УДК 663.86/658.8
DOI 10.29141/2500-1922-2020-5-1-2
Идентификация подлинности газированных безалкогольных напитков
И.Ю. Резниченко1*, М.С. Кондратьева1
Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, Российская Федерация, *e-mait: irina.reznichenko@gmait.com
Реферат
Рассмотрены проблемы фальсификации напитков безалкогольных, реализуемых на потребительском рынке Российской Федерации; приведены данные, характеризующие способы фальсификации напитков разных видов (ассортиментный, качественный, количественный и информационный виды). Усиление контроля качества безалкогольных напитков - одно из главных направлений обеспечения потребителей качественными продуктами. Приведены результаты идентификации подлинности газированных безалкогольных напитков, реализуемых на потребительском рынке г. Кемерово при оценке степени их соответствия требованиям действующих нормативных документов. Проанализированы потребительские критерии идентификации напитков различных торговых марок. Проведена идентификация маркировки и упаковки отобранных образцов напитков безалкогольных газированных на соответствие действующим нормативным документам; зафиксировано соответствие требованиям, предъявляемым к данному виду продукции. Случаи количественной фальсификации не выявлены. Описаны результаты исследования органолептических и физико-химических показателей качества напитков. Согласно ГОСТ 28188-2014 «Напитки безалкогольные. Общие технические условия» качество напитков оценивалось по таким физико-химическим показателям, как массовая доля сухих веществ, кислотность, массовая доля двуокиси углерода. Анализ органолептических показателей проводили по балльной системе. Идентификация подлинности отобранных образцов напитков показала, что признаки фальсификации отсутствуют, и продукция является качественной.
Для цитирования: Резниченко И.Ю, Кондратьева М.С. Идентификация подлинности газированных безалкогольных напитков// Индустрия питания|Food Industry. 2020. Т. 5, № 1. С. 16-22. DOI: 10.29141/2500-1922-2020-5-1-2
Дата поступления статьи: 26 ноября 2019 г.
Authenticity Identification of Carbonated Alcochol-Free Beverages
Irina Yu. Reznichenko1*, Maria S. Kondratieva1
1Kemerovo state University, Kemerovo, Russian Federation, *e-mait: irina.reznichenko@gmait.com
Abstract
The article concerns the counterfeiting problem of non-alcoholic drinks sold on the consumer market of the Russian Federation; provides data on drinks fraud methods (assortment, qualitative, quantitative and informational types). Strengthening quality control of soft drinks is one of the main directions of providing consumers with qualitative products. The authors presented authenticity identification results of carbonated soft drinks sold on the Kemerovo consumer market for compliance with the current regulatory documents requirements; run the consumer criteria analysis for the drinks identification of various brands. They obtained data on the labeling and packaging identification of selected non-alcoholic carbonated drinks samples for the compliance with current regulatory documents. A man recorded the compliance. There was an absence of the quantitative counterfeiting
Ключевые слова:
напитки
безалкогольные
газированные;
выявление
фальсификации;
идентификация
подлинности;
показатели качества
Keywords:
carbonated soft drinks; counterfeiting identification; authentication; quality indicators
identification. The study described results of the organoleptic and physico-chemical quality indicators research. According to the GOST 28188-2014 "Non-Alcoholic Beverages. General Technical Conditions" the authors evaluated beverages quality by such physical and chemical indicators as the mass fraction of dry substances, acidity, and the mass fraction of carbon dioxide. The researchers run the organoleptic indicators analysis according to a score system. Authenticity identification of the selected drinks samples showed that there are no signs of counterfeiting and the products are of high quality
For citation: Irina Yu. Reznichenko, Maria S. Kondratieva. Authenticity Identification of Carbonated Alcochol-Free Beverages. Индустрия питания|Food Industry. 2020. Т. 5, No.1. Pp. 16-22. DOI: 10.29141/2500-1922-2020-5-1-2
Paper submitted: November 26, 2019
Актуальность
По результатам проведенных исследований, большая часть россиян употребляют сладкие безалкогольные газированные напитки, причем процентное соотношение лиц, которые употребляют сладкие газированные напитки, и лиц, которые не употребляют их, в каждом федеральном округе России примерно одинаково [1; 2; 3].
