Идентичность и психологическое благополучие как предикторы развития ролевого конфликта женщин
Ключник Юлия Сергеевна,
студент, Департамент психологии и образования, Школа искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена комплексному исследованию феномена межролевого конфликта работающих женщин в контексте рассмотрения структурно-содержательных особенностей предопределяющих причин его возникновения. Выборку составили 77 женщин в возрасте от 23 до 60 лет, занятых в различных сферах деятельности. Основное внимание уделено эмпирическому анализу следующих критериев: уровень межролевого конфликта (высокий - средний-низкий); гендерная идентичность (маскулинность-андрогиния-фемининность); профессиональная идентичность (преждевременная-диффузная-мораторий-достигнутая-псевдопозитивная); психологическое благополучие (положительные отношения, автономия, управление окружением, личностный рост, цели в жизни, самопринятие). Наряду с этим, учтены также и демографические характеристики испытуемых: семейное положение, количество детей, стаж рабочей деятельности. При помощи факторного анализа выделено 4 компонента, отвечающие за формирование ролевого конфликта - осмысленность и наполненность жизни, профессиональная компетентность, семейная реализация, самостоятельность.
Ключевые слова: ролевой конфликт, гендерная идентичность, профессиональная идентичность, психологическое благополучие, женщины.
Введение
В России женщины составляют значительную часть экономический активного населения. Однако при этом зачастую женщины также в большей степени вовлечены в семейные обязанности. Совмещение работы и семьи, как основная причина ролевого напряжения, - действительность, которую нельзя игнорировать или разрешать исключительно социально-экономическим способом [3]. В соответствии со множеством исследований, человек проводит на рабочем месте ~ 90000 часов в течение всей жизни [1]. Однако, семейная область требует не меньше, а порой в разы больше уделенного времени. В ситуации несогласованного совмещения ролей возникает ролевая перегрузка, напряжение и конфликт. Тем самым, индивид сталкивается с противоречащим множеством требований: рабочая сфера (сотрудник) - встречает порицания, а не поощрения, семейная сфера (супруг/родитель) - не находит должного отклика и поддержки, в то время как личностная сфера оказывается нереализуемой из-за множественного выполнения функций в иных областях [6].
Зачастую авторы связывают возникновение РК с рядом факторов: предъявление несовместимых извне экспектаций относительно ролевого поведения личности (Ерина С.И.) [5]; неудовлетворённость семейными отношениями и профессиональными достижениями (Лекторская Е.В., Алешина Ю. Е) [7], противоречия между преподносимыми требованиями и возможностями индивида (Гришина Н.В.) [4]; одобрение/неодобрение исполняемой ролью со стороны окружающих (Андреева Г.М) [2].
Таким образом, необходимо более детальное изучение структуры индивидуально-субъективных черт личности и общественных конструктов, опосредующих взаимодействие между социумом и индивидом при исполнении последним предписанных ему правил. Что в дальнейшем даст возможность женщине при решении своих проблем опираться на собственные ресурсы, а не зависеть от других, быть активным субъектом своей деятельности
сз о
о Л о
о сз о в
Материалы и методы
Выборку составили 77 работающих женщин в возрасте от 23 до 60 лет (средний возраст - 39,961) -этап «средней взрослости». Учтены следующие демографические характеристики:
1. Семейное положение (69% - замужем, 13% - разведены, 11% - не замужем, 6% - иная категория);
2. Количество детей (5% - 0, 36% - 1, 46% - 2,
13% - 3 и более).
Используемый психодиагностический инструментарий: полоролевой опросник С. Бем; questionnaire «Work-family conflict» (H. Divna, F.A. Morawska, A. Sanders, R. Matthew, F. Renee); методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Шнейдер Л.Б.; шкала психологического благополучия Рифф К. (адаптация Т.Д. Шеве-ленковой, П.П. Фесенко).
Результаты
В ходе проведённого исследования нами были выявлены различные уровни выраженности межролевого конфликта работающих женщин, их гендерной и профессиональной идентичностей, а также получен общий показатель психологического благополучия с включением шкал оценок.
Прежде всего, нельзя не отметить распространенность поднятой нами проблемы. В частности, больше трети испытуемых (39%) имеют средний уровень ролевого конфликта при совмещении нескольких видов деятельности. В то время как 15% от общей выборки обладают высоким уровнем и сообщают о наличии затруднений, возникающих при соблюдении баланса между деловой и личной жизнью. Показатель низкого уровня ролевого конфликта, составляющий чуть менее половины опрошенных - 46%, дает основание говорить о конгруэнтности семьи и самореализации работающих женщин. Приведенные ниже диаграммы позволят наиболее наглядно представить результаты и ознакомиться с конфликтующими средами личности - будь то рабочая, семейная или сфера самореализации (рис. 1).
