Научная статья на тему 'ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОТЧУЖДЕНИЕ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ГОРЯ'

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОТЧУЖДЕНИЕ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ГОРЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
87
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое отчуждение / отчуждение / идентификация / переживание горя / горе / горевание / стадии горевания / нормальное горе / патологическое горе / psychological alienation / alienation / identification / grief experience / grief / grieving / stages of grieving / normal grief / pathological grief

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Китаева Мария Петровна

Переживание горя тема, которая актуальна для человека, который эмоционален по своей сути, при любом социальном строе, в любую эпоху. Важную роль в эффективном выходе из состояния горевания, на наш взгляд, играют два психологических процесса идентификация и отчуждение. Идентификация может быть осуществлена в отношении самого себя прежнего, настоящего или будущего, в отношении других людей, близких или далеких, в отношении референтной социальной группы. Психологическое отчуждение в ситуации переживания горя может происходить от других людей, от общества, конкретных социальных групп, от мира в целом, вплоть до самоотчуждения. Цель нашей работы изучить особенности взаимодействия двух психологических процессов, идентификации и отчуждения, при переживании горя. Методы исследования анализ опубликованной за последние 5 лет научной литературы по теме, а также синтез полученной при анализе информации в определенный ответ на поставленный нами вопрос о взаимодействии идентификации и отчуждения при горевании человека. В качестве результата нашего исследования мы можем отметить, что процессы психологического отчуждения и идентификации сопровождают любой процесс переживания горя, пронизывая все стадии горевания. Причем, на что стоит обратить внимание, движение идет от отчуждения к идентификации. Но не любая идентификация позволяет человеку справиться с горем. Преодолеть состояние горя помогает позитивная идентификация с реальным миром, реальными людьми. Удерживает человека в состоянии патологического горя негативная идентификация с человеком, который умер. Движение к позитивной идентификации идет через трансформацию ценностно-смысловой сферы человека, через формирования себя нового, прошедшего через опыт смерти, интегрировавшего в свою личность новое понимание мира, и сумевшего найти в себе силы остаться с живыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION AND ALIENATION IN THE EXPERIENCE OF GRIEF

The experience of grief is a topic that is relevant for a person who is inherently emotional, in any social system, in any era. In our opinion, two psychological processes play an important role in an effective way out of a state of grief identification and alienation. Identification can be carried out in relation to oneself, former, present or future, in relation to other people, near or far, in relation to a reference social group. Psychological alienation in a situation of experiencing grief can occur from other people, from society, specific social groups, from the world as a whole, up to self-alienation. The purpose of our work is to study the peculiarities of the interaction of two psychological processes, identification and alienation, during the experience of grief. The research methods are the analysis of the scientific literature published over the past 5 years on the topic, as well as the synthesis of the information obtained during the analysis in a definite answer to the question we posed about the interaction of identification and alienation in human grief. As a result of our research, we can note that the processes of psychological alienation and identification accompany any process of experiencing grief, permeating all stages of grieving. Moreover, what is worth paying attention to, the movement goes from alienation to identification. But not every identification allows a person to cope with grief. Positive identification with the real world, real people, helps to overcome the state of grief. Negative identification keeps a person in a state of pathological grief with a person who has died. The movement towards positive identification goes through the transformation of the value-semantic sphere of a person, through the formation of a new self, who has gone through the experience of death, integrated a new understanding of the world into his personality, and managed to find the strength to stay alive.

Текст научной работы на тему «ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОТЧУЖДЕНИЕ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ГОРЯ»

Психология личности

Psychology of personality

УДК 159.9

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОТЧУЖДЕНИЕ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ГОРЯ Китаева М.П.

