Научная статья на тему 'ИДЕНТИФИКАЦИЯ В АБСТРАКТНОМ ФОРМООБРАЗОВАНИИ'

ИДЕНТИФИКАЦИЯ В АБСТРАКТНОМ ФОРМООБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПРОЕКЦИЯ / ФОРМА / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кустов Александр Олегович

В данной статье рассматривается проблема идентификации в контексте создания и восприятия архитектурной формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION IN ABSTRACT FORM MAKING

This article examines the problem of identification in the context of the creation and perception of architectural form.

Текст научной работы на тему «ИДЕНТИФИКАЦИЯ В АБСТРАКТНОМ ФОРМООБРАЗОВАНИИ»

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»

УДК 72.017.9; 159.99

Кустов Александр Олегович

Воронежский государственный технический университет

г. Воронеж, РФ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ В АБСТРАКТНОМ ФОРМООБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема идентификации в контексте создания и восприятия архитектурной формы.

Ключевые слова

Идентификация, проекция, форма, формообразование, архитектурная среда

Kustov Alexandr O.

Voronezh State Technical University Voronezh, Russia

IDENTIFICATION IN ABSTRACT FORM MAKING Abstract

This article examines the problem of identification in the context of the creation and perception of architectural form.

Keywords

Identification, projection, form, form making, architectural environment

Проблема идентичности имеет широкое распространение в поле гуманитарных исследований на стыке эстетики, культурологии, философии и психологии. Рассмотрение идентификации при изучении архитектурного формообразования (композиции) является актуальным в обозначении влияния архитектурных форм и пространств на эмоции человека и обратном влиянии личности автора на создание архитектурных форм, развитие архитектурной среды.

Термин идентификации исходит от слова "identificare", что означает установление, согласование, отождествление. В психологии в одной из трактовок идентификация понимается как бессознательная проекция личностью себя на нечто иное, чем она сама: другую личность, дело или местоположение. Другими словами, это бессознательное отождествление субъектом себя с другим субъектом, группой, персонажем, процессом или идеалом [2].

Примером связи идентификации и творчества является применение проективных рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека, которое основано на принципе проекции -вынесении вовне своих представлений, переживаний, стремлений и т.п., где рисунок - сообщение, зашифрованное в образах [1, 3].

Огромная роль идентификации в психической сфере человека, высокая степень абстрагирования в выборе объекта позволяют поставить вопрос о применении этой категории в теории архитектуры для изучения влияния формы на эмоции, исследования художественных приоритетов как автора, так и потребителя, углубления понятия контекста в архитектурной композиции.

Для обоснования применения идентификации в отношении архитектурных объектов

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «CETERIS PARIBUS»

ISSN (p) 2411-717X / ISSN (e) 2712-9470

№2 / 2022

неоднократно проводился следующий эксперимент. Студентам младших курсов архитектурного факультета была поставлена задача по моделированию пространства, предназначенного для движения по нему человека (другие составляющие условия задачи несущественны). Одновременно проводилось скрытое тестирование на идентификацию в отношении объемных форм - фигур, состоящих из двух элементов, являвших отношение подчиненности, противоборства и т.п. (значение фигур до испытуемых не доводился).

Сопоставление представленных работ с результатами тестирования дало интересные результаты. Не все студенты выполнили условия задачи и смоделировали глубинную композицию -часть работ представляла собой абстрактные объемы, близкие к заданной теме. В этих работах характер используемых авторами форм практически полностью совпадает с фигурами, выбранными при тестировании как идентификаты.

В работах, удовлетворявших условиям задачи, наблюдалось обратное явление: выбор в качестве идентификатов фигур с диаметрально противоположной смысловой нагрузкой.

Однако выбор противоположных фигур подразумевает вхождение в тот же контекст. Например, привлекательность темы агрессии, подразумевающей наличие агрессора и жертвы, может означать: а) стремление быть агрессором - происходит идентификация (отождествление) с агрессором, а жертва является дополнением; б) стремление быть жертвой - происходит идентификация (отождествление) с жертвой, дополнением агрессор. В обоих случаях для факта идентификации нужны и агрессор, и жертва - т. е. полный контекст, состоящий из трех элементов (объект, субъект, отношение).

Таким образом, в пространственной композиции идентификат не материален: пространство -пустота подразумевает виртуальное помещение в него зрителя. Материальные элементы (объемы) берут на себя роль дополнений, поддерживающих внутриконтекстные отношения, что дает в результате видимую их противоположность с объемами-идентификатами.

В большинстве конкретных случаев проблематично отличить идентификат от дополнения, однако результаты тестирования, их статистическое сопоставление дают довольно однозначную целостную картину:

- личность автора безусловно присутствует в его работе в виде реального или подразумеваемого идентификата и является базой для осмысления и разработки им формально заданной темы;

- идентификация может быть выявлена для анализа во взаимодействии с архитектурными формами;

- в перспективе возможно использование явления идентификации для анализа не только творческого акта, но и эмоционального восприятия архитектурного объекта "зрителем".

Список использованной литературы:

1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 160 с.: ил.

2. Левашкина А.О. Трактовки понятия идентификации в отечественных и зарубежных исследованиях // Япославский педагогический вестник. - 2013. -№ 3. - Том II. - С. 208-211.

3. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологи ческой диагностике. - М.:"Дидакт", 1992. - 256с.

© Кустов А.О., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.