Научная статья на тему 'ИДЕИ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ'

ИДЕИ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ПРОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / БЛАГО / ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерошенкова Елена Ивановна

Появление новых методологических подходов к организации деятельности обусловлено социокультурными и экономическими трансформациями в жизни общества. Применительно к системе образования и педагогической деятельности укрепляет свои позиции просоциальный подход, направленный на содействие благополучию личности, как метапринцип, еще недостаточно обоснованный в современном научном знании. Цель статьи - выявить и обосновать основные идеи просоциального подхода к развитию образования и педагогической деятельности. Методы исследования - теоретический анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация данных, публикаций и материалов, представленных на официальных сайтах, в базах открытого доступа. В результате выявлены основные идеи, рассматривающие просоциальный подход к образованию и педагогической деятельности 1) как ориентацию на ценности блага и пользы человеку и обществу (образование, профессионально-педагогическая деятельность рассматриваются в контексте идеи активности педагога для блага, пользы обществу, сообществам, индивидам); 2) как ответ на вызовы современности (педагогическая деятельность, отвечая критерию социальной ответственности, нацелена в будущее, опирается и учитывает актуальные потребности, одобряемые в конкретное время и на перспективу государством, обществом, мировым сообществом); 3) как специфическое поведение, способ помогающей деятельности (педагогические действия, основанные на помогающем отношении к обучающемуся и направленные на инициирование самопомощи, помощь в адаптации и развитии его личности); 4) как «благополучный» вектор педагогического общения, гуманизации среды (доминирование доброжелательности, дружелюбия, доверительности, терпимости, компромиссности и сотрудничества). Дана их характеристика. Определены перспективы развития методологии просоциального подхода как становления достаточно новых научных конструктов - просоциального образования и просоциальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерошенкова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF A PROSOCIAL APPROACH TO DEVELOP EDUCATION

The emergence of new methodological approaches to the organization of activities is due to socio-cultural, economic transformations in the life of society. With regard to the education system and pedagogical activity, the prosocial approach is strengthening its position, aimed at promoting the well-being of the individual, as a metaprinciple that is not yet sufficiently substantiated in modern scientific knowledge. The purpose of the article is to identify and substantiate the main ideas of the prosocial approach to the development of education and pedagogical activity. Research methods are a theoretical analysis, synthesis, generalization, abstraction, concretization of data, publications and materials presented on official websites, in open access databases. As a result, the main ideas were identified that consider the prosocial orientation of education and pedagogical activity: 1) as an orientation towards the values of the good and benefit to a person and society (education, professional pedagogical activity are considered in the context of the idea of a teacher's activity for the good, benefit of society, communities, individuals); 2) as a response to the challenges of our time (pedagogical activity, meeting the criterion of social responsibility, is aimed at the future, relies on and takes into account current needs, approved at a specific time and for the future by the state, society, and the world community); 3) as a specific behavior, a way of helping activities (pedagogical actions based on a helping attitude towards the student and aimed at initiating self-help, helping in the adaptation and development of his personality); 4) as a «safe» vector of pedagogical communication, humanization of the environment (dominance of benevolence, friendliness, trust, tolerance, compromise and cooperation). Their characteristics are given. The prospects for the development of the methodology of the prosocial approach as the formation of fairly new scientific constructs - pro-social education and pro-social pedagogy - have been determined.

Текст научной работы на тему «ИДЕИ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья

УДК 378; 37.01;37.06

doi: 10.20323/1813-145X-2021-5-122-27-37

Идеи просоциального подхода к развитию образования Елена Ивановна Ерошенкова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики педагогического института ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85 eroshenkova@bsu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-5828-4902

Аннотация. Появление новых методологических подходов к организации деятельности обусловлено социокультурными и экономическими трансформациями в жизни общества. Применительно к системе образования и педагогической деятельности укрепляет свои позиции просоциальный подход, направленный на содействие благополучию личности, как метапринцип, еще недостаточно обоснованный в современном научном знании. Цель статьи - выявить и обосновать основные идеи просоциального подхода к развитию образования и педагогической деятельности. Методы исследования - теоретический анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация данных, публикаций и материалов, представленных на официальных сайтах, в базах открытого доступа. В результате выявлены основные идеи, рассматривающие просоциальный подход к образованию и педагогической деятельности 1) как ориентацию на ценности блага и пользы человеку и обществу (образование, профессионально-педагогическая деятельность рассматриваются в контексте идеи активности педагога для блага, пользы обществу, сообществам, индивидам); 2) как ответ на вызовы современности (педагогическая деятельность, отвечая критерию социальной ответственности, нацелена в будущее, опирается и учитывает актуальные потребности, одобряемые в конкретное время и на перспективу государством, обществом, мировым сообществом); 3) как специфическое поведение, способ помогающей деятельности (педагогические действия, основанные на помогающем отношении к обучающемуся и направленные на инициирование самопомощи, помощь в адаптации и развитии его личности); 4) как «благополучный» вектор педагогического общения, гуманизации среды (доминирование доброжелательности, дружелюбия, доверительности, терпимости, компромиссности и сотрудничества). Дана их характеристика. Определены перспективы развития методологии просоциального подхода как становления достаточно новых научных конструктов - просоциального образования и просоциальной педагогики.

Ключевые слова: методология, просоциальный подход, педагогическая деятельность, образование, просоциальное поведение, будущий педагог, благо, помощь

Исследование выполнено в рамках Государственного задания НИУ «БелГУ» на 2020-2022 гг. № 0624-2020-0012 «Обоснование интегративной методологии профессионального воспитания в вузе: доминанты формирования универсальных компетенций, просоциальных установок и полисубъектности будущего педагога»

Для цитирования: Ерошенкова Е. И. Идеи просоциального подхода к развитию образования // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 5 (122). С. 27-37. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2021-5-122-27-37.