Институт психологии творчества Павла Пискарёва Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-1129-5989 SPIN-код: 6909-3227, AuthorID: 1030439 E-mail: kimape@mail.ru

А Аннотация. Переживание горя - тема, которая актуальна для человека, который эмоционален по своей сути, при любом социальном строе, в любую эпоху. Важную роль в эффективном выходе из состояния горевания, на наш взгляд, играют два психологических процесса - идентификация и отчуждение. Идентификация может быть осуществлена в отношении самого себя прежнего, настоящего или будущего, в отношении других людей, близких или далеких, в отношении референтной социальной группы. Психологическое отчуждение в ситуации переживания горя может происходить от других людей, от общества, конкретных социальных групп, от мира в целом, вплоть до самоотчуждения. Цель нашей работы - изучить особенности взаимодействия двух психологических процессов, идентификации и отчуждения, при переживании горя. Методы исследования - анализ опубликованной за последние 5 лет научной литературы по теме, а также синтез полученной при анализе информации в определенный ответ на поставленный нами вопрос о взаимодействии идентификации и отчуждения при горевании человека. В качестве результата нашего исследования мы можем отметить, что процессы психологического отчуждения и идентификации сопровождают любой процесс переживания горя, пронизывая все стадии горевания. Причем, на что стоит обратить внимание, движение идет от отчуждения к идентификации. Но не любая идентификация позволяет человеку справиться с горем. Преодолеть состояние горя помогает позитивная идентификация с реальным миром, реальными людьми. Удерживает человека в состоянии патологического горя негативная идентификация - с человеком, который умер. Движение к позитивной идентификации идет через трансформацию ценностно-смысловой сферы человека, через формирования себя нового, прошедшего через опыт смерти, интегрировавшего в свою личность новое понимание мира, и сумевшего найти в себе силы остаться с живыми.

-W Ключевые слова: психологическое отчуждение, отчуждение, идентификация, переживание горя, горе, горевание, стадии горевания, нормальное горе, патологическое горе.

Переживание горя - тема, которая актуальна для человека, эмоционального по своей сути, при любом социальном строе, в любую эпоху. Но каждая эпоха вносит свои коррективы в то, как человеку следует переживать горе. И это негласное правило, передаваемое из поколения в поколение, влияет на то, насколько эффективно человек может прожить процесс горева-

ния, преодолев свои разрушительные эмоциональные состояния, и вернуться адекватным членом общества. Важную роль в решении этой задачи, на наш взгляд, играют два психологических процесса - идентификация и отчуждение. Идентификация может быть осуществлена в отношении самого себя прежнего, настоящего или будущего, в отношении других людей, близ-

ких или далеких, в отношении референтной социальной группы. Психологическое отчуждение в ситуации переживания горя может происходить от других людей, от общества, конкретных социальных групп, от мира в целом, вплоть до самоотчуждения.

Цель нашей работы - изучить особенности взаимодействия двух психологических процессов, идентификации и отчуждения, при переживании горя.

Методы исследования - анализ опубликованной за последние 5 лет научной литературы по теме, а также синтез полученной при анализе информации в определенный ответ на поставленный нами вопрос о взаимодействии идентификации и отчуждения при горевании человека.

Американский психолог Кэролл Изард отметил, что переживание горя является субъективным: оно может быть сильным и при понятных для других людей ситуациях горевания (объективные причины), и при ситуациях, которые другим людям не кажутся достойными переживания (субъективные причины) [2]. К объективным причинам переживания горя можно отнести множество ситуаций, в том числе следующие: 1) смерть человека, близкого, от которого зависит общее благополучие человека, или совершенно незнакомого; 2) потеря общения со значимыми людьми в силу разных причин; 3) потеря или смерть домашнего питомца; 4) потеря работы; 5) утрата социального статуса; 6) потеря денег, недвижимости, других материальных объектов, представляющих денежную ценность для человека; 6) потеря психических способностей (ослабление памяти, внимания, мышления и т.д.); 7) потеря устойчивых ценностно-смысловых представлений о мире, о себе, о других людях; 8) утрата физических возможностей (в силу заболевания, травмы и т.д.); 9) утрата ощущения устойчивого мира, безопасности (из-за войн, насилия, совершения преступления в отношении человека или других людей и т.д.) [2].

