

© Ерина Ю.И., Ким Т.К., Кузьменко Г.А., Кравченко А.В., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

THE IDEOLOGICAL BASIS OF SPORTS, MILITARY-SPORTS TRAINING

AND PATRIOTIC EDUCATION OF RUSSIAN SCHOOLCHILDREN

IN THE REFLECTION OF THE CONCEPTUAL LINES OF MENTORS' WORLDVIEW

J Yu.I. Erina, T.K. Kim, G.A. Kuzmenko, A.V. Kravchenko

Abstract. The article reveals personal ideological grounds for conducting educational activities in sports, military-sports training and patriotic education of Russian schoolchildren. The worldview positions of teachers-mentors are revealed, the pedagogical characteristics of the categories "military-sports training" and "patriotic education" are given, their content directions and the problems of recruiting teenagers and youth for classes in the Centers are determined; the goals and targets of the individual for military-sports training are highlighted, the tasks are specified; the Centers range of activities and the vision of the prospects for cooperation with educational, public organizations (Russian Army, Air Force and Navy Volunteer Society; sports societies), executive authorities, uniformed agencies, military units in the Russian Federation subjects are presented, taking into account probable difficulties in communicating with teenagers, boys, girls; the vectors of education, teaching, upbringing, development of those involved are determined with the characteristic of expected results of the mentor's professional work, psychological and activity portrait of the shaped military-sports pedagogical and student team; features of transferring the experience by those involved in the Center for military sports training and patriotic education to their peers are characterized; requests for material and technical support are systematized taking into account the regional characteristics of the Centers' organization, national and cultural issues, climatic and territorial conditions for the activities implementation.

Keywords: Russian schoolchildren, sports and military-sports training, patriotic education, mentor's worldview and ideology.

Cite as: Erina Yu.I., Kim T.K., Kuzmenko G.A., Kravchenko A.V. The Ideological Basis of Sports, Military-Sports Training and Patriotic Education of Russian Schoolchildren in the Reflection of the Conceptual Lines of Mentors' Worldview. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal 241 of Education, 2023, No. 3, part 1, pp. 240-255. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-3-240-255

Acknowledgements. The article was carried out within the state assignment of Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, theme No. 123070200007-8 "Development of Methodological Support for Military Sports Training and Patriotic Education of Children and Youth"

Представленная временем свобода выбора траекторий личностного развития обучающихся в образовательном пространстве социальных институтов и референтной среды показывает существенный отрыв растущей личности от вопроса нравственно-этического и гражданского самоопределения. Сложившаяся на протяжении последних 30-и

лет тенденция общественных ожиданий, что становление личности подростка и юноши пройдет инерционно, «само-собой» в нужном обществу и государству русле, вряд ли была бы подвергнута рефлексивному критическому анализу, если бы специальная военная операция не вскрыла широчайший спектр проблем самоидентичности молодого поколения;

3/2023

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ XXI " ВЕК

проблем направленности, деятельности, поступков, позиций молодых людей по отношению к вопросам защиты Отечества и формально или подлинно создаваемых старшими поколениями условий сохранения (или утраты) традиций государственности в образовательно-воспитательной среде.

Анализируя фильм «Историческое образование Украины», Н. Киселева выделяет значимость определения типов мышления (сознания): богемского (гражданин мира, нет привязки к месту, «весь мир — мой дом», людей умных, образованных, талантливых, одаренных, с чувством превосходства); фашистского — с патологическим ощущением превосходства одной группы людей над другой; людей, демонстрирующих ограниченность, свою никчемность и нежелающих себе в этом признаться; людей, которыми легко управлять; и третий тип — имперский — принадлежность к родной Земле, что важно для сбережения страны, ее территориальной целостности в исторической ретроспективе [1].

На современном этапе наблюдается ослабление системы требований к подрост-242 кам и юношеству в учебной и внеучеб-ной деятельности, выведение режимов регламентации нагрузки при занятиях физкультурно-спортивной активностью на индивидуально комфортные уровни их воздействия на организм и психику, толерантность взрослого поколения к деструктивным поступкам и поведенческим стратегиям, интерпретация данных поступков как допустимых особенностей поведения, не требующих порицания и коррекции, что приводит к размыванию социальных ценностей, к общественно одобряемой возможности альтернативного восприятия системы требований как необязательных и в условиях свободы выбора личности — ее отказу от развивающей деятельности.

Надо: В Указе Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» продемонстрировано четкое определение концептуальных положений идеологии страны, где «к традиционным российским духовно-нравственным ценностям отнесены: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну. Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти осуществляется в целях укрепления единства народов Российской Федерации на основе общероссийской гражданской идентичности, сохранения исконных общечеловеческих принципов и общественно значимых ориентиров социального развития» [2].

Исследование научно-методической литературы обращает к чрезвычайной значимости деятельности педагогов-просветителей, наставников подростков и молодежи, культурно и нравственно связанных с ценностями страны, и позволяет выделить высокую значимость сформированности нравственно-этической составляющей личности, спектра ее гражданских позиций. По данным е-НЬгагу более 200 публикаций посвящено вопросам военно-спортивной подготовки, патриотическое воспитание отражается

более чем в 000 публикаций, что говорит о высокой значимости научного вопроса.