Original article

Ideas of a prosocial approach to develop education

Elena I. Eroshenkova

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of pedagogy of the pedagogical institute, Belgorod state national research university. 308015, Belgorod, Pobeda st., 85 eroshenkova@bsu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-5828-4902

Abstract. The emergence of new methodological approaches to the organization of activities is due to socio-cultural, economic transformations in the life of society. With regard to the education system and pedagogical activity, the prosocial approach is strengthening its position, aimed at promoting the well-being of the individual, as a metaprinciple that is not yet sufficiently substantiated in modern scientific knowledge. The purpose of the article is to identify and substantiate the main ideas of the prosocial approach to the development of education and pedagogical activity. Research methods are a theoretical analysis, synthesis, generalization, abstraction, concretization of data, publications

© Ерошенкова Е. И., 2021

and materials presented on official websites, in open access databases. As a result, the main ideas were identified that consider the prosocial orientation of education and pedagogical activity: 1) as an orientation towards the values of the good and benefit to a person and society (education, professional pedagogical activity are considered in the context of the idea of a teacher's activity for the good, benefit of society, communities, individuals); 2) as a response to the challenges of our time (pedagogical activity, meeting the criterion of social responsibility, is aimed at the future, relies on and takes into account current needs, approved at a specific time and for the future by the state, society, and the world community); 3) as a specific behavior, a way of helping activities (pedagogical actions based on a helping attitude towards the student and aimed at initiating self-help, helping in the adaptation and development of his personality); 4) as a «safe» vector of pedagogical communication, humanization of the environment (dominance of benevolence, friendliness, trust, tolerance, compromise and cooperation). Their characteristics are given. The prospects for the development of the methodology of the prosocial approach as the formation of fairly new scientific constructs -pro-social education and pro-social pedagogy - have been determined.

The study has been carried out within the framework of the State Assignment of the National Research University «BelSU» № 0624-2020-0012 «Justification of the integrative methodology of higher professional education: the dominants of the formation of universal competencies, prosocial attitudes and polysubjectivity of a future teacher» for the period 2020-2022

Keywords: methodology, pro-social approach, pedagogical activity, education, pro-social behavior, future teacher, benefit, assistance

For citation: Eroshenkova E. I. Ideas of a prosocial approach to develop education. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2021;(5):27-37. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2021-5-122-27-37.

Введение

Социокультурные, экономические трансформации в жизни общества в той или иной степени приводят к изменениям в системе образования и педагогической деятельности. Осмысление теоретико-методологических оснований образования позволяет выявить характерные черты, содержание приоритетных ценностей, установок, доминант, актуальных для той или иной ситуации развития общественно-экономических отношений, и наоборот.

В современной науке методология понимается как «учение об организации деятельности» [Новиков, 2006], представляет собой «совокупность наиболее общих мировоззренческих принципов и идей в их применении к решению сложных теоретических и практических задач» [Пургина, 2015, с. 7].

В качестве метапринципа [Андреев, 2010], общенаучной методологии в исследовании проблем педагогики, психологии, социологии, философии, медицины и других наук в настоящее время укрепляет свои позиции просоциальный подход (от древнерусского «про-» - ради; чешского, латинсткого «pro» - для, в интересах кого-то; и «socialis» - общественный) [Ерошенкова, 2019; Ерошенкова, 2021]. Подход с точки зрения методологии науки мы, вслед за В. М. Полонским, понимаем как «совокупность теоретических положений, методов, приемов и установок, являющихся основанием при исследовании или решении какой-либо проблемы» [Полонский, 2017, с. 635].

Идеи просоциального подхода рассматриваются в настоящее время в контексте взаимосвязи ценностно-образующего ядра и просоциальных установок личности в исследованиях F. Martela, R. M. Ryan о доброжелательности как практике просоциального поведения [Martela, 2016]; M. Gerbino, A. Zuffianô, N. Eisenberg, V. Castellani, B. P. Luengo Kanacri, C. Pastorelli, G. V. Caprara о взаимосвязи просоциального поведения и повышении отметок у подростков [Gerbino, 2018]; в работах П. А. Кислякова о детерминантах безопасного просоциального поведения личности [Кисляков, 2019], М. В. Ефремовой, М. А. Бульцевой - о взаимосвязи «индивидуальных ценностей и просоциального поведения в онлайн- и офлайн-контекстах» [Ефремова, 2020]; Н. В. Кухтовой, Е. И. Сотниковой - о паттернах просоциального поведения [Кухтова, 2020] ; I. Thielmann, G. Spadaro, D. Balliet - о взаимозависимости личностных характеристик и просоциального поведения [Thielmann, 2020]; C. Longobardi, M. Settanni, S. Lin, M. A. Fabris - о роли «взаимоотношений учителей и учеников и их влиянии на успеваемость и положительное отношение к школе» [Longobardi, 2021]; V. V. Gouveia, I. C. V. de Oliveira, A. S. de Moura Grangeiro, R. P. Monteiro, G. L. de Holanda Coelho - о положительной роли просоциальных качеств личности [Gouveia, 2021] и др.

Помимо этого, просоциальные доминанты подчеркиваются в исследованиях, посвященных изучению современных социальных и моральных норм: например, в трудах K. K. Tsang,

T. L. Kwong [Tsang, 2017], B. R. House [House, 2018], в исследованиях C. Valor, P. Antonetti, A. Merino [Valor, 2020], M. Johnson [Johnson, 2021] и др.; роли социально-эмоционального развития личности: в исследованиях C. Cherniss [Cherniss, 2010], Я. С. Платоновой, И. А. Савенковой [Платонова, 2020], И. В. Поповой, Е. А. Серовой [Попова, 2020]; значимости во-лонтерства: в работах Н. И. Горловой [Горлова, 2017], П. А. Кислякова, Е. А. Шмелевой, О. Говина [Кисляков, 2019], C. Overgaard [Over-gaard, 2019].

Несмотря на наличие обширного научного и эмпирического материала в исследуемой области, в частности, в социальной психологии, комплексного социально-психолого-педагогического исследования идей просоциального подхода к развитию педагогической деятельности и образования, их теоретико-методологического обоснования не проводилось. Обозначенная проблема остается недостаточно изученной, в том числе применительно к высшему педагогическому образованию, в профессиональной подготовке будущего педагога.

Цель исследования - выявить и обосновать основные идеи просоциального подхода к развитию образования и педагогической деятельности.

Методы исследования

В качестве основных методов исследования использовались теоретический анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация; проводился контент-анализ актуальных официальных нормативных источников; анализировались публикации и материалы, представленные в базах открытого доступа: Академия Google, Eli-brary, Eric, Science Direct и др.

Теоретические основы

Характеризуя востребованность просоциаль-ного подхода для решения исследовательских задач в различных отраслях наук, считаем правомерным сослаться на мнение С. В. Фатеевой о том, что «...частота употребления термина говорит не только о появлении новомодного научного слова, но и о серьезном методологическом поиске, необходимости обновления соответствующего современным реалиям инструментария» (Фатеева С. В. Комплементарность в экономической культуре: понятие формы механизм действия: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 44 с.). Так, например, по данным Google Академия, при расширенном поиске по русскоязычному термину «просоциальный» по-

исковая система выдает 10 700 научных публикаций. Причем наблюдается системный рост источников по указанной тематике: начиная с 4-х публикаций в 1970-1980 гг.; 17-ти - в 1981-1990 гг.; 62-х - в период с 1991 по 2000 г. ; 1 300 публикаций в 2001-2000 гг. до практически 9 000 источников к 2021 г.

