ИДЕИ ПРОЛЕТКУЛЬТА В ТЕАТРАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИБИРИ 1920-Х ГОДОВ
Елена Вячеславовна Сотникова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат исторических наук, доцент кафедры правовых и социальных наук, тел. (383)343-29-11, e-mail: sotnikovaev@mail.ru
В статье рассматриваются формы воплощения идей Пролеткульта в Сибири. Художественное развитие творческих коллективов складывалось в противоречивых условиях. Политическими и экономическими факторами определялись формы и методы работы театров со зрителями: политобозрение, монтаж инсценированных обозрений, политсатира, лубок, гротеск - выразительные средства на злободневные темы политического, антирелигиозного характера.
Ключевые слова: Пролеткульт, «живая газета», «Синяя блуза», театр рабочей молодёжи, агитационная бригада, культурно-массовая работа, репертуар, театральное просвещение.
PROLETCULT THEATRICAL IDEAS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES IN SIBERIA
1920s
Elena V. Sotnikova
Siberian state geodetic academy, 630108, Russia, Novosibirsk, str. Plahotny, 10, candidate of historical sciences, senior lecturer of faculty of humanities, tel. (383)343-29-11, е-mail: sotnikovaev@mail.ru
Some forms of Proletkult (proletarian culture) ideas realization in Siberia are considered. Artistic skills of creative staffs developed under contradictory conditions. The forms and methods of the theater work with audience were determined by political and economic factors. Political review, sketches, political satire, primitivistic style performances, and grotesque were expressive means of performing on topical subjects of political and anti-religious character.
Key words: Proletkult (proletarian culture), “live newspaper”, “Blue Blouse”, theatre of working youth, team of propagandists, cultural work, repertoire, theatrical education.
Потерпев поражение в центре России, пролеткультовский театр во второй половине 1920-х годов перебазируется в Сибирь. Широковещательные гастроли его Московского и Ленинградского театров имели целью создание сибирского отделения Пролеткульта. Так, за время двухнедельных гастролей в 1929 г. в Восточной Сибири театра ленинградского Пролеткульта его спектакли посетили 16,5 тыс. рабочих, было организовано 5 диспутов о театре, создано Общество рабочего театра1. В Сибири пролеткультовские идеи получили воплощение в «живых газетах», в движении «синеблузников», театрах Пролеткульта и театрах рабочей молодёжи (ТРАМах). Такое театральное направление изначально имело, как считали его идеологи, все шансы стать атрибутом пролетарской культуры.
1 Власть труда. 1929. 23 августа.
Название «Живая газета» отражала существо жанра - это были политобозрения, монтажи инсценированных обозрений, докладов, лекций. Так, в клубе им. К. Либкнехта действовала «Живая газета» Енроста «Гудок»2. При клубе работников связи им. Подбельского в Иркутске была организована «Живая газета» «Антре»3, довольно частыми были выступления «Живой газеты», созданной при клубе Октябрьской революции4. «Живая газета» рабочих-строителей Барнаула «Топор» действовала в 1925-1928 гг., в кружке состояло 18 человек. Новосибирские строители создали свою «живую газету» «Пила». Железнодорожники Барнаула в конце 1926 года создали ежемесячный журнал «Живой гудок». Шесть номеров журнала посетило 7500 человек, на февральском номере 1927 года присутствовало 2 тысячи зрителей5.
По содержанию и манере выступления близка к «Живым газетам» была «Синяя блуза». Первоначально так назывался московский кружок института журналистики, организатором и руководителем которого в 1923 г. был Б. Южанин. Участники его выступали в синих блузах - традиционной одежде рабочих-металлистов, ставшей символом рабочей одежды вообще, -отсюда и его название. Синяя блуза стала униформой агитационных бригад. Декламация, политсатира, пение, музыка, пляска, лубок, гротеск -выразительные средства «синеблузников». Гастроли 1 -го московского театра «Синяя блуза» весной 1926 года способствовало началу новой волны Пролеткульта в Сибири, появлению «синеблузных» кружков. Им был свойствен культ агитки. В середине 1920-х годов «Синяя блуза» действовала при Маратовском Рабочем Дворце в Иркутске6. Репертуар «Синей блузы» складывался из номеров на злободневные темы политического, антирелигиозного характера. Представления «синеблузников» состояли из нескольких номеров, шедших под музыку, подобранную отовсюду. Использовали русские песни, цыганские романсы, опереточные куплеты. Со временем за каждой группой героев закрепился свой мотив. Акулы империализма и буржуазные министры излагали свои ультиматумы под звуки «Камаринской» или «Разлука ты, разлука...», нэпманам полагалось «разоблачаться» под звуки оперетт и цыганских романсов. Номера «Синей блузы» иркутского клуба Октябрьской революции были посвящены, например, конфликту на КВЖД, имели антиалкогольные и антирелигиозные тематики7.
В 1925 г. «Синяя блуза» при Красноярском клубе им. К. Либкнехта ставила спектакли «под Мейерхольда». Так, «Горе от ума» шло без занавеса: после каждого действия актёры уходили за кулисы и, накинув спецовку, возвращались на сцену с новой декорацией на плечах. Софья - на виду у зала
2 Красноярский рабочий. 1922. 24 февраля.
