Научная статья на тему 'Идентичность и традиция'

Идентичность и традиция Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
875
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НЕГАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПАМЯТЬ / TRADITION / IDENTITY / SOCIAL IDENTITY / NEGATIVE IDENTITY / MEMORY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Романовская Евгения Васильевна

В последнее время наблюдается настоящий взрыв интереса к такому феномену, как идентичность. Мы обратились к проблеме трансформации идентичности, которая проявляется в эпоху слома традиций. Одно из научных направлений в гуманитарном знании связывает изучение проблемы идентичности с изменением роли традиции в современном обществе. Анализу процесса взаимоотношения традиции и идентичности в посттрадиционном мире посвящена эта статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY AND TRADITION

Recently there has been great outburst of interest to such phenomenon as identity. We have addressed the problem of identity transformation, which manifests itself in the epoch of breaking traditions. One of scientific directions in knowledge pertaining to the humanities connects the study of the identity problem with change of the tradition role in the modern society. Analysis of the process of relationship of tradition and identity in the post-traditional world is in the focus of this work.

Текст научной работы на тему «Идентичность и традиция»

Романовская Евгения Васильевна ИДЕНТИЧНОСТЬ И ТРАДИЦИЯ

В последнее время наблюдается настоящий взрыв интереса к такому феномену, как идентичность. Мы обратились к проблеме трансформации идентичности, которая проявляется в эпоху слома традиций. Одно из научных направлений в гуманитарном знании связывает изучение проблемы идентичности с изменением роли традиции в современном обществе. Анализу процесса взаимоотношения традиции и идентичности в посттрадиционном мире посвящена эта статья. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/12-3M0.htm!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 3. C. 146-149. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

На наш взгляд, национально-культурные объединения, ячейки которых наиболее развиты в локальных группах в сельской местности, главным образом репрезентируют бурят Монголии на данный момент. Наличие представительских организаций характеризует бурятское сообщество как диаспору. Именно в формате активного развития национально-культурных центров, земляческого движения и научных сообществ будет осуществляться дальнейшее функционирование бурятской диаспоры в Монголии.

Список литературы

1. Бороноева Д. Ц. Буряты Монголии: социальная память и идентичность // Власть. 2008. № 8. С. 74-78.

2. Галсан Т. Баян-Уул сумын ойрын тухийн тойм. Чойбалсан, 1994. 176 с.

3. Галсан Т., Чулуунбаатар Ж. Дорнод аймгийн Баян-Уул Сум. Улаанбаатар: Бемби-сан, 2004. 272 с.

4. Ишбалжир С. Миний Баяндун. Улаанбаатар: Соёмбо-принтинг, 2005. 268 с.

5. Морозова Е. В., Улько Е. В. Локальная идентичность: формы актуализации и типы // Политэкс. 2008. Т. 4. № 4. С. 139-151.

6. Нямаа Д. Наран ургах Дорнод минь. Улаанбаатар, 2011. 122 с.

7. Ринчинова О. С. Буряты Монголии. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2013. 175 с.

8. Ширнэн Б. Ерэн оны есен сар (Монголчуудын нийгэм, улстерийн туухэн тэмдэглэл). Улаанбаатар: Бемби-сан, 2010. 1048 с.

PROBLEMS OF BURYAT LOCAL IDENTITY IN MONGOLIA

Rinchinova Oyuuna Sanzhimitupovna, Ph. D. in History Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

rinchinova. o@gmail. com

The article analyzes the role of Buryat local identity in preserving ethnic identity of the Buryat diaspora in Mongolia. For the first time the basic elements characterizing the Buryat diaspora's local identity are identified. The paper describes pecu-liarrities of cultural and social life of ethnic territorial groups, shows their role in self-identity formation among tribal groups of the Buryat community.

Key words and phrases: diaspora; self-identification; local identity; ethnos; the Buryats; Mongolia.

УДК 130.2

Философские науки

В последнее время наблюдается настоящий взрыв интереса к такому феномену, как идентичность. Мы обратились к проблеме трансформации идентичности, которая проявляется в эпоху слома традиций. Одно из научных направлений в гуманитарном знании связывает изучение проблемы идентичности с изменением роли традиции в современном обществе. Анализу процесса взаимоотношения традиции и идентичности в посттрадиционном мире посвящена эта статья.

