Научная статья на тему 'Идеи переустройства России лежат на поверхности'

Идеи переустройства России лежат на поверхности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экспертные группы / стратегия 2020 / региональные стратегии / лежащие на поверхности проблемы переустройства России / опыт наведения элементарного порядка в хозяйствовании. / Expert Group / Strategy 2020 / the regional strategy / which lie on the surface of the problem of transformation of Russia / the experience of an elementary order in the guidance of management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусов Владимир Ильич

В статье дается анализ качества жизни граждан России за 20 лет рыночных реформ и происходящим в период парламентских президентских выборов имитационным поискам в регионах идей переустройства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS TRANSFORMATION OF RUSSIA ARE ON THE SURFACE

The paper analyzes the quality of life of Russian citizens over 20 years of market reforms and what is happening during the parliamentary elections, the presidential search in the regions of Russia restructuring ideas.

Текст научной работы на тему «Идеи переустройства России лежат на поверхности»

УДК 316.422(470) ББК:66.3(0,6)1

Белоусов В.И.,

доктор экономических наук, профессор (г. Воронеж)

ИДЕИ ПЕРЕУСТРОЙСТВА РОССИИ ЛЕЖАТ НА ПОВЕРХНОСТИ

Аннотация. В статье дается анализ качества жизни граждан России за 20 лет рыночных реформ и происходящим в период парламентских президентских выборов имитационным поискам в регионах идей переустройства России.

Ключевые слова: экспертные группы, стратегия 2020, региональные стратегии, лежащие на поверхности проблемы переустройства России, опыт наведения элементарного порядка в хозяйствовании.

В преддверье парламентских и президентских выборов по регионам России разъезжают экспертные группы. Они собирают и напрягают местный интеллектуальный бомонд в направлении поиска новых идей по решению стоящих перед страной проблем. Идеи находятся. Но их практическая реализация наталкивается на интересы конкретных групп людей, что приводит в основном к их забалтыванию. В то время как для ликвидации застоя вполне подходят известные методы наведения элементарного порядка в стране.

1. Все время в непрерывном имитационном поиске новых идей. Памятен приезд в воронежский регион экспертной бригады во главе с Г. А. Сатаровым, помощником тогдашнего Президента РФ Ельцина Б.Н. Разъезжая по регионам, эта и другие бригады экспертов собирали при поддержке местной администрации профессуру университетов с целью поиска национальной идеи. Известно, что деятельность этих экспертных групп не привела к искомому результату, удовлетворяющему всех. Помог А. Солженицын, кторый сформулировал национальную идею: «сбережение народа». Против этой формулировки, судя по всему, никто не возражал, но и делать крутой разворот к реализации такой стратегии в стране не спешили.

Результат известен: численность населения России за 20 лет реформ сократилась по разным оценкам на 12-15 миллионов человек, исчезло более 20 тысяч сельских населенных пунктов. Численность населения, например, в Воронежской области за последние восемь лет

уменьшилась на 1,8 процентов. Это результат все усиливающегося давления на кошелек граждан через рост цен на энергоресурсы, услуги ЖКХ, продукты питания и многое другое.

В итоге - с начала 2009 года в стране расходы населения уже перестали превышать доходы граждан [1]. По данным Росстата, реальная зарплата граждан страны в первые два месяца 2011 года сократилась, в то время как капиталы российских миллиардеров против итогов рейтингов Forbes прошлого года возросли вдвое. Из анализа доклада «Уровень и образ жизни населения России в 1989-2009 годах» (PDF), подготовленного Высшей школой экономики и журналом «Эксперт», авторы которого рассчитывали на оправдание рыночных реформ последних 20 лет, следует, что даже сегодня, два десятилетия спустя, реформы так и не дали улучшения жизни для большинства россиян [2]. Вот некоторые цифры из этого доклада. За 1994-2007 годы частные расходы на медус-луги и лекарства выросли в 8 раз и почти достигли уровня госрасходов. Но это не дало никакого эффекта. Население России вымирало -сократилось на 12 млн чел. за 1990-2009 годы (что наполовину компенсировано миграционным приростом). Ожидаемая продолжительность жизни при рождении остается ниже 1990 года. Общая заболеваемость населения выросла в 1,5 раза, опережающим темпом - онкологических и сердечно-сосудистых, требующих высоких затрат на лечение. Доля частного финансирования в общих расходах на медпомощь составляет в Европе 24%, а у нас 40-50%.

ж

Mi

______ :'

Политология

Причем именно у наиболее бедных слоев она выше... Стоимость ЖКУ, согласно расчетам «Эксперта», относительно среднего дохода выросла почти в 5 раз и это - самый большой рост по сравнению с другими потребительскими благами и услугами. Расходы на содержание жилья, по статистике Мирового Банка, в России уже в 2005 году достигли мирового уровня (12,4% ВВП в РФ, 12,3% в США, 13,3% в среднем в развитых странах OECD). А с тех пор было еще 5 лет опережающего инфляцию роста стоимости этих услуг... Наконец, приобретение жилья. Жилье относительно среднего дохода за 1989-2009 годы подорожало практически вдвое. Но тогда, в 1989 году покупалась только 1 квартира из 7, шесть предоставлялись бесплатно. Сейчас все наоборот - больше 3/} квартир покупаются за собственные и заемные средства. Доля бесплатных квартир упала в 3,5 раза. Россия живет тем, что проедает будущее. Она перестала строить, перестала инвестировать, используя эти ресурсы на проедание. В результате реформ Россия потеряла 20 лет. Мы отстали от всего мира - темпы роста практически нулевые [2]. Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) сравнили, как изменилось благосостояние граждан за 20 лет рыночных реформ, и опубликовали итоги в докладах «Уровень и образ жизни населения России в 1989-2009 гг.». Вкратце выводы в цифрах выглядят так: 40% населения проиграло - уровень реальных доходов 20% самых бедных упал в 1,45 раза (сравниваются 1990-й и 2009-й годы), еще у 20%, примыкающих к самым бедным - в 1,2 раза. У каждого пятого россиянина он остался таким же, как накануне распада СССР. Доходы 20% самых обеспеченных выросли вдвое, еще 20% - на четверть.