3 ГАИО. Ф. Р-160. Оп. 1. Д. 359. Л. 1-1 об.
4 Власть труда. 1927. 10 апреля.
5 Красный Алтай. 1927. 20 февраля.
6 ГАИО. Ф. Р-160. Оп. 1. Д. 342. Л. 441.
7 Власть труда. 1930. 24 июня.
- держала косяк, а Чацкий стучал молотком, его прибивая8. Происходящее на сцене воспринималось как новаторство. При постановке «Праздника Йоргена» «синеблузники» пошли ещё дальше - притащили огромный колокол с заброшенной церкви - играть так играть. Вот оно - отсутствие элементарной культуры так называемых новаторов театрального просвещения. Хотя были и попытки как-то «улучшить» работу «Синей блузы» и «Живой газеты». Так, в феврале 1927 года вопросы качества выступлений обсуждали в Новосибирске 200 «синеблузников»9. Большое значение придавалось подготовке кружковцев (обучение искусству игры, пения), увеличению времени на репетиционную работу.
К концу 1920-х гг. «Синяя блуза» начала испытывать кризис, что объяснялось отсутствием творчества как такового, повтором тематики выступлений. Однообразие «живой газеты», агитсудов отмечены были в сибирской печати. Показателен, например, такой факт: работавшая при железнодорожном клубе в Барнауле с августа 1924 по весну 1925 года «Синяя блуза» в итоге распалась, так как руководитель Лучинин сбежал10.
На смену «Синей блузе» явились Театры рабочей молодёжи (ТРАМы). ТРАМовское движение особенно активно развивалось в конце 1920-х -начале 1930-х годов. Своего апогея рабочий театр в Сибири достиг в 1928 году. В марте 1928 года на совещании при агитпропотделе Сибирского крайкома ВЛКСМ рассматривался вопрос об организации в Новосибирске Театра рабочей молодёжи11. В качестве базы ТРАМа предполагалось использовать имевшийся в Красноярске Театр молодых актёров драмы, созданный из клубных кружковцев. Задачи своей работы ТРАМ определял следующим образом: во-первых, представить зрителям современный
репертуар; во-вторых, оказать помощь юношеским секциям рабочих клубов в культурно-массовой работе. Руководство ТРАМом предусматривалось возложить на Сибполитпросвет. В мае 1928 года ТРАМ начал свою работу.
Театральное образование и просвещение в рассматриваемый период развивались под сильным влиянием политической и экономической конъюнктуры. Но всё-таки доминирующим в процессе эволюции театрального образования и просвещения стал политический фактор, что было связано с формированием в стране тоталитарного режима. Государственная политика по развитию самодеятельных театров в первые послереволюционные годы, стремление организовать театр в каждом уездном городе привели к появлению большого отряда театральной интеллигенции, основная часть которой представляла собой малоквалифицированных работников (маргинальная театральная интеллигенция).
8 Народный свет дворцов культуры. Художественное народное творчество г. Красноярска в ХХ веке. - Красноярск, 2001. - С. 16.
9 Советская Сибирь. 1927. 15 февраля.
10 Красный Алтай. 1925. 21 июня.
11 Сотникова Е.В. Театральное просвещение в Сибири в 1920-е годы: самодеятельное творчество // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. - Новосибирск: СГГА, 2013. - С. 130.
Художественное развитие творческих коллективов складывалось в противоречивых условиях. Огромное внимание уделялось самодеятельным, передвижным, агитационным, а затем молодёжным и пролеткультовским театрам и студиям, поскольку они как нельзя лучше подходили для поставленной цели. Формы и методы работы театров со зрителями определялись как политическими, так и экономическими факторами. Почти всецелое использование партийно-государственными органами театра в качестве средства политического воспитания населения привело к тому, что театральные вкусы зрительской аудитории оказались сильно политизированными и художественно слабыми.
Яркие события в театральной жизни можно наблюдать в Омске, Томске («Сибирских Афинах»), Иркутске, что связано с относительно высоким уровнем культуры в этих городах в целом. В целом профессиональный уровень сибирских артистов был намного ниже уровня столичных театров, однако, несмотря на это, в Сибири работали яркие личности, деятели художественного образования и просвещения, такие, как В.В. Гарденин, Н.П. Охлопков, А.Э. Рошковский, И.Г. Калабухов, Н.И. Дубов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГАИО. Ф. Р-160. Оп. 1. Д. 342.
2. ГАИО. Ф. Р-160. Оп. 1. Д. 359.
3. Власть труда. 1927. 10 апреля.
4. Власть труда. 1929. 23 августа.
5. Власть труда. 1930. 24 июня.
6. Красноярский рабочий. 1922. 24 февраля.
7. Красный Алтай. 1925. 21 июня.
8. Красный Алтай. 1927. 20 февраля.
9. Советская Сибирь. 1927. 15 февраля.
10. Народный свет дворцов культуры. Художественное народное творчество г. Красноярска в ХХ веке. - Красноярск: Буква, 2001. - 400 с.
11. Сотникова Е. В. Театральное просвещение в Сибири в 1920-е годы: самодеятельное творчество // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). -Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 1. - С. 127-132.
© Е. В. Сотникова, 2014