Научная статья на тему 'Идеологическая мощь геополитического актора: сущность, структура, Российская практика'

Идеологическая мощь геополитического актора: сущность, структура, Российская практика Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
177
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОЩЬ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТОР / РЕСУРСЫ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / IDEOLOGICAL POWER / GEOPOLITICAL ACTOR / RESOURCES / GEOPOLITICAL EXPANSION / SOCIAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комлева Наталья Александровна, Саймонс Грэг, Стровский Дмитрий Леонидович

В статье впервые в русскоязычной научной литературе рассматривается проблема сущности и структуры идеологической мощи геополитического актора применительно к российской действительности. Анализируются ресурс, технологии реализации и основные проблемы развития идеологической мощи в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the first time in Russian scientific literature the problem of essence and structure of the ideological power of a geopolitical actor is being considered with regard to modern Russia. The resources and the main technologies of ideological power realization are analyzed. The main problems of development of ideological power in modern Russia are investigated.

Текст научной работы на тему «Идеологическая мощь геополитического актора: сущность, структура, Российская практика»

Геополитика

Наталья КОМЛЕВА, Грэг САЙМОНС, Дмитрий СТРОВСКИЙ

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОЩЬ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО АКТОРА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

В статье впервые в русскоязычной научной литературе рассматривается проблема сущности и структуры идеологической мощи геополитического актора применительно к российской действительности. Анализируются ресурс, технологии реализации и основные проблемы развития идеологической мощи в современной России.

For the first time in Russian scientific literature the problem of essence and structure of the ideological power of a geopolitical actor is being considered with regard to modern Russia. The resources and the main technologies of ideological power realization are analyzed. The main problems of development of ideological power in modern Russia are investigated.

Ключевые слова:

идеологическая мощь, геополитический актор, ресурсы, геополитическая экспансия, социальные технологии; ideological power, geopolitical actor, resources, geopolitical expansion, social technologies.

КОМЛЕВА Наталья Александровна — д.полит.н., профессор; заведующий кафедрой теории и истории политической науки УрФУ

им. Б.Н. Ельцина Komleva1@yandex.ru

САЙМОНС Грэг —

научный сотрудник

департамента

евроазиатских

исследований

университета

г. Упсала (Швеция)

СТРОВСКИЙ Дмитрий Леонидович —

д.полит.н., доцент; профессор кафедры истории журналистики УрФУ

им. Б.Н. Ельцина strovsky@mail.ru

Мощь является одной из базовых категорий геополитической науки, обозначающей конкурентные возможности гео -политического актора в геополитической борьбе, т.е. его реальную способность к геополитическому расширению (экспан -сии). Совокупная мощь геополитического актора, на наш взгляд, определяется объемом и качеством ресурсов и технологий, позво -ляющих ему эффективно осуществлять экспансию во всех типах геополитических пространств. Следовательно, основными элемен -тами структуры геополитической мощи являются: 1) ресурсы; 2) технологии; 3) акторы.

Идеологическая мощь1 геополитического актора сегодня намного важнее всякой другой. Информационно - идеологические войны значительно дешевле «горячих войн», ведущихся в географическом пространстве, а их результаты никогда эффективно не опротесто -вываются и сохраняются неизмеримо дольше, чем результаты воен ных кампаний. Поскольку эти войны протекают без видимых жертв и разрушений, они не умаляют престижа актора- экспансиониста, не отнимают его символический капитал.

Сущность идеологической мощи любого геополитического актора, по нашему мнению, — это реальная способность геопо -литического актора к экспансии в идеологическом пространстве, которая определяется совокупностью его ментальных ресурсов, технических возможностей (технических ресурсов) распростра нения ментальных ценностей, а также технологий воздействия на массовое сознание.

