Научная статья на тему 'ИДЕНТИТАРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ НА ЦЕННОСТНЫЙ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В СТРАТЕГИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2015 И 2021 ГОДОВ'

ИДЕНТИТАРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ НА ЦЕННОСТНЫЙ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В СТРАТЕГИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2015 И 2021 ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации / политика идентичности / идеология / стратегическое планирование / государственный суверенитет в культурной / идейно-политической и ценностной сферах
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сургуладзе В.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИДЕНТИТАРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ НА ЦЕННОСТНЫЙ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В СТРАТЕГИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2015 И 2021 ГОДОВ»

Сургуладзе В.Ш.

к.филос.н., генеральный директор ООО «СТК», докторант Департамента политологии Факультета социальных

наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ

bafing@mail.ru

ИДЕНТИТАРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ НА ЦЕННОСТНЫЙ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В СТРАТЕГИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2015 И 2021 ГОДОВ

Ключевые слова: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, политика идентичности, идеология, стратегическое планирование, государственный суверенитет в культурной, идейно-политической и ценностной сферах.

Сравнительный анализ стратегий национальной безопасности Российской Федерации 2015 и 2021 годов, контент-анализ понятийного аппарата указанных документов стратегического планирования в части обеспечения информационного, социокультурного и ценностного суверенитета даёт основания констатировать усиление тренда на укрепление государственного суверенитета России на базе поддержания традиционных духовно-нравственных ценностей, предотвращения негативных последствий вестернизации. Одна из наиболее важный тенденций идейно-политического и государственного строительства в данном контексте - наблюдающийся отход Российского государства от западно-центричной внешней политики и ориентация на внутренние силы и ресурсы стратегического развития. Сравнительный анализ стратегий национальной безопасности 2015 и 2021 годов демонстрирует факт последовательной гармонизации принципов, установок и содержания комплекса целеполагающих документов государственного стратегического планирования в части укрепления всех измерений государственного суверенитета.

Государственный переворот 2014 года на Украине и череда, прошедших в разных регионах мира, поддержанных коллективным Западом, «цветных» революций, рост международной напряжённости, военного, политического, экономического (санкционного) и информационного давления на Российскую Федерацию, активность внешнеполитических акторов, направленная на разрушение духовно-нравственных ценностей и подрыв политической и социальной стабильности1 государства привели к усилению внимания российских властей к обеспечению национальной безопасности в информационно-идеологической сфере. Указанные факты были зафиксированы в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2015 года и существенно переосмыслены и акцентированы в редакции документа, подписанного Президентом В.В. Путиным 2 июля 2021 года.

В определении понятия «обеспечение национальной безопасности» как в редакции Стратегии национальной безопасности 2015, так и в редакции 2021 года выделены информационные и организационные меры в соответствующей сфере2. В Стратегии национальной безопасности 2015 года к области стратегических национальных интересов, стратегических национальных приоритетов относилась сфера культуры3, которой был посвящён отдельный подраздел4. В редакции Стратегии 2021 года особо выделены стратегические национальные приоритеты: «защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» и «информационная безопас-ность»5.

В Разделе III «Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты» документа 2021 года наряду с указанием на необходимость укрепления, сохранения и развития традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культурного и исторического наследия6 появился пункт, оговаривающий «развитие безопасного информационного пространства» и защиту российского общества от «деструктивного информационно-психологического воздействия» .

1 Статья 43 подраздела «Государственная и общественная безопасность» Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2015.

2

Статья 6 Раздела I. Общие положения, 2015; Часть 4) Статьи 5 Раздела I. Общие положения, 2021.

3

Статьи 30 и 31 Раздела III. Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты, 2015.

4 Культура. Статьи 76-82 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2015.

5 Части 8) и 4) Статьи 26 Раздела III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты, 2021.

6 Статья 30 Раздела III. Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты, 2015; Часть 7) Статьи 25 Раздела III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты, 2021.

7

Часть 4) Статьи 25 Раздела III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты, 2021.

