Научная статья на тему 'Идентичность в архитектуре и градостроительстве как ключевой фактор развития исторического города'

Идентичность в архитектуре и градостроительстве как ключевой фактор развития исторического города Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1000
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / СВОЕОБРАЗИЕ / ФАКТОРЫ / ЖИТЕЛЬ / КУЛЬТУРА / АРХИТЕКТУРА / IDENTITY / ORIGINALITY / FACTORS / RESIDENT / CULTURE / ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рихерт Анна Эдуардовна, Агишева Инга Назимовна

Постановка задачи. Каждый город уникален. Профессионалам современности необходимо определить вектор развития исторических городов. Статья посвящена исследованию идентичности горожанина, идентичности города, как наиболее актуального вопроса современности. Рассмотрены такие определения как город, культура, культура города, как основные движущие силы для развития исторических городов. Результаты. Анализ теоретических исследований позволил выявить факторы, влияющие на идентичность горожанина. Особое внимание уделяется взаимодействию вышеупомянутых факторов, предложена их характеристика. Также разработаны основы идентификации территории или города. Описаны основные методы организации объемно-пространственной структуры для будущего развития исторических городов. Выводы. Значимость полученных результатов исследования для архитектуры состоит в расширении знаний в области архитектурного своеобразия. Дальнейшие разработки в контексте идентичности архитектуры могут опираться на опыт теории и практики в поисках национально-регионального своеобразия Казани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identity in architecture and town planning as a key factor in the development of a historic city

Problem statement. Each city is unique. Modern professionals need to determine the vector of development of historical cities. The article is devoted to the study of the identity of the citizen, the identity of the city, as the most pressing issue of our time. Such definitions as the city, culture, culture of the city, as the main driving forces for the development of historical cities are considered. Results. An analysis of theoretical studies revealed factors affecting the identity of a city dweller. Particular attention is paid to the interaction of the above factors, their characteristics are proposed. Also the basics of identifying developed a territory or city. The basic methods of organizing the volume-spatial structure for the future development of historical cities are described. Conclusions. The significance of the research results for architecture consists in the expansion of knowledge in the field of architectural originality. Further developments in the context of architecture identity can be based on the experience of theory and practice in the search for the national and regional identity of Kazan.

Текст научной работы на тему «Идентичность в архитектуре и градостроительстве как ключевой фактор развития исторического города»

УДК 72.012

Рихерт Анна Эдуардовна

архитектор

E-mail: anna.rikhert@gmail.com

ООО «Аксиом Архитект»

Адрес организации: 420103, Россия, г. Казань, ул. Ф. Амирхана, д. 14б

Агишева Инга Назимовна

кандидат архитектуры, профессор

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Идентичность в архитектуре и градостроительстве как ключевой фактор развития исторического города

Аннотация

Постановка задачи. Каждый город уникален. Профессионалам современности необходимо определить вектор развития исторических городов. Статья посвящена исследованию идентичности горожанина, идентичности города, как наиболее актуального вопроса современности. Рассмотрены такие определения как город, культура, культура города, как основные движущие силы для развития исторических городов.

Результаты. Анализ теоретических исследований позволил выявить факторы, влияющие на идентичность горожанина. Особое внимание уделяется взаимодействию вышеупомянутых факторов, предложена их характеристика. Также разработаны основы идентификации территории или города. Описаны основные методы организации объемно-пространственной структуры для будущего развития исторических городов.

Выводы. Значимость полученных результатов исследования для архитектуры состоит в расширении знаний в области архитектурного своеобразия. Дальнейшие разработки в контексте идентичности архитектуры могут опираться на опыт теории и практики в поисках национально-регионального своеобразия Казани.

Ключевые слова: идентичность, своеобразие, факторы, житель, культура, архитектура.

Введение

Каждый город уникален своей историей, культурой и образом жизни. В свою очередь культура - мощное средство управления городами. Также как совокупность архитектурных мотивов культура играет ключевую роль в стратегии редевелопмента, которая строится на идее сохранения исторического наследия [1].