1. Моя работа не позволяет проводить мне достаточно времени с семьей;
Рис. 1. Утверждение методики «Work and family conflict»
Во-первых, высказывание «Моя работа не позволяет проводить мне достаточно времени с семьей» встретило максимально возможный отклик среди опрошенных - выражения равнодушия «ни согласен, ни не согласен» - высказано не было. При этом процент, в той или иной мере согласившихся респонденток, составил 66,6% (2/3 опрошенных) - все это дает основание полагать, е что рабочие обязанности действительно занима-s ют большую часть дня, санкцинизируя шансы вза-S имодействия с членами семьи в силу ряда причин: ° график, формат занятости (удаленно, совмеще-Ц ние) и пр. (рис. 2).
2. В конце дня у меня не остается времени делать то, чем я хотела бы заняться дома
(например, досуг и увлечения);
87&пЬзр;ответов
Рис. 2. Утверждение методики «Work and family conflict»
Во-вторых, аналогичным образом представлено и следующее высказывание: «В конце дня у меня не остается времени делать то, чем я хотела бы заняться дома (например, досуг и увлечения)». Лишь 36,7% опрошенных выразили свое несогласие по данному вопросу, в то время как больше половины работающих женщин, а именно - 62,1% сообщают о наличии затронутой проблемы. Смеем судить, что на формирование данного явления оказывают влияние следующие факторы:
1. Объем работы (высокая информационная нагрузка, давление времени);
2. Множественная занятость, выражающаяся в выполнении ежедневных рутинных забот (ведение быта, исполнение должностных инструкций);
3. Статус одного из/основного кормильца;
4. Эмоциональные затраты (истощение, выгорание).
Обратим внимание, что влияние работы на семью менее выражено, но тем не менее подлежит тщательному рассмотрению (табл. 1).
Таблица 1. Показатели опросника «Work-family conflict»
Высказывание Количество согласившихся Кол-во не согласившихся
Если бы у меня не было семьи - я был бы лучшим работником 20 чел. (26%) 53 чел. (69%)
Работа часто делает меня вспыльчивым и раздражительным дома 35 чел. (45%) 41 чел. (53%)
Моя работа негативно влияет на мою жизнь 28 чел. (36%) 46 чел. (60%)
Как было сказано ранее - негативно-аффективное подкрепление играет важную роль в формировании ролевого конфликта, так как голоса опрошенных воедино разделились на диаметрально противоположные полюса с небольшим преобладанием отрицательного из них (2% остались нейтральны в этом вопросе). Работу как наличие деструктивного факта рассматривают больше трети опрошенных. Равно как четверть женщин - переживание сожаления об упущенных карьерных высотах - 26%.
В результате исследования психологического пола по методике «Bem Sex Role Inventory», именуемой как «Полоролевой опросник» был выявлен преобладающий андрогинный тип (63 испытуемых), что составляет 81% от общей выборки.
Относительно показателей «крайних» величин, которые воспринимаются не как противоположные полюса одномерного континуума, а скорее независимые конструкты - в них имеет место неравномерное распределение данных. В частности, маскулинность представлена лишь одной ре-спонденткой и составляет 1% всего числа опрошенных. В то время как феномен фемининности отметил большую встречаемость - 14 опрошенных, сформировав буквально одну пятую от всей совокупности (18%). Данные результаты полностью сотвтествуют условию, при котором гендер-ная типизированность как правило, не превышает 20% встречаемости в выборках. Следовательно, для данной выборки чаще предпочтительна андрогиния - сочетание в поведении маскулинности и фемининности, обеспечивающее испытуемым большие возможности социальной адаптации, то есть являющееся для них наиболее удобной и приемлемой «формой образа действий». Так же нельзя не отметить наличие большого количества универсальных характеристик, присущих респон-денткам, таких как: трудолюбие, честность, организованность, справедливость. Которые, как следствие, трансформируют дихотомию «мужественности» и «женственности».
В свою очередь, в методике профессиональной идентичности репрезентативно представлены 5 статусов принадлежности к определенному сообществу (рис. 3).