Есть множество разных систем, описывающих стадии развития переживания горя. Самая короткая система содержит три стадии: 1) шок (оцепенение), включающая

отрицание реальности произошедшего травмирующего события, отсутствие внешне проявляемых эмоций; на уровне организма происходит потеря аппетита, снижение физической активности; часто через какое-то время этот период человек не может вспомнить; 2) острая фаза горя (страдание), включающая множество ярких негативных эмоций (чувство вины, гнев, тревожность, беспокойство, злость, ощущение одиночества); 3) реорганизация, предполагающая возвращение человека к нормальной жизни, восстановление физического и психического здоровья [2]. Здесь мы видим две формы проявления психологического отчуждение от мира, от других людей. На первой стадии, стадии шока, идет отстранение от мира. Восприятие человеком мира, как нечто такого, что отделено от него. На второй стадии, стадии страдания, идет отчуждение в форме противопоставления себя миру и другим людям. И идентификацию с другими людьми и самим собой во временной протяженности мы видим только на третьей стадии. Она будет достигнута человеком, переживающим горе, только в том случае, если им будут успешно преодолены первые две стадии.

Английский психиатр Джон Боулби выделяет в процессе горевания четыре стадии: 1) эмоциональный шок, оцепенение, протест; 2) тоска и желание вернуть потерянного человека; 3) дезорганизация и отчаяние; 4) реорганизация (разрешение) [9]. Здесь отчуждение в форме протеста проявляется в первой стадии. Во второй стадии отчуждение выступает в форме одиночества из-за потери значимого человека. На третьей стадии это состояние одиночества усугубляется. На четвертой стадии человек начинает двигаться в сторону идентификации с другими людьми, с социальным миром в целом.

Американский психолог Элизабет Кюб-лер-Росс описала процесс горя в пять стадий: 1) отрицание, включающая надежду, что ситуацию еще можно исправить; 2) гнев, являющейся реакцией отсутствием принятия ситуации; 3) торг (компромисс), подразумевающий попытку договориться с высшими силами о восстановлении ситуа-

ции; 4) депрессия, являющаяся отражением переживаний человека на неудачу в восстановлении прежнего хода вещей; 5) принятие утраты [8; 9]. Здесь ярко проявляется отчуждение от реальности: ее отрицание на первой стадии; противопоставление ей на второй стадии; попытка создать новую иллюзорную реальность вместо той реальности, которая человека не устраивает, на третьей стадии; отчаяние из-за невозможности построить новый желаемый мир на четвертой стадии; движение к идентификации с людьми, составляющую настоящую реальность, на пятой стадии.

Отечественный психолог Ф.Е. Василюк выделяет также, как и Элизабет Кюблер-Росс, пять стадий процесса переживания горя: 1) шок и оцепенение - переживание событий как нереальных, ухудшение состояния здоровья; 2) стадия поиска - попытки вернуть умершего; 3) стадия острого горя - самые сильные эмоциональные реакции; 4) стадия реорганизации и остаточных толчков - восстановление соматического и психологического здоровья; 5) стадия завершения - эмоциональное прощание с умершим и возвращение в обычную жизнь [9]. Здесь мы видим отчуждение как дереализацию на первой стадии; попытку построить новую иллюзорную реальность на второй стадии; отторжение существующей реальности на третьей стадии; движение в сторону идентификации с другими людьми, интеграции в существующую реальность на четвертой и пятой стадиях.

Ряд авторов, начиная с американского психолога Элизабет Кюблер-Росс, считают, что нет четкой последовательности стадий, следующих друг за другом, что переживание горя происходит в индивидуальной, особой, присущей только этому человеку, последовательности и продолжительности стадий [1].

Выделяют следующие физиологические признаки горя: прерывистый ритм дыхания; затрудненный вдох; ощущение переутомления, усталости; пониженный или повышенный аппетит; бессонница; ощущение наличия у себя разных заболеваний; ощущение наличия у себя того заболевания, от которого умер близкий человек. К

психологическим признакам горя можно отнести следующие: выраженное чувство вины; ощущение равнодушия; искаженный образ умершего человека; повышенная раздражительность, гнев; ощущение одиночества; ослабление, нарушение функций памяти, внимания и мышления [2; 8].

