Научная статья на тему 'ИДЕНТИФИКАЦИЯ ФИГУР НА ЭЛЕКТРОННОЙ ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ ДЛЯ СЛЕПЫХ'

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ФИГУР НА ЭЛЕКТРОННОЙ ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ ДЛЯ СЛЕПЫХ Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
ШАХМАТЫ ДЛЯ СЛЕПЫХ / ЭЛЕКТРОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КООРДИНАТНОЕ ПОЛЕ / ИНДИКАЦИЯ ФИГУР / RFID-ТЕХНОЛОГИЯ / CHESS FOR THE BLIND / ELECTRONIC CONTROL / COORDINATE FIELD / INDICATION OF FIGURES / RFID TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Стуров А.С.

Существует большое число незрячих людей по всему миру, которые увлекаются игрой в шахматы. Для таких людей существуют специальные шахматные доски, но они не имеют электронного управления. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью контроля корректности поведения зрячих партнеров, правильности ходов и записи партий. В данной статье рассматриваются пути решения задач идентификации фигур, определения их координат, поднятия и опускания. Основное внимание уделяется использованию RFID-технологии. Материалы статьи могут быть полезными для создания электронной системы управления шахматной игрой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF FIGURES ON THE ELECTRONIC CHESS DESK FOR THE BLIND

There are a large number of blind people around the world who are addicted to playing chess. For such people there are special chess boards, but they do not have electronic control. The urgency of the problem being investigated is due to the need to control the correctness of the behavior of sighted partners, the correctness of moves and the recording of games. This article discusses ways to solve problems of identifying figures, determining their coordinates, raising and lowering. The focus is on using RFID technology. The article materials can be useful for creating an electronic chess game control system.

Текст научной работы на тему «ИДЕНТИФИКАЦИЯ ФИГУР НА ЭЛЕКТРОННОЙ ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ ДЛЯ СЛЕПЫХ»

УДК 621.396.99

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ФИГУР НА ЭЛЕКТРОННОЙ ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ ДЛЯ

СЛЕПЫХ

Стуров А.С., студент группы 13ЭН(б)ПЭ, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: sanjasturov@mail.ru

Научный руководитель: Фролов С.С., канд. техн. наук, доцент кафедры промышленной электроники и информационно-измерительной техники, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Существует большое число незрячих людей по всему миру, которые увлекаются игрой в шахматы. Для таких людей существуют специальные шахматные доски, но они не имеют электронного управления. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью контроля корректности поведения зрячих партнеров, правильности ходов и записи партий. В данной статье рассматриваются пути решения задач идентификации фигур, определения их координат, поднятия и опускания. Основное внимание уделяется использованию RFID-технологии. Материалы статьи могут быть полезными для создания электронной системы управления шахматной игрой.

Ключевые слова: шахматы для слепых, электронное управление, координатное поле, индикация фигур, RFID-технология.

Для существующих в настоящее время вариаций шахмат для слепых не решена до сих пор проблема контроля корректности ходов, контроля корректного поведения зрячего партнера, а также записи партий.

Шахматная доска для слепых имеет следующие особенности [1]:

- в середине каждого поля (клетки) доски есть отверстие для вставки фигур;

- чёрные поля чуть-чуть приподняты по сравнению с белыми полями, что облегчает ориентацию на доске, особенно по её линиям - вертикалям, горизонталям и диагоналям.

Шахматные фигуры имеют также две особенности [1]:

- в их основаниях находятся ножки для вставки в отверстия на полях шахматной доски, таким образом, при ходе слепого игрока он имеет возможность ощупывать фигуры на всей шахматной доске, не беспокоясь о том, что фигуры упадут. В противном случае, при попытке узнать расположение фигур на шахматной доске слепой игрок опрокинул бы несколько фигур, что привело бы к утрате понимания, где какая фигура стояла и невозможности восстановления начатой партии;

- белые фигуры снабжены рельефными отличиями от чёрных. Рельефные отличия бывают двух видов: при первом опознавательным элементом (например, металлической нашлёпкой) снабжены головки чёрных фигур и пешек; при втором у основания белых фигур делается круговая бороздка. Первый способ распространён в странах EC и США, второй - на постсоветском пространстве.

Шахматы для слепых представлены на рисунке 1 [4].

Рисунок 1 - Шахматы для слепых

Для решения задачи идентификации рассмотрено два варианта.

Рассмотрим первый вариант реализации системы идентификации фигуры, основанный на использовании миниатюрных индуктивных датчиков. Маленькая индуктивная катушка с плоской намоткой закреплена под каждую шахматную клетку. В фигурки вделываются миниатюрные ферромагнетики разной намагниченности. Всего 12 уровней намагниченности для определения типа и цвета фигуры. Через катушки проходит переменный ток с частотой в 20-30 кГц, пустая клетка имеет наименьший импеданс. При размещении фигуры на одной из клеток шахматного поля импеданс увеличивается благодаря взаимодействию с ферромагнетиком фигурки на строго определённую величину. Далее схема на ОУ измеряет соответствующее изменение тока. Реализовав опрос всей шахматной доски, можно идентифицировать каждую фигуру и ее расположение на шахматном поле, а также осуществить контроль правильности ходов с помощью микроконтроллера [3].

