Научная статья на тему 'Идентификация как механизм развития уверенности девочки'

Идентификация как механизм развития уверенности девочки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
604
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / УВЕРЕННОСТЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / SUBJECT / IDENTIFICATION / CONFIDENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Врублевская Татьяна Владимировна

«Качество детства» девочки имеет определяющее значение для формирования ее уверенности и сказывается на протяжении всей жизни женщины. Мы связываем благополучное психологическое развитие девочки с ее уверенностью. Формирование уверенности девочки осуществляется благодаря идентификационным процессам. Уверенность девочки формируется, прежде всего, во взаимодействии с матерью и отцом. Также девочка развивает уверенность в собственных силах благодаря взаимоотношениям с другими значимыми взрослыми и ровесницами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Врублевская Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION AS A MECHANISM OF THE DEVELOPMENT OF A GIRL’S CONFIDENCE

“Childhood quality” of a girl has a definite meaning for her confidence forming and affects on a woman whole life. We link a girl’s successful psychological development with her confidence. А girl’s confidence formation realizes owing to identification processes. A girl’s confidence is being formed, first of all, in mutual relations with her mother and father. A girl also develops herself confidence own thanks to mutual relations with other important adults and her peers.

Текст научной работы на тему «Идентификация как механизм развития уверенности девочки»

Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/2(5) 2010

Психологические науки

УДК 159.922 Т. В. Врублевская

ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ УВЕРЕННОСТИ ДЕВОЧКИ

«Качество детства» девочки имеет определяющее значение для формирования ее уверенности и сказывается на протяжении всей жизни женщины. Мы связываем благополучное психологическое развитие девочки с ее уверенностью. Формирование уверенности девочки осуществляется благодаря идентификационным процессам. Уверенность девочки формируется, прежде всего, во взаимодействии с матерью и отцом. Также девочка развивает уверенность в собственных силах благодаря взаимоотношениям с другими значимыми взрослыми и ровесницами.

Ключевые слова: субъект, уверенность, идентификация.

Vrublevskaya T.V. IDENTIFICATION AS A MECHANISM OF THE DEVELOPMENT OF A GIRL'S CONFIDENCE

"Childhood quality" of a girl has a definite meaning for her confidence forming and affects on a woman whole life. We link a girl's successful psychological development with her confidence. А girl's confidence formation realizes owing to identification processes. A girl's confidence is being formed, first of all, in mutual relations with her mother and father. A girl also develops herself confidence own thanks to mutual relations with other important adults and her peers.

Keywords: subject, identification, confidence.

Глобальный кризис, охвативший все сферы общества, спровоцировал обострение кризиса детства. Кризисы детства - это периоды в истории общества, когда нарушаются связи между детьми и взрослыми, затрудняется и становится проблематичным процесс взросления [3, 10]. Кризисные явления приводят к потере уверенности, неопределенности в построении взаимоотношений взрослых с детьми. Современные дети по своим психологическим качествам отличаются от предыдущих поколений, а новые способы

взаимодействия с ними не выработаны. Недостаток уверенности у родителей и педагогов лишает их возможности действовать адекватно ситуации. В наше время женщины-матери в большинстве развитых стран вынашивают, рожают и выхаживают своих детей в одиночку. Лишенная уверенности во время беременности и в послеродовой период женщина неспособна обеспечивать своему ребенку ту безопасную личную основу, которая требуется на всех фазах жизненного цикла. Это трагичная черта нашего времени. Ведь многие женщины - дочери слабых матерей, незрелых матерей, матерей-сирот. Женщина находится под влиянием социальных схем и стереотипов, не понимая, что социальная игра берет начало в ее детстве.