В разные годы идеи просоциального подхода в социально-гуманитарных областях научного знания в той или иной степени были представлены в трудах отечественных исследователей и представителей ближнего зарубежья (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович (1974); Е. В. Субботского (1977); Я. Рейковского (1981); Н. В. Кухтовой (2004 и т. д.); Ю. О. Мазур (2008); Л. И. Аксеновой (2009); Т. П. Бутенко, Д. С. Седовой, А. С. Липатовой (2012); Н. В. Молчановой, В. В. Гриценко (2013); А. Н. Смолонской (2014); И. Р. Алтуниной, Р. С. Немова (2016), Л. Н. Антилоговой, Н. Ю. Ражиной (2017) и др.).

Введение в поисковые запросы идентичного иностранного слова «prosocial» выдает 1 100 000 публикаций с наибольшим числом цитирований по трудам зарубежных исследователей R. B. Cialdini, D. T. Kenrick, D. J. Baumann (1982); Э. Фромм (1982), Х. Хекхаузен (198б); R. B. Cialdini, N. Eisenberg, R. Shell, H. McCreath (1987); Ф. К. Пауэр, Э. Хиггинс, Л. Кольберг (1992); К. Роджерс, Д. Фрейберг (2002); D. Kenrick, S. L. Neuberg, R. B. Cialdini (2009); D. G. Myers (2012); J. P. Forgas, K. D. Williams (2014); A. A. Bower, J. F. Casas (2016) и др. Причем заметен уверенный рост научного интереса к изучаемому феномену как в зарубежной, так и в отечественной науке начиная с 70-х гг. прошлого столетия. Но все-таки, как отмечает Н. В. Кухтова, «большинство научной информации, касающейся рассмотрения идей просоци-ального подхода в русскоязычной литературе, имеет зарубежное происхождение» [Предикторы просоциального поведения ... , 2020].

В целом же в социально-гуманитарных науках существует несколько точек зрения, способствующих пониманию сущности просоциального подхода. Согласно первому, просоциальный подход к деятельности, поведению «объясняет действия и явления действительности с позиций альтруизма, бескорыстия, отождествляется с внутренними факторами (личностными качествами, диспозициями), а не с внешним давлением, социальной желательностью или же ожиданием вознаграждения» [Ильин, 2013]. Согласно второй точке зрения, просоциальный подход

«позволяет изучить и объяснить действия и явления действительности с точки зрения направленности на благо другого человека или группы. При этом, как правило, эти действия полимотивированны и редко являются полностью бескорыстным. В их основе лежит стремление к получению внешнего вознаграждения (похвала, дружба, имидж и т. д.) или же самовознаграждение» [Кухтова, 2019].

Вполне естественно, что цели просоциального подхода в разных науках определяются с учетом специфики объектов исследования и организации деятельности. При этом «для социологов, изучающих общество на двух уровнях (микро- и мак-росоциологическом), важен анализ просоциаль-ного поведения, поступка личности для понимания социальных явлений, социального благополучия. Для медиков, физиологов значимо изучение помогающей деятельности, приносящей пользу, укрепляющей здоровье и способствующей развитию личности. Для демографов - изучение народонаселения и связанной с ним про-социальной деятельности и ее возможных противоположных проявлений. Для психологов важно объяснение поведения человека с помощью про-социальных мотивов и установок. Для философов, теологов - объяснение поступков через призму картины мира, религии, теории блага. Для культурологов научный интерес представляет изучение просоциального поведения человека через общественные правила, ценности, просо-циальные нормы. Для организаторов, управленцев, воспитателей - управление коллективным поведением групп, организаций и общностей людей, изучение ролевого поведения личностей» [Шамионов, 2009, с. 13]. Педагогам просоциаль-ный подход позволяет сфокусироваться на реализации целей помощи 1) в развитии, обучении и воспитании обучающихся в учебно-воспитательном процессе в настоящем и на перспективу; 2) в успешной социализации, воспитании зрелых, здоровых, счастливых, благополучных, этичных, отзывчивых, активных граждан. С ориентацией в большей степени на второй аспект реализация просоциального подхода в педагогике позволяет эффективно достичь обеих целей.

В связи с этим просоциальный подход объединяет усилия представителей помогающих профессий, для которых просоциальное поведение, берущее начало в обыденной, повседневной жизни, успешно преобразуется через комплекс мотивов в профессиональную деятельность, и наоборот. При этом, по мнению Н. В. Кухтовой,

«катализатором просоциального поведения являются различные виды действий, направленные на совершение поступка для блага другого человека (общества), а побудительными силами -альтруизм, эмпатия, сострадание, стремление соблюдать социальные нормы, что необходимо для работы в сфере «человек - человек» [Кухтова, 2019, с. 63-64].

Опираясь на мнение А. М. Новикова, полагающего, что «современные теоретические исследовательские проблемы образования и практическая педагогическая деятельность требуют в равной степени методологического обоснования» [Новиков, 2006], определим, что в нашем исследовании выдвигается гипотеза о том, что просо-циальный подход относится к метапринципам развития образования. По мнению В. М. Полонского, метапринципы «рассматриваются как универсальные принципы, лежащие в основе всех принципов, объединяющих все научные знания» [Полонский, 2017, с. 632].

Например, В. И. Андреев к метапринципам развития высшего образования относит аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический и герменевтический [Андреев, 2010]. Дополняя эти принципы просоциальным, мы получаем возможность интеграции подходов, попытку нового осмысления современных проблем педагогики, педагогической деятельности, образования с позиции их пользы, благополучия, значимости для личности и социума.

Результаты исследования

В современной науке, преимущественно в социальной психологии, в гуманистической педагогике, педагогической антропологии, культурологии, аксиологии, педагогическом прогнозировании проведен достаточно детальный анализ предпосылок для обоснования просоциального подхода, а также, по результатам проведенного нами теоретического исследованимя, наметились 4 основные идеи, рассматривающие просоциаль-ную направленность образования и педагогической деятельности:

— как ориентации на ценности блага и пользы человеку и обществу;

— как ответ на вызовы современности;

— как специфическое поведение, способ помогающей деятельности;

— как «благополучный» вектор педагогического общения, гуманизации среды.

