Научная статья на тему 'ИДЕИ САМООБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В НАСЛЕДИИ Н.А. РУБАКИНА'

ИДЕИ САМООБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В НАСЛЕДИИ Н.А. РУБАКИНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
170
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ / Н.А. РУБАКИН / САМООБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЯ ЧИТАТЕЛЯ / SCIENTIFIC HERITAGE / N.A. RUBAKIN / SELF-EDUCATION OF PERSONALITY / PSYCHOLOGY OF READER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Разина Лидия Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы самообразования личности в научном наследии Н.А. Ру- бакина, роль книги в образовании человека и подходы к выбору литературы. Наследие Н.А. Рубакина не утратило своей актуальности и может представлять интерес для теории и современной психолого-педагогической практики.This article discusses questions of self-education in the scientific heritage of N.A. Rubakin, the role of the books in human education and approaches to the choice of literature. The scientific heritage of N.A. Rubakin has not lost its relevance and is of interest for the modern psychological and pedagogical theory and practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИДЕИ САМООБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В НАСЛЕДИИ Н.А. РУБАКИНА»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2017. С. 51-58

УДК 37.015.31 Разина Лидия Сергеевна Смоленский государственный университет

Идеи самообразования личности в наследии H.A. Рубакина

Ключевые слова: научное наследие; Н.А. Рубакин; самообразование личности; психология

В статье рассматриваются вопросы самообразования личности в научном наследии Н.А. Рубакина, роль книги в образовании человека и подходы к выбору литературы. Наследие Н.А. Рубакина не утратило своей актуальности и может представлять интерес для теории и современной психолого-педагогической практики.

Понятие «образованный человек», активно использующееся специалистами во всем мире, без сомнения, означает человека, владеющего знаниями, культурой, принятой в обществе, и достигшего определенного уровня индивидуального развития, который позволяет творчески преобразовывать действительность. Современная наука рассматривает образование не только как результат, но и процесс, который не прекращается до конца сознательной жизни человека. Большое внимание уделяется вопросам активной роли личности в образовании, то есть самообразованию личности.

Образование и культура современного человека тесно связаны с овладением научной и художественной литературой и отражаются в выборе книг для чтения. Чтение становится объектом исследований в трудах многих мыслителей конца XIX и начала XX столетий. Достаточно отметить такие имена, как Л.Н. Толстой, Н.А. Рубакин, Х.Д. Алчевская, Д.И. Шаховский, С.А. Анский, Л.Н. Павленков, С.А. Раппопорт, К. Менерт.

Особенно привлекательными нам представляются труды Н.А. Рубакина (1862— 1946), которые остаются неисчерпаемым источником идей для современных исследований в области психологии, психолингвистики, филологии, библиотечного дела, социологии чтения и других областях (А.А. Залевская, В.П. Белянин, В.В. Красных, М.Л. Корытная, Н.А. Маркина, Ю.А. Сорокин, Ю.Н. Дрешер и другие).

Русский ученый, считавший книгу «могущественным орудием просвещения и борьбы за истину и справедливость», создатель нового направления в науке — би-блиопсихологии, Николай Александрович Рубакин родился 1 (13) июля 1862 года в г. Ораниенбауме (теперь Ломоносове, Ленинградская область). Окончил физико-математический и юридический факультеты Петербургского университета.

Был человеком прогрессивных взглядов, участвовал в революционном движении 1905 года. Как А.А. Блок, В.Я. Брюсов, В.В. Вересаев, И.П. Павлов, В.И. Вернадский

читателя.

и многие другие представители русской интеллигенции, он принял происходящие в России изменения как историческую необходимость, хотя и не разделял до конца марксистских взглядов.

В 1907 году Рубакин был вынужден эмигрировать в Швейцарию. В Лозанне он создает Международный институт библиопсихологии — уникальный центр научного исследования книги и читателя. Создает поистине грандиозный, многогранный труд «Среди книг» (1905, 1911—1915), который не оставил равнодушными ни сторонников марксизма, ни противников, ни ученых. Достаточно привести такой показательный отзыв.

