В.В. Ковалев
доктор социологических наук , профессор Института социологии и регионоведения Южного федерального университета*
А.В. Попов
доктор социологических наук , профессор Института социологии и регионоведения Южного федерального университета*
В.П. Хоценко
кандидат социологических наук , старший научный сотрудник
Южнороссийского филиала ФНИСЦ РАН**
Идеи солидаризма и солидарности в интеллектуальной традиции России и Запада
Судьба идеи солидарности была чрезвычайно сложной: периоды подъема и упадка интереса к ней постоянно сменяли друг друга, а само понятие солидарности то подвергалось маргинализации и исчезало, то вновь возвращалось в интеллектуальный дискурс1. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к солидарности, которую иногда «интерпретируют как концентрированное выражение и (или) синоним социальной жизни» или как пограничное понятие, находящееся на грани науки, морали, права или политики»2.
К концу XX в. идея солидарности стала приобретать очертания, позволяющие рассматривать солидаризм как третий путь Европы, направленный на преодоление крайностей индивидуализма и коллективизма.3 В российской интеллектуальной традиции особое значение придавалось не столько социальному, а человеческому измерению солидарности в контексте одухотворения социальности. «Источник солидарности, - пиал С.А. Левицкий, - не в безличной общественной стихии, а в свободной солидаризации царства личностей»4. Таким образом, солидарность как идея и солидаристские практики как особый вид социаль-
* Ковалев Виталий Владимирович, e-mail: [email protected]
* Попов Александр Васильевич, e-mail: [email protected] ** Хоценко Виталий Павлович, e-mail: [email protected]
1 Biais M.-C. La solidarité: Histoire d'une idée. P.: Gallimard, 2007.
2 Гофман А.Б. Солидарность или правила, Дюркгейм или Хайек? О двух формах социальной интеграции. Сб. науч. тр. Отв. ред. Д.В. Ефременко. М.: РАН. ИНИОН, 2014. С. 107.
3 Сендров В.А. Солидаризм - третий путь Европы // Портрет солидаризма: Идеи и люди / Сост. В.А. Сендеров. М.: Посев, 2007. С. 302-303.
4 Левицкий С.А. О духовной генеалогии солидаризма // Портрет солидаризма: Идеи и люди. М.: Посев, 2007. С. 215.
ных взаимодействий являются предметом уже достаточно длительных интеллектуальных традиций в России и на Западе. Научное осмысление этой традиции позволяет лучше понять культурно-эпистемологические контексты и особенности интерпретации солидаристских практик как в российском, так и зарубежном дискурсах.
В условиях глокализации усилился познавательный интерес к со-лидаристским практикам, направленным на консолидацию локальных сообществ. В связи с эти постоянно растет число научных публикаций, посвященных различным аспектам солидарности и солидаристских практик. В научной литературе уже подводились определенные итоги изучения этой проблематики, прежде всего в рамках таких дисциплин, как философия, социология, политология и психология. При этом исследователи отмечают, что в центре внимания философов была социальная солидарность как моральная ценность, ресурс взаимодействия индивидов, основа общественного порядка, результат политической инициативы власти. Кроме того, особой популярностью пользовалась проблематика, связанная с особенностями солидарности в российском обществе в контексте ее исторических оснований1.
Итоги изучения социальной солидарности в рамках отдельных научных дисциплин позволяют сделать вывод о том, что в современных научно-исследовательских практиках рассматриваются самые различные ее аспекты в современном обществе и в исторической ретроспективе. Предметом исследования была также история и особенности идей солидаризма в различных странах, в том числе и в России. Однако компаративный ракурс изучения солидаристских практик как предмета российской и зарубежной интеллектуальных традиций еще не привлекал особого внимания исследователей.
В зарубежной интеллектуальной традиции при изучении солидаристских практик можно выделить социологическую, философскую, идеологическую и религиозную парадигмы. Изучение солидарности в рамках социологической парадигмы - давняя традиция. При этом некоторые исследователи отмечают, что в определенном смысле социология начиналась именно как изучение социальной солидарности. Уже основатель социологии О. Конт рассматривал солидарность как универсальное свойство всех явлений природы, проявляющееся в наличии синхронических и диахронических связей между элементами целого2 и выступающее в обществе в форме консенсуса, связывая между собой поколения посредством традиции.
