Научная статья на тему 'ИДЕНТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПОДДЕРЖКА ЕГО РАЗВИТИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ'

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПОДДЕРЖКА ЕГО РАЗВИТИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КРИТЕРИИ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ / БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мезенцева Екатерина Викторовна

Целью данного исследования является рассмотрение вопросов идентификации социального предпринимательства, а также анализ мер и способов его поддержки, в том числе на региональном уровне. Исследование развития социального предпринимательства имеет важное научное и практическое значение, так как это явление относительно новое, но при этом вызывающее активный интерес со стороны ученых, социологов, экономистов, политиков, общественных деятелей. Это обусловлено тем, что современное социальное предпринимательство демонстрирует весьма эффективные результаты в решении приоритетных социальных задач с использованием предпринимательского подхода. В статье отмечено, что со стороны государства за последние десять лет проведена значительная работа по формированию благоприятной среды функционирования социального бизнеса в виде создания и развития инфраструктуры поддержки, идентификации его на законодательном уровне. Вместе с тем остаются актуальными проблемы организации эффективного взаимодействия между социальными предприятиями и потенциальными инвесторами, привлечения внимания общества к феномену социального предпринимательства и обеспечения ему общественной поддержки, а также применения программно-целевого метода в управлении развитием социального бизнеса. В статье нашло подтверждение предположения о том, что современное социальное предпринимательство демонстрирует весьма эффективные результаты в решении приоритетных социальных задач с использованием предпринимательского подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мезенцева Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AND SUPPORT FOR ITS DEVELOPMENT AT THE FEDERAL AND REGIONAL LEVELS

The purpose of this study is to examine the identification of social entrepreneurship, as well as to analyze measures and ways to support it, including at the regional level. The study of the development of social entrepreneurship is of great scientific and practical importance, since this phenomenon is relatively new, but at the same time it has an active interest on the part of scientists, sociologists, economists, politicians, and public figures. This is due to the fact that modern social entrepreneurship demonstrates very effective results in solving priority social tasks using an entrepreneurial approach. The article notes that over the past ten years, the state has carried out significant work to create a favorable environment for the functioning of social business in the form of creating and developing a support infrastructure, identifying it at the legislative level. At the same time, the problems of organizing effective interaction between social enterprises and potential investors, updating society's attention to the phenomenon of social entrepreneurship and providing it with public support, as well as applying the program-target method in managing the development of social business remain relevant. The article confirms the assumption that modern social entrepreneurship demonstrates very effective results in solving priority social tasks using an entrepreneurial approach.

Текст научной работы на тему «ИДЕНТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПОДДЕРЖКА ЕГО РАЗВИТИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ»

MEZENTSEVA Ekaterina Viktorovna IDENTIFICATION OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP .

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

V7TK" ЧЧ9 П94 /¡Wt\ 102021 Контент доступен по лпцеш1шСС В Y-NC 4.0

y A14 JJ^-V^-t |(cc) CaJ This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anie-2021-1002-0045 lfcdese™https://cieativecominons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПОДДЕРЖКА ЕГО РАЗВИТИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 7670-8270 AuthorlD: 524287 ORCID: 0000-0002-5595-3365

МЕЗЕНЦЕВА Екатерина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Кубанский государственный университет, филиал в г. Тихорецке (352120, Россия, Тихорецк, ул. Октябрьская, д.24 б, e-mail: ekaterinamez@yandex.ru) Аннотация. Целью данного исследования является рассмотрение вопросов идентификации социального предпринимательства, а также анализ мер и способов его поддержки, в том числе на региональном уровне. Исследование развития социального предпринимательства имеет важное научное и практическое значение, так как это явление относительно новое, но при этом вызывающее активный интерес со стороны ученых, социологов, экономистов, политиков, общественных деятелей. Это обусловлено тем, что современное социальное предпринимательство демонстрирует весьма эффективные результаты в решении приоритетных социальных задач с использованием предпринимательского подхода. В статье отмечено, что со стороны государства за последние десять лет проведена значительная работа по формированию благоприятной среды функционирования социального бизнеса в виде создания и развития инфраструктуры поддержки, идентификации его на законодательном уровне. Вместе с тем остаются актуальными проблемы организации эффективного взаимодействия между социальными предприятиями и потенциальными инвесторами, привлечения внимания общества к феномену социального предпринимательства и обеспечения ему общественной поддержки, а также применения программно-целевого метода в управлении развитием социального бизнеса. В статье нашло подтверждение предположения о том, что современное социальное предпринимательство демонстрирует весьма эффективные результаты в решении приоритетных социальных задач с использованием предпринимательского подхода. Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальные предприятия, критерии и идентификация, благоприятная среда, социальная среда, государственная поддержка, региональный уровень, государственные программы.

