В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
УДК 316
ИДЕИ О ЗНАНИИ В РАБОТАХ А. САЛОМОНА © 2012 г. М.А. Перова
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, ул. Кирова, 86, г. Новосибирск, 630102, info@sibsutis.ru
Siberian State University of Telecommunications and Informatics, Kirova St., 86, Novosibirsk, 630102, info@sibsutis.ru
Дается обзор деятельности малоизвестного в России немецкого социолога, иммигрировавшего в 30-е гг. XX в. в США -Альберта Саломона, вклад которого в развитие социологии признан в странах Запада. Он является представителем идей гуманизма, его работы послужили толчком к деятельности таких именитых социологов, как П. Бергер и Т. Лукман. Рассматривается один из аспектов деятельности А. Саломона - сфера социологии знания. Анализируются ключевые идеи наиболее значимого его произведения «Хвала просвещению», в нем представлены интеллектуальные констелляции различных периодов: мыслители, рассуждающие о знании и его роли для человека с античных времен и до современников самого автора.
Ключевые слова: Альберт Саломон, социология знания, общество прогресса, «Хвала просвещению», интеллектуальные констелляции.
In the work we present the overview of the work of the little-known in Russia German sociologist, immigrated to the 30s. XX century. in the U.S. - Albert Salomon whose contribution to the development of sociology is recognized in the West. He represents the ideas of humanism, his work served as an impetus to the work of such eminent sociologists as Peter Berger and Thomas Luckman. We consider one of the aspects ofA. Salomon work - the field of sociology of knowledge. We analyze the key ideas of his most significant works, «Praise be to educated», it presents the intellectual constellation of different periods: the thinkers who argue about knowledge and its role for a man from the ancient times to the contemporaries of the author.
Keywords: Albert Salomon, sociology of knowledge, society ofprogress, «In praise of enlightenment», intellectual constellations.
Мир развивается стремительно, ежедневно в науке совершаются открытия, развивается техника, идут войны, взгляды и устои общества меняются. На возникающие в связи с этим вопросы: к чему мы идем, почему все происходит именно так, от чего зависит происходящее, - человечество всегда пыталось найти ответы, оставив в наследие знание в виде множества научных трактатов и теорий.
В настоящей работе рассматриваются идеи о знании сквозь призму жизненного опыта Альберта Саломона - немецкого социолога, вынужденного иммигрировать в январе 1935 г. в Нью-Йорк и первоначально «посвятившего себя преподаванию, вместо написания книг» в New School for social research [1]. Саломон провел комплексный анализ идей мыслителей с античности до современности, а также прогнозов на будущее, поэтому нами предпринята попытка исследования его идей о знании в исторической ретроспективе [2].
В первой части статьи рассмотрена интерпретация Саломоном Эпиктета [3], а также дан анализ актуальности подобной интерпретации. Вторая часть посвящена идеям романтизма Сен-Симона. В третьей -приводится оценка Саломоном современности и прогнозов на будущее, уделено внимание сложившейся констелляции его учеников и последователей.
Необходимо сделать оговорку, что нами рассматриваются не специфические аспекты знания, такие
как религиозные, научные, и так далее, а, прежде всего, повседневные знания, присутствующие в жизни человека вне зависимости от его рода деятельности, т.е. речь идет о знании в условиях западной культуры, анализируемом ее представителем. Необходимость комментария обусловлена тем, что в разных культурах и обществах разум, реальность и знание имеют различное толкование.
Знание с позиций стоицизма. Как мировоззрение стоицизм определяет понимание мира и высвобождение философа от него через независимость сознания. Подобная идея свободы выбора между жизнью и смертью сделала стоицизм весьма привлекательным [3, p. 15].
Многие одновременно восхваляют и критикуют стоицизм за его умение понимать человеческую слабость и - презирать человеческую самодостаточность. Так, Монтескье был уверен, что приверженность к христианской религии защитила его от принятия стоицизма. В то же время Саломон настаивает на его спорной ценности [3, p. 15 - 16].