Выделение этих идей позволяет говорить о 4-х аспектах исследования просоциальной педа-

гогической деятельности: антрополого-аксиологическом, культурно-прогностическом, деятельностно-помогающем и гуманно-этическом. В связи с этим возникает необходимость обратиться к краткой характеристике указанных аспектов и идей.

Идея просоциальной направленности образования как ориентации на ценности блага и пользы человеку и обществу. При просоциальном подходе образование, профессионально-педагогическая деятельность рассматриваются в контексте идеи активности педагога для блага, пользы обществу, сообществам, индивидам [Ерошенкова, 2019].

Согласимся с мнением М. С. Сюповой и Н. А. Бондаренко, которые отмечают, что «признание образования правом человека влечет за собой признание его общественным благом, которое доступно всем. При этом с точки зрения степени пользования данным благом образование как совокупность образовательных услуг потребляется и используется строго индивидуально» [Сюпова, 2015].

Исследуя педагогическое образование с учетом требований просоциального подхода, мы исходим из того, что главным системообразующим фактором становления будущего педагога является формирование у него просоциальных установок, то есть «установок на просоциальное поведение - поведение, направленное на благо другого человека» [Смык, 2019, с. 2]. По мнению Р. М. Шамионова, просоциальная установка, то есть установка на просоциальность, интеграцию с группой, является существенным фактором душевного, личностного, субъектного, профессионального и другого благополучия [Шамионов, 2009, с. 49].

Идея просоциальной направленности образования как ответ на вызовы современности. Педагогическая деятельность по своей природе просоциальна, так как отвечает критерию социальной ответственности, нацелена в будущее, опирается на актуальные потребности, одобряемые в конкретное время государством, обществом, мировым сообществом, тем самым отвечая на их современные вызовы. По мнению D. J. Balliet, Wu, C. K. W. De Dreu, будущему педагогу и педагогу будущего предстоит решать задачи не только предметного, но и воспитательного, социального, надпредметного, помогающего характера [Balliet, 2014]. Это связывает педагогическую деятельность и профессиональную педагогическую подготовку будущих педагогов с

необходимостью формирования у них универсальных компетенций, навыков XXI в.

Как отмечает В. А. Янчук, анализируя идеи Л. Виспа, «педагогическая деятельность, как и любая другая общественно одобряемая деятельность, обуславливает определенные социальные последствия» [Янчук, 2005]. По мнению М. С. Сюповой и Н. А. Бондаренко, «просоци-альные последствия или эффекты педагогической деятельности отражают влияние на различные стороны общественной жизни: экономической, социальной, духовной, культурной, экологической и др. При этом по долгосрочности воздействия на будущие поколения просоциальный эффект образования бессрочен, так как проявляется у людей через преемственность культурно-национальных традиций. С точки зрения просо-циальности потребление образования значительной частью общества предполагает повышение культурного уровня населения, снижение преступности, расширение перспектив занятости и так далее. Просоциальные выгоды от образования могут выступать и в виде более высоких заработков в будущем; доступа к перспективной и престижной работе и др» [Сюпова, 2015].

Рассматривая вызовы современности, необходимо обратиться к мнению П. А. Кислякова, Е. А. Шмелевой, М. О. Александрович, которые отмечают, что «в последние годы в нашей стране сформировался общественный запрос на развитие социальной активности подрастающего поколения. Среди молодежи популяризируются новый образ мыслей и установки, направленные на просоциальное поведение личности. Происходит активное развитие волонтерского движения, распространяются практики благотворительности, пропаганда милосердия, помощи людям в экстремальных и трудных жизненных ситуациях, забота о сбережении среды обитания, сохранении традиционных культурных и исторических ценностей и традиций, формируется общественно одобряемый облик человека, действующего бескорыстно и безвозмездно на благо других людей и общества» [Кисляков, 2020, с. 119-120].

В свою очередь, просоциальные доминанты в понимании образования влекут неизбежное развитие педагогического образования, уточнение содержания терминосистемы педагогики, как, например, произошло с уточнением понятия «воспитание» в ФЗ «Об образовании в РФ» в 2020 г. [Российская Федерация. Законы. Об образовании ... , 2012]. Просоциальное осознание и принятие воспитания как национального госу-

дарственного приоритета приводит к модернизации содержания и форм реализации воспитательной деятельности. Это, безусловно, должно отразиться на системе подготовки будущих учителей. В ежегодном послании президента Федеральному собранию 21 апреля 2021 г. В. В. Путин отметил: «Прошу уделить самое пристальное внимание современной подготовке будущих учителей. От них во многом зависит будущее России» [Полный текст послания президента ... , 2021].

Идея просоциальной направленности образования как специфического поведения, способа помогающей деятельности. По мнению многих ученых (D. Krebs (1982), R. B. Cialdini, N. Eisenberg, R. Shell, H. McCreath (1987), Y. BarTal (1992), N. Eisenberg, G. Carlo, B. Murphy, P. Van Court (1995), N. Eisenberg, T. L. Spinrad (2016), просоциальное поведение находится в определенном соотношении с «помогающим поведением». Например, Р. Чалдини, Д. Кенрик и С. Нейберг полагают, что просоциальное поведение шире помогающего, так как его диапазон простирается от мимолетной любезности через благотворительную деятельность до помощи человеку, оказавшемуся в трудной ситуации [Чалдини, 2002]. В свою очередь, Е. П. Ильин указывает, что существует необходимость подчеркивать характер помощи, поскольку она может быть как просоциальной, так и антисоциальной (помочь сбежать преступнику, украсть что-либо и т. п.) [Ильин, 2013, с. 8]. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на безопасном, позитивном просоциальном поведении.

В своих исследованиях М. В. Ерохова конкретизирует содержание помощи и говорит о «педагогической помощи, связанной с адаптацией обучающихся к новым условиям обучения, помощи в развитии коммуникативных навыков, помощи в познании школьником себя, помощи в самоопределении, эмоциональной поддержке и др.» [Ерохова, 2004]. «Помогающее поведение учителя, по ее мнению, - это составляющая профессионального поведения педагога, включающая педагогические действия, основанные на помогающем отношении к ребенку и направленные на помощь в адаптации и развитии его личности» [Ерохова, 2004]. При этом «помогающие отношения - это отношения, которые характеризуются принятием человека как индивида, имеющего ценность, эм-патическим пониманием его и открытостью проявляемых чувств» [Роджерс, 2002]. «Педагогическая помощь, определяя пути решения актуаль-

ных школьных проблем и базируясь на современных достижениях психологии, акмеологии, антропологии, позволяет достаточно широко привлекать психологические механизмы анализа различных аспектов образовательного процесса и использовать возможности коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон педагогического общения для гуманизации отношений «педагог - ученик» [Ерохова, 2004].