Т. Мартин и К. Док описали три стиля горевания: 1) интуитивный стиль - интенсивные переживания, выраженные эмоциональные реакции, потребность и стремление разделить свою боль с другими людьми; 2) инструментальный стиль - использование когнитивных и поведенческих способностей в переживании горя; 3) смешанный стиль как сочетание двух ранее описанных стилей горевания [9]. Здесь стили описаны как способы преодоления отчуждения от других людей и мира для достижения идентификации с ними через эмоциональную сопричастность или через совместное мировоззрение, совместную деятельность.

Выделяют нормальное и патологическое переживание горя. Нормальное горе можно описать следующим образом: 1) через какое-то время после травматической ситуации человек начинает жить обычной жизнью; мысли о травматической ситуации перестают влиять на адекватность и эффективность жизнедеятельности человека; 2) человек не застревает надолго на определенных стадиях горевания, в определенных состояниях, сопровождающих переживание горя; 3) помимо негативных эмоций через полгода или меньший срок после переживания травматической ситуации появляются и позитивные эмоции; 4) интенсивность выраженности переживания горя постепенно становится все ниже и ниже; 5) острые негативные переживания могут проявляться в дни, связанные с травматической ситуацией [2].

Основными критериями диагностики нормального горя являются: 1) динамичность процесса; 2) периодическая отвлека-емость от болезненной реальности; 3) появление позитивных чувств и переживаний в первые шесть месяцев после утраты [9].

Нормальное горе предполагает постепенный переход от состояния психологи-

ческого отчуждения к процессу идентификации.

Патологическое горе (осложненный синдром утраты, осложненное горе, меланхолия по З. Фрейду) может включать следующие особенности: 1) позитивные эмоции недопустимы для человека; он не хочет того, чтобы боль и страдания прекратились; 2) ощущение, что всегда будет невыносимо больно; 3) ощущение, что жизнь завершена; 4) умерший человек идеализируется; 5) происходит идентификация с умершим человеком; 6) человек может и/или хочет заниматься только теми делами, которые связаны с умершим человеком; 7) человек перестает общаться со своими родственниками, друзьями; 8) человек фиксируется на одной стадии переживания горя и не переходит в следующую; 9) самоуничижение; 10) появление психосоматических заболеваний; 11) появление симптомов заболевания умершего; 12) сверхактивность; 13) полная пассивность; 14) сильная враждебность по отношению к другим людям; 15) планирование суицида [2; 8; 9].

Патологическое горе включает амбивалентную установку, нарциссическую регрессию и идентификацию с объектом утраты [5].

Немецко-американский психиатр Эрих Линдеманн выделил несколько форм патологического горя: искаженное, хроническое, отсроченное, подавленное и предвосхищающее [9].

Горе является осложненным чаще всего в следующих ситуациях: 1) значимый человек умирает неожиданно; 2) значимый человек умирает насильственной смертью; 3) перед смертью значимого человека у человека состоялся с ним неприятный разговор, или произошло другое событие, связанное с умершим человеком, вызывающее чувство вины; 4) человек не знает, что с его значимым близким, в каком он состоянии и где; 5) в одно и то же время у человека произошло несколько травмирующих ситуаций [2; 6; 8; 9].

В патологическом горевании человеку не удается выбраться из состояния психологического отчуждения. В переживании горя по патологическому типу возможна

потеря человеком субъектности, что зачастую является выразительной стороной психологического отчуждения. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда объект потери или связка с объектом потери в диаде оказывается сильнее, чем "Я" человека. Это может проявляться в следующих вариантах: 1) отрицание смерти другого человека; 2) вся дальнейшая жизнь посвящается тому, что сделал при жизни умерший родственник, реализацию его проектов, идей, дел; 3) полная идентификация с умершим родственником [4].

Здесь возможно не только отчуждение, но идентификация. Но здесь идентификация изначально патологична, потому что человек забывает о себе, отчуждаясь от себя, не замечает реальности и других людей, отчуждаясь от социума, при этом идентифицируясь с тем человеком, которого он потерял. Это негативная, разрушительная идентификация.