Ключевые слова и фразы: традиция; идентичность; социальная идентичность; негативная идентичность; память.

Романовская Евгения Васильевна, д. филос. н., доцент

Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского еуготапоу^'кауа@таИ. ги

ИДЕНТИЧНОСТЬ И ТРАДИЦИЯ

Очевидно, что в последние десятилетия разворачивается бум вокруг такого явления, как идентичность. Проблемой идентичности занимаются гуманитарии самого разного толка - философы, историки, психоаналитики, филологи. З. Бауман говорит о том, что интеллектуальный климат изменился и теперь главное место в нем занимает «проблема идентичности» [2, с. 176]. Проблематика идентичности многообразна: проблема идентичности индивидуальной и идентичности коллективной, проблема множественности идентичности (когда у личности обнаруживается не одна, а несколько идентичностей), а также проблема взаимоотношения памяти и идентичности, идентичности и традиции. У исследователей нет единого понимания таких видов идентичности, как этническая, этнокультурная и многих других.

Определение идентичности в каждом словаре формулируется по-разному. Этих определений множество. Одни из этих определений представляют идентичность в психологическом ключе, другие - в психофизиологическом, социальном и множестве других подходов [6, с. 238]. Идентичность - термин, содержащий в себе идею стабильности, наследственности, личностного самосознания, отнесенности к определенным социальным коллективам. Это чувство своей целостности (частично сознательное, частично бессознательное): с полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.) [Там же].

Обращение к такому явлению, как идентичность, отмечается в истории философии издавна. Оно имеет свою историческую эволюцию. Проблеме понимания идентичности посвящали свои труды еще философы античности. Традиционно идентичность рассматривалась многими учеными - от Аристотеля до Ф. Шеллинга и от М. Хайдеггера до В. Адорно и М. Хоркхаймера. Использовали они чаще другой термин - «тождество» (например, «Философия тождества» Ф. Шеллинга). Современные философы также активно обращались к этому явлению, чаще используя термин «самосознание» [5, с. 43-53]. Всеобщий и все возрастающий интерес к проблемам идентичности отмечается в последние 40-50 лет.

Проблема идентификации (процесс складывания, формирования идентичности) проявляется в эпохи слома традиций. Разрушение традиционного общества было вызвано рядом явлений глобального характера. Прежде всего, это «разрыв времени». Очевидна ситуация разрыва с прошлым, которое проявляется в ощущении более быстрого хода истории, в разрушении прежних привычек, стереотипов, жизненных укладов, утрате целых социальных групп (например, крестьянства, которое всегда было хранителем традиций). Исчезает память прошлого, а ведь традиция всегда была формой памяти. В экономической жизни происходит мощный индустриальный подъем, сопровождающийся урбанизацией, в политической - национально-освободительные революции, которые сопровождаются выходом на арену истории новых народов. Происходит дальнейшая секуляризация и обмирщение общества. Пространство религиозной традиции сужается. Снижается влияние религии на нравственную жизнь общества. Старый мир исчезает, уходит в прошлое. На смену человеку традиционного общества приходит человек современного общества. Внутренний мир человека в эту эпоху слома и трансформаций становится психологически неустойчивым, его терзает чувство тревожности перед будущим. А традиция как раз и служит обществу и человеку защитой от любых психологических проблем.

Сегодня мир вступил в эпоху глобализации. Не только общественная сфера, но и обыденная жизнь избавляется от традиций. Жизнь обычного человека и в нашей стране, и в западном мире отдаляется от природы. Нетронутости, сохранности природы уже нет. В мире не осталось природных зон, свободных от деятельности человека. Насилие над природой стало нормой. Эпоха глобализации совпадает с эпохой распада традиций, хотя обществу и человеку традиции необходимы. Общество легче переносит кризисные периоды, если в нем крепка традиция. Правовая деятельность лучше осуществляется в государстве, в котором незыблемы традиции. Если в стране происходят революционные преобразования и рушатся традиции, население испытывает психологическую травму. Традиционное общество не любит новаций, перемен и самим фактом существования традиций от них избавлено.

Важной характеристикой идентичности является социальность. Личностная идентичность не изначальна. Она формируется в процессе межличностных, социальных отношений. Человек, индивид видит себя глазами другого.