Именно поэтому современные исторические города находятся в условиях конкуренции за привлечение ограниченных ресурсов (социальные, экономические и прочие виды ресурсов), создания репутации города и бренда места [2], которые, в свою очередь, раскрывают потенциал города, как точки притяжения туристов и новых жителей, влекут инвестиционное развитие, рост самого города или территории.

Термин «идентичность» появился в теоретических архитектурных исследованиях из культурологии, а в нее перешел из психологии. В 1970-х годах известный психолог и психоаналитик Э. Эриксон применил термин «идентичность» в изучении психологии человека. Сегодня этот термин используют представители разных профессий и наук. Наиболее близким определением к архитектуре становится «культурная идентичность». Культурная идентичность - принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая целостное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом [3].

Несомненно, жители разных городов отличаются друг от друга, как и жители разных стран. У каждого народа своя культура (традиции, обычаи, уклад жизни и др.). Город несет в себе совокупность смыслов, которая может вызвать целый набор представлений: история, мифы, притчи, личности, состояние ума, набор обычаев и традиций. Изучением городского пространства и поиском перспективных исследований

занимались на каждом этапе развития исторического становления общества. Наиболее значимы работы таких исследователей как Аристотель, Ф. Ратцель, К. Маркс, М. Вебер, К. Зитте, Ле Корбюзье, Глазычев В.А. и Иконников А.В. По мнению американского социолога Ансельма Стросса, все эти представления не возникают мгновенно, а становятся результатом длительных процессов, в ходе которых каждое новое поколение горожан добавляет новые элементы или корректируются старые [4]. Какова же идентичность городского жителя, какие факторы влияют на горожанина, который, издревле формировал свою среду обитания.

Идентичность жителя

Как правило, люди не живут изолированно. Они концентрируются в поселениях, где на ограниченной территории компактно размещены дома, места работы, учебы, магазины, банки и т. п. Человеческие поселения занимают очень маленькую долю от площади Земли (около 1 %), но оказывают огромное влияние на экономику и культуру, являясь центрами инноваций [5].

В основном, жилая застройка - место постоянного притяжения для каждого горожанина. Макс Фрай, размышляя о своеобразии городов [6] описывает характеристики горожан как сказочные, построенные на смешении впечатлений и легенд, мифов и фантастики, при этом архитектура городов даже не упоминается. Тем самым писатель подчеркивает исключительную роль жителей, их быта и привычек в восприятии города, его образа в представлении путешественника [3].

Человечеству свойственна эволюция. Меняются люди, их мысли, образ жизни, меняется и сам город. Поэтому поиск идентичности города или территории стоит начать с идентичности горожанина или пользователя территории, и, конечно, факторов, которые влияют на самого человека.

1. Экономика. Экономический фактор связан с уровнем развития промышленности, самостоятельной экономической деятельностью.

2. Политика. Данный фактор определяется полномочиями и пределами самостоятельности законодательной власти. Столичные города получают определенные свободы. Кроме того, для столичных городов характерен плюрализм позиций и мнений [7].

3. Культура подразумевает доступность культурных продуктов, учреждений и уровня интереса к различным культурным событиям. К культуре также относятся ментальность, образ жизни, значимые мероприятия, язык, кухня, одежда и прикладное искусство.

4. К территории относятся такие определения, как: ландшафт, рельеф, водоемы и ресурс территории. Под ресурсом территории понимается доступность образовательных и других интеллектуальных услуг.

5. Климат. Географическое положение. Природа.

6. Архитектура - здания, сооружения и их составляющие: организация внутреннего и внешнего пространств, особенная цветовая палитра и текстура. Организация пространства - размер, этажность, характер застройки, маршруты пешеходов. К этому пункту также относится признак комфортности, под которым подразумевается наличие жизненных удобств, благоустройство среды и организация транспорта.