В настоящее время на потребительском рынке России газированные безалкогольные напитки представлены в широком ассортименте. Однако не все они безопасны для здоровья потребителя: только 26 % всех товаров народного потребления не являются фальсифицированными. По мнению А.Ю. Поповой, фальсификация пищевых продуктов - «важный критический фактор для Российской Федерации, и сегодня это стало особенно актуальным в связи с увеличением объемов импорта некачественной пищевой продукции» [4, с. 4]. В соответствии с Законом Российской Федерации от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ст. 1) и Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 532 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок» (ст. 2) фальсифицированными газированными безалкогольными напитками считаются такие, которые обладают качеством и свойствами, скрытыми от потребителя, и/или напитки, которые были умышленно изменены при производстве, т. е. являются поддельными. Кроме того, фальсифицированный газированный безалкогольный напиток имеет заведомо неполную или недостоверную информацию о своем качестве и/или о каких-либо свойствах.
Как правило, часто фальсифицируют именно те газированные безалкогольные напитки, ко-
торые пользуются наибольшей популярностью среди покупателей. На современном российском рынке газированных безалкогольных напитков могут встречаться следующие виды фальсификации напитков: ассортиментная, качественная, количественная и информационная [5].
Ассортиментная фальсификация заключается в подмене одного вида безалкогольного напитка, чаще всего наиболее дорогостоящего, другим напитком, являющимся искусственным суррогатом [6].
Примерами качественной фальсификации являются наличие в безалкогольных газированных напитках пищевых добавок, которые не предусмотрены рецептурой напитка [7], а также реализация одного типа напитка под видом другого.
Признаком количественной фальсификации является недолив, т. е. значительно меньший фактический объем газированного напитка в бутылке, чем объем, указанный на этикетке.
Присутствие информации о газированном безалкогольном напитке, частично или полностью не соответствующей действительности, - признак информационной фальсификации [5]. Неточная или искаженная информация о безалкогольном напитке может встретиться в рекламе или в сопроводительных документах, а также может быть нанесена на потребительскую упаковку, например, в виде маркировки [8; 9; 10].
Неполная или недостоверная информация о товаре, нечеткий шрифт, который невозможно прочесть, как свидетельствуют проведенные исследования, являются факторами отказа от покупки товара [11; 12; 13; 14].
Исходя из с вышеизложенного задача обеспечения потребителей качественными и безопасными безалкогольными напитками остается актуальной.
Новизна проведенного авторами исследования заключается в получении не известных ранее данных по выявлению фальсификации
безалкогольных отечественных напитков, реализуемых на потребительском рынке г. Кемерово. Полученные результаты могут быть полезны практикующим работникам при формировании ассортимента торговой организации.
Цель исследования - идентификация потребительских свойств безалкогольных газированных напитков, представленных в ассортименте магазинов крупных торговых сетей г. Кемерово.
Объекты и методы исследования
Объектами исследования являлись образцы безалкогольных газированных напитков:
1) напиток безалкогольный сильногазированный «Вишня» торговой марки «Ascania» (изготовитель: ООО «ТД «Аскания»);
2) напиток безалкогольный сильногазированный «Крюшон» торговой марки «Черноголовка» (изготовитель: ООО «ПК «Аквалайф»);
3) напиток безалкогольный сильногазированный «Дюшес» торговой марки «Старые добрые традиции Бобылево» (изготовитель: ООО «ФКПЧФ БОБИМЭКС тм»);
4) напиток безалкогольный среднегазирован-ный «Лаймон Фрэш макс (Laimon fresh max)» торговой марки «Laimon Fresh» (изготовитель: ООО «Юнайтед Боттлинг Групп»);
5) напиток безалкогольный сильногазированный «Тархун» торговой марки «Старые добрые традиции Бобылево» (изготовитель: ООО «ФКПЧФ БОБИМЭКС тм»).
Экспертиза качества безалкогольных газированных напитков проводилась по органо-лептическим и физико-химическим показателям методами, указанными в межгосударственных стандартах (ГОСТ 28188-2014). По результатам экспертизы делали вывод о наличии в образце признаков того или иного вида фальсификации.
Выявление информационной фальсификации безалкогольных газированных напитков производилось в ходе анализа маркировки на соответствие требованиям п. 1 ч. 4.1 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».
Для выявления количественной фальсификации определен фактический объем газированных безалкогольных напитков по ГОСТ 6687.5 86.
С целью выявления случаев качественной фальсификации напитков определены значения таких физико-химических показателей, как массовая доля сухих веществ, кислотность, массовая доля двуокиси углерода. Показатель массовой доли сухих веществ определен рефрактометрическим методом по ГОСТ 6687.2 90, кислотность - по ГОСТ 6687.4 86, массовая доля двуокиси углерода - по ГОСТ 32037 2013.
