Научная статья на тему 'Идентификация и характеристика источников финансирования ОМС и ДМС в России'

Идентификация и характеристика источников финансирования ОМС и ДМС в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1003
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СТРАХОВАНИЕ / ОМС / ДМС / ОМI / VМI / FINANCIAL SYSTEM / SOCIAL SYSTEM / A STATE POLICY / PUBLIC HEALTH SERVICES / INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бова Ф. С.

В статье рассматриваются источники финансирования российского здравоохранения и анализируются направления реформирования этого механизма на современном этапе реформы. Рассмотрены закономерности, особенности и противоречия развития элементов финансирования, а также способы их регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification and the characteristic of sources of financing

In article sources of financing Russian public health services are considered and directions of reforming of this mechanism at the reform present stage are analyzed. Laws, features and contradictions of development of elements of financing, and also their ways of regulation are considered.

Текст научной работы на тему «Идентификация и характеристика источников финансирования ОМС и ДМС в России»

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОМС И ДМС В РОССИИ

БОВА Ф.С.,

аспирант,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, Южно-Российский институт-филиал, e-mail: phbova@yandex.ru

В статье рассматриваются источники финансирования российского здравоохранения и анализируются направления реформирования этого механизма на современном этапе реформы. Рассмотрены закономерности, особенности и противоречия развития элементов финансирования, а также способы их регулирования.

Ключевые слова: финансовая система; социальная система; государственная политика; здравоохранение; страхование; ОМС; ДМС.

In article sources of financing Russian public health services are considered and directions of reforming of this mechanism at the reform present stage are analyzed. Laws, features and contradictions of development of elements of financing, and also their ways of regulation are considered.

Keywords: Financial system; social system; a state policy; public health services; insurance; ОМ1; VMI.

Коды классификатора JEL: G22.

Законодательством Российской Федерации установлен страховой принцип финансирования медицинской помощи. В 1993 г. в дополнение к бюджетной системе здравоохранения была создана система обязательного медицинского страхования (ОМС), в результате в России сложилась бюджетно-страховая модель финансирования государственной системы здравоохранения [2].

Финансирование здравоохранения в России в настоящее время осуществляется из нескольких источников, включающих:

1. средства, поступающие из государственного бюджета (в учете государственной системы здравоохранения) и местных бюджетов, т.е. бюджетов всех уровней;

2. средства системы обязательного медицинского страхования (ОМС), поступающие из всех предприятий, учреждений и организаций в виде страховых взносов;

3. внебюджетные средства:

♦ добровольное медицинское страхование (ДМС) — индивидуальное и групповое;

♦ средства, полученные медицинскими учреждениями в результате оказания платных услуг;

♦ личные средства граждан;

♦ благотворительные и спонсорские средства;

♦ кредиты банков;

♦ доходы от ценных бумаг;

♦ средства из других источников, не запрещенные законом.

Учреждения здравоохранения в основном являются бюджетными, т.е. получают ассигнования из бюджета соответствующего уровня (федеральный, бюджет субъектов РФ и муниципальных органов местного самоуправления). На каждом из уровней проводится регулирование бюджетов: составление бюджета (планирование), его утверждение и контроль за исполнением бюджета (доходов и расходов).

Из федерального бюджета финансируются все федеральные научные центры и научно-исследовательские институты, федеральные целевые программы и федеральные реабилитационные центры. В настоящее время реализуются такие федеральные целевые программы, как «Вакцинопрофилактика», «Сахарный диабет», «Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в России», «АнтиВИЧ/СПИД», «Дети России» и многие другие.

В федеральных НИИ и центрах оказывается высококвалифицированная и дорогостоящая медицинская помощь. Чтобы этой помощью могли воспользоваться жители всех субъектов Российской Федерации, с 2000 г. введен принцип квотирования (каждому субъекту определяется число лиц, направляемых на стационарное лечение в федеральные центры и НИИ).

Из бюджетов субъектов и муниципальных бюджетов финансируются учреждения, оказывающие медицинскую помощь при социально-значимых заболеваниях и некоторые службы.

К ним относятся:

1. специализированные диспансеры: противотуберкулезные, кардиологические, психоневрологические, кожновенерологические. Наркологические, трахоматозные и специализированные психиатрические больницы;

© Ф.С. Бова, 2012

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ.

