МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО
А. Н. Блинова, Е. А. Шлегель
ИДЕНТИЧНОСТЬ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙ: ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НЕМЦЕВ ОМСКОГО РЕГИОНА*
АННОТАЦИЯ. Сложный характер этнической идентичности немцев, проживающих в России, формируется под воздействием различных факторов. В современных условиях влияние на формирование представлений о культуре своего народа оказывают различные культурные учреждения, прежде всего музеи. Историко-краеведческие музеи в городах и сельские музеи в местах компактного проживания российских немцев благодаря своим уникальным коллекциям предметов материальной и духовной культуры транслируют этнические особенности народа и его историю. Существенную помощь в реализации деятельности музеев с немецкими коллекциями оказывают общественные организации российских немцев. Рассматриваются пути формирования и становление музейных коллекций по культуре и истории российских немцев, представленных в историко-краеведческих музеях Омской области и г. Омска, описываются наиболее значимые экспонаты немецкой народной культуры, которые являются источниками информации о народе. Оценивается вклад городских и сельских музеев в изучение культуры немцев России и в формирование этнической идентичности представителей этноса.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: российские немцы, этническая идентичность, музеи Омской области, исто-рико-краеведческие музеи, музейные коллекции, Международный союз немецкой культуры
УДК 069.5:39
DOI 10.31250/2618-8619-2020-2(8)-07-18
БЛИНОВА АННА НИКОЛАЕВ НА — к.и.н., научный сотрудник, Омская лаборатория археологии, этнографии и музееведения, Институт археологии и этнографии СО РАН (Россия, Омск) E-mail: [email protected]
ШЛЕГЕЛЬ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА — помощник проректора по учебной работе, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Россия, Омск) E-mail: [email protected]
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-00177 «Этническая идентичность на постсоветском пространстве (на примере немцев России, Украины и Казахстана)».
Под влиянием внешних факторов этническая культура вырабатывает новые способы трансляции, функционирования и формы выражения. Одной из таких форм стала деятельность музеев. Вопросы роли этнографических музеев в формировании идентичности поднимались в работах Б. Андерсона (2001), М. Эймса (Ames 1986), А. Блох (Bloch 2000), И. Карпа и Ст. Лэвайна (Museums and communities 1992), А. К. Байбурина (2004), А. В. Головнёва (2019), В. А. Шнирельмана (2010) и др. Существование музеев в небольших населенных пунктах в сельской местности видится как отдельная научная проблема, которая позволяет рассмотреть различные по принадлежности и профилю музеи как самостоятельное явление, важное для формирования идентичности локального сообщества (Маслов 2017: 65), в том числе сообщества немцев Омского региона.
Омская область занимает второе место по численности немцев в России после Алтайского края. По последним данным, здесь зафиксировано 50 055 немцев (Национальный состав и владение языками 2010). Рассмотреть влияние музеев на сохранение этнической идентичности немцев региона представляется важнейшей задачей ввиду существования здесь мест компактного проживания немцев, а также наличия в каждом из таких населенных пунктов значительного числа музеев или музейных комнат с коллекциями по народной немецкой культуре.
Под влиянием глобализации, урбанизации, интернетизации и массовой культуры происходит нивелирование этнической специфики на бытовом уровне и в подсистеме жизнеобеспечения. Стремительно исчезает вещный мир этнической культуры, предметы традиционно-бытовой сферы либо пребывают в невостребованном состоянии в кладовых, шкафах или сундуках, либо переходят в разряд вторичных форм этнической культуры, выполняющих эстетическую функцию (Рындина 2010: 29).
Подобные тенденции наблюдаются и в духовной сфере. Изменяются условия существования традиционных обрядов и обычаев, которые во многом под влиянием трансформации стали наделяться другим символическим смыслом, по-другому происходит их трансляция. Раньше вся повседневная жизнь людей была пропитана традиционным укладом, и человек просто «врастал» в нее. В процессе семейной социализации ребенок впитывал и осваивал культурно значимую информацию, такую как родной язык, традиционные нормы поведения и этикета, принципы возрастной и половой иерархии, традиционные хозяйственные приемы, этническую специфику быта, традиционные обрядность и верования. Механизм сохранения традиций, носителями которых являлись все члены семьи, был заключен в постоянной передаче информации от поколения к поколению. Поведенческая форма включала в себя моменты примера, подражания младших старшим во всех делах и действиях, вербальную и словесную форму взаимодействия через совместную хозяйственную и обрядовую деятельность (Блинова, Чернова 2009: 167-210).