Результаты исследования и их обсуждение
Из потребительских критериев выделили упаковку и маркировку продукции, которые оцениваются в первую очередь и зачастую становятся решающими при выборе продукции. Оценивая упаковку образцов, авторы выявили, что образцы 1, 2, 3 и 5 представлены в стеклянных бутылках вместимостью 0,5 л, укупоренных навинчивающимися алюминиевыми колпачками. Образец 4 представлен в пластиковой бутылке вместимостью 0,5 л, укупоренной навинчивающимся пластиковым колпачком. Укупорка всех образцов не нарушена. Дефектов не обнаружено. Следов загрязнения бутылок не выявлено. Маркировка всех образцов нанесена на русском языке; ее можно охарактеризовать как четкую, легкочитаемую, доступную для потребителя и полностью соответствующую требованиям ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Этикетки наклеены на поверхность бутылок со всеми исследованными образцами газированных напитков правильно, без перекосов, разрывов и деформации.
При анализе маркировки особое внимание уделено штриховым кодам, расположенным на всех упаковках с образцами безалкогольных газированных напитков: на образцах 1, 2, 3 и 5 присутствуют 13-разрядные европейские коды EAN-13 (European Article Numbering), а на образец 4 нанесен укороченный 8-разрядный штрих-код EAN-8.
Согласно информации на маркировке все образцы произведены на территории Российской Федерации - данную информацию подтверждают цифровые коды на каждом образце: первые три цифры от 460 до 469 являются кодами международной Ассоциации GS1 Russia. Для определения подлинности штриховых кодов произвели вычисления контрольных цифр и сравнили результат с последними цифрами штриховых кодов на их маркировках. Выявлено, что все образцы имеют подлинные штриховые коды.
Кроме маркировки, нанесенной на этикетку, была проанализирована упаковка; при этом особое внимание уделено маркировке, нанесенной как на бутылки с образцами, так и на укупорочные средства.
Многие производители стремятся защитить свой товар от фальсифицирования: для этого существует множество специальных средств защиты, одним из которых является нанесение на упаковку продукции уникального дизайна, например выпуклых надписей или эмблем торговых марок. Проанализировав упаковку образцов на их наличие, авторы выявили, что на алюминиевом колпачке образца 1 присутствуют изображение двух снегирей и название бренда,
которые также нанесены и на дне стеклянной бутылки в виде выпуклой надписи «АБСЛМА>. В нижней части корпуса бутылки представлена маркировка в виде графической информации, а с обратной стороны - выпуклости в виде точек. На дне бутылки с образцом имеется выпуклый оттиск от насечки на поддоне формы.
Образец 2, как и образец 1, представлен в бутылке из стекла и укупорен алюминиевым колпачком, на котором присутствуют наименование торгового знака «Черноголовка» и надпись «Освежись», а также схематично изображена птичка-черноголовка. На бутылке имеются две выпуклые надписи - «ЧЕРНОГОЛОВКА» и «СНЕ^) NOGOLOVKA», и непосредственно под ними - декор в виде трех выпуклых колец, опоясывающих упаковку. По нижнему краю расположены графическая информация и выпуклости в виде капелек. На дне бутылки нанесен только выпуклый оттиск от насечки на поддоне формы, выпуклые декоративные элементы отсутствуют.
На алюминиевые колпачки образцов 3 и 5 нанесено не только название бренда «Старые добрые традиции», но и межгосударственный стандарт, в соответствии с которым они были изготовлены - ГОСТ 28188-2014, размещенный в прямоугольнике.
На стеклянных бутылках образцов 3 и 5, как и на упаковках с рассмотренными выше образцами, присутствует выпуклый декор в виде надписей и графической информации: на плечах бутылок с двух сторон расположены выпуклые надписи «ГОСТ 28188-2014» в прямоугольнике, а по нижнему краю бутылок - две надписи «Старые добрые традиции», являющиеся наименованием товарного знака образцов. На дне бутылки с образцами 3 и 5 тоже имеется выпуклый оттиск от насечки на поддоне формы и маркировка в виде графической информации.