Основные ресурсы идеологической мощи

Отметим наиболее значимые ментальные ресурсы идеологиче -ской мощи:

1) идеология, признаваемая официальной идеологией данного геополитического актора (реже — имеющая юридический статус таковой), выражающая форму и степень осознания национального интереса;

1 Понятие идеологической мощи было введено в научный оборот одним из авторов данной статьи в 2002—2003 гг. См.: Комлева Н.А. Феномен экспансии. — Екатеринбург, Изд-во УрГУ, 2002; Информационная мощь как геополитический фактор // Информационное общество: концепции и тенденции развития : сб. статей. - М. : Изд-во МИРЭА, 2003.

2) духовная культура общества, геополи тическим представителем которой явля ются государство или негосударственный актор;

3) достижения культуры и искусства, отражающих национальный характер и традиционный образ жизни данного социума;

4) спортивные достижения, демонстри -рующие успешность данного социума перед лицом других;

5) доминантное общественное мнение;

6) общая эмоциональная атмосфера данного социума.

Рассмотрим подробнее каждый из названных ресурсов применительно к историческому опыту нашей страны и особенностям ее развития в настоящее время.

1. Официальная идеология является совокупностью ментальных ценностей, производство, сохранение и распростране ние которых поддерживается соответству ющими государственными структурами. Названные ценности обосновывают леги -тимность данной политической системы вообще и данного государства в частности.

Никакая идеология не реализуется успешно, если она не учитывает истори чески обусловленные ментальные цен ности. Так, упрочение коммунистической идеологии в нашей стране изначально не было легитимным, поскольку больше вики в 1917 г. пришли к власти в результате вооруженного переворота. Вместе с тем за короткое время новой власти удалось нивелировать социальную конфликт -ность. Это было достигнуто не только посредством «товарища маузера», но и благодаря стремлению правящей партии выстроить систему идеологических цен ностей в соответствии с запросами массо вой аудитории.

2. Восприятие духовной культуры обще ства невозможно вне таких понятий, как национальный характер и традиционный образ жизни. При этом понятие «нацио нальный характер» относится преимуще ственно к сфере социальной психологии, а понятие «традиционный образ жизни» отражает социальные практики, преобла дающие в данном обществе на протяжении веков. Фиксированные поведенческие стандарты данного общества в значитель ной степени определяют основные формы геополитического поведения государства или крупного негосударственного актора,

представляющего это общество на между народной арене.

Обращаясь к российской духовной куль -туре, нельзя не признать, что она сложи лась как весьма специфическое явление, объединяющее в себе, казалось бы, несо вместимые проявления. С одной стороны, самой культуре был традиционно присущ «экстремальный дух» и отсутствие толе рантности на всех этажах социальной лест -ницы. Основную причину этого русский историк С.М. Соловьев видел в огромном территориальном пространстве страны, «не защищенном природными грани -цами, открытом с востока, юга и запада». Тем самым государство «изначально осуждалось на постоянную, изнуритель ную борьбу, <...> чтобы сохранить глав -ное благо - народную независимость»1. С другой стороны, существенной харак теристикой, определившей эволюцию отечественной духовной культуры, стала своеобразная конвергенция западных и восточных (азиатских) ценностей - евра зийство. Современный исследователь А.С. Ахиезер, характеризуя отечественную практику в различных сферах, ввел даже такое определение, как «социокультурный раскол», который традиционно создавал для России «чрезвычайную опасность»2. На протяжении многих столетий в рос сийском государстве активно утверждала себя совокупность поистине антагонисти ческих черт, что свидетельствует о наличии особого культурного генотипа, постоянно воздействующего на отношения между личностью, с одной стороны, и властью -с другой. Бок о бок существовали и полу -чали дальнейшее развитие идеи духовного раскрепощения человека и деспотизм, стремление к свободе и ярко выражен ная сервильность самосознания, пиетет народных масс к государству и готовность в любой момент разрушить имевшийся правопорядок.