Этот феномен можно описать как феномен репликации смерти, при котором умирает не только близкий человек, но и все остальные чувствуют себя умершими и выступают как умершие для социума. Наивысшей степенью репликации смерти является смерть родственников после потери близкого человека от психосоматических заболеваний или от самоубийства [4]

Переживание горя рассматривается как процесс глубоких личностных изменений, в итоге которых меняются отношения с людьми, меняется восприятие себя, других людей и мира в целом [3].

Следует отметить, что переживание горя человека, находящегося в разных периодах возрастного развития, имеет заметные отличия. Дети дошкольного и младшего школьного возраста, потерявшие родителей, часто воспринимают смерть близкого человека как наказание и испытывают острое чувство вины, при этом могут искать этого человека в партнерах по общению всю жизнь. Ребенок часто берет на себя роль утешителя горюющего взрослого. Этот вариант горевания Кеннет Док назвал "бесправным" горем. В этом случае собственное горевание ребенка оказывается отложенным на неопределенный срок, на то время, когда "будет позволено" горе-

вать. Подростки в ситуациях потери близкого человека могут проявлять девиантное поведение или закрыться от других людей [1]. Здесь речь идет о длительном отчуждении человека от мира, общества, других людей, себя. И процесс позитивной интеграции может быть осуществлен уже только во взрослом возрасте.

Доктор психологических наук М.Ш. Магомед-Эминов обосновывает новый, постмодернистский подход к пониманию переживания горя, в котором синтетически объединяет два предыдущих подхода: 1) классический психоаналитический, в котором для выхода из ситуации горевания необходимо освободиться от привязанности к умершему, сформировав привязанности в отношении к другим людям; 2) модернистский, предполагающий, что для выхода из ситуации горя необходимо сохранение привязанности к умершему близкому человеку. Соединение этих двух, на первый взгляд, кардинально противоположных подходов, автор видит во взаимодействии двух направленностей личности: аффилиации (соединение с Другим человеком) и сепарации (отделении от Другого человека) [5; 8]. Подобным образом рассматривает развитие личности доктор психологических наук В.С. Мухина - через механизмы идентификации и обособления [7]. М.Ш. Магомед-Эминов отмечает, что человек, столкнувшийся с опытом смерти значимого близкого, отчуждается от мира, других людей, и это может привести к самоотчуждению. При этом, благодаря интеграции в личность нового опыта переживания смерти, изменяющего ценностно-смысловую сферу, происходит трансформация самоидентичности человека. Этот процесс происходит через стойкое преодоление испытаний, связанных со смертью близкого и столкновения с темой смерти как таковой [5].

М.Ш. Магомед-Эминов сообщает, что переживание горя как психологического отчуждения осложняется в современных условиях из-за изменения отношения к смерти в культуре и связанным с ним изменением отношения к декларируемым традициям горевания. Если раньше социальная скорбь и индивидуальное горе были

слиты, то теперь они идут по-отдельности, приводя к психологическому отчуждению человека от социального мира. Современное общество ждет от человека подавления переживания горя, компенсируя это ожидание декларацией излишнего интересе к теме смерти в медиа, приводящего к депрессии. В дополнение следует отметить появление темы бессмертия (неверие в возможности смерти) в традиции рассмотрения смерти в современном обществе. И смерть близкого человека входит в противоречие с идеей бессмертия: инцидент смерти случился, появляется необходимость в переосмыслении существующей идеи о бессмертия человека [5].

Здесь же появляется и третья тема - феномен рекурсивности бытия личности, "работы по воспроизведению, обновлению и развитию опыта бытия личности (в том числе опыта Другого) в ходе усвоения, приобщения опыта к свершающемуся континуальному индивидуальному бытию и отчуждения от него" [5, с. 117]. Здесь человек несет ответственность за ценностно-смысловую связь поколений, при этом предполагая открытость новым изменениям, связанным с появлением новых поколений. В данном случае, отчуждение рассматривается в триаде: самоидентичность -идентичность личности Другого - привязанности. Такими образом, переживание смерти рассматривается как трансформация привязанности к Другому посредством прохождения следующих этапов: 1) отчуждение от себя прежнего, ориентированного на прошлое; отчуждение от умершего Другого, отделение его от себя и перенесение его в пространство прошлого; 2) встреча с собой новым, нацеленным на будущее; создание нового образа умершего Другого, способного существовать в сознании человека [5]. Здесь речь идет о двух разнонаправленных процессах идентификации и отчуждения, объединяющихся в общем результате - успешном переживании горя.