Законы солидарности в обществе стремился выявить Г. Спенсер3, особое внимание социальной солидарности уделял Э. Дюркгейм, обосновавший идею о наличии в обществе двух типов солидарности: меха-
1 Жалкиев В.Т. Проблема аномии в солидаризационной модели социальной реальности. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Краснодар, 2011.
2 Conte Aug. Cours de philosophie positive. 3-me éd. Paris: J-B. Baillière, 1869.
3 Spenser H. First Principles. London: Williams and Norgate, 1867.
нической и органической.1 Дальнейшее развитие социологии в XX веке в той или иной степени не могло пройти мимо анализа солидарности и со-лидаристских практик. Собственно, данный интерес определяется объектом самой науки - обществом, которое изучалось любым социологом с позиций обнаружения в нем системных связей интегративного характера. Это в значительной степени касается структурного функционализма (Р. Мертон, Т. Парсонс), интеракционистской теории общества (Н. Луман), теории социального обмена (Дж. Хоманс), конструктивистского структурализма (П. Бурдье).
Качественная трансформация представлений о солидарности в интеллектуальной традиции на Западе произошла на рубеже Х1Х-ХХ вв. в рамках философской парадигмы, соединившей академический интерес с социально-политическими пристрастиями. В результате солидарность стала рассматриваться как желаемая моральная конструкция, выводимая из научного знания о реально протекающих общественных процессах, и, одновременно, «замышляющая» солидаристские практики в качестве средства воздействия на эти процессы.
Представители философской парадигмы, интегрируя идеи философии права и социальной экономики, предложили синкретическое понятие солидаризма, отражающего представления не только о реальном, но и желаемом состоянии солидарности и солидаристских практик в обществе. В частности, солидаризм во Франции в конце XIX - первой половине XX в превратился в мощное социальное движение. Выступая в качестве официальной философии, солидаризм, как отмечают исследователи2, стал одним из главных идеологических символов Третьей республики, направленных, с одной стороны, против национализма, монархизма и клерикализма, с другой - против революционного марксизма.
Особый вклад в разработку солидаристских идей в рамках философии права внес Л. Буржуа. Опираясь на теорию «квази-социального контракта» между свободными индивидами, он считал, что закон солидарности в обществе носит универсальный характер. Из него вытекают взаимные обязательства и сотрудничество различных слоев, договор между обществом и государством, его координирующая роль, а также права и обязанности индивидов по отношению друг к другу, и к современникам, и к предкам и к потомкам. При этом он стремился соединить нравственный и научный аспекты идеи солидарности, выводя первый аспект из последнего3.
Во второй половине XX в. солидаризм начал постепенно сближаться с политическими практиками социал-демократии, что стало возможным после отказа в 60-70-е годы ее представителями от марксизма с его апологией классовой борьбы. Наиболее последовательно это осуществилось в скандинавских странах, где были выстроены модели со-
1 Lukes S. Emile Durkheim: His life and work: A historical and critical study. N.Y.: Harper & Row, 1972.
2 Borlandi M. Deux siècles de solidarité(s) // Durkheimian studies / Etudes Durkheimiennes. N.Y., Oxford, 2008. Vol. 14. №1.
3 Bourgeois L. Solidarité. P.: Colin, 1896.
циально ориентированного государства, получившего названия «шведского социализма»1.
В целом надо отметить, что солидаристские идеи, концептуально оформленные во Франции в начале XX в., оказали большое влияние на конкретные социальные практики в странах Западной Европы, с одной стороны, обосновав необходимость проведения активной социальной политики со стороны государства, с другой - сформировав установку на социальную ответственность как нормальную практику взаимодействий между людьми.
Однако в некоторых странах Западной Европы во второй четверти XX в. возник и иной опыт солидаристских практик, связанный с тем, что идеи солидаризма были взяты на вооружение итальянскими фашистами. В связи с этим в рамках идеологической парадигмы изучения солидарности отдельного внимания заслуживают специфические солидаристские практики в фашистских политических движениях и режимах.