7. Технологии. Насыщение городской среды медийными технологиями обостряет эрозию связи между местом и идентичностью, делает городские формы все менее устойчивыми [8].

8. История - исторические события, отраженные в сознании жителя определенного поселения [7].

Все вышеперечисленные факторы взаимосвязаны, на основе чего, можно проследить, каким образом все эти факторы влияют на человека, определить идентичность жителя деревни, села, города или страны.

Ознакомившись со схемой (рис. 1), можно сделать вывод о том, что культура - не что иное, как наиболее влиятельный фактор. Культура - предмет общего пользования, общественное благо, основа экономического роста и средство формирования ландшафта. Культура, вероятно, - это то, что у городов получается лучше всего. Культуры городов, безусловно, включают в себя этничность, различные стили жизни и образы, если принять во внимание высокую концентрацию всевозможных меньшинств, доступность и

разнообразие потребительских товаров, и распространение стиля через СМИ (средства массовой информации). Города являются центрами культурной индустрии, где художники, дизайнеры, артисты производят и продают плоды своего творчества. Города также становятся галереей визуальных образов, формирующих язык общественной культуры. Ландшафт и язык улиц - вызов одних и ответ других социальных групп.

Рис. 1. Схема факторов формирования идентичности жителя, и их взаимодействия

(иллюстрация авторов)

Идентичность города

В том, что города - образования индивидуальные, никакого сомнения быть не может. Символичность города обретает свое материальное воплощение не только в постройках и сокровищах искусства, но также и, прежде всего, в традициях «изящных производств», создаваемых человеком. Те же, кто уже унаследовал город, предъявляют свои права на его центральные символические пространства. И не только на главные улицы, на которых проводят парады и шествия, не только центральные парки, но и на монументальные комплексы, подтверждающие идентичность через визуальное доказательство присутствия той или иной группы в истории [1].

При всем этом культуры городов еще сохраняют остатки памяти о толерантности и свободе [1]. Само разнообразие населения и необходимость культурного и экономического обмена являются условиями, в которых создаются непредсказуемые пространства свободы: рынки, ресторанные кухни, достопримечательности и разного рода парады и шествия, которые одновременно становятся местами производства и визуальными выражениями новых идентичностей. Такой город любят и оберегают.

Противоречия между производством символов путем сохранения исторических зданий и производством пространства путем спекулятивного строительства становятся все более острыми. Современным городам необходима идентичность для дальнейшего развития, в котором большую роль играет архитектура. Проблема идентичности архитектуры может трактоваться как проблема поиска возможностей и механизмов, палитры средств, способствующих сохранению или рождению идентичности [3]. Собрав факторы идентификации горожанина, можно предположить, что именно определяет своеобразие города, как совокупности архитектурных сооружений (рис. 2).

Рис. 2. Схема факторов формирования своеобразия города, и их взаимодействия

(иллюстрация авторов)

По результатам исследований, проведенных группой специалистов (культуролог, социолог, психолог, историк, экономист, политолог, архитектор, градостроитель), можно определить своеобразие того или иного места. Найдя идентичность города, специалисты начинают думать о стратегии его развития, о потенциале города, о том, что необходимо горожанам, и, безусловно, о способах внедрения полученного результата в ткань, жизнь города.

Понятие «бренд города» появилось из термина «бренд места». Идентичность города может быть основана на существующих преимуществах города или может быть выращена искусственно. Существует 5 типов брендов города и территорий: исторически-культурный, туристический, промышленный, религиозный и этнографический.

Брендинг территорий призван аккумулировать факторы городского развития. Исследования по выявлению бренда территории позволяют определить центральный элемент, поддерживающий нормальное функционирование всех составляющих города, создавать актуальный имидж города, который можно конвертировать в доходы [9]. Исходя из анализа особенных характеристик места, объекта, сооружения или города появляется логотип или бренд места, который становится объектом маркетинговых методов [10].

