Научная статья на тему 'Идеи толерантности и добрососедства в публицистике Исмаила Гаспринского'

Идеи толерантности и добрососедства в публицистике Исмаила Гаспринского Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
208
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
JOURNALISM / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / HERITAGE / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTER-FAITH AND INTER-ETHNIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шукурджиева З. Ш.

В статье рассматривается некоторые идейно-тематические особенности публицистического наследия выдающейся личности своей эпохи педагога-реформатора, издателя, просветителя Исмаила Гаспринского с точки зрения межконфессионального, межнационального взаимодействия, гармоничного развития отношений представителей мусульманского и христианского миров. Осуществляется знакомство с некоторыми аспектами наиболее значимых публицистических произведений Гаспринского «Русское мусульманство» и «Русско-восточные соглашения», а также проводятся параллели с современностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEAS OF TOLERANCE AND NEIGHBORLINESS IN ISMAIL GASPRINSKY’S JOURNALISM

The article deals with the ideological and thematic features of Ismail Gasprinsky’s journalistic heritage. Ismail Gasprinsky was the outstanding personality of his era, reformer, publisher, educator in terms of inter-religious, inter-ethnic cooperation, harmonious development of relations between the Muslim and Christian worlds. It shows some aspects of the most important Gasprinsky’s works «Russian Islam» and the «Russian-eastern agreements» and draws parallels between past and present.

Текст научной работы на тему «Идеи толерантности и добрососедства в публицистике Исмаила Гаспринского»

УДК 82-92(=930.9)

Шукурджиева З.Ш.

ИДЕИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ДОБРОСОСЕДСТВА В ПУБЛИЦИСТИКЕ ИСМАИЛА ГАСПРИНСКОГО

Аннотация. В статье рассматривается некоторые идейно-тематические особенности публицистического наследия выдающейся личности своей эпохи педагога-реформатора, издателя, просветителя Исмаила Гаспринского с точки зрения межконфессионального, межнационального взаимодействия, гармоничного развития отношений представителей мусульманского и христианского миров. Осуществляется знакомство с некоторыми аспектами наиболее значимых публицистических произведений Гаспринского «Русское мусульманство» и «Русско-восточные соглашения», а также проводятся параллели с современностью.

Ключевые слова: публицистическое наследие, межконфессиональные и межнациональные отношения.

Shukurdzhieva Z.

THE IDEAS OF TOLERANCE AND NEIGHBORLINESS IN ISMAIL GASPRINSKY'S JOURNALISM

Summary. The article deals with the ideological and thematic features of Ismail Gasprinsky 's journalistic heritage. Ismail Gasprinsky was the outstanding personality of his era, reformer, publisher, educator in terms of inter-religious, inter-ethnic cooperation, harmonious development of relations between the Muslim and Christian worlds.

It shows some aspects of the most important Gasprinsky's works - «Russian Islam» and the «Russian-eastern agreements» and draws parallels between past and present.

Keywords: journalism, heritage, inter-faith and inter-ethnic relations.

Имя Исмаила Гаспринского - выдающейся личности своей эпохи - стало знаменем перемен, символом возрождения тюркизма, отказа от старых догм и стереотипов. Известно, что он был одном из самых известных реформаторов образования конца XIX-начала XX веков.

И. Гаспринский всю свою жизнь посвятил делу единения традиционной духовности крымских татар с передовыми достижениями европейской культуры и этим снискал авто-

ритет среди всех мусульманских народов Российской империи, Ближнего и Среднего Востока. Преданность культуре, языку, религии своего народа гармонично сочеталась со стремлением освоить богатство европейской и русской культуры.

В целом творческое наследие И. Гаспринского насчитывает десятки литературных произведений и сотни публицистических трудов. Однако основные свои усилия на протяжении всей своей жизни он направлял на выпуск периодических изданий, в первую очередь газеты «Терджиман» («Переводчик»). Следует напомнить, что это было первое печатное издание крымских татар, на протяжении многих лет издаваемое и редактируемое в Бахчисарае И. Гаспринским, просвещенческая роль которой распространилась далеко за пределами Крыма - от Алтая до Ирана, от Бухары до Стамбула, от Египта до Индии. Ставшая информационным рупором всего мусульманского мира, газета «Терджиман» благодаря масштабности фигуры И. Гаспринского стала авторитетна практически во всем мире - странах Востока, Европы, США, Китае, Японии и т.п.