Особенность просоциальной помогающей деятельности педагога определяется тем, что «она связана с постоянной необходимостью принимать управленческие решения, использовать ак-меолого-психолого-педагогические данные,

включать в процесс переподготовки в целях повышения эффективности деятельности и понимания особенностей развития детей использование скрытых и нереализованных возможностей» [Михайлова, 2001].

Идея просоциальной направленности образования как «благополучного» вектора педагогического общения, гуманизации среды. Как отмечают J. C. Lay, C. A. Hoppmann, «на групповом уровне просоциальное поведение является «социальным клеем», который скрепляет людей и способствует их мирному сосуществованию и благополучию» [Lay, 2015], а также повышает благосостояние общества в целом [Ефремова, 2020].

Выдвижение просоциального подхода к развитию образования и педагогической деятельности связано с осмыслением современных мировых образовательных доминант, способствующих установлению гармоничных, гуманных отношений с другими [Itle-Clark, 2020; Boldrini, 2017].

Просоциальный подход к организации педагогической деятельности «является важным для регуляции внутри- и межгрупповых отношений, так как обеспечивает устойчивое развитие, формирование как каждой личности, социальных групп, так и общества» (К. А. Абульханова-Славская, О. Г. Дробницкий, С. К. Нартова-Бочавер, C. D. Batson, N. Eisenberg, P. R. Shaver, M. Mikulincer, K. Hill и др.) [Предикторы просоциального поведения ... , 2020].

С позиций просоциального подхода простое «общение между педагогом и обучающимся и даже его широта как таковые не означают детер-минантности благополучия. Важным показателем педагогического общения является его "про-социально-субъектный" характер, где личность представляется самой себе как способная контролировать ситуацию и в то же время обращена

к партнеру с просоциальными установками -дружественности, доверительности, компромис-сности и терпимости» [Шамионов, 2009, с. 178]. Таким образом, «благополучный» просоциаль-ный вектор педагогического общения заключается в доминировании доброжелательности, дружелюбия, сотрудничества, гуманизации среды.

Заключение

Выявление и обоснование методологии про-социального подхода применительно к развитию образования и педагогической деятельности позволило определить 4 основные идеи, рассматривающие просоциальную направленность образования и педагогической деятельности как ориентацию на ценности блага и пользы человеку и обществу; как ответ на вызовы современности; как специфическое поведение, способ помогающей деятельности; как «благополучный» вектор педагогического общения, гуманизации среды. Согласно этим идеям просоциальный подход понимается как совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, акцентирующих внимание в педагогической деятельности и профессиональной подготовке будущих педагогов на осмыслении современных вызовов, мировых образовательных доминант, направленных на благо и пользу, создание условий, инициирующих помогающее поведение, способствующих установлению гармоничных отношений с другими и проявлению гуманных качеств личности.

Просоциальный подход предполагает, что процесс образования и осуществления педагогической деятельности должен быть обращен к формированию и развитию у педагогов и будущих педагогов компетенций, направленных на содействие благополучию личности в настоящем и на перспективу, и реализовываться посредством

— принятия человека, его социального благополучия как центра профессионально-педагогической, воспитательной деятельности;

— осознания потребности развития педагогической деятельности и профессиональной подготовки будущих педагогов в направлении расширения спектра востребованных знаний, навыков, личностных характеристик, универсальных компетенций XXI в. для устойчивого развития и самореализации;

— овладения навыками оказания педагогической помощи, поддержки при решении ситуаций неблагополучия детей и взрослых, базироваться на современных достижениях психологии, ак-меологии, антропологии, социологии, культуро-Идеи просоциального подхода к развитию образования

логии, валеологии, футурологии, дидактики, теории и методики воспитания, юногогики, деонтологии, социальной педагогики, педагогики сотрудничества, общей заботы, ненасилия и пр.;

— создания разделяемого чувства «мы» при гуманизации отношений, организации «благополучного» вектора и этики педагогического общения, солидарности, сотрудничества, развития образовательной среды, экосистемы.

Применение просоциального подхода в педагогической деятельности и профессиональной подготовке будущих педагогов способствует формированию у них просоциальных установок, просоциальной компетентности, основанных на доброжелательности, неконфликтности, помогающих технологиях, и переносу просоциальных технологий не только в профессиональную сферу, но и в повседневную жизнь [Shin, 2019]. Как следствие, просоциальный эффект ведет к уменьшению социальных конфликтов, принятию просоциальных практик и моделей поведения как катализатора в воссоздании, укреплении внутри и вне образовательных организаций созидательных, заботливых сообществ [Boldrini, 2017].

Просоциальный подход носит позитивистский (социально положительное, просоциальное поведение человека привносит в его жизнь положительный смысл), частично феноменологический и экзистенциальный характер. С точки зрения развития педагогического образования и педагогической деятельности разработка просоциаль-ного подхода, отвечающего актуальным запросам современного общества, способствует появлению и становлению достаточно новых научных конструктов - просоциального образования и просоциальной педагогики.

Библиографический список

1. Андреев В. И. Концептуальная педагогическая прогностика : монография. Казань : Центр инновационных технологий, 2010. 220 с.

2. Горлова Н. И. Организация волонтерского движения на базе высших учебных заведений России: тенденции и приоритеты развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2017. № 4. С. 124-131. DOI: 10.18384/2310-676X-2017-4-124-131

3. Ерохова М. В. Помогающее поведение учителя : сущность и пути формирования. Ульяновск : УИПКПРО, 2004. 84 с.

4. Ерошенкова Е. И. Просоциальная направленность педагогической деятельности в современной науке и образовании: от сущности к содержанию // Научный результат. Педагогика и психология образо-

вания. 2019. Т. 5. № 2. С. 3-16. DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-2-0-1

5. Ерошенкова Е. И. Формирование человеческого капитала и просоциальных установок обучающихся вузов / Е. И. Ерошенкова, И. Ф. Исаев, Н. В. Ерошенков, С. И. Тарасова, А. В. Дуплякина // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 66-79. doi: 10.32744/pse.2021.1.5

6. Ефремова М. В. Взаимосвязь индивидуальных ценностей и просоциального поведения в онлайн- и офлайн-контекстах / М. В. Ефремова, М. А. Бульцева // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 1. С. 107-126. doi:10.17759/sps.2020110107

7. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. Санкт-Петербург : Питер, 2013. 304 с.