В свое время одним из интеллектуальных лидеров европейского солидаризма был В. Парето, создатель корпоративной теории общества. В. Парето считал, что люди объединяются в социальные группы на основе корпоративных интересов. Арбитром в отношениях внутри корпорации и между корпорациями выступает государство, обеспечивая социальную гармонию в обществе. Поэтому основополагающим принципом корпоративного государства провозглашалась солидарность как идея служения государству.2 Идеи В. Парето были взяты на вооружение молодым итальянским фашизмом, и поэтому его лидер Б. Муссолини постоянно ссылался на солидарность как основание его системы корпоративного государства.
В рамках религиозной парадигмы особые место в истории солидаристских идей принадлежит Г. Гундлаху, разработавшего концепцию солидаризма в контексте социальной доктрины христианства.3 Религиозное понимание солидарности в рамках социально ответственной модели рыночной экономики было предложено Г. Пешем4. Концептуальное оформление христианские идеи солидаризма получили в работах О. фон Нелль-Бройлинга. В его понимании солидаризм проявляется в высшей форме сотрудничества и взаимодействия между людьми, когда самоорганизация и упорядоченность определяется и рефлексивным выбором на началах взаимной пользы, и внутренним пониманием единения людей, как проявления божественного замысла5. Солидаристские идеи Г. Гундлаха, Г. Пеша, О. Нелль-Бройлинга оказали большое влия-
1 Brandal N., Bratberg 0., Thorsen D. The Nordic Model of Social Democracy. London: Palgrave Macmillan UK, 2013.
2 Schwarte J. Gustav Gundlach S.J. (1892-1963). Maßgeblicher Repräsentant der katholischen Soziallehre während der Pontifikate Pius' XI und Pius' XII. München: Paderborn; Wien: Ferdinand Schöningh, 1975.
3 Das System des Solidarismus - Zur Auseinandersetzung mit dem Werk von Heinrich Pesch / Hg. Hermann-Josef Große Kracht, Tobias Karcher, Christian Spieß. Berlin: SJ, LIT Verlag, 2007.
4 Nell-Bruning O. von. Kapitalismus-kritisch detrachtet. Zur Auseinandersetzung um das besserer System. Freiburg; Basel; Wien, 1974.
5 Müller W. Soziologie der Industriellen Beziehungen. Eine Einführung. Frankfurt/Main: Campus Verlag, 1997.
ние на облик современной Германии, создав ей репутацию страны, где существуют процветание и социальный мир, где интересы труда и капитала приведены в гармоничное равновесие, а социальные противоречия решаются на взаимовыгодной основе1.
В российской интеллектуальной традиции при изучении солида-ристских практик можно выделить религиозную и идеологическую парадигмы. В рамках религиозной парадигмы солидаристские практики рассматривались в контексте постижение божественного предназначения русского народа и обретения им цивилизационной идентичности. В рамках идеологической парадигмы - в контексте решения задач модерниза-ционного развития как способа преодоления различных форм цивилизационной отсталости российского общества.
В рамках религиозной парадигмы в XIX в. сложилась концепция соборной солидарности, в трактовке которой можно выделить три направления. Представители одного из них рассматривали соборную солидарность как христианский экзистенциональный идеал, достижимый в будущем на основе общих для всех христианских народов этических норм в силу постепенного нравственного совершенствования человечества. Крупнейшим представителем этого направления был В.С. Соловьев, в основе концепции соборной солидарности которого лежат церковное единство и христианская нравственность, соблюдение которой он выводил из принципа разумно-нравственной необходимости, осознанной в ходе свободного выбора.2 У С.Л. Франка солидарная соборность основывается на духовном единстве, религиозности, и общности судьбы.3 В основе солидарной соборности у Н.А. Бердяева лежит религиозное сознание, соответствующее высочайшему уровню духовного развития личности.4
С точки зрения представителей второго направления солидарная соборность существует в виде христианского экзистенциального идеала, который может сформироваться исключительно в России, как православной стране, но лишь при условии реформирования православной церкви и общественных институтов, способствующих воцерковлению верующих. При этом в качестве основы солидарной соборности А.С. Хомяков рассматривает единство коллективизма и свободы, скрепленное нравственным законом христианской любви.5 У Л.П. Карсавина соборность есть теократия, оцерковленный мир, спаянный высокой нравственностью, узами любви во Христе.6
Представителей третьего направления, считающих, что основные принципы солидарной соборности в России уже восторжествовали, объ-
1 Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1988.