По данным же российских независимых аналитиков, услуги ЖКХ за последние десять лет подорожали в 18 раз, и эта сфера и по сей день является одной из самых отсталых в российской экономике. Зато сотни миллиардов «коммунальных» рублей перекочевали в западные банки на частные счета. Цена бензина за это же время возросла в 10 раз. Куда ни глянь -откаты, распилы, взятки, рейдерские захваты, фальшивые лекарства, крышевание властью и

Ш

правоохранительными органами криминала. Коррупционная нагрузка на зарубежное оборудование, особенно медицинское, жилищное и дорожное строительство и многое другое составляет разы от цены производителя и стоимости аналогичного строительства за рубежом. Это не могло не сказаться на уровне жизни граждан. По опубликованным данным, в крайней нищете и бедности в России живут до 80% населения с доходом от 3422 рубля до 17 тысяч в месяц. «Богатыми среди бедных» являются 10,9% с доходом от 17 до 25 тысяч рублей. На уровне среднего достатка живут 7,3% с доходом от 25 до 50 тысяч рублей. К состоятельным относятся граждане с доходом от 50 до 75 тысяч рублей. Их число составляет 1,1%. К гражданам, не испытывающим недостатка в деньгах, относится лишь 0,3% населения страны [3]. По данным ВЦИОМ, нищета все больше вытесняется из городов в сельскую местность, и эта тенденция может быть охарактеризована как генеральная для современной России [4].

Особенно пострадало село. Оно отброшено в развитии на десятилетия назад. Усугубились негативные явления доперестроечного периода, возникли и прогрессируют новые - безработица, массовая бедность, недоступность образования, медицинской помощи, культурных, торговых, бытовых услуг, социально-психологический стресс, порожденный отступлением от ранее завоеванных позиций, неуверенность в завтрашнем дне, «отсутствием света в конце туннеля», нравственная деградация. Уменьшились здесь масштабы деятельности потребительской кооперации, уходят из сел в районные и областные центры медицинское, бытовое, культурное обслуживание, школы - все то, что давало и заработок, и смысл жизни. Безработица среди сельских жителей в 1,6 раза выше по сравнению с ее уровнем среди горожан [5].

И вот накануне парламентских и президентских выборов в Воронеж заехала очередная московская бригада экспертов (ранее были и другие, подрядившиеся на разработку региональных стратегических документов) во главе с ректором Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ «ВШЭ») Ярославом Кузьминовым, воз-

[¡Й!Й1Й!

I : 1л

Ш

Евразийский форум

1

главляющим экспертное сообщество, включающее 21 экспертную группу по ключевым вопросам стратегии развития России. Это сообщество привлечено к обновлению Стратегии - 2020 по поручению Председателя Правительства РФ В.В. Путина. Задача состояла в создании в Воронежском регионе экспертной площадки с целью уточнить видение проблем и перспектив развития страны, обсудить в том числе региональный аспект, рассмотрев стратегические ориентиры с точки зрения практики действий областных властей, включая и муниципальный уровень, сделать так, чтобы областная стратегия Воронежской области гармонично вписывалась в федеральную Стратегию - 2020.

2. Чего мы достигли в результате таких мозговых штурмов и какие проблемы уже выявлены. Задумка безусловно и как всегда перед выборами понятная: нужно проявить активность в деле обустройства России. Однако следует обозначить два важных, на мой взгляд, момента, влекущих за собой практические действия. Как говорил У. Черчилль: «Какой бы хорошей ни была стратегия, время от времени нужно смотреть и на результат». Во-первых, подобные задачи ставятся не впервые. И в предыдущие годы в регион в период выборных кампаний заезжали разные экспертные группы с целью выработки за хорошую плату стратегий, доктрин развития региона. Разработанные «варягами» стратегические документы, безусловно имея хороший научный стиль и красивую упаковку, отличались, на мой взгляд, слабым использованием конкурентных преимуществ региона, дефицитом программ и проектов, нацеленных на создание региону новых конкурентных преимуществ, изобиловали предложениями и программами лозунгового характера и завершались оглашением запредельно завышенных конечных результатов. Элементарный расчет ожидаемых конечных результатов по средней зарплате населения области, например, по стратегии развития Воронежской области 2006 года, до 2020 года должен составить не менее 100000 рублей в месяц, что маловероятно, ибо на сегодня (июль 2011 года) в Воронежской области объявлена средняя зарплата немного более 16150 рублей в месяц [5]. Оно и

понятно, ибо в процессе разработки этих документов местный интеллектуальный бомонд если и принимал, то лишь формальное участие. Предложения местных ученых чаще всего не попадали в эти документы. Полагаю, что после принятия этих документов в силу их формальности и лозунговой ориентации вряд ли в них кто-то заглядывал в целях практического использования. Последний документ, принятый Воронежской областной Думой в 2010 году, был видимо настолько декларативен, что его не рискнули, как предполагалось, выставить на публичное общественное обсуждение. Некоторые плюсы и минусы этого стратегического документа показаны в статье «Региональные стратегии: формальность или действенность» [5]. Сегодня, вероятно, поставлена задача устранить этот недостаток, сделать документ не формальным, а рабочим, то есть действенным. Ибо планируемое к реализации гармоническое вписывание и согласование региональной стратегии развития с федеральной целесообразно поручать местным специалистам и не на общественных началах, если мы хотим организовать ответственную разработку этих документов. Безусловно, авторитет «Высшей школы экономики», правящей партией «Единая Россия», не подвергается сомнению, но регион, на мой взгляд, не знает примеров удачной стратегии, разработанной «варягами» с не менее в свое время авторитетными рейтингами.

Во-вторых, за эти годы в обществе и среди специалистов выработалось достаточно убедительное для большинства граждан видение ключевых проблем и направлений развития страны. Среди них можно назвать: борьба с коррупцией, точнее - преодоление криминально-коррупционного стиля управления в стране; отказ ог преимущественно сырьевой модели развития и поворот к инновационной на базе современных технологических укладов; создание рабочих мест за счет подъема собственного производства и проведения неоиндустриализации страны, устранение гигантского (более чем в 35 раз) неравенства в доходах граждан и т.д.

Однако, период от трескотни, имитации работы по этим поводам к практическому реше-

Политология

нию этих проблем, неприлично затянулся. Безусловно, в разных сферах экономики подвижки происходят, но существенным тормозом являются интересы конкретных людей среди бизнесменов, чиновников, правоохранителей и даже работников образования. Скажем, Госдума многократно уточняет правила дорожного движения, занимается упорядочением техосмотра, принимая новые правила, ожидаемые результаты от использования которых населением страны подвергаются обоснованному сомнению. В результате получается, как в известном анекдоте, - «обувь течет во время дождя, в ней ходить нельзя, а законодатели занимаются поиском конструкций шнурков к ней». Так, Госдума годами тормозит принятие законов, которые обеспечили бы жёсткую борьбу с коррупцией, рейдерством, судебным произволом, с -вывозом капиталов за границу. Не видно, например, законов, которые дали бы возможность свободно жить малому и среднему бизнесу, защитили бы права сельхозпроизводителей от спекулянтов [6]. Масштабы прямо-таки паучьей алчности, хамства, дебилизма не только в нынешних федеральных и региональных структурах, но и на местах, вплоть до неприметных менеджеров в сфере обслуживания населения, уже миновали зону безопасности для их сохранения в нынешнем виде.