Профессиональная идентичность
19
| I
Преждевременная Дифузная идентичность идентичность
Достигнутая Псевдопозитивная поитивная идентичность
идентичность
Рис. 3. Распределение выборки по типам профессиональной идентичности по методике «МИПИ» Шнейдер Л.Б.
Исходя из данных, полученных по МИПИ, отметим наименьшую распространенность (3,8%) категории «преждевременная идентичность», характерными чертами которой являются: не пережитый кризис идентичности, неудовлетворенность избранной специализацией. Как правило, возникает в тех случаях, когда субъект не в полной мере определяет стратегии независимых жизненных выборов, скорее, выступает вариантом навязанной идентичности, формируемым по механизму подражания более значимым личностям. Однако несмотря на то, что профессиональная идентичность в целом должна сформироваться к 30-35 годам, женщины в рассматриваемой группе находились в возрастном диапазоне 46-53 лет. Данный феномен скорее всего является исключением
из правил, нежели статистической закономерностью.
Диффузная идентичность, подразумевающая отсутствие сформированных профессиональных ценностей, целей и убеждений встречена у 7,8%. Зачастую, данная категория наблюдается у студентов и молодых специалистов, что можем отметить и в нашей выборке. Как правило связана с поиском, неполной выработкой идеологии, четких принципов и взглядов, а также нехваткой четко выраженных амбиций касаемо рабочей сферы.
Четверть опрошенных (25,9%) обладает статусом, названным «мораторий», при котором человек находится в состоянии кризиса идентичности и активно пытается разрешить его, пробуя различные варианты. Несмотря на то, что данный тип (как и два предыдущих) в большинстве своем присущ периоду ранней юности, наша выборка не встретила подобных совпадений. В частности, многие работающие женщины находятся в возрастном диапазоне (М = 43,6; а = 10,9). При этом у большинства испытуемых данной группы рабочий стаж составляет от 15 до 35 лет, а наибольшую распространенность приобретают сферы образования/ преподавания и медицины.
Во-первых, в сферах типа «человек-человек» подвергает женщин большему выгоранию, вызывая кризис идентичности, а следовательно - желание сменить область специализации. При этом, важно учитывать и стаж, который принимает значения, равные двум-трем и более десятилетиям (табл. 2). Во-вторых, нетипичная полоролевая область (выступающая традиционно мужской) профессиональной деятельности (правоохранительная, МВД и т.д.) отличается авторитарностью начальства, строгостью, неукоснительностью следования приказам, а также ранним выходом на пенсию. В частности, последний фактор (при его исполнении) может подрывать уверенность в завтрашнем дне, вызывая переживания по поводу прерывания привычной рабочей деятельности. В-третьих, настолько высокий процент может быть сопряжен с личностными кризисами - переживание «середины жизни», выражающееся в конфликте противоречий между чувством стабильности и сомнением в реализации предназначения и собственного потенциала.
Таблица 2. Показатели сферы деятельности и стажа работающих женщин в статусе «Мораторий»
Стаж Сфера деятельности Стаж Сфера деятельности
18 лет МВД 19 лет Педагогическая
30 лет Госслужба 16 лет Медицина
15 лет ИП 20 лет Медицина
22 лет Преподаватель 26 лет Преподаватель
35 лет Образование 17 лет Мясная промышленность
40 лет Правоохранительная 25 лет Энергетика
сз о
о Л о
о сз о в
35
33
25
15
6
3
Несмотря на убеждения о том, что «достигнутая» профессиональная идентичность должна наличествовать у большинства испытуемых выборки, полученные нами результаты утверждают обратное. Лишь 19,4% обладают данным типом. Чувство осмысленности и направленности жизни, складывающееся из: совокупности существенных ценностей, комплекса целей, идей и убеждений, возникающих внутри личности. Критериями выступают: самоотношение со знаком «+» (при оценке субъективных характеристик и при общении с социумом); определенность жизненной ситуации; урегулированный механизм обособления; повышенная рефлексия вкупе с уверенностью в себе при высокой внутренней напряженности.
Одним из главных открытий можем по праву считать процент «псевдопозитивной» идентичности респонденток, равный 44,5%. С одной стороны, данная категория может соотноситься с непринятием, отвержением собственной уникальности. Либо же, с другой стороны, рассматриваться как нарочитое подчеркивание своей самобытности. При этом возможны проявления ригидности Я-кон-цепции, болезненность восприятия критики в свой адрес, низкая рефлексия. В некоторых вариантах псевдоидентичность допускается интерпретировать как гиперидентичность в силу всеобъемлющей интернализации статусом, ролью, занятостью, иным объектом или субъектом, при высоко положительном оценивании имеющихся качеств, стремлении добиться желаемого любыми способами.
