Научная статья на тему 'ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ПОИСКОВ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ПОИСКОВ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Педагогическая поддержка / подростки / смысл жизни / препятствия. / Pedagogical support / adolescents / meaning of life / obstacles.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокин Н. С.

Поиск смысла жизни является актуальной проблемой подросткового возраста. Сложность осознания смысла жизни для подростков состоит в наличии в их жизни разного рода препятствий, которые блокируют их смысложизненное самоопределение. Значимую роль в решении данной проблемы играет оказание подросткам педагогической поддержки, направленной на стимулирование преодолевать эти препятствия, а также указывающей на продуктивные способы решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR MEANINGFUL LIFE SEARCHES OF PERSONALITY IN ADOLESCENCE

The search for the meaning of life is a relevant issue during adolescence. The difficulty for adolescents in understanding the meaning of life lies in the presence of various kinds of obstacles in their lives that block their self-determination. A significant role in solving this problem plays pedagogical support aimed at encouraging adolescents to overcome these obstacles, as well as pointing out productive ways to solve problems.

Текст научной работы на тему «ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ПОИСКОВ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 37.013.75

ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ПОИСКОВ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

© 2024 Н. С. Сорокин

аспирант кафедры педагогики и профессионального образования e-mail: nikita00000000@mail.ru

Курский государственный университет

Поиск смысла жизни является актуальной проблемой подросткового возраста. Сложность осознания смысла жизни для подростков состоит в наличии в их жизни разного рода препятствий, которые блокируют их смысложизненное самоопределение. Значимую роль в решении данной проблемы играет оказание подросткам педагогической поддержки, направленной на стимулирование преодолевать эти препятствия, а также указывающей на продуктивные способы решения проблем.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, подростки, смысл жизни, препятствия.

IDEAS OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR MEANINGFUL LIFE SEARCHES OF PERSONALITY IN ADOLESCENCE

© 2024 N. S. Sorokin

Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Vocational Education

e-mail: nikita00000000@ mail. ru

Kursk State University

The search for the meaning of life is a relevant issue during adolescence. The difficulty for adolescents in understanding the meaning of life lies in the presence of various kinds of obstacles in their lives that block their self-determination. A significant role in solving this problem plays pedagogical support aimed at encouraging adolescents to overcome these obstacles, as well as pointing out productive ways to solve problems.

Keywords: pedagogical support, adolescents, meaning of life, obstacles.

Педагогическая поддержка требуется подросткам в тех случаях, когда у них не получается самостоятельно разобраться с трудностями, через которые они проходят на разных этапах воспитания, социализации и становления их личности. Роль педагога в данном контексте состоит в том, чтобы быть готовым оказать всю необходимую подростку поддержку в данном направлении. Эта поддержка не предполагает разрешения всех трудностей подростка или осуществления определенных действий вместо него. Поддержка педагога состоит в том, чтобы вдохновить подростка на разрешение имеющихся трудностей, а также указать ему возможные векторы или данные, которые помогут в этом процессе.

В научную разработку концепции педагогической поддержки значимый вклад внес О. С. Газман [2]. Педагог отмечал, что поддержка не может быть направлена на появление чего-то нового в подростке, а лишь на развитие того, что у него уже имеется, но сформировано недостаточно. Таким образом, поддержка направлена

именно на развитие «самости», «самостоятельности человека» [1, с. 28]. В работах автора представлено следующее определение педагогической поддержки: «процесс совместного с ребенком определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» [2, с. 58].

Идея преодоления тех препятствий, которые возникают на пути подростков в процессе их смысложизненного самоопределения, представляется интересной для исследования. Само понятие смысла жизни рассматривается в рамках различных дисциплин.

В социологии понятие смысла жизни определяется как своего рода предназначение человека, его личностное понимание того, в чем заключается цель его существования [10].

В философии понятие смысла жизни трактуется как наиболее значимая ценность существования индивида, которая заключается в том, какова конечная цель жизни человека, в соответствии с которой формируются все его интересы, предпочтения и нужды [11].

