УДК 75.036(470) Рерих Н.
Л.В.Бузина
Идеи, положенные в основу живописного творчества Н. К. Рериха1
Н. К. Рерих понимал высокое воспитательное значение искусства. Он знал, что искусство только тогда становится истинным, способным пережить века, когда в творение рук человеческих вкладывается идея. Все его картины, наполненные красотой и неисчерпаемостью мысли, выраженной в величественных и простых символах, реалистичны. Его творчество - процесс особого огненного напряжения, потому оно светоносно и целительно.
Ключевые слова: мысль, символ, Свет
L. V. Buzina
The ideas founded the picturesque creativity of Nicolas Roerich
Nicolas Roerich understanded high educational significance of art. He was aware that art is becomes true and able to go through ages only at that time, when some idea was put in human creation. All his pictures are realistic they inflated by beauty and inexhaustible thought, expressed in majestic and simple symbols. Roerich creative work is a process of a special fire tension why it is lightful and healing.
Keywords: thought, symbol, Light
Я думаю, каждый согласится, что Н. К. Рерих художник совершенно необыкновенный. Его не спутаешь ни с одним другим художником. Каждая его картина -это прекрасная симфония красочных созвучий, гармоничность сочетания всех ее частей, мастерство исполнения. Однако главное в картинах Рериха - красота и неисчерпаемость мысли, выраженная в величественных и простых, порой даже трогательных, образах. С каждым мазком кисти этот художник-реалист наслаивал идеи, истинные впечатления действительности, не желая следовать обыденности и трафарету, присущим очевидности. Утверждая свободу творчества, Рерих своим примером подтверждал слова Учения Живой Этики об искусстве: «Все великое в нем необычно. Дух истинного труженика искусства бесстрашно разрушает стены ограничений, воздвигнутые невежеством. Поистине является новатором он в своей сфере... Следование трафарету не будет его свойством. Свобода творчества под стать только сильному духу»2.
Искусство только тогда становится истинным, способным пережить века, когда в творение рук человеческих вкладывается идея. Такое искусство становится магнитом творчества. «Люди очень чувствительны к ощущению идеи, вложенной в краски, музыку или мрамор. Правда, не все, но истинные ценители - всегда. Так, истинное искусство передает через внешнюю форму идею, заключенную в ней»3.
Какие же идеи вкладывал Рерих в свои живописные произведения? Их много и каждая глубока и многослойна. Остановимся хотя бы кратко на некоторых из них.
Начав путь живописца, как исторический художник, как художник-археолог, Рерих стремился осознать прошлое, которое могло дать некоторые пояснения о причинах всевозможных жизненных проявлений. Он понимал, что нужно научиться не унижать прошлое, ибо, как говорится в Учении, на потенциале прошлого рождается будущее.
Изучая далекую эпоху, сопоставляя ее с современностью, Рерих мечтал увидеть в будущем прекрасный мир единения природы и человеческого духа.
Именно это имел он ввиду, когда писал: «Из чудесных седых камней прошлого стройте светлое будущее»4. Стремление передать дух далекой эпохи с ее вековыми традициями, с ощущением радости жизни и мечтой о мировой гармонии, нашли свое отражение в картинах: «Гонец. Восста род на род», «Сходятся старцы», «Заморские гости», «Волокут волоком», «Задумывают одежду» и других. При этом для художника важно было не столько показать реальный предметный мир, сколько передать свои сокровенные мысли, мироощущения, что требовало определенной символики. Потому каждый образ Рериха, по внутреннему смыслу и способу выражения, воспринимается как некий творческий знак.
Как говорится в Учении Живой Этики: «...или будущее или мудрость веков»5. Умение сочетать знание прошлого со стремлением в будущее, которому Рерих следовал всю жизнь, нашло свое отражение в живописных полотнах, изображающих светлые образы великих Учителей человечества: Зоротустры, Христа, Сергия Радонежского, Ярослава Мудрого, Франциска Ассизского, Лао Цзы и других подвижников человечества. Возрождая забытые образы, Рерих при помощи символов как бы возвещал о забытых или искаженных знаниях, возвращая из небытия древнюю мудрость великих мыслителей и тружеников на Общее Благо.
Серия картин «Санта» («И мы трудимся», «И мы несем Свет», «И мы не боимся» и т. д.) несет в себе еще одну идею, непрерывной нитью проходящую через все творчество Рериха: «жизнь есть служение эволюции. добровольность служения, как непременный признак правильности пути»6.