Иначе говоря, уже все инструменты решения стоящих проблем известны из собственного и международного опыта, а мы, создавая подобные экспертные группы, тратим время и деньги на поиски и уточнения какого-то нового видения и особых методов работы. Неужели не ясно, что никакие благие концепции, стратегии, программы и проекты не будут эффективны, если не устранить эти лежащие на поверхности факторы торможения развития страны.

3. Как решение этих проблем зависает в бытовой сфере. Возьмем, например, сферу ЖКХ. Я проанализировал поборы с собственников жилья всего по одному 240-квартирному дому общей жилой площадью 14216 кв. метров, в Воронеже. Беглый расчет показал, что система ЖКХ, обслуживающая этот дом (ТСЖ «Омега» + теплогенерирующая компания

ТГК-4; + Водоканал), помимо того, что установлено тарифами и счетчиками расхода, под разными предлогами собирает с жильцов еще 168 рублей с квадратного метра, что выливается в 2 млн руб. поборов в год. Такова оценка масштабов жульничества нынешней системы ЖКХ лишь на примере одного 240-квартирного дома в г. Воронеже. В пересчете на город получится (умножьте 168 на 59000000) пугающая цифра возможных поборов - из 59 млн квадратных метров жилья г. Воронежа значительная часть обслуживается новоявленными ТСЖ. При такой доходности (все по К. Марксу) за счет поборов с собственников жилья действующая ныне система ЖКХ будет их воинственно защищать, нарушая законы, обходя инструкции, давая взятки контролирующим структурам и т. п.

Опубликовал я это все безобразие с подробностями в технологии изъятия средств собственников жилья [7]. В этой статье была показана роль в рассмотрении заявлений граждан всех контролирующих и правоохранительных органов. Результат практически нулевой. Поборы и грубейшие нарушения законодательства о ЖКХ с пассивной позиции местной администрации и контролирующих органов (а скорее с соучастия в поборах населения) продолжаются до сих пор. Складывается впечатление, что председатели ТСЖ рассматривают руководство ТСЖ в качестве собственного бизнеса, а не как работу по найму у собственников жилья. Отсюда, стратегия на «накручивание», навязывание собственникам жилья незаконных и полузаконных платежей, с тем, чтобы полученную таким образом разницу (незаконную прибыль) использовать для собственных нужд (премии, завышение смет по трудовым договорам, «откаты» и т.д.). В то время, как их нанимали для экономии средств собственников жилья, повышения качества управления домом, накопления средств для капитальных ремонтов и устранения аварий и других форс-мажорных обстоятельств. Но не за этим они пристроились к деньгам собственников жилья. Увы, с подобным жульничеством сейчас живет вся страна (на этот счет было множество телевизионных дискуссий и выступлений прессы, но «воз» и поныне там). Да и Президент страны недавно

Ш

отметил жульнический характер нынешнего ЖКХ. Вот пример реакции местных властей: воронежские власти в одной из своих отписок даже подчеркивают: «если граждане не желают проявлять свои активные гражданские позиции, данные им федеральным законом, то это не является виной органов власти» (см. письмо Управы Ленинского района г. Воронежа от 30 декабря 2010 г. № 2298). Согласен, если органы власти не видят свою задачу в контроле за соблюдением ФЗ о ЖКХ и принимают активное участие в процветании подобного жульничества, кормятся от него. Однако не уверен, что с подобным тезисом региональной власти будет согласен Президент РФ. Прошла информация, что несогласен. Даже подписан соответствующий документ.

Волюнтаризм в накручивании цен за услуги ЖКХ приводит (как это было показано в одной из недавних программ НТВ в рубрике «Жиреют 1») к тому, что в стране в системе месячная зарплата командующими уборщиками и дворниками доходит до 98 тысяч рублей, а командующим домом 500 тыс. рублей (профессор вуза в нашем регионе для сведения получает не более 25 тысяч рублей в месяц). Зачем, спрашивается, учиться, идти в науку, изобретать, то есть осуществлять, как призывают власти, к инновационной модели развития? В июне 2011 года инициативная группа собственников этого дома разослала всем собственникам квартир следующее обращение: «Вы получили бланки голосования заочного собрания. Оценка работы ТСЖ «Омега» по году - баланс по коммунальным платежам отрицательный (долг 500 тыс. руб.). Иными словами, мы с вами - банкроты! По итогам года ревизия хозяйственной деятельности не проводилась. Смета расходов на 2011 год составлена без достаточного обоснования. Итоги 2010 года, смета расходов и план работы на 2011 год на расширенном заседании правления не рассматривались. Наши деньги уходят «на ветер». Для поиска путей выхода из создавшегося положения необходимо срочно провести расширенное заседание правления и открытое собрание собственников». Понятно, почему это ТСЖ сегодня банкрот: деньги расходуются в значительной мере

как личный фонд председателя ТСЖ, работа с задолжниками не ведется, законодательство о ЖКХ грубо попирается.

В то время, как бороться с коррупцией в этой и других сферах, оказывается можно. Всего-то нужно, например, посмотреть зарплаты и доходы, размеры личного имущества служащих систем коммунального обслуживания (от ТСЖ до энергопоставляющих организаций), проверить обоснованность договоров и смет. Иначе говоря, принять меры против жуликов. Наши чиновные структуры пока их защищают, отбиваясь отписками, а то и вовсе причисляют недовольных к категории склочников. Над гражданами хозяева услуг просто смеются: так директор Воронежского филиала ОАО «Квадра» Николай Назаров, собрав журналистов на пресс-конференцию но поводу роли теплогене-рирующей компании в росте тарифов, сделал упрёк жильцам: «многие из них до сих пор чувствуют себя не хозяевами домов, а равнодушными иждивенцами, готовыми платить за всё, что начисляют им коммунальные чиновники». Вот они и начисляют сколько им нужно для бездонного обогащения. Председатель ТСЖ «Омега» систематически оскорбляет собственников жилья, применяя ненормативную лексику, в общем распоясался настолько, что разве не обливает своих кормильцев (собственников жилья) помоями. А власть потворствует этому. Депутат Госдумы РФ при личной встрече с губернатором передал статью о безобразиях в этом ТСЖ губернатору Воронежской области. Результат - нулевой. Такова на деле борьба с жульничеством в сфере ЖКХ, хотя совещания по поводу такой борьбы в регионе регулярно проводятся.