В психологии смысл жизни - это в той или иной степени «осознанное переживание интенциональной направленности и результативности собственной жизни, критерий ее субъективного оценивания и источник удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью» [9].

В педагогике под смыслом жизни понимается «комплекс ценностных представлений, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями, идеалом (высшим благом)» [8].

В рамках данной научной работы будем придерживаться определения понятия «смысл жизни», предложенного психологом-педагогом В.Э. Чудновским: «Смысл жизни - определенная идея, содержащая в себе цель жизни человека и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка» (цит. по: [6, с. 308]).

Рассмотрим особенности восприятия данного понятия подростками.

Проведенное в 2022 г. исследование, направленное на выявление того, имеют ли подростки представление о смысле их жизни и в чем именно они его видят, показало, что, если 90% опрошенных понимают в целом термин «смысл жизни», то смысл своей личной жизни понятен только 53% подростков. Полученный результат указывает на то, что подростки дифференцируют представленные понятия. Разграничив для себя понятия «смысл жизни» и «смысл своей жизни», ко второму понятию они отнесли следующие группы категорий [5, с. 143]:

- широкие социальные смыслы - 12% подростков. К данной категории автор отнес такие аспекты жизни в обществе, как оказание помощи окружающим людям, желание быть полезными, трудиться;

- групповые смыслы - 14% подростков. В этой категории автор особенно выделяет различные аспекты взаимодействия со своей семьей;

- индивидуальные смыслы - 25% подростков. Категория включает стремление жить для себя, следить за своим здоровьем, построить успешную карьеру в интересующей сфере деятельности, иметь финансовый достаток, развиваться и т.д.;

- познавательные смыслы - 13% подростков. К данной категории относятся образовательная деятельность, желание достигнуть понимания жизни и т.д.;

- эмоциональные смыслы - 10% подростков. Здесь автор подчеркивает значимость таких аспектов, как чувство счастья, любви и радости, вера, получение удовольствия.

Таким образом, большинство подростков в свое понимание смысла жизни вкладывают факторы, которые относятся к их индивидуальному развитию безотносительно к своему окружению, а порой и своему внутреннему эмоциональному состоянию.

Возвращаясь к тому, что только 53% опрошенных подростков смогли утвердительно ответить на вопрос о том, понимают ли они смысл своей жизни, важно отметить, что аналогичное исследование, проведенное годом ранее, показало, что смысл своей жизни смогли определить 77% подростков [Там же]. Отсюда возникает вопрос, в чем же причина такого снижения числа подростков, осознающих смысл своей жизни и свое предназначение?

Следуя за предположением Д.В. Григорьева о том, что педагогическая помощь подросткам в преодолении личностных и социокультурных преград, не позволяющих им осознать свой смысл жизни, будет действительно эффективна только при условии того, что подростки самостоятельного обнаружат эти преграды [3, с. 126], в рамках определения причин, препятствующих смысложизненному самоопределению подростков, был проведен опрос среди 50 участников Военно-патриотического объединения «Память» в возрасте 14-15 лет.

Для того чтобы избежать различной интерпретации самого понимания смысла жизни, подросткам было предложено ознакомиться с определением В.Э. Чудновского, после чего была проведена дискуссия, направленная на обсуждение того, как каждый из подростков понимает данное определение. После дискуссии подросткам было предложено поразмышлять о том, какие события, встречающиеся на их жизненном пути, становятся препятствием для осмысления своего смысла жизни.

Опрос показал, что наиболее частыми причинами, по мнению самих участников объединения, являются следующие:

- отсутствие принятия идей подростка родителями или близкими;

- навязывание подросткам смысла жизни, актуального для их семьи;

- буллинг со стороны сверстников, занижающий самооценку подростков;

- наличие разного рода зависимостей (компьютерные игры, телевидение), которые не дают подросткам сфокусироваться на своих собственных мыслях;

- загруженность учебной деятельностью или дополнительным образованием, ввиду чего целевое самоопределение становится приоритетнее ценностно-смыслового;

- конформизм, стремление быть принятым в коллективе, в результате чего подросток не ищет свой смысл жизни, а подстраивается под окружение.