Детство определяет в немалой степени последующее отношение к жизни, умственное и психическое развитие. Психологические исследования убедительно показывают, что сформировавшиеся в дошкольном возрасте эмоционально-ценностные отношения к миру, к себе и другим людям, закрепившиеся способы решения социальных задач с большим трудом могут быть изменены и оказывают детерминирующее воздействие на весь ход дальнейшего развития личности [7]. Представляется несколько категоричной позиция З. Фрейда и его последователей относительно значения ранних переживаний детства, фатально предопределяющих ход психического развития. Однако нельзя отрицать важнейшей роли закладывающейся в раннем детстве структуры личности и детерминации ее дальнейшего становления. С раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, полоролевая идентичность и ценностные ориентации. Это происходит посредством механизма идентификации через уподобление (чаще неосознанное) себя значимому другому как образцу на основании эмоциональной связи. Идентификация - это важнейший механизм развития человека. И детство только закладывает основания для идентичности, которая будет развиваться и разворачиваться всю жизненную историю человека во взаимодействии с определенными аспектами социального мира.

Для нашего исследования важны следующие положения:

1) «Ребенок является субъектом активности с рождения, а не становится им в процессе воспитания» [3; с. 11];

2) инициатива в установлении отношений с матерью принадлежит не только, а может быть, даже не столько матери, сколько ребенку [2, 4];

3) степень «внутренней уверенности», вынесенной из самого раннего младенческого возраста, зависит от качества материнских отношений с ребенком; «внутренняя уверенность» - это доверие не только к другому, но и доверие к себе; «пока ребенок учится, он нуждается в успокаивающем и вселяющем уверенность обучении со стороны взрослых» [12; с. 396];

4) признание значимости сверстников для идентификации ребенка [4, 7];

5) группа сверстников интенсифицирует процессы половой идентификации и половой дифференциации [7].

Экстраполируя вышеизложенные положения на наше исследование, можно утверждать, что ребенок проявляет уверенность уже в младенческом возрасте, своим криком-напоминанием, в котором мы слышим экзистенциальное «Я есть!», выражающее наше существование в мире. В исследовании Н.Н. Авдеевой обнаружено, что дети конца первого года жизни понимают свое право на выбор и инициативу, выражающиеся протестом, гневом, обидой [4]. К завершению младшего школьного возраста (7-11 лет) при положительном исходе развития у ребенка формируется уверенность в себе [8].

«Качество детства» девочки имеет определяющее значение для формирования ее уверенности и сказывается на протяжении всей жизни женщины [1, 5, 9, 11, 16].

В условиях нашей культуры девочке не так-то легко иметь уверенность в себе. Для З. Фрейда основная задача развития девочек заключается в том, что в тот момент, когда девочка начинает осознавать различия между полами, она вынуждена признать неизбежность своего более низкого положения в тех социальных системах, где доминируют мужчины. Мальчик же всегда ощущает свое превосходство. Следуя А. Адлеру, мы связываем благополучное психологическое развитие девочки с уверенностью в себе. Изучая различия в формировании уверенности у девочек и мальчиков, А. Адлер выделяет две главные причины-мифы, с которыми девочка знакомится в детстве, и которые могут поколебать ее веру в собственные силы, подорвать уверенность в себе и лишить надежды достигнуть в чем-либо компетентности.

Первая причина. Девочкам постоянно подчеркивают, что им подходит только легкая, неответственная работа и, девочка вынуждена поверить в собственную несостоятельность.

Вторая и главная причина. С детства девочка постоянно видит перед собой эпизоды, когда женщинам отводятся только второстепенные роли, постепенно она теряет уверенность, никогда больше не захочет взять на себя ответственность и, в конце концов, отступит от жизненных проблем. И, естественно, женщина воспринимается не приспособленной к жизни.

В исследовании способностей выявлен следующий факт: была выделена группа девочек 14-18 лет, показавшая высокие результаты перед другими группами, включая и мальчиков. Все эти девочки оказались выходцами из семей, в которых, матери имели профессии, требующие от них личной ответственности и самостоятельности. Это означает, что девочки выросли в атмосфере, в которой они не ощущали миф о слабых способностях женщин

или чувствовали это в меньшей степени, потому что они видели, как их матери успешно продвигались в жизни благодаря своей компетентности. В этих семьях саморазвитие девочек шло благоприятным путем.