89

2. дома ребенка, детские санатории системы здравоохранения;

3. центры по профилактике и лечению СПИДа, а также ВИЧ-инфицированных лиц;

4. станции скорой и неотложной медицинской помощи, станции переливания крови;

5. бюро судебно-медицинской экспертизы, патолого-анатомические бюро;

6. центры медицинской профилактики, бюро медицинской статистики, врачебно-физкультурные диспансеры;

7. участковые больницы, фельдшерско-акушерские пункты, хосписы, больницы сестринского ухода;

8. отделения экстренной медицинской помощи областных больниц (санитарная авиация);

9. помощь при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий и катастроф;

10.медицинская помощь при врожденных пороках развития, хромосомных нарушениях у детей, нарушениях, возникших в перинатальном периоде.

Из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов финансируются следующие расходы:

♦ профессиональная подготовка и переподготовка кадров;

♦ приобретение дорогостоящего медицинского оборудования;

♦ финансирование дорогостоящих видов диагностики и лечения по утвержденному департаментом здравоохранения исполнительны органом субъекта перечню;

♦ научные исследования;

♦ капитальные ремонты и государственные капитальные вложения (развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения);

♦ бесплатное льготное обеспечение лекарствами граждан по утвержденному перечню (перечень периодически пересматриваются);

♦ оплата проезда больных, направленных в установленном порядке в учреждения здравоохранения федерального уровня и научно-исследовательские институты;

♦ зубное, ушное, глазное протезирование граждан, имеющих льготы в установленном порядке;

♦ дорогостоящие виды медицинской помощи (сверх квот).

С 1998 г. Правительством Российской Федерации ежегодно принимается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, обеспечиваемая за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, ОМС и других поступлений.

Начиная с 2005 г., Правительством Российской Федерации ежегодно утверждаются нормативы финансового обеспечения медицинской помощи на одного жителя (подушевые финансовые нормативы).

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и должно обеспечивать всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

Базовую программу ОМС разрабатывает Министерство здравоохранения и социального страхования России совместно с Федеральным фондом ОМС и утверждает Правительство РФ. На основе базовой программы органы государственного управления субъектов РФ утверждают территориальные программы ОМС. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Для реализации единой государственной политики в области ОМС созданы Федеральный (ФФОМС) и территориальный (ТФОМС) фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Фонды ОМС предназначены для аккумулирования финансовых средств ОМС, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности РФ, но не входят в состав бюджетов.

Финансовые средства Федерального фонда ОМС образуются за счет:

1. части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством РФ;

2. части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательстве размере;

3. иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ.

Финансовые средства территориальных фондов ОМС образуются за счет:

1. части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством РФ;

2. части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательством размере;

3. страховых взносов на ОМС неработающего населения, уплачиваемых органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления с учетом территориальных программ ОМС в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение;

4. иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ.

Расходование средств федерального и территориального фондов ОМС осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответственно федеральным законом и законами субъектов РФ. В случае недостаточности средств на ОМС неработающего населения при формировании бюджетов территорий на предстоящий финансовый год предусматривается целевая дотация из бюджета вышестоящих органов исполнительной власти.

Одной из основных функций территориальных фондов обязательного медицинского страхования является расчет и утверждение в законодательных органах власти территориальной программы ОМС (ТПОМС).

Программа представляет перечень видов медицинской помощи (медицинских услуг), оказание которых гарантируется всем жителям субъекта РФ в случае утраты здоровья. ТП ОМС призвана реализовать социальное право, предоставляемое государством всем гражданам РФ на получение бесплатной медицинской помощи.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

90

Ф.С. БОВА

Медицинские услуги в объеме территориальной программы ОМС предоставляются лечебно-профилактическими учреждениями, имеющими государственную лицензию, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

ТП ОМС предусматривает:

1. необходимую диагностическую, лечебную и консультативную медицинскую помощь больным (с острыми и хроническими заболеваниями);

2. проведение профилактической работы (включая вакцинацию) среди декретированных контингентов населения;

3. диспансеризацию и реабилитацию больных, перенесших тяжелое заболевание и нуждающихся в этом виде медицинской помощи.

