Научная статья на тему 'Идеократия в трактовке Н. С. Трубецкого'

Идеократия в трактовке Н. С. Трубецкого Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ-ПРАВИТЕЛЬНИЦА / ИДЕОКРАТИЯ / IDEOCRACY / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ВЛАСТИ / PERSONIFICATION OF POWER / АВТАРКИЯ / AUTARCHY / ЕВРАЗИЙСТВО / EURASIANISM / RULLING IDEA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Малиева Т.И.

В идеократии Н.С.Трубецкого идея-правительница и персонифицированная власть связаны онтологически. Нравственная деградация правящего класса приводит к небытию идеи-правительницы, ставя под сомнение законность социального и императивность духовного субстратов. Только в идеократическом государстве рассогласованность идеи – правительницы и правящего класса является предпосылкой небытия государства. В настоящее время Россия делает осторожные шаги по проектированию союза государств на евразийском пространстве в новых более сложных условиях. Критически переосмысливается постперестроечной опыт России, стартовавшей с понижения идеальных устремлений общества, с переоценки исторически сложившейся системы ценностей. Идеи Н.С. Трубецкого о приоритете в обществе надматериальных (надэкономических) целей, о будущем России, как державы евразийской, самобытной и самодостаточной могут быть востребованы в контексте проектирования нового евразийского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOCRACY IN REPRESENTATION OF N.S. TRUBETSKOY

The ruling idea and personified power are connected ontologically in the ideocracy of N.S. Trubetskoy. The moral degradation of the ruling class leads to the non-existence of ruling idea, questioning the legitimacy of social and imperativeness of spiritual substrata. The discrepancy between the ruling idea and the ruling class is a prerequisite for the non-existence of the state only in an ideocratic state. At present time, Russia is taking cautious steps to design a union of states in the Eurasian area in new more difficult conditions. The post-perestroika experience of Russia, which started with the lowering of the ideal aspirations of society, with a reassessment of the historically established system of values, is critically reexamined. Ideas of N.S. Trubetskoy about the priority of supermaterial (supereconomic) goals in society, about the future of Russia as a Eurasian, original and self-sufficient power can be in demand in the context of the design of a new Eurasian space.

Текст научной работы на тему «Идеократия в трактовке Н. С. Трубецкого»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.161 Малиева Т.И.

ORCID: 0000-0003-1712-247X, Кандидат философских наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова ИДЕОКРАТИЯ В ТРАКТОВКЕ Н.С.ТРУБЕЦКОГО

Аннотация

В идеократии Н.С.Трубецкого идея-правительница и персонифицированная власть связаны онтологически. Нравственная деградация правящего класса приводит к небытию идеи-правительницы, ставя под сомнение законность социального и императивность духовного субстратов. Только в идеократическом государстве рассогласованность идеи - правительницы и правящего класса является предпосылкой небытия государства. В настоящее время Россия делает осторожные шаги по проектированию союза государств на евразийском пространстве в новых более сложных условиях. Критически переосмысливается постперестроечной опыт России, стартовавшей с понижения идеальных устремлений общества, с переоценки исторически сложившейся системы ценностей. Идеи Н.С. Трубецкого о приоритете в обществе надматериальных (надэкономических) целей, о будущем России, как державы евразийской, самобытной и самодостаточной могут быть востребованы в контексте проектирования нового евразийского пространства.

Ключевые слова: идея-правительница, идеократия, персонификация власти, автаркия, евразийство.

Maliyeva T.I.

ORCID: 0000-0003-1712-247X, PhD in Philosophy, Associate Professor, North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov.

IDEOCRACY IN REPRESENTATION OF N.S. TRUBETSKOY

Abstract

The ruling idea and personified power are connected ontologically in the ideocracy of N.S. Trubetskoy. The moral degradation of the ruling class leads to the non-existence of ruling idea, questioning the legitimacy of social and imperativeness of spiritual substrata. The discrepancy between the ruling idea and the ruling class is a prerequisite for the non-existence of the state only in an ideocratic state. At present time, Russia is taking cautious steps to design a union of states in the Eurasian area in new more difficult conditions. The post-perestroika experience of Russia, which started with the lowering of the ideal aspirations of society, with a reassessment of the historically established system of values, is critically reexamined. Ideas of N.S. Trubetskoy about the priority of supermaterial (supereconomic) goals in society, about the future of Russia as a Eurasian, original and self-sufficient power can be in demand in the context of the design of a new Eurasian space.

Keywords: rulling idea, ideocracy, personification of power, autarchy, Eurasianism.