Итак, А. Адлер акцентирует наше внимание на роли матери в развитии уверенности в себе и ничего не говорит о роли отца. М. Кляйн утверждает, что девочки обретают уверенность в себе благодаря идентификации с матерью [16].

К. Хорни выделила факторы, вызывающие у женщин недостаток уверенности. В основе этих факторов лежат фантазии девочки.

Рассмотрим эти факторы подробнее. Вследствие идентификации с матерью у девочки возникают фантазии о переживании полноценной сексуальной связи с отцом. Следствием этих фантазий является возникновение в той или иной степени выраженных нарушений в развитии чувства реальности. В дальнейшем действительность может вызывать сомнение, и оно может распространяться на все события жизни, может привести к неврозу. Таким образом, неверное восприятие реальности ведет к недостатку уверенности субъекта. Согласно теории женского развития К. Хорни, определенные последствия анатомического развития между полами играют значительную роль в переживании особого рода внутренней неуверенности, которую мы часто встречаем у женщин. Испытывая такую неуверенность, девочка ищет убежища в воображаемой роли мужчины. Эта попытка отклониться от женской роли и принять мужскую неизбежно влечет за собой чувство неполноценности, так как девочка начинает подходить к себе с чуждыми ее особой биологической природе требованиями и ценностями, удовлетворить которые она не может, ощущая себя беспомощной [9].

В исследовании общения в паре «мать-дочь» С. Орбах замечает, что мать может осознанно и неосознанно ограничивать дочь в ее попытках удовлетворить свои эмоциональные потребности. Вместо того, чтобы создавать условия для их удовлетворения, мать поддерживает те формы поведения дочери, которые соответствуют общепринятым представлениям о «женских» видах деятельности. Поскольку мать реагирует на эмоциональные потребности дочери иногда положительно, иногда отрицательно, это вносит дисгармонию и противоречивость в их отношения. Противоречивый характер отношений матери и дочери не удерживают последнюю от попыток заявлять в общении с матерью о своих потребностях. «Так или иначе мы всегда тянемся к своим матерям», - пишет С. Орбан [5; с. 51]. Качества материнского образа оказываются спроецированными на всех представительниц женского пола, и, становясь женщинами, мы сами переживаем расщепление.

Следовательно, если потребности дочери вызывают у матери противоречивый отклик, то чувство «я», усваиваемое дочерью, включает в себя

ощущение нехватки уверенности и страха перед своими желаниями.

Эмоциональные отношения диады «мать-дочь» отражаются в их физических отношениях. Девочка усваивает в своем общении с матерью физический образ «я» тремя путями: во-первых, посредством идентификации с теми чувствами матери, которые та испытывает к своему телу, во-вторых, посредством идентификации с чувствами, которые мать испытывает к телу дочери, и, в-третьих, посредством прямого физического контакта с матерью. Если мать уверенно и легко относится к своему телу, это отношение усвоит и ее дочь. Если мать испытывает дискомфорт в связи с восприятием своего тела, то дочь интроецирует эти ощущения. Если мать одинаково воспринимает собственное тело и тело дочери, это будет препятствовать формированию у нее представления о теле дочери как отличном от ее собственного тела. Усваивая эти чувства, дочь делает их составной частью своего соматического образа «я» [5].

Французские психологи К. Эльячефф и Н.Эйниш, исследуя роль материнской красоты в развитии у дочери чувства уверенности, утверждают, что в период, когда девочка воспринимает мать как самую лучшую, она может ощущать только собственную незначительность. Красота придает смысл взаимной любви между отцом и матерью. Именно эта любовь обеспечивает для дочери причину, по которой сама она не может понравиться отцу так же, как мать. Красота матери - реальная или только кажущаяся - служит дочери «основанием для чувства собственной второсортности» во всех областях.