М.Ю. Зеленков раскрывает «семантику патриотизма в России и других странах мира, его структурно-содержательный аспект, играющий ключевую роль в накоплении патриотического капитала в молодежном сегменте социума. В результате исследования автор представляет методику накопления патриотического капитала молодежью современной России, прошедшую апробацию в ходе специальной военной операции по денацификации Украины в 2022-2023 гг.» [3, с. 266].

Н. Сенченков обосновывает чрезвычайно важные сущностные характеристики программы гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи в условиях межнациональных патриотических сборов «Кривичи» [4, с. 28]. Г. А. Кузьменко, Т.К. Ким конкретизируют содержание деятельности учителя физической культуры и условий ее реализации с учетом актуальных запросов личности и общества при проведении СВО [5, с. 119].

Кроме того, описанию личностных и профессиональных качеств наставника в системе патриотического воспитания подрастающего поколения посвящено 48 публикаций, нам же интересен вопрос выстраивания идеологической основы спортивной, военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания российских школьников через призму мировоззрения наставников, что и составляет проблемное поле нашего исследования: определение мировоззренческой первоосновы деятельности.

В связи с этим цель исследования — дать описание личностных идеологических оснований к ведению образовательной деятельности по спортивной, военно-спортивной подготовке и патриотическому воспитанию наставниками среди российских школьников и охарак-

теризовать пути решения вероятностных профессиональных трудностей.

Методы и организация исследования. Методы исследования: семантический, сравнительно-сопоставительный анализ суждений педагогов-наставников, методы описательной статистики. Исследование включало обобщение мировоззренческих позиций будущих организаторов центров военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания в регионах России: Республике Бурятия, Свердловской, Псковской, Белгородской областях, Хабаровском крае (25 наставников, возрастной диапазон — от 33 до 55 лет). Педагогический анализ опыта деятельности в области военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания позволил зафиксировать факт неслучайного выбора наставниками данного рода деятельности, поскольку педагоги-наставники (будущие организаторы центров военно-спортивной подготовки) имеют существенные наработки профессиональной самореализации в качестве преподавателей дополнительного образования «БПЛА и робототехника», инструкторов боевой и спортивной под- 243 готовки, командиров подразделений спецназа (СПН ФСКН); педагогов по военно-патриотическому воспитанию; волонтеров-наставников; воспитанников городского военно-промышленного комплекса; офицеров запаса, заместителей командиров по военно-патриотическому воспитанию; руководителей военных училищ; преподавателей, учителей физической культуры и обеспечения безопасности жизнедеятельности в СОШ.

Результаты исследования и их обсуждение. Видение наставниками содержательных направлений военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания (ВСП и ПВ) подрастающих поколений в Российской Федерации —

это: «воспитание сильной нации, технически и идеологически подготовленной молодежи»; «военно-патриотическое воспитание и военно-спортивная подготовка (ВСП) в наше время являются приоритетным направлением»; «осмысленная потребность передачи личного и профессионального опыта по ВСП молодому поколению в связи с участием РФ в специальной военной операции (СВО); потребность личностного роста и совершенствования педагогического мастерства»; «чрезвычайно важно законодательно закрепить идеологию государства»; «важно понимать, что это направление образовательно-воспитательной деятельности современное, своевременное с учетом СВО, обеспечивает подготовку к защите Отечества».

Высота мировоззренческого уровня и масштаба личности наставника проявляется в формулировании им идей военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания. Наставниками выделены основные мировоззренческие посылы предстоящей деятельности ребенка, подростка, юноши, девушки в ответах на вопросы: 244 «Что воспитать и чему научить»?

Спектр ответов: «Любовь и уважение к Родине. Знание истории страны и ключевых событий, героев Отечества (малой и большой Родины). Практические навыки: оказание первой помощи, владение инструментами и оружием. Грамотное поведение в опасных ситуациях» (представитель республики Бурятия). «Основная идея — воспитать достойного гражданина своей страны, готового встать на защиту Родины, для чего необходимо подросткам освоить основы военно-спортивной подготовки, воспитать любовь к Отечеству» (представитель Свердловской области). «Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, формирование готовности к его защите, своей семьи, близких

на базе традиций, передавать эти традиции посредством совместной деятельности с наставниками, общественными ветеранскими организациями, ветеранами-пограничниками. В среде подрастающего поколения вести разъяснительную и воспитательную работу, включая в процесс представителей референтной группы (взрослых, родителей), в том числе на базе программ общества «Знание»; формирование ценно стных ориентиров: любви к Родине, семье, обществу, к истории РФ; формировать навыки защиты Отечества, психологической подготовленности к ее реализации в практической деятельности; сознательное противостояние чужой идеологии, подрывающей традиционные ценности и успехи РФ. Физическое совершенствование, закаливание, творческое и интеллектуальное развитие» (представители Тюменской области). «Любовь к Родине, верность Отечеству — истинные и основополагающие ценности. Воспитание гражданина и патриота своей страны. Научить азам допризывной подготовки, умению оказывать доврачебную помощь, навыкам безопасного обращения с оружием» (представитель Псковской области). «Учить простым жизненным принципам в свете текущей ситуации в стране и обществе» (представитель Белгородской области). «В игровых и соревновательных формах давать объем знаний и практических действий, выявлять таланты детей, сплоченность в деятельности, развивать способности. Формирование твердых морально-психологических качеств преданности своему государству. Учить тому, что необходимо знать и уметь в критических ситуациях — практическим действиям» (представитель Хабаровского края).