3. Развитие культуры и искусства, отра жающих национальный характер, выра жается в том, что они формируют свои пространства с учетом обозначенных выше духовных ценностей. В советское время культура и искусство, будучи неотъ емлемой частью партийной идеологии,

1 Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. - М., 1984, с. 20.

2 Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России) // Вопросы философии, 1998, № 2, с. 15.

эмоционально усиливали ее воздействие. В современной России заметно отсутствие однонаправленного идеологического век тора, что определяется Конституцией РФ. Обнаруживает себя характерная законо мерность нашего времени - отсутствие жесткой идеологии приводит к возраста нию возможностей творчества, однако не гарантирует его массовое потребление.

4. Спортивные достижения, как и духовные ценности, работают на соз дание бренда нации. Спорт, массовая физическая культура объективно форми руют естественный, не навязанный про ект национальной идеи, основанный на стремлении к победам. Это в полной мере проявило себя в советское время, когда победам наших спортсменов на междуна родной арене придавалось исключитель ное значение.

5. Доминантное общественное мне -ние представляет собой оценку основных процессов и явлений данного социума, преобладающую в массовом сознании. Оно может соответствовать официаль ной идеологии либо расходиться с нею. Доминантное общественное мнение пре допределяет установку на массовое соци альное действие и является, в частности, ментальной предпосылкой как геополи -тического прорыва, так и геополитиче ского сжатия.

6. Общая эмоциональная атмосфера социума может быть выражена в двух противоположных началах - оптимизме и пессимизме, отражающих, соответ ственно, массовое доверие к политиче -скому курсу правящего класса или несо гласие с ним. Оптимистическая эмоцио -нальная атмосфера общества является фактором психологической поддержки, в т.ч. и в отношении геополитических практик, реализуемых правящим клас сом.

Помимо ментальных ресурсов, суще ствуют и материально технические ре сурсы идеологической мощи. Их исполь зование дает возможность максимально воздействовать на общественное созна ние, в значительной степени изменить восприятие привычных идей и установок. Наиболее значимые из них: учреждения образования, науки и культуры; торговые сети по распространению идеологиче ской продукции; типографские и печат ные мощности; радио и телевизионные станции; интернет порталы и веб сайты;

кинопроизводство и кинопрокат; спор тивные сооружения.

Акторы идеологической мощи

В соответствии со структурой ресурсов и технологий идеологической мощи выде -ляются основные акторы идеологиче -ской мощи: институты государственного и негосударственного характера, в той или иной степени управляющие идеоло гическим процессом в данном социуме; деятели искусства и литературы; органи заторы образовательного процесса и пре подаватели; ученые гуманитарии; СМИ.

В современный период ключевым актором идеологической мощи явля ются СМИ. Россия, к сожалению, пока не в состоянии грамотно и продуктивно сформировать собственный бренд нации. В связи с этим на повестку дня встают несколько вопросов. В частности, какие ценности и идеалы ассоциируются в настоящее время с Россией? как страна проводит их в жизнь? каким образом они могут реализоваться в СМИ? Ответы на эти вопросы невозможны вне определе ния политической и информационной стратегий нашего государства, служащих основой для формирования его идеологи ческой мощи. Жизненно важным является модернизационное развитие страны, уход от доминирования сырьевого фактора.

глобальные корпорации как актор идеологической мощи

Реалии XXI в. таковы, что на верху иерархии геополитических акторов нахо дится вовсе не государство (политический институт), а глобальные экономические корпорации (экономический институт). Процесс превращения глобальных корпо раций (ГК) в основного геополитического актора современности резко активизиро -вался в 90 -х гг. прошлого века и завер -шился в течение нулевых годов нынеш него. Этому обстоятельству, на наш взгляд, чрезвычайно способствовал распад СССР и мировой системы социализма. Сведение этакратической экономики стран социа лизма к ничтожному минимуму (КНДР, Куба) превратило либеральную рыноч -ную экономику в глобальный абсолют. Исчезновение коммунистической идео логии в значительной степени снизило глобальную роль государства как геополи тического актора, поскольку идеологиче ская борьба ведется в основном государ

ственными структурами. На первое место в геополитических баталиях вышла эконо -мика, которой эффективнее занимаются ГК, чем государство. Естественно, что для осуществления глобальной экспансии ГК нуждаются также и в развитии идеологи -ческой мощи.