Введение. Н.С.Трубецкой - один из основателей евразийской идеологии, причисляемой к «наиболее интересным и самобытным течениям русской философской мысли послереволюционных лет» [2, С. 105-106]. Крах исторической России и белого движения Н.С.Трубецкой рассматривал в контексте идей, объединяющих различные структурные составляющие российского общества. Дистанцируясь от идеологии и политики большевиков, он, тем не менее, отдавал должное их исторической победе. Она ими заслужена, поскольку «в отношениях с народами Востока большевики отказались от высокомерного тона европейской империалистической страны..., стараются внушить этим народам сознание естественной культурной солидарности России и Востока», то есть ведут политику органичную «живой, исторической России». По его мнению, «азиофильская ориентация русской внешней политики есть единственная естественная для России ориентация». Одобрительно он отзывался также о создании Красной Армии, заложившей фундамент будущей русской национальной армии [3]. Но к идее пролетарской солидарности относился критически, считая, что она не будет долговечной. Время сгладит классовые различия, возобладают националистические чувства. Обуржуазивание (олигархизация) пролетарской власти, ее перерождение неизбежно приведет к сепаратизму. В целом замену национального субстрата государственности субстратом классовым он считал не совсем удачной [5, С. 378]. СССР и будущую Россию-Евразию рассматривал как разные по

своему совершенству формы государства идеократического типа.

Основная часть.

Под идеократией Н.С. Трубецкой имеет в виду политический строй, в

котором правящий слой предан одной общей идее-правительнице, монопольно определяет политическую, хозяйственную и культурную жизнь, ограничивая вмешательство в эти сферы неподконтрольных ему факторов, например, частного капитала [4]. В идеократическом государстве идея, претендующая на место идеологии и персонифицированная власть, связаны онтологически. Идея - правительница, чтобы быть таковой, предъявляет особые требования к правящему классу, а правящий класс во имя идеи, демонстрирует постоянную мобилизованность и жертвенность, расцениваемые гражданами как морально ценные поступки. Бытие идеи - правительницы предполагает бытие правящего класса. Но не в статусе эгоцентрической элиты, защищающей своекорыстные интересы, а в статусе служителей, свободных от личных, классовых и национальных эгоизмов. Нравственная деградация правящего класса приводит к небытию идеи-правительницы, ставя под сомнение законность социального и императивность духовного субстратов.

Необходимо отметить, что к правящему классу в любом государстве предъявляются высокие моральные требования. Но только в идеократическом - нравственная и политическая рассогласованность идеи - правительницы и правящего класса является предпосылкой небытия государства. Недееспособность правителя переносится на всю социально-политическую систему, объявляемую также в корне недееспособной. Причины разрушения СССР нельзя понять вне этого обстоятельства. Подрыв веры во власть, которая персонифицировалась с недееспособностью Генсека (брежневский период), а затем с легковесностью первого Президента СССР, является одной из причин

распада страны. И, наоборот, дееспособность Президента Российской Федерации В.В.Путина, с деятельностью которого, справедливо увязывается подъем России, актуализирует в народе веру в будущее страны и определяет ее относительную устойчивость. Экзистенциальное здоровье граждан более чем экономическое, определяет устойчивость государства. Вместе с тем, персонификация власти является и силой, и уязвимым местом идеократии, предъявляющей высокие требования к властной элите.

Качество государственного строя, по Н.С.Трубецкому, в большей степени зависит не от формы правления, а от государственного деятеля. В этом плане можно усмотреть общее между Н.С.Трубецким и Аристотелем. Последний из трех необходимых государственному деятелю качеств - сочувствие существующему государственному строю, наличие способностей к выполнению своих обязанностей и добродетелей - два первых считал приоритетными, хотя и признавал риск перерождения государственного деятеля при отсутствии соответствующей добродетели [1,с.548]. В этом контексте запрет на вхождение в правящую элиту лицам, имеющим двойное гражданство, является логичным.

Идеократия, как тип государственного образования, в трактовке Н.С.Трубецкого, не может быть исключительно классовым, этнонациональным или общечеловеческим. «Стимулом морального поведения не может быть ни класс, ни этнос, ни человечество» [4]. Социалистическая или этно-национальная идея отвергается Н.С.Трубецким, по причине ее узости, направленности на защиту какой-либо одной части общества, то есть «расширенным своекорыстием». Человечество также не может быть таковым в силу отсутствия признаков индивидуального бытия. Носителем идеи-правительницы может быть только особый мир-государство, «конкретное человечество», целью которого является благо всех, входящих в него народов при предполагающем подавлении «всякого рода эгоцентрических самопревозношений». [4]. «Конкретное человечество» Н.С.Трубецкого многонародно и многонационально, «биологическое разнообразие» которого снимается (в гегелевском значении этого слова) в процессе «духовного, культурного родства и общности судьбы» [4]. «Конкретное человечество» Н.С. Трубецкого и есть Россия-Евразия, особый тип «срединной», по терминологии П.Н. Савицкого, цивилизации. Идеократия и евразийство взаимодополняющие характеристики исторического развития России, отразившие вековую российскую традицию идентифицировать себя не по крови, а по культуре и государственной принадлежности.