Необходимо добавить сравнение результатов как по общему уровню выраженности психологического благополучия, так и по шкалам. Практически половина (48%) работающих женщин обладают средним уровнем психологического благополучия. Помимо этого, свыше трети опрошенных (35%) отличаются высоким уровнем, выражающимся в переживании счастья и удовлетворенности от экзистенциальной наполненности жизни. Лишь 17% имеют низкий уровень, проявляющийся в фрустрированности личности с присущей ей дезорганизацией гармонии внутреннего мира с окружающей средой, а также нарушением равновесия между отдельными компонентами личностного «я».
Наиболее подробному анализу подлежат шкалы данной методики, приведенному ниже (табл. 3).
В соответствии с таблицей нормативных значений, свойственных данной методике, можем отметить, что абсолютное число всех опрошенных находятся в «зоне нормальности».
Однако, стоит обозначить различия выраженности шкал в сравнении двух групп работающих женщин. Подчеркнем, что средний возраст работающих женщин, участвовавших в исследова-е нии, составляет ~ 40 лет, поэтому больший акцент е в интерпретации сделан на данной категории. Су-£ щественно то, что показатели по первой триаде еЗ критериев: «положительные отношения», «авто-ав номия» и «управление средой» возрастают в те-
чение жизни. Здесь наиболее заметна становится разница в переносе фокуса с внутренней направленности на внешнюю - обширность социальных взаимодействий, которыми «обрастает» человек в течение жизни; возможность избрания осознанной обособленности без ущемления качества коммуникации. Обратным образом обстоит ситуация у возрастной группы 20-35 лет - начальные значения по шкале «положительные отношения» установлены в границе 47,1, в то время как, следуя нормативным значениям, должны находиться на уровне 56,72.
Таблица 3. Показатели средних значений и стандартного отклонения для двух групп женщин по методике психологического благополучия
Женщины (20-35 лет) Женщины 35-55 лет)
Шкала M ст M ст
Положительные отношения 56 8,9 60,73 9,97
Автономия 57,3 7,11 59,77 7,41
Управление средой 58,2 6,74 60,56 7,14
Личностный рост 63,4 5,56 61,52 8,73
Цели в жизни 64,6 7,93 63,8 7,02
Самопринятие 60,1 7,51 59,52 8,31
Психологическое благополучие 358,6 32,6 365,93 35,37
Наряду с этим, необходимо подчеркнуть, что в соответствии с табличными данными лишь одна шкала «управление средой» должна иметь тенденцию к повышению с возрастом (M = 58, о = 7,35) - для первой возрастной группы, (M = 59, о = 8,32) - для второй, что наблюдается и в нашей выборке и связано с проживанием опыта, способностью создания должных обстоятельств и условий, приобретением навыка координирования окружением и контроле внешней деятельности.
Среди количественного увеличения первой половины шкал психологического благополучия, заметно и угасание триады «личностный рост», «цели в жизни», «самопринятие», что является закономерным и переживается личностью (в той или иной степени) как ощущение неполной реализо-ванности запланированного: перераспределение перспектив, определяющих векторы жизни; неспособность изменчивости привычного поведения.
Ввиду большого наличия переменных, было принято решение о проведении факторного анализа с применением программы SPSS Statistics. Согласно критерию адекватности выборки Кайзера-Мейера-Олкина (КМО), свойственному нашей выборке и равному 0,682, можем сделать вывод о приемлемой адекватности использования данного метода в исследовании. При этом уро-
вень значимости (0,000) удовлетворяет р < 0,05 и подчеркивает достоверную применимость факторного анализа. Выделение значимых факторов проводилось с использованием метода главных компонент. Согласно графику «каменистой осыпи» и проценту объясненной совокупной дисперсии (69,173%) было принято решение остановиться на факторах в количестве четырех. В дальнейшем, с целью минимизации факторов, объясняющих переменных (сгенерирования объяснимой матрицы нагрузок), производился факторный анализом по алгоритму ортогонального метода вращения варимакс.
Для наглядности интерпретации факторы, в количестве четырех, приняли названия (табл. 4):
1. Осмысленность и наполненность жизни;
2. Профессиональная компетентность;
3. Семейная реализация;
4. Самостоятельность.