Есть, правда, отдельные примеры реальной борьбы с коррупцией. Так, 4.06.2011 по НТВ был показан сюжет о доходах и приобретениях прокуроров, налоговиков и прочих чи-новних структур, крышевавших игорный бизнес в Московской области. Об этом еще ранее заговорили и другие средства массовой информации, но генеральная прокуратура упорно не желала вешать это пятно на свой «мундир», всячески затягивая проверку фактов. Следственный Комитет РФ проявил твердость. И

результат налицо. А показанные по НТВ картинки движимого и недвижимого имущества этой группировки, уходящей в регионы, наглядно свидетельствовали, что их приобретения на несколько порядков превышали их официальные доходы. Скажем, только на свадьбу дочери одного из чиновников, ведавшему финансами Московской области, было потрачено, вдумайтесь, 5 миллионов долларов. В общем, у новой «элиты» отключены все «тормоза», что является следствием функционирования в стране криминально-коррупционной системы управления. В Воронеже, до того как Следственный Комитет РФ начал расследование прокурорского крышевания игорного бизнеса, по данным Интернета, действовало 38 казино, которые кто-то тоже крышевал. Не знаю, как по городу Воронежу в целом, но по месту моего жительства действующие два казино были недавно ликвидированы. Значит, можно бороться с коррупцией, если бороться, а не болтать о такой борьбе.

4. Устранение факторов торможения в производственной сфере. Речь идет о поворотах к инновационному пути развития, неомодернизации и создании собственного производства. Не буду здесь делать масштабные обобщения, ибо свое видение путей решения некоторых проблем в данных сферах изложил в большой статье «Для модернизации России центра Сколково недостаточно» [8]. По данной проблематике сегодня продолжаются дебаты и прочие «идеологические бои» как на федеральном, так и на региональном уровнях, причем, во всех сферах экономики: сельское хозяйство, машиностроение, транспорт, образование и т.д. Пишутся концепции, доктрины, программы, даже разрабатываются проекты конкурентоспособного развития в регионах и на отдельных предприятиях, институтах. В общем, замахи зачастую «рублевые», а практические действия по сути «копеечные»: многое тонет в волоките, требует преодоления консервативной позиции, а порой наталкивается на непримиримые интересы людей, которым удобно годами через суету и имитацию конструктивной деятельности изображать эффективную работу, по сути, ориентируясь на реализацию собственных корыстных целей.

Возвращаясь к начатому процессу формирования с помощью экспертных групп новой стратегии развития Воронежской области, считаю необходимым обратить внимание на отношение местной прессы к критическим замечаниям (не стала публиковать содержание дискуссий с критическими рассуждениями), возникающим в ходе поиска так называемых «новых идей». Так, 24 июня с.г. по инициативе кафедры экономики, финансов и менеджмента (завкафедрой проф. Преображенский Б.Г.) Воронежского филиала Российской академии госслужбы (РАГС) с участием Ассоциации экономического взаимодействия областей Центрального Федерального округа (Федоров Г.Ф.) состоялся круглый стол на тему «Инновационное развитие как доминантное условие модернизации экономики». В ходе обсуждения проблемы развернулась острая дискуссия по поводу поиска путей повышения эффективности экономики Воронежской области в связи с происходящей работой по корректировке областной стратегии развития.

В начале дискуссии один из руководителей экспертной группы по формированию инновационного направления областной стратегии, профессор Анисимов Ю.П. и замдиректора по научной работе Воронежского филиала РАГС Соломахин А.Н. кратко охарактеризовали содержание и основные проблемы и предложения, обсуждаемые на заседании рабочей группы в администрации области. Из этих докладов стало понятным, что поставлена задача не столько разработки новой стратегии развития Воронежской области, сколько ее корректировки в свете новых задач, поставленных губернатором области и федеральной стратегией до 2020 года, которая также уточняется в преддверии выборов в Государственную Думу.

Участники дискуссии в РАГС сформулировали и ряд предложений по реализации проектов и программ, в основном в аграрной и продовольственных сферах, нацеленных на использование конкурентных преимуществ региона, повороту на эти направления машиностроительного комплекса региона. Некоторые из этих предложений, как, например, создание на базе Воронежского госагроуниверситета и Рамонского рай-

она «Центрально-Черноземной продовольственной долины», даже поддерживаются губернатором области Гордеевым А.В., но почему-то его чиновники, несмотря на свои же запросы, не реагируют на предложения о начале практической работы, не проводят идеи через областные документы, несмотря на то, что пилотная апробация этого прорывного для региона инновационного проекта показала его быструю окупаемость. А вот белгородчане и тамбовчане уже среагировали в этом направлении.

Участники дискуссии были единодушны в том, что в стране и регионе слаб спрос на инновации, и не только на прорывные или догоняющие, но и просто на рационализаторские предложения, которые не претендуют на мировую новизну, но без стимулирования которых вряд ли возможно довести пионерный продукт до стадии эксплуатационной надежности, необходимых потребительских качеств. Можно назвать несколько причин. Во-первых, доходы от инноваций и связанные с их получением заботы несравнимы с доходами от коррупционной деятельности, реализации сырьевой модели развития. По логике отечественного бизнеса, дешевле не изобретать новые товары и услуги прорывного уровня, а повторять производимые мировыми лидерами, то есть реализо-вывать догоняющую модель развития. По данным исследований Торгово-Промышленной палаты РФ инвестиционная деятельность в регионах, в том числе и нашем, в большинстве случае представляет собой либо простое расширение традиционных видов деятельности и диверсификацию региональной экономики, либо развитие старых отраслей, но на качественно новой основе. Имеющийся спрос на товарных рынках регионов удовлетворяется преимущественно иностранными компаниями (тянем все, вплоть до ящиков для цветов и лопат). Все значимые рынки и ниши занимают иностранные производители и инвесторы, которые используют сырье (включая интеллектуальные ресурсы страны, продвигают свою продукцию) в условиях отсутствия конкуренции со стороны местного бизнеса. В России фирмы, за редким исключением, не предъявляют спрос на инновации: им выгоднее заимствовать, то есть

ШШШШШШШШ!!

осваивать производство уже освоенных за рубежом товаров, осуществлять догоняющую стратегию развития.

Во-вторых, в стране и регионе осуществлена катастрофическая деиндустриализация, обесценившая имевшийся опыт развития массового технического творчества. В результате в России и регионе постепенно идёт процесс утраты полученных в ходе индустриализации страны навыков прогрессивного опережающего развития. Упала престижность научной и изобретательской деятельности, происходит деградация человеческого капитала, процветает технологическое невежество.