Проблему набора подростков и юношества для занятий в центрах военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания (ВСП и ПВ), наполняемость групп, характер и виды

популяризационно-просветительских мероприятий в общеобразовательных школах, особенности их организации наставники отражают в ряде ответов:

• предоставление обучающимся возможности узнать и прикоснуться к военной технике; реализация проектов в режиме соревновательной деятельности; посещение музеев, выставок, заводов (авиационного, приборостроительного); интерактивные встречи с ветеранами боевых действий опытными специалистами в разных сферах (спасателями, врачами, пожарными) (республика Бурятия);

• для набора группы обучающихся в Центре необходима популяризация его деятельности через СМИ и социальные сети, разъяснительная работа в школах с организацией показательных занятий; наличие в Центре современной материально-технической базы и условий для занятий; мотивация и поощрение курсантов военного училища в оказании информа-ционно-деятельностного сопровождения проекта (Свердловская область);

• работать над популяризацией профессий защитников Родины, формированием линий мышления и деятельности у воспитанников посредством атрибутики, символики, рекламы на одежде; применять игровые формы работы для развития любознательности и интереса у обучающихся, привлекая родителей и волонтеров; проводить набор исключительно на добровольных началах; в группы отбирать молодых людей физически и психологически здоровых, имеющих согласие родителей или законных представителей и не имеющих медицинских отводов и ограничений; контингент — из числа учащихся старших классов СОШ, лицеев и средних специальных ОУПО, а также студентов вузов, целенаправленных и высокомотивированных молодых людей (Тюменская область);

• проведение совместных совещаний под руководством главы региона с представителями комитета образования, всей вертикали исполнительной власти в системе образования региона с определением сроков и количества учащихся для прохождения курса подготовки в центре; включение в образовательную деятельность организаций основного образования представителей Центра с демонстрацией возможностей (Псковская область);

• согласование деятельности Центра с региональными подразделениями власти и образования (Белгородская область);

• внедрение в программу обучения занятий военно-спортивной направленности; приглашение специалистов и детей в Центр подготовки, создание летних лагерей военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания (Хабаровский край).

Педагогическая характеристика категорий «военно-спортивная подготовка» и «патриотическое воспитание» как процесс и как результат наставниками рассматривается следующим образом. 245

Военно-спортивная подготовка — это, прежде всего, «жесткий регламент, распорядок дня, физическая и психологическая подготовка; проведение теоретических и практических занятий по предметам ВСП; допризывная подготовка с направленным воспитанием скоростных, силовых способностей, выносливости, гибкости, двигательно-коорди-национных способностей, специальных физических и морально-психологических качеств, требующихся для службы в ВС РФ и защиты Отечества — России; целенаправленный, системный процесс, ориентированный на формирование военно-прикладных, двигательных навыков со спортивным уклоном с обязательным

воспитательным эффектом для формирования мировоззрения и деятельностной готовности к защите Отечества; комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня физической готовности обученных к прохождению действительной военной службы в современных условиях; комплекс мероприятий, проводимых с целью повышения живучести человека и выработки у него качеств и способностей по защите Родины».

Формирование целевой ориентации личности на военно-спортивную подготовку, по мнению наставников, реализуется через: «популяризацию военно-спортивных игр (зарница, пейнт-бол, страйкбол) среди потенциальных участников образовательной программы; передачу обучающимся знаний и навыков по предметам ВСП; комплексную подготовку физически крепкого, интеллектуально развитого человека, способного применять полученные знания для защиты своей страны; формирование основных знаний, умений для службы в ВС РФ, основных навыков общевойсковых ВУС; перманентный педагогический контроль, 246 оперативную проверку сформированно-сти навыков и готовности к службе в рядах ВС РФ; патриотическое воспитание, формирование личности патриота, строителя и защитника Отечества; подготовку различных категорий населения к прохождению военной службы в различных конфликтах, ее военно-спортивное совершенствование с участием в соревнованиях; формирование здоровой, физически развитой личности; привитие качеств, позволяющих решать задачи в соответствии с предназначением человека и выработки прикладных и специальных качеств».

Задачи военно-спортивной подготовки, по представлениям наставников: подготовка подростка к службе в армии. Гармонизация физического развития,

формирование традиций и опыта ЗОЖ. Кондиционная и двигательно-коорди-национная подготовка, направленное развитие двигательных навыков, физических и психологических качеств для уверенного выполнения воинского долга. Спортивная подготовка, организация соревнований и спортивных мероприятий. Техническая подготовка. Выработка навыков в соответствии с физическими качествами для присвоения разрядов по прикладным и служеб-но- (военно-) прикладным видам спорта (стрельба из БРСО). Морально-психологическая подготовка. Инженерная подготовка. Создание условий для формирования теоретических и практических навыков по предметам ВСП. Медицинская, тактическая подготовка. Воспитание волевых качеств и регулятивных умений, традиций и любви к Родине, готовности служить Отечеству.