Современное общество радикальным образом отличается от общества традиционного. Сегодня ни семья, ни община уже не играют той роли, которую играли прежде. Традиционная культура российских немцев меняется еще более интенсивными темпами, что во многом объясняется и эмиграцией. После массового выезда российских немцев в Германию разрушилась компактность проживания, насыщенность этнокультурной среды. Информацию об обычаях, обрядах, традиционных праздниках теперь легче найти не в семье, расспрашивая старшее поколение, а в Интернете, книгах, журналах, музеях или общественных организациях (Смирнова 2013b: 18). Учитывая, что проблемы сохранения культурного наследия российских немцев музейными средствами не остались без внимания исследователей (см., например: Бармин 2010; Малова 1997; Киссер 2019; Смирнова 2009; 2013a; Флейман 1995; Черказьянова 1993; 2010; 2012; Язовская 2016), раскрытие роли общественных организаций и музеев в процессе сохранения, трансляции, презентации культуры и идентичности российских немцев представилось важным в рамках нашего исследования. Тем более что за последние годы авторы статьи приняли участие в этнографических экспедициях в места компактного проживания немцев Омской области, где был собран уникальный материал, ставший контентом для сайта виртуального музея российских немцев.
Этническая культура российских немцев не исчезает, а становится другой, и большую роль в сохранении культуры играет самоорганизация. Почти за 30 лет реализации проектной деятельности по изучению, сохранению и дигитализации культурного наследия российских немцев Ассоциация общественных объединений «Международный союз немецкой культуры» (МСНК) добилась высоких результатов.
Международным союзом немецкой культуры и Международной ассоциацией исследователей истории и культуры российских немцев (МАИИКРН) был реализован ряд успешных культурно-исторических проектов. Прежде всего стоит отметить созданный в 2012 г. исторический проект «Передвижная выставка "Немцы в российской истории"», посвященный 250-летию со дня приглашения немецких колонистов в Российскую империю Екатериной II. Модернизированная в 2016 г. выставка успела побывать в 34 городах страны. Экспозиция состоит из трех частей: «Немцы в российской истории», «Семья и быт российских немцев» и «Российские немцы в современной России». По каждому разделу представлены точные по размерам копии документов, карт, гравюр и фотографий, находящиеся на постоянном хранении в фондах музеев и архивах России и Германии. На информационном портале rusdeutsch.ru можно ознакомиться с онлайн-проектом выставки (Выставка «Немцы в российской истории»).
Еще одним значимым проектом МСНК является реестр немецких поселений. Чтобы оказать влияние на сохранение объектов культурного наследия, нужно было сначала зафиксировать поселения, которые сегодня сохраняют наследие российских немцев, отметить в них культурно-исторические объекты и разработать комплексную программу по их защите.
Имеющийся федеральный реестр объектов культурного наследия, куда включены, к примеру, здание лютеранской кирхи в г. Омске, усадьба К. Рейнеке в Саратове, был недостаточно полон для отражения богатейшего культурного наследия немцев России. Поэтому для составления расширенного реестра и более тщательного научного изучения мест компактного проживания было принято решение провести летом 2012 г. историко-культурные экспедиции. Всего было обследовано 55 населенных пунктов и выявлено 284 объекта культурного наследия (Смирнова 2013а: 127-128). Посещенные пункты с объектами, отвечающими критериям «самобытного традиционного этнического и музыкального наследия российских немцев», были внесены в реестр с присвоением каждому объекту своей учетной карточки. Подробнее ознакомиться с реестром поселений можно на портале rusdeutsch.ru (Реестр немецких поселений России).
Начиная с 2016 г. МСНК проводит культурно-исторические семинары для исследователей истории, этнографии, литературы и языка российских немцев. Семинары являются отличной площадкой для коммуникации по проблемным темам между опытными учеными и молодыми исследователями из России и Германии. Одним из результатов подобного семинара в 2017 г. в г. Галле (Германия) стала разработка концепции виртуального музея российских немцев.
Помимо названных федеральных проектов, на местах в центрах встреч российских немцев реализуются локальные культурно-исторические проекты. Так, в мае каждого года центры встреч присоединяются к всероссийской акции «Ночь музеев» и организовывают выставку предметов материальной культуры немцев России. Число посетителей выставок и желающих интерактивно познакомиться с разнообразными предметами быта, интерьера, рукоделия, традиционного хозяйства, одежды ежегодно возрастает, что свидетельствует о возросшем уровне этнического самосознания представителей немецкого этноса и заинтересованности российского общества в культуре другого народа.
Ввиду отсутствия специально разработанных комплексных программ по сохранению объектов культурного наследия российских немцев деятельность в этом направлении рассредоточена по отдельным аспектам. Хаотично формируются музейные коллекции, проведение этнографических экспедиций зависит ежегодно от неустойчивого характера их финансирования, ремонт памятников не представляется возможным из-за отсутствия специалистов и средств в муниципальном бюджете. Сохранением культурного и исторического наследия российских немцев занимаются
в основном сельские музеи, реальное положение которых в большинстве поселений трудно назвать удовлетворительным.
