Научная статья на тему 'Идентичность среднеазиатских элит'

Идентичность среднеазиатских элит Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
233
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идентичность среднеазиатских элит»

одной из важных форм самоидентификации граждан. При изучении процессов регионализации, например, участия субнациональных акторов в международных отношениях, исследования идентичности позволяют выявить новые ракурсы этой проблемы, поэтому изучение идентичности в контексте процессов регионализации представляется весьма перспективным направлением в современной науке.

Автор благодарит Фонд поддержки отечественной науки

1 См. например, работы Панарин А. «Реванш истории» М.1998, Цымбурский В. «Народы между цивилизациями». // Pro et Contra 1998 #3

2 Мухарямов Н. «Этнический фактор в постсоветских исследованиях МО». // Российская наука международных отношений: новые направления. М.2005, стр.301

3 Залевски М., Энло С. «Вопросы идентичности в международных отношениях». // Теория международных отношений на рубеже столетий. М.2002 стр.309

4 Туровский Р. «Основы и перспективы региональных политических исследований». // ПОЛИС №1 2001

5 Туровский Р. Там же.

Славомир Горак

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ СРЕДНЕАЗИАТСКИХ ЭЛИТ. ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Славомир Горак

(Чехия)

сотрудник кафедры российских и восточноевропейских исследований факультета социальных наук Карлова университета, Прага.

В традиционном смысле к элитам в Центральной Азии можно применить их классическое в мусульманском мире разделение на кочевые и городские/сельские элиты, означаемые арабскими терминами бадава и хадара.. Современная литература употребляет термины племя (англ. tribe ) и клан (англ. clan ) соответственно. В Центральной Азии применяется система кланов к Таджикистану или Узбекистану и племенные отношения для Казахстана (жузы), Кыргызстана или Туркменистана. Однако полная картина элит выглядит гораздо сложнее. Более того, за последнее столетие произошла в среднеазиатских странах беспрецедентная трансформация элитных структур.

Вопрос заключается в том, насколько реально сохранились традиционные властные институты «дореволюционной» Средней Азии до нынешнего времени. На основе биографического метода и использования методики интервью представляется возможным выделить несколько типов политических элит, отчасти решая этим поставленную проблему.

Отправной точкой для работы стало использование четко различающихся терминов - традиционные кланы/племена и политические (современные) кланы. Предполагается, что современные элиты во многом возникают на основе традиционных соответствующих образований.

Исторические предпосылки создания современных кланов

Если углубиться в традиционный социальный строй, то у среднеазиатских народов обнаруживаются два основных идентитета -родовой и территориальный. Нельзя согласиться с некоторыми авторами, которые совмещают эти два типа с соответственно кочевыми и оседлыми народами региона. Кроме этих двух идентитетов формировались и более «национальные» идентификации, как у самих «народов» в отношении к другим и, наоборот, внешнего мира по отношению к ним.

После установления советской власти начались коренные преобразования местных элит. Исчезли бывшие правящие элиты (светские и религиозные), на смену которым пришли новые - партийные. Однако и они сохраняли устойчивые связи со своими традиционными структурами. Традиционная борьба последних осуществляется уже под маской новой, формально большевистской, общности. Таким образом, создавалась некая гибридная клановая структура на основе традиционных и

ИСКурС 1Ш дискурс национальной идентичности

более современных элит. Это совмещение стало причиной слабости формальных институтов власти в советский и постсоветский период. Кроме внутренних источников формирования местных элит нужно учитывать и роль союзного (в основном партийного) центра. Несмотря на это влияние, в послевоенный период снижается роль вторых («московских») секретарей в ущерб местным кадрам (по крайней мере в отношении внутренних процессов данной республики). Неизбежным следствием стал новый этап эволюции (или возрождение) традиционных структур.1 Исчезновение контроля центра после обретения независимости только усилило этот процесс. Усиление центростремительных тенденций новых правящих элит на фоне этой борьбы выглядит неизбежным шагом к сохранению собственной власти и, в случае Таджикистана, Узбекистана или Кыргызстана, самой целостности данной республики.