Образец 4 представлен в пластиковой бутылке, на корпусе которой присутствует орнамент из выпуклых полусфер. Бутылка с образцом укупорена навинчивающимся пластиковым колпачком, на котором внутри круга изображена бабочка, а также написано название компании, по лицензии которой был изготовлен данный образец - «^геепМе» (Швейцария). У основания бутылки содержится маркировка в виде графической и текстовой информации. На дне упаковки маркировка и прочие изображения отсутствуют.
В процессе анализа упаковки на предмет наличия уникального дизайна на всех рассмотренных образцах обнаружены выпуклые надписи и/или графические изображения, которые имеют четкие и ровные границы, а маркировка упаковки образцов является четкой и соответствует требованиям межгосударственных стандартов ГОСТ
32131-2013 «Бутылки стеклянные для алкогольной и безалкогольной пищевой продукции. Общие технические условия» для образцов 1, 2, 3 и 5 и ГОСТ 32686-2014 «Бутылки из полиэтиленте-рефталата для пищевых жидкостей. Общие технические условия» для образца 4.
Таким образом, среди отобранных образцов газированных безалкогольных напитков случаев информационной фальсификации не выявлено.
Следующий этап работы - оценка органо-лептических показателей, а именно их внешнего вида, цвета, прозрачности, вкуса и аромата. Результаты оценки органолептических показателей качества на соответствие требованиям ГОСТ 28188-2014 «Напитки безалкогольные. Общие технические требования» показали соответствие всех показателей требованиям данного стандарта.
Дополнительно проведена дегустации образцов напитков по 25-балльной шкале. Образцы газированных напитков, показатели которых оценивались при дегустации, заранее были закодированы под номерами 1, 2, 3, 4, 5:
образец 1 - напиток «Вишня» торговой марки «Ascania»;
образец 2 - напиток «Крюшон» торговой марки «Черноголовка»;
образец 3 - напиток «Дюшес» торговой марки «Старые добрые традиции Бобылево»;
образец 4 - напиток «Лаймон Фрэш макс (Laimon fresh max)» торговой марки «Laimon Fresh»;
образец 5 - напиток «Тархун» торговой марки «Старые добрые традиции Бобылево».
В дегустационной оценке участвовали 11 независимых потребителей.
Оценка проводилась по трем органолептиче-ским показателям качества:
• прозрачность, цвет, внешний вид;
• вкус, аромат»;
• насыщенность двуокисью углерода.
В соответствии с 25-балльной шкалой максимальные оценки по показателям составили: «прозрачность, цвет, внешний вид» - 7 баллов; «вкус, аромат» - 12 баллов; «насыщенность двуокисью углерода» - 6 баллов. При общей оценке по трем показателям качества от 23 до 25 баллов исследуемый образец оценивался «отлично», от 19 до 22 баллов - «хорошо», от 15 до 18 баллов -«удовлетворительно», при оценке менее 14 баллов - «неудовлетворительно». Результаты балльной оценки представлены в таблице.
Таким образом, образец 1 - напиток «Вишня» торговой марки «Ascania» и образец 3 - напиток «Дюшес» торговой марки «Старые добрые традиции Бобылево» имеют итоговую оценку «отлично». Остальные образцы получили итоговую
Результаты оценки органолептических показателей качества безалкогольных газированных напитков, балл Evaluation Results of Organoleptic Quality Indicators of Non-Alcoholic Carbonated Drinks, Score
Показатель Образец 1 Образец 2 Образец 3 Образец 4 Образец 5
Прозрачность, цвет, внешний вид 6,45 ± 0,89 6,09 ± 1,00 6,45 ± 0,89 5,27 ± 0,86 6,09 ± 1,00
Вкус, аромат 11,82 ± 0,57 11,45 ± 0,89 11,45 ± 0,89 10,73 ± 0,96 9,82 ± 1,59
Насыщенность двуокисью углерода 5,27 ± 0,86 4,82 ± 1,27 5,64 ± 0,48 5,09 ± 0,79 5,64 ± 1,15
Общий балл 23,55 22,36 23,55 21,09 21,55
Итоговая оценка «Отлично» «Хорошо» «Отлично» «Хорошо» «Хорошо»
оценку «хорошо»: образец 2 «Крюшон» торговой марки «Черноголовка», образец 4 «Лаймон Фрэш макс (Laimon fresh max)» торговой марки «Laimon Fresh» и образец 5 «Тархун» торговой марки «Старые добрые традиции Бобылево».
