Научная статья на тему 'Идеологическая функция государства: к вопросу о корректности понятия'

Идеологическая функция государства: к вопросу о корректности понятия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
737
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ИДЕОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цыганкова Дарья Юрьевна

В статье рассматривается вопрос о неоднозначности выделения среди функций государства идеологической функции в контексте содержания статьи 13 Конституции Российской Федерации. В качестве аргументационной части приводятся различные мнения исследователей по данному вопросу. Автор ставит целью акцентировать внимание на приведение в соответствие теоретических исследований в области функций государства формально-юридическому способу толкования существующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеологическая функция государства: к вопросу о корректности понятия»

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА: К ВОПРОСУ О КОРРЕКТНОСТИ ПОНЯТИЯ

В статье рассматривается вопрос о неоднозначности выделения среди функций государства идеологической функции в контексте содержания статьи 13 Конституции Российской Федерации. В качестве аргументационной части приводятся различные мнения исследователей по данному вопросу. Автор ставит целью акцентировать внимание на приведение в соответствие теоретических исследований в области функций государства формально-юридическому способу толкования существующего законодательства.

Ключевые слова: функция государства; идеология; государственная идеология; идеологическая функция государства.

D.Y. Tsygankova

THE IDEOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE: TO A QUESTION OF THE CONCEPT CORRECTNESS

The article raises the question of ambiguity functions of the state allocation of functions in the context of the ideological content of article 13 of the Constitution of the Russian Federation. As part of Argumentation provides various views of scholars on this issue. Article seeks to focus attention on the alignment of theoretical research on functions of the state of formal legal process for the interpretation of existing legislation.

Keywords: state function; ideology; the state ideology; ideological function of the state.

УДК 340.11 Д.Ю. Цыганкова*

Идеологи различных стран на протяжении всего существования человечества ратуют за те ценности, которые на данном этапе развития кажутся оптимальными, выстраивая значимые концепции, приводя весомые доказательства. Крестовые походы, осуществляемые против «неверных», фашизм Германии, боровшийся за «чистоту расы», социалистический режим, стремившийся искоренить экономическое неравенство - все это «идеи, кажущиеся в процессе становления и развития государств наиболее привлекательными, и в то же время выражают недостижимый идеал, который так и остается недостижимым, сколько бы человечество к нему не стремилось» [5, с. 3].

В связи с этим следует отметить, что проблема надлежащей реализации идеологической функции государства и, как сопутствующее, формирование

адекватной правовой идеологии каждого гражданина есть не что иное, как работа на перспективу.

Спорной в этой связи видится лишь формулировка «идеологическая функция государства». Используя формально-юридический метод толкования права, обратимся к высшему с точки зрения юридической силы закону страны. В ч. 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации говорится: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной». Полярная разность в возможных трактовках данной нормы обусловливает неоднозначность отношения специалистов-правоведов к понятию «идеология государства» и, как следствие, возможности обозначения на теоретическом уровне идеологической функции. Так, в указанной выше конституционной норме можно усмотреть конституци-

* Цыганкова Дарья Юрьевна, адъюнкт кафедры теории государства и права Академии управления МВД России. Е-таП:таИсе@^1т © Цыганкова Д.Ю., 2011

онный запрет на поддерживаемую государством идеологию в принципе. Такой взгляд обозначает непринятие государственной идеологии как таковой на законодательном уровне.

Однако, как справедливо отмечает А.Ф. Байков, любая конституция - это не только основной правовой, но и политический закон. Политика вне идеологии бессмысленна [1, с. 25].

Р.В. Енгибарян и Ю.В. Тадевосян в этой связи отмечают: «отказ от былой сверхидеологизации, сверхклассовости советских конституций не должен приводить к отрицанию всякой связи конституции с идеологией в современном демократичном обществе и государстве» [2, с. 17].

Однако более верной представляется позиция А.И. Овчинникова, критикующего точку зрения, в соответствии с которой «истинное» правовое мышление должно быть деидеологизировано [6, с. 209].

Характеристика функции государства в качестве идеологической предусматривает определенное ее содержание. Идеологическая функция государства неразрывно связана с идеологией. Идеология в толковом словаре русского языка определяется как «система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество» [7, с. 237].

В юридической литературе даются различные, но в целом не противоречащие друг другу понятия идеологии.

Так, А.И. Яковлев утверждает, что «идеологию можно определить как духовно-практическое образование, как совокупность мировоззренческих взглядов и практических действий, направленных на реализацию в жизни интересов и потребностей различных классов и социальных групп» [8, с. 25].

С.Г. Кара-Мурза определяет идеологию как «комплекс идей и концепций, с помощью которых человек понимает общество, социальный порядок и самого себя в этом обществе» [4, с. 5].

Если же говорить об идеологии применительно к деятельности государства, то ее определение лишь как системы идей представляется неточным. В частности, А.А. Зиновьев справедливо отмечает, что идеи не сами по себе, не в силу лишь своего содержания внедряются в общественное сознание, существует особый механизм их выработки и внедрения [3, с. 244].

В этой связи представляется целесообразным согласиться с точкой зрения А.И. Клименко, который предлагает под идеологией применительно к деятельности государства понимать «систему, состоящую из двух подсистем. При этом первая - это иерархически выстроенное содержание идеологии: идеи, имеющие непосредственное ценностное деятельно-установочное значение, а вторая - механизм, при помощи которого носитель - транслятор идеологии внедряет положения своей идеологии в общественное сознание и оказывает влияние не только на идеологию (в первом смысле), но и на психологию как на уровни общественного сознания» [5, с. 16].

Все обозначенное выше предполагает наличие среди функций государства, в том числе, и идеологической. Более того, идеологическая функция занимает особое место в системе функций государства: поскольку реализация любой функции государства имеет идеологический аспект, от эффективности осуществления идеологической функции зависит эффективность всех иных функций государства.

Содержание и цель идеологической функции государства обусловлены сущностью его самого. А сущность государства - это власть. Там, где существует феномен властвования, закономерно присутствует идея власти, которая выступает как его отражение или объяснение и обоснование. То есть сущность идеологической функции заключается в объяснении и легитимации существующего социального порядка. А вот легитимная власть всегда подразумевает идею ответственности, что крайне актуально в любом случае при разговоре о государственной власти, государственном аппарате и возможностях государственного воздействия, и тем актуальнее в настоящее время, при получивших вполне конкретные очертания тенденциях глобализации, информатизации и построении современного гражданского общества.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что теоретические рассуждения по любой проблеме бесперспективны и бесполезны, если не имеют своей целью решение конкретных практических задач и подчеркнутой прогностической направленности. Думается, что вопрос об идеологической функции государства в контексте быстро развивающегося современного общества является весьма актуальным и требующим соответствующего отклика в научном мире.

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

6. 7.

Байков А.Ф. Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства: дис... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2006. - 176 с.

Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. О некоторых дискуссионных теоретико-методологических вопросах курса конституционного права (читая новейшую учебную литературу) // Государство и право. - 2001. - №1. - С. 14-25.

Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. - СПб.: Астрель, 2008. - 576 с.

Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. - М.: Алгоритм, 2002. - 256 с.

Клименко А.И. Взаимосвязь правового и социалистического сознания в осуществлении

идеологической функции государства: дис. канд. юрид. наук. - М., 2005. - 200 с.

Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. Ростов-н/Д: Изд-во Рост.

ун-та, 2002. - 288 с.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - М., 1997. - 944 с.

Яковлев А.И. Государственная идеология. - Калуга: Облиздат, 2001. - 315 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.