Научная статья на тему 'Идентификация социальной реальности в концепциях М. Вебера'

Идентификация социальной реальности в концепциях М. Вебера Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1016
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кошелев Александр Анатольевич

В статье рассматривается проблема социальной идентичности сквозь призму основных социологических концепций классика социологии М. Вебера: теории социального действия, идеальных типов, социологии религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идентификация социальной реальности в концепциях М. Вебера»

А. А. Кошелев. Идентификация социальной реальности в концепциях М. Вебера

влияния чувств, пробуждаемых в них10» - такова концепция общественно-нравственных потребностей в жизни и литературе.

Подводя итоги, определим сущностные черты литературно-публицистического дискурса Н. Г. Чернышевского. По глубокому убеждению Н. Г. Чернышевского, литература и публицистика обязаны решать важные общественные задачи, играть активную социальную роль в общественной жизни. Цель, стоящая перед литературой и публицистикой - воздействие на читателя в духе социального и нравственного его просвещения. Читатель должен научиться читать, вникая в социальный смысл изображаемого, размышляя о происходящем в окружающей действительности. Николай Гаврилович утверждал, что литература и публицистика должны мобилизовать силы общества на борьбу против всего, что стоит на пути к прекрасному в самой жизни. Источником силы литературы будет являться верность интересам народа, его жизненным потребностям. Литературный процесс, по мнению Чернышевского, должен быть

УДК 316.2

обязательно связан с общественным движением, а также он должен отвечать на актуальные вопросы общественной жизни.

Примечания

Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: В 16 т. М., 1939-1950. Т. 7. С. 591

Шаталов С.Е., Курилов А. С. Николай Гаврилович Чернышевский. М., 1978. С. 18.

Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. 2. С.114.

Шаталов С.Е., Курилов А.С. Указ. соч. С. 24. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. 2. С. 807.

Там же. С. 86.

Там же. С. 401.

Наумова Н. Н. Г. Чернышевский. Биография писателя. Л.,1974. С. 61.

Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. 3. С.163-164.

Там же. Т. 5. С. 168-169.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В КОНЦЕПЦИЯХ М.ВЕБЕРА

А. А. Кошелев

2

3

9

10

Саратовский государственный университет , кафедра социология молодежи E-mail: koshelev76@mail.ru

В статье рассматривается проблема социальной идентичности сквозь призму основных социологических концепций классика социологии М. Вебера: теории социального действия, идеальных типов, социологии религии.

Ключевые слова: социальная идентичность, социальное действие, идеальный тип.

Identification of Social Reality in Veber Conceptions A.A. Koshelev

This article looks at the problem of social identity through the prism of main Verber’s classic social conceptions: the theories of social action, of ideal models, of the sociology of religion.

Key words: social identity, social action, ideal type.

Творчество Макса Вебера представляет собой совокупность разнообразных теорий, отличающихся практическим и теоретико-методологическим универсализмом. Иными словами, фундаментальные научные изыскания немецкого ученого являются основой в изучении социальных и гуманитарных проблем, актуализирующихся в настоящее время и требующих тщательной и всесторонней рефлексии. Одной из таких про-

блем является осмысление вопросов социальной идентичности, приобретающей особое значение в связи с трансформационным периодом развития не только российского социума, но и глобализацией вопросов взаимодействия наций в рамках международного сообщества.

О. Конт, определяющий социальную идентичность как смену представлений индивидов в рамках закона «О трех состояниях интеллектуального развития», пришел к выводу о том, что позитивный этап в развитии человечества будет способствовать стабилизации, ведь война как форма конструирования социальных объектов выполнила свою миссию - сформировала в социуме устойчивые структуры. Дальнейшее развитие общества должно осуществляться чрез трансляцию духовных ценностей по аналогии с Древним Римом, где период кровопролитных войн закончился появлением и распространением христианской религии. Однако данные утверждения основоположника социологии не подтвердились: вооруженные конфликты продолжались с постоянной периодичностью, а трагической кульминацией стала Вторая мировая война, унесшая жизни миллионов людей.

В этом смысле концепции М. Вебера представляются более гибким социальным мышлением, так как основаны на совмещении рационализма и прагматичной духовности в обосновании

© А.А. Кошелев, 2008

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Социология. Политология, вып. 2

идентификационных представлений индивидов о социуме.