Современный исторический город - не застывший музей оживших эпох, а развивающийся организм, в котором есть место для прошлого, настоящего, и для будущего. Различие музея и заповедного места в том, что в музее символы показаны и демонстируются как якобы уже опознанные и освоенные познанием, символы города и камня существуют в иной, менее прозрачной форме постижения. Но в современных мегаполисах индивидуальность сохраняется только локально, чаще всего, в центральном районе, а на перифирии она стирается и становится всеобще неразличимой застройкой. Так, по мнению А. Раппорта, эта застройка уже не входит в тело города, как не входит она и в его судьбу - это просто наросты в организме, которые не значат уже почти ничего, если не считать, что они условно обозначают «современность» (принадлежность к повседневной суете и необходимость малого времени) [11].

Приемы идентификации архитектуры

Выдающиеся здания и характерная именно для этого города застройка, ее облик, тепло, и уют могут обеспечить идентичность. Для разработки концепций развития территории необходимо провести анализ, по итогам которого дизайнеры, архитекторы и градостроители могут выявить ряд особенностей, повышающих узнаваемость места, создающих впечатление целостности. Сложившаяся городская застройка, в которой

сформированы композиционно-стилевые архетипы, диктует свои условия пространственного развития и функционального наполнения. Этим, в том числе, объясняется интерес заказчиков и проектировщиков к возрождению образов прошлого [3].

Что же касается анализа, морфологического подхода и самой методологии выявления типов городской среды, то они требует совершенствования и развития. В методологии анализа могут быть учтены такие качества как информативность, символичность, семантика различных участков. Анализ и выявление типов городской среды - это более крупное градостроительное зонирование. На уровне города в целом целесообразно выделять три основные зоны: историческую, контактную или буферную и зону новых жилых районов. Анализ застройки по приведенным выше критериям позволяет сохранить от сноса кварталы так называемой рядовой застройки, обладающие градостроительной ценностью [12]. Типология среды основана на следующих признаках, которые определяют своеобразие: временных и целостных; структурно-функциональных; планировочных (планировка живописная, регулярная, радиально-кольцевая и т.п.); пространственных (стиль, этажность, капитальность зданий; система застройки; внутренние и внешние пространства, эстетика); масштабных (крупность членений, соразмерность человеку).

Принципы сохранения, восстановления или преобразования среды могут быть разнообразными и реализоваться в зависимости от нынешнего состояния. Так, в случае частичного разрушения исторической среды могут осуществляться следующие мероприятия: ремонт (новые функции здания при старом фасаде); сохранение расположения и объема (новые функции, способы строительства, современный внешний вид, старый тип застройки); новая среда сомасштабная рядовой застройке и доминантам. Один из ярких примеров регенерации исторической среды демонстрирует город Тбилиси. Здесь объектом регенерации стал весь старый город - район Кала и часть исторического ядра на левом берегу. В основу концепции легли принципы сохранения, восстановления и преемственности. Однако в наиболее полном объеме работы по комплексному развитию архитектурно-пространственной среды исторической части города проведены в Таллине. Выработка научных основ, позволяющих сохранить ценные исторические особенности города, потребовала всестороннего комплексного исследования. Старый город был исследован как единый историко-градостроительный комплекс, было изучено градостроительное формирование исторического ядра методом ретроспективного наложения исторических планов на геоподоснову, дополненную архивными материалами, что позволило выяснить важнейшие причины территориального и планировочного формирования [12].

Кроме того, для воссоздания утраченного облика и атмосферы актуальны такие приемы как использование исторической символики, использование элементов малых архитектурных форм (мощение, фонари, решетки, скульптуры и др.). Все чаще становятся популярными различные версии стрит-арта. Стрит-арт стал индустрией «образного наполнения застройки» [3] и имеет свою функцию в процессе реорганизации общественных пространств [13] (рис. 3).

