Научная статья на тему 'Идентичность личности и восприятие неравенства доходов'

Идентичность личности и восприятие неравенства доходов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
207
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL IDENTITY / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / SELF-IDENTITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / SOCIAL IDENTITY / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ / UNEVEN DISTRIBUTION OF INCOME / ECONOMICAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Донченко Игорь Александрович

Проблема неравномерного распределения доходов является одной из актуальных в современной Молдове, причем эта проблема носит далеко не только экономический характер. Представления людей о своем материальном положении определяют как их экономическое поведение, так и характер взаимодействий внутри общественной системы. Данная статья призвана определить степень взаимосвязи восприятия неравенства доходов и идентичности личности, а также определить основные критерии восприятия неравенства доходов, критерии формирования экономической идентичности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идентичность личности и восприятие неравенства доходов»

7. Robin Monique, Fontaine Anne Marie. Parentalité tout qu long de la vie. Revue internationale de l'éducation familiale, n°33 novembre, 2013. 178 p.

8. Santiago-Delefosse M., del Rio Carral M. Manuel pratique de méthodes qualitatives. Psychologie et Sciences Humaines de la santé. Dunod. Pages 155-171.

ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ВОСПРИЯТИЕ НЕРАВЕНСТВА ДОХОДОВ Донченко И.А. Email: [email protected]

Донченко Игорь Александрович - студент-докторант, кафедра психологии, Молдавский государственный университет, г. Кишинев, Республика Молдова

Аннотация: проблема неравномерного распределения доходов является одной из актуальных в современной Молдове, причем эта проблема носит далеко не только экономический характер. Представления людей о своем материальном положении определяют как их экономическое поведение, так и характер взаимодействий внутри общественной системы. Данная статья призвана определить степень взаимосвязи восприятия неравенства доходов и идентичности личности, а также определить основные критерии восприятия неравенства доходов, критерии формирования экономической идентичности личности.

Ключевые слова: идентичность личности, самоидентификация, экономическая идентичность, социальная идентичность, восприятие, неравенство доходов.

PERSONAL IDENTITY AND PERCEPTION OF INEQUALITY OF

INCOMES Donchenko I.A.

Donchenko Igor Aleksandrovich - Student-Doctorant, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, MOLDOVA STATE UNIVERSITY, KISHINEV, REPUBLIC OF MOLDOVA

Abstract: рroblem of uneven distribution of income is very actual in present-day Moldova, moreover this problem bears not only economical nature. People's perceptions of their financial position determine their economic behavior and the nature of interactions within the social system. This thesis aims to define degree of interconnectedness between perception of uneven distribution of income and personal identity as well as to identify main criteria of above mentioned perception and criteria offormation of economical identity of a person.

Keywords: personal identity, self-identity, economical identity, social identity, perception, uneven distribution of income.

УДК 159.99

DOI: 10.20861/2304-2338-2018-127-004

Восприятие неравенства доходов тесно связано с идентичностью личности и играет большую роль в определении мировоззрения, жизненной направленности и сферы ценностей человека.

«Целостность личности связана с такими понятиями, как идентификация, идентичность личности и кризис идентичности» [9, с. 98]. Идентичность крайне важна для личности, именно благодаря ей осуществляется интегративная функция путем конвертации знаний и опыта человека в его эго; идентичности

подготавливает человека к опасностям, защищает от воздействий внешней среды. Э.Эриксон называл идентичность неким синтезом общественного и личного, выделяя особо социальный аспект [8].

С. Хантингтон выделил следующие типы идентичности у личности: аскриптивный (пол, возраст, этническая принадлежность и др.), культурный (например, национальная или языковая принадлежности), территориальный (регион, климатическая зона и др.), политический (идеология и др.), экономический (профессия, работа, должность и др.) и социальный (например, социальный статус или круг друзей). «Процесс идентификации человека переводит требования внешней среды, стоящие вне индивида, в личностно-приемлемую для него форму, которая начинает переживаться им как собственные свойства» [10, с. 124].