Изучению фигуры И. Гаспринского посвящено немало научных трудов. Во многих из них деятельность просветителя рассматривается как педагога-реформатора, писателя, издателя. Однако вопросу изучения публицистического наследия И. Гаспринского, анализу его публицистических работ и, в частности, выявлению идейно-тематических и структурно-композиционных и иных особенностей публицистики И. Гаспринского уделено недостаточно внимания. Исходя из этого, определяется научная новизна данной работы, заключающаяся, прежде всего, в самой постановке вопроса о состоянии публицистики просветителя. Кроме того, в данной работе осуществлена попытка анализа двух наиболее крупных и весомых его публицистических произведения - «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина» и «Русско-восточные соглашения. Мысли, заметки и пожелания» с точки зрения их актуальности в наши дни, а также в контексте поиска в них ответов на вопросы гармоничного развития отношений представителей мусульманского и христианского миров.

Актуальность избранной для исследования темы обусловлена необходимостью более детального изучения публицистического наследия И. Гаспринского в контексте применения его знаний и опыта в наши дни. Считаем, что произведения политической публицистики просветителя приобретают еще большую значимость и актуальность именно сегодня, поскольку в них достаточно подробно рассматриваются вопросы сосуществования представителей двух различных культур - мусульманской и христианской.

Целью данной работы является изучение идей толерантности и добрососедства, нашедших отражение в публицистическом наследии И. Гаспринского. Для этого, прежде всего, обозначим наиболее приоритетные темы в публицистике И. Гаспринского, ознакомимся с публикациями автора, посвященные проблеме межэтнических взаимоотношений конца XIX в., и выявим основные факторы межкультурного диалога с точки зрения И. Гаспринского.

Изложение основного материала. Будучи неординарным мыслителем и оставив после себя богатейшее наследие, И. Гаспринского по праву можно считать наиболее масштабной интеллектуальной, во многом символической, фигурой не только крымскотатарского народа, но и всего тюркского мира, мыслителем не регионального, а глобального масштаба. Публицистика И. Гаспринского позволяет пролить свет на такую важную и тонкую сферу человеческих взаимоотношений, как межнациональные отношения, особенно актуальную в таком поликультурном обществе, каковым исторически является Крым.

И сегодня, когда в мире происходят большие перемены геополитического масштаба, пересматриваются границы государств и, возможно, во многом меняется ход истории, труды И. Гаспринского требуют нового прочтения и переосмысления. Вдумчивый читатель может найти в них ответы на многие вопросы современности и, возможно, несколько иначе оценить ситуацию вокруг.

Следует отметить, что немалая доля в наследии И. Гаспринского приходится на публицистические произведения - заметки, статьи, эссе, на протяжении многих лет публиковавшиеся в газете «Терджиман». В них прослеживается многообразие общественных проблем,

к которым неоднократно обращался И. Гаспринский в своих публицистических произведениях. Автор излагал свое видение существующих проблем народа, судьба которого всегда глубоко волновала его. Посредством своих статей И. Гаспринский приглашал общественность к их обсуждению. Так, например, одной из центральных тем публицистики просветителя является тема эмиграции крымских татар. Этой теме в «Терджимане» посвящена не одна публикация как собственного авторства И. Гаспринского, так и представителей крымскотатарской интеллигенции той эпохи, душой болеющей за свой народ. «Падать легко, вставать трудно, уезжать легко, возвращаться трудно», - писал в одной из них И. Гаспринский, призывая соотечественников не покидать Родину [1, с. 76]. Он боролся за предотвращение эмиграции крымских татар и считал этот процесс тревожным сигналом в судьбе своего народа, предвидя его негативные последствия, как для народа, так и для пустующего края. Апеллируя к благоразумию населения, И. Гаспринский настойчиво призывал не идти на поводу своих эмоций и ни при каких обстоятельствах не покидать Крым. «Менять известное крымское на неизвестное - неблагоразумно, мы всегда это говорили и всегда будем говорить», - писал И. Гаспринский в статье «Еще по поводу эмиграции», опубликованной в «Терджимане» за 21 октября 1902 г. [1, с. 77].