Наиболее четко рационализм классика общественных теорий проявляется в представлении социальной идентичности через концепцию типов социального поведения. Согласно данной концепции социальное поведение можно дифференцировать на четыре типа: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и, наконец, традиционное. Целерациональный поступок соответствует просчитанному, продуманному действию, направленному на достижение конкретных целей. Результатом такого типа поведения в условиях современности можно считать бизнес-план, являющийся неотъемлемым инструментом современного предпринимателя и символизирующим философию тонкого, прагматичного расчета. В то же время, если поступок несет в себе элементы неадекватности, это еще не означает, что он не рационален. Речь идет о ценностнорациональном типе поведения, когда индивид совершает действие во имя индивидуальной или коллективной ценности, зачастую вопреки общественному мнению и доминирующим социальным стереотипам. В качестве примера можно привести действия боксеров-профессионалов, отказавшихся от просьбы секундантов остановить бой и скончавшихся от нанесенных травм. Если для большинства членов социума этот поступок противоречит общепринятым нормам, то для среды, близкой к данному виду спорта, это мужественный поступок, который достоин восхищения. Иными словами, данные социальные группы идентифицируют свой образ жизни с манерой поведения война-гладиатора, для которого смерть на ринге - проявление абсолютного героизма. Тип поведения, в основе которого лежат эмоции, М. Вебер называет аффективным. В этом случае идентичность восприятия тех или иных событий диктуется не целью или системой ценностей, а душевным состоянием и настроением индивида в конкретный момент времени.

И наконец, традиционное восприятие социальной идентичности обусловлено привычками, обычаями, верованиями, ставшими второй натурой. Субъект в этом случае воспринимает объективную реальность и поступает согласно устоявшимся нормам, подчиняясь укоренившимся в нем за долгую практику рефлексам.

Социальное поведение, позволяющее идентифицировать образцы взаимодействия индивидов в социуме, содержит в основном осмысленное построение. Для более конкретного научного анализа социальных идентификаций можно использовать концепцию М. Вебера о понимании. Ведь если действия индивидов носят продуманный характер, то они подвержены пониманию и со стороны как окружающих индивидов, так и ученых-специалистов. Идея М. Вебера в этом смысле заключается в утверждении, что любые действия индивидов, в том числе и восприятие

объективной реальности, нужно объяснить посредством суждений, подтвержденных опытом. Понимание, таким образом, носит опосредованный характер, оно достигается через понятия и связи. Понимая поступки определенных социальных групп, мы можем выработать определенный сценарий поведения, «правила игры», что станет залогом стабильности и предсказуемости общественных взаимодействий.

Внешне несколько вразрез с прагматизмом М. Вебера выступает его концепция об идеальных типах, являющихся своего рода эталоном в определении объективной социальной реальности, ориентиром в определении целей и достижений. В то же время данная теория регулярно используется в бизнес-процессах современности при моделировании оптимальной коммерческой цели, выступающей предметом сравнения с достигнутыми показателями в конкретный момент времени. Речь идет о бюджете фирмы или компании, принимающемся на долгосрочные перспективы и приобретающем символичное значение для корпорации. По мнению финансового директора компании «Эвереди Бэтери Дистрибьютинг» Олега Яковенко, бюджет - это больше чем идеальная модель идентификации будущего компании. Бюджет - это план жизни компании, философия бизнеса, выполняющий регулирующую и мотивирующую функцию в управлении ожиданиями сотрудников фирмы1. Следовательно, понятие «идеальный тип» связано с категорией понимания, поскольку предполагает установление осмысленных связей, свойственных определенному социальному процессу либо явлению, отраженных в идентификации индивидов. Согласно Р. Арону, в теории М. Вебера идеальные типы представлены тремя видами понятий. К первому виду относятся идеальные типы индивидуальных исторических образований, например, «демократия» и «капитализм», объединяющие общие и частные характеристики. Общие характеристики несут в себе сами понятия, а частные - уровень приближенности идентификацией социума к данному понятию2. К примеру, многие современные страны провозгласили капитализм и демократию в качестве основы своего государственного устройства, хотя уровень развития соответствующих социальных институтов каждой страны различен. Вторым идеальным типом в концепции М. Вебера являются понятия, выраженные в стремлении объяснить восприятие целостности исторических образований, посредством выделения необходимых составляющих элементов. Например, представления о всеобщем избирательном праве, как неотъемлемом элементе современных рыночных демократий.