Рис. 3. Стрит-арт. Бульвар в спальном районе г. Казань, ул. Фучика (Шр://рагк.1а1аг/ка2ап_1исЫса)

Нельзя не отметить метод соучаствующего проектирования, где жители города ставят цели и задачи, а принятие решений делегируют специалистам. Основное достоинство этого подхода заключается в его потенциале к преодолению привычных границ между разными профессиями и культурами. В настоящее время соучаствующее проектирование применяется в дизайне городской среды, градостроительном планировании, сборе геоданных, а также в сфере промышленных и информационных технологий. Привязанность горожан к определенным местам их коммуникаций может вдохновить людей на действия, так как люди будут мотивированы на защиту и облагораживание значимых для них мест [14]. Данный метод уже практикуется не только в США, Мексике и Бразилии, но и в нашей стране, так в 2016 году «Проектная группа 8» проводила программу «Арт-Двор» в г. Выкса, где жители дворов активно вовлекались в процесс строительства и самостоятельно подготовили праздничные мероприятия на открытие арт-дворов. Предложенные архитекторами решения базировались на анализе предложений жителей двора, взятых за основу в качестве народного технического задания. Эскизные проекты также обсуждались и корректировались вместе с жителями. По итогам данной программы получилось разработать и реализовать программу соучаствующего проектирования, включающую серию встреч и поэтапную работу и разработать проекты, основанные на сценариях использования территорий [15].

В исторических городах необходимо разнообразие подходов к размещению, к стилистике новых зданий, их масштабу и этажности, допуская при этом появление в историческом центре уникальных современных зданий, впечатляющих новизной архитектурной и конструктивной мысли [16].

Градостроительное планирование держится на том, что вычленяет особенности города и вырабатывает предложения по организации городского пространства, ориентирующегося на них [4]. Использование результатов научных исследований в проектировании позволяет, на стадии генерального плана, закладывать основы гармоничного и преемственного развития объемно-пространственной среды исторических городов. При этом решаются такие основные задачи как сохранение исторического наследия, преемственное развитие планировочной структуры, обеспечение гармоничного сочетания исторической и новой застроек [12].

Таким визуальным стратегиям, как сохранение исторического облика, можно придать политический характер и использовать как средство развития района. Это также предполагает, что культура, как средство материального управления символическими ресурсами, может стать, в конечном счете, общественным благом.

Заключение

Дух места определяется как материальные и нематериальные, физические и духовные элементы, которые придают территории ее индивидуальный характер, смысл, эмоциональность, таинственность. Дух создает пространство, и в то же время, пространство создает и структурирует этот «дух» [17]. Все те объекты, которые когда-либо были дарованы культурой, постоянно находятся в спящем режиме, ожидая возрождения, ожидая, когда их старая ценность будет использована для установления новой ценности в новой рыночной ситуации [18].

В статье рассмотрены такие определения как город, культура, культура города, как основные движущие силы для развития исторических городов.

Результатом становится анализ теоретических исследований, который позволил выявить факторы (история, культура, территория, экономика, политика, архитектура, климат и технологии), влияющие на идентичность горожанина, который издревле формировал пространство своей среды обитания. Особое внимание уделяется взаимодействию вышеупомянутых факторов, предложена их характеристика. Также разработаны основы идентификации территории или города. Описаны основные методы организации объемно-пространственной структуры для будущего развития исторических городов: метод анализа, метод соучаствующего проектирования, средовой подход.

Город как среда очень разнообразен, и в разных аспектах выделяются соответствующие особенности функционирования жителей и возможности для

формирования и усиления их территориальной идентичности. Важно определить составляющие идентичности, которые раскрывают потенциал города и определяют вектор его дальнейшего развития. Определение уникального своеобразия города поможет привлечь инвестиции.

Список библиографических ссылок

1. Зукин Ш. Культуры городов. М. : Новое литературное обозрение, 2015. 419 с.

2. Федотова Н. Г. Формирование городской идентичности. Факторный и институциональный аспекты // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Том ХХ. № 3. С. 32-49.