Сопоставив полученные органолептические характеристики отобранных образцов газированных безалкогольных напитков с требованиями нормативного документа (ГОСТ 28188-2014), сделали вывод: все рассмотренные образцы полностью соответствуют требованиям данного стандарта по органолептическим показателям качества.
Результаты анализа фактического объема газированных безалкогольных напитков, отклонения объема каждого из образцов напитков в процентах от номинального показали, что заявленный объем каждого образца газированных безалкогольных напитков составил 500 см3. После определения фактического объема содержимого бутылок было установлено, что содержимое образцов 1, 2 и 5 по объему соответствует заявленному объему, указанному на маркировке. В то же время в образцах 3 и 4 обнаружено, что фактический объем напитков на 2 % превышает объем, заявленный производителем.
Поскольку отрицательных отклонений содержимого бутылок с образцами не выявлено, можно сделать вывод об отсутствии количественной фальсификации.
Для выявления качественной фальсификации образцов напитков определены значения физико-химических показателей: массовая доля двуокиси углерода;массовая доля сухих веществ; кислотность (рис. 1, 2).
По данным, указанным на маркировке, образцы 1, 2, 3 и 5 являются сильногазированными безалкогольными напитками, а образец 4 - сред-негазированным. Согласно требованиям нормативного документа для сильногазированного напитка массовая доля двуокиси углерода должна быть не менее 0,4 %, для среднегазированного - не менее 0,3 %.
Хотя по результатам анализа образец 4 по степени насыщения двуокисью углерода является сильногазированным безалкогольным напитком (заявлен как среднегазированный), данный факт нельзя отнести к случаям качественной фальсификации, так как в ГОСТ 28188-2014 указано, что для среднегазированных безалкогольных напитков массовая доля двуокиси углерода должна составлять не менее 0,30 %, при этом
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6
Рис. 1. Массовая доля двуокиси углерода в образцах напитков, % Fig. 1. Mass Fraction of Carbon Dioxide in Beverage Samples, %
0,0 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0
Рис. 2. Кислотность, см3 р-ра ЫайН 1,0 М/дм3 на 100 см3 напитка Fig. 2. Acidity, cm3 Solution of NaOH 1.0M/dm3 per 100 cm3 of Beverage
отсутствуют сведения о верхней границе, после превышения которой напиток не может являться среднегазированным.
По итогам определения с помощью рефрактометрического метода массовая доля сухих веществ после 100 % инверсии в образцах безалкогольных газированных напитков составляет, %: образец 1 - 12,4; образец 2 - 3,7; образец 3 - 9,5; образец 4 - 11,7; образец 5 - 8,9.
Полученные данные свидетельствуют об отсутствии качественной фальсификации газированных безалкогольных напитков и их соответствии требованиям нормативного документа.
Выводы
В процессе проведения оценки качества безалкогольных газированных напитков с целью идентификации установлено соответствие упаковки и маркировки требованиям нормативных документов. Выполнение производителями требований ТР ТС 022/2011 в отношении инфор-
мации позволяет потребителю удовлетворить спрос на основополагающие характеристики напитка и сделать свой выбор. Отклонений по органолептическим и физико-химическим показателям качества не выявлено, на основании чего можно заключить, что среди отобранных образцов газированных безалкогольных напитков признаков фальсификации не обнаружено.
Проведенный выборочный анализ качества безалкогольной продукции на выявление фальсификации свидетельствует об усилении контроля за качеством продукции со стороны как производителя, так и крупных торговых сетей России.
Формирование ассортимента отечественных безалкогольных напитков соответствующего качества способствует повышению конкурентоспособности российских брендов, снижению риска для здоровья потребителя, более полному удовлетворению потребительского спроса на качественную продукцию.
Библиографический список
1. Ханферьян Р.А., Выборная К.В., Раджабкадиев Р.М. и др. Частота потребления сладких газированных напитков населением разных возрастных групп Российской Федерации // Вопросы питания. 2017. Т. 86, № 3. С. 55-58.
2. Ханферьян Р.А., Раджабкадиев Р.М., Евстратова В.С., Галстян А.Г. и др.Потребление углеводсодержащих напитков и их вклад в общую калорийность рациона // Вопросы питания. 2018. Т. 87, № 2. С. 39-43. 001: 10.24411/0042-8833-2018-10017.
3. Кондратьева М.С., Резниченко И.Ю. Обзор и тенденции развития российского рынка газированных безалкогольных напитков // Инновации в пищевой биотехнологии: сб. тез. в VII Меж-дунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Кемерово, 14 мая 2019 г.). Кемерово, 2019. С. 423-425.