В связи с необходимостью отвечать на вызовы времени появилась возможность переноса элементов культурного наследия народа в виртуальное пространство. Члены МАИИКРН под руководством профессора Т. Б. Смирновой в течение последних трех лет занимались разработкой концепции и созданием сайта Виртуального музея российских немцев, который успешно был запущен в 2019 г. (Виртуальный музей российских немцев). На сайте собраны все действующие музеи, имеющие в своих коллекциях предметы немецкой культуры. Конечно же, сайт виртуального музея не был бы возможен без реально действующих музеев, которые сохраняют культуру и выполняют просветительскую функцию подрастающих членов этноса. Действующие музеи собирают и хранят те предметы, которые в последующем становятся источниками пополнения коллекций онлайн-музея, доступного уже широкой публике.
С 2017 г. в рамках подготовки проекта виртуального музея началось составление реестра музеев. Он включает более 170 музеев в шести странах мира. Это музеи разного уровня (федеральные, муниципальные, общественные, частные), их коллекции полностью или частично посвящены истории и культуре народа. Географически они расположены в регионах, исторически связанных с этнической историей российских немцев. Больше всего музеев находится в Алтайском крае и Омской области, кроме того, немецкая тематика представлена в музеях Кемеровской, Новосибирской, Оренбургской, Томской, Челябинской областей. В европейской части России музеи, имеющие «немецкие коллекции», сосредоточены в основном в Поволжье (Саратовская и Волгоградская области), Санкт-Петербурге и Москве. В странах бывшего Советского Союза «немецкая тема» присутствует в музеях Казахстана и Украины. В Германии существуют музей российских немцев в г. Детмольд, музей волынских немцев в Линстове и музей бессарабских немцев в Штутгарте. Кроме того, существуют два музея меннонитского наследия в Канаде и два музея культуры и истории немцев из России в США.
Большая часть музейных коллекций по истории и культуре российских немцев собрана в небольших муниципальных, а также в маленьких сельских и школьных музеях, не имеющих статуса и защиты. Для пополнения реестра музеев и сбора материалов для сайта ежегодно проводятся этнографические экспедиции в места компактного проживания российских немцев. В августе 2019 г. в рамках этнографической экспедиции под руководством А. Н. Блиновой было посещено 12 населенных пунктов Омской области. Результатами явились две созданные фотобазы предметов материальной и духовной культуры с их описанием, записи интервью с заведующими музеями и центрами немецкой культуры, а также с местными жителями (Шлегель 2019: 258). Еще одним итогом экспедиции стало дополнение реестра музеев.
Если взглянуть на карту музеев, которая представлена на сайте онлайн-музея, то наиболее заполненные области находятся на территории Западной Сибири, где проживает подавляющее большинство немцев, около 190 тыс. (Национальный состав и владение языками 2010). Крупнейшим собирателем уникальных предметов материальной и духовной культуры немцев Сибири является Омский государственный историко-краеведческий музей (ОГИКМ), который насчитывает более двух тысяч единиц хранения из немецкой коллекции. ОГИКМ начал целенаправленное комплектование коллекций по истории сибирских немцев в конце 1980-х годов в преддверии выставки «О времени, о судьбах, о себе», посвященной истории российских немцев. На тот период число немцев в Омской области достигало более 134 тыс. человек (Всесоюзная перепись населения 1989 года). Большое число немцев, а также снятие многих ограничений в темах исследований в этот период, сделало возможным изучение уникальной истории и культуры немцев Сибири. Первостепенным при комплектовании коллекций стал сбор документов и фотоматериалов, отражающих конкретные сюжеты в истории народа.
Наиболее активная работа по формированию фонда музея по этноистории немцев приходится на 1993-1995 гг. Именно с этого времени начинаются комплексные экспедиции сотрудников
и нового директора музея П. П. Вибе в места компактного проживания немцев. Были посещены с. Солнцевка, с. Николайполь Исилькульского района, с. Вольное, с. Прогресс Полтавского района. Привезенные предметы из экспедиций подлежали обработке, систематизации и научному описанию (История российских немцев... 2017). Проделанная работа не могла не привлечь внимание МСНК — организации, преследующей цели сохранения этнической идентичности немцев России через проектную деятельность в рамках Программы МВД Германии в пользу немецкого меньшинства. Совместное сотрудничество отразилось в выставке «Немцы в Сибири», открытой в июне 1994 г. Подготовка к ней началась с ноября 1993 г., тогда были собраны дополнительные материалы по истории немецкого этноса в Азовском немецком национальном районе, Исиль-кульском, Таврическом, Любинском и других районах Омской области.