Главная цель ГК - получение прибыли, поэтому основной технологический эле -мент их идеологической мощи - реклама. Основной ментальный ресурс ГК, как и любой экономической корпорации,

- корпоративная идеология. В отличие от официальной идеологии государства, корпоративная идеология содержит цен ности так называемой корпоративной культуры. Прежде всего, это преданность корпоративному бренду и лояльность руководству корпорации. Ключевой эле мент корпоративной идеологии - миссия (обещание) товарного бренда (брендов)1. В данном случае миссия бренда как струк турный элемент идеологической мощи ГК тождественна национальному характеру в структуре идеологической мощи госу дарства. Для реализации своей основной цели - увеличения продаж и прибыли

- ГК активно продвигают свои бренды с помощью спонсирования, в частности, спортивных клубов и отдельных спорт сменов (размещение логотипа бренда или корпорации на спортивных сооруже ниях, спортивной форме и т.п.). Гранты научным коллективам, отдельным сту дентам, образовательным учреждениям также являются специфической формой товарной рекламы. Той же цели служат и премии для деятелей искусства и литера туры, учреждаемые данной корпорацией. Имидж бренда, создаваемый таким спосо бом, тождествен таким элементам струк туры идеологической мощи государства, как доминантное общественное мнение и преобладающая эмоциональная атмос фера социума.

В России подобная практика давно явля -ется фактом общественной жизни. Так, существуют корпоративные стипендии для студентов, все российские спортив ные клубы, литературные премии и пре мии в области искусства имеют своих кор поративных спонсоров. Попечительские

1 Миссия (обещание) бренда - это совокуп ность выгод и преимуществ, которые ожидают получить потребители данного бренда.

советы вузов и учреждений искусства и культуры состоят в основном из предста вителей крупных экономических корпо раций.

Каковы же вероятные тенденции раз -вития глобального процесса замещения мощи государства мощью ГК, в т.ч. и в идеологическом пространстве? Очевидно, станут более частыми и более масштаб ными кампании по увеличению прибы лей ГК, завуалированные некими глобальными общественными интересами (охраной окружающей среды, противо стоянием терроризму и т.д.). Постепенно, но значительно снизится степень защиты прав человека, особенно социально экономических прав. Произойдет расцвет манипулятивных технологий обработки массового сознания, обеспечивающих приход к власти политиков, которые дей ствуют, прежде всего, в интересах ГК. Будет целенаправленно снижаться уро -вень образованности населения и сте пень его информированности о сущности реально происходящих экономических и социальных процессов. Наука постепенно станет сервильной, обслуживая в основ ном интересы ГК. Роль государства будет минимизирована. В ткань гражданского общества будут во все большей степени целенаправленно внедряться структуры симулякры, внешне радеющие об интере сах народа (или конкретной социальной группы, права которой ущемляются), но реально служащие интересам ГК.

В рамках указанных тенденций потреб ность в развитии идеологической мощи ГК резко возрастет. Будут совершенство ваться элементы структуры идеологиче -ской мощи ГК, особенно материально технические и технологические. Те же самые тенденции будут проявляться и в России.

Поскольку развитие мира, и общества в том числе, происходит циклически волновым образом, этап развития соци ума, связанный с господством ГК, через несколько десятилетий постепенно сме нится этапом, характеризующимся подъ -емом, а затем и расцветом совокупной мощи государства как социального инсти тута. Однако это будет уже несколько иное государство, чем то, к которому мы привыкли на современном этапе исто рии человечества, как и ГК предстоящего периода развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.