4. Попова А.Ю. Анализ риска - стратегическое направление обеспечения безопасности пищевых продуктов // Анализ риска здоровью. 2018. № 4. С. 4-12. 001: 10.21668^еаМ.^к/2018.4.01
5. Матисон В.А., Авчиева П.Б., Тулякова Т.В., Беленко Е.Л. Особенности фальсификации // Пищевая промышленность. 2010. № 5. С.20-21.
6. Пашкова Е.Ю., Дулова Е.В. Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров: учеб. пособие. Кинель : РИЦ СГСХА, 2015. 102 с.
7. Петров А.Н., Ханферьян Р.А., Галстян А.Г. Актуальные аспекты противодействия фальсификации пищевых продуктов // Вопросы питания. 2016. Т. 85, № 5. С. 86-92.
8. Дронова О.Б. Основные виды потребительских товаров, не соответствующие установленным требованиям // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 11. С. 99-103.
9. Лилишенцева А.Н. Критерии натуральности овощных соков // Техника и технология пищевых производств. 2017. Т. 47, № 4. С. 123-129. 001: 10.21603/2074-9414-2017-4-123-129.
Bibliography
1. Hanferyan, R.A.; Vybornaya, K.V.; Radzhabkadiev, R.M. i dr. Chasto-ta Potrebleniya Sladkih Gazirovannyh Napitkov Naseleniem Raznyh Vozrastnyh Grupp Rossijskoj Federacii [Consumption Frequency of Sweet Carbonated Beverages by the Population of Different Age Groups of the Russian Federation]. Voprosy Pitaniya. 2017. T. 86, № 3. Pp. 55-58.
2. Hanferyan, R.A.; Radzhabkadiev, R.M.;Evstratova, V.S.; Galst-yan, A.G. i dr. Potreblenie Uglevodsoderzhashchih Napitkov i Ih Vklad v Obshchuyu Kalorijnost' Raciona [Consumption of Carbohydrate-Containing Beverages and Its Contribution to the Total Caloric Intake]. Voprosy Pitaniya. 2018. T. 87, № 2. Pp. 39-43. DOI: 10.24411/0042-8833-2018-10017.
3. Kondratjeva, M.S.; Reznichenko I.Yu. Obzor i Tendencii Razvitiya Rossijskogo Rynka Gazirovannyh Bezalkogol'nyh Napitkov [Review and Development Trends of the Russian Market of Carbonated Soft Drinks]. Innovacii v Pishchevoj Biotekhnologii: sb. tez. v VII Mezh-dunar. Nauch. Konf. Studentov, Aspirantov i Molodyh Uchenyh (Kemerovo, 14 Maya 2019 g.). Kemerovo, 2019. Pp. 423-425.
4. Popova, A.Yu. Analiz Riska - Strategicheskoe Napravlenie Obespe-cheniya Bezopasnosti Pishchevyh Produktov [Risk Analysis - Strategic direction of Food Safety]. Analiz Riska Zdorov'yu. 2018. № 4. Pp. 4-12. DOI: 10.21668/health.risk/2018.4.01
5. Matison, V.A.; Avchieva, P.B.; Tulyakova, T.V.; Belenko, E.L. Osoben-nosti Fal'sifikacii [Counterfeiting Features]. Pishchevaya Promysh-lennost'. 2010. № 5. Pp. 20-21.
6. Pashkova E.Yu., Dulova E.V. Identifikaciya i Obnaruzhenie Fal'sifik-acii Prodovol'stvennyh Tovarov [Identification and Detection of the Food Products Counterfeiting]: Ucheb. Posobie. Kinel': RIC SGSKHA, 2015. 102 p.
7. Petrov, A.N.; Hanfer'yan, R.A.; Galstyan, A.G. Aktual'nye Aspekty Protivodejstviya Fal'sifikacii Pishchevyh Produktov [Actual Aspects of the Counterfeiting Counteraction of Food Products]. Voprosy Pitaniya. 2016. T. 85, № 5. Pp. 86-92.
10. Хуршудян С.А. Идентификация упаковки в определении контрафактных и фальсифицированных пищевых продуктов // Пищевая промышленность. 2013. № 1. С. 10-11.
11. Тихонова О.Ю., Резниченко И.Ю., Зоркина Н.Н. Исследование потребительских предпочтений в отношении маркировки пищевых продуктов и оценки ее качества // Техника и технология пищевых производств. 2015. № 1 (36). С. 152-156.