Экспедиционные работы продолжились и в 1995-2000 гг. За это время были обнаружены и отреставрированы уникальные предметы народной культуры немцев Сибири — надворные печи, гладильный станок, кровать, пианино, шкаф и многие другие элементы материальной культуры немецкого этноса. В качестве обобщения проделанной работы в 1997 г. издается впервые «Каталог этнографической коллекции российских немцев в собрании Омского государственного историко-краеведческого музея» (Каталог этнографической коллекции. 1997).
Период 1940-х годов в истории немцев был отражен ОГИКМ в рамках подготовки к выставке «Депортация», поддержанной грантом Фонда Сороса в 2000 г. Уникальные предметы рукоделия периода Великой Отечественной войны, пила для столярных работ, пресс для изготовления колбасы, произведенный в США в начале XX в., были отданы в дар музею во время экспедиции в д. Неудачино Новосибирской области в 2002 г. Следующие наиболее крупные экспедиции музея состоялись в 2003, 2005 и в 2012 гг. Семьи российских немцев передавали в дар музею домашнюю утварь, предметы интерьера и женского рукоделия, духовную литературу и многое другое. Все собранные материалы за время экспедиций явились основой для составления альбома-каталога, изданного музеем в 2017 г. (История российских немцев. 2017). Альбом демонстрирует 1000 наиболее интересных музейных предметов по истории и культуре немцев России, сосредоточенных в трех разделах книги: изобразительные, письменные и вещевые источники. Самая внушительная часть альбома посвящена изобразительным источникам, она включает в себя 439 единиц хранения, 230 единиц представлены в разделе «Письменные источники» и 331 — в разделе «Вещевые источники». Отраженные в альбоме предметы, документы и фотографии, находящиеся в фонде ОГИКМ, неоднократно выставлялись на многочисленных выставках, организованных музеем или при его участии: «Немцы в Сибири» (1994), «Азиатская Россия» (1996), «Депортация» (2000), «Немцы в контексте истории народов Азиатской России» (2012), «Немцы в российской истории» (2014).
Сегодня окунуться в быт и культуру российских немцев можно на постоянной экспозиции ОГИКМ «Этническая панорама Сибири». Экспозиция представляет собой историко-культурные комплексы нескольких крупных народов Сибири, к которым относится и немецкое население. Комплексы раскрывают особенности традиционного жилища народа, его интерьер, особенности традиционного хозяйствования, национального костюма, воспитания детей, обрядовую практику (Экспозиция «Этническая панорама Сибири»). Культура немцев здесь представлена следующими предметами: кровать раздвижная (начало XX в.), колыбель (конец 1920-х годов), шпрух1 (начало 1960-х годов), комод (1940-1950-е годы), часы настенные (2000 г.), шкаф платяной (1861 г.), пианино фирмы «М. Нот^» (конец XIX в.), посох свадебный новодел (1996 г.), стул венский (начало XX в.), диван раздвижной (1910-1920-е годы), станок гладильный (конец XIX в.), стульчик для младенца (1970-е годы), кофемолка (начало XX в.), сепаратор «Колибри-Ш» (начало XX в.) и другими предметами быта, создающими образ внутреннего убранства немецкой крестьянской
1 Шпрух (Spruch) — настенное панно с изречением религиозного содержания (фразой или четверостишием из Библии, обращением к Богу и др.), изготовленные из ткани, бумаги, дерева и т.д. Надписи выполняли чаще готическим шрифтом художественным способом (рисование красками, карандашами), с помощью вышивки цветными нитями, выжигания и т. д. Часто рядом с изречениями изображали цветы и голубей. — Прим. ред.
усадьбы в России. Научное изучение немцев России продолжает развиваться в ОГИКМ благодаря установленным связям с общественными организациями и музеями Германии, Канады, США, Украины и России. Мало что можно было сделать и без личной заинтересованности директора музея П. П. Вибе и его сотрудников в достойном отражении культуры народа, занимающего прочные позиции в многообразии культурного пространства Омской области.
Примерно в одно время с ОГИКМ начался сбор этнографического материала по культуре российских немцев в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского (ОмГУ). С 1989 г. кафедрой этнографии и музееведения стали проводиться этнографические экспедиции в места компактного проживания немцев Омской, Новосибирской, Кемеровской областей, Алтайского края. До недавнего времени экспедициями руководила Т. Б. Смирнова. Всего было обследовано 139 населенных пунктов в ходе 15 историко-этнографических экспедиций. Ежегодные экспедиции позволили пополнить фонд Музея археологии и этнографии ОмГУ (МАЭ ОмГУ), где сегодня хранятся все экспедиционные материалы, на 464 единицы хранения, 940 фотографий, подаренных информаторами, и более 2 тыс. рабочих фотографий (Смирнова 2009: 37). Пополнен архив музея и другими результатами экспедиционных работ: опросными листами, записями интервью, полевыми описями и др. Некоторые из предметов, полученные в ходе первых экспедиций, были отданы в дар ОГИКМ в преддверии подготовки выставки «О времени, о судьбах, о себе» (История российских немцев... 2017), что говорит о тесном сотрудничестве двух центров, занимающихся изучением одной проблематики. Часть экспонатов была передана в музеи Азовского немецкого национального муниципального района и Омского государственного педагогического университета, так как работы по сбору материалов проводились совместно.