8. Кисляков П. А. Системно-личностные детерминанты безопасного просоциального поведения личности // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 79-91. DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.07

9. Кисляков П. А. Моральные основания и социальные нормы безопасного просоциального поведения молодежи / П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева, М. О. Александрович // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 10. С. 116-138. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-10-116-138. С. 119-120

10. Кисляков П. А. Современное волонтерство в воспитании просоциального поведения личности / П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева, О. Говин // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 6. С. 122-145. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-6-122-145

11. Кухтова Н. В. Компоненты «ядра» личности просоциального специалиста помогающих профессий // Современная образовательная психология в подготовке специалистов помогающих профессий: актуальные проблемы теории и практики оказания помощи другим / под ред. Э. В. Котляровой. Могилев, 20 ноября 2018 г. Могилев : Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2019. С. 62-67.

12. Кухтова Н. В. Паттерны просоциального поведения / Н. В. Кухтова, Е. И. Сотникова // Научные труды республиканского института высшей школы. 2020. № 20 (3). С. 156-162. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44046934_944 96896.pdf (дата обращения: 16.07.2021).

13. Михайлова Н. Н. Педагогика поддержки / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. Москва : МИРОС, 2001. 208 с.

14. Новиков А. М. Методология образования. Москва : Эгвес, 2006. 488 с.

15. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Обзор изменений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Редакция от 31.07.2020 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_146342/d7999b1c631479bf56d4565678b5291

d5aec1d59/ (дата обращения: 16.07.2021).

16. Платонова Я. С. Оценка эффективности программы социально-эмоционального и просоциального обучения детей начальной школы / Я. С. Платонова, И. А. Савенкова // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6. № 3. С. 26-40. DOI: 10.18413/2313-8971 -2020-6-3 -0-3

17. Полный текст послания президента Федеральному Собранию 2021. Стенограмма выступления Владимира Путина // Комсомольская правда. 21.04.2021. URL: https://www.kp.ru/daily/27268.4/4401679/ (дата обращения: 16.07.2021).

18. Полонский В. М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. Москва : Народное образование, 2017. 840 с., с. 632

19. Попова И. В. Феномен эмпатии в поведении населения как стимулятор просоциального поведения в личностном развитии / И. В. Попова, Е. А. Серова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 4. С. 86-91. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-86-91

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Предикторы просоциального поведения в современных исследованиях: межкультурный аспект : монография / Н. В. Кухтова и др. ; под ред. Н. В. Кухтовой. Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2020. 170 с.

21. Пургина Е. И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке. Екатеринбург : УГПУ, 2015. 275 с.

22. Роджерс К. Свобода учиться / К. Роджерс, Д. Фрейберг, А. Б. Орлов. Москва : Смысл, 2002. 527 с.

23. Смык Ю. В. Социальные установки юношей и девушек в отношении просоциального поведения / Ю. В. Смык, А. А. Кудрявцева // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN419.pdf (дата обращения: 16.07.2021).

24. Сюпова М. С. Образование как социально значимое благо / М. С. Сюпова, Н. А. Бондаренко // Ученые заметки ТОГУ 2015. Т. 6. № 1. С. 273-277.

25. Чалдини Р. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! / Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг. Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 256 с.

26. Шамионов Р. М. Психология социального поведения личности. Саратов : Издательский центр «Наука», 2009. 186 с.

27. Янчук В. А. Введение в современную социальную психологию. Минск : АСАР, 2005. 768 с.

28. Balliet D. Ingroup favoritism in cooperation: A meta-analysis / D. Balliet, J. Wu, C. K. W. De Dreu // Psychological Bulletin. 2014. № 140. P. 1556-1581. doi: 10.1037/a0037737

29. Boldrini F. Prosocialità Nella Scuola Superiore: Una Guida per i Docenti. Montesca : ALICE, 2017. 118 р.

30. Cherniss C. Emotional Intelligence: New Insights and Further Clarifications // Industrial and Organizational Psychology. 2010. № 3. P. 183-191. DOI: 10.1111/j.1754-9434.2010.01222.x

31. Gerbino M. Adolescents' prosocial behavior predicts good grades beyond intelligence and personality traits / M. Gerbino, A. Zuffiano, N. Eisenberg, V. Castellani, B. P. Luengo Kanacri, C. Pastorelli, G. V. Caprara // Journal of Personality. 2018. № 86 (2). P. 247-260. https://doi.org/10.1111/jopy.12309

32. Gouveia V V The bright side of the human personality: evidence of a measure of prosocial traits / V. V Gouveia, I. C. V. de Oliveira, A. S. de Moura Grangeiro, R. P. Monteiro, G. L. de Holanda Coelho // Journal of Happiness Studies. 2021. № 22 (3). P. 1459-1480.

https://doi.org/10.1007/s10902-020-00280-2

33. House B. R. How do social norms influence prosocial development? // Current Opinion in Psychology. 2018. № 20. P. 87-91. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2017.08.011

34. Itle-Clark S. A proposal for humane pedagogy / S. Itle-Clark, E. Comaskey // International Journal of Humane Education. 2020. 1 (1). P. 1-31.

35. Johnson M. Where Are Our Values Bred? Sources of Moral Norms // Morality for Humans. 2021. № 2. P. 48-72. https:// /doi/10.7208/9780226113548-004

36. Lay J. C. Altruism and Prosocial Behavior / J. C. Lay, C. A. Hoppmann // Encyclopedia of Geropsy-chology. 2015. P. 1-9.

37. Longobardi C. Student-teacher relationship quality and prosocial behaviour: The mediating role of academic achievement and a positive attitude towards school / C. Longobardi, M. Settanni, S. Lin, M. A. Fabris // British Journal of Educational Psychology. 2021. https://doi.org/10.1111/bjep.12378

38. Martela F. The benefits of benevolence: Basic psychological needs, beneficence, and the enhancement of well-being / F. Martela, R. M. Ryan // Journal of Personality. 2016. № 84. P. 750-764. doi:10.1111/jopy.12215

39. Overgaard C. Rethinking volunteering as a form of unpaid work // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2019. № 48 (1). P. 128-145. https://doi.org/10.1177/0899764018809419

40. Shin H. Friendscip Processes Around Prosocial and Aggressive Behaviors: The Role of Teacher-Student Relatedness and Differences Between Elementary-School and Middle-School Classrooms / H. Shin, A. M. Ryan, E. North // Merrill-Palmer Quarterly, 2019. Vol. 65, № 2. P. 232-263. DOI: 10.13110/merrpalmquar1982. 65. 2. 0232

41. Thielmann I. Personality and prosocial behavior: A theoretical framework and meta-analysis / I. Thielmann, G. Spadaro, D. Balliet // Psychological Bulletin. 2020. № 146(1). P. 30-90. https://doi.org/10.1037/bul0000217

42. Tsang K. K. Teachers' emotions in the context of education reform: labor process theory and social con-

structionism / K. K. Tsang, T. L. Kwong // British Journal of Sociology of Education. 2017. № 38. P. 841-855. DOI: 10.1080/01425692.2016.1182007

43. Valor C. The relationship between moral competences and sustainable consumption among higher education students / C. Valor, P. Antonetti, A. Merino // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 248. P. 119-161. https ://doi.org/10.1016/j.j clepro .2019.119161

Reference list

1. Andreev V. I. Konceptual'naja pedagogicheskaja prognostika = Conceptual pedagogical prognostication: monograph : monografija. Kazan' : Centr innovacionnyh tehnologij, 2010. 220 s.