Таблица 4. Сводная таблица значимых показателей матрицы факторов
Фактор Уровень объясненной дисперсии
Осмысленность и наполненность жизни
Управление средой 0,827
Цели в жизни 0,809
Ролевой конфликт -0,794
Самопринятие 0,763
Личностный рост 0,674
Положительные отношения 0,633
Профессиональная компетентность
Стаж 0,925
Возраст 0,919
Сфера деятельности 0,731
Семейная реализация/материальное обеспечение
Профессиональная идентичность 0,71
Количество детей 0,546
Семейное положение 0,498
Личностный рост -0,44
Самостоятельность
Гендерная идентичность -0,863
Автономия 0,537
Ролевой конфликт -0,412
Так как в данной работе рассматривается ролевой конфликт в контексте гендерной и профессиональной идентичностей, то в нижеприведенных факторах можем отметить наличие каждого из рассматриваемых аспектов. Кроме этого, нами вынесены лишь значительные показатели (> 0,5) без учета минимальных полученных значений.
В частности, первый из них был назван «осмысленность и наполненность жизни» из-за сочетания наибольшего количества шкал психологи-
ческого благополучия, выражающих актуальную степень удовлетворенности жизнью. Иными словами, для предупреждения возникновения ролевого конфликта у личности должны быть, в первую очередь, налажены сферы «управление средой» и «цели в жизни», получившие наибольшие коэффициенты - 0,827 и 0,809 соответственно. То есть, при успешном администрировании обстоятельствами, к которым индивид прикладывает усилия, удовлетворяются личные потребности и достигаются поставленные цели. Что, в свою очередь, не мыслится без доверительных межличностных взаимодействий с включением чувства привязанности, взаимовыручки и сопереживания - подтверждено критерием «положительные отношения» (0,633). Касаемо «осмысленности» жизни -аспекта внутреннего мира человека - шкалы «самопринятие» (0,763) и «личностный рост» (0,674) выражают ощущение непрерывного субъективного развития вкупе с осознанием имеющихся сильных сторон и недостатков без оглядки на неудачи прошлого, а лишь с позитивным восприятием будущего.
Во второй фактор, обозначенный нами как «профессиональная компетентность», входят взаимосвязанные показатели стажа, возраста и сферы деятельности. При этом стаж является предопределяющим (0,925) и обнаруживает взаимосвязь с возникновением РК. Иными словами, чем больше выработка женщины - тем больше шанс возникновения рассогласования. При этом, при увеличении возрастного диапазона возрастает и множественность сфер деятельности личности (0,919 и 0,731 соответственно). А профессиональная идентичность, при ее минимальных значениях, оказывает наибольшее отрицательное влияние на рабочую область личности.
В частности, в третьем аспекте, занимающем промежуточное положение, превалирующей выступает профессиональная деятельность (0,71). Женщина, являясь квалифицированным специалистом в избранной сфере деятельности, пытается обеспечить своей семье должное существование и создать комфортные условия для жизнедеятельности (наравне с супругом или единолично). Подкрепляется данное предположение связью с «семейным положением» (0,498) и «количеством детей» (0,546). С одной стороны, женщина может затрудняться в выборе между двумя важнейшими сферами, вследствие чего, концентрируя внимание и прикладывая силы лишь к обретению стабильного заработка, происходит истощение внутренних ресурсов, потенциально предназначенных для большего карьерного становления и личностного роста (-0,44). При этом, возможно и наличие явления, названного в литературе как «конфликт боязни успеха» - феномен, при котором женщины склонны избегать покорения профессионально-достигаемых высот в силу боязни утерять женственность.
В свою очередь, на четвертый фактор, носящий название «Самостоятельность» влияют пока-
сэ о
о Л о
о
сз
о в
в u
затели гендерной идентичности (-0,863), автономии (0,537) и ролевого конфликта (-0,412). Исходя из которых, по мнению автора, выявляется закономерность: чем ниже гендерная идентичность, тем больше у женщин наличествует преобладание черт автономии, выражающееся в собственной регуляции поведения вне зависимости от мнения окружающих, суверенном проживании стрессовых жизненных моментов, несении ответственности за принятое решение
При этом, необходимо подчеркнуть наличие такого критерия как «социальные взаимодействия», который находит отражение в каждом из обозначенных компонентов. Несмотря на факт отсутствия значительных взаимосвязей, отметим его наличие выраженностью шкалы «позитивные отношения» в каждом из факторов («профессиональная компетентность» - 0,219; «семейная реализация/материальное обеспечение» - 0,388; «самостоятельность» - 0,327).