2 Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.
3 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. Екатеринбург: Деловая книга, 2015.
4 Хомяков А.С. Еще несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях // Хомяков А.С. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Медиум, 1994.
5 Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Карсавин Л.П. Сочинения. М.: Раритет, 1993.
6 Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Т.1. Ч. 2. Л.: ЛГУ,1991.
единяет сакральное отношение к русским национальным традициям. В основе этого отношения лежит представление, согласно которому традиционный быт русского народа в наиболее полной степени отражает специфику христианского мышления и поведения. Так, для К.С. Аксакова соборность выступает результатом органического синтеза между православными ценностями и русскими традициями.1 Именно поэтому русский народ сохранил в себе дух религиозности, сумел избежать рационального отношения к миру и, как следствие, секуляризации общественной жизни. В этом смысле солидарная соборность связывается не только с православием, но и с природными особенностями русских.
В рамках идеологической парадигмы в российской интеллектуальной традиции можно выделить, прежде всего, либеральные и социалистические трактовки солидаристских практик. С точки зрения либеральных мыслителей (М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский) основой солидаристских практик является свободная, секулярная личность. Поэтому концептуальное понимание солидаристских практик у них сводится к идее гражданского общества и развитию устойчивых и жизнеспособных горизонтальных связей, обусловленных наличием согласованных на основе общих групповых ценностей индивидуальных интересов.
В российской интеллектуальной традиции особой популярностью пользовались различные концепции солидаристских практик социалистического характера, представленные в идеологиях народников, анархистов и марксистов. В идеологии народников (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский) и анархистов (П.А. Кропоткин) солидарность рассматривалась как средство достижения всеобщего равенства и благоденствия как важнейший фактор развития человеческого общества, утрата которого ведет к взаимной борьбе за существование, нищете и эксплуатации. При этом М.А. Бакунин, трактуя ее в теснейшей связи со свободой, под солидарностью подразумевал согласование материальных и общественных интересов личности с человеческими обязанностями.2 Под солидарностью П.Л. Лавров также понимал «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Н.К. Михайловский понятие солидарности тесно увязывал с понятием кооперации, а П.А. Кропоткин - с понятием взаимной помощи. В рамках марксистской идеологии разрабатывалась концепция классовой солидарности как основа совместных действий пролетариата в борьбе с буржуазией, а также международной взаимопомощи трудящихся.
В российской интеллектуальной традиции в рамках идеологической парадигмы можно выделить также особое течение, представители которого стремились преодолеть крайности либеральных, социалистических и марксистских трактовок социальной солидарности (Н.С. Тимашев, Г.К. Гинс, С.А.
1 Павлов А.Т. Солидарность // Русская философия. Энциклопедия. М.: Книжный клуб Книговек, 2014.
2 Михайловский Н.К. [Электронный ресурс] URL: http://www.univer.omsk.su/ omsk/socstuds/socnar/mihaylovskiy.html
Левицкий, И.В. Вощинин, Д.В. Владимирский, К.В. Фотиев). Представители этого течения, институционально оформившегося в эмиграции в конце 20-х гг. XX века в виде Народно-трудового союза российских солидаристов, подвергли критике либеральные, фашистские и коммунистические солидарист-ские практики. На основе синтеза русской религиозной философии и западноевропейского социального реформаторства представителями этого «Союза» была создана идеология реорганизации общества на принципах солидарности, основанной на личная свободе и социальном контроле, и социальной справедливости, одним из компонентов которой является использование собственности в интересах всех граждан.