Для самого Саломона знания были важны - в автобиографии он вспоминает: «... sie [Süßigkeit des Lebens] bestand viel mehr in einer unbegrenzten Lust zu lernen und den Horizont zu erweitern.» [1, s. 14].
В работе «In praise of Enlightenment» первая глава посвящена «Руководству» Эпиктета. Говоря о его
значимости для современной философии, Саломон подчеркивает, что эта «небольшая книжечка» стала весьма популярной среди многих интеллектуалов. Ее довольно подробно изучали А. Смит и А. Фергюссон, которые ценили стоицизм за способность уладить споры между социальной зависимостью и личной независимостью. По мнению Саломона, это позднее послужило возрождению стоицизма [3, р. 16].
Современность также наложила свой отпечаток. Стоицизм зародился во времена деспотизма в Римской империи, в то время как поздний его вариант символизирует появление независимых мыслителей, свободных интеллектуалов и светскую, не связанную с церковью цивилизацию. Саломон отмечает, что «новый стоицизм разрушил прежний деспотизм и создал новый в виде абсолютного государства» [3, р. 17]. Поэтому новые философы в какой-то мере пытались продолжать прежний путь. Внимание в своем произведении Саломон уделяет обзору эффектов, производимых «Руководством» Эпиктета в современных ему условиях, а также актуальности этого произведения и сегодня. Особенно значим эффект, когда мы понимаем, что «Руководство» не создавалось в качестве философского трактата.
Со слов Саломона, оно представляет собой краткое описание идей и необходимых механизмов для преобразования стоической философии в способ жизни [3, р. 18]. Согласно стоицизму, такие составляющие нашей жизни, как здоровье, благополучие, репутация, престиж, жизнь и смерть тех, кого мы любим, не подвластны человеческим действиям. Человек способен управлять лишь своими мыслями, намерениями и желаниями. Это позволяет фокусироваться на самоконтроле [4]. Иными словами, свобода сводится к терпению и воздержанию. Необходимо изменять свое отношение к вещам и окружающему миру, так как ни вещи, ни сам мир человек изменить не в состоянии. Главная задача человека - осознание, что в его власти и правильное отношение относительно независящего от него.
Независящее от человека не должно воздействовать на его душевную свободу или каким-то образом стеснять ее; необходимо относиться к окружающему без эмоций. Подобные мысли в первую очередь указывают на призыв к созерцательности. Во многом подобные мысли схожи с христианством, в этом Са-ломон видит положительный аспект, так как религия помогает человеку найти место в мире.
Саломон трактует Эпиктета, говоря о том, что знание делает человека свободным [3, р. 18]. Это позволяет существовать в согласии с природой, не нарушая ее законов. Но он отмечает и недостаток - всеобъемлющий самоконтроль предполагает отказ от эмоциональной стороны жизни. Одной из ключевых мыслей Саломона является высказывание о содержании в стоицизме идей свободы и зависимости, соотношения Я и мира, которые также содержатся в основных идеях современного рационализма [3, р. 20].
Важным моментом является присутствие в работах Эпиктета и Саломона идеи о том, что разум и знание дают человеку свободу. Сложно утверждать, на-
сколько Саломон согласен с мыслями Эпиктета о предоставлении индивиду свободы через освобождение от эмоций и изменение отношения к окружающему миру. Но с определенной долей уверенности можно полагать, что оба сходятся в мысли об обладании разумом и знанием, дающими силу и независимость.
Саломон неоднократно подчеркивает, что разум человека отражает его сущность, с его помощью человек способен выбирать и совершать поступки. Несомненно, разум имеет непосредственное отношение к знанию, так как именно он позволяет понимать и осознавать события и их последствия, осмысливать, объединять приобретенный опыт, знания, понятия.