Особенно чутким к сохранению древних знаний и опыта был Восток, прародина всех религий и философских идей. Именно поэтому Рерих обратил свой взор на страну мощных духовных традиций, где сам воздух, казалось, насыщен мыслью о Вечном. В картинах, посвященных Востоку, художник знакомит нас с жизнью народов Востока, их представлениями об окружающем мире, их устремлениями, надеждами на обновление мира, связанными с легендарными героями. «Душа народов Востока», запечатленная Рерихом, может быть, не всегда понятна тем, кто не соприкасался с ней так близко, как он сам, много путешествуя и подолгу живя рядом с ними, потому не всегда сразу понятен смысл картин. Людям Запада трудно понять философскую мысль Востока, которую бережно сохранил язык символов. Но
желающий постигнуть смысл изображенного может найти множество разъяснений в литературных произведениях Рериха. Например, понять символику картины «Сокровище Мира - Чинтамани», «Палден Лхамо», «Чинтамани», помогут строки: «В прекрасных символах старый путник расскажет вам, как в незапамятные времена из других миров упал чудесный камень-Чинтамани индусов или Норбу Римпоче тибетцев и монголов. И с тех пор часть этого камня блуждает по земле, возвещая новую эру и великие мировые события...»7. В Учении о Новой Жизни также есть сведения о чудесном Камне.
Картина «Сантана», требует, как минимум, знания перевода с санскрита этого слова, который означает «поток» и символизирует непрерывную цепь жизней. В Учении говорится: «.течет поток жизни в прошлое, не возвращаясь назад, а на берегу потока - Смотрящий. От вечности Он»8.
«От вечности» и сидящий на высокой вершине Кайласа Йог, нищий мудрец, окунувшийся в глубины истинного Бытия (картина «Тум-мо. На вершинах»). Тум-мо - огненные процессы в организме человека, которые дают возможность проявить ему все свои способности, которые обычному человеку кажутся сверхобычными. Такие процессы обязательно должны происходить под руководством Учителя в горных условиях, на больших высотах, на холоде.
Все картины Рериха реалистичны. У него нет картин, за которые его можно было бы назвать мистиком. Он верил, что всесильная наука откроет любые тайны и объяснит любые чудеса. Именно поэтому, путешествуя по Центральной Азии, Тибету, Гималаям, Николай Константинович, кроме картин и множества зарисовок, сделанных во время переездов верхом на лошади, привез и богатейший этнографический, лингвистический, археологический и искусствоведческий материал.
Не минутное, преходящее влекло Рериха, а величественное и вечно прекрасное. Свидетельством тому - серия картин «Гималаи», которые дышат красотой и торжественностью. «Все религии, все учения, - писал Николай Константинович, -синтезируются в Гималаях. Все великие символы, где герои, казалось, были приведены на Гималаи, как к высочайшему алтарю, где человеческий дух приближается к божественному»9. Снежная горная страна, где за облаками в неожиданной вышине всеми тонами и оттенками играют изумительные краски солнечных восходов и закатов, поражает своей космичностью, помогает постигнуть великие творческие проявления.
«Державой Рериха» назвал Леонид Андреев творчество художника. В ней, как в реальной стране, можно путешествовать. Глядя на картины мастера, можно перенестись в тишину и свежесть заснеженных горных вершин, вдохнуть живительную прану, напитаться чистой энергией возвышенных мыслей. От вершин гор устремимся к вершинам Духа, ибо в древнем мифе «О происхождении гор» сказано: «Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебо-
пашество. Но Матерь Мира сказала: «Правда, люди найдут на равнинах и хлеб, и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья, или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». И Создатель ответил: «Рано давать крылья, они понесут на них смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением». Так различаются люди на равнинных и на горных»10.
Увековечивание Красоты, воспитание Красотой, духовное преобразование Красотой - главная идея творчества Рериха. Об этом говорили и до него, но Николай Константинович существенно уточнил формулу: «Осознание Красоты спасет мир». Ведь «можно стоять в полной тьме перед прекраснейшими произведениями искусства, ибо тьма в нас». Рерих понимал действенность Красоты, ее способность пробуждать к творческому труду, к созданию новых ценностей и новой Красоты. Рерих мечтал Красотой объединить все человечество в единое братство, ведь основы Бытия, законы эволюции, духовные ценности и пути совершенствования едины для всех. «От повседневности нашей жизни Рерих ведет нас к вершинам беспредельной лучезарной красоты в мир более реальный, чем все то, что ощущают и постигают наши органы чувств. Ибо это мир самых дорогих сердцу вибраций, самых возвышенных наших мыслей, сокровенных наших чувств и чаяний»11. Творчество Рериха - процесс особого огненного напряжения, потому оно светоносно. В его картинах кристаллизованы энергии Света, которые незримо излучаются на тех, кто их созерцает, и чье сердце достаточно чутко и открыто для восприятий тонких энергий.