Трансформация смысла горюющего человека происходит через нарратив (индивидуальную историю жизни человека), включающий смысл опыта человека и те способы изменения этого смысла, которые

у человека в опыте существуют [6]. Нар-ратив позволяет решить жизненные задачи горюющего, в первую очередь те, которые обозначил американский психолог Вильям Ворден как задачи, которые должен решить человек, переживающий горе, чтобы вернуться в мир: 1) признать факт потери как реальный, свершившийся; 2) осознать, пережить боль потери; 3) адаптироваться к жизни в новом мире, в котором не существует умершего человека; 4) сформировать новое отношение к умершему человеку [8]. В задачах тоже очевидно движение от отчуждения к позитивной идентификации.

Подытоживая наше исследование, мы можем отметить, что процессы психологического отчуждения и идентификации сопровождают любой процесс переживания

горя, пронизывая все стадии горевания. Причем, что следует отметить, движение идет от отчуждения к идентификации. Но не любая идентификация позволяет человеку справиться с горем. Преодолеть состояние горя помогает позитивная идентификация с реальным миром, реальными людьми. Удерживает человека в состоянии патологического горя негативная идентификация - с человеком, который умер. Движение к позитивной идентификации идет через трансформацию ценностно-смысловой сферы человека, через формирования себя нового, прошедшего через опыт смерти, интегрировавшего в свою личность новое понимание мира, и сумевшего найти в себе силы остаться с живыми.

Литература

1. Енькова Л.П. Горевание и сиротство / Л.П. Енькова // International Journal of Medicine and Psychology. 2023. Т. 6. № 5. С. 225-232.

2. Ковалевская А.А. Психологические особенности переживания горя и утраты / А.А. Ковалевская // Гуманитарные науки. 2020. № 1 (49). С. 130-136.

3. Крамаренко Н.С., Рябова Н.Г. Социальные сети и поддержка женщин, переживающих утрату супруга / Н.С. Крамаренко, Н.Г. Рябова // Вестник Московского государственного областного университета. 2023. № 1. С. 123-139.

4. Литинская Д.Г., Кононова А.А., Купчинов Р.Ю. Потеря субъектности при переживании горя: женщина в мужском платье / Д.Г. Литинская, А.А. Кононова, Р.Ю. Купчинов // Ар-тикульт. 2019. № 4 (36). С. 134-143.

5. Магомед-Эминов М.Ш. Возвращение самоидентичности личности при горе: авторский постмодернистский подход / М.Ш. Магомед-Эминов // Развитие личности. 2009. № 1. С.110-120.

6. Маркман Е.В. Использование метода нарративной терапии в работе с перинатальными утратами / Е.В. Маркман // Acta eruditorum. 2022. № 42. С. 78-81.

7. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург, 2007.

8. Поддубная Е.А., Положенкова Е.Ю. Психологическая помощь при переживании горя / Е.А. Поддубная, Е.Ю. Положенкова // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 6220. С. 42-46.

9. Сирота Н.А., Видерман Н.С., Ялтонский В.М. Психологические аспекты горевания / Н.А. Сирота, Н.С. Видерман, В.М. Ялтонский // Паллиативная медицина и реабилитация. 2022. № 1. С. 42-48.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Китаева М.П. Идентификация и отчуждение при переживании горя / М.П. Китаева // Актуальные проблемы педагогики и психологии. Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 12. С. 70-78.

Сведения об авторе Китаева Мария Петровна

кандидат биологических наук, докторант Институт психологии творчества Павла Пискарёва Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-1129-5989 SPIN-код: 6909-3227, AuthorID: 1030439 E-mail: kimape@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 12, pp. 70-78.