Чтобы понять роль идентификации в развитии уверенности девочки, необходимо обратить внимание на пол родившегося ребенок. Когда у женщины рождается сын, она сразу отделяет его от себя и воспринимает как отдельное существо. Другое дело дочь - женщина воспринимает дочь как продолжение себя. Это «беспредельное восхищение и самопожертвование, привносимые идентификационными процессами, в полной мере позволяют матери выйти за рамки собственной женской судьбы, но препятствуют развитию дочери, лишая ее возможности быть кем-либо, кроме как «маменькиной дочкой»»[11; с. 75].

Обсуждая вопрос идентификации девочки с матерью, необходимо принять во внимание, что процесс формирования идентичности протекает для девочки через стадию самоидентификацию с матерью. Симметрично с этим процессом происходит идентициональная работа по дифференциации, которая необходима, чтобы дочь могла выстроить себя не по образу и подобию другого, а по образу самой себя, такой, какая она есть на самом деле. То есть девочка сталкивается с парадоксальной необходимостью идентифицироваться с матерью и одновременно отделиться от нее. Дифференциация возможна только в присутствии отца. Начиная примерно с года и да-

лее, отец становится для ребенка значимым объектом, так что его привязанность не ограничивается только одной фигурой матери [2]. Отношения девочек с отцами способствует дистанцированию от женского внутреннего образа, поиску новых качеств, формированию нового образа себя. Для формирования телесного образа «я» дочери может быть очень важным физическое присутствие отца, поскольку отношение отца к своему телу, не настолько проблематично, как отношение матери к своему телу или телу дочери. В раннем детстве прямой физический контакт отца с дочерью дает девочке совершенно иные, чем во время контакта с матерью, ощущения от собственного тела. Согласно С. Орбах, чувство уверенности и защищенности возникает у ребенка чаще, когда он сидит на коленях отца, а не матери как принято считать. Контакт с отцом помогает дочери принять свое тело и почувствовать свою физическую привлекательность.

Нам представляется, что взгляды Дж. Боулби, М. Магуир, М.С. Пека, С. Орбах, К. Эльячефф, Н. Эйниш сближаются в том, что девочки нуждаются в идентификации с качествами обоих родителей, что позволило бы девочкам справляться с трудными ситуациями, добиваться поставленных целей, утверждать свои взгляды, вместо того, чтобы учиться подчиняться обстоятельствам. Умение родителей отдавать им свою любовь, развивать уверенность и в то же время переносить внутренние конфликты, в значительной мере основывается на их собственном детском опыте. Психотерапевты М. Магуир и М.С. Пек подчеркивают значение любви и заботы родителей в развитии уверенности ребенка [5, 6]. То есть родители обеспечивают дочери чувство эмоциональной защищенности, благодаря которой она входит в жизнь с глубоко укоренившейся уверенностью, что она любима и значительна и, что поэтому ее будут любить и беречь и впредь, пока она сама будет верна себе.

В рассуждениях об идентициональной проблеме в центре внимания Э. Эриксона - процесс дифференциации. В наиболее благоприятном варианте процесс постоянной дифференциации начинается во время первой «настоящей встречи» матери и ребенка - двух людей, познающих друг друга через прикосновение, он становится все более содержательным по мере того, как расширяется круг значимых для индивида лиц - от матери до всего человечества, и не «кончается» до тех пор, пока в человеке не гаснет способность узнавать другого [13]. Мы можем применить эту мысль Э. Эриксона для нашего исследования и обозначить, кроме родителей, других людей, вызывающих доверие девочки, и способствующих накоплению ее опыта уверенности. По мнению Дж. Боулби, такие значимые взрослые появляются примерно около года ребенка, например, бабушка, няня. Анализ исследований дошкольников М.И. Лисиной [4], Т.А. Репиной [7], Е.Г. Юдиной [15] по-