«Религия прогресса» в эпоху романтизма. В части, посвященной Сен-Симону, Саломон пишет о классовом сознании побежденной элиты, указывая, что «классовое сознание приходит с вершины общества» [3, р. 62]. В своих заметках Сен-Симон анализирует социальные роли и пути их получения: кто-то приобрел роль благодаря силе, другие - знанию (образование), а третьи - просто удаче. Хотя в те времена было сложно добиться высокого статуса в обществе благодаря образованию. Особое место уделяется социальным ролям в самореализации и развитии.
Во времена Сен-Симона буржуазия уже формировалась как класс, но сознание ее еще не было развито. Саломон говорит о классе, который определялся финансовым благосостоянием и имитировал образ жизни дворян [3, р. 70]. Сен-Симон отмечает, что чувством защищенности новые классы обязаны были королевскому авторитету, хотя они и не осознавали своей силы через политические институты, в особенности без интеллектуалов, которые могли бы привнести иные настроения [3, р. 70]. Здесь можно обратиться к идее Са-ломона (неоднократно упоминаемой им) о том, что позднее классовое сознание изменится именно благодаря интеллектуалам - обладателям знания.
Сен-Симон считает, что члены его класса (герцоги и лорды) были побеждены историческими обстоятельствами [3, р. 71]. Когда король перестал доверять своим приближенным-дворянам, так как не мог осуществлять контроль над ними, он их распустил. Тем не менее любил приглашать их для юридического обучения - он чувствовал власть над ними, рассуждая о чувстве благодарности, которое должны иметь его министры, получая возможность служить королю. Таким образом, по словам Сен-Симона, он развил концепцию своего класса как побежденного.
В работах «Die Religion des Fortschritts» несмотря на множество положительных высказываний в адрес Сен-Симона, и в «In praise of enlightment» [3, 5], Са-ломон критикует его взгляды, называя их «религией прогресса», которая, прежде всего, имеет отношение к росту материальных интересов и падению духовности [6, s. 193 - 195]. Таким образом, в идеях Сен-Симона господствует идея прогресса, развития его руками человека, основанного на новых знаниях. Он считал необходимым выявить наиболее разумный строй общества, который будет способствовать дальнейшему его развитию.
Саломон противопоставляет социологию и литературу. Литература познает истину посредством символов и изображений. Это истина о всеобщем, рассматриваемая в единстве человека и окружающего мира. Социология, напротив, познает истину с позиций социальных отношений и социальных процессов [3, р. 142]. Она взаимодействует с человеком как частью общества. Социолог - это философ нового типа, использующий, прежде всего, научные методы. Саломон вводит выражение «социальный инженер», т.е. человек, получающий новые знания, стремящийся изменить мир. Поэт лишь сохраняет и продолжает истину [3, р. 143].
В социологии, по мнению Саломона, господствует идея предопределенности жизни индивида динамикой групп, и общественными предписаниями [3, р. 143]. Подобный взгляд, с одной стороны, конструктивен, так как общество рассматривается в качестве учителя, оно дает возможность реализации собственных способностей, а с другой - деструктивен, поскольку индивид «задыхается» от социальных стереотипов и обязанностей, навязываемых обществом [3, р. 144]. Это, по нашему мнению, дает понимание двойственности истины как объективной (с позиции социологии как науки) и субъективной (с позиции литературы как сферы искусства, выражающей видение мира автором).
Современность: знание с позиции учеников. Идеи Саломона оказали влияние на Т. Лукмана и П.Л. Бергера, особенно его интерпретации Дюркгейма, о чем авторы указывают во введении к своей книге [6].
В продолжение наблюдений Сен-Симона о сознании «побежденной группы», Дюркгейм продемонстрировал наличие коммуникации в обществе посредством символов. Он указывал на то, что мифические и моральные символы представляют проявление коллективного сознания. Дюркгейм пришел к выводу, что они воздействуют не только на сознание группы, но и индивидов, ее составляющих.