Смещение акцента с вооружённой обороны и экономической безопасности в гуманитарную сферу

Важным отличием обновлённой Стратегии стало заметное смещение акцента с вооружённой обороны и экономического детерминизма в гуманитарную, социокультурную сферу сбережения народа России и развития человеческого потенциала1. В основу обеспечения национальной безопасности в Стратегии 2021 года положен моральный фактор, приоритет безопасности в духовно-нравственной, ценностной сфере, без которого не может быть эффективной обороны в сфере военной. В Стратегии учитывается взаимообусловленность социально-экономического, материального прогресса, безопасности и сохранения идентичности, самосознания общества.

Показательна формулировка Статьи 28 Раздела IV: «Народ является носителем суверенитета Российской Федерации и её главным достоянием. Российские духовно-нравственные идеалы и культурно-исторические ценности, талант народа лежат в основе государственности и являются фундаментом для дальнейшего развития страны»2.

Часть 14) Статьи 33 оговаривает значение для обеспечения национальной безопасности государства обучения и воспитания детей и молодёжи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей .

В разделе Стратегии, посвящённом обороне страны4, появились пункты, оговаривающие идейно-политические аспекты обеспечения государственной безопасности, необходимость поддержания «на высоком уровне морально-политического и психологического состояния личного состава, правопорядка и воинской дисциплины в Вооружённых Силах, других войсках, воинских формированиях и органах»5, военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе6.

Усиление внимания российских властей к обеспечению государственной безопасности в «мягком» измерении проявилось в появлении в Стратегии национальной безопасности 2021 года отдельного подраздела «Информационная безопасность»7, в котором констатируется расширение использования «информационно-коммуникационных технологий для вмешательства во внутренние дела государств, подрыва их суверенитета и нарушения территориальной целостности»8, фиксируются угрозы деструктивного воздействия посредством современных технологий на молодёжь9, стремление транснациональных корпораций сохранить монопольное доминирование в сети Интернет, возможности цензурирования и блокировки альтернативных Интернет-платформ10, политически мотивированное искажение исторических фактов, происходящих в России и мире событий11.

Информационная безопасность рассматривается в Стратегии 2021 года не только в «мягком», но и в техническом, технологическом, цифровом измерении, в контексте уязвимости российских информационных ресурсов и объектов критической информационной инфраструктуры вследствие использования иностранных информационных технологий и телекоммуникационного оборудования12. Целью обеспечения информационной безопасности провозглашается укрепление суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве13.

Среди шестнадцати задач необходимых для достижения цели обеспечения информационной безопасности выделяются развитие сил и средств информационного противоборства14, противодействие деструктивному пропагандистскому и информационному воздействию на граждан и общество15, «доведение до российской и международной общественности достоверной информации о внутренней и внешней политике Российской Федерации»16.

Фактом, обозначившим заметный поворот в сторону защиты ценностного суверенитета и национальной безопасности государства в информационной сфере, стало появление в Стратегии национальной безопасности 2021 года подраздела «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти »17. С точки зрения реализации государственной политики идентичности данный подраздел можно считать ключевым, заключающим в себе мировоззренческие установки российского общества и государства. В этой части документа констатируется обусловленное высоким уровнем социально-экономического и технологического развития, пропагандой свободы личности, вседозволенности и общества потребления разрушительное воздействие на семейные ценности, институт брака, религиозные устои, подчёркиваются угрозы утраты человечеством традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов.

1 Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала. Статьи 28-33 Раздела IV. Обеспечение национальной

безопасности, 2021.