Суждения наставников о сущности патриотического воспитания состоят в следующем: «просвещение и образование молодежи, направленное на развитие самосознания, нравственности; воспитание гражданина своей страны, знающего историю и готового к защите Родины; комплекс мероприятий, направленных на воспитание любви к своей многонациональной Родине, укрепление традиций общества на формирование устойчивых взглядов и ценностного отношения к Отчизне; воспитание молодежи в духе патриотизма, любви к Родине, народу и преданности президенту», что позволяет судить о сформированности мировоззренческих позиций спортивных и военных педагогов.

Цель патриотического воспитания, по мнению наставников, такова: «Воспитание гражданина и патриота своей страны, преданного Отечеству, готового защищать его. Формирование в молодеж-

ной среде понимания важности традиционных духовно-нравственных ценностей, развитие ответственности за судьбу своей страны и готовности встать на ее защиту. Безоговорочное принятие идей патриотизма и беззаветное служение своей Родине не за материальное вознаграждение, а согласно внутренним потребностям и убеждениям. Формирование приоритетных ценностей защитника Отчества на фоне преодоления трудностей и сплочения коллектива, становление мировоззренческой определенности личности в соответствии с ценностями патриотизма и защиты Отечества, достижение высокого уровня психологической, интеллектуальной, функциональной, физической, двигатель-но-координационной подготовленности личности, обеспечивающих устойчивость к влиянию разрушающих факторов: переубеждения и деструктивного влияния».

Задачи патриотического воспитания, по убеждению наставников: «Формирование любви к своей Родине, родному краю, родному языку. Овладение знаниями истории Отечества в разрезе героических и объединяющих событий государства, традиций и обычаев поколений, просвещения личности в области военной истории страны, ее обороноспособности и безопасности как мировоззрения и системы ценностей личности и общества. Привитие чувства гордости за свою страну, высокое звание гражданина РФ. Воспитание преданности идеалам Отечества, доверие политике государства и уверенности в завтрашнем дне. Уважение к другим национальностям, культуре. Воспитание личности гражданина-патриота, чтобы каждый стремился приносить пользу, помощь окружающим и своей стране и устойчиво противостоять враждебной идеологии. Ведение разъяснительной и просветительской работы всех слоев населения для решения общих

национальных задач по защите Отечества от внешних угроз. Помогать структурам исполнительной власти освобождаться от социально безответственных работников, проводящих работу по патриотическому воспитанию формально, вызывающих своими действиями недоверие населения к действующей власти».

Спектр мероприятий Центров ВСП и ПВ в сотрудничестве с образовательными организациями, общественными организациями (ДОСААФ, спортивные общества), органами исполнительной власти, силовыми ведомствами, воинскими частями в субъектах РФ видится наставниками в следующем диапазоне: «с применением современных компьютерных технологий и традиций — военно-спортивных игр (зарница, лазертаг, страйкбол, пейнтбол), военно-спортивной игры «Граница» с обществом «Ветераны-пограничники»; проведение военно-спортивных соревнований по военно-прикладных профильным видам спорта и комбинированных эстафет; организация чемпионатов; проведение семинаров, встреч, учебно-тренировочных занятий, занятий по истории Отечества и мира, викторин, 247 тематических посвящений воинской славы, значимых событий истории государства; привлечение молодежи к ключевым событиям и мероприятиям в городе и республике; выступление ветеранов боевых действий, участников СВО; открытые занятия в Центре для наставников и сотрудников силовых структур; налаживание контактов с руководителями и командирами военных организаций и подразделений, обмен визитами; разработка основных и дополнительных образовательных программ согласно планам Центров ВСП и ПВ; тематические спортивные мероприятия с федерациями по видам спорта и единоборствам, включая Федерацию «Универсальный бой», посвященные

важным событиям и героям Отечества; развитие военно-прикладных видов спорта в сотрудничестве с ДОСААФ; обучение управлению БПЛА при участии образовательных учреждений среднего профессионального образования; встреча с членами ветеранских организаций и выдающимися личностями города, региона, страны; проведение координационного совещания, создание рабочей группы, определение перечня мероприятий, составление дорожной карты мероприятий: соревнований, обмена опытом, мероприятий по демонстрации возможностей Центра, игр, соревнований, встреч, классов мужества; организация взаимодействия с Министерством обороны, Ро-сгварией, Министерством просвещения, спортивными секциями, общественными организациями; совершенствование учебно-материальной базы, экипировки для качественного проведения занятий; проведение мастер-классов, занятий, соревнований с освещением в СМИ нового направления деятельности».

Наставниками был выделен спектр вероятностных трудностей в общении 248 с подростками и юношами, девушками по вопросам ВСП и ПВ. Среди них: клиповое мышление, апатия, асоциаль-ность, отсутствие собственного мнения и позиции по многим вопросам; нахождение подростков под влиянием социальных сетей и различных групп; отсутствие интереса и активности в вопросах ВСП и ПВ как со стороны подростков, так и их родителей: нежелание родителей, чтобы дети занимались ВСП и ПВ; низкая физическая подготовленность детей и подростков к физическим и психологическим нагрузкам; прямой отказ детей от военно-спортивной и патриотической деятельности, связанный с идейными соображениями; позиция «защищать страну должны специально обученные

люди»; убеждение родителей в необходимости обучения их детей в центре ВСП и ПВ. Вместе с тем с различными трудностями можно справиться, все решаемо, важно корректно пояснять, для чего молодежи это действительно нужно, опираясь на межпоколенческие связи россиян в вопросах защиты Отечества.