Люди не раз могли убедиться в том, что прекрасные произведения искусства имеют в себе дар целительства. Об этом пишет и Елена Ивановна: «Несомненно также, что произведения искусства обладают целительным свойством. Некоторые врачи вешали картины Н. К. в своих санаториях для нервнобольных»12. О благотворном влиянии картин Рериха свидетельствует и запись в дневнике, куда она записывала «Высокие собеседования». Там есть такие слова Учителя: «Хочу дать картинам Рериха дар исцеления явления болезни. Кроме рисунков костюма и декораций»13. Все члены деятельной семьи Рерихов понимали великую мощь искусства, и делали все, чтобы эта истина, хотя и медленно, но верно пролагала себе путь. Путь не из легких, ибо, как говорится в Учении: «Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием»14.
В наши дни сознательно или бессознательно забыты заветы Учителей человечества. Тратятся огромные средства на спортивные олимпиады, на строительство бесчисленных торгово-развлекательных комплексов, а Высокая Культура живет по остаточному принципу. Однако никогда не поздно опомниться и начать жить по-новому. Может быть, как раз сейчас настало время озаботиться созданием и сохранением Прекрасного. Необходимы новые музейные залы и картинные галереи,
чтобы вернуть людям лучшие произведения искусства, томящиеся в запасниках музеев. Нужно помнить, что творения мастеров живут долго только тогда, когда они общаются со зрителями. Без взаимного энергообмена произведения искусства гибнут, теряя свои жизненные силы: «отвергнутое, лишенное внимания произведение, не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии»15.
Еще в 30-е годы прошлого столетия Е. И. Рерих писала: «Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами. Никакие революции, никакие захватные войны не могли бы найти отклик в утонченном сознании, вибрирующем на высшие вибрации. Грубые спорты, вроде состязаний борцов, кулачных боев, и грубейшие игры, лишенные красоты, как, например - футбол и т. д., способствуют лишь огрубению нравов. Красота тонкой мощи мысли и творчества забыта, и осталось лишь гремящее, ревущее торжество грубой силы»16.
Будут ли услышаны слова нашей великой соотечественницы, поборницы Культуры зависит и от нас с Вами.
Примечания
1 Статья опубликована на сайте независимого интернет-проекта «Грани эпохи» в электронном журнале: Грани эпохи. 2012. № 50, дата публикации 03. 06. 2012. URL: http: // grani. agni-age. net (дата обращения: 25. 11. 2014), а также на сайте «Адамант». URL: http: // lomonosov. org (дата обращения: 25. 11. 2014).
2 Цит. по: Короткина Л. В. Рерих в Петербурге-Петрограде. Л.: Лениздат, 1985. С. 95; Грани Агни Йоги. 1972 г. Т. 13 / [записи Б. Н. Абрамова; сост. Б. А. Данилов]. Новосибирск: Алгим: Экор, 1998. § 63.
3 Там же. § 57.
4 Цит. по: Короткина Л. В. Указ. соч. С. 95.
5 Агни Йога: в 3 т. Самара, 1992. Т. 1: Озарение, ч. 3, VI. § 7.
6 Там же. Т. 3: Братство, ч. 2: Надземное. § 305.
7 Рерих Н. К. Свет пустыни: листы экспедиции // Рерих Н. Шамбала. Рига: Виеда, 1994. С. 152.
8 Грани Агни Йоги. 1967 г. Т. 8 / [записи Б. Н. Абрамова; сост. Б. А. Данилов]. Новосибирск: Алгим: Экор, 1995. § 56.
9 Рерих Н. К. Сокровище снегов // Рерих Н. Шамбала. Рига: Виеда, 1994. С. 28.
10 Агни Йога: в 3 т. Самара, 1992. Т. 2: Мир Огненный, ч. 2. § 5.
11 Рудзитис Р. Встречи с Юрием Рерихом. Минск: Лотаць, 2002.
12 Рерих Е. И. Письма, 1929-1938: в 2 т. Минск: Белорус. фонд Рерихов; Прамеб, 1992. Т. 2. С. 340. Письмо от 3. 12. 1937.
13 Рерих Е. И. Высокий путь: в 2 т. М.: Сфера, 2002. Т. 1: 1920-1928. § 384.
14 Агни Йога: в 3 т. Самара, 1992. Т. 3: Братство, ч. 2, Надземное, 1937. § 122.
15 Там же.
16 Рерих Е. И. Письма, 1929-1938. Т. 2. С. 340. Письмо от 3. 12. 37.