2

Статья 28 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

3

Часть 14) Статьи 33 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

4 Оборона страны. Статьи 34-40 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

5 Часть 12) Статьи 40 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

6 Часть 13) Статьи 40 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

7 Информационная безопасность. Статьи 48-57 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

8 Статья 49 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

9 Статья 52 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

10 Статья 53 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

11 Статья 53 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

12 Статья 55 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

13

Статья 56 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

14 Часть 10) Статьи 57 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

15 Части 11) и 12) Статьи 57 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

16 Часть 15) Статьи 57 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

17

Статьи 84-93 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

Ориентация на обеспечение культурного суверенитета на базе поддержания традиционных для России духовно-нравственных ценностей и предотвращение негативных последствий вестернизации

Значительное место в Стратегии 2021 года уделено проблеме сохранения культурного суверенитета в условиях насаждения чуждых историческим традициям и опыту предшествовавших поколений народов России реформ в области образования, науки, культуры, религии, языка. Констатируются угрозы утраты Российской Федерацией культурного суверенитета в результате вестернизации культуры, фальсификации российской и мировой истории. Впервые в текст Стратегии национальной безопасности вводится понятие «вестернизация», употребляемое в контексте информационно-психологических диверсий, угрожающих культурному суверенитету1.

В Стратегии 2015 года подраздел «Культура» (статьи 76-82) раздела IV «Обеспечение национальной безопасности» носил более обобщающий характер и был одним из последних. В документе 2021 года угрозы в ценностной и информационной сфере были концептуально переосмыслены, представлены в более развёрнутой и систематизированной форме. В Стратегии появились новые подразделы - «Информационная безопасность» (статьи 48-57) и «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» (статьи 84-93). Таким образом идейно-политические задачи обеспечения культурного и ценностного суверенитета были выведены на новый уровень, получили усиленное звучание и самостоятельное сущностное значение, обрели характер ключевых приоритетов государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности государства.

Важным концептуальным отличием Стратегии 2021 года стало смещение акцента со ставшей традиционной экономической повестки на более комплексную постановку задач обеспечения безопасности и самодостаточности развития государства. Так, например, в Стратегии подраздел, посвящённый информационной безопасности, предшествует подразделу «Экономическая безопасность» (статьи 58-67).

Впервые в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации Соединённые Штаты Америки фактически названы центром глобальной антироссийской информационной борьбы: «Традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности подвергаются активным нападкам со стороны США и их союзников, а также со стороны транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих неправительственных, религиозных, экстремистских и террористических организаций», оказывающих «информационно-психологическое воздействие на индивидуальное, групповое и общественное сознание путём распространения социальных и моральных установок, противоречащих традициям, убеждениям и верованиям народов Российской Федерации»2.

Статья 90 констатирует, что веками формировавшиеся базовые духовно-нравственные и культурно-исторические ценности российского общества являются основой, позволяющей сохранять и укреплять суверенитет государства и обеспечивать дальнейшее развитие социума.

В Стратегии 2021 года указываются традиционные для российского общества духовно-нравственные ценности, среди которых отмечаются: патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, семейные ценности, ценности гуманизма, справедливости, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения, исторической памяти, преемственности поколений и единства народов России3. Государственная политика идентичности Российской Федерации, в соответствии с документом, основывается на поддержании общероссийского гражданского самосознания, предполагающего защиту «традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» .

Данные положения Стратегии развивают ориентацию документа 2015 года, в котором также выделялись ценности коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории и приверженность традиционным нормам нравственности, поддержанию общероссийской идентичности5. В Стратегии 2015 года выделялись угрозы национальной безопасности в области культуры, среди которых отмечалась внешняя культурная информационная экспансия, включающая распространение низкокачественной продукции массовой культуры, попытки размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей и единства многонационального народа России, пропаганду вседозволенности, нетерпимости, попытки фальсификации российской истории и подрыва в мире позиций русского языка и культуры6. Ставилась задача защиты российского общества от деструктивного пропагандистского и информационного воздействия зарубежных структур7.

В качестве механизмов обеспечения национальной безопасности и достижения стратегических целей в сфере культуры в Стратегии 2015 года выделялись государственная культурная, национальная, молодёжная политика, ориентированные на сохранение традиционных для России духовно-нравственных ценностей8 и обеспечение её культур-

9 ~

ного суверенитета , предотвращение деструктивной идейно-ценностной экспансии и патриотическое воспитание.

1 Статья 88 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

2 Статья 87 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

3

Статья 91 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

4 Статья 92 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

5 Статьи 76, 77, 78 подраздела «Культура» Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2015.