IDENTIFICATION OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AND SUPPORT FOR ITS DEVELOPMENT

AT THE FEDERAL AND REGIONAL LEVELS

© The Author(s) 2021

MEZENTSEVA Ekaterina Viktorovna, candidate of economic Sciences, associate Professor, head of the Department of social and humanitarian disciplines Kuban State University, branch in the city of Tikhoretsk (352120, Russia, Tikhoretsk, Oktyabrskaya str., 24 b, e-mail: ekaterinamez@yandex.ru) Abstract. The purpose of this study is to examine the identification of social entrepreneurship, as well as to analyze measures and ways to support it, including at the regional level. The study of the development of social entrepreneurship is of great scientific and practical importance, since this phenomenon is relatively new, but at the same time it has an active interest on the part of scientists, sociologists, economists, politicians, and public figures. This is due to the fact that modern social entrepreneurship demonstrates very effective results in solving priority social tasks using an entrepreneurial approach. The article notes that over the past ten years, the state has carried out significant work to create a favorable environment for the functioning of social business in the form of creating and developing a support infrastructure, identifying it at the legislative level. At the same time, the problems of organizing effective interaction between social enterprises and potential investors, updating society's attention to the phenomenon of social entrepreneurship and providing it with public support, as well as applying the program-target method in managing the development of social business remain relevant. The article confirms the assumption that modern social entrepreneurship demonstrates very effective results in solving priority social tasks using an entrepreneurial approach.

Keywords: social entrepreneurship, social enterprises, criteria and identification, favorable environment, social environment, state support, regional level, state programs.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В нашей стране социальное предпринимательство - это явление относительно новое, но при этом имеющее активный интерес со стороны ученых, социологов, экономистов, политиков, общественных деятелей. Это обусловлено тем, что современное социальное предпринимательство демонстрирует весьма эффективные результаты в решении приоритетных социальных задач с использованием предпринимательского подхода.

Следует отметить, что со стороны государства за последние десять лет проведена значительная работа по формированию благоприятной среды функционирования социального бизнеса в виде создания и развития инфраструктуры поддержки, идентификации его на законодательном уровне.

В настоящее время в России функционируют крупные фонды, которые оказывают поддержку социальном предприятиям в виде реализации образовательных программ, предоставления информационной, консультационной и других видов помощи как на федеральном, так

и на региональном уровнях.

Вместе с тем остаются актуальными проблемы организации эффективного взаимодействия между социальными предприятиями и потенциальными инвесторами, привлечения внимания общества к феномену социального предпринимательства и обеспечения ему общественной поддержки, а также применения программно-целевого метода в управлении развитием социального бизнеса.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор.

Следует отметить, что в России феномен социального предпринимательства вызывает активный интерес со стороны многих ученых, так, вопросам идентификации социального предпринимательства посвящены научные труды Арай Ю.Н. [1], Берендяева А.А. [2], Кадол Н.Ф. [3], Московской А.А. [2, 4], Москвиной А.Ю. [2], проблемы и специфика развития социального предпринимательства, а также определение роли государства в его устойчивом развитии раскрыты в работах Белого Е.М. [5], Григорьева Ю.А. [6], Измайловой М. [7], Кульковой

236

OECD: 5.02 Economics and business; ASSJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; в-Ш8Ы: 2712-8482

МЕЗЕНЦЕВА Екатерина Викторовна ИДЕНТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ...

В.Ю. [8], Матвеевой А.И. [9], Никулина И.Ю. [10], Солодовникова С.Ю. [11], Шаманиной Э.А. [12].

Авторы рассматривают социальное предпринимательство как форму, наиболее полно удовлетворяющую потребностям в создании общественного продукта, способствующую достижению социального блага общества, при этом действующую на условиях инновацион-ности, самоокупаемости и финансовой устойчивости.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данного исследования является рассмотрение вопросов идентификации социального предпринимательства, а также анализ мер и способов его поддержки, в том числе на региональном уровне.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что современное социальное предпринимательство демонстрирует весьма эффективные результаты в решении приоритетных социальных задач с использованием предпринимательского подхода.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В настоящее время экономическая и нормативная литература дают разное толкование социального предпринимательства, которые являются основой для его идентификации.

В то же время следует отметить общность научных взглядов в части определения критериев социального предпринимательства.

На сайте Центра социального предпринимательства и социальных инноваций [13], руководителем которого является Московская А.А., социальное предпринимательство идентифицируется через выполнение трех важнейших свойств:

- предприятие должно быть создано исключительно для решения социальной проблемы или уменьшения ее остроты;

- является новатором за счет предоставления качественно новой услуги или товара;

- деятельность социального предприятия должна быть экономически эффективной, что подразумевает получение дохода не за счет субсидий, пожертвований, грантов и т.д., а за счет ведения коммерческой деятельности [13].