3. Есаулов Г. В. Об идентичности в архитектуре и градостроительстве // Научный журнал «Academia. Архитектура и строительство». 2018. С. 12-18.

4. Беринг Х., Лёв М. Собственная логика городов: Новые подходы к урбанистике. 2-е изд. М. : Новое литературное обозрение, 2018. 424 с.

5. Разница между городом и деревней // The Difference.ru : интернет-изд. 2016. URL: https://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-gorod-ot-derevni/ (дата обращения: 03.04.2019).

6. Фрай М. Ветры, ангелы и люди. М. : АСТ, Времена 2, 2015. 416 с.

7. Дягилева Н. С. Теоретические аспекты городской идентичности // Электронный научный архив УрФУ. 2007. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/22420/1/ geobrand-2013-12.pdf (дата обращения: 31.03.2019).

8. Скотт Маккуайр. Медийный город. Медиа, архитектура и городское пространство. М. : Strelka Press, 2014. 392 с.

9. Скалкин А. А. Понятие идентичности и факторы ее формирования // Международный электронный сетевой научно-образовательный журнал «Architecture and modern information technologies». 2017. URL: https://marhi.ru/ AMIT/2017/4kvart 17/PDF/05_skalkin.pdf (дата обращения: 03.04.2019).

10. è Bologna. Progetto City Branding // Issuu: Digital Publishing Platform for Magazines, Catalogs, and more. 2015. URL: https://issuu.com/urbancenterbologna/docs/q2_bologna_ city_branding_web_bassa (дата обращения: 07.04.2019).

11. Раппорот А. После Мегаполиса. Екатеринбург : TATLIN, 2015. 96 с.

12. Соколов Л. И. Центр города - функции, структура, образ. М. : Стройиздат, 1992. 352 с.

13. JBRock: «Стрит-арт имеет свой потенциал и функцию в процессе реогранизации городов» // BERLOGOS: Интернет-журнал о дизайне и архитектуре. 2018. URL: http://www.berlogos.ru/interview/jbrock-strit-art-imeet-svoj-potencial-i-funkciyu-v-processe-reorganizacii-gorodov/ (дата обращения: 07.04.2019).

14. Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. Вологда : Проектная группа 8, 2015. 170 с.

15. Программа Арт-Двор фестиваля Арт-Овраг 2016 // 8architects.com : Проектная группа 8. 2016. URL: http s : //www .8architects .com (дата обращения: 07.04.2019).

16. Айдарова (Айдарова-Волкова) Г. Н. Проблемы и методология сохранения историко-культурного наследия Казани // Гуманитарные науки в XXI веке. 2014. URL: https://humanist21.kgasu.ru/files/N1-Aydarova.pdf (дата обращения: 07.04.2019).

17. Квебекская декларация по сохранению духа места // Икомос Спб. 2008. URL: http://icomos-spb.ru/component/joomdoc/2008 %20%20%20%20%20.pdf/download (дата обращения: 01.04.2019).

18. About Us: Architecture and Collective Identity in the Contemporary City // Issuu: Digital Publishing Platform for Magazines, Catalogs, and more. 2017. URL: https://issuu.com/ argusnightofphilosophy/docs/about_us_2017 (дата обращения: 03.04.2019).

Rikhert Anna Eduardovna

architect

E-mail: anna.rikhert@gmail.com

LTD «Axiom Architect»

The organization address: 420103, Russia, Kazan, F. Amirkhan st., 14b

Agisheva Inga Nazimovna

candidate of architecture, professor

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenya st., 1

Identity in architecture and town planning as a key factor in the development

of a historic city

Abstract

Problem statement. Each city is unique. Modern professionals need to determine the vector of development of historical cities. The article is devoted to the study of the identity of the citizen, the identity of the city, as the most pressing issue of our time. Such definitions as the city, culture, culture of the city, as the main driving forces for the development of historical cities are considered.