В качестве одного из способов передачи знания он рассматривал образование, ведущее за собой социализацию еще неопытного индивида и включение его в те или иные рамки. Саломон трактует понимание Дюркгеймом образования как социализацию индивида на основе идеалов и ценностей предыдущих поколений [3, р. 228].
Глубокий анализ предшествующих идей о знании провели упомянутые выше Т. Лукман и П.Л. Бергер, обобщившие античные идеи о восприятии мира, а также работы предшественников и современников А. Саломо-на. Они пришли к выводу, что знание в повседневной жизни между индивидами распределено неравномерно [6, 8. 23 - 25]. Этим объясняется различное видение мира, поскольку они находятся в различных реальностях, обладают различным опытом и знанием. Даже во время войн и революций, революционные группы пытаются создать свои символы, отражающие их намерения [3, р. 237].
Саломон придерживается мнения, что ни экономическое, ни технологическое общества не способны создавать символы. Символы отражают объективное значение действий, объектов, событий, представляю-
Поступила в редакцию
щих конкретные образцы, присутствующие в обществе. В то же время экономические процессы, будучи субъективными на различных уровнях, не имеют символического содержания [3, р. 239].
С учетом вышесказанного, знание, соответствующее образцам в обществе, рассматривается как нормальное, должное. К нему относят проверенные интерпретации социального мира, манеры поведения и обращения с предметами и людьми, позволяющие с минимальными усилиями достичь максимального успеха. То есть такой образец служит своеобразным «рецептом», и каждый, кто хочет добиться определенной цели должен следовать ему.
На основании описанных выше идей А. Саломон анализирует не только категорию свободы, но и использования человеком его знания. Это означает важность для него в большей мере духовной, а не материальной составляющей жизни. Поэтому он критикует взгляды Сен-Симона и Конта, хотя в большей степени настроения представителей романтизма.
Как предполагал Дюркгейм, с развитием техники ценности человечества изменятся: взаимоуважение, любовь уйдут на второй план; важнее будет достижение материальных благ. Этого же опасается Саломон, критикующий «религию прогресса» и призывающий человека действовать не в соответствии с желанием выгоды, а руководствуясь идеями о смысле жизни, который не может заключаться в обогащении. На наш взгляд, со временем подобные убеждения приобретают большую актуальность.
В связи с этим идеи гуманизма в современном мире особенно сочетаемы с теориями в сфере экономики, техники и инноваций: если еще несколько десятилетий назад целью компаний было получение максимальной прибыли, то в последнее время наряду с ней возникают идеи социальной ответственности бизнеса.
Таким образом, в трудах Саломона господствует мысль о том, что знание (независимо от того, существовавшее ли оно ранее или новое) должно служить на благо человека и общества, а не разрушать его изнутри.
Литература
1. Salomen A. Im Schatten einer endlosen großen Zeit. Biographische Materialien und Schriften 1921 - 1933. Wiesbaden. 1966. Vol. 1. S. 13 - 29.
2. Gostmann P. Von Berlin nach New York. Albert Salomons Weg im Intellektuellen Feld des 20. Jahrhunderts II Verlassene Stufen der Reflexion. Albert Salomon und die Aufklärung der Soziologie. Wiesbaden, 2001. S. 21 - 55.
3. Salomon A. In praise of Enlightenment. N.Y., 1963. 462 p.
4. Epictetus. URL: http:IIfind.galegroup.com.ubproxy.ub.uni-frankfurt.de/ (дата обращения: 17.07.2011).
5. Salomon A. Die Religion des Fortschritts. Wiesbaden, 2010. Vol. 3: Schriften 1942 - 1949. S. 191 - 210.
6. Lukman T., Berger P.L. Die gesellschaftliche Konstruktion der Wirklichkeit. Wiesbaden, 1969. 374 s.
21 сентября 2011 г.