Я. Ассман пишет, что идентичность проявляется как результат осознания, рефлексии над прежде неосознанными представлениями о себе. Такое проявление идентичности относится как к индивидуальной, так и к коллективной жизни [1, с. 140]. По З. Бауману, проблема идентичности возникает тогда, когда мир открывается по-другому и ломается механизм обычного хода вещей. Непредсказуемость этих превращений приводит к определенным последствиям. «Как бы то ни было, человеческая природа, некогда считавшаяся прочным и неизменным результатом божественного творения, была брошена вместе со всеми прочими божественными творениями в плавильный тигель. Ничто уже не рассматривалось и не могло рассматриваться как данность. Напротив, каждая сторона жизни стала задачей, причем такой, которая не оставляла человеку иного выбора, кроме как взяться за ее решение, прилагая для этого все свои способности. "Предначертанность" сменилась "житейскими планами", судьба - призванием, "природа человека", в каковой он был рожден, - "идентичностью", за которой необходимо следить и которую нужно поддерживать в соответствующей форме» [2, с. 179].

Одно из научных направлений в гуманитарном знании связывает исследование загадки идентичности с изменением роли традиции в современном обществе. Если З. Бауман замечает, что идентичность какпро-блема проявляется тогда, когда мир открывается по-новому и нарушается привычный ход вещей, то Э. Гидденс взаимоотношение традиции и идентичности связывает с жизнью современного человека в ситуации его независимости, открытости исвободы. Человеку, не связанному с обществом, в котором сильна традиция, приходится принимать самостоятельные решения. Большая свобода провоцирует появление новых проблем - проблем «зависимости» - зависимости от событий повседневности. Это алкоголь, наркомания, секс, еда, болезненное увлечение компьютерными играми. Э. Гидденс объясняет такую зависимость как «замороженную» самостоятельность. Если в обществе традиции прошлое определяет настоящее через приверженность коллективным убеждениям и ощущениям, то человек в современном обществе, попавший в зависимость, тоже раб прошлого. Он не в силах избавиться от тех привычек, которые он выбрал самостоятельно [3, с. 63].

В разрешении проблем зависимости человека от событий повседневности активно проявляет себя психоанализ. Психоаналитическая школа З. Фрейда, применяя методы психоанализа для лечения неврозов, по существу, занималась сохранением идентичности своего пациента, хотя термин «идентичность» почти не произносился. Сам З. Фрейд упомянул его только раз и использовал его традиционный смысл - как этническую идентичность. Психоаналитики наблюдали процесс возникновения неврозов, причину которых они видели в разрушении традиций. В психоанализе идентификация понимается как один из важных элементов_защиты [8, с. 140].

Э. Эриксон считал идентичность центральным качеством личности, в котором проявляется неразрывная связь человека с окружающим социальным миром. Психологическая и психоаналитическая теория Э. Эриксо-на рассматривает идентичность с точки зрения психосоциального подхода. Исследуя социальное становление личности, он выделяет ряд психосоциальных кризисов и определяет восемь ступеней изменения и трансформации идентичности: на каждой из них человек делает выбор между двумя противоположными фазами решения возрастных и ситуативных задач развития. Э. Эриксон считал, что «... формирование идентичности предполагает процесс одновременного отражения и наблюдения, <...> посредством которого индивид оценивает себя с точки зрения того, как другие, по его мнению, оценивают его в сравнении с собой и в рамках значимой для них типологии; в то же время он оценивает их суждение о нем с точки зрения того, как он воспринимает себя в сравнении с ними и с типами значимыми для него» [10, с. 32]. Здесь у Э. Эриксона тоже стоит проблема выбора. Это подтверждается деструктивной альтернативой идентичности с точки зрения психосоциального подхода, когда проявляется так называемая спутанная идентичность. Типичным проявлением этого разрушающего

психику явления, этой негативной идентичности является идентификация с криминальными сообществами. Утрата идентичности выражается в целом ряде негативных проявлений, например, ролевые конфликты и отчуждение, маргинализация и деперсонализация, аномия и многие другие нежелательные явления.

