Научная статья на тему 'Идентификация упругодеформирующих свойств виброизолятора вторичной системы подрессоривания автомобиля'

Идентификация упругодеформирующих свойств виброизолятора вторичной системы подрессоривания автомобиля Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
93
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Кахтан Омран, Жеглов Лев Федорович

Рассмотрена методика экспериментального определения динамических параметров виброизолятора с высокой несущей способностью. Обоснована математическая модель его упругодемпфирующих свойств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Кахтан Омран, Жеглов Лев Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идентификация упругодеформирующих свойств виброизолятора вторичной системы подрессоривания автомобиля»

№ 7

2007 629.113

ИДЕНТИФИКАЦИЯ УПРУГОДЕМПФИРУЮЩИХ свойств ВИБРОИЗОЛЯТОРА ВТОРИЧНОЙ СИСТЕМЫ ПОДРЕССОРИВАНИЯ

АВТОМОБИЛЯ

Асп. ОМРАНКАХТАН, канд. техн. наук, доц. Л.Ф. ЖЕГЛОВ

Рассмотрена методика экспериментального определения динамических параметров виброизолятора с высокой несущей способностью. Обоснована математическая модель его упругодемпфирующих свойств.

The methodology of experimental measuring of dynamic parameters of the damper with the high load-canying ability has been considered. The mathematical model of its elastlcally damping characteristics has been based.

Проблема внутренней вибрационной безопасности автомобильного транспорта является одной из важнейших проблем отечественного и мирового автомобилестроения. Прячем эта проблема трансформировалась в отдельное самостоятельное направление научно-технических разработок по повышению комфортабельности и ресурса автомобилей. В связи с этим особое место в повышении вибрационной безопасности следует отвести системам вторичного подрессоривания. Основными элементами этих систем являются виброизоляторы, которые имеют различное конструктивное исполнение и динамические характеристики [1-—3]. В настоящем исследовании рассматривается оценка математической модели упруго-демпфирующих свойств виброизолятора по экспериментальным данным. Виброизолятор, схема и нагрузочная характеристика которого показаны на рис. 1, имеет высокую несущую способность и выполнен из полимерного композиционного материала.

В качестве параметров, определяющих упругодемпфирующее поведение виброизолятора, при экспериментальных исследованиях были приняты его коэффициент с жесткости и логарифмический декремент 5 колебаний. Определение этих параметров возможно различными методами [3,4]. При выборе оценочного метода были экспериментально протестированы следующие методы: 1 -й — свободных затухающих колебаний, 2-й — стационарных гармонических колебаний, 3-й — ширины резонансной кривой. Для реализации испытаний с использованием данных методов созданы установки на основе электрогидравлического пульсатора (рис. 2). Измерения определяемых величин проводились во всех случаях относительно статической нагрузки. При свободных затухающих колебаниях возмущение задавалось в виде несимметричного треугольного импульса. Реализация двух других методов осуществлялась заданием асимметричного цикла нагружения виброизолятора. Результаты измерений показали, что наиболее информативным в данном случае является метод стационарных гармонических колебаний. Этот метод дает возможность

Рис. 1. Схема (1) и нагрузочная характеристика (2) виброизолятора

более определенно оценить зависимость установленных параметров виброизолятора от параметров кинематического возмущения — амплитуды и частоты.

з

Рис. 2. Схема установки виброизолятора на стенде: а, б — 1-й метод, 2-й и 3-й методы соответственно;

1 — виброизолятор; 2 — стропы; 3 — шарнир; 4 — фланец; 5 — динамометр; б — шток;

7 — электрогидравлический пульсатор; 8 — опоры; 9 — датчик хода штока; 10 — монтажное основание;

II — груз; 12 — датчик виброускорения

Для оценки потерь энергии в виброизоляторе при испытаниях на стенде по второму методу, как исходный параметр, использовался коэффициент г| поглощения, который связан с логарифмическим декрементом 8 колебаний соотношением 8 = 0^5г\ . При этом коэффициент Г) поглощения определялся по площади, а коэффициент с жесткости по углу наклона средней линии петли гистерезиса [3, 5, 6] для различных значений параметров возмущения. По сути, петля гистерезиса является фазовым портретом двух одновременно записанных временных вибросигналов - нормальной силы, действующей на амортизатор, и его деформации. Запись вибросигналов осуществлялась в цифровом виде при дискретно изменяемых амплитуде и частоте гармонического кинематического возмущения — перемещения штока пульсатора. Петля гистерезиса во всех случаях определяется при одном цикле нагружения виброизолятора.

Д ля повышения точности измерения коэффициентов поглощения и жесткости программно вводится сплайн-аппроксимация временных вибросигналов, что дает возможность управлять количеством точек в цикле колебаний. Снижение шума помех в исходных вибросигналах проводилось с помощью процедуры сглаживания. На основании полученной таким образом информации осуществлялось построение петель гистерезиса с последующей их обработкой.