IDENTIFICATION AND ALIENATION IN THE EXPERIENCE OF GRIEF Kitaeva Maria Petrovna

Candidate of Biological Sciences, doctoral student Pavel Piskarev Institute of Creative Psychology Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-1129-5989 SPIN code: 6909-3227, author ID: 1030439 E-mail: kimape@mail.ru

Abstract. The experience of grief is a topic that is relevant for a person who is inherently emotional, in any social system, in any era. In our opinion, two psychological processes play an important role in an effective way out of a state of grief - identification and alienation. Identification can be carried out in relation to oneself, former, present or future, in relation to other people, near or far, in relation to a reference social group. Psychological alienation in a situation of experiencing grief can occur from other people, from society, specific social groups, from the world as a whole, up to self-alienation. The purpose of our work is to study the peculiarities of the interaction of two psychological processes, identification and alienation, during the experience of grief. The research methods are the analysis of the scientific literature published over the past 5 years on the topic, as well as the synthesis of the information obtained during the analysis in a definite answer to the question we posed about the interaction of identification and alienation in human grief. As a result of our research, we can note that the processes of psychological alienation and identification accompany any process of experiencing grief, permeating all stages of grieving. Moreover, what is worth paying attention to, the movement goes from alienation to identification. But not every identification allows a person to cope with grief. Positive identification with the real world, real people, helps to overcome the state of grief. Negative identification keeps a person in a state of pathological grief - with a person who has died. The movement towards positive identification goes through the transformation of the value-semantic sphere of a person, through the formation of a new self, who has gone through the experience of death, integrated a new understanding of the world into his personality, and managed to find the strength to stay alive.

Keywords: psychological alienation, alienation, identification, grief experience, grief, grieving, stages of grieving, normal grief, pathological grief.

References

1. Enkova L.P. Gorevanie i sirotstvo [Grieving and orphanhood]. International Journal of Medicine and Psychology [International Journal of Medicine and Psychology], 2023, T. 6, № 5, pp. 225-232.

2. Kovalevskaya A.A. Psihologicheskie osobennosti perezhivaniya gorya i utraty [Psychological features of experiencing grief and loss]. Gumanitarnye nauki [Humanities], 2020, no. 1 (49), pp. 130-136. (Russ.).

3. Kramarenko N.S., Ryabova N.G. Social'nye seti i podderzhka zhenshchin, perezhivayush-chih utratu supruga [Social networks and support for women experiencing the loss of a spouse]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of the Moscow State Regional University], 2023, no. 1, pp. 123-139. (Russ.).

4. Litinskaya D.G., Kononova A.A., Kupchinov R.Yu. Poterya subektnosti pri perezhivanii gorya: zhenshchina v muzhskom plate [Loss of subjectivity in experiencing grief: a woman in a man's dress]. Artikul't [Art and Cult], 2019, no. 4 (36), pp. 134-143. (Russ.).

5. Magomed-Eminov M.Sh. Vozvrashchenie samoidentichnosti lichnosti pri gore: avtorskij postmodernistskij podhod [The return of self-identity of a person in grief: the author's postmodern approach]. Razvitie lichnosti [Personality development], 2009, no. 1, pp. 110-120. (Russ.).

6. Markman E.V. Ispolzovanie metoda narrativnoj terapii v rabote s perinatalnymi utratami [Using the method of narrative therapy in dealing with perinatal losses]. Acta eruditorum [Acta eru-ditorum], 2022, no. 42, pp. 78-81. (Russ.).

7. Muhina V.S. Lichnost: Mify i Real'nost (Alternativnyj vzglyad. Sistemnyj podhod. Inno-vacionnye aspekty) [Myths and Reality (An alternative view. A systematic approach. Innovative aspects)]. Ekaterinburg, 2007. (Russ.).

8. Poddubnaya E.A., Polozhenkova E.Yu. Psihologicheskaya pomoshch' pri perezhivanii gorya [Psychological help in experiencing grief ]. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the development of science and education], 2020, no. 62-20, pp. 42-46. (Russ.).

9. Sirota N.A., Viderman N.S., YAltonskij V.M. Psihologicheskie aspekty gorevaniya [Psychological aspects of grief]. Palliativnaya medicina i reabilitaciya [Palliative medicine and rehabilitation], 2022, no. 1, S. 42-48. (Russ.).

Поступила в редакцию 14.12.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.12.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.