Научная статья на тему 'Идентификация параметров эрозионного горения топлива по данным огневых стендовых испытаний'

Идентификация параметров эрозионного горения топлива по данным огневых стендовых испытаний Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
223
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА / ЭРОЗИОННОЕ ГОРЕНИЕ / SOLID-PROPELLANT ROCKET MOTOR / EROSIVE BURNING

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Евланова Ольга Александровна, Евланов Андрей Александрович, Николаева Евгения Викторовна

Работе проведена оценка параметров эрозионного горения топлива заряда одного из РДТТ снарядов РСЗО. Методика оценки заключалась в сопоставлении статистически обработанных результатов огневых стендовых испытаний данного РДТТ и результатов расчетного определения внутрибаллистических характеристик данного РДТТ по одномерной теории. Полученные значения параметров эрозионного горения позволили с высокой достоверностью провести прогнозирование характеристик разрабатываемого РДТТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Евланова Ольга Александровна, Евланов Андрей Александрович, Николаева Евгения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF THE FUEL EROSIVE BURNING PARAMETERS AS PER FIRING BENCH-TESTS DATA

The work contains evaluations of fuel erosive burning parameters of the charge of one MRLS Rocket Projectile solid-propellant rocket motor. The evaluation procedure consisted in comparison of statically processed results of the firing bench-tests of the solid-propellant rocket motor with the results of the estimated determination of the interballistic characteristics of the solid-propellant rocket motor as per one-dimensional theory. The received values of the erosive burning parameters allowed for carrying out of a high integrity prediction of the characteristics of the solid-propellant rocket motor under development

Текст научной работы на тему «Идентификация параметров эрозионного горения топлива по данным огневых стендовых испытаний»

УДК 629.7.036.54.001

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ ЭРОЗИОННОГО ГОРЕНИЯ ТОПЛИВА ПО ДАННЫМ ОГНЕВЫХ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ

О. А. Евланова, А. А. Евланов, Е.В. Николаева

В работе проведена оценка параметров эрозионного горения топлива заряда одного из РДТТ снарядов РСЗО. Методика оценки заключалась в сопоставлении статистически обработанных результатов огневых стендовых испытаний данного РДТТ и результатов расчетного определения внутрибаллистических характеристик данного РДТТ по одномерной теории. Полученные значения параметров эрозионного горения позволили с высокой достоверностью провести прогнозирование характеристик разрабатываемого РДТТ.

Ключевые слова: ракетный двигатель твердого топлива, эрозионное горение.

Ввиду высокой плотности заполнения камеры сгорания топливом рабочий процесс в современных РДТТ снарядов РСЗО является весьма напряженным, в частности, скорости потока продуктов сгорания в каналах зарядов достигают значений 650... 700 м/с.

В общем случае линейная скорость горения твердого топлива зависит от состава, технологии изготовления заряда, температуры заряда, давления в камере, скорости газового потока вдоль горящей поверхности, деформации топлива, ускорения, направленного к горящей поверхности.

Поскольку зависимости скорости горения от температуры и давления определяются экспериментально, то проблема учета данных зависимостей при расчете внутрибаллистических характеристик отсутствует. Влияние деформации растяжения, ускорения, нестационарности давления на скорость горения топлива применительно к условиям РДТТ снарядов РСЗО невелико. В то же время в условиях высоких скоростей движения продуктов сгорания вдоль поверхности заряда скорость горения топлива существенно отличается от скорости горения в приборе постоянного давления, т.к. топливо горит в режиме эрозионного (турбулентного) горения.

Исследование эрозионных характеристик топлив (зависимости скорости горения топлива от скорости газового потока вдоль горящей поверхности топлива) обычно производится с использованием специализированных модельных РДТТ, снабженных устройствами, позволяющими определить величину сгоревшего свода заряда в процессе работы РДТТ.

Ввиду больших материальных и временных затрат данные исследования по ряду топлив не проводились.

Отсутствие данных по эрозионным характеристикам ряда топлив, применяемых в РДТТ снарядов РСЗО, не позволяет проводить достовер-

ную оценку внутрибаллистических характеристик РДТТ на стадии проектирования.