Видение наставниками процесса и условий сотрудничества Центров ВСП и ПВ с различными организациями представлено далее.

• Сотрудничество с органами исполнительной власти субъекта РФ через построение непрерывной связи с военкоматами и полноценную подготовку контрактников и мобилизованных; совместные выездные мероприятия в районы проведения СВО; эффективное взаимодействие по совместным задачам, стоящим перед Центром и организациями. Если не будет заинтересованного и добровольного развития ВСП и ПВ в регионах со стороны исполнительной власти, то вопросы обеспечения и развития центров отодвинутся на второй план, произойдет формализация деятельности, во избежание чего необходима систематическая непосредственная связь между инструкторским составом, руководителем региона и руководством головного центра ВСП и ПВ в Москве и РФ. Сотрудничество с исполнительной властью по вопросам совместных мероприятий по воспитательной работе и оказание административной поддержки по проведению военно-спортивных соревнований; освещение совместной работы в СМИ и образовательных ресурсах. Только при наличии в органах исполнительной власти людей с живым умом, нацеленных на повышение и укрепление благосостояния нашей Родины, сотрудничество будет конструктивным и результативным.

• Взаимодействие с образовательными организациями через работу со всей допризывной молодежью, ее пред-профессиональной ориентацией, распространением в социальной среде агитационных материалов мировоззренческого и деятельностного характера, их воспитание и подготовку к реализации миссии потенциальных призывников; комплекс мероприятий с опорой на выступления инструкторов Центров в общеобразовательных школах, приглашение обучающихся в Центр на открытое занятие; при заинтересованности региональной власти — составление совместного плана с образовательными организациями региона; проведение мероприятий на базе образовательных организаций, совместных районных, городских слетов, конкурсов, викторин, лекций на базе других организаций, учебно-тренировочных занятий по начальной военной подготовке с учащимися допризывного возраста, встреч с ветеранами боевых действий и спорта, выдающимися личностями города и региона.

• Взаимодействие с обществом ДОСААФ через обмен опытом, составление совместного плана образовательно-воспитательной деятельности; привлечение инструкторского состава к проведению занятий на внештатной основе; проведение работы среди подростков, посещающих программы ДОСААФ по популяризации программы ВСП и ПВ, организация семинаров, мастер-классов, викторин с изучением и задействованием материально-технической базы ДОСААФ.

• Взаимодействие с силовыми ведомствами через встречи с ветеранами боевых действий, соучастие наставников в подготовке и переподготовке работников силовых структур с обменом опыта СВО; проведение мастер-классов для всех

слушателей, совместных мероприятий с привлечением сотрудников силовых ведомств для популяризации профессий, совместных соревнований по специальной военной подготовке, практических занятий, сборов с использованием вооружения, БТР и другой материальной базы; совместное ведение профессиональной организационной работы, показательных выступлений на базе силовых ведомств и силовых структур.

• Сотрудничество с воинскими частями осуществляется в рамках целе-полагания (ведение профессиональной организационной работы в интересах вооруженных сил РФ): через приглашение ветеранов боевых действий, ветеранов специальной военной операции на встречи с молодыми слушателями для передачи опыта; обмен опытом между наставниками регионов РФ; проведение лекций, экскурсий, мастер-классов и показательных занятий по боевой подготовке, соучастие в разработке аналогов одежды, экипировки, занятий по видам военно-спортивной подготовки с использованием их материально-технической базы, включая обучение по стрелковой подготовке (полиго- 249 ны, оружие, БТР), проведение экскурсий в воинские подразделения для ознакомления с действиями службы, чтобы молодые люди (пред-) и призывного возраста не боялись служить; организация взаимодействия по использованию полигонов, УЖБ по боевой подготовке и военной технике, совместные действия по проведению Дней воинской славы.

Наставники выделяют следующие

особенности привлечения детей, подростков и юношества к образовательно-воспитательным программам ВСП и ПВ: набор контингента осуществляется среди участников военно-спортивных игр и состязаний; привлечение занимающихся через просветительскую деятельность

в образовательных учреждениях, избегая метода принуждения (исключительно на добровольной основе при отсутствии медицинских противопоказаний). Наставникам важно произвести положительное впечатление на занимающихся реализуемыми формами досуговой деятельности в области ВСП и ПВ (поскольку на первом этапе приобщение к ней происходит исключительно из интереса и эмоциональной привлекательности, в которой ее участникам и самим наставникам необходимо будет понять, что подросткам и юношеству интересно) и только после этого формировать через СМИ систему предпочтений, делая направление ВСП и ПВ модным среди молодежи. С одной стороны, важно привлекать физически и психологически здоровых молодых людей, с другой — повышать социализирующее значение данной деятельности через приобщение к ней детей из интернатов и неблагополучных семей; приобщать спортсменов и подростков с мотивированными взглядами на обучение в ВСП и ПВ, формируя патриотический настрой молодежи. Было бы важным подкрепле-250 нием создавать преференции для данного контингента: после получения образования (сертификата) отдавать приоритет данным молодым людям при поступлении в вузы и на работу.