Во главе новых элит стоит одна фигура -сначала первый секретарь партии и впоследствии президент, вокруг которого возникают разные группировки (современные кланы - политические и экономические, родственники и т. д.). Под давлением со стороны международных организаций, преследующих цель создания в новых независимых государствах политической системы по западной модели, возникает постепенно и новая партийная элита. Однако внедрение этой системы зачастую приводило к созданию «карликовых» партий, которые должны были создавать иллюзию плюрализма политической системы. Это постоянное давление приводило к формированию своеобразного гибрида плюралистической (или квазиплюралистической) и традиционной структур.

Типология и анализ современных среднеазиатских кланов

Несмотря на местные разновидности, можно в настоящее время выделить несколько типов «кланов» в Центральной Азии, которые имеют влияние на принятие решений в политической и экономической сферах.

1. семейный тип

Название этого типа впервые было применено к клану президента Ельцина, что предполагало вовлечение не только собственно его родственников, но также и самих приближенных к Ельцину людей в правящие структуры. В Средней Азии этот тип особенно проявляется в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане.

Помимо ключевых политических постов (президент), Семья политически зацеплена в разных структурах, которые реально (а не формально) оказывают влияние на аппарат президента, правительство. Экономически их поддерживают «частные» бизнесмены, связанные с Семьей, и их средства часто обрабатываются в разного рода благотворительных фондах. Существенное влияние имеет контроль Семьи над СМИ, который

способствует «демократическому» продвижению ее членов на видимые политические посты (члены правительства, парламентарии и т. п.).

2. Региональный тип

Этот тип можно назвать самым характерным для традиционной формы общества. Однако здесь представляется весьма спорным говорить о возвращении дореволюционных элит. Налицо ослабление традиционных племенных связей, которые больше стали идентифицироваться с определенным регионом, чем исключительно с родоплеменной группой.2 Учреждение советских, «национальных» государств способствовало существенной трансформации региональных группировок, которые лишь частично совпадают с традиционными регионами.3 Идентификация местных элит с другими здесь указанными типами (партийными, семейными) еще более ослабляет региональную принадлежность. Но, несмотря на снижение роли традиционных регионов/племен, этот фактор оказывает влияние на современную политику.

После 1991 г. шла интенсивная борьба этих трансформированных региональных/племенных кланов, вплоть до вооруженных конфликтов, в Таджикистане. И в других государствах она также приобрела жестокий характер и, как правило, приводила к сведению элит к одной, превалирующей группировке (Туркменистан, Таджикистан после войны, Узбекистан).

3. Партийный тип

Систему политических партий в Средней Азии пока трудно сравнивать с западной Европой или даже с Россией. Подобно Балканам в 20-30-е гг. ХХ века партии представляют тип элиты, который создает узкий круг людей без другой идентификации (городские интеллектуалы), или, наоборот, представители партий копируют другие элитные структуры. Часто эти образования совпадают с региональной (многие из лидеров кыргызстанских партий и протопартий) либо семейной элитой (Дарига Назарбаева, дети бывшего кыргызского президента Акаева), экономическими, социальными или религиозными группировками (Саид Абдулло Нури в Таджикистане). Поэтому большинство современных политических партий можно назвать скорее «карликовым» прикрытием других типов элитных структур. С другой стороны, постоянное давление внешних факторов будет способствовать усилению этого типа элит.

4. Экономическо-социальный тип

Как пишет туркменский оппозиционер Авды Кулиев, эта часть элиты была в советское время одной из самых богатых, но одновременно одной из самых «малограмотных» слоев населения.4 Эта характеристика имеет свой смысл и в условиях нынешних реалий. Эта элита бесцеремонно воспользовалась постсоветским хаосом в экономике страны, что привело к накоплению огромных средств, и окончательно приобрела характер

мафиозных структур. Взаимосвязь с политикой и средства дают представителям этого вида элит возможность влиять не только на принятие решений, а даже управлять сменой политических элит (Семьи).