6 Статья 79 подраздела «Культура» Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2015.

7

Статья 47 подраздела «Государственная и общественная безопасность» Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2015.

8 Статьи 80 и 82 подраздела «Культура» Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2015.

9 Статья 82 подраздела «Культура» Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2015.

Продолжая тренд, ориентированный на защиту информационно-идеологического, идейно-политического, духовно-нравственного, ценностного суверенитета и безопасности Российской Федерации, Стратегия 2021 года фиксирует 14 задач, решение которых должно служить защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Среди этих задач: укрепление общероссийской гражданской идентичности и гражданского единства1, реализация государственной информационной политики, направленной на укрепление традиционных для российского общества ценностных ориентиров и неприятия гражданами навязываемых извне деструктивных идейных установок, стереотипов и моделей поведения2. Укрепление культурного суверенитета Российской Федерации увязывается в документе с задачей сохранения единого культурного пространства3. Ставится задача защиты российского общества от «внешней идейно-ценностной экспансии и внешнего деструктивного информационно -психологического воздействия» .

Отход от западноцентричной внешней политики, ориентация на собственные силы и ресурсы

стратегического развития

В отличие от Стратегии национальной безопасности 2015 года, в которой оговаривалась заинтересованность Российской Федерации в выстраивании полноценных партнёрских отношений с Европейским союзом5 и Соединёнными Штатами6, документ 2021 года характеризуется заметным снижением ожиданий от возможности реализации равноправного диалога с государствами коллективного Запада. В редакции документа 2015 года при констатации неприемлемости для России наращивания военной активности НАТО и приближения инфраструктуры альянса к российским границам7, при констатации комплексной политики сдерживания России, проводимой США и их союзниками и предусматривающей оказание политического, экономического, военного и информационного давления8, при отмечавшемся в документе расширении сети военно-биологических лабораторий США на территориях сопредельных с Россией государств9, тем не менее, оговаривалась готовность развития с блоком равноправных отношений10, высказывалась настроенность на диалог. В Стратегии 2021 года США и НАТО уделено значительно меньше места. Стратегия фиксирует усиление военных опасностей и угроз России со стороны Североатлантического альянса11 и Соединённых Штатов12 без упоминания необходимости развития конструктивных отношений.

Стратегия отличается общей ориентацией на защиту суверенитета Российской Федерации и нейтрализацию попыток внешнего вмешательства во внутренние дела суверенных государств13. В сфере международных отношений документ утверждает курс на оказание поддержки в сохранении общероссийской культурной идентичности соотечественникам, проживающим за рубежом14, укрепление позиций российских средств массовой информации в мире15, противодействие фальсификации истории и защиту исторической памяти16.

Среди задач по обеспечению национальной безопасности утверждается необходимость укрепления экономического суверенитета страны17 и экономической безопасности18. Оговаривается в документе и необходимость обеспечения суверенитета финансовой системы и соответствующей инфраструктуры19. Усилилось социальное звучание Стратегии национальной безопасности, ориентация на самостоятельное развитие. В данном отношении документ полностью соответствует поправкам к Конституции Российской Федерации, принятым в 2020 году.

1 Часть 1) Статьи 93 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

2 Часть 4) Статьи 93 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

3 Часть 7) Статьи 93 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

4 Часть 13) Статьи 93 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

5 Статья 97 подраздела «Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнёрство» Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2015.

6 Статья 98 подраздела «Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнёрство» Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2015.

7

Статья 15 раздела II. Россия в современном мире и Статья 106 подраздела «Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнёрство» Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2015.

8 Статья 12 Раздела II. Россия в современном мире, 2015.

9 Статья 19 Раздела II. Россия в современном мире, 2015.

10 Статья 107 подраздела «Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнёрство» Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2015.

11 Статья 35 подраздела «Оборона страны» Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

12

Статья 36 подраздела «Оборона страны» Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

13

См., например: Часть 13) Статьи 101 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021. Подраздел «Стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество».

14 Часть 19) Статьи 101 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021. Подраздел «Стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество».