В ходе дискуссии, как подчеркнул Солома-хии А.Н., в нашем регионе на ряде предприятий он обнаружил опыт опережающего развития, который почему-то не распространяется (информационно-консультационные структуры имеются, но пассивны), что сдерживает формирование в регионе должной инновационной среды. Выступавшие подчеркивали слабые позиции созданных в регионе технопарков и центров трансферта технологий в обеспечении опережающего развития экономики региона. Было обнаружено, что выступающие на круглом столе аспиранты, соискатели ученых степеней и их руководители не воспринимают цель стратегического планирования как способ обеспечения непрерывной конкурентоспособности предприятия, не знают сценариев и технологий интерактивного стратегического планирования развития, применяемых передовыми зарубежными фирмами, предлагая свои те-оретизированные, оторванные от практики и передового опыта модели стратегического развития местных предприятий. Предлагаются какие-то надуманные модели содержания, стимулов и проблем деятельности инноваторов, изобретателей и научных работников, не отражающие реальной сущности этой работы, уже изложенных в отечественной и зарубежной литературе, а также в нашем практическом опыте. Выносимые на защиту положения диссертаций не обладают научной новизной, не содержат нового приращения знаний, что свидетельствует о серьезных недостатках в формировании в регионе современной инновационной

среды, в подготовке инновационно ориентированных менеджеров. Назывались примеры пренебрежения достижениями науки, приведшие к непомерным, скажем, потерям от засухи. И опыта тех, кто не забыл, чему учили в вузах.

Тем не менее, становится очевидным, что, не ожидая завершения в стране и регионе работы по созданию уверенного спроса на инновации, для формирования у молодежи инновационной идеологии развития, целесообразно приступить вузам Воронежского региона к подготовке инновационно ориентированных менеджеров новой формации. На круглом столе предложены два взаимосвязанных пути решения этой проблемы: первый - развитие специальной программы дополнительного профессионального образования «Инновационный менеджер». Второй - подготовка менеджеров из числа студентов и специалистов неэкономических профилей по программе дополнительного профессионального образования «Менеджмент» с усиленной инновационной ориентацией. Опыт развертывания подготовки по обоим названным направлениям имеется в стране и в нашем регионе.

В Воронежской области эта работа находится в зачаточном состоянии. Проводились отдельные конференции, семинары, курсы в рамках системы дополнительного образования: по защите интеллектуальной собственности, инвестиционному менеджменту и некоторым другим направлениям. В рамках межрегиональных выставок, организуемых Экспоцентром ВГАУ «Агробизнес Черноземья», Воронежским отделением Российской экологической академии, политехническим университетом и другими учреждениями, проводились семинары, конференции, консультации по направлениям «Высокие технологии в экологии», «Ресурсосберегающие технологии в земледелии», «Управление интеллектуальной собственностью» и другие. В ряде вузов Воронежа пролицензированы отдельные специальности, например, «Менеджмент высоких технологий» в Воронежском политехническом университете. Вузами города издавались учебные пособия и монографии «Инновационный менеджмент», «Инновационный менеджмент в АПК», «Инфраструктура инновационного пред-

принимательства: состояние и проблемы», «Информационно-консультационная деятельность в АПК» и другие.

Сегодня в Воронежском государственном аграрном университете накапливается опыт усиления в вузе управленческой подготовки агрономов, инженеров, зоотехников и других специальностей технологического профиля через программу дополнительного образования «Менеджмент», а также восстановление в рамках этой же программы на современном уровне системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров ныне действующих специалистов сельского хозяйства, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Воронежский госагроуниверситет приступил к решению проблемы создания резерва руководящих инновационно ориентированных кадров для села. На базе своего «Института повышения квалификации и инноваций» организовали образовательный центр «Высшая школа руководящих и финансовых кадров сельской экономики», который уже приступил к работе. До 1 июля 2011 года состоится первый выпуск. Сегодня здесь по программам профессиональной переподготовки «Менеджмент», «Бухгалтерский учет и финансы» уже обучаются на бюджетной основе более 40 студентов старших курсов всех девяти факультетов Воронежского государственного аграрного университета.

Таким образом, импульс, данный губернатором в усилении работы по корректировке стратегии развития региона, безусловно, оживил работу интеллектуального бомонда области. Ибо действительно необходимо выработать действенную стратегию, обеспечивающую мобилизацию усилий для эффективного заимствования и постепенного перехода области к инновационному развитию. Важно, чтобы это не зависло в «тумане» научных дискуссий и не легло на «пыльные полки для благих проектов», приуроченных к очередной выборной компании.

Движение в направлении наведения элементарного порядка в управлении медленно, но все же в Воронежской области идет. Мне бли-

Евраз ийский форум \ Í;-4 ШШШШШт IllUt

же образование. Поэтому возьму для примера один из пяти воронежских госуниверситетов. Ситуация там, думаю, характерная для региональных вузов, которые уже с начала реформ работают в условиях недостаточного бюджетного финансирования и привыкли выживать поодиночке, используя все имеющиеся возможности, в том числе и непопулярные.

В решении стоящих перед вузом проблем сегодня важно исходить из понимания, что вуз ныне не только государственное учреждение, но и субъект рыночной экономики, вынужденный приспосабливаться к колебаниям спроса и предложения на рынке образовательных услуг, заботиться о своей финансовой устойчивости, искать резервы, с одной стороны, повышения качества образовательных услуг, с другой, сокращения непроизводительных затрат. Взгляд на университет как на социальный институт, обеспечивающий население только образовательными услугами, канул в историю. Современный университет - это научно-образовательное сообщество, которое способно генерировать новые знания, использовать их для подготовки специалистов, распространять, превращать в готовый коммерческий продукт и удовлетворять потребность в нем людей, экономики и социальной сферы страны. То есть современный университет в качестве одного из основных направлений должен активно развивать инновационную деятельность. Традиционные университеты с их привычными способами деятельности, сложившимися в прошлом веке, не справляются с новыми вызовами времени и вынуждены под влиянием внешних факторов проводить преобразования, искать инновационные стратегические решения, производя радикальные изменения, которые в итоге приводят к превращению их в университеты инновационного типа.

Опираясь на это новое мышление, Правительство РФ издало Постановление от 9 апреля 2010 г. №219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», в котором дана установка на создание технопарков и прочих инновационных структур при уни-

верситетах. Воронежский агроуниверситет в этом направлении за годы, в условиях необходимости освоения технологий выживания и развития, накопил через реализацию пилотного проекта конкретный опыт использования внебюджетного финансирования для своего развития (9, 10, 11, 12). Однако, это направление как раз и не поддерживалось консервативными группировками на некоторых факультетах, несмотря на то, что вопреки этой консервативной позиции при поддержке прежнего ректора Шевченко В.Е. (покинувшего по возрасту этот пост в 2004 году) на заработанные внебюджетные деньги при университете создан региональный Экспоцентр «Агробизнес Черноземья», реализован пилотный проект первого в стране агротехнопарка на базе университета, выработана концепция развития Воронежского агротехнополиса «Центрально-Черноземная продовольственная долина».