2. Gorlova N. I. Organizacija volonterskogo dvizheni-ja na baze vysshih uchebnyh zavedenij Rossii: tendencii i prioritety razvitija = Organization of a volunteer movement on the basis of higher educational institutions of Russia: trends and priorities for development // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Istorija i politicheskie nauki. 2017. № 4. S. 124-131. DOI: 10.18384/2310-676X-2017-4-124-131

3. Erohova M. V. Pomogajushhee povedenie uchitelja: sushhnost' i puti formirovanija = Teacher assistance behavior: essence and ways of formation. Ul'janovsk : UIPKPRO, 2004. 84 s.

4. Eroshenkova E. I. Prosocial'naja napravlennost' pedagogicheskoj dejatel'nosti v sovremennoj nauke i obrazovanii: ot sushhnosti k soderzhaniju = Prosocial orientation of pedagogical activity in modern science and education: from essence to content // Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2019. T. 5. № 2. S. 3-16. DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-2-0-1

5. Eroshenkova E. I. Formirovanie chelovecheskogo kapitala i prosocial'nyh ustanovok obuchajushhihsja vuzov = Formation of human capital and prosocial attitudes of university students / E. I. Eroshenkova, I. F. Isaev, N. V Eroshenkov, S. I. Tarasova, A. V. Dupljakina // Perspektivy nauki i obrazovanija. 2021. № 1 (49). S. 66-79. doi: 10.32744/pse.2021.1.5

6. Efremova M. V Vzaimosvjaz' individual'nyh cen-nostej i prosocial'nogo povedenija v onlajn- i oflajn-kontekstah = Relationship of individual values and prosocial behavior in online and offline contexts / M. V. Efremova, M. A. Bul'ceva // Social'naja psihologija i obshhestvo. 2020. T. 11. № 1. S. 107-126. doi:10.17759/sps.2020110107

7. Il'in E. P. Psihologija pomoshhi. Al'truizm, jegoizm, jempatija = Psychology of help. Altruism, selfishness, empathy. Sankt-Peterburg : Piter, 2013. 304 s.

8. Kisljakov P. A. Sistemno-lichnostnye determinanty bezopasnogo prosocial'nogo povedenija lichnosti = Systemic-personal determinants of safe prosocial personality behavior // Sistemnaja psihologija i sociologija. 2019. № 4 (32). S. 79-91. DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.07

9. Kisljakov P. A. Moral'nye osnovanija i social'nye normy bezopasnogo prosocial'nogo povedenija mo-lodezhi = Morale and social standards of safe prosocial

behaviour of young people / P. A. Kisljakov, E. A. Shmeleva, M. O. Aleksandrovich // Obrazovanie i nauka. 2020. T. 22. № 10. S. 116-138. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-10-116-138. S. 119-120

10. Kisljakov P. A. Sovremennoe volonterstvo v vospitanii prosocial'nogo povedenija lichnosti = Modern volunteering in the education of prosocial personality behavior / P. A. Kisljakov, E. A. Shmeleva, O. Govin // Obrazovanie i nauka. 2019. T. 21. № 6. S. 122-145. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-6-122-145

11. Kuhtova N. V. Komponenty «jadra» lichnosti prosocial'nogo specialista pomogajushhih professij // Sov-remennaja obrazovatel'naja psihologija v podgotovke spe-cialistov pomogajushhih professij: aktual'nye problemy teorii i praktiki okazanija pomoshhi drugim = Components of the «core» of the personality of a prosocial specialist of assisting professions // Modern educational psychology in the training of specialists of assisting professions: topical problems of the theory and practice of assisting others / pod red. Je. V. Kotljarovoj. Mogilev, 20 nojabrja 2018 g. Mogilev : Mogilevskij gosudarstvennyj universitet imeni A. A. Kuleshova, 2019. S. 62-67.

12. Kuhtova N. V Patterny prosocial'nogo povedenija = Patterns of prosocial behavior / N. V. Kuhtova, E. I. Sotnikova // Nauchnye trudy respublikanskogo insti-tuta vysshej shkoly. 2020. № 20 (3). S. 156-162. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44046934_944 96896.pdf (data obrashhenija: 16.07.2021).

13. Mihajlova N. N. Pedagogika podderzhki = Support pedagogy / N. N. Mihajlova, S. M. Jusfin. Moskva : MIROS, 2001. 208 s.

14. Novikov A. M. Metodologija obrazovanija = Education methodology. Moskva : Jegves, 2006. 488 s.

15. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Obzor izmenenij Federal'nogo za-kona ot 29.12.2012 № 273-FZ. Redakcija ot 31.07.2020 (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2020) = Russian Federation. Laws. On education in the Russian Federation: Review of amendments to the Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ. Revision from 31.07.2020. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_146342/d7999b1c631479bf56d4565678b5291 d5aec1d59/ (data obrashhenija: 16.07.2021).

16. Platonova Ja. S. Ocenka jeffektivnosti program-my social'no-jemocional'nogo i prosocial'nogo obuchenija detej nachal'noj shkoly = Evaluation of the effectiveness of the social, emotional and prosocial education programme for primary school children / Ja. S. Platonova, I. A. Savenkova // Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psi-hologija obrazovanija. 2020. T. 6. № 3. S. 26-40. DOI: 10.18413/2313-8971 -2020-6-3 -0-3

17. Polnyj tekst poslanija prezidenta Federal'nomu Sobraniju 2021. Stenogramma vystuplenija Vladimira Putina = The full text of the president's message to the Federal Assembly 2021. Transcript of Vladimir Putin's speech // Komsomol'skaja pravda. 21.04.2021. URL: https://www.kp.ru/daily/27268.4/4401679/ (data obrashhenija: 16.07.2021).