№ 7 2007

Оценка влияния амплитуды и частоты кинематического возмущения на коэффициент 5 поглощения и коэффициент с жесткости виброизолятора проводилась на основе линейного регрессионного анализа. Расчеты параметров линейной регрессии показывают, что при настоящих режимах нагружения виброизолятора определенной зависимости величин 8 и с от параметров возмущения не существует. Поэтому, в данном случае, их можно считать константами и определять по совокупности всех наблюдений (рис.3, 4). Тогда средние значения 8 и с соответствующих коэффициентов вычисляют как выборочные средние 5= 0,396 и с - 1,234 МН/м. Доверительный интервал для рассматриваемых коэффициентов можно построить по их выборочным средним значениям и средним квадратическим отклонениям [7]. Тогда доверительные интервалы с уровнем доверия 90% для средних значений величин 8 и с таковы:

0,361 < 8 <0,431; 1,16 МН/м < с < 1,308 мН/м.

}

3 0.5 ООО

° L 2 3 4 5 б 7 S 9

А, мм

а)

3

6

°°° „,

<5 0J

XXX

°0 0.5 115 2 15 3 35 4 4.5 5 55 6

f. ГЦ

б)

Рис. 3. Зависимость логарифмического декремента 5 колебаний от амплитуды (а) и частоты (б) возмущения:

ххх — 1-й метод; ооо — 2-й метод

В данном случае выборочные дисперсии параметров виброизолятора равны Db = 0,017 и Dc = 7,758 • 10!о Н2/м2. Доверительные интервалы с уровнем доверия 90% для дисперсий этих величин следующие:

0,012 < D6<0,025; 5,426- 106Н2/м2< Д. < 11,41 ■ 10,0Н2/м2.

Эти значения показывают, что при данных испытаниях имеет место достаточно большое рассеяние значений искомых параметров виброизолятора. Такой эффект очевидно связан с конструкцией виброизолятора, который несет высокие нагрузки, и некоторой нестационарностью нагрузочного режима при малых деформациях и высоких частотах.

Таким образом, при независимых 5 и с от параметров нагрузочного режима в качестве математической модели, адекватно отражающей упругодемпфирующие свойства виброизолятора, может быть принята модель Е.С Сорокина [5,8]. При построении данной

О

о О о 0 о о° ........ Оо|Р 0 с

о

ОО О о о 0 °о ° о So ф OD О0 и о хх>< ЗС о 0 V 6> О X U О ОХ о о о О О

№ 7

2007

модели используется концепция комплексного, а именно частотно-независимого, внутреннего трения. Тогда, исходя из определенных параметров виброизолятора, сила P(t), создаваемая при его деформации h(t), записывается в виде

о / ^

P(t) ~ (l + yy)ch(i) при у = /% и у =

Данная математическая модель может быть успешно использована при оценке вибрационной безопасности автомобиля в частотной области при решении как линейной, так и нелинейной задачи виброизоляци.

Таким образом, показаны особенности методики испытаний виброизоляторов с высокой несущей способностью и возможность моделирования внутренних потерь в данном случае как частотно-независимых.

210

1.5-10

С ,Н/м

ооо МО

НО"

5 б А, мм а

к I

§ю .......*~о i 0 .........................fe0..............!.........................L...........1.................... Q о | j I j I 1 | Ъ о

2.5 L06

2-10й

с ,н/м

ООО А

1.5-10°

С ,Н/м

XXX

110s

5 ID5

1 ! ? I "1........ i .........?............... х

О О о о с о о f О iv* 0 о 1

о о го о сР СР° о о о о Ь в о 6 о о

о о ь 1 ! GD

3

£ Гц б

Рис. 4. Зависимость коэффициента жесткости сот амплитуды (а) и частоты (б) возмущения: ххх — 1-й метод;

ооо — 2-й метод

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колебания силового агрегата/ В.Е.Тольский, Л.В.Корчемный, Г. В. Латышев и др. — М.: Машиностроение, 1976. —264 с.

2. П о ту р а е в В. Н., Д ы р д а В. И. Резиновые детали машин. — М. ¡Машиностроение, 1977. — 216 с,

3. Виброзащита радиоэлектронной аппраратуры полимерными компаудами / Ю. В. Зеленев, А.А.Кирилин, Э.Б.Слободник и др.; Под ред. Ю. В. Зеленева. — М.: Радио и связь, 1984. — 120 с.

4. Техническая акустика транспортных машин/ Под ред. Н.И.Иванова. — СПб.: Политехника, 1992. — 368 с.

5. И л ь и н с к и й В, С. Защита РЭА и прецизионного оборудования от динамических воздействий. —М.: Радио и связь, 1982.— 296 с.

6. Б и д е р м а н В. Л. Прикладная теория механических колебаний: Учеб. для вузов. — М.: Высшая школа 1972. —416 с.

7. БендатДж., ПирсолА. Прикладной анализ случайных данных. — М.: Мир, 1989. — 544 с.

8. СорокинЕ. С. К теории внутреннего трения при колебаниях упругих систем. — Мл Госстройиздат 1969 — 131 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.