зволяет сделать вывод, что уважительное и серьезное отношение референтных взрослых, отношение сверстников (особенно, начиная со старшего дошкольного возраста) формирует уверенность ребенка в себе, и потому готовность рисковать и пробовать снова и снова, достоинство и самоуважение. Т. А. Репина обнаружила, что в межличностных процессах дошкольники консолидируются по принадлежности к своему полу. Безусловно это важно, так как мы считаем, что нельзя игнорировать значение ровесниц в формировании уверенности девочки. На наш взгляд, роль ровесниц-подруг возрастает на последующих стадиях жизнедеятельности женщины. Уверенность необходима для активной деятельности, а результатом отсутствия уверенности в себе является неполноценное развитие активности как личностного образования, пассивная позиция в становлении субъектного отношения к самому себе.

Развиваясь, «внутренняя уверенность» младенца как ощущение внутреннего благополучия, порождаемого качеством взаимоотношений с матерью [12], становится «уверенностью женщины в своих убеждениях и возможностью действовать исходя из них» [14], определяя смысл и порождая собственный стиль жизни женщины.

Таким образом, проведенный анализ позволяет нам понять, что истоки развития уверенности девочки находятся в раннем детстве.

Уверенность девочки формируется, прежде всего, во взаимоотношениях с матерью и отцом, реализуемых в конкретной семье, в определенном культурном контексте и в определенный исторический период. Не последнюю роль в этом играют взаимоотношения с другими значимыми взрослыми и ровесницами.

Формирование уверенности девочки осуществляется благодаря идентификационным процессам, представляющим сложнейшее внутреннее переживание. «Дочь должна выстроить собственное чувство идентичности по аналогии с другой личностью, чтобы избегнуть захвата своей личности, однако не идентифицируя себя с противоположным полом, и все это необходимо согласовать с чувством любви к собственной матери...» [11; с. 426].

Большинство исследователей аналитической направленности [1, 5, 9, 16] в процессе идентификации упускают мысль о субъектности ребенка. А «субъект - это источник собственной активности»[3; с. 4]. Именно субъектная позиция приводит к благополучному исходу в критическом столкновении идентификации и дифференциации, обеспечивая развитие уверенности девочки.

Литература

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 1998. - 448 с.

2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. / Пер. с англ. В.В. Старовойтова - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2004. - 232 с. - (Руководство практического психолога).

3. Венгер А.Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства. // Вопросы психологии. - 2008. - № 4. - С. 3-12.

4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской; Вступительная статья А.Г. Рузской. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 384 с. (Серия «Психологи Отечества»).

5. Психотерапия женщин. / Под ред. М. Лоуренс, М. Магуир. - СПб: Питер, 2003. -

208 с.

6. Пек М.С. Непроторенная дорога. Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного развития. - К.: «София», Ltd., 1999. - 320 с.

7. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада: (Педагогическая наука - реформе школы) // Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 232 с.: ил.

8. Сущенко С.А. Социальная психология (С.А. Сущенко, Т.В. Плотникова, Н.И. Сидор-кин). - Ростов н/Дону: Феникс, 2006. - 345 с.

9. Хорни К. Психология женщины. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 352 с.

10. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

11. Эльячефф К., Эйниш Н. Дочки-матери. Третий лишний? - М.: Наталья Попова, «Кстати», Издательство «Институт общегуманитарных исследований», 2006 - 448 с.

12. Эриксон Эрик Г. Детство и общество. - Спб.: ООО «Речь», 2000. - 416 с.

13. Эриксон Эр. Идентичность: юность и кризис. // Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - С. 69 -101

14. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. - К.: «София», М.: ИД «София»,2003. - 496 с.

15. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений (Е.Г. Юдина, Т.Б. Степанова, Е.Н. Денисова). - М.: Просвещение, 2003. - 144 с.

16. Klein M. «Envy and gratitude», in Envy and Gratitude and Other Essays, Delta edition, Dell Co., New York, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.