Проводя параллели с современностью, следует подчеркнуть, что эта тема стала по-прежнему актуальной в наши дни в связи с изменениями политических реалий в Крыму: в современной крымскотатарской прессе нередко звучат обращения представителей нынешней крымскотатарской интеллигенции к народу, в которых звучат призывы не покидать свою историческую родину - Крым.

Таким образом, видим, что к собственному народу, во благо которого И. Гаспринский служил верой и правдой на протяжении всей своей жизни и который был главным стимулом всей его деятельности, он всегда относился с состраданием, вместе с ним сопереживая все лишения и невзгоды, выпавшие на его долю. «Я изголодался до смерти историческим и культурным голодом нашего народа, исстрадался его вековыми страданиями и унижениями, и поэтому не смею иначе думать, как только о нем, я не пожертвовал бы ни одной капли чернил для этих заметок, если бы на минуту сомневался в блестящем будущем моего отечества и живущего в нем мусульманства», - писал И. Гаспринский в статье «Русское мусульманство» [2, с. 63]. А вот еще одно высказывание просветителя на эту тему, опубликованное в № 39 за 1905 г. газеты «Терджиман»: «Народ - это организм живой, а не тесто, и с ним нужно обращаться бережно, и если хотите, господа, добра своему народу, то начинайте с того, что доступно и выполнимо» [3, с. 42].

В своих статьях в «Терджимане» И. Гаспринский анализировал общественно-политическое положение в стране, за рубежом и в контексте существующих на тот период реалий давал свою оценку происходящих событий не только в регионе своего проживания, но и в мире. Таким образом, политическая публицистика является одной из главнейших и важнейших составляющих творческого наследия И. Гаспринского и представляет собой огромный пласт интереснейшего материала о той эпохе.

Статьи «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина» и «Русско-восточные соглашения. Мысли, заметки и пожелания», вышедшие в 1881 г. и 1896 г. в Крыму отдельными брошюрами, считаются наиболее крупными и весомыми по форме и содержанию публицистическими работами И. Гаспринского. В них достаточно полно и подробно отражены геополитические воззрения автора, а также изложена его позиция относительно мироустройства, перспектив развития отношений между странами ближнего и дальнего зарубежья, принципы толерантного взаимоотношения соседствующих народов.

Следует отметить, что И. Гаспринский многие события, происходящие вокруг, понимал и воспринимал с точки зрения исторического соседства народов мусульманского и христианского миров, вольного или невольного, и оценивал их с позиции необходимости поиска путей мирного их сосуществования. Причем к такому мирному сосуществованию он призывал обе стороны. Следовательно, глубинные мысли об этом великого просветителя были актуальны не только во второй половине XIX - начале XX веках, в период его жизни и дея-

тельности, но и сегодня, в процессе обсуждения вопросов толерантного взаимодействия мусульман и христиан в контексте поиска оптимальной формулы гармоничных межконфессиональных отношений.

Как было отмечено выше, главные геополитические тезисы И. Гаспринского были изложены им в двух наиболее значимых публицистических произведениях - «Русское мусульманство» и «Русско-восточные соглашения». Споры в научной среде, дискуссии, полемические замечания ученых, исследователей творчества И. Гаспринского относительно позиции просветителя в таких важнейших вопросах, как славяно-восточные отношения, а также то, насколько велико влияние идей И. Гаспринского на современное их развитие, и сегодня порождают массу вопросов. Это свидетельствуют о необходимости еще более детального исследования наследия просветителя.