Results. An analysis of theoretical studies revealed factors affecting the identity of a city dweller. Particular attention is paid to the interaction of the above factors, their characteristics are proposed. Also the basics of identifying developed a territory or city. The basic methods of organizing the volume-spatial structure for the future development of historical cities are described.

Conclusions. The significance of the research results for architecture consists in the expansion of knowledge in the field of architectural originality. Further developments in the context of architecture identity can be based on the experience of theory and practice in the search for the national and regional identity of Kazan.

Keywords: identity, originality, factors, resident, culture, architecture.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Zukin S. Urban Culture. M.: New Literary Review, 2015. 419 p.

2. Fedotova N. G. Formation of urban identity. Factor and institutional aspects. // Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii. 2017. Vol. XX. № 3. P. 32-49.

3. Esaulov G. V. On identity in architecture and urban planning // Scientific journal «Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo » 2018. URL: http://aac.raasn.ru/article/ download/87/55/ (reference date: 04.03.2019).

4. Bering H., Leo M. Own logic of cities: New approaches to urban studies. 2nd ed. M.: Novoye literaturno obozreniye, 2018.442 p.

5. The difference between town and country // The Difference.ru: daily. internet-edit. 2016. URL: https://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-gorod-ot-derevni/ (reference date: 04.03.2019).

6. Fry M. Winds, angels and people. M. : AST, Vremena 2, 2015. 416 p.

7. Dyagileva N. S. Theoretical aspects of urban identity // Elektronnyy nauchnyy arkhiv UrFU. 2007 // URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/22420/1/geobrand-2013-12.pdf (reference date: 03.31.2019).

8. Scott McQuire. Media City. Media, architecture and urban space. M. : Strelka Press, 2014.392 p.

9. Skalkin A. А. The concept of identity and the factors of its formation // International electronic network scientific and educational journal «Architecture and modern information technologies». 2017. URL: https://marhi.ru/AMIT/2017/4kvart17/PDF/05 skalkin.pdf (reference date: 04.03.2019).

10. e Bologna. Progetto City Branding // Issuu: Digital Publishing Platform for Magazines, Catalogs, and more. 2015. URL: https://issuu.com/urbancenterbologna/docs/q2_bologna _city_branding_web_bassa (reference date: 04.07.2019).

11. Rapporot. After the Metropolis. Ekaterinburg : TATLIN, 2015. 96 p.

12. Sokolov L. I. Center of the city - functions, structure, image. M. : Stroyizdat, 1992. 352 p.

13. JBRock: «Street art has its potential and function in the process of urban reorganization» // BERLOGOS: internet-magazine on design and architecture. 2018. URL: http://www.berlogos.ru/interview/jbrock-strit-art-imeet-svoj-potencial-i-funkciyu-v-processe-reorganizacii-gorodov/ (reference date: 04.07.2019).

14. Sanoff G. Participative design. Practices of public participation in shaping the environment of cities and towns. Vologda : Project Group 8, 2015. 170 p.

15. Program Art-Yard of the Art-Ovrag Festival 2016 // 8architects.com: Project Team 8. 2016. URL: https://www.8architects.com (reference date: 07.04.2019).

16. Aidarova (Aidarova-Volkova) G. N. Problems and methodology of preservation of Kazan historical and cultural heritage // Gumanitarnyye nauki v XXI veke. 2014. URL: https://humanist21.kgasu. ru/files/N1-Aydarova.pdf (reference date: 07.04.2019).

17. Quebec Declaration on the Conservation of the Spirit of the Place // Ikomos St. Petersburg. 2008. URL: http://icomos-spb.ru/component/ioomdoc/2008 %20%20%20% 20%20.pdf/download (reference date: 04.01.2019).

18. About Us: Architecture and Collective Identity in the Contemporary City // Issuu: Digital Publishing Platform for Magazines, Catalogs, and more. 2017. URL: https://issuu.com/ argusnightofphilosophy/docs/about_us_2017 (reference date: 04.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.