Уникальность этого исследования подчеркивается в рецензии, написанной В.И. Лениным (в то время еще не вождем мирового пролетариата, они встретились в Швейцарии в 1907 г.; рецензия написана в 1914г.): «Автором и его многочисленными сотрудниками, названными в предисловии, затрачен огромный труд и начато чрезвычайно ценное предприятие, которому от души надо пожелать расти и развиваться вширь и вглубь. Особенно ценно, между прочим, то, что автор не исключает ни зарубежных, ни подвергшихся преследованиям изданий. Ни одной солидной библиотеке без сочинения г-на Рубакина нельзя будет обойтись» [2, с. 111 — 112]. Далее В.И. Ленин отмечает ряд недостатков сочинения, главным из которых считает эклектизм. Действительно, на страницах его книги прекрасно уживаются идеи Г. Спенсера и К. Маркса, И.П. Павлова и Э. Маха, В. Гумбольдта и И. Тэна. То же относится и к рекомендуемым им спискам книг для самообразования личности, в которые, несмотря на критику, он включает труды мыслителей противоположных взглядов.

Для того чтобы понять эклектичность списка книг, составленного ученым-просветителем, нужно знать, каким было отношение к народной литературе в начале ХХ века. Разрыв между интеллигенцией и народом был большим. Образование и чтение являлись достоянием сравнительно небольшого круга людей. Такое положение привело к формированию у многих русских писателей довольно странного мнения о том, что следует читать народу. Даже такие мыслители, как Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев отзывались скептично о читательских возможностях простых людей.

В 80-х годах и начале 90-х XIX в. стала издаваться в России специальная «литература для народа». Издатели отбирали классические произведения русской и мировой литературы, переделывали их, сокращали.

Известные просветители конца XIX — начала XX вв. Л.Н. Толстой, Н.К. Михайловский, В.Г. Чертков, П.И. Бирюков, Ф.Ф. Ольденбург и многие другие также придерживались мнения о том, что общая литература для народа не пригодна, и делали попытку создать особую «народную» литературу. С этой целью создавались поучительные, «духовно-нравственные» повествования на евангельские темы, написанные либо в форме притчи, либо в форме сказки, сами названия говорят об их характере: «Где любовь, там и Бог», «Бог правду видит», «Ходите в свете, пока есть свет». Литература, которая оказывалась доступна простым людям, была либо лубочного

типа, либо упрощенным пересказом классики на нравственные или религиозные темы. Научную литературу вообще тогда считали чем-то недосягаемым для народа.

Н.А. Рубакин же поставил для себя цель создать научно-популярную литературу для всех. Главным принципом его работы стало следующее положение: «Нет самой сложной научной истины, которую нельзя было бы объяснить, сделать понятной для самого малограмотного, самого неподготовленного читателя» [3, с. 36]. Это было новым подходом к читателю из народа, непохожим на прежние. Н.А. Рубакин отрицал надобность особых книг для народа с особым содержанием. Он заявлял: «Нет, народу нужны не народные книги, а дешевые, потому что он бедняк, а не дурак» [3, с. 36].

Трудно представить себе современного образованного человека, который не держал бы в своих руках книгу. Невозможно переоценить работу, которую проделал Н.А. Рубакин по исследованию книги и читателя. Для достижения своих целей исследователю пришлось просмотреть, проанализировать более чем 200 тысяч книг по всем отраслям науки и литературы. Книги были распределены по степени трудности изложения и доступности для понимания разными типами читателей. Им были созданы тысячи программ по самообразованию личности. Велась активная переписка с читателями.

Понимание того, что значит быть образованным человеком, у Н.А. Рубакина гораздо шире, чем только начитанность: «Это значит прежде всего знать и понимать возможно шире, глубже и разностороннее жизнь как в отдельных ее проявлениях, так и во всем целом, самого себя и все окружающее как в его прошлом, в его истории, так и в настоящем, а насколько возможно и в будущем» [4, с. 429]. Но и этого недостаточно, надо иметь «способность к работе созидания, к инициативе, к переделке окружающей жизни» [4, с. 429]. Книги призваны помогать решению задач образования.

Будучи человеком активным, деятельным Н.А. Рубакин призывает читателей быть творцами, субъектами собственной жизни. В своих «Письмах к читателям о самообразовании» (1911—1913) ученый разъясняет свою позицию так: «Где есть свет — там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный человек, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения и, во всяком случае, человек, неспособный выражать интересы жизни, не есть действительно образованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова» [4, с. 505]. Удивительно современно в свете гуманистических идей звучит и другое его высказывание: «Образованный человек — непременно разносторонний, а значит терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности, и на каждое с ним несогласное мнение он не может не смотреть прежде всего как на факт, который нужно узнать и признать как таковой» [4, с. 505]. Таким образом, главнейшей задачей человека, стремящегося к самообразованию, становится приобретение разносторонних знаний и понимания жизни, умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные. Кроме того, по мнению исследователя, образование заключается не только в воспитании и развитии ума, но и в воспитании и развитии чувств. Важным является не только глубоко и тонко мыслить, но и глубоко и тонко чувствовать.