Идеократия требует, согласно Н.С.Трубецкому, плановое ведение хозяйства, государственное регулирование духовной жизни, невмешательство иностранного капитала, что выполнимо лишь в условиях автаркии идеократического государства. На первый взгляд, кажется что, автаркия и глобализация, взаимно исключают друг друга. Однако здесь речь идет не о закрытости системы или замкнутости ее на саму себя, но о самодостаточности и минимальной зависимости от окружающей внешней среды.

Максимализм российского государства, ее тотально-соборный характер, по мнению Н.С.Трубецкого оправдан. Он сформировался в процессе освоения огромной территории, в результате перманентной защиты от внешних врагов (как отмечал еще А.Тойнби, даже экспансия России носила оборонный характер) и как противовес национальной, культурной, конфессиональной полифоничности. Он также оправдан близостью ее к населению. Идеократия - это социальное государство. Л. Люкс в связи с этим отмечает, что представление о государстве, как залоге всеобщей гармонии, сохраняются в нашем обществе и по сей день. И если протесты против государства имели место, то это вызвано тем, что оно (государство) «не справлялось с этой задачей»[2,с.108].

Заключение. Идеократия Н.С.Трубецкого представляет собой особый мир. Его существенными характеристиками являются хозяйственно-экономическая самодостаточность, культурное богатство и разнообразие, единое месторазвитие, общность исторических судеб народов его населяющих и наличие идеи-правительницы. Последняя должна органично соответствовать историческим формам русской жизни, обладать действенным патриотизмом, быть направленной на созидание общего блага. Н.С.Трубецкой считал, что

успехи большевиков по собиранию исторической России увенчались успехом

благодаря наличию объединительной идеи, хотя и недолговечной в силу ее эгоистически классового характера. В настоящее время Россия делает осторожные шаги по проектированию союза государств на евразийском пространстве в новых более сложных условиях. Идет поиск новой парадигмы мышления. Критически переосмысливается постперестроечной опыт России, стартовавшей с понижения идеальных устремлений общества, с переоценки исторически сложившейся системы ценностей. Идеи Н.С. Трубецкого о приоритете в обществе надматериальных (надэкономических) целей, о будущем России, как державы евразийской, самобытной и самодостаточной могут быть востребованы в контексте проектирования нового евразийского пространства.

Список литературы / References

1. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т.4 / Аристотель; общ. ред. А.И. Доватура .- М.: Мысль, 1984.- 830 с.

2. Люкс Л. Евразийство / Л. Люкс // Вопросы философии. - 1993.- №6.- С.105-114.

3. Трубецкой Николай. Евразийство и белое движение [Электронный ресурс] / Николай Трубецкой // -URL: http://www. RoyalLib. com>book/trubetskoy ...evraziystvo_i_beloe... (дата обращения: 15.02.2017).

4. Трубецкой Н.С. Об идее-правительнице идеократического государства [Электронный ресурс] / Н.С. Трубецкой // URL: http://www. umilevica. kulichki.net>Трубецкого>tns16.htm. (дата обращения: 10.03.2017).

5. Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм / Н.С. Трубецкой //Русская идея. М.: Айрис-Пресс - 2002. -С.372- 385.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Aristotel'. Sochinenija [Works]. In 4 vols, V.4 / Aristotel'.; Ed. by A.I. Dovatur. - M.: Mysl', 1984. - 830 p. [in Russian]

2. Ljuks L. Evrazijstvo [Eurasianism] //Voprosy filosofii [Questions of philosophy].- 1993. -№ 6. - P. 105-114. [in Russian]

3. Trubeckoj Nikolaj. Evrazijstvo i beloe dvizhenie [Eurasianism and the white movement]. [Electronic resours] / Nikolaj Trubeckoj. - URL: http://www. RoyalLib. com>book/trubetskoy ...evraziystvo_i_beloe...(accessed: 15.02.17) [in Russian]

4. Trubeckoj N.S. Ob idee-pravitel'nice ideokraticheskogo gosudarstva [The ruler- the idea of ideocratic state]. [Electronic resours] / N.S. Trubeckoj // URL: http://www. umilevica. kulichki.net> Trubetskoy >tns16.htm. (accessed: 10.03.2017) [in Russian]

5. Trubeckoj N.S. Obshheevrazijskij nacionalizm[Pan-Eurasian nationalism] / N.S. Trubeckoj // Russkaja ideja [Russian idea.]. M.: Ajris-Press - 2002. - P. 372- 385[in Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.151 Пряхин Н.Г.