При формировании идентичности большую роль играет традиция и память, традиция как форма памяти. П. Хаттон отмечает и связывает всеобщий интерес к теме и проблемам памяти с явлением угасания коллективной памяти в результате «дробления традиций». Это открыло в современной культуре дорогу к пониманию альтернативных представлений о прошлом. Он считает, что теперь задача в поисках былого - помочь индивидам и коллективам (особенно маргинальным) в обретении ими собственной идентичности [9, с. 15].

Ритуалы, обряды и обычаи, которые манифестируют традицию, служат механизму идентификации общества. В архаических культурах большое значение придают порядку. Традиционный уклад повторяет и дублирует космический, мировой порядок. Этот механизм повторения и дублирования помогает сопротивляться хаосу и поддерживает социальный порядок с помощью ритуалов, обрядов, которые, в свою очередь, формируют социальную и культурную память [7, с. 82]. Я. Ассман считает, что идентичность есть дело знания, сознания и рефлексии. В бесписьменных обществах задачей обрядов, иначе говоря, «ритуальной коммуникации», является циркуляция и воспроизводство знания, обеспечивающего идентичность. По Я. Ассману, обряды существуют затем, чтобы работала идентификационная система группы. «Ритуальная коммуникация и идентичность тесно связана в единую систему. Обряды - это каналы, "жилы", в которых течет обеспечивающий идентичность смысл, инфраструктура идентификационной системы. Социальная идентичность обеспечивается возвышенной, приподнятой над повседневностью, ритуально организованной коммуникацией. В бесписьменных обществах, а также в таких, которые, подобно Древнему Египту, основывались, несмотря на употребление письма, на "обрядовой когерентности", когерентность группы опирается на принцип ритуального повторения, причем как в плане синхронии, так и диахронии» [1, с. 143].

Процесс анализа взаимосвязи традиции и идентичности инициирует проблему уточнения - о какой, собственно, идентичности идет речь, индивидуальной или коллективной? Ученые пришли к выводу, что идентичность - сложный феномен и для правильных заключений необходимо уяснить структуру идентичности. Индивидуальная идентичность понимается как представление своих неповторимых черт в сознании индивида, отличающееся своей уникальностью и незаменимостью. Личная идентичность понимается как воплощение тех ролей, признаков и характеристик, которые приобретает отдельный человек. Индивидуальная идентичность основывается на автобиографии, личная идентичность - это социальная характеристика индивида. Оба аспекта идентичности - и индивидуальная, и личная - социально обусловлены и культурно детерминированы. Оба аспекта идентичности возникают в сознании, которое формируется и специфически определяется языком, представлениями, ценностями и нормами данной культуры и эпохи. Тем самым общество предстает не как противостоящая индивиду величина, а как составляющая его самости [Там же, с. 141]. В контексте социальности идентичность формулируется как результат осознания, то есть рефлексии над прежде неосознанными представлениями о себе. Это определение подходит для индивидуальной и также коллективной жизни. Если говорить о социальной идентичности в современном обществе, то в социально-гуманитарных исследованиях социальная идентичность трактуется как самоопределение, принадлежность индивидуума к определенной группе (нации, социальному классу, этносу, полу и т.д.) [6, с. 239]. Идентификация может быть не только индивидуальной. Она может быть коллективной и может служить эмоциональной связью в группе, обществе, нации. В молодежной среде она, например, наблюдается между человеком и его кумиром. Аналогичная идентификация возможна и в политических партиях, социальных движениях, национальных объединениях. В традиционном обществе самоидентификация поддерживается за счет стабильности общества и опорой на обычаи и традиции. С разрушением традиционной основы общества ощущение себя как уникальной личности у человека пропадает. Он должен сам активно заботиться о своем благополучии и, ни на кого не полагаясь, создавать и воссоздавать свою идентичность.