Данные точки зрения в тех или иных формулировках присутствовали в ответах подростков.

Для наглядности представим полученные результаты в виде диаграммы.

Преграды смысложизненного самоопределения подростков

т

¡Е Количество ответов

о

■ Непринятие родителями ■ Навязывание смысла семьи ■ Буллинг

■ Зависимости ■ Целевое самоопределение ■ Конформизм

На основании результатов опроса можно сделать следующие выводы.

Наиболее частой причиной, которая мешает подросткам начать свой путь к смысложизненному самоопределению, становится влияние со стороны их родителей. Попытка родителей передать свой жизненный опыт ребенку может стать причиной, по которой подросток чувствует, что его собственные идеи и стремления не учитываются и не являются важными. Следовательно, отпадает потребность пытаться понять свои желания и цели в жизни, так как они не оцениваются родителями как имеющие значение. Подросток перестраивается в своей самоидентификации либо на роль, предложенную родителями, либо на роль «изгоя», чьи цели и стремления не воспринимаются всерьез.

Рассмотрим некоторые разные по полноте содержания примеры раскрытия подростками из Военно-патриотического объединения «Память» препятствий смысложизненного самоопределения, связанных с влиянием родителей. «Родители считают, что мое увлечение - это пустая трата времени» (девочка, 15 лет). «Мама часто говорит, что мое любимое занятие несерьезно» (девочка, 14 лет). «Папа всегда настаивает на своей точке зрения и говорит, что так всегда было в нашей семье (о занятиях спортом)» (мальчик, 15 лет). «У нас семья врачей, и родители всегда говорят, что это мое призвание» (мальчик, 14 лет). «Отец говорит заняться чем-то действительно серьезным (об участии в военно-патриотическом объединении)» (мальчик, 15 лет).

Как видно из примеров, мотивацией родителей является именно поддержание семейных ценностей и традиций, а также направление детей, как они полагают, в сторону успешной самореализации. Однако такой подход не учитывает индивидуальные особенности подростка, заложенный в него потенциал, помощь в реализации которого и является первоочередной задачей педагогической поддержки.

Важно отметить, что педагогическая поддержка может быть направлена не только на детей, но и на их родителей. В рамках такой поддержки осуществляется обучение и информирование родителей с целью не допустить возникновения конфликтов и иных сложностей во взаимоотношениях в семье, а также с целью становления педагогической культуры родителей, которая предполагает унифицирование принципов воспитания обоих родителей, создание позитивного взаимодействия в семье. Кроме того, педагогическая поддержка родителей включает их консультирование по вопросам физиологических и психологических особенностей становления ребенка, способов прохождения этапов семейных кризисов, а также эффективных методов воспитательных воздействий и т.д. [4, с. 96].

Исходя из представленных данных, можно предположить, что первым и наиболее эффективным шагом в педагогической поддержке смысложизненного самоопределения подростков является оказание педагогической поддержки их родителям. В рамках данной поддержки важно донести до родителей тот факт, что смысложизненное самоопределение идет в основе развития и благополучия их детей. Отсюда цель работы родителей в данном направлении состоит в обсуждении:

- индивидуальности каждого ребенка. Дети имеют свои уникальные интересы, таланты, цели и ценности. Родителям необходимо позволить им самостоятельно искать и определять смысл и цель своей жизни, не навязывая свои собственные ожидания;

- важности оказания поддержки. Родители должны быть опорой и поддержкой для своих детей в их стремлениях и целях, выказывать интерес и уважение к тому, что для детей важно, и помогать им в достижении целей, предлагая необходимую помощь и ресурсы;

- неизбежности ошибок и неудач. Родителям важно понимать, что процесс самоопределения может быть сложным и иногда сопряжен с неудачами и ошибками. Важно научить детей использовать эти ситуации как уроки и возможности для роста, а не как причину отчаяния или расстройства;

- необходимости быть открытыми к различным путям. Родителям важно быть открытыми и толерантными к различным идейным направлениям, которые могут выбрать их дети. Важно помнить, что смысл и цель жизни могут изменяться в течение времени, и дети должны иметь свободу и возможность исследовать и выбирать свой собственный путь;

- важности общения и взаимодействия. Родителям следует налаживать открытый диалог с детьми о том, что для них важно и как они видят свою жизнь. Это поможет родителям лучше понять и поддержать смысложизненное самоопределение своих детей.