Выводы
Таким образом, нарушение равновесия между исполняемыми ролями отметила половина испытуемых. Большинству из них присуща андрогиния, а также тип псевдопозитивной идентичности. Стаж и сфера деятельности обнаруживают прямую взаимосвязь с формированием ролевого конфликта (по причинам - нетипичная полоролевая деятельность, эмоциональное выгорание и пр.). Количество детей не встретило влияния ни на одну из рассматриваемых черт. Можем предположить, что для «идеального» соблюдения баланса личной и деловой сфер женщины, необходимо соблюдать процентное соотношение каждого из компонентов. Так, выявленные 4 фактора: осмысленность и наполненность жизни, профессиональная компетентность, семейная реализация, самостоятельность должны быть соразмерно равны и составлять по 25% каждый. При отклонении в большую или меньшую из сторон, может происходить нарушение привычного гомеостатического состояния и возникновение конфликта между ролями. При этом необходимо выделить аспект «социальные взаимодействия», но не в качестве самостоятельной единицы, а как характеристику, участвующую в каждом из вышеперечисленных разделов.
На основе полученных результатов, дальнейшему изучению подлежат стратегии по уменьшению ролевого напряжения работающих женщин.
Литература
1. Pryce-Jones J. (2010). Happiness at work: Maximizing your psychological capital for success. Wiley-Blackwell.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специаль-
ности «Психология» // Москва: Аспект Пресс, 2017. - 363 с.
3. Гаврилица О. А Ролевой конфликт работающей женщины / дис ... канд-та психол. наук: 19.00.05. - Москва, 1998. - 185 с.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
5. Ерина С.И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя: Учеб. пособие / С.И. Ерина; М-во образования Рос. Федерации. Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. -Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2000. - 107.
6. Кошелева Ю.П. Теоретические подходы к ролевому поведению и межролевой конфликт / Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. Вып. 1 (790). - 2018. - С. 132-152.
7. Кулагина Н. В. - Внутриличностный гендерный конфликт профессиональной роли у работающих мужчин и женщин: состояние проблемы и некоторые пути её решения // Психолог. -2013. - № 2. - С. 138-228.
IDENTITY AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AS PREDICTORS OF THE DEVELOPMENT OF WOMEN>S ROLE CONFLICT
Kluchnik Ju.S.
Far East Federal University
The article is devoted to a comprehensive study of the phenomenon of inter-role conflict in working women in the context of considering the structural and content features of the predetermining causes of its occurrence. The sample consisted of 77 women aged 23 to 60, employed in various fields of activity. The main attention is paid to the empirical analysis of the following criteria: the level of inter-role conflict (high - medium-low); gender identity (masculinity-androgyny-femininity); professional identity (premature-diffuse-moratorium-achieved-pseudo-positive); psychological well-being (positive relationships, autonomy, environmental management, personal growth, goals in life, self-acceptance). Along with this, the demographic characteristics of the subjects were also taken into account: marital status, number of children, work experience. Using factor analysis, 4 components were identified that are responsible for the formation of role conflict - meaningfulness and fullness of life, professional competence, family realization, independence.
Keywords: role conflict, gender identity, professional identity, psychological well-being, women.
References
1. Andreeva G.M. Social Psychology: Textbook for Students of Higher Education Studying in Psychology // Moscow: Aspect Press, 2017. - 363 p.
2. Erina S.I. Role Conflict and its Diagnosis in Manager's Activity: Textbook / S.I. Erina; Ministry of Education of the Russian Federation. Federation. Yaroslavl State University. P.G. Demidov. -Yaroslavl: Yaroslavl State University. 2000. - 107 p.
3. Gavrilitsa O. A Role Conflict of a Working Woman / Ph. Candidate of Psychological Sciences: 19.00.05. - Moscow, 1998. -185 p.
4. Grishina N.V. Psychology of Conflict. Saint-Petersburg: Peter, 2008. - 544 p.
5. Kosheleva Y.P. Theoretical approaches to role behavior and inter-role conflict / Vestnik MGLU. Education and Pedagogical Sciences. Issue. 1 (790). - 2018. - P. 132-152.
6. Kulagina N. V. - Intrapersonal gender conflict of professional role in working men and women: state of the problem and some ways to solve it // Psychologist. - 2013. - № 2. - P. 138-228.
7. Pryce-Jones J. (2010). Happiness at work: Maximizing your psychological capital for success. Wiley-Blackwell.