В настоящее время все экспонаты материальной и духовной культуры российских немцев научно описаны, издан каталог немецкой коллекции МАЭ ОмГУ, в который вошло 269 описаний предметов (Блинова, Смирнова 2012). Каталог явился 15 томом в научной серии «Культура народов мира в этнографических собраниях российских музеев». Группировка предметов по теме в каталоге соответствует тематической группировке материальных объектов, разработанной Российским этнографическим музеем.
Самая большая часть коллекции относится к предметам интерьера немецкого жилища. В коллекции МАЭ ОмГУ представлены предметы мебели: диван, стол, стулья, лавки, сундуки, полки, детские колыбели; предметы женского рукоделия: постельное белье, ярко украшенное вышивкой и кружевами, дорожки, разнообразные вязаные салфетки, думки, три домотканых ковра, шпрухи. В коллекции имеются и предметы фабричного производства — старинные часы, шкатулки, изделия из фарфора (Блинова, Смирнова 2012).
Немногочисленна коллекция по традиционному костюму немцев Сибири ввиду его быстрого вытеснения фабричной одеждой. В коллекции имеются несколько платьев, блузки, жилеты, детская одежда, вязаные чулки в полоску, текстильная мягкая обувь (шойгель), кожаные ботинки. Особняком стоит обрядовая одежда, в коллекции имеются свадебные венки и цветы, ленты и траурные повязки.
Каждая немецкая семья вела активную хозяйственную деятельность, отсюда хорошая сохранность предметов традиционных занятий — земледелия, животноводства, различного ремесла и промыслов. В фондах музея хранятся столярные инструменты, ножницы для стрижки овец, кнут, хомут, детали ткацкого станка, щетки для чистки шерсти, прялки, лопаты, грабли, маслобойки вертикального и горизонтального типа, прессы для изготовления колбасы. Разнообразно представлена в коллекции домашняя утварь: корыта для теста и кормов, корзины, коромысла, утюги, маннергольцы, ступки, кофемолки, различная посуда.
Хранятся в фондах музея и предметы духовной культуры немцев — различные религиозные книги, песенники, молитвенники, распятия — предметы, сохраненные российскими немцами, несмотря на сложнейшие условия выживания народа в период депортации и трудармии.
Познакомиться с уникальными вещами, собранными в ходе экспедиций и подаренными представителями этноса и жителями населенных пунктов, можно в МАЭ ОмГУ, где действует
постоянная экспозиция по этнографии сибирских немцев и выставка декоративно-прикладного искусства народа. Регулярно выставку посещают студенты вуза в ходе специальных музейных практикумов, гости университета и все интересующиеся изучением культуры и истории народа.
Настоящей колыбелью народной культуры российских немцев являются сельские музеи. Первые подобные учреждения создавались как музеи истории сел и колхозов, к таким относится, например, музей с. Казанка Любинского района Омской области, созданный краеведом Сергеем Филипповичем Горбачевым. Для музея было построено специальное здание, а первыми дарителями стали Э. Ф. Жуковский, Ф. Э. Финнер, П. М. Грузляк, Э. М. Миллер, В. Н. Грузляк, А. Э. Риве. Оформительскую работу провели сотрудники ОГИКМ. Экспозиция была выстроена в соответствии с музейными требованиями, строго на научной основе. В январе 1989 г. музей принял первых посетителей. В коллекции музея имеется немало интересных предметов, например плуг 1930-х годов, фотоснимки, документы, мебель, инструменты и многое другое. К сожалению, сейчас музей находится в стесненных условиях, делит здание с сельской библиотекой и Центром немецкой культуры. Фактически в его распоряжении осталась одна комната, в которой сложно построить логичную экспозицию.
Массово музеи стали создаваться в 1990-е годы, этот процесс был реакцией на эмиграционное движение российских немцев, много предметов поступило от семей, которые выезжали в Германию. Таким образом были спасены от уничтожения многочисленные предметы крестьянского быта, инструменты и орудия труда, предметы женского рукоделия, фотографии, книги и документы. Большинство таких музеев носят этнографический профиль. Инициаторами создания музея иногда выступали местные руководители, например так было с Азовским районным исто-рико-краеведческим музеем. Музей был организован по постановлению главы Азовского района Бруно Генриховича Рейтера в 1994 г. Сегодня его фонд насчитывает 420 единиц хранения. Чаще же инициативу при создании музеев проявляли энтузиасты, увлеченные историей своей Родины и народа (краеведы, учителя, руководители центров немецкой культуры).