Исследователи выделяют и такую важную форму идентичности, как персональную идентичность [4]. Кризис персональной идентичности понимается как перманентный кризис современного человека. В. Куренной связывает проблему персональной идентичности с разрушением традиционного общества и структурными особенностями современного общества. По В. Куренному, проблема персональной идентичности проявляется в неких базовых стратегиях. При биографической человек определяет себя, исходя из своего прошлого. При его конструировании человек использует Интернет, блоги, социальные сети, дневники, психоанализ и другие способы фиксации своей биографии, сохранения памяти о себе и своей жизни. Другая, «партиципативная», форма - это причастность, отнесение себя, принадлежность к какой-либо группе (ген-дерной, возрастной, профессиональной). Партиципация существует в двух видах - функциональном и сег-ментивном. Функциональная связана с процессом дифференциации по признаку разделения труда (врач, преподаватель, журналист). Специфика ее состоит в том, что если вы врач, то вы имеете дело с пациентом, если преподаватель, то со студентом, и вы общаетесь с представителем не своей группы, а другой, противоположной. Сегментивная - это когда вы среди «своих». «Своих» по принадлежности к религии, нации, государству, классу. Сложность этой типологии идентичности состоит в том, что, во-первых, она никогда не бывает в чистом виде; во-вторых, ни одна из перечисленных форм человека не удовлетворяет. Он всегда чувствует, что он сложнее и богаче той формы, к которой его могут отнести [Там же]. Это явление хорошо коррелирует с проблемой отчуждения, которую описал К. Маркс. Также интересен тот факт, что сегментив-ная идентичность, когда человек причисляет себя к определенной религии, нации и государству, объясняет такие возрастающие тенденции, как национализм и вновь вспыхнувший интерес к религии.

Человек, потерявший связь с традицией, попадает в сложную ситуацию. Освободившись от ограничений прошлого, ему приходится самостоятельно принимать решения. У человека появляются проблемы зависимости от событий повседневной жизни. Разрывы в традиции, связанные с разрушением традиционной основы общества, приводят к тому, что ощущение себя как личности у человека пропадает, он должен заботиться о себе, сохранять и воссоздавать свою идентичность.

Список литературы

1. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 390 с.

3. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004. 120 с.

4. Куренной В. Персональная идентичность [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/faq/10442 (дата обращения: 10.09.2013).

5. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. № 2. С. 43-53.

6. Николаев В. Г. Идентичность // Культурология. ХХ век: энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред., сост. и автор проекта С. Я. Левит. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. Т. 1. С. 238-239.

7. Романовская Е. В., Фоменко Н. Л. Идентичность и коммеморация // Власть. 2015. № 7. С. 81-84.

8. Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1979. С. 134-148.

9. Хаттон П. История как искусство памяти. СПб.: Владимир Даль, 2003. 423 с.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 2006. 352 с.

IDENTITY AND TRADITION

Romanovskaya Evgeniya Vasil'evna, Doctor in Philosophy, Associate Professor Saratov State University evromanovskaya@mail. ru

Recently there has been great outburst of interest to such phenomenon as identity. We have addressed the problem of identity transformation, which manifests itself in the epoch of breaking traditions. One of scientific directions in knowledge pertaining to the humanities connects the study of the identity problem with change of the tradition role in the modern society. Analysis of the process of relationship of tradition and identity in the post-traditional world is in the focus of this work.

Key words and phrases: tradition; identity; social identity; negative identity; memory.

УДК 94(571.1)+39(=161.1) Исторические науки и археология

В статье рассмотрены особенности повседневных и адаптационных практик социальных групп сельского общества - колхозников и рабочих совхозов - в годы войны в контексте государственной социальной политики. Для этого сравниваются формы и размеры оплаты труда, личное подсобное хозяйство, характерные черты социально-правового статуса. Автор приходит к выводу, что в годы войны возможности колхозного крестьянства и рабочих совхозов различались. Главную роль в системе жизнеобеспечения для данных групп стала играть семейная экономика.

Ключевые слова и фразы: культура жизнеобеспечения; сельское русское население; Великая Отечественная война; социалистическая модернизация; колхозное крестьянство; рабочие совхозов; юг Западной Сибири.

Рыков Алексей Викторович

Алтайский государственный педагогический университет avrykov@bk.ru

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: НА ПРИМЕРЕ КОЛХОЗНОГО КРЕСТЬЯНСТВА И РАБОЧИХ СОВХОЗОВ ЮГА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-31-01019 а1 «Культура жизнеобеспечения сельского русского населения юга Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны: традиции и новации» (рук. - д.и.н. Т. К. Щеглова).

В СССР в 1930-е гг. происходил активный процесс социалистической модернизации. Одним из объектов данного процесса стала социальная структура советского общества. В частности, это касалось и структуры сельского населения. В определенной степени одним из ее последствий стало ухудшение материального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.