Видение наставниками перспективы охвата контингента, ориентации на количество занимающихся или качество их подготовки отражается в ряде суждений: «важно осуществлять широкий охват допризывной и призывной молодежи, не имеющей медицинских ограничений и противопоказаний, с последующим отсевом, делать упор на воспитательно-образовательное взаимодействие в занятиях теоретической и прикладной направленности, включая соревновательную практику; делать упор

на доступность материала с применением современного технического обеспечения и широкой рекламы, создавая условия отбора кандидатов».

Вопрос преемственности построения и усложнения материала программ с учетом возрастных особенностей и готовности занимающихся к субъектно-трудной деятельности наставниками видится следующим образом: через участие в детских дошкольных культурных мероприятиях; осуществление физической и двигательно-координационной подготовки в условиях неразрывных связей между учителями начального и основного образования, психологами и родителями; через проведение игры «Зарница», военизированных эстафет, выездов в военно-спортивные лагеря, занятий начальной спортивной подготовкой, отбор кандидатов в инструкторский корпус по ВСП и ПВ; привлечение более подготовленных к подготовке и сопровождению менее подготовленных занимающихся.

Видение наставниками результатов своего профессионального труда — «психологического и деятель-ностного портрета» образовывающейся личности (ребенка, подростка, юноши, девушки) в Центре ВСП и ПВ (ее ближайших, среднесрочных, перспективных результатов) следующее: «более стрессоустойчивый к внешним раздражителям, твердо осознающий жизненные ценности; открытый к новому, умеющий воспринимать новую информацию и анализировать ее, мыслить стратегически, выражать и аргументировать свою точку зрения» (республика Бурятия); «должен (-ны) выйти на определённый уровень по физической подготовке, получить прочные знания и вариативные навыки по предметам военной подготовки» (Свердловская область); «интересующиеся новым видом деятельности, знаний, умений; быть

в тренде модных веяний; самореализовываться и самоутверждаться в коллективе сверстников; брать пример с авторитетных личностей Центра ВСП и ПВ, героев Отечества; быть способным защитить себя, свою семью, любимого человека, свою Родину; служить интересам Отечества; систематически развивать свои физические и психологические качества, в том числе в военно-профессиональной деятельности; быть активной личностью при участии в военно-патриотических мероприятиях; любить свое Отечество и уважать традиционные ценности РФ» (Тюменская область); «Ближайшие результаты — ожиданий нет; среднесрочные — формируем основные понятия и требования; перспективные — выполняют нормативы» (Псковская область); «знает основы оказания медицинской помощи, умеет ориентироваться на местности и применять стрелковое оружие, демонстрирует навыки инженерной подготовки и связи. Обладает психологическими качествами и красноречием для проведения просветительских бесед и мероприятий военно-спортивной направленности (Хабаровский край), что отражает в конкретизированных ожиданиях педагогов зрелость личности воспитанника и его социальную ответственность.

Представляя характеристику «психологического и деятельностного портрета» сформированного военно-спортивного педагогического коллектива и исходя из этических соображений, мы не представляем ее по регионам, а обобщенно даем некоторые описания: «дружный, дисциплинированный, скоординированный, с благоприятной атмосферой внутри; с высокой степенью взаимопомощи и взаимовыручки; сплоченный, самоорганизуемый в различных ситуациях, что отражает способность коллектива к организованным действиям с дли-

тельным сохранением психологического комфорта в коллективе; профессиональный коллектив, понимающий значимость своей работы по обучению молодежи и ее патриотическому воспитанию; воинское товарищество на принципах взаимного уважения, взаимопомощи, самоорганизации, профессиональной подготовки; объединенный одной идеей, предан своей семье, Отечеству, готов в любое время выполнить приказ и встать на защиту Родины; способен решать огромный спектр задач с умением обучить, сформировать навыки, способен убедить в правильном и верном пути РФ во главе с лидером государства». В незначительном количестве случаев наставники характеризуют коллектив как «разношерстный, но вместе с тем и «заточенный» на работу на основе ранее приобретенных знаний, умений и навыков, индивидуальных особенностей личности».

Видение наставниками вопроса передачи опыта обучающимся (занимающимся) в Центре ВСП и ПВ своим сверстникам характеризуется следующими особенностями распространения его идей: самый сильный эффект 251 распространения можно получить методом «сарафанного радио», при этом передаваемый образ воспитательной деятельности в центре ВСП и ПВ должен быть положительным и ярким, чтобы новые слушатели хотели попасть на обучение, только так подростки сами будут привлекать друзей и знакомых в Центр; важно распространять информацию через социальные сети, интернет, передавать опыт, знания, умения «от предыдущего поколения к последующему», «от старших к младшим», «от более опытных к менее опытным»; применять принцип «самоуправления» А.С. Макаренко под непосредственным и опосредованным контролем

инструкторско-преподавательского состава Центра; создание Летописи (истории) Центра, передача межпоколенче-ского опыта, обучение воспитанников старшими поколениями; организация и проведение военно-спортивных мероприятий со сверстниками в СОШ, ОУДО и спортивных школах по профильным видам спорта и начальной военной подготовке; реализация совместных воспитательных мероприятий, посвященных Дням воинской славы; важен психолого-педагогический подход, при котором передача осуществляется ненавязчиво через Интернет способом личного общения и выявления более интересного направления сотрудничества.