Примерно такой же подход к функционированию социального предпринимательства используется Фондом региональных социальных программ «Наше будущее». Они под социальным предпринимательством понимают новаторскую деятельность, направленную на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости [14].

26 июля 2019 года официально опубликован и вступил в силу федеральный закон № 245-ФЗ [15], который ввел в законодательство Российской Федерации понятия социального предпринимательства и социального предприятия.

В зависимости от поставленных задач, а также сложившихся социально-экономических условий, социальные предприятия могут функционировать в различных формах.

В законе прописаны критерии отнесения предпринимателей и предприятий к социальным.

Так, соответствующий статус и поддержку могут получить следующие предприятия малого и среднего бизнеса:

- предприятия, которые способствуют обеспечению занятости малоимущих граждан, одиноких или многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров, беженцев, при этом их численность должна составлять не менее 50% от общего числа работников, а расходы на оплату труда - не менее 25%;

- предприятия, реализующие товары, производимые лицами из приведенных выше категорий и предприятия-производители товаров для вышеперечисленных граж-

дан.

Под законодательство попадает деятельность по оказанию педагогическо-социальных услуг, организации отдыха и оздоровления детей, в сфере дошкольного образования, по обучению работников и добровольцев социально ориентированных НКО, культурно-просветительская и иная деятельность [15].

Опираясь на результаты исследователей и федеральный закон можно сделать вывод, что данная форма предпринимательства в качестве важнейшей задачи ставит достижение устойчивого и положительного социального результата, за счет извлечения прибыли в размерах обеспечивающих эффективность его функционирования (рисунок 1).

'Эффективность деятельности социального предпринимательства

]

Рисунок 1 - Идентификация и критерии социального предпринимательства (составлено автором)

Поставленные задачи в законе обязывают государство предоставлять социальному предприятию имущественную, информационную и иную поддержку.

В качестве мер поддержки на федеральном и региональном уровнях выступают субсидии, налоговые льготы, инфраструктура (таблица 1) [16, 17].

Таблица 1 - Меры поддержки социального предпринимательства

Меры поддержки

Имущест-венная

Финансовая

Налоговые льготы

Характеристика

Данная форма поддержки предусмотрена федеральной программой, в условиях реализации которой предоставления во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества на льготных условиях

Форма поддержки предусматривает возможность получения микрозайма по льготной ставке - не более 0,5 ключевой ставки Банка России, а также выдача грантов на начало и развитие социального бизнеса на условиях софинансирова-ния из региональных бюджетов (в 2021 году предполагается выделить до 500 тыс. руб.)

Например, Банк «Центр-инвест»: субъект инфраструктуры, который обеспечивает финансовую поддержку в виде предоставления льготной процентной ставки по кредиту социальным предприятиям

По налогу на прибыль для хозяйственных обществ общественных организаций инвалидов, а также нулевой налоговой ставки организациями, которые осуществляют предоставление социальных услуг (перечень утверждён Правительством России), образовательную или медицинскую деятельность.

Налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость предусмотрены для отдельных социально-значимых видов деятельности

ГРНТИ: 060000, 820000; ВАК: 080000, 080001, 080005, 080010, 080012, 080013, 080014

237

MEZENTSEVA Ekaterina Viktorovna

IDENTIFICATION OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP ...

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

Информаци-онная, консультационная, организация обучения

Центры инноваций социальной сферы предполагают информационное, аналитическое и юридическое сопровождение предприятий социальной сферы; оказание услуг в части проведения консультаций по вопросам планирования социального бизнеса, помощи в организации делопроизводства, предоставлении бухгалтерской отчетности; проведение консультаций и обучающих мероприятий; помощь в продвижении социальных предприятий и формировании позитивного имиджа в виде организации конкурсов проектов и акселерационных программ. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» проводит успешную работу в сфере организации школ социального предпринимательства (значительная роль в данном вопросе отведена региональным отделениям), поддержки социально значимых программ, информационном обеспечении и продвижении социального бизнеса, обучении и консультировании по вопросам социального предпринимательства, и т.д. Фонд поддержки социальных проектов предлагает бесплатную программу поддержки стартапов; обеспечивает не только обучение, но и сопровождение социального бизнеса с участием опытных экспертов и предпринимателей; оказывает помощь в получении льготного финансирования

По данным фонда «Наше будущее» в 2020 г. в реестр социальных предприятий вошло 2880 субъектов малого и среднего бизнеса [14]. При этом следует отметить, что социальное предпринимательство в стране развивается очень неоднородно, например, в 13 субъектах не зарегистрировано ни одного социального предприятия, а в 34 - менее 20 малых и средних предприятий. Лидерами по регистрации социальных предприятий являются: Московская область - 291 предприятие, Ханты-Мансийский автономный округ - 201 предприниматель, Башкортостан - 193 предпринимателя, десятую позицию завершает Санкт-Петербург - более 70 социальных предприятий [18] (рисунок 2).