В дореволюционной России школьное обучение охватывало малую часть детей и взрослых. Преподавание в народных школах было организовано недостаточно хорошо, чтобы пробудить любовь к книге. Н.А. Рубакин открыто пишет об этом в своих «Этюдах о русской читающей публике» (1910). Во многом именно это побудило ученого обратить внимание на внешкольное образование, в котором главная роль принадлежит самообразованию. Однако и самообразование требует определенной программы, а ученик нуждается в помощи в ее составлении. За эту грандиозную работу — за помощь в организации самообразования — и взялся Н.А. Рубакин.

В 1914 году была издана «Практика самообразования», в которой подводятся итоги его многолетней работы. Заслуживает внимания, какой огромный эмпирический материал был проанализирован ученым — более 7000 писем читателей — при подготовке исследования, а в указателе литературы для самообразования дается описание 500 книг по различным отраслям знания.

Особенно ценно для современной педагогики рассмотреть идеи Н.А. Рубакина о подходе к образованию и самообразованию. Изучение отдельных наук он видит лишь как первую и самую простую ступень. Главная задача заключается в интеграции знаний. Исследователь критикует аналитический подход в обучении, рассматривая его лишь как средство к синтезу. «Нас натаскивают иногда даже по многим наукам, каждый преподаватель старается сделать каждого из нас вроде как специалиста по своей науке, уча подходить к жизни по-своему: химик — со стороны химической, физик — со стороны физической, историк — со стороны исторической, "батюшка" — со стороны духовной и т.д.» — отмечает он в своей работе [4, с. 515]. Но никто не учит пониманию жизни, где одновременно происходят явления и химические, и физические, и исторические, и духовные. Это предоставляется самому ученику. Хотя именно это самая сложная задача, от разрешения которой зависит жизнь и деятельность человека. Именно здесь помощь необходима.

Ученый предлагает способ, который поможет педагогам и ученикам в решении этой наисложнейшей задачи: вести свою работу по вопросам, а не по наукам. Использовать достижения многих наук для освещения того или иного вопроса. Н.А. Рубакин предостерегает от ориентации лишь на одну науку в познании мира, ведь такой «прием хоть и удобный, но опасный, так как приучает к односторонности мышления, односторонности понимания, иначе говоря, к методическому искажению действительности» [4, с. 515].

Глубоко интересуясь психологией личности, Н.А. Рубакин отмечает, что не существует «человека вообще», а есть лишь отдельные личности. Каждый человек, его личность и деятельность — вот что должно определять выбор пути образования и самообразования. Потому невозможно составить универсальной программы развития. Такая программа всегда будет для кого-то хороша, а для кого-то неприемлема. Хорошая образовательная программа должна учитывать личностные особенности, интересы, настроения и т.п.

При выборе книг для самообразования важно ориентироваться на собственные психологические качества. Одним из фактов, который приводит в защиту этого тезиса ученый, является то, что Л.Н. Толстому был не по вкусу В. Шекспир. Ссылаясь на

концепцию Э. Геннекена, исследователь говорит о том, что психологические качества читателя должны быть аналогичны качествам автора. При таком условии книга окажет большее впечатление, будет лучше понята. Тогда читатель сможет быстрее, субъективно проще изучить волнующий его вопрос.

Обращает внимание Н.А. Рубакин в письмах к читателям и на важность веры в себя, свои возможности. Призывает трудиться и испытывать себя, поскольку «каждый человек к чему-нибудь да способен». Большую роль он отводит в этом деле педагогу и/или библиотекарю. Именно они могут помочь подобрать книгу по типу ума читателя. При таком подходе любой сможет забыть о своей «неспособности» и поверить в свои возможности. Так «книгу, сухо написанную, без настроения, без эмоций, человек с эмоциями читает с большим усилием» и наоборот книги «проникнутые настроением, нередко кажутся читателю отвлеченного склада ума "ненужной болтовней"». Речь идет об индивидуализации чтения [4, с. 537].

Отмечая, что осмысленное чтение книг — важный способ самообразования, Н.А. Рубакин все-таки главным считает умение мыслить и понимать жизнь. А это умение лежит не в книгах, а в самом человеке, его воле. Здесь нам видится еще одна идея, не потерявшая своей актуальности: книги должны служить развитию мышления, пробуждению творческой активности личности. В таком случае важно не количество прочитанного, а количество понятого. Образованность будет оцениваться не по числу прочитанных книг, а по продуктам творчества.