Для профессионального совершенствования наставников в области ВСП и ПВ важны учебно-методические материалы и рассматриваемые в них вопросы: информационного характера (медиа, видео, фото, иллюстрации, плакаты) в виде образцов и тестовых моделей; брошюры, справочники, программы, адаптированные под местные особенности региона; методики и пособия по предме-252 там обучения (общая психология и педагогика, военно-медицинская психология, тактическая подготовка, военная подготовка, военно-информационная подготовка, подготовка по связи, БПЛА, др.), постоянно обновляемые и дополняемые учебные материалы с новой информацией; разработанные методические подходы к обучению военно-профессиональным действиям и навыкам с учетом возрастных физиологических, включая морфологические, психологические особенности развития подростков, юношей, взрослых; комплексы средств реабилитации в военно-профессиональной деятельности; организационный порядок деятельности руководителя федерального образовательного учреждения с учётом специфики

образовательной организации; методики подготовки к занятиям, методики педагогического анализа, самоанализа эффектов ВСП и ПВ. Вместе с тем на настоящем этапе нет понимания комплекса преподаваемых дисциплин, их учебного объема.

Педагогический анализ запросов о материально-техническом обеспечении военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания для полноценной реализации образовательного процесса позволяет констатировать ряд сформированных позиций и ресурсов развития:

• «Бурятия — сильная духом республика, но: мы хотим развивать и пропагандировать инженерное и конструкторское мышление помимо основных направлений,поскольку технологическая независимость страны — это ее будущее, поэтому материально-техническая база предполагает наличие инженерно-технических мощностей (лабораторий, цехов, оборудования, станков)», что материализует идею мощной страны;

• МТО из перечня ЦРВП Свердловской области должно быть максимально полным с самого начала работы Центров, в противном случае при обучении «на пальцах» заинтересовать подростков вряд ли возможно;

• в Тюменской области ММГ вооружения будет работать Центр оборудования (вооружение и БК) для проведения игр; плакаты по огневой, тактической, инженерной и другим видам подготовки; плакаты и макеты для занятий технической, медицинской подготовкой, необходимый расходный материал (бинты, жгуты, другое); обмундирование и снаряжение для инструкторов и обучающихся; средства связи, автобус, помещение; учебно-материальная база должна в полной мере отвечать образовательной программе с учетом предположительного количества обучаемых, современных потребностей

вооружения, тактики действия подразделений в различных условиях; требуется использование имитационных средств;

в Псковской области требуется: создать автономную (собственную) базу, включая спортивный(е) зал(ы), спортивные городки, полосы препятствий, стрелковые галереи; обеспеченность организационной техникой и мультимедийным оборудованием, иметь статьи расходов, позволяющие проводить выездные мероприятия;

• в Белгородской области процесс ВСП и ПВ зависит от выделения средств на оперативное приобретение материально-технического обеспечения;

• состояние МТО Хабаровского края: наличие тира, бассейна, тактического городка, городка медицинской подготовки, инженерного городка, (примитивной) деревни для тактических игр, классов психологической подготовки; манекенов, оборудования, жгутов, аптечек, что будет характеризовать комплексную готовность к освоению образовательной программы ВСП и ПВ.

Важен вопрос учета региональных особенностей организации ВСП и ПВ (национальных и культурных вопросов, климатических и территориальных условий):

• «наш край богатый, многонациональный, с суровым климатом, важно адаптировать общую программу с учетом всех особенностей Республики Бурятия»;

• «особенности климатических зон Тюменской области, наличие линейной инфраструктуры для реализации проекта; состояние и особенности формирования физических и психологических качеств обучаемых; загруженность образовательных учреждений, исходя из плотности населения, проживающего на территории региона; требуется строить работу ЦВСП и ПВ в тесном сотрудничестве с ветеранскими организациями

войны, труда и службы, лицами, имеющими боевой и добровольческий опыт в вооруженных конфликтах и войнах современности»;

• «понимать, что северо-запад России — Псковская область — это ее форпост, граница с 2 странами НАТО, что требует пристального внимания к процессу военно-спортивной подготовки»;

• «дистанционность образовательной среды обучения в Белгородской области с 2022 г., понимание сущности проживания в приграничье»;

• «северные районы Хабаровского края, их отдаление от центра, климат Хабаровска; процентное отношение гибели на воде и оказание помощи, что актуализирует плавательную спортивную подготовку и военно-спортивную подготовку по обеспечению безопасности жизнедеятельности».

Непосредственное общение и педагогическое взаимодействие с профессиональным сообществом наставников позволяет судить о высокой зрелости их профессиональных взглядов, определенности состоявшейся личностной мировоззренческой позиции, гражданственности, 253 высочайшей социальной ответственности, операционально-технической и эмоционально-волевой готовности к ведению образовательно-воспитательной и просветительской деятельности в среде современных школьников.