Специалистами по инновационному развитию подчеркивается, что основным проводником изменений в вузе являются люди, поэтому обязательным компонентом любого управленческого проекта должны быть программы повышения квалификации, тренинги, мастерские, мозговые штурмы, любые мероприятия, направленные на объединение персонала университета, на коллективную работу ума, на формирование единого понимания задач, функций и миссии университета, которые могут быть реализованы только через грамотное, квалифицированное управление организацией. Модернизация (как, впрочем, и разруха) начинается в головах. Новое оборудование и современные технологии сами по себе не являются гарантией успеха - их надо уметь грамотно и эффективно использовать. В конечном итоге, успех и развитие компании зависят от способности ее лидера воспринять новые идеи и раскрыть творческий потенциал каждого сотрудника. «Лидерство - это когда надо выйти за границы функционала, взять на себя больше, чем тебе предписано и положено» [13].

Отсюда важнейшим инструментом обеспечения соответствия, выдвигаемым внешней средой требованиям к университетам, является формирование структуры управления вузом,

—-

позволяющей искать новых лидеров, гибко реагировать на изменения во внешней среде и соответствовать потребностям работодателей в содержании и качестве образовательных услуг. Чем и занялся нынешний состав ректората и Ученого совета, практически едино душно проголосовав за конструктивные изменения в своей управленческой структуре.

Решение о настоящей реструктуризации университета не являлось неожиданным. Еще три года назад (до выборов настоящего ректора) на апрельском 2008 года Ученом совете Воронежского агроуниверситета единогласно принята стратегия его развития до 2015 года. Вот дословная выдержка из этого документа: Ученый совет, среди прочих проблем, констатирует наличие серьезных проблем в управлении вузом:

1. Практически полное отсутствие значимых в масштабах страны или региона научных разработок.

2. Отсутствие системы эффективного менеджмента и низкое качество работы административного аппарата.

Для нового ректора вынесенный Ученым советом вуза вердикт о качестве управления вузом является руководством к действию. В развитие упомянутого решения Ученый совет после выбора нового ректора создает комиссию, которая вносит проект настоящей реструктуризации всех факультетов, не только экономического, на базе которого созданы два факультета экономического направления: экономики и менеджмента, бухучета и финансов. Укрупняются в связи с потерей контингента факультеты ветеринарной медицины и зоотехнии, агрономии и агрохимии, гуманитарно-правовой, осуществляется перезакрепление некоторых специальностей за другими факультетами.

Предложения о реструктуризации экономического факультета ВГАУ поступали давно, начиная с 2004 года, но их принятие всячески тормозилось нынешним руководством факультета, которое и в настоящее время спровоцировало около 100 (из 5000 студентов, обучающихся на специальностях, закрепленных за этим факультетом) своих студентов на протестные действия против решения Ученого совета, осуще-

ствив тем самым неприемлемый Трудовым Кодексом РФ метод воспитания путем осуществления психологического насилия над обучающими, путем запуска некоторых страшилок: студент, якобы, не получит нужной специальности, вместо диплома получит справку, ухудшатся условия трудоустройства, ибо региональный работодатель знает только «бренд» эконом-фака. Оболванивание студентов и их родителей поддержали и некоторые журналисты местных изданий, например, «Московский комсомолец в Воронеже».

Пришлось долго разъяснять студентам, журналистам и Интернет-хулителям этого решения Ученого совета и ректората, что изменения в структуре вуза не влекут за собой какое-либо изменение обязательств вуза перед студентом, изложенным им в заявлении и договоре с ректором вуза при поступлении, тем более ущемления предусмотренных законодательством об образовании в стране прав студентов. Студент избирает специальность, проходит обучение по программе в соответствии с государственным образовательным стандартом по этой специальности и получает известную ему с первого дня обучения квалификацию (экономист, экономист-менеджер, инженер, агроном, ветеринарный врач, юрист и т.д.). В дипломе об окончании вуза нет упоминания о факультете, который осуществлял административное руководство реализацией образовательной услуги. Записывается лишь наименование вуза, полученные специальность и квалификация. Прикрепление специальностей и кафедр к факультетам является внутренним делом вуза и осуществляется в целях обеспечения эффективного управления вузом и организации учебного процесса. Обучение ведется специализированными кафедрами, как закрепленными за данным факультетом, так и другими факультетами данного вуза.

Таким образом, опасения студентов, навязанные уже бывшим руководством экономического факультета (приказ о реструктуризации уже издан), что изменение названия факультета повлечет за собой неполучение избранной специальности и квалификации, а тем более справки вместо диплома, ухудшит условия восприятия работодателем «бренда» учебного заведения, яв-

11

39

ляются беспочвенными. Введение студентов в заблуждение имело место в результате недобросовестности руководства реструктурируемых факультетов, их стремления сохранить свои управленческие должности и привычный стиль работы, изменение которого и является одной из целей реструктуризации управленческой структуры.

Изложенная выше реструктуризация осуществляется в интересах инновационного развития университета. Дело не только в экономическом факультете. Обстановка застоя и деградации в последние годы сформировалась на большинстве факультетов этого вуза. Будучи членом Ученого совета, я наблюдал, как в своих отчетах деканы при их переизбрании были беспомощны в формулировании стратегии и программ развития своих факультетов. Говорилось в основном о том, что будут ходить на работу, кого-то воспитывать, нацеливать и активизировать коллектив на движение к прогрессу. Выдвигались другие подобные лозунги, похожие на призывы властей к праздникам. Но когда к этим начальникам обращались с предложениями реализовать проекты такого движения вперед, то в лучшем случае все заканчивалось одобрением инициатив, но самого движения в подавляющем большинстве случаев не было. Все забалтывалось, откладывалось на потом. Для реализации этих проектов необходимо было брать на себя новые обязанности, работать. А настроение было такое: просто ходить на работу, стимулировать языком, активизировать, выполнять текущие операции, кормиться от имеющихся возможностей. В общем, в вузе создалась тупиковая ситуация, для преодоления которой необходимо было введение свежих сил (новых лидеров).