12. Тихонова О.Ю., Резниченко И.Ю. Оценка качества и конкурентоспособности маркировки пищевой продукции. Термины и определения // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. 2016. № 05 (сентябрь-октябрь). С. 81-85.
13. Тихонова О.Ю., Резниченко И.Ю., Суслова С.С. Контрастность маркировки пищевых продуктов // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. 2018. № 4 (51). С. 62-66.
14. Резниченко И.Ю., Тихонова О.Ю., Сельская И.Л. Правильная этикетка - залог успешных продаж // Пищевая промышленность. 2019. № 7. С. 19-24. DOI: 10.24411/0235-2486-2019-10097.
8. Dronova, O.B. Osnovnye Vidy Potrebitel'skih Tovarov, Nesootvetst-vuyushchie Ustanovlennym Trebovaniyam [Main Types of Consumer Goods that Do Not Meet the Established Requirements]. Vestnik Moskovskogo Universiteta MVD Rossii. 2015. №11. Pp. 99-103.
9. Lilishenceva, A.N. Kriterii Natural'nosti Ovoshchnyh Sokov [Criteria for Natural Vegetable Juices]. Tekhnika i Tekhnologiya Pishchevyh Proizvodstv. 2017. T. 47, № 4. Pp. 123-129. DOI: 10.21603/2074-94142017-4-123-129.
10. Hurshudyan, S.A. Identifikaciya Upakovki v Opredelenii Kontrafak-tnyh i Fal'sificirovannyh Pishchevyh Produktov [Packaging Identification in the Counterfeit Determination and Falsified Food Products]. Pishchevaya Promyshlennost'. 2013. № 1. Pp. 10-11.
11. Tihonova, O.Yu.;Reznichenko, I.YU.;Zorkina, N.N. Issledovanie Potrebitel'skih Predpochtenij v Otnoshenii Markirovki Pishchevyh Produktov i Ocenki ee Kachestva [Consumer Preferences Research in Relation to Food Labeling and Quality Assessment]. Tekhnika i Tekhnologiya Pishchevyh Proizvodstv. 2015. № 1 (36). Pp. 152-156.
12. Tihonova, O.Yu.; Reznichenko, I.Yu. Ocenka Kachestva i Konkuren-tosposobnosti Markirovki Pishchevoj Produkcii. Terminy i Opre-deleniya [Quality and Competitiveness Assessment of Food Product Labeling. Terms and Definitions]. Tekhnologiya i Tovarovedenie Innovacionnyh Pishchevyh Produktov. 2016. № 05 (Sentyabr'-Okt-yabr'). Pp. 81-85.
13. Tihonova, O.Yu.;Reznichenko, I.Yu.; Suslova, S.S. Kontrastnost' Markirovki Pishchevyh Produktov [Contrast of Food Labeling]. Tekhnologiya i Tovarovedenie Innovacionnyh Pishchevyh Produktov. 2018. № 4 (51). Pp. 62-66.
14. Reznichenko, I.Yu.; Tihonova, O.Yu.; Selskaya, I.L. Pravil'naya Etiket-ka - Zalog Uspeshnyh Prodazh [Correct Label as the Key to Successful Sales]. Pishchevaya Promyshlennost'. 2019. № 7. Pp. 19-24. DOI: 10.24411/0235-2486-2019-10097.
Информация об авторах / Information about Authors
Резниченко Ирина Юрьевна
Reznichenko, Irina Yurievna
Тел./Phone: +7 (3842) 39-68-54 E-mail: irina.reznichenko@gmail.com
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой управления качеством
Кемеровский государственный университет
650000, Российская Федерация, г. Кемерово, ул. Красная, 6
Doctor of Technical Science, Professor, Head of the Quality Management Department Kemerovo State University
650000, Russian Federation, Kemerovo, Krasnaya St., 6 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7486-4704
Кондратьева Мария Сергеевна
Kondratieva, Mariya Sergeevna
Тел./Phone: +7 (3842) 39-68-54 E-mail:
kondratjewa-mariya-08-02@yandex.ru
Магистрант кафедры управления качеством
Кемеровский государственный университет
650000, Российская Федерация, г. Кемерово, ул. Красная, 6
Master Degree Student of the Quality Management Department Kemerovo State University
650000, Russian Federation, Kemerovo, Krasnaya St., 6