Как известно, в спорах рождается истина, и эту истину следует искать непосредственно в текстах И. Гаспринского. Формулируя в общих чертах главные составляющие добрососедства, а, следовательно, мира и согласия в обществе, И. Гаспринский утверждал, что эти отношения должны быть построены на принципах равенства между людьми, народами. «Как между отдельными человеческими единицами лучше и легче живется на основе взаимного уважения, признания прав и солидарности интересов, так и общежитие человеческих групп и народностей должно исключительно покоиться на таких же основах», - писал он по этому поводу [3, с. 33]. Фактор межнационального, межконфессионального согласия, по убеждению И. Гаспринского, заключается именно в этом.

Творчество просветителя явилось стимулом к развитию образовательных процессов в обществе того периода, прессы и даже, можно утверждать, что в какой-то степени побудило к изменениям общественно-политических устоев своего времени. Научная общественность, занимающаяся анализом и изучением трудов И. Гаспринского, утверждает, что его публицистические работы следует рассматривать, прежде всего, как попытку переосмысления строгих норм ислама и поиск гармоничного межконфессионального взаимодействия в тех реалиях, в которых жил и творил просветитель.

Совершенно очевидно, что лишь в гармоничном взаимодействии представителей разных народов, исторически проживающих на определенной территории, возможно построение современного цивилизованного общества, где мирно уживались бы представители различных этносов, и путем диалога культур обеспечивалось решение многих проблем межкультурного взаимодействия. Основные факторы такого межкультурного диалога и, в частности, идеи толерантности и добрососедства, были сформулированы в конце XIX века нашим соотечественником великим просветителем Востока Исмаилом Гаспринским.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаспринский И. О национальной идее: сборник статей / Исмаил Гаспринский. - Симферополь: ИД «Стилос» «Полуостров», 2010.

2. Османов Ю. Из плена лжи: научные статьи о творчестве и деятельности Исмаила Гаспринского / Ю. Османов. - Симферополь: Доля, 2001 - 254 с.

3. Гаспринский И.-бей. Россия и Восток / Исмаил-бей Гаспринский. - Казань: Татарское книжное издательство, 1993. - 131 с.

4. Ганкевич В. Исмаил-бей Мустафа-оглу Гаспринский. Библиографический указатель / В. Ганке-вич, Н. Ягъя. - Симферополь: Крымучпедгиз, 2013. - 258 с.

5. Абибуллаева Э. Дидактическая система Исмаила Гаспринского / Э. Абибуллаева. - Симферополь, 2011.

6. Аблаев Э. Исмаил Гаспринский - гуманист, просветитель, педагог / Э. Аблаев. - Симферополь: Доля, 2008. - 136 с.

7. Ганкевич В. Великий крымскотатарский просветитель: к истории создания и развития периодических изданий Исмаила Гаспринского / В. Ганкевич // Брега Тавриды. - 1995. - № 1. - С. 241-260.

8. Исмаил Гаспринский - великий просветитель / сост. Ф. Зиядинов. - Симферополь: Тарпан, 2001. -256 с.

9. Керимов И. Библиографик косьтергич (Библиографический указатель) / И. Керимов. - Симферополь: Крымучпедгиз, 2009.

10. Керимов И. Исмаил-бей Гаспринский / И. Керимов // На стыке веков. - 1995.

11.Пальчук М. Поликультурное наследие И. Гаспринского: прошлое и настоящее / М. Пальчук // Ученые записки Крымского республиканского института последипломного педагогического образования. - 2008.- № 2.- С. 60-62.

12.Терджиман. - 1883. - № 2.

13.Терджиман. - 1883. - № 24.

14.Терджиман. - 1888. - № 23.

15.Терджиман. - 1890. - № 5.

16.Терджиман. - 1891. - № 3.

17.Терджиман. - 1892. - № 2

18.Терджиман. - 1902. - № 41.

19.Терджиман. - 1905. - № 39.

20. Шакир-Алиев Р. Восемь шагов по следам учителя: Сборник статей о взглядах И. Гаспринского / Р. Шакир-Алиев. - Симферополь: Доля, 2011. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.