ORCID: 0000-0003-3129-741X, Кандидат философских наук, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики НРАВСТВЕННОСТЬ В БРЕНДЕ И РЕКЛАМЕ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ И ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Аннотация

В работе дается определение бренда и рекламы; обозначается современное значение бренда и рекламы; утверждается то, что бренд и реклама, почти всегда, влияют на эмоции и ассоциации личности/общества только для получения прибыли, формирования ложного, т.е. не связанного напрямую с свойствами товара/услуги, образа; рассматривается влияние легенды в рекламе и бренде на человека; определяется значение нравственности, в легенде бренда и рекламы, для гармонизации современного социально-антропологического пространства.

Ключевые слова: бренд, нравственность, реклама, рекламная легенда.

Pryakhin N.G.

ORCID: 0000-0003-3l29-741X, PhD in Philosophy, Saint-Petersburg University of Management Technology and Economics MORALITY IN BRAND AND ADVERTISING (SOCIAL, PHILOSOPHICAL, PHILOSOPHICAL

AND ANTHROPOLOGICAL ANALYSIS)

Abstract

The paper defines a brand and advertisement; the modern meaning of a brand and advertisement is indicated; it is claimed that a brand and advertisement, almost always, affect the emotions and associations of the individual/society only in order to make a profit and to form a false image (not directly related to the properties of the product/service); the influence of a legend over a person in advertisement and brand is considered; it is determined the importance of morality, in the legend of a brand and advertisement for the harmonization of modern social and anthropological space.

Keywords: brand, morality, advertising, advertising legend.

В современном социально-коммуникативном мире роль рекламы и бренда трудно переоценить, поскольку каждый товар является частью определенной торговой марки или фирменного знака. Образы, включаемы в бренд/рекламу оказывают сильнейшее морально-психологическое влияние на человека, личность и общество. Именно поэтому актуализируется нравственная проблема - фактор ненасилия в исследовании антропологического и социального пространства современности

Брэнд (brand), торговая марка - это название, термин, знак, символ, рисунок, целью создания которых -идентифицировать продукт и дифференцировать его от продуктов конкурентов. Реклама (от лат. reclamare, что означает «кричать») — это однонаправленная форма коммуникации, с целью и увеличения спроса и усиления внимания к объекту/предмету рекламирования. Главная функция рекламы — трансляция информации от рекламодателя к целевой аудитории. Реклама соединяет в себе основные виды искусства и, некоторые виды науки: логики, философии, психологии, математики, статистики, социологии и маркетинга.

Одной из характеристик бренда/рекламной легенды является их социально-антропологическая ценность, т.е. формируемые ими эмоции; созданные история; определяемая общественная значимость, относительно других торговых марок и историй, вызываемые потребности и ассоциации у целевой группы. Именно социальной ценностью бренда/рекламной легенды объясняется причина, из-за которой потребители предпочитают выбирать определенный бренд, сравнивая товары имеющих одинаковую стоимость и качество, или отдают предпочтение товару с большей стоимостью, но с другой социально-антропологической рекламной легендой, чем товары конкурентов. Легенда и история торговой марки, во многом, создается, что бы удовлетворить эмоциональные, ассоциативные и другие антропологические потребности целевой группы. Следовательно, люди часто покупают не столько товар, сколько социальную историю бренда, рекламную легенду, частью которой они хотят стать. В этой связи возникает вопрос о соответствии бренда и рекламной легенды общественным нравственно-этическим критериям. Как совместить нравственные требование уважать личность, индивидуальность человека, а так же социально значимые ценности, потребности и экономическую обоснованность эффективности производства товара/услуги?

Во-первых, легенда бренда и рекламы, с точки зрения нравственности, может быть конструктивной и деструктивной. Образы, способные вызвать у человека оптимизм и альтруизм; эмоции гармонизирующие психику и нервную систему; отношение к другому; мотивацию к ведению здорового образа жизни; стремление быть успешнее; улучшающие микроклимат в семье и др. - являются конструктивными. Например, рекламная компания бренда CocaCola включает слоганы: «Все будет «Coca-Cola»», «Счастливый символ добродушного образа жизни» и др., пробуждают позитивные эмоции. К деструктивным относятся эмоции вызывающие внутри личностное, межличностное и межгрупповое насилие, нетерпимость, нацизм, бессмысленность существования жизни, разрушение мирного сосуществование индивидов и социальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.