Таким образом, в зарубежной интеллектуальной традиции при изучении солидаристских практик, можно выделить выделили четыре парадигмы: социологическую, философскую, идеологическую и религиозную. В рамках социологической парадигмы социальная солидарность изучалась с позиции реально сложившихся солидаристских практик, выступающих основанием интеграционных связей в обществе, обеспечивающих его стабильность. В рамках философской парадигмы солидарность рассматривалась с позиций долженствования как моральная конструкция, выводимая из научных знаний о социальных процессах. В рамках идеологической парадигмы изучения солидарности как идеи служения корпоративному государству заслуживают внимания специфические солидаристские практики, сложившиеся в фашистских политических режимах. В рамках религиозной парадигмы произошло оформление христианской идеи солидаризма как высшей формы самоорганизации и проявления божественного замысла.
В российской интеллектуальной традиции при изучении солидаристских практик можно выделить религиозную и идеологическую парадигмы. В рамках религиозной парадигмы, сложились концепции соборной солидарности как христианского или православного экзистенционального идеала или социальной реальности, выступающей результатом синтеза между православными ценностями и русскими традициями. В рамках идеологической парадигмы можно выделить либеральные и социалистические трактовки солидаристских практик. Либеральные трактовки солидаристских практик, сводятся к идее гражданского общества и развитию устойчивых горизонтальных связей на основе согласования групповых и индивидуальных интересов. В социалистических трактовках солидаристских практик, они рассматривались как средство достижения всеобщего равенства и благоденствия на основе согласования общественных и индивидуальных интересов. В социалистической трактовке солидаристских практик, содержащейся в марксизме, сформировалась концепция классовой солидарности как основы совместных действий пролетариата в борьбе с буржуазией, а также международной взаимопомощи трудящихся. В рамках идеологической парадигмы можно выделить течение, представители которого, стремясь преодолеть крайности либеральных, социалистических и марксистских трактовок социальной солидарности, считали, что основой солидарности являются принципы личной свободы, социального контроля и социальной справедливости.
Сравнительный анализ зарубежной и российской интеллектуальной традиций в понимании солидаристских практик позволяет сделать вывод о том, что на Западе большую роль в изучении солидаристских практик играли социология и философия, в рамках которых разрабатывались или строго научные знания, или знания нормативного характера, с помощью которых стремились поставить социальную реальность под контроль. В российской интеллектуальной традиции в трактовке солидаристских практик большую роль играли религиозная и идеологическая парадигмы. При этом, в отличие от религиозной парадигмы в зарубежной интеллектуальной традиции, в рамках которой солидарным практикам придавалось социальное и политической измерение, в религиозной парадигме в российской в интеллектуальной традиции солидаристским практикам придавалось моральное или аксиологическое измерение.
Ковалев В.В., Попов А.В., Хоценко В.П. Идеи солидаризма и солидарности в интеллектуальной традиции России и Запада. В данной статье предпринимается попытка сделать сравнительный анализ оценки солидаристских практик в интеллектуальной традиции в России и на Западе. В зарубежной интеллектуальной традиции при изучении солидаристских практик выделяется четыре парадигмы: социологическая, философская, идеологическая и религиозная. В российской интеллектуальной традиции -религиозная и идеологическая. На Западе большую роль в изучении солидаристских практик играли социология и философии, в рамках которых разрабатывались или строго научные знания, или знания нормативного характера, с помощью которых стремились поставить социальную реальность под контроль. В российской интеллектуальной традиции солидаристским практикам придавалось моральное или аксиологическое измерение.
Ключевые слова: солидаристские практики; солидарность; парадигма; интеллектуальная традиция; соборность; модернизация; солида-ризм; модернизация; стабильность; корпоративное государство; религия.
Kovalev V.V., Popov A.V., Khocenko V.P. Ideas of solidarity and solidarity in the intellectual tradition of Russia and the West. This article attempts to make a comparative analysis of the evaluation of solidarist practices in the intellectual tradition in Russia and in the West. In the foreign intellectual tradition, when studying solidarist practices, four paradigms are distinguished: sociological, philosophical, ideological and religious. In the Russian intellectual tradition - religious and ideological. In the West, sociology and philosophy played a large role in the study of solidarist practices, within the framework of which either strictly scientific knowledge or normative knowledge was developed that sought to put social reality under control. In the Russian intellectual tradition, solidarist practices were given a moral or axiological dimension.
Key words: solidarist practices; solidarity; paradigm; intellectual tradition; catholicity; modernization; solidarism; modernization; stability; corporate state; religion.