18. Polonskij V. M. Bol'shoj tematicheskij slovar' po obrazovaniju i pedagogike = Great thematic dictionary on education and pedagogy. Moskva : Narodnoe obra-zovanie, 2017. 840 s.

19. Popova I. V Fenomen jempatii v povedenii nase-lenija kak stimuljator prosocial'nogo povedenija v lich-nostnom razvitii = The phenomenon of empathy in population behavior as a stimulator of prosocial behavior in personal development / I. V. Popova, E. A. Serova // Vest-nik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. 2020. T. 26. № 4. S. 86-91. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-86-91

20. Prediktory prosocial'nogo povedenija v sov-remennyh issledovanijah: mezhkul'turnyj aspekt = Predictors of prosocial behavior in current research: intercultural aspect : monografja / N. V. Kuhtova i dr. ; pod red. N. V. Kuhtovoj. Vitebsk : VGU imeni P. M. Masherova, 2020. 170 s.

21. Purgina E. I. Metodologicheskie podhody v sov-remennom obrazovanii i pedagogicheskoj nauke = Methodological approaches in modern education and pedagogical science. Ekaterinburg, 2015. 275 s.

22. Rodzhers K. Svoboda uchit'sja = Freedom to learn / K. Rodzhers, D. Frejberg, A. B. Orlov. Moskva : Smysl, 2002. 527 s.

23. Smyk Ju. V Social'nye ustanovki junoshej i de-vushek v otnoshenii prosocial'nogo povedenija = Social attitudes of boys and girls towards pro-social behaviour / Ju. V. Smyk, A. A. Kudrjavceva // Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2019. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN419.pdf (data obrashhenija: 16.07.2021).

24. Sjupova M. S. Obrazovanie kak social'no znachimoe blago = Education as a socially important good / M. S. Sjupova, N. A. Bondarenko // Uchenye za-metki TOGU. 2015. T. 6. № 1. S. 273-277.

25. Chaldini R. Social'naja psihologija. Pojmi drugih, chtoby ponjat' sebja! = Social psychology. Understand others to understand yourself! / R. Chaldini, D. Kenrik, S. Nejberg. Sankt-Peterburg : Prajm-EVROZNAK, 2002. 256 s.

26. Shamionov R. M. Psihologija social'nogo povedenija lichnosti = Psychology of social behavior of the individual. Saratov : Izdatel'skij centr «Nauka», 2009. 186 s.

27. Janchuk V. A. Vvedenie v sovremennuju so-cial'nuju psihologiju = Introduction to modern social psychology. Minsk : ASAR, 2005. 768 s.

28. Balliet D. Ingroup favoritism in cooperation: A meta-analysis / D. Balliet, J. Wu, C. K. W. De Dreu // Psychological Bulletin. 2014. № 140. P. 1556-1581. doi:10.1037/a0037737

29. Boldrini F. Prosocialita Nella Scuola Superiore: Una Guida per i Docenti. Montesca : ALICE, 2017. 118 r.

30. Cherniss C. Emotional Intelligence: New Insights and Further Clarifications // Industrial and Organizational

Psychology. 2010. № 3. R. 183-191. DOI: 10.1111/j. 1754-9434.2010.01222.x

31. Gerbino M. Adolescents' prosocial behavior predicts good grades beyond intelligence and personality traits / M. Gerbino, A. Zuffiano, N. Eisenberg, V. Castellani, B. P. Luengo Kanacri, C. Pastorelli, G. V. Caprara // Journal of Personality. 2018. № 86 (2). P. 247-260. https://doi.org/10.1111/jopy.12309

32. Gouveia V. V The bright side of the human personality: evidence of a measure of prosocial traits / V. V Gouveia, I. C. V. de Oliveira, A. S. de Moura Grangeiro, R. P. Monteiro, G. L. de Holanda Coelho // Journal of Happiness Studies. 2021. № 22 (3). R. 1459-1480.

https://doi.org/10.1007/s10902-020-00280-2

33. House B. R. How do social norms influence prosocial development? // Current Opinion in Psychology. 2018. № 20. R. 87-91. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2017.08.011

34. Itle-Clark S. A proposal for humane pedagogy / S. Itle-Clark, E. Comaskey // International Journal of Humane Education. 2020. 1 (1). P. 1-31.

35. Johnson M. Where Are Our Values Bred? Sources of Moral Norms // Morality for Humans. 2021. № 2. R. 48-72. https:// /doi/10.7208/9780226113548-004

36. Lay J. C. Altruism and Prosocial Behavior / J. C. Lay, C. A. Hoppmann // Encyclopedia of Geropsy-chology. 2015. P. 1-9.

37. Longobardi C. Student-teacher relationship quality and prosocial behaviour: The mediating role of academic achievement and a positive attitude towards school / C. Longobardi, M. Settanni, S. Lin,

M. A. Fabris // British Journal of Educational Psychology. 2021. https://doi.org/10.1111/bjep.12378

38. Martela F. The benefits of benevolence: Basic psychological needs, beneficence, and the enhancement of well-being / F. Martela, R. M. Ryan // Journal of Personality. 2016. № 84. P. 750-764. doi:10.1111/jopy.12215

39. Overgaard C. Rethinking volunteering as a form of unpaid work // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2019. № 48 (1). R. 128-145. https://doi.org/10.1177/0899764018809419

40. Shin H. Friendscip Processes Around Prosocial and Aggressive Behaviors: The Role of Teacher-Student Relatedness and Differences Between Elementary-School and Middle-School Classrooms / H. Shin, A. M. Ryan, E. North // Merrill-Palmer Quarterly, 2019. Vol. 65, № 2. P. 232-263. DOI: 10.13110/merrpalmquar1982.65.2.0232

41. Thielmann I. Personality and prosocial behavior: A theoretical framework and meta-analysis / I. Thielmann, G. Spadaro, D. Balliet // Psychological Bulletin. 2020. № 146(1). R. 30-90. https://doi.org/10.1037/bul0000217

42. Tsang K. K. Teachers' emotions in the context of education reform: labor process theory and social constructionism / K. K. Tsang, T. L. Kwong // British Journal of Sociology of Education. 2017. № 38. R. 841-855. DOI: 10.1080/01425692.2016.1182007

43. Valor C. The relationship between moral competences and sustainable consumption among higher education students / C. Valor, P. Antonetti, A. Merino // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 248. R. 119-161. https://doi.org/10.1016/jjclepro.2019.119161

Статья поступила в редакцию 16.08.2021; одобрена после рецензирования 06.09.2021; принята к публикации 25.09.2021.

The article was submitted on 16.08.2021; approved after reviewing 06.09.2021; accepted for publication on 25.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.