Второй вариант реализации - с помощью RFID-технологии [2].

RFID (от англ. Radio Frequency Identification, радиочастотная идентификация) -способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках [6].

Любая RFID-система состоит из считывающего устройства (считыватель, ридер) и транспондера (он же RFID-метка). Большинство RFID-меток состоит из двух частей. Первая - интегральная схема (чип) для хранения и обработки информации, модуляции и демодуляции радиочастотного (RF) сигнала и некоторых других функций. Вторая - антенна для приёма и передачи сигнала (рисунок 2) [6].

Кроме того, RFID-технология не требует непосредственного контакта между считывателем и транспондером, поэтому можно снабдить каждую клетку шахматной доски считывателем, закрепленном с внутренней стороны доски на расстоянии, достаточном для полной вставки штыря фигуры в шахматную доску. Работоспособность такого варианта реализации подтверждена проверкой на опытном образце.

Таким образом, снабдив каждую клетку считывателем и сформировав из них матрицу 8 на 8 можно идентифицировать положение каждой конкретной фигуры на одной из клеток шахматной доски или ее отсутствие.

Теперь выберем один вариант решения задачи из двух: катушки с ферромагнетиками или Ы^ГО-технология.

Антенна

/ -^

Чип

Рисунок 2 - ЯРГО-транспондер

Использование первого варианта предполагает самостоятельное изготовление 64 катушек индуктивности, по одной на каждую клетку шахматного поля, использование аналоговой коммутации с последующим преобразованием в цифровой код, большое количество этих коммутаторов, а также использование 12 различных размеров магнитов, для которых необходимо создавать полость в каждой фигуре для их размещения.

Использование же RFID-технологии позволит использовать готовые считыватели, размеры которых сопоставимы с размерами клетки шахматной доски, плоские и миниатюрные транспондеры, которые удобно закрепить на нижней части фигур. В результате эксперимента также была проверена работоспособность системы, но обнаружилась необходимость экранирования считывателей друг от друга.

Как итог, был выбран вариант реализации системы идентификации фигур на шахматной доске с использованием RFID-технологии, так как RFГО-технология дает больше возможностей для программирования, не предусматривает использование аналоговых узлов, а также больше подходит в данном случае из-за особенностей шахмат для слепых.

В качестве считывателя можно использовать ЯС522, который поддерживает интерфейсы 12С, SPI и UART [5].

Использование интерфейса SPI для подключения 64 устройств предполагает наличие на микроконтроллере 64 выводов для выбора ведомого устройства. Однако, используя дешифраторы с 3 адресными входами и 8 выходами, можно сформировать матрицу 8 на 8 элементов (считывателей) и тем самым присвоить координаты на шахматном поле каждому из них.

Функциональная схема идентификации фигур на шахматной доске с использованием интерфейса SPI с независимым подключением ведомых и использованием дешифраторов представлена на рисунке 3.

На этом рисунке адресные выводы А5...А3 служат для выбора строки, которая будет опрашиваться. При этом выходные линии «дешифратора выбора строки» подключаются к входам разрешения CS восьми других дешифраторов, предназначенных для выбора элемента строки в зависимости от адреса на линиях А2... Л0.

Рисунок 3 - Функциональная схема независимого подключения ведомых устройств по SPI с использованием дешифраторов

Таким образом, используя RFID-технологию и несколько дешифраторов, можно реализовать систему идентификации фигуры и определения ее местоположения на шахматной доске. Полученные результаты работы будут использоваться для создания системы управления, в которой будут предусмотрены контроль корректности ходов, их запись и озвучивание.

Литература

1. Игра слепых в шахматы. [Электронный ресурс] / Сергей Анатольевич Васин. Персональный сайт. - Режим доступа: http://vasin.net.ua/Chess/chess.htm - (дата обращения: 12.04.2017).

2. Периферийное устройство для проведения настольной игры с подключением к компьютеру: пат. 2594553 Рос. Федерация: МПК A 63 F 3/02 / Богданов Д. Р., Даринцев О. В., Меликсетян В. М., Потапов В. М.; заявитель и патентообладатель Богданов Д. Р., Даринцев О. В., Меликсетян В. М., Потапов В. М. - № 2015124184/12; заявл. 22.06.15; опубл. 20.08.16, Бюл. № 23 (II ч.).

3. Шахматная доска электронная. [Электронный ресурс] / Российский шахматный портал. - Режим доступа: http://old.chess-online.com/forums/viewtopic.html?t=28773&postdays=0&postorder=asc - (дата обращения: 12.04.2017).

4. Шахматы для слепых деревянные с тактильными обозначениями. [Электронный ресурс] / Магазин для незрячих. - Режим доступа: http://www.trosti.com.ua/shahmaty.html (дата обращения: 10.04.2017).

5. MFRC522. [Электронный ресурс] / NXP Semiconductors. - Режим доступа: https://www.nxp.com/documents/data_sheet/MFRC522.pdf (дата обращения: 13.04.2017).

6. RFID. [Электронный ресурс] / Глобал Трейд Маркировка Нижний Новгород. -Режим доступа: http://xn—7sbchif2alc1a0ax.xn--p1ai/rfid.html (дата обращения: 12.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.