Социальная идентичность - это личностно-идентификационный феномен, выявляющий связь среды общества, в которой существует личность и его структуры идентичности. Поэтому можно говорить о том, что социальная идентичность связана с социальной адаптацией человека в социуме: «процесс ее формирования предполагает соотнесение образа жизни и стиля социального взаимодействия человека с доминирующим образом жизни и характером взаимодействия», который принят в обществе [2, с. 13].

По мнению А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой, символический интеракционизм рассматривает в качестве главной особенности идентичности человека особенность различать так называемых «своих» и «чужих» с помощью культурных норм, определенных ожиданий, ценностей и санкций. Таким образом, сама по себе «идентичность» является частью «Я идентичности», которая определяет поведение человека, разумеется, вместе с остальными компонентами идентичности (например, с экономическими) [2].

Идентичность формируется в результате социальной идентификации, включающей в себя процесс определения самого себя с помощью участия, членства в социальной группе и обладания определенным статусом во всей системе общественных отношений.

Итак, в современном мире мы можем наблюдать, как «экономическая идентичность» так же занимает немаловажную роль в структуре «Я-идентичности» в целом. Разрыв между бедными и богатыми в любом крупном городе крайне велик: маргинальные кварталы, лица без определенного места жительства соседствуют с линиями бутиков и бизнес-центров. Есть установленная планка, которой каждый хочет достичь; не имея при этом возможностей для получения высокого материального достатка, люди начинают жить не по средствам: студент, который снимает комнату в квартире и имеет невысокий достаток предпочтет взять несколько кредитов, снизив качество своей жизни, но при этом будет стремиться к соответствию тем стандартам, которые навязывает современность. Особенно психологический подтекст «экономической идентификации» прослеживается в рекламной среде: если еще совсем недавно образование стояло на первом месте, то сегодня в первую очередь вывод делается по уровню технических средств и «коэффициенту брендированности».

Говоря о понятии «доходы», безусловно, необходимо отметить, что оно появилось после осознания категории «деньги». Именно с появлением денег все имущество человека, так или иначе, приобрело денежное выражение, а потому доходы стало возможным рассматривать не в абстрактной, а вполне конкретной форме. Можно говорить об экономическом, социальном и психологическом аспектах восприятия категории «доходы»: с точки зрения экономики, доходы - денежная сумма, благодаря которой можно приобретать различные потребительские блага или осуществлять накопление; социологический аспект изучает доходы в качестве одного из факторов, которые обозначают статус личности; наконец, с позиций психологии, доходы и их

восприятие рассматриваются как символ психологической, причем как внешней, так и внутренней оценки личности.

В современной Молдове неравенство распределения доходов воспринимается достаточно негативно. Безусловно, на восприятия неравенства действует комплекс различных факторов. Предположительно это может быть вследствие продолжающегося сильного действия эффекта начальных условий, заключающегося в сохранении у населения отголосков социалистического менталитета, отрицающего социальное неравенство. Во-вторых, следующее за неравным распределением доходов расслоение общества по признаку «богатый/бедный», основывающееся на дихотомическом мышлении. В-третьих, можно говорить о некой особой черте менталитета, связанной с нежеланием признавать чужой успех, в данном случае, финансовый. К примеру, проводя параллели с работами М. Кляйн, нежелание и/или отрицание финансового успеха значимого «Другого» может приводить к зависти, ненависти, агрессии, тревоги и чувству вины. Зависть - это деструктивное ощущение, которое вызывает враждебность к обладателю желаемого блага, в контексте нашей темы - финансового достатка. Завистливая часть «Эго» нарушает многочисленные попытки конструктивного решения внутреннего конфликта, связанного с восприятием финансового неравенства.

На восприятие процесса получения доходов человеком, помимо степени экономического развития общества, влияет ряд факторов. Рассмотрим их подробнее [1, с. 88-104].

1. Степень политической стабильности общества. Снижение доходов в ситуации политической нестабильности влечет за собой крайне резкое недовольство, которое может перерасти в социальный конфликт.