Тем не менее, исследователь дает подробных обзор областей знаний необходимых образованному человеку для всестороннего осмысления действительности и самого себя. Выделено 24 рубрики программы общего образования. Перечислим некоторые из них: язык, литература, нравственность, религия, семейный строй, воспитание, политика и право, общество, психика, племена и расы, человеческое тело, биология, география, химия и физика, Вселенная, математика и логика, философия. Причем главной задачей является сравнительно-историческое ознакомление с чужими мнениями. Поэтому в каждом из разделов дополнительно автор выделяет историю мнений и теорий. Такая программа может стать опорой в работе по самообразованию личности. Программа необходима для того, чтобы приводить знания в систему.

Принцип для начала занятий Н.А. Рубакин видит в движении от общего к частному. Вначале совершить общее знакомство с определенной областью знания, а затем разбираться в деталях. Сам ученый всячески способствовал решению этой задачи. Издавался «Народный календарь», в сотрудничестве с И.Д. Сытиным было организовано издание специальной «Библиотеки для самообразования».

Современники знали Н.А. Рубакина еще и как замечательного писателя, чьи работы расходились огромными тиражами. Не только крестьяне и рабочие с увлечением читали его сочинения, но и гимназисты, студенты. К.И. Чуковский писал в 1911 году Н.А. Рубакину: «Еще мальчишкой (помню), как я собирал копейку за копейкой — складывал, чтобы купить Рубакина «Рассказы о делах в царстве животных», «Чудо на море», а позднее в «Новом слове», в «Северном вестнике» — я строчки Вашей не пропускал» [3, с. 39].

Не только в России, но и за рубежом книги Н.А. Рубакина пользовались огромным спросом. Научно-популярные книжки были изданы на 28 языках (иностранных и народов нашей страны). В США, в Нью-Йорке с 1921 по 1926 годы издавались его работы под общим названием «Научно-популярные лекции для самообразования и публичных чтений». Так, переведены были книги «Как устроена Вселенная», «Начало всех начал», «Что есть на небе», «Вещество и его тайна», «Вечное движение», «Как живут камни», «Великие слова жизни», «Новые меры длины и весов, введенные в России в 1918 году» и другие [3].

Такую невероятную для своего времени популярность работ Н.А. Рубакина среди широкой аудитории можно объяснить не только безусловным писательским талантом, но глубоким уважением к личности читателя.

Каждый человек, по мнению Н.А. Рубакина, способен к самообразованию. Важно лишь пробудить в нем это стремление. С этой задачей может справиться правильно подобранная книга. Работой по определению такой «подходящей» книги ученый занимается всю жизнь, разрабатывая свою теорию книги, типологию книг и читателей, типологию авторов, теорию «книги-приманки».

Исследовательская работа велась с использованием различных научных методов. Большое значение имели методы математической обработки данных: построение читательских коэффициентов, подсчет коэффициентов книг и т.д. Даже возможности самообразования ученый выразил в цифрах. «Всякий может уделять чтению один час в день, а в воскресенье 3 часа. Следовательно, 52 воскресенья по 3 часа дадут 156 часов. А 313 будней по 1 часу — это 313 часов чтения. Значит, в год получается более 450 часов чтения. Это самое малое 5 тысяч страниц! А при навыке в два-три раза больше» [3, с. 93—94].

Конечно, программа самообразования не просто предусматривает число часов для занятий. Эта программа предполагает воспитание в себе упорства, целеустремленности, желания стать образованным. Дело не в числе часов, а в том, чтобы иметь волю расходовать свое время на чтение так, как это подсчитал Н.А. Рубакин.

Для эффективного усвоения прочитанного исследователь обращает внимание на психологические закономерности, призывая и педагогов учитывать их. Так, он утверждает, что образование и самообразование личности должно вестись исходя из индивидуальных интересов, тогда количество воспринимаемой информации возрастет. Кроме того, следует обязательно обсуждать прочитанное. И самое главное — применять знания на практике. Это можно сделать в форме литературных работ, преподавания, экспериментирования и т.п.

Не менее актуальна для современного образования и проблема приобщения к чтению детей. Н.А. Рубакин жестко критиковал педагогов за попытку превратить ребенка в «объект для педагогических манипуляций». Он поддерживал право ребенка на самоопределение, особенно при выборе книг. Отмечал также, что ребенок из книги выносит не то же, что взрослый. Книгу непонятную, трудно написанную ребенок сам отложит в сторону, если книга покажется интересной, то необходимо позволить читать ее. Взрослых он призывает занять место советчиков, но не диктаторов. При правильной организации чтения дети станут активными читателями и любителями

книг. Тот факт, что не все дети любят книги и читать, ученый ставил в вину педагогам, поскольку был уверен, что «нет нормального ребенка, из которого бы нельзя было сделать читателя, и читателя не силком, а по доброй воле» [5, с. 172].