Вышеуказанные идеальные представления, отличаются различной долей абстракции. К более низкому уровню абстракции можно отнести такие понятия, как «демократия», «феодализм». К более высокому - три типа восприятия легитимного господства (легальный, традиционный и

10

Научный отдел

харизматический). Каждый из трех типов власти определяется мотивами повиновения и характером легитимности, признанной управляемым индивидом. Легитимное восприятие власти основано на законах и правилах, традиционное - предполагает устоявшиеся традиции и нравы. Харизматическое восприятие власти основано на экстраординарных качествах лидера, выгодно отличающегося в кругу партнеров или конкурентов.

Третий вид идеальных типов составляют рациональные теоретические конструкции поступков индивидуального характера, в основе которых лежат, как правило, экономические ориентиры и представления индивидов. В свою очередь, экономические ориентиры формируются индивидуально и дифференцированы в зависимости от сложившихся норм и ценностей социума. При этом большое влияние на экономические интересы различных групп оказывают доминирующие в обществе религиозные установки. По мнению М. Вебера, западный капитализм - результат влияния протестантской религии, которая, в отличие аскетизма восточных вероисповеданий, предоставляла возможность увеличения богатства на земле посредством интен-

УДК 316.25 (32.019.52, 342.32.33)

сивной, а главное эффективной работы. Следовательно, социальная идентичность, сформированная посредством религиозных мировоззрений, предопределяет восприятие индивидами своего места и роли в социуме.

Таким образом, основные концепции М. Вебера представляют новые возможности в рассмотрении теоретико-методологических аспектов социальной идентичности. Анализ базовых теорий известного немецкого специалиста позволяет рассмотреть проблемы социальных идентификацией сквозь призму поведенческих аспектов, теории идеального типа и социологии религии, формируя все новые уровни познания обозначенных тем, требующих тщательного и всестороннего анализа на стыке различных социальных и гуманитарных наук.

Примечания

1 См.: Семь нот менеджмента / Под ред. В. А. Красновой.

М., 2000. С. 69.

2 См.: Арон Р. Этапы развития социологической мысли.

М., 1993. С. 510-511.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

Н. В. Шахматова

Саратовский государственный университет, кафедра прикладной социологии E-mail: ShahmatovaNV@info.sgu.ru

В статье анализируются различные методологические подходы к социологическому изучению взаимодействия власти и общества, а также основные противоречия и детерминанты властных отношений в современной России.

Ключевые слова: власть, трансформации, институционноматричный подход.

The Main Methodological Problems of Studying Power Relations in Russia N. V. Shahmatova

The article is devoted to the analysis of various methodological approaches to the sociological study of power - society interaction as well as of the main contradictions and determinants of power relations in modern Russia.

Key words: power, transformation, institutional-matrix approuch.

Отличительной чертой современного мира является его вовлеченность в глобальный процесс перемен. Наиболее важным при этом является не только факт процесса перемен, но и его качественные показатели. И прежде всего - экспоненциальные темпы развития. Исходя из этого исследование трансформационных процессов в мире в

целом и социально-политической трансформации властных отношений, в частности, представляется важной научной и практической задачей.

Перспективы вхождения России в глобальноинформационное пространство в контексте реальных переходных изменений социума вызывают необходимость по-новому взглянуть на современное состояние властных отношений с позиций изменчивости, нелинейной динамики и нестабильности процессов ее развития. Это предполагает формирование нового подхода на базе сравнительного анализа неомарксистских, постмодернистских, неоконструктивистских, информационно-глобализационных и неоинсти-туциональных концепций.

Глобальные общественные изменения, постоянно отслеживаемые специалистами разных научных дисциплин и направлений, протекают различным образом и в различных режимах в конкретных обществах и чаще всего проявляются как трансформации соответствующих социально-политических структур и форм. Проблема взаимодействия стихийного и целенаправленного в процессе социальной трансформации рассматривается при этом через призму различных теоретических подходов в зависимости от инструментария, свойственного определённой научной традиции.

© Н.В. Шахматова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.