2. Общекультурная система ценностей, которая существует в конкретном обществе. Эта система формирует у человека стратегию преодоления возникающих экономических проблем, в том числе и по поводу дифференциации в доходах различных субъектов деятельности.

3. Сравнение своих доходов с другими величинами, а именно: с затраченными усилиями, условиями труда, с доходами других людей, а также с информацией о встречном предложении товаров и услуг.

4. Характер ожидания доходов. Существуют как позитивные (предвкушение приобретения товаров и услуг), так и негативные (необходимость погашения кредита) реакции, которые связаны с процессом ожидания получения доходов.

5. Характер получения доходов. Влияние оказывает не только частота или непосредственный уровень доходов, но и постоянность, регулярность их получения.

6. С развитием общества доходы воспринимаются человеком все меньше - как средство приобретения благ (экономические позиции), и все больше - как фактор социального престижа (психологические позиции).

7. Наконец, по мере роста доходов индивида отмечается тенденция к удовлетворению более высоких потребностей, выраженные уже в духовных, а не материальных, денежных характеристиках.

На основании вышеизложенного, мы считаем, что присутствует взаимосвязь между восприятием неравенства доходов и идентичностью личности, особенно, если речь идет об экономической идентичности. В данном контексте, по-видимому, ведущая роль в процессе формирования принадлежит факторам материального характера. Помимо того, что материальные блага обладают определенными коммерческими назначениями, они также формируют довольно сложную систему социальных и психологических символов, которая несет информацию о владельцах: их внутренней и внешней составляющей личности.

Экономическая идентичность связана с осознанием принадлежности индивида к определенной социальной группе, выделенной им по признаку примерно равного получения доходов, с переживанием этой причастности и с наделением себя

объективными и субъективными психологическими признаками этой социальной группы. Экономическая идентичность достаточно специфична, поскольку, несмотря на то, что является частью «Я личности», то есть продукта экономического осознания себя, она также является и психологической категорией, связанной с соотношением человеком своего места во всей системе экономических отношений. Центральной категорией в таком соотношении является отношение человека к его собственности, поэтому можно сделать вывод о том, что именно собственность является показателем благосостояния человека и его социальной зависимости или независимости [12].

Таким образом, осознание человеком отношения к собственности является основой экономической идентичности, при этом человек не просто определяет, владеет ли он какой-либо собственностью, он также определяет возможностью ею обладать, то есть он оценивает свои деловые возможности, способности и таланты. Поэтому помимо простого осознания наличия или отсутствия у человека собственности значение имеет и запрос или его отсутствие на приобретение собственности. Такой запрос наделяет человека определенным набором личностных качеств и влияет на идентификацию человека. Экономическая идентичность ориентирована на перспективу, что влечет за собой переоценку личностью своего статуса и с изменением своего поведения.

Экономическая идентичность специфична, так как является результатом социальной категоризации в биполярной системе между двумя категориями -«богатых» и «бедных», при этом выделение каких-то промежуточных категорий крайне затруднительно [11, с. 34].

Говоря об объективных признаках, стоит отметить уровень дохода, а также наличие объектов собственности, среди субъективных же признаков такие, как социальные потребности, представления о бедности и богатстве, общий уровень притязаний. Именно с помощью субъективных признаков личность может установить свой социльно-экономический статус: человек осознает свой имущественный статус и размер своих доходов с помощью сравнения объективного (экономическое положение человека) и личной, внутренней субъективной шкалой экономического благосостояния.

Определим основные критерии восприятия неравенства доходов [4, с. 53-67].

1. Во-первых, как уже было сказано выше, важную роль играет отношение личности к собственности. Сюда можно отнести такие показатели, как: собственная оценка своего финансового положения, его денежный эквивалент, готовность приобрести собственность, ее значимость для индивида в структуре ценностных ориентаций личности, желаемые для индивида формы собственности или сферы бизнеса, модальность отношения к богатым и бедным, а также рефлексия мнения общества об экономическом статусе индивида.

2. Во-вторых, стоит отметить такой критерий, как отношение индивида к себе как к экономическому субъекту. Можно говорить о следующих показателях: представление личности о себе, экономическое самочувствие личности, ее экономические притязания и тип «локус-контроля» экономического самосознания личности.