Благополучно сложилась судьба Александровского сельского музея, открытого в июле 1993 г. к столетнему юбилею села. Сегодня это отделение Азовского районного историко-краеведческого музея. Располагается Александровский музей на первом этаже двухэтажного здания бывшей столовой, имеет три зала, в том числе небольшую картинную галерею местного художника и инициатора создания музея Александра Карловича Вормсбехера, имя которого в 2004 г. было присвоено музею. До 1995 г. заведующим был А. К. Вормсбехер, а с 2003 г. эту должность занимает Татьяна Владимировна Ренье. В музее размещены экспонаты по этнографии и быту российских немцев, собранные в том числе сотрудниками сельской библиотеки Ириной Цинн, Верой Бертрам и учителями Геннадием и Катариной Хоппе. Пожалуй, это одна из самых представительных коллекций в Омской области.
В первом зале музея посетитель получает представление о том, как в 1960-е годы выглядела крестьянская комната в усадьбе российских немцев с. Александровки. При входе можно увидеть немецкую печь, типичные в немецком хозяйстве предметы домашней и кухонной утвари. В другой части экспозиции находится спальная комната с кроватью, детской колыбелью, шкафом для одежды, прялкой и многими другими вещами.
Во втором зале размещены стенды, освещающие историю села с 1905 по 1992 г. Особое внимание уделено периоду трудармии и спецпоселения. Он представлен стендами со списками мобилизованных, альбомами, фотографиями, справками о реабилитации. Пережитые скорбь и трагедии во многом стали объединяющей силой для народа, они явились частью культурной памяти немцев и средством этнической идентификации. Музеи в этом процессе сыграли не последнюю роль, фактически в каждой экспозиции эта тема представлена и переосмыслена.
Третий зал — мемориальный, с картинами и личными вещами А. К. Вормсбехера: фотоальбомы, снимки, книги и вещи, среди которых служившие долгие годы фотоаппараты «Фотокор»
и «Зенит», картины (исторические полотна, портреты именитых земляков, детей, родные пейзажи и натюрморты).
К 20-летнему юбилею музей получил важный подарок. Бывшие жители деревни, находящиеся сегодня в Германии, на встрече земляков 11 мая 2013 г. в Паппенбурге собрали средства на ремонт музея. Кроме того, музей получил новые экспонаты, например Вальдемар Обгольц изготовил деревянную модель самой известной в окрестностях мельницы — символа Александровки (сегодня, к сожалению, разрушенного) (Вормсбехер 2013: 311).
Общий фонд музея составляет 1400 единиц хранения, все предметы учтены и отражены в Книге поступлений. Часть экспонатов представлена в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации. Кроме того, материалы музея представлены в виртуальной этнографической экспозиции Азовского районного историко-краеведческого музея (Виртуальная этнографическая экспозиция) и на сайте об Александре Карловиче Вормсбехере (Александр Карлович Вормсбехер: жизнь и творчество). Музей ведет работу и по сохранению нематериального культурного наследия: собираются интервью, проводятся мастер-классы по женскому рукоделию и национальной кухне, реконструируется традиционная обрядность, например обряд снятия венка на свадьбе. Музей включен в туристический маршрут Омской области «Выходной в Азово».
Ярким примером успешной практики по сохранению культурного наследия является работа музея в с. Литковка Тарского района Омской области. Музей расположен в сельской усадьбе, ранее принадлежавшей учительнице Наталье Густовне Ленц. Уезжая в Германию, она передала усадьбу Литковскому сельскому поселению. В доме имеются прихожая, небольшая кухня и три комнаты, где и расположились музейные экспозиции, рассказывающие о быте сибирских немцев. В 1999 г. к 100-летию села Литковка был сформирован основной фонд музея. Основателями музея считаются заведующая Домом культуры с. Литковка Галина Васильевна Яковлева и художественный руководитель Татьяна Николаевна Пуц, во многом им помогала жительница села Ольга Августовна Фрицковская. Основу коллекции составляют деревянные предметы: кровати, детские люльки, посудные шкафы, сундуки, комод, домашняя утварь. Село Литковка расположено на севере Омской области в труднодоступном урмане, поэтому здесь широкое распространение получили различные ремесла. Сегодня в музее в большом количестве представлены инструменты столярного, кузнечного, портняжного промыслов. В музее собраны коллекции самоваров, утюгов, обуви, радио, часов, фотоаппаратов. Представлена богатая коллекция текстиля: ковры, салфетки, полотна, вышитые гладью, крестиком и ришелье. Эти вещи составляют одну из лучших коллекций предметов народной немецкой культуры в Омской области.