Выводы. Представленные выше мировоззренческие позиции педагогов-наставников позволяют заключить, что патриотическое воспитание российских школьников опирается на высокий уровень сформированности патриотического мировоззрения у наставников, организующих образовательную, культурно-воспитательную и просветительскую деятельность в региональных центрах военно-спортивной подготовки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и патриотического воспитания — становящихся центрами идей развития и защиты идеалов государства, общества, страны, Родины каждого гражданина Российской Федерации. Идеологической основой направленности профессиональной деятельности в области спортивной и военно-спортивной подготовки обучающихся выступает государственная позиция педагога-наставника, продемонстрированная в мировоззренческом, идеологическом, прикладном ключе ор-

ганизации вариативных видов военно-спортивной деятельности и формирования личности воспитанника. Первичный отбор органами региональной власти и системы образования для наставничества и руководства Центрами военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания в регионах РФ данных представителей профессионального сообщества позволяет судить о серьезном отношении к вопросам воспитания подрастающего поколения.

254

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Киселева, Н. Наше мышление. URL: https://stihi.ru/2023/03/10/2369?ysclid=lgknj8b6 4x161629446 (дата обращения: 17.04.2023).

2. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 п. 91, 92, 93 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325 792/?ysclid=lgkkar27kf789785920 (дата обращения: 17.04.2023).

3. Зеленков, М.Ю. Характерные черты молодого патриота современной России: монография. М.: Русайнс, 2023. 266 с.

4. Сенченков, Н. Реализация программы гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи в условиях межнациональных патриотических сборов «Кривичи» // Воспитание школьников. 2022. № 5. С. 28-35.

5. Кузьменко, Г.А., Ким, Т.К. Конкретизация деятельности учителя физической культуры и условий ее реализации с учетом актуальных запросов личности и общества // Современные проблемы физического воспитания, спорта и туризма, безопасности жизнедеятельности в системе образования. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Л.И. Костюниной. Ульяновск, 2022. С. 119-126.

REFERENCES

1. Kiseleva, N. Nashe myshlenie [Our Thinking]. Available at: https://stihi.ru/2023/03/10/2369? ysclid=lgknj8b64x161629446 (accessed: 17.04.2023). (in Russ.)

2. Ukaz Prezidenta RF ot 2 iyulya 2021 g. № 400p. 91, 92, 93 "O strategii nacionalnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii" [Decree of the President of the Russian Federation Dated July 2, 2021, No. 400, Paragraphs 91, 92, 93 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/?ysclid=lgkkar27kf78978 5920 (accessed: 17.04.2023). (in Russ.)

3. Zelenkov, M.Yu. Harakternye cherty molodogo patriota sovremennoj Rossii [Characteristic Features of a Young Patriot of Modern Russia: Monograph]. Moscow, Rusajns, 2023, 266 p. (in Russ.)

4. Senchenkov, N. Realizaciya programmy grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya uchashchejsya molodezhi v usloviyah mezhnacionalnyh patrioticheskih sborov "Krivichi" [Implementation of the Program of Civil and Patriotic Education of Students in the Conditions of Interethnic Patriotic Gatherings "Krivichi"], Vospitanie shkolnikov = Education of Schoolchildren, 2022, No. 5, pp. 28-35. (in Russ.)

5. Kuzmenko, G.A., Kim, T.K. Konkretizaciya deyatelnosti uchitelya fizicheskor kultury i uslovir ee realizacii s uchetom aktualnyh zaprosov lichnosti i obshchestva [Specification of the Activity of a Physical Education Teacher and the Conditions for Its Implementation, Taking into Account the Actual Needs of the Individual and Society]. In: Sovremennye problemy fizicheskogo vospitaniya, sporta i turizma, bezopasnosti zhiznedeyatelnosti v sisteme obrazovaniya. Materialy VI Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferencii s mezhdunarodnym uchastiem v 2 ch. Ch. 1 [Modern Problems of Physical Education, Sports and Tourism, Life Safety in the Education System. Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation in 2 parts, part 1], ed. by L.I. Kostyunina. Ulyanovsk, 2022, pp. 119-126. (in Russ.)

Ерина Юлия Игоревна, аспирант, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет, iierina@bk.ru

Yuliya I. Erina, Postgraduate Student, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sports, Department, Moscow Pedagogical State University, iierina@bk.ru

Ким Татьяна Константиновна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет, kim.tatiana8848@yandex.ru

Tatiana K. Kim, ScD in Education, Associate Professor, Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sports Department, Moscow Pedagogical State University, kim.tatiana8848@yandex.ru

Кузьменко Галина Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра теоре- 255 тических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет, kuzmenkoga2010@yandex.ru

Galina A. Kuzmenko, ScD in Education, Associate Professor, Professor, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sports Department, Moscow Pedagogical State University, kuzmenkoga2010@yandex.ru

Кравченко Александр Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности, Московский педагогический государственный университет, av.kravchenko@mpgu.su

Alexander V. Kravchenko, PhD in Education, Associate Professor, Life Safety Department, Moscow Pedagogical State University, av.kravchenko@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 24.05.2023. Принята к публикации 26.06.2023

The paper was submitted 24.05.2023. Accepted for publication 26.06.2023

3/2023

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ XXI " ВЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.