15 Часть 22) Статьи 101 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021. Подраздел «Стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество».

16 Часть 21) Статьи 101 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021. Подраздел «Стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество».

17

Статья 66 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

18 Статьи 58-67 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Часть 17) Статьи 67 Раздела IV. Обеспечение национальной безопасности, 2021.

Завершающий абзац редакции Стратегии национальной безопасности 2021 года дополнился указанием на укрепление единства и сплочённости российского общества.

Сравнительный контент-анализ понятийного аппарата стратегий национальной безопасности

России 2015 и 2021 годов, связанного с обеспечением информационного, социокультурного

и ценностного суверенитета

При сопоставимом объёме документов (40 и 43 страницы) сравнительный частотный контент-анализ использования ключевых слов в Стратегиях национальной безопасности Российской Федерации 2015 и 2021 годов демонстрирует системное усиление внимания государства к обеспечению национальных интересов, суверенитета и национальной безопасности на базе самостоятельного развития и укрепления всех форм суверенитета и безопасности при существенном расширении понимания сферы государственного суверенитета.

Сравнительный частотный контент-анализ использования ключевых слов, связанных с обеспечением информационного, социокультурного и ценностного суверенитета Российской Федерации, выявляет существенное усиление в новой Стратегии внимания к ценностному, культурному, духовно-нравственному измерению безопасности и суверенитета. В частности, в Стратегии зафиксирована ориентация на реализацию соответствующей национальным интересам политики памяти. В документе 2015 года упоминались только памятники истории и культуры (1 раз), в новой стратегии историческая память упоминается 10 раз, упоминание ценностей выросло с 14 до 27 раз, истории с 11 до 29, традиций с 14 до 25, духовности и духовно-нравственных ценностей с 16 до 24, патриотизма с 2 до 5 раз. Наблюдается в Стратегии 2021 года и существенный рост внимания к воспитанию и молодёжной политике - соответственный рост упоминаний с 4 до 19 и с 3 до 7 раз.

Упоминание государственного суверенитета в различных сферах возросло с 8 до 18 раз, в частности, впервые упомянут суверенитет в информационном и экономическом пространстве, с 1 до 3 выросло количество упоминаний культурного суверенитета. С 38 до 70 увеличилось упоминание проблем в информационной сфере: информационной безопасности (с 4 до 14), впервые введено словосочетание «информационная политика». Выросла (с 1 до 7) частота упоминаний информационного пространства, информационных ресурсов (с 1 до 5), впервые введена классификация видов информации - «недостоверная информация» (2 раза), «противоправная информация» (1 раз), «достоверная информация» (2 раза), «информационная кампания» (1 раз).

В отличие от Стратегии 2015 года, в документе 2021 года появилось упоминание средств массовой информации и массовых коммуникаций (5 раз), с 1 до 8 увеличилось количество упоминаний явлений, связанных с деятельностью в сети Интернет. Введено понятие «вестернизации» (1 раз), оцениваемой в качестве угрозы культурному суверенитету Российской Федерации.

* * *

Примечательной особенностью Стратегии национальной безопасности 2021 года является исчезновение раздела, содержавшего ключевые показатели состояния национальной безопасности Российской Федерации, завершавшего документ 2015 года1. В новой редакции оговаривается контроль за реализацией Стратегии в рамках государственного мониторинга состояния национальной безопасности, определяемых Президентом и отражаемых в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности о состоянии национальной безопасности и мерах по её укреплению, однако сами показатели не раскрываются2.

Стратегия национальной безопасности 2021 года - пример последовательной гармонизации принципов, установок и содержания комплекса целеполагающих документов государственного стратегического планирования, документ фиксирующий ориентацию российских властей на укрепление всех сфер государственного суверенитета и усиление внимания к обеспечению его культурной, ценностной, идейно-политической составляющей.

1 Статьи 115 и 116 Раздела VI. Основные показатели состояния национальной безопасности, 2015.

2

Статья 105 Раздела V. Организационные основы и механизмы реализации настоящей Стратегии, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.