В 2013 г. музей вошел в состав Тарского историко-краеведческого музея. Сегодня это место — востребованное общественное пространство села, здесь проходит множество культурных мероприятий, его часто посещают туристы, в том числе из Германии, что свидетельствует о неподдельной заинтересованности как местного населения, так и зарубежного в культуре немцев России.
Помимо названных музеев, обследованных в 2019 г., значительные коллекции по предметам немецкой материальной и духовной культуры имеют Новоскатовский сельский музей при Центре немецкой культуры (Шербакульский район), школьный музей с. Замелетеновка (Любинский район), музейный уголок в библиотеке д. Поповка, Пришибский сельский музей, Трубецкой сельский музей, школьный музей в д. Гауф, школьный музей с. Цветнополье (Азовский немецкий национальный район).
Музеи г. Омска и Омской области хранят коллективную память российских немцев, которая оказывает непосредственное влияние на формирование этнической идентичности человека. Музеи, в чьих коллекциях представлены экспонаты народной немецкой культуры, зачастую являются единственным источником знаний об истории народа и населенного пункта, в котором некогда немецкое население составляло большую часть.
История формирования немецких коллекций сельских музеев имеет немало схожих моментов. Так, основная часть предметов была отдана в дар теми семьями, которые меняли место жительства
Рис. 1. Фрагмент экспозиции Литковского отдела Тарского историко-краеведческого музея. 2019 г.
Фото А. А. Дайрабаевой
в пользу города или другой страны, прежде всего Германии. Городские и районные музеи часто самостоятельно выступали инициаторами пополнения своих коллекций, для чего устраивали различные экспедиции в места компактного проживания немцев. Полученные материалы, дополненные
рассказами старожилов, обязательно отражались в подготовленных выставках, имевших большой интерес у посетителей. Посредством сохранения и организации подобных тематических выставок музеи выполняют просветительскую функцию не только для самих членов этнической группы, но и для всего общества в целом, часто не обладающего достаточными знаниями о немцах, проживающих в России. Музеи, созданные на базе центров немецкой культуры, школ или домов культуры, сегодня являются коммуникативными и образовательными площадками для всех членов этноса. Этот факт не отменяет того, что практически каждый сельский музей имеет массу проблем различного характера. Некоторые из них решаются, в том числе благодаря сохранению предметов культуры в виртуальном пространстве. Обследование сельских музеев будет продолжено в 2020 и последующих годах, пока сайт Виртуального музея российских немцев не будет максимально заполнен качественной информацией о существующих музеях, их коллекциях, выставках, проведенных экспедициях и т.д. Возможность регулярного обращения к предметам материальной и духовной культуры своего народа, знание о существовании реальных музеев с немецкими коллекциями непосредственным образом оказывают влияние на сохранение этнической идентичности российских немцев.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышление об истоках и распространении национализма. М., 2001.
Александр Карлович Вормсбехер: жизнь и творчество. URL: http://alexandr-vormsbeher.narod.ru/p7aa1. html (дата обращения: 05.03.2020).
Байбурин А. К. Этнографический музей: семиотика и идеология // Неприкосновенный запас. 2004. № 1(33). С. 138-145.
Бармин В. В. Культурное наследие российских немцев в Западной Сибири: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Барнаул, 2010.
Блинова А. Н., Смирнова Т. Б. Культура немцев, латышей, эстонцев Западной Сибири: в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского. Омск, 2012.
Блинова А. Н., Чернова И. Н. Этнография семьи и детства немецкого населения Западной Сибири в ХХ — начале XXI вв. Омск, 2009.
Виртуальный музей российских немцев // Информационный портал RusDeutsch. URL: https://museum. rusdeutsch.ru/ (дата обращения: 05.03.2020).
Вормсбехер А. К. В сибирской глубинке: история и будни немецкого села Александровка. М., 2013.
Виртуальная этнографическая экспозиция // Информационный портал «Немцы Омского Прииртышья». URL: http://msdeutschomsk.ru/load/azovskij_nemeckij_nacionalnyj_rajon/8 (дата обращения: 05.03.2020).
Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по регионам России // Демоскоп Weekly. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_89.php?reg=60 (дата обращения: 09.03.2020).
Выставка «Немцы в российской истории» // Информационный портал российских немцев RusDeutsch. URL: https://museum.rusdeutsch.ru/a7a1/index-ru.html (дата обращения: 11.03.2020).
Головнёв А. В. Визуализация этничности: музейные проекции // Уральский исторический вестник. 2019. № 4. С. 72-81.
История российских немцев в собрании Омского государственного историко-краеведческого музея: альбом-каталог. Омск, 2017.
Каталог этнографической коллекции российских немцев в собрании Омского государственного истори-ко-краеведческого музея. Омск, 1997.