Одобренная Ученым советом ВГАУ реструктуризация как раз и нацелена на ликвидацию застойных образований (групп и персон влияния), в течение ряда лет сложившихся на факультетах, не осуществляющих своевременно необходимые маневры (разработка и реализация программ и проектов развития), вызываемые требованиями рынка аграрного образования и научного обеспечения технологического развития АПК. Осуществляемая в университете реструктуризация безусловно влечет за собой сме-

1

4б>

ну управленческой номенклатуры, кормящейся от этого застоя в ущерб созданию новых возможностей для остального коллектива агроуниверси-тета. Занявшие ключевые позиции мастера подковерной борьбы против развития, расставив на ключевые позиции факультета своих людей, царствовали в свое удовольствие: подавляя многие инициативы, требующие активизации деловой жизни; травили несогласных с их политикой людей; плодили «научных инвалидов»; «тащили» учебную нагрузку на себя для поддержания нужных им людей и подразделений; советовали «высунувшимся вперед» не проявлять активности, работать, как все, и многое другое, что складывало нездоровую обстановку на факультете. Люди, преподаватели и вспомогательный персонал, видя, как идет травля инакомыслящих, боялись открыто говорить о художествах групп и персон влияния.

В результате, предложения по проведению ресурсонаполняющих и фондообразующих программ и проектов развития вуза в лучшем случае забалтывались, ибо этой устоявшейся у власти и обороняющейся бездействием от прогресса факультетской номенклатуре было хорошо: у них лично все было - сложившиеся потоки доходов и престижное положение - их удовлетворяли. Но такая иждивенческая позиция способствовала лишь ускоренной деградации университета, на что и было обращено внимание Ученого совета.

Вот новый ректор со своей командой предприняли попытку разорвать этот деградацион-ный круг, сменить обремененную бездействием и интригами номенклатуру более молодой, а значит более активной. Единственно, что можно сказать ректору в упрек, так это заметная медлительность и осторожность в проведении необходимых изменений в вузе.

Аналогичные действия заметны и по стране в целом. Стало очевидным, например, что в погоне за престижными депутатскими креслами политически ангажированные граждане, перебегая из одной политической партии в другую, в конечном итоге образовали депутатский корпус, занятый преимущественно политической трескотней по поводу заботы о качестве жизни граждан, а фактически укреплением кри-

_

ч:

__

минально-коррупционнои системы управления страной, кормлением от законодательного лоббирования интересов олигархического бомонда. В. Жириновский скорее говорит правду, что имеющуюся у него собственность он получил в дар. Спрашивается, за какие заслуги? Несколько лет назад я прочитал в местной газете «Коммуна» заявление одного из депутатов Госдумы, по-моему, его фамилия Муравьев, который решил отдать депутатскую зарплату в пользу «бедных и сирых» взамен нового избрания депутатом Госдумы (его повторно не избрали). Пришла мысль, что этот человек отказывался от малого во имя получения чего-то большего. Это большее было от лоббирования законодательных актов в интересах криминально-коррупционных структур, которые наверняка предлагали избранникам народа достойные гонорары за нужное им голосование. Похоже на то, чтобы разорвать этот порочный круг коррумпированных депутатов введением в него свежих сил, В.В. Путин и вышел с инициативой создания «Народного фронта», представители которого «разбавят» образовавшееся застойное депутатское сообщество. Да и памятна статья Президента РФ Медведева Д.А. «Россия вперед», где он говорит о консервативной и застойной позиции отечественного бизнеса. В общем, мысли высказываются, а эти сообщества пока продолжают править страной.

Возвращаясь к нашему примеру, считаю необходимым обратить внимание на следующее обстоятельство. Судя по анонимным откликам в Интернете, неприятие вызывают и усилия ректора, связанные с наведением элементарного порядка: повышением эффективности, продуктивности, производительности в деятельности ректората, факультетов, кафедр, обслуживающих подразделений вуза. Здесь тоже имеются серьезные недоработки. Как видно из отчета ректората за 2010 год, затраты на оплату труда и стипендии в университете превышали 65 % от общих расходов, причем динамика расходов по этой статье имела положительную тенденцию. Это много при средних затратах по этой статье в других вузах 40-50 %. С одной стороны, это неплохо, с другой, при усилении этой тенденции сокращаются воз-

можности университета в модернизации и техническом переоснащении учебного и научного процессов, создании инновационных формирований (малых инновационных предприятий, бизнес-инкубаторов, хозрасчетных подразделений и т.п.). Сегодня на развитие материальной базы вуза остается менее 2 % имеющихся средств, остальное идет на коммунальные и другие виды текущего жизнеобеспечения деятельности. Этого явно недостаточно для нормального развития вуза.

В то же время проведенный анализ показал, что повышенные затраты на оплату труда в университете не всегда оправданы. Например, оказалось, что в вузе оформлено много людей на должности слесарей-сантехников, электриков, дворников, вахтеров и т.п., которые лишь числятся таковыми, являясь по сути «подснежниками». Когда возникла потребность в их услугах, этих людей физически не оказалось на месте, зато из кассы деньги регулярно уходили. Какое решение ректор должен был принять? Естественно, сократить эти должности. Или целое подразделение вуза (институт повышения квалификации и инноваций) занималось непрофильной деятельностью, нанося экономический и моральный ущерб вузу. Так, на территории этого подразделения действовал ночной клуб (фактически бордель), структура по оказанию интимных услуг (сауна), в помещениях подразделения было зарегистрировано и снимали офисы 29, не относящихся к университету, малых коммерческих предприятий. При этом в кассу вуза от них не поступала арендная плата, оплата электроэнергии, коммунальных услуг. Значительная часть выручки от проживания в гостинице в кассу также не поступала. В корпусе общежития-гостиницы зарегистрированы и постоянно живут, незаконно занимая комнаты, превращенные в квартиры, посторонние люди, руководство подразделения и их родственники и знакомые, естественно, не платя ни за что. Эти и другие нарушения всплыли в ходе работы комиссии и оформлены соответствующим актом. Какое решение нужно было принять? Ректор и провел реструктуризацию: лишил это подразделение финансовой само-

Г4Г

стоятельности, упорядочил штатное расписание, назначил новое руководство. Нарушители предпочли уволиться всей командой, но это их право. Подобное нерациональное использование собственности университета имеет место до сих пор во многих подразделениях и на факультетах вуза. Ряд мер уже принят. Над устранением других непроизводительных затрат руководство вуза работает. Понятно, что виновные в этих нарушениях распространяют анонимно в Интернете информацию о гонениях со стороны администрации, и даже обвиняют во всевозможных «зверствах», по причине которых увольняются целые подразделения. Но ведь это наведение элементарного порядка, иначе все раста-щится и разворуется. Отсюда, прежде чем высказывать обиды, нужно посмотреть на себя в «зеркало».