В программе определены источники, из которых будут профинансированы те или иные виды медицинской помощи, а также расчет потребности бюджетных средств и средств ОМС на ее выполнение. Этот документ корректируется и утверждается ежегодно.

Особенностью добровольного медицинского страхования (ДМС) является зависимость объема и стоимости получаемых услуг от размера страхового взноса. Чем выше цена страхового полиса, тем выше гарантии получения необходимой медицинской помощи. Именно это является главным отличием ДМС от ОМС. В последнем случае объем и стоимость медицинской помощи не зависит от размера взноса, а стало быть — от уровня платежеспособности застрахованного.

Можно выделить несколько типов ДМС по признаку взаимодействия с государственной системой здравоохранения [1]:

1. Замещающие программы ДМС. Они действуют в странах, где наиболее состоятельные слои населения имеют право выйти из системы обязательного медицинского страхования, то есть не платить взносы на ОМС и оплачивать медицинскую помощь из собственных средств (действуют только в Германии и Нидерландах).

2. Остаточные программы ДМС — программы, охватывающие ту часть расходов застрахованных по ОМС, которые не покрываются последней. Условием существования остаточных программ является четкое разграничение бесплатной и платной части программ ОМС. В России, как известно, такое разграничение отсутствует: формально вся стоимость Программы государственных гарантий покрывается государством. Это сдерживает развитие ДМС.

3. Дополнительные программы ДМС — программы, охватывающие те виды услуг, которые не входят в программу государственного финансирования. Они могут охватывать как медицинские услуги (например, некоторые виды стоматологических услуг для взрослых), так и условия получения медицинской помощи, например, получение плановой медицинской помощи или консультации специалиста без очереди, право на более высокую комфортность обслуживания. Для развития этого страхования также требуется четкое определение масштабов государственных обязательств.

В России действуют страховые программы ДМС, обеспечивающие доступ больных в «элитные» клиники. Они гарантируют более значительную доступность и более высокое качество медицинской помощи. Хотя часть программ ДМС и замещает программы государственного финансирования, происходит это только для ограниченного круга наиболее состоятельных лиц [3, С. 5]. В целом же добровольное медицинское страхование не может заменить систему общественного финансирования здравоохранения, прежде всего потому, что его программы не претендуют на универсальный охват всех видов медицинской помощи и всех категорий населения. За рамками этих программ остаются многие виды медицинской помощи. Соответственно роль ДМС всегда носит подчиненный характер по отношению к общественной системе финансирования здравоохранения. Наилучшие возможности его развития возникают тогда, когда четко определены границы государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи.

В то же время, для больных людей с высокой вероятностью значительных расходов на медицинскую помощь ДМС обеспечивает более благоприятные финансовые и организационные условия получения услуг по сравнению с прямой их оплатой в медицинской организации (платными услугами). Во-первых, страховой пул дает возможность распределить риски больших расходов среди большего числа людей, в результате чего общие затраты на приобретение страхового полиса для больных людей будут относительно ниже. Во-вторых, страховщики обычно берут на себя и множество организационных функций, обеспечивая получение медицинской помощи в лучших медицинских учреждениях, осуществляя экспертизу качества лечения, защищая интересы своих клиентов и так далее. В-третьих, в условиях России финансовые условия ДМС оказываются относительно более благоприятными в силу условий налогообложения платных услуг, оказываемых в сети ЛПУ.

Таким образом, добровольное медицинское страхование имеет преимущества перед платными услугами, расширяя возможности людей, наиболее нуждающихся в медицинской помощи, делить свои риски с более здоровыми контингентами населения. В то же время этот вид страхования сохраняет зависимость объема получаемых услуг от уровня платежеспособности человека. ДМС не обеспечивает универсального охвата всех видов медицинской помощи. Велика вероятность селекции рисков и затратных тенденций. Поэтому необходимы более высокие формы социальной защиты населения и регулирования системы финансирования здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Добровольное медицинское страхование // Менеджмент здравоохранения. 2008 // http://www.medqual.ru/dobrovolnoe-medicmskoe-straxovame/.

2. Закон РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 24.07.2009 г. // Справочная система «Консультант плюс».

3. Корякин М.В., Новолодский В.Н., Харченко В.И. Некоторые предложения по модернизации Российского здравоохранения без увеличения ассигнований из госбюджета // Экономика здравоохранения. 2008. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.