В связи с этим представляется необходимым проведение оценки параметров эрозионного горения топлива по данным огневых стендовых испытаний натурных РДТТ.

В общем случае определение констант эрозионного горения топлива по результатам огневых стендовых испытаний натурных РДТТ представляет принципиальные трудности ввиду сложности оценки перепадов давления, газодинамических потерь в предсопловом объеме, влияния формы канала заряда и т.д. Однако оценка эрозионных характеристик топлив по данным огневых стендовых испытаний и их перенос на другие РДТТ того же калибра с идентичными типами топлив, одинаковыми формами каналов, но отличающиеся длиной зарядов, являются вполне корректным.

Оценку эрозионных характеристик целесообразно проводить по значению максимального давления, так как в этот период времени влияние эрозионного горения на рабочий процесс в РДТТ является наиболее существенным, и по виду зависимости «давление - время».

Идентификация параметров эрозионного горения осуществлялась на основе системы уравнений для определения внутрибаллистических характеристик РДТТ на квазистационарном участке работы и статистической обработки результатов огневых стендовых испытаний натурного РДТТ с зарядом из двух секций.

Система уравнений квазистационарного движения продуктов сгорания в камере сгорания РДТТ с зарядом из двух секций будет иметь следующий вид [1]:

- для расчета газодинамических параметров на входе в канал секции 1

Ул

1

£ т1ыЯТг р

т

р1

Р01^1 ятг'

/о = ЯТг, = д/ кКТг ,

ф(У ) = 1 + ку (У - УП )

для канала секции 1

и = щ

' р ^

105

ф(У),

dV _ртhu kфк f 0 + k +1 ртhu dx

V

V

a

dF

рF a2 - V2 2

рF a2 - V2 F a2 - V2 dx '

dp _ р V dx

a

dF рт ртhuV 2a + (к - IV

2

dx

F a2 - V2 dx F a2 - V2 F 2(а2 ртЫ kфк/0 ртhu 2a2 -(к - 3)V2 р V

FV a2 - V2 FV 2(a2 - V

+

V 2Т

dF

F a2 - V2 dx

T _

Р

В

02

- на входе в канал секции 2 1

рЯ

а _л[кШ , (11)

f (12)

Vз _

р 2

P2V2 F2 +

.5

Т,

V10

Р3 _В2,

р3 _р2 ,

Рз

р т + 5 т3и1

^2 ^

10

5

р

3

для канала секции 2

и _ и1

Р

рз Я

10

5

ф^ ),

dV _ртhu kфк f 0 + k +1 ртhu

dx

V

2

V

а

2

dF

В _ р V dx

а2 - V2 ' 2 рF а2 - V2 F а2 - к — а2 dF рт khuфкfoV ртhuV 2а + (k -1^2

F а2 - V2 dx F а2 - V

2

F

2

'-У2)

dр _ ртhu kфк f 0 ртhu 2а2 -(к - 3^2 р V

dx

+

FV а2 - V2 FV

Р04

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в предсопловом объеме

2 (а 2 - V 2

Ро^Ы

f (14 ) ,

+

dF

F а2 - V2 dx

О4 _ P4V4F4 + 5т4и1 66

Г Р \п Р4

5

р т:

2

2

2

г = в(к )Ркр Р0кр =

= 1 - 70 (14 )х,

р04

• м к ,2 Л к -1 -л 70 (1) = к+Г1

1 - — 12

к +1

к -1

где У - скорость; Р - давление; Р0 - давление торможения; Т - температура газа; ТГ - температура горения топлива; р - плотность газа, - площади торцев; и - скорость горения топлива; Я - газовая постоянная продуктов сгорания; ^ - площадь проходного сечения; / - сила пороха; а - скорость звука; к - показатель адиабаты продуктов сгорания; ф(У) - эрозионная функция; ку - эрозионный коэффициент; Уп - пороговая скорость; т - показатель степени в эрозионной функции; фк - коэффициент полноты сгорания топлива; И - периметр горения; /X) и 70 (X) - газодинамические функции; V - показатель степени в законе скорости горения; G - расход газа; В(к) - функция показателя адиабаты; - коэффициент газодинамического сопротивления; индекс "1" относится к параметрам на входе в канал секции 1, 2 - к параметрам на выходе из канала секции 1, 3 - к параметрам на входе в канал секции 2, 4 - к параметрам на выходе из канала секции 2, индекс "кр" относится к параметрам в критическом сечении сопла.