Критикует исследователь современные ему детские книги и выдвигает требования к детской литературе. При этом отмечает, что доступность книги — «это вопрос формы, а не содержания». Призывает не принижать возможности ребенка в понимании мыслей, предупреждает о неэффективности упрощенного пересказа книг детям, написанных для взрослых. Ученый говорит о необходимости писателей сочинять истории именно для детей с учетом особенностей детской психики. Предлагает следующие рубрики, которые, по мнению автора, наиболее полезны для детского чтения: сказки, рассказы, повести и стихотворения, книги исторического содержания, книги географического содержания, книги о природе [4].

Воспитание любви к книге может и должен пробудить учитель, ставя вопросы таким образом, чтобы ответы на них требовали прочтения тех или иных книг. Кроме того, исследователь предлагает организовывать коллективное чтение с последующим обсуждением. Главным в чтении, по его мнению, является осмысление: «Надо переживать, надо чувствовать, одевать чужие слова в плоть и кровь так, чтобы они становились как бы самой жизнью» [3, с. 93].

Современный мир предлагает огромное количество книг для чтения детям. Тем не менее, нам представляется все еще актуальной идея об учете психологических особенностей детей разных возрастов при составлении рекомендаций для детского чтения и детских хрестоматий. К сожалению, критерии оценивания не всегда включают именно возрастные особенности, а часто отражают субъективные мнения экспертов о полезности/зловредности книги, политические или иные предпочтения. Стоит вспомнить, что опасения Н.А. Рубакина относительно цензуры, которая может ограничивать свободу и право на самоопределение в выборе книг оправдались. Так, например, в 1920-е годы шла интенсивная борьба со сказкой, которая была объявлена патриархальной, чуждой советскому сознанию и совершенно ненужной в деле воспитания пролетарского ребенка [6].

Нам представляется важным вслед за Н.А. Рубакиным подойти к рекомендациям книг для детского чтения со всей научной серьезностью, чтобы избежать, с одной стороны, беспринципности, а с другой, педагогической узости. Тогда нам в педагогической практике удастся избежать многих трудностей, связанных с навязыванием детям книг непонятных, не соответствующих их уровню развития, с другой — сохранить от влияния низкокачественной книжной продукции. Сам ученый высоко ценил творчество А.П. Чехова, В.Г. Короленко, М. Твена, Ч. Диккенса и других авторов, рекомендовал их для детского чтения. Отстаивал широкий круг чтения.

В публикациях последних лет все чаще обращаются к работам Н.А. Рубакина. Его творчество В.А. Бородина называет «Космосом читателеведения», «Читательской Вселенной», которое дарит неисчерпаемое количество идей для современной науки [1].

Мы призываем современников продолжать изучать законы библиопсихологии для того, чтобы поддерживать и развивать читательские компетенции и способство-

вать решению задач образования и самообразования личности. Обращаем внимание педагогов, библиотекарей, родителей на хранящиеся в научном наследии Н.А. Рубакина идеи свободы, гуманного отношения к личности, признание активности, самостоятельности и способности к обучению у всех. Надеемся, что изучение исторического наследия ученого послужит началом для практических исследований в данной области.

Литература

1. Бородина В.А. Чтение как стратегия жизни в трудах Н.А.Рубакина. (К 150-летию со дня рождения) // Школьная библиотека. 2011. № 9—10. С. 134—139.

2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 25. М., 1969. 564 с.

3. Рубакин А.Н. Рубакин (Лоцман книжного моря). 2-е изд., доп. М.: Молодая гвардия, 1979. 204 с.

4. Рубакин Н.А. Библиологическая психология. М.: Академический проект, 2006. 800 с.

5. Рубакин Н.А. Этюды по психологии чтения // Русская школа. 1910. № 11. С. 172—175.

6. Яновская Э.В. Нужна ли сказка пролетарскому ребенку? // Из опыта работы по детской книге. М.: ГИЗ, 1926. 67 с.

Razina L.S., Smolensk State University

self-education in the scientific heritage of N.A. Rubakin

Key words: scientific heritage; N.A. Rubakin; self-education of personality; psychology of reader.

This article discusses questions of self-education in the scientific heritage of N.A. Rubakin, the role of the books in human education and approaches to the choice of literature. The scientific heritage of N.A. Rubakin has not lost its relevance and is of interest for the modern psychological and pedagogical theory and practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.