Киссер Т. С. Музей реальный и виртуальный (опыт российских немцев) // Уральский исторический вестник. 2019. № 4. С. 82-89.
Малова Н. А. Музейные экспозиции по истории и культуре поволжских немцев как исторический источник // Российские немцы. Историография и источниковедение: мат-лы междунар. науч. конф. М., 1997. С. 225-234.
МасловД. В. Локальные музеи и репрезентация этнической культуры алтайцев: дис. ... канд. ист. наук. М., 2017.
Национальный состав и владение языками, гражданство // Всероссийская перепись населения 2010 г. Т. 4. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 05.03.2020).
Реестр немецких поселений России // Информационный портал российских немцев RusDeutsch. URL: https://siedlung.rusdeutsch.ru/ru (дата обращения: 11.03.2020).
Рындина О. М. Музей и современная этническая культура // Вопросы музеологии, 2010. № 2. С. 28-32. Смирнова Т. Б. Немецкое население Западной Сибири в конце XIX — начале XXI века: формирование и развитие диаспорной группы: дис. ... д-ра ист. наук. Омск, 2009.
Смирнова Т. Б. Вопросы сохранения культурного наследия в деятельности Международного союза немецкой культуры // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «История, филология». 2013a. Т. 12. Вып. 3. С. 123-133.
Смирнова Т. Б. Обряды и традиции — от семейного уклада к современности // Информационно-методический журнал «BIZ-BOTE». М., 2013b. № 4. С. 18-21.
Флейман Е. А. Из истории краеведения в автономной республике немцев Поволжья (1918-1941 гг.) // Российские немцы на Дону, Кавказе и Волге: мат-лы Российско-Германской научной конференции. М, 1995. С. 223-232.
Черказьянова И. В. Проблемы советских немцев в музейной экспозиции (из опыта работы) // Немцы Сибири: история и культура: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Омск, 1993. С. 68-70.
Черказьянова И. В. Стрельнинская немецкая колония под Санкт-Петербургом [1810-2010]: (200-летию основания посвящается): каталог образовательной выставки. СПб., 2010.
Черказьянова И. В. Отражение немецкой темы в музейной практике: прошлое и современность // BiZBote. 2012. № 1-2. С. 16-37.
Шлегель Е. А. Немцы России сегодня: экспедиция в места компактного проживания // Аношинские чтения: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2019. С. 256-260.
Шнирельман В. А. Музей и конструирование социальной памяти: культурологический подход // Этнографическое обозрение. 2010. № 4. C. 8-26.
Экспозиция «Этническая панорама Сибири» // Омский государственный историко-краеведческий музей. URL: https://sibmuseum.ru/page/expo-ethno.html (дата обращения: 10.03.2020).
Язовская С. В. Художественно-эстетическое наследие российских немцев на территории Алтайского края второй половины ХХ — начала XXI вв.: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Барнаул, 2016.
Ames M. Museum, the Public and Anthropology: A Study in the Anthropology of Anthropology. Vancouver,
1986.
Bloch A. Authenticating Tradition: Material Culture, Youth and Belonging in Central Siberia // Museum Anthropology. 2000. № 23 (3). P. 42-57.
Museums and communities: the politics of public culture / ed. by I. Karp, C. M. Kreamer, S. D. Lavine. Washington, 1992.
IDENTITY THROUGH THE MUSEUM: TRANSMISSION OF THE CULTURAL HERITAGE OF RUSSIAN GERMANS
ABSTRACT. The complex nature of the ethnic identity of Germans living in Russia is shaped by various factors. In modern conditions, various cultural institutions, most notably museums, have an influence on the development of ideas about the cultures of people. Thanks to their unique collections of objects of material and spiritual culture, historical and local history museums in urban and rural areas of compact residence of Russian Germans broadcast ethnic peculiarities of the people and its history. Museums possessing German collections are supported by public organizations of Russian Germans. The article considers the paths of development and establishment of museum collections representing the culture and history of Russian Germans, which are found in historical and local history museums of Omsk and Omsk Region. It describes the most significant exhibits of German folk culture, which serve today as sources of information about the people, and evaluates the contribution of urban and rural museums to the studies of the culture of Germans of Russia and the development of the ethnic identity of representatives of this ethnic group.
KEYWORDS: Russian Germans, ethnic identity, museums of the Omsk Region, historical and local history museums, museum collections, International Union of German Culture
ANNA N. BLINOVA — Candidate of Historical Sciences, Omsk laboratory of Archaeology, Ethnography and Museology, Institute of Archeology and Ethnography SB RAS (Omsk, Russia) E-mail: [email protected]
ELENA A. SHLEGEL — Assistant of Vice-Rector for Academic Work, Dostoevsky Omsk State University
(Omsk, Russia)
E-mail: [email protected]