К другим типам элит можно отнести верхние слои творческой и культурной интеллигенции. Но если в послевоенное советское время влияние этой группы было относительно сильным ввиду их протежирования в обществе и в партии, то в конце советской эпохи оно значительно ослабело. Сегодня эти культурные деятели стали скорее выразителями проецированной элитами национальной идеологии, чем влиятельной группой в политике или экономике (за некоторыми исключениями).

Если посмотреть на структуру местных элит в сравнении с другими регионами (и не только постсоветского пространства, а также особенно Ближнего и Среднего Востока), то структура элит Центральной Азии имеет несколько характерных черт. Прежде всего, исчезла или сильно трансформировалась традиционная элита (в отличие от до сих пор практически нетронутых бадава и хадара в мусульманских государствах). Если опереться на арабского историка Ибн Хальдуна, который четко определил специфику каждой из этих групп, то оказывается, что в Центральной Азии сильно ослаблел прежде всего тип бадава, несмотря на существование казахских жузов или туркменских племен.5 Равно как и в соответствующих странах Ближнего Востока (Сирия, Ливан), центральноазиатские элиты представляют собой смесь традиционных и трансформирующихся элитных структур, которые,

совмещаясь друг с другом, создают конкурирующие между собой группы.

Статья написана при поддержке гранта Международной ассоциации развития сотрудничества с учеными Новых Независимых Государств бывшего Советского Союза

(INTAS), Ref.Nr 04-79-72-84

1 Такого рода гибридные клановые системы имеют свои аналоги и в других регионах, напр. в Сирии или Ираке (партия БААС и традиционные семейные/региональные кланы). Однако в Центральной Азии пользовались местные элиты только частичной автономией.

2 Особенно этопроизходит например в Туркменистане, где хотя и раньше существовала совокупность племени и региона, седентаризация за последних сто лет привела к превалированию регионального идентитета с традиционными племенными названиями (лебапцы с восточным Турменистаном, правящие ахал-теккинцы с с центральным регионом страны и т. п.).

3 Можно например говорить о хорезмских или ферганских элитах в Узбекистане, однако часть этих исторических регионов сегодня лежит на территории других государств. В том же случае т. н. самаркандские и бухарские элиты уже давно не относятся к дореволюционным ханским или торговым элитам, тем не менее к элитам идентифицированным по национальному признаку (в этом случае к таджикам).

4 Кулиев, А.: Туркменская элита - взгляд изнутри.

http://iicas.org/articles/library/libr_rus_20_03_01_t.htm

5 Ибн Халдун: Cas království a rísí (úvod do historie) [Время королевств и империй (введение в историю)]. Прага, 1972.

РОССИЯ КАК НА- Комлева

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГОМОМОРФОЗА

Комлева Наталья Александровна

доктор политических наук, профессор кафедры истории политических учений УрГУ

Гомоморфизм в широком понимании означает схожесть по форме, но различие по содержанию. Представляется возможным выделить и такое производное от гомоморфизма понятие, как «гомоморфоза», т.е. реальное проявление гомоморфизма в неком объекте. В данном случае мы опираемся на пример О. Шпенглера, который ввел в научный оборот понятие «псевдоморфоза» для обозначения социального явления, о котором речь пойдет ниже.

Обращаясь к явлениям социальной жизни, мы замечаем присутствие гомоморфизма в целом ряде социальных феноменов. Гомоморфными являются, например, политические институты в различных цивилизационных системах и цивилизационные системы сами по себе. Так, любая цивилизация, в отличие от общества периода варварства, содержит сдерживающие нормы общественного и индивидуального поведения, запрещающие наиболее откровенные и грубые проявления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.