В целом важно, чтобы родители были готовы поддерживать своих детей в их смысложизненном самоопределении, предлагая им свободу выбора, поддержку и понимание, создавая благоприятную среду для их развития и роста.

Отметим, что детско-взрослое объединение является плодотворной площадкой для такого взаимодействия, так как суть такого объединения состоит в тесном взаимодействии ребенка и взрослого человека.

Следующие по значимости для подростков препятствия их смысложизненного самоопределения включают загруженность учебной деятельностью или дополнительным образованием. Данный фактор частично связан с отношением родителей к вопросу понимания подростками их смысла жизни ввиду того, что именно родители, как правило, определяют степень загруженности ребенка - его внеурочную активность и время, отведенное для отдыха и рефлексии. Следовательно, педагогическая поддержка в данном вопросе отчасти состоит также в беседе с родителями. Что касается работы непосредственно с самим подростком, то здесь актуальной будет беседа, целью которой является оказание подростку помощи в выборе именно того направления занятости, которое ему откликается. В случае невозможности изменений в графике подростка важно научить его (пусть кратко) осуществлять рефлексию своих действий и занятий, отмечая для себя то, что подростку нравится больше или меньше всего. Такая практика будет способствовать тому, что подросток как по бусинам будет собирать картину своего «Я», того, что действительно ему приятно и привлекательно, и того, что не приносит ему внутреннего удовлетворения и не является частью его картины мира.

Далее в рамках опроса более половины подростков (54%) отметили конформизм, то есть стремление быть принятым в коллективе, как препятствие их смысложизненного самоопределения. В классе, школе, объединении и обществе в целом приняты определенные нормы, стандарты и стереотипы, в рамках которых подростки растут, воспитываются и формируют свое понимание смысла жизни. Однако подростки не могут с уверенностью сказать, действительно ли это их смысл жизни или это смысл жизни, навеянный окружением. Частично к данному препятствию можно отнести и буллинг, так как он также отражает влияние общественности на смысложизненное самоопределение подростков, только в негативном ключе.

В рамках рассматриваемого препятствия педагогу важно быть способным увидеть индивидуальность каждого подростка и помочь ему познакомиться со своим личным «Я». Такая работа может проводиться по следующим этапам.

• Активное слушание и беседа. Педагогу важно провести беседу с подростком. В рамках беседы педагог может задать необходимые вопросы подростку (Что тебе больше всего нравится в Х занятии? Что тебе не нравится в У работе? и т.д.) или дать

задания, которые позволят ему почувствовать свои интересы. Например, если педагог видит в ребенке потенциал лидера, но в коллективе данный ребенок не проявляет свой потенциал, педагог может дать ему задание, направленное на раскрытие его лидерских качеств (подготовить с классом стенгазету, организовать чаепитие и т.д.).

• Поддержка самовыражения. Подростку необходимо дать возможность выразить себя через искусство, литературу, музыку, письмо или другой процесс. Педагогу важно получить от подростка в данной деятельности обратную связь - его эмоции, понимание того, что нравится или не нравится в данном процессе, и т.д. Подростки также могут испытывать сомнения и неуверенность в себе. Важно, чтобы они чувствовали, что педагог всегда поддержит в их начинаниях.

• Установление целей. Важно направить подростка к размышлению о своих желаниях и целях в жизни, предложить разработать план по их достижению.

• Предоставление информации. Педагогу важно объяснить подростку значимость таких понятий как самосознание, эмоциональный интеллект, самооценка и т.д., которые помогут ему лучше понять себя.

• Содействие в развитии самоанализа. Педагогу важно научить подростка задавать себе вопросы, анализировать свои мысли и эмоции, а также размышлять о своих действиях и их последствиях.