Очевидно, что такое использование собственности и применение интеллектуального потенциала вуза не может иметь место бесконечно. Вот по решению Ученого совета во ВГАУ и начат процесс преодоления застоя. Безусловно, для многих, привыкших к застойному стилю работы, это проходит болезненно. Но что поделаешь, подобные процессы бесконфликтно не идут. Да и меры известны из учебников по управлению, они лежат на поверхности и не требуют для обнаружения научного поиска и разработки стратегий развития.

5. Подводя итоги. Безусловно, произошедшие крутые перемены в жизни нашего общества требуют не только предвидения хода дальнейшего развития событий, выработки надежных, научно обоснованных путей выхода из образовавшихся тупиков, но и широкого применения известных методов наведения порядка в хозяйственной сфере. Сегодня облаченных в красивые документы идей, мнений, концепций, стратегий развития на всех уровнях управления накоплено немало. Почему же мы далеко не ушли в реализации этих хороших идей, потоками падающих на нас из уст множества образованных людей. Вероятнее всего потому, что вся наша практическая деятельность больше походила на митинги, а не на поступательное движение к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

достижению общественно значимых целей. На всяких форумах, совещаниях пришлось услышать массу прекрасных задумок, но, освободившись от митинговых иллюзий и снова войдя в мир реального бытия, многие, вернувшись домой, обнаружили, что домашний «очаг погас», а приготовленное на нем кто-то растащил и «жирует» на этом. Эти «кто-то» посредством разных манипуляций сконцентрировали в своих руках огромные богатства и забыли о своих обещаниях: будь они у власти -использовать все это эффективнее прежних правителей и с большей пользой для общества. А те, которые поверили их речам и даже разрабатывали очередные доктрины, стратегии и программы, возвратившись к своим «домашним очагам», чувствуют себя обманутыми и обобранными, ибо эти богатства и ресурсы общества повернуты далеко не на обслуживание интересов большинства граждан. Против необходимости поиска свежих идей возражений быть не может. Тем не менее в стране необходимо наведение элементарного порядка в рамках уже апробированных и сформулированных в различных кодексах (трудовом, административном, уголовном и других) идей обустройства нормальной жизни. А это означает, что на всех уровнях управления хозяйством необходимо непрерывно и методично наступать на интересы людей, которые противоречат здравому смыслу, нормам поведения в цивилизованном обществе, способствующим разрушению нашей страны. Да и правящей партии не мешало бы задуматься по поводу организации цивилизованного сожительства со своим народом. На заседании Госсовета России 27 декабря 2010 года глава Башкортостана сообщил, что опросы общественного мнения в республике выявили такую картину: лишь 1,5 процента населения озабочена ухудшением межэтнических отношений. Остальные граждане республики озабочены проблемами своих доходов, рабочих мест, коррупцией, усилением экономического пресса со стороны тарифов на энергоресурсы, поборов ЖКХ и т.д., то есть обычными житейскими проблемами, проблемами выживания.

т

Литература:

1. «Аргументы и факты», №39,29.05.2010.

2. Михайлов, А.Ю. Провал рыночных реформ в России: ко-

роль-то голый // Блог alexmix. Jun. 29th, 2011 .Российский экономический кризис. Взгляд микроэкономиста.

3. Попова, Н. Конфискация in rem: свет в конце туннеля?//

«Аргументы недели», №47, 02.12.2010.

4. Балацкий, Е.В. Постсоциалистический бизнес: проти-

воречия развития и результаты функционирования// «Капитал страны», 22.10.2010.

5. Костиков, В. В отстойнике демократии//Аргументы и

факты, 2011, №23.

6. Белоусов, В.И. Региональные стратегии: формальность

или действенность// Экономист, 2010, № 9.

7. Костиков, В. Суп из топора// Аргументы и факты, 2011,

№24.

8. Белоусов, В.И. Товарищества собственников жилья: тер-

ритория жульничества// «Капитал страны», 16.08.2010, 17.08.2010.

9. Белоусов, В.И. Для модернизации России центра Скол-

ково недостаточно// Территория и планирование, 2011,№2.

10. Белоусов, В.И., Белоусов, А.В. О путях повышения инновационной активности в аграрном секторе экономики региона// Экономист, 2009, № 7.

11. Белоусов, В.И., Шевченко, В.Е. Университетский комплекс: инновационный проект//Высшее образование в России. - М., 2003. - № 6.

12. Белоусов, В.П.,Белоусов, А.В., Шевченко, В.Е.«Чер-ноземная продовольственная долина» как основа продовольственной безопасности России //Интернет журнал «Капитал страны», 2010,21 апреля.

13. Шевченко, В.Е., Белоусов, В.И. Возрождение черноземов в констексте продовольственной безопасности // Экономист», 2010, № 5.

14. Россия нуждается в новых лидерах// Интернет-журнал «Капитал страны», 2011,17 июня.

УДК 316.26:81 ББК 13.27

Трушков В.В.,

доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва)

КОНТЕКСТЫ И ПОДТЕКСТЫ СТАЛИНСКОЙ РАБОТЫ (размышления о брошюре «Марксизм и вопросы языкознания »)

Более 60 лет назад увидела свет одна из двух важных теоретических работ, написанных И.В. Сталиным в послевоенные, последние годы жизни. Сразу замечу, что обеим работам явно не повезло: они до сих пор остаются слабо изученными и плохо осмысленными. Более того, те «историки мысли», которые привыкли, что послеста-линские руководители страны и партии сами теоретических работ не писали, так как «труд упорный им был тошен», время от времени подбрасывают мыслишку, будто «Марксизм и вопросы языкознания» написаны не Сталиным, а кем-то из академиков-языковедов. Но опровержение этой версии содержится уже в первой фразе сталинской работы: «Я не языковед... Что касается марксизма в языкознании, как и в других общественных науках, то к этому я имею прямое отношение». Поскольку Сталин раздуванием «списка научных трудов» не был обеспокоен, то писал только о том, к чему имел прямое отношение.

Замечание об особенностях некоторых работ И.В. Сталина

Работа И.В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» тем не менее после XX съезда КПСС, на котором Н.С. Хрущёв выступил с пресловутым докладом о культе личности, была чаще предметом не осмысления, а мелкотравчатого осмеяния: человек оторвался-де от жизни и её реальных проблем, ему нечем было заняться -вот он и начал рассуждать о языке. Впрочем, и те, кто не был склонен считать незначительными поднятые в брошюре проблемы, сосредоточивал внимание на том, что Сталин не допустил практически никаких ошибок в языкознании, что он серьёзно поднял роль языка в жизни СССР. Думается, такой узкоцеховой, языковедческий подход к этой работе серьёзно мешал и мешает осмыслению её содержания.

Здесь хотелось бы обратить внимание на одну особенность сталинского литературного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.