Рассмотрим эти критерии подробнее. Представление о себе включает в себя, например, восприятие своих деловых качеств и способностей, готовность к самостоятельной экономической деятельности, представление о личной способности достичь успеха, самооценку, показатели самоуважения личности (например, оценка собственных возможностей и шансов стать богатым по сравнению с другими), рефлексия мнения окружающих относительно возможностей и шансов индивида достичь высокого материального благополучия.

Экономическое самочувствие личности включает в себя удовлетворенность - как существующей деловой активностью, личными успехами, материальным положением, так и прогнозом изменения собственного материального положения во

времени. Также можно говорить о таких параметрах, как тревога или ее отсутствие за свое материальное будущее, присутствие или отсутствие ощущения беспомощности, а также степень удовлетворенности основных социально-психологических потребностей.

Наконец, тип «локус-контроля» экономического самосознания личности включает в себя ориентацию на внешние/внутренние факторы обеспечения финансового благополучия, «локус-контроль» принятия решений в условиях экономических рисков, а также выраженность так называемого «внешнего» и «внутреннего» контроля экономического поведения.

3. В-третьих, важным критерием является отношение индивида к условиям жизни, а именно удовлетворенность аспектами жизни (как внутренними, личными, так и внешними - политическими, социальными, экономическими и т.д.), субъективная значимость разных аспектов жизни, а также субъективная значимость оценки качества жизни в целом и ее аспектов отдельно взятых. Выводы.

1. Немаловажная роль в процессе формирования личности, в контексте экономической идентичности личности, принадлежит факторам материального характера.

2. Неравенство доходов в современном молдавском обществе воспринимается негативно в связи с особенностями менталитета и биполярной системе представлений о «богатстве /бедности».

3. К критериям восприятия уровня доходов, а также их неравенства, можно отнести: отношение к собственности, отношение к себе как к экономическому субъекту, отношение индивида к условиям жизни.

4. Экономическая идентичность личности связана с активным личностным выбором индивида своего членства в той или иной социальной группе.

5. Единицей анализа экономической идентичности служат осознаваемые элементы ее психологического отношения к экономической среде: когнитивные (социальные представления, рефлексия), конативные (мотивационно-потребностные состояния сознания - готовность, намерения, предпочтения, интересы), эмотивные (переживания, оценки, чувства).

Список литературы /References

1. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспектива исследований. Социальные представления и мышление личности: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г. М.: ИП РАН, 2002. Ч. 3. С. 88-104.

2. Микляева А.В., Румянцева П.В. Городская идентичность жителя современного мегаполиса: ресурс личностного благополучия или зона повышенного риска? М.: Речь, 2011. 160 с.

3. Монусова Г.А. Отношение к перераспределению доходов и социальная мобильность //Экономическая социология, 2017. № 5. Т. 18. С. 14-35.

4. Монусова Г.А. Чем определяется восприятие неравенства в доходах // Мировая экономика и международные отношения, 2016. № 1. Т. 60. С. 53-67.

5. Павленко В.Н. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной социальной психологии // Вопросы психологии, 2010. № 1. С. 136-141.

6. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М.: ИП РАН, 2000. 220 с.

7. ШтомпкаП. Социология социальных изменений. М.: Аспект-пресс, 1996. 416 с.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 2006. 352 с.

9. Пузько В.И. Кризис идентичности личности в условиях глобализации // Философия и общество, 2007. № 4. С. 98-113.

10. Салихов Г.Г. Проблема идентичности в условиях глобализации // Век глобализации, 2011. № 1. С. 122-129.

11. Хащенко В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования // Психологический журнал, 2004. № 5. Т. 25. С. 32-49.

12. Шибутани Т. Органические основы Я-концепции // Психология Я-концепции: методология, теория, структура: Хрестоматия / Сост. А.В. Иващенко, B.C. Агапов, И.В. Барышникова. М.: МГС, 2002. Ч. 1. С. 182-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.