Важно помнить, что каждый подросток уникален, поэтому эти методы должны быть адаптированы к его индивидуальным потребностям и особенностям его личности.

В наименьшей степени в качестве препятствия смысложизненному самоопределению подростки отмечали наличие разного рода зависимостей (компьютерные игры, телевидение, Интернет) (14%). Однако важно понимать, что такой низкий процент связан в первую очередь со спецификой выборки исследования, в которую вошли подростки, занимающие в основном активную социальную позицию (являются участниками Военно-патриотического объединения «Память»). В ином контексте проблема игровой или интернет-зависимости у подростков является довольно актуальной [7, с. 885]. Ввиду того что данная проблема во многом связана с отношением к ней родителей подростков, работу в направлении ее решения желательно проводить совместно с родителями. Однако важно выстраивать это сотрудничество таким образом, чтобы подросток не чувствовал угрозу. Для этого важно предложить подростку не менее привлекательную для него альтернативу иного вида деятельности, которая поможет «выдернуть» его из того образа жизни, в котором он находится. Такая работа также предполагает понимание педагогом того, какой потенциал присутствует в ребенке, чтобы создать для него по-настоящему интересную альтернативу (создание музыкальной группы в классе, участие в школьном КВН, поездка в лагерь в качестве помощника вожатого и т.д.).

Таким образом, современные подростки испытывают значимые трудности в определении для себя понятия смысла жизни. Первостепенные препятствия для смысложизненного самоопределения они при этом видят в отсутствии принятия их идей родителями, навязывании им смысла жизни, актуального для их семьи, загруженности учебной и внеурочной деятельностью, конформизме, буллинге со стороны сверстников, наличии разного рода зависимостей (компьютерные игры, Интернет) и т.д. Значимым подспорьем в преодолении обозначенных препятствий может стать педагогическая поддержка, предполагающая направление подростков педагогом в сторону развития заложенного в них потенциала, а также в сторону осознания своих глубинных целей и интересов.

Библиографический список

1. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХ1 века / О. С. Газман // Новые ценности образования: «Забота» - «поддержка» -«консультирование». - Москва: УВЦ «Инноватор», 1996. - Выпуск 6. - С. 10-38.

2. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе / под редакцией Н. Б. Крыловой. - Москва: УВЦ «Инноватор», 1995. - Выпуск 3. - С. 58-64.

3. Григорьев, Д. В. Педагогическая поддержка поиска старшеклассниками ценностных смыслов жизни: диссертация ... кандидата педагогических наук / Дмитрий Васильевич Григорьев. - Москва, 2000. - 177 с.

4. Иванова, К. В. Формы взаимодействия педагогов с родителями в рамках деятельности консультационно-методического центра / К. В. Иванова, М. К. Иванова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-3. - С. 96-98.

5. Круглова, М. Б. Становление представлений о смысле жизни у восьмиклассников / М. Б. Круглова // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. - 2022. - №1. - С. 142-147.

6. Ложникова, О. М. Возможна ли жизнь без смысла / О. М. Ложникова // Психологические проблемы смысла жизни и акме. - 2021. - №1. - С. 308-310.

7. Петрова, В. И. Интернет-зависимость у подростков и ее влияние на эмоциональную сферу / В. И. Петрова // Вестник науки. - 2023. - №12 (69). -С. 885-891.

8. Смысл жизни // Педагогический терминологический словарь. - иЯЬ: https://ras-pedagogical-dict.slovaronline.com/2980-Смысл жизни (дата обращения: 07.01.2024).

9. Смысл жизни // Психологический лексикон. - иЯЬ: https://psihologicheskij-leksikon.slovaronline.com/274-смысл_жизни (дата обращения: 07.01.2024).

10. Смысл жизни // Социология (в 3 томах) - словарь по книге. - иЯЬ: https://1130.slovaronline.com/436-смысл_жизни (дата обращения: 07.01.2024).

11. Смысл жизни // Тематический философский словарь. - иЯЬ: https://rus-tematic-philosoph-dict.slovaronline.com/298-смысл_жизни (дата обращения: 07.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.