К числу основных параметров, определяющих параметры внутри-баллистического процесса, относится коэффициент потерь полного давления в предсопловом объёме.

Для определения данной величины использовались обобщенные экспериментальные зависимости давления в различных сечениях по длине РДТТ и тяги от времени и известные литературные данные. Обобщение этих результатов позволило принять значение коэффициента потерь полного давления в начальный период работы равным 0,82.

Методика оценки эрозионных характеристик топлив по данным огневых стендовых испытаний базировалась на сравнении результатов испытаний (зависимости давления у дна РДТТ и на входе в предсопловой объем от времени) с результатами расчетов соответствующих зависимостей при различных значениях констант эрозионного горения.

Зависимость эрозионной скорости горения топлива от скорости обтекания газового потока принималась в виде [2]

е = 1 + к^У - Уп при У > Уп.

Расчеты проводились с учетом существующих данных о диапазоне значений пороговой скорости для смесевых твердых топлив

50 м/с <Уп < 120 м/с.

1

На рис. 1 и 2 приведены зависимости давления у переднего дна РДТТ от времени соответственно приУп =100 м/с и Уп =50 м/с при различных значениях коэффициента эрозионной скорости ку =0,01; 0,02; 0,03.

Как следует из сравнения расчетных зависимостей давления у переднего дна РДТТ от времени, наилучшее совпадение с соответствующей экспериментальной зависимостью на всем временном интервале обеспечивается при Уп =50 м/с, ку =0,02.

Р, МПа

——о

Л

_ _. - - - ^__ и;

\ V. V. V-

V ■

\у. V, о,',

\

\

0 - Т -

О 0,5 1 1,5

2 2.5 3 3,5 4 4,5 5 5,5

— при [«=0,03 ----при ку=0,02 .......при 1оМ),01

Рис. 1. Зависимости давления от времени при УП =100 м/с

Р, МПа

18 16

Т, с

0 0.5 1 1,5

при кл/=0,01 ----при кт=0,02 -при к^=0,ЭЗ

Рис. 2. Зависимости давления от времени при УП =50 м/с

Использование полученных значений эрозионных характеристик позволило на этапе проектирования с высокой достоверностью провести прогнозирование внутрибаллистических характеристик одного из разрабатываемых РДТТ с двухсекционным зарядом.

Список литературы

1. Ерохин Б.Т. Теория внутрикамерных процессов и проектирование РДТТ. М.: Машиностроение, 1991. 545 с.

2. Газодинамические и теплофизические процессы в РДТТ / под ред. А.С. Коротеева. М.: Машиностроение, 2004. 512 с.

Евланова Ольга Александровна, канд. техн. наук, доц., evl.olg@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Евланов Андрей Александрович, студент, andrey-lato@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Николаева Евгения Викторовна, инженер 1-й категории, ivts. tulgu@rambler. ru, Россия, Тула, ОАО ««Научно-производственное объединение ««СПЛАВ»

IDENTIFICA TION OF THE FUEL EROSIVE BURNING PARAMETERS AS PER FIRING BENCH-TESTS DA TA

O.А. Evlanova, A.A. Evlanov, E. V. Nikolaeva

The work contains evaluations of fuel erosive burning parameters of the charge of one MRLS Rocket Projectile solid-propellant rocket motor. The evaluation procedure consisted in comparison of statically processed results of the firing bench-tests of the solid-propellant rocket motor with the results of the estimated determination of the interballistic characteristics of the solid-propellant rocket motor as per one-dimensional theory. The received values of the erosive burning parameters allowed for carrying out of a high integrity prediction of the characteristics of the solid-propellant rocket motor under development.

Key words: solid-propellant rocket motor, erosive burning.

Evlanova Olga Aleksandrovna, candidate of technical sciences, docent, evl. olg@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Evlanov Andrei Aleksandrovich, student, andrey-lato@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Nikolaeva Evgenia Viktorovna, grade 1 engineer, ivts. tulgu@rambler. ru, Russia, Tula, Open Society «SPLAVSPA»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.