Рисунок 2 - Количество социальных предприятий в России в 2020 г. (10 субъектов-лидеров по регистрации социальных предприятий) (составлено автором по данным ФНС)

Важная роль в решении данной проблемы должна быть отведена субъектам Российской Федерации, которые принимают законы на региональном уровне, направленные на поддержку социальных предпринимателей и разрабатывают программы с учетом специфики территории. Если на начало 2020 г. их число не превышало 15, то к концу отчетного периода таких регионов по стране уже 35.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Рассмотрев вопросы идентификации социального предпринимательства и направлений его поддержки, следует сделать вывод о необходимости разработки точечных мер помощи данной категории предпринимателей на региональном уровне, использовании специальных инструментов, направлен-

ных на формирование благоприятной социальной среды, повышение внимания общества к феномену социального предпринимательства и обеспечения ему общественной поддержки, что в целом будет способствовать достижению качественно новых результатов устойчивого социально-экономического развития регионов и страны в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арай Ю.Н. Социальное предпринимательство в начале XXI века: основные понятия и страновые особенности // Российский журнал менеджмента. Том 11, № 1. — 2013. — С. 111—130.

2. Московская АА., Берендяев АА., Москвина А.Ю. Между социальным и экономическим благом: конфликт проектов легитимации социального предпринимательства в России //Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2017. № 6. С. 31—51. DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.02.

3. Кадол Н.Ф. Становление и идентификация социального предпринимательства в мировой практике //Лидерство и менеджмент. — 2020. - Том 7. - № 2. - С. 343-354.

4. Московская А.А., Соболева И.В. Социальное предпринимательство в системе социальной политики: мировой опыт и перспективы России // Проблемы прогнозирования. 2016. № 6 (159). С. 103-111.

5. Белый Е.М., Мингачева Л.Р. Оценка социального воздействия проектов в сфере социального предпринимательства // Финансовая экономика. 2019. № 1. С. 428-430.

6. Григорьев ЮА. Малые формы социального предпринимательства и их роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия: Теория и практика управления. 2017. № 18 (23). С. 126-130.

7. Измайлова М. Содействие развитию социального предпринимательства как новое направление корпоративной социальной политики // Проблемы теории и практики управления. 2018. № 12. С. 74-83.

8. Кулькова В.Ю. Социальное предпринимательство, некоммерческие организации и корпоративная социальная ответственность в построении межсекторного партнерства: обзор теоретических разработок // Научное обозрение. 2016. № 7. С. 183-187.

9. Матвеева А.И. Экономико-социальный анализ оценки предпринимательства, как социально-правовой группы через призму «человеческого богатства» // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-2 (86). С. 559-563.

10. Никулина И.Ю. Роль социального предпринимательства в социально-экономическом развитии территории // Вестник экспертного совета. 2018. № 4 (15). С. 36-43.

11. Солодовников С.Ю. Социальный капитал и социальное предпринимательство в контексте повышения эффективности государственного управления и преодоления экономической нестабильности // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. № 1-2. С. 291-295.

12. Шаманина Э.А. Социальное предпринимательство и инклюзивный бизнес: социальное направление развития частного сектора // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 2. № 4. С. 11-21.

13. Центр социального предпринимательства и социальных инноваций // https://socentr.hse.ru/opredelenie_socialnogo__predprinimatelstva

14. Официальный сайт Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» // nb-fund.ru.

15. Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

16.Мезенцева Е.В., Королюк Е.В. Социальное предпринимательство как инструмент социально-экономического развития территорий // Наука и бизнес: пути развития. — 2020. — № 3 (105) . — С. 62-65.

17. Инновационный потенциал национальной экономики: приоритетные направления реализации / Абдуллаев Н.В., Белкина Е.Н., Бондарева Я.Ю., Борзенкова Н.С., Брутян М.М., Герасимова Н.А., Городнова Н.В., Дружникова Е.П., Кулик А.М., Мазилина Л.И., Поспелов Н.С., Тесленко И.Б., Шевцов В.В. // Монография / Под общей редакцией С.С. Чернова. - Новосибирск, 2017. Том Книга 2

18. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России // nalog.ru

Статья поступила в редакцию 10.02.2021 Статья принята к публикации 27.05.